Былина «садко»

Былины подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. м. горький искусство народных мастеров стало легендой, его. - презентация

Былина «Садко» краткое содержание

Былина «Садко» краткое содержание для читательского дневника Вы можете составить сами с представленых вариантов, чтобы получить лучшую оценку.

Былина «Садко» кратко очень

Садко-молодой гусляр из Великого Новгорода. Садко звали на честные пиры, где он играл на гуслях и зарабатывал на жизнь. Но вот уже 9 дней его не зовут на пиры и он очень горевал. Пошёл он к Ильмень-озеру. Играл на гуслях и вдруг появляется морской царь. Тот поблагодарил Садко за его игру на гуслях и научил как получить богатство. Он поспорил с купцами, что в озере водиться рыба с золотыми плавниками. Садко выиграл спор и стал богачем. После этого гусляр устроил пир. Вдруг один купец сказал что: раз Садко такой богатый пусть купит все товары в Новгороде. Он согласился, а если проиграет то даст каждому купцу по тридцать тысяч рублей. На первый день он послал слуг и сам пошел покупать все товары. На второй день появилось еще больше товаров. А на третий день Садко понял, что не сможет скупить все товары. Так Садко проиграл спор и дал купцам по тридцать тысяч рублей. Он построил корабли, погрузил товар и отправился в дальние страны. Когда он возвращался в Новгород забушевало море. Садко подумал, что Морской царь на него гневается и решил, что нужно отдать жертву. Попрощавшись со своими слугами он спустился в воду. Садко увидел Морского царя на глубине океана. Тот попросил гусляра сыграть на гуслях и пустился в пляс. Царю так понравилась его игра, что он захотел женить Садко на одной из дочерей. Вдруг перед Садко появился Миколя Можайский ( святой человек ) и подсказал Садко выбрать в жёны девицу Чернавку. Он так и сделал. Потом они вместе вышли на сушу, где их встретил весь Новгород. Садко больше в море не плавал.

Былина «Садко» краткое содержание

Садко был бедным гусляром. Он зарабатывал на хлеб играя на пирах. Но вот уже девять дней подряд Садка не приглашают ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого». Он отдал 30 тысяч купцам.

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко понял, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске, о проснулся уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей.

По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

Очень краткое содержание

Новгородский гусляр Садко зарабатывает на жизнь тем, что играет на пирах. Настало время, когда его перестали звать «на почестен пир».  Грустный идет он к Ильмень-озеру и играет на гуслях, из воды появляется морской царь и подсказывает ему, как избавиться от бедствий. Когда позовут его на пир, надобно заключить спор с купцами, что изловит он рыбу с золотыми перьями. Садко так и поступает.

Морской царь помогает музыканту, Садко вылавливает три таких рыбы и побеждает в споре. Благодаря этому выигрышу Садко становится богатым купцом, одним из самых влиятельных людей в Новгороде, вновь вступает он в спор с купцами и народом. Говорит, что скупит все товары, какие только есть в Новгороде, но это ему не удается. С каждым днём товаров всё больше. Заплатив заклад за проигрыш, Садко строит корабли и отправляется в море, чтобы продать товары.

На обратном пути торговые корабли Садко останавливает сильная буря. Чтобы задобрить морского царя на дно бросают злато и серебро, но ничего не помогает, буря не прекращается. Нужно принести кого-нибудь в жертву царю, отправить одного из людей на дно морское.

Решают бросать жребий, он выпадает Садко. Бросают второй раз. Снова Садко. Делать нечего. Купец оказывается в морском царстве, играет там на гуслях. Пока он играет, а морской властитель пляшет, — на море разыгралась буря, тонут корабли, гибнут люди.

К Садко в образе старца является святой Микола Можайский и просит избавить людей от бури, прекратить играть. Садко говорит, что у него нет в море своей воли. Старец советует ему оборвать струны и дает совет, как спастись из морского царства и вернуться домой.

Морской царь хочет женить Садко, предлагает ему выбрать невесту. Перед ним проходят три партии по триста девиц, одна краше другой. По совету Миколы Можайского, Садко останавливается на той, которая идет последней. Красавицу зовут Чернава. Она помогает ему вернуться домой. Садко уходит спать и просыпается у берега реки Чернавы вблизи Новгорода. Построил Садко церковь в честь Миколы Можайского, стал жить счастливо в Новгороде и в море больше не ходил.

Читаем самостоятельно

Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей разбойник». Ответьте на следующие вопросы: 

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину. Какой теме она посвящена? 

         Киевский цикл. Тема былины — защита Руси от врагов, доблесть богатыря. 

2 . Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины. 

         Илья Муромец не захотел стать черниговским воеводой, так как ценил свою свободу и торопился в Киев Он не хотел служить кому-то. Ему помогло победить его стремление делать только добрые дела, а как известно, что добро славный всегда побеждает зло.  

         Народ относится к нему с уважением и добротой. Именно это и сближает его с героями народных сказок. Образ Ильи Муромца стал народным образом

         Илья Муромец — удаленький добрый молодец, богатырь, старый казак, мужик-деревенщина. У него «белы ручушки». Эти эпитеты позволяют представить главного героя сильным, здоровым, смелым персонажем. 

3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют? 

         Выражают симпатию. (например, Царя к богатырю). 

4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме,  бесстрашия помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам? 

         Помимо бесстрашия богатырь проявил свою решительность, мудрость, умение контролировать ситуацию. Илья в конце былины говорит о том, что хватит уже Соловью-разбойнику такие бесчинства устраивать, да песни ему воспевать. 

5. Как вы понимаете концовку былины? 

         Илья Муромец показал убийством Соловья-разбойника то, что он положит конец всему злу и врагам на Руси. 

Характерные черты былинского стиля

1. Эпический жанр

Былины являются эпическими произведениями народной поэзии. Они состоят из подвиговых сюжетов, описывающих подвиги героев в сражениях и приключениях. Герои былин часто имеют сверхчеловеческую силу и могут сразиться с несколькими противниками одновременно.

2. Ораторское выражение

В былинах много ораторских фраз и оборотов речи, которые помогают передать мощь и героизм действующих лиц. Герои былин часто произносят высокопарные речи и величественные монологи, подчеркивающие их силу и величие.

3. Изображение природы

В былинах неотъемлемой частью является детальное описание природы и окружающей среды. Читатель описаниями водорослей, высоких гор, широких степей и бескрайних полей окунается в мир древнерусской природы и передающей величие и мощь былинных героев.

4. Простота и доступность

Былины создавались народными поэтами для народа. Они должны были быть легко запоминаемыми и понятными всем слоям общества. Именно поэтому в былинах используются простые, доступные и эмоциональные средства выражения, которые легко запоминаются и задерживаются в памяти.

5. Использование эпитетов

Эпитеты — это поэтические слова и выражения, используемые для украшения и усиления речи. В былинах они часто используются для описания героев, их подвигов и событий. Такие выражения, как «смелые герои», «небесная краса» или «бушующие волны», придают тексту поэтичности и уникальности.

6. Ритмическая структура

Былины часто имеют определенную ритмическую структуру, которая помогает при чтении или исполнении этих произведений. Ритм рассказа, синтаксический ритм предложений и использование повторов, параллелизма и музыкальных элементов придают былинам своеобразность и запоминающуюся мелодичность.

Особенности изложения

Рассматривая сходство и различия былины и сказки как жанров русского фольклора, следует отметить, что обе они использовали устойчивые обороты, переходящие из текста в текст:

  • «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
  • «Черным-черно», «серый зверь да не прорыскиват».

Их применение не только создавало особую поэтику, но и помогало запомнить довольно объемные произведения.

Также часто применялись постоянные эпитеты: «добрый молодец», «силушка богатырская», «дорожка прямоезжая».

Сходства и различия сказок и былин говорят о том, что это различные фольклорные жанры, но имеющие много общих черт.

На вопрос Чем отличается былина от сказки и что между ними общего? заданный автором хлебосольный
лучший ответ это Былины — русские народные песни о подвигах богатырей, сохранившиеся на севере России в памяти певцов-сказателей.Форма былины — нерифмованный стих с 2–3 ударениями. Былина — это особый жанр русского фольклора. Это повествование о легендарных героических подвигах, совершаемых храбрыми, благородными богатырями. Не щадя своей жизни, богатыри сражаются за родную землю и спасают её от вражеских нашествий.Сказка:1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит «строгодостоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка) .2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) , на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «казать» . Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.Слово «сказка» предполагает, что о нем узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Ответ от Инна
Былина-героическая песня, главными героями которой являются богатыри. В ней, как и в сказке есть вымысел

Ответ от Европеоидный
Было-быль-былина. Это то, что имело место быть (или могло быть) с небольшим преувиличением. Например; человек среднего роста становился богатырём. Он спас ребёнка, а рассказывают-деревню, т. д. Сказка это всё вымысел на определённую тему. Обобщает их то, что их интересно слушать, читать, смотреть снятые мульт и худ. фильмы. И мы выросли на сказках и былинах

Ответ от тишина
Сказки повествуют о том, что было, но этого уже никто не помнит, что оно было, а былины — то, что было, и кое кто еще об этом помнит…

Ответ от Отпроситься
1 в стихотворной форме и на словах, а 2-проза и написана на носителе (в древние времена)

Ответ от Матвей Клименко
эм да все вы правы сказать нечего)кто согласны лайк)

Ответ от Маша Васильева
Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам.Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.В сказке используется разговорный стиль повествования, былина исполняется речитативом.Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер.Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты. Подробнее: ссылка

Ответ от Ѐоман Ручкин
общее- мифологичностьразница-былина обычно на исторический или псевдоисторический сюжет, эпикасказка- на волшебный, бытовой или звериный сюжет

просмотров

Жанровые особенности былины

Современная былина представляет собой эпическое произведение устного народного творчества, которое передается из поколения в поколение, украшая историю русского народа. Ее жанровые особенности способствуют созданию особой атмосферы и передаче эмоций.

1. Героический эпос: Былина рассказывает о подвигах героев и их эпических сражениях с различными противниками. Герой былины выступает как непобедимый «богатырь» и символ национальной мощи и силы.

2. Мифологический фольклор: В былине часто встречаются мифологические персонажи и существа, такие как ведьмы, демоны, змеи и другие магические создания. Они создают загадочную и волшебную атмосферу в произведении.

3. Народная выразительность: Былина отмечается народным языком, она полна выразительных и эмоциональных образов, использующих стилизацию и оригинальные обороты речи.

4

Ритм: Важной особенностью былины является ее музыкальность и ритмичность. Текст былины оформлен в виде стихов, которые исполняются в специфическом ритме и мелодии

5. Использование повторений: В былине часто повторяются фразы, эпитеты, образы и сюжетные мотивы

Это придает произведению особую мантравидность и помогает сосредоточить внимание слушателей

6. Дуализм в рассказе: В былинах присутствует диалектическое разделение хорошего и злого, светлого и темного. Это позволяет передать борьбу добра и зла, добро всегда побеждает в конце концов.

7. Усилительные части: Былина содержит усилительные части, которые подчеркивают героические черты главных героев и величие их подвигов.

8. Круговая композиция: Былина часто представляет собой цикл из нескольких эпизодов, которые повторяются в произведении, создавая ощущение вечности и бесконечности.

9. Публичный произведение: Былина предназначена для группового исполнения и публичного представления. Она ориентирована на слушателей, которые активно включаются в процесс, откликаются на происходящее и создают атмосферу единения и взаимопонимания.

Все эти жанровые особенности делают современную былину уникальным и ценным культурным наследием русского народа.

Есть ли у былин разнообразие

Какими бывают народные эпические произведения? Былины о войне. Былины о мире. Они подразделяются на:

  1. Героические, богатырские
  2. Социально-бытовые
  3. Волшебно-сказочные
  4. Исторические песни
  5. Пародии

Былины, описывающие военные действия, в результате которых должны появиться герои, так и называются «героическими». Русский человек, богатырь выступает в роли освободителя, спасителя, поэтому вполне объяснимо второе название таких произведений — «богатырские». Былины об обычной мирной жизни селян и горожан носят название «социально-бытовые». Любой человек с сильной натурой, проявивший себя в качестве хорошего воспитателя, мирного пахаря — это герои таких фольклорных былинных песен.

Сюжет былины

В начале былины Садко предстает перед читателем как бедный, но искусный гусляр:

Огорчённый Садко пошел к Ильмень–озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера появился Морской царь. Воспользовавшись бедственным положением Садко, Морской царь, сказав, что утешен игрой гусляра, выступая в роли беса-соблазнителя, подсказывает бедному гусляру, каким образом можно обогатиться «ударив о велик заклад» с новгородскими купцами.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В то же время Садко стремится построить корабли, чтобы начать торговлю с заморскими странами. Получив отказ от Киева, он обращается к синему морю. В данном аспекте былина отражает особенности исторического развития Руси: прежде всего, подчиненность Новгорода Киеву, а также превращение Новгорода в крупный торговый центр, установление торговых взаимосвязей с другими странами.

После того, как Садко разбогател, Морской царь требует возврата долга. Морской царь радуется:

Садко не платил дань Морскому царю, и в обратном плавании ни бочки золота, ни серебра не помогают успокоить морскую бурю. Садко же понимает, что «заложил свою буйну голову», свою душу Морскому царю. Взяв гусли и образок Николая Угодника Садко спускается на дно морское.

Замечание 2

Иначе говоря, в былине представлен едва ли не первый в русской литературе мотив о закладывании души дьяволу.

Сама былина пронизана едва ли не христианскими мотивами. В частности, христианской является трактовка взаимоотношений между Садко и Морским царем, который сначала привел своего героя к греху, тщеславию и похвальбе неправедно нажитыми богатствами.

Вводит Морской царь Садко и в грех азартных игр: битье об заклад – это безрассудное с духовной точки зрения употребление огромного состояния.

Важно добавить, что под влиянием христианства появляется в былинном тексте образ Николая Угодника, который приходит на помощь погибающему Садко. По совету святого Садко избавляется от дьявольских сетей, отказывается от блуда, а на собственные средства возводит соборный храм

По сегодняшний день не существует единого мнения в отношении особенностей создания и восприятия былины. Отдельные исследователи полагают, что произведение повествует о различиях, различных взглядах, идеях, мнения, которые господствовали в российских средневековых городах. Другие, подчеркивают, что былина может выступать объяснением способа обогащения реального новгородского купца. Однако большая часть ученых сходится на том, что былина отражает противоборство языческих и христианских сил за человеческие души на начальных этапах становления христианства на Руси, в результате чего произведение пронизано христианским мотивами, содержит одновременно:

  • и мифологические, дохристианские символы языческой Руси (Морской царь);
  • и образы христианских святых (Николай Чудотворец).

Замечание 3

Тот факт, что именно Николай Чудотворец помог Садко спастись, избежать сетей Морского царя символизирует мысль, что только христианство заботится о душах людей, их духовном благополучии.

Своеобразие поэтического языка былин, их композиция

Достоверность описания уклада жизни и быта древнерусских людей

Русские эпические песни создавались не ради развлечения, значительным было воспитательное значение былин. Образ жизни русских богатырей являлся эталоном норм поведения, оказывающим влияние на формирование мировоззрения людей. В былинах отражены патриотические идеи единства русских земель и их защиты от внешних врагов, сохранения самобытной культуры Руси.

Былины написаны эпическим стихом, произносятся они с выраженными интонационно-логическими ударениями через один-три слога, что создает своеобразный речитативный ритм. Былины исполнялись с песенной декламацией и величественной интонацией, потому что повествование в них ведется о событиях многозначительных.В тексте былин постоянно встречаются повторения слов, фраз, строк, оттого информация передается замедленно, размеренно. Часто используется гипербола в изображении героев и событий.

В композиции эпических народных песен присутствуют зачин и концовка. Сюжет былины представляет собой один или несколько эпизодов богатырского похода, путешествия или поездки. В начале повествования дается, как правило, описание облика героя, его снаряжения, ситуации, в которой он находится. Богатырь покидает родной дом или пир у князя, если узнает о необходимости боя с врагом.Дорога играет исключительную роль в жизни богатыря, на распутье он всегда выбирает самый сложный путь. По пути с героем непреднамеренно или случайно происходят приключения, встречи или поединки с врагами. Кульминацией является сражение богатыря с вражескими силами. В описании богатырской драки соблюдается определенная последовательность: сначала противники устремляются друг на друга на конях, после бьются мечами и палицами, в конце сходятся в рукопашную схватку. После победы над врагом богатырь возвращается к княжескому престолу. Кончается былина исходом, успокаивающим слушателя, возвращающим к настоящему времени.

В былинах отражен уклад жизни и быт древнерусских людей. Местом действия часто являются княжеский двор или торговые площади древнерусских городов: Киева, Новгорода, Чернигова, Мурома, Галича и др. По достоверным описаниям и деталям обстановки можно представить облик древнерусских воинов и их снаряжение,вид княжеского двора, старинных строений, обустройство быта людей, их традиции и обычаи.

Садко 

Сюжеты былин

Былинные сюжеты отличаются по степени сложности и схожести. Бывало и так, что определенные сюжеты использовались разными народами. В тех случаях, когда в нескольких литературных произведениях есть общий сюжет, то это можно объяснить нескольким способами:

  • Во-первых, это может быть простое совпадение, сюжеты в этом случае каждым народом выработались самостоятельно, сюжеты отражают действительность и явления природы.
  • Во-вторых, общие сюжеты могли быть унаследованы народами от общих предков.
  • В-третьих, один народ мог позаимствовать сюжет у другого.

Сегодня стремления учёных, которые занимаются исследованием былин направлены на то, чтобы подвергнуть былины тщательному анализу, который окончательно должен указать что именно в былинах является собственность русского народа, а что было заимствовано у других народов.

Сходство

Сказка отображает облик русского человека с точки зрения морали, его быт и идеалы, борьбу со злом во всех его проявлениях: реальных и фантастических. Рассматривая такие формы устного народного творчества, как сказка и былина, сходства и различия между ними, нужно сказать, что тема борьбы со злом объединяет обе литературные формы, хотя иногда подразумеваются различные ее виды. Безусловно, правда и справедливость, их восстановление – основная идея многих былин и сказок. При всем различии произведений между ними может происходить сближение в среде народа. Этим можно объяснить и тот факт, что среди былин имеются произведения, имеющие сказочную окраску и характер. Но некоторые былины еще ближе подходят к сказкам по своей сути, так как имеют иронический или шуточный тон повествования, где от близости к сказке былина обретает уже развлекающий характер. Но и при этом былины такого рода (скорее нетипичные для русского эпоса) не были чисто развлекательными по своему жанру. В них высказывались мораль и народная мысль, оценка поступков и характеров персонажей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: