Новые публикации
Вячеслав Никонов: Стратегическое поражение России невозможно 13.02.2024
13 февраля первый заместитель Комитета Госдумы по международным делам, декан факультета госуправления МГУ Вячеслав Никонов выступил на пленарном заседании Государственной Думы.
Студенты выбирают образы России 12.02.2024
В Институте гражданской идентичности Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина 9 февраля состоялось первое заседание рабочей группы «Творческая лаборатория: образы России», собравшая представителей нескольких ведущих вузов Москвы.
Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра 09.02.2024
Всеволод Эмильевич Мейерхольд нам известен как театральный режиссёр-новатор и создатель биомеханики. На самом деле это был человек-оркестр: он говорил на нескольких языках, играл на скрипке и фортепиано как профессионал и мечтал построить театральный спектакль по принципу музыкальной партитуры.
«Гонка интеллектов». Ведущие учёные рассказали о прорывных исследованиях в России 08.02.2024
8 февраля отмечается День науки. Россия дала миру множество уникальных имён и научных открытий, которые сыграли большую роль в развитии человеческой цивилизации. От достижений учёных напрямую зависят не только экономический рост и создание новых рабочих мест, но и качество жизни миллионов людей.
Русские дипломаты, заложившие основы востоковедения 08.02.2024
В Доме русского зарубежья состоялся круглый стол «Русское научное зарубежье в Китае», посвящённый 300-летию основания российской Академии наук. Интересный факт: большинство востоковедов в царской России служили дипломатами, а научные изыскания были их хобби.
300 лет Академии наук: как Россия стала научной сверхдержавой 07.02.2024
8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года вышел указ Сената Российской империи об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». За 300 лет своего существования Российская академия наук неоднократно меняла названия, но в главном оставалась неизменной – служить науке на благо своего отечества.
Знай русский! Местоимение «вы» – прописная или строчная? 06.02.2024
Вокруг местоимения «вы» разгораются нешуточные споры: одни отстаивают мнение, что написание со строчной – проявление невежества, другие доказывают, что повсеместное употребление «Вы» с прописной – признак излишней манерности. Предлагаем выяснить, кто прав.
Вариант 8
Народные песни — это живое наследие наших предков, которое бережно хранится и передается из поколения в поколение. Эти песни несут в себе богатую культурную и историческую ценность и олицетворяют дух и душу народа.
Для меня народные песни — это окно в прошлое, через которое я могу заглянуть в мир и жизнь тех, кто жил до меня. Эти песни рассказывают о традициях, обычаях, истории и чувствах людей разных эпох и народов. Они передают нашим ушам мелодии, которые звучали в полях, деревнях и городах столетиями назад. И каждая песня — это как зеркало, отражающее жизнь и дух народа.
Что особенно замечательно в народных песнях, так это то, что они часто передают универсальные человеческие чувства. Грусть, радость, любовь, тоска — все эти эмоции встречаются в народных песнях, и они остаются актуальными и понятными для нас, даже если прошло много лет. Народные песни соединяют поколения и народы, позволяя нам почувствовать единство человеческой души через музыку.
Одним из прекрасных примеров народных песен, которые до сих пор живут в нашей культуре, являются русские народные песни. Величие и красота этих мелодий и слов удивляют и вдохновляют. Например, песни о Родине, природе, любви и семье всегда остаются актуальными. Они передают нам кусочек истории и помогают понять ценности, которые важны для нашего народа.
Кроме того, народные песни способны объединить людей. Ведь они исполняются на народных праздниках, свадьбах, памятных датах и других торжествах. Пение народных песен в кругу семьи и друзей создает атмосферу радости, тепла и общности. Многие из нас, наверное, помнят моменты, когда мы вместе с близкими пели народные песни, и это создавало особую связь и радость.
В заключение, народные песни — это богатство, которое приносит нам радость, помогает нам понять историю и культуру наших предков, а также объединяет нас в общем чувстве общности и наследия. Эти песни остаются живыми и актуальными, и их ценность несомненно остается великой. Народные песни — это не просто музыка, это дух и душа народа, которые продолжают жить в наших сердцах.
Мне нравится105Не нравится43
Рейтинг сочинений
447
182
112
94
62
59
43
29
Жанровое разнообразие
Сообщение о народной песне, безусловно, не может быть полным без указания и разграничения стилевых особенностей образцов вокальных фольклорных произведений. Наверное, нигде более не сыскать такой богатой и многогранной палитры жанров, как в русском пении.
Исторически фольклорное творчество имеет в своей основе два монументальных пласта — труд и праздник, ведь именно эти два занятия в сущности и составляли быт простого крестьянского народа, в жизни которого и зародилась русская песенная традиция как таковая.
Праздники у крестьян были календарными и семейными. Соответственно, творчество народа в части вокализации было связано с посевом и уборкой урожая, Рождеством Христовым, проводами зимы и встречей весны, свадьбами, похоронами и рождением детей.
Таким образом, бытовой музыкально-песенный фольклор включает такие разновидности песен:
- веснянки;
- масленичные;
- колядки;
- щедровки;
- пасхальные;
- купальные;
- пахотные;
- жатвенные.
В докладе на тему русских народных песен нельзя обойти вниманием и жанровое деление бытовых образцов вокального творчества. В основе классификации лежали значимые события в жизни человека.
Песни подразделялись на:
- свадебные;
- колыбельные;
- плачи;
- пестушки;
- рекрутские.
Так, молодая невеста раздавала ленты незамужним подругам, а тяжелобольным младенцам пели так называемые черные колыбельные, которые исцеляли ребенка от хвори.
В отдельную категорию в реферате стоит выделить казачьи и военные (солдатские) образцы народно-песенного фольклора. Сказочный и былинный эпос, рассказы о героях и богатырях также составляют самобытный пласт русского — народного творчества.
Трудовые песни классифицируются в зависимости от специфики рода деятельности их исполнителей и включают в себя бурлацкие, ямщицкие, рабочие, каторжные и другие вокальные произведения. Среди огромного числа образцов народного творчества существуют и специальные хороводные песни, в которых, благодаря простой, но слаженной хореографии и тому, что люди держатся за руки, сила русского духа проявляется в разы мощнее.
Обогащаем речь
1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?
В словах: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, миленький используются уменьшительно-ласкательные суффиксы -еньк-, -к-, -очк-. Эти суффиксы придают словам значение нежности, в песню добавляют душевную теплоту к происходящему. Слова сердечный, родной нежность и любовь имеют в своем значении: сердечный – это самый близкий и милый сердцу, родной – одного роду-племени.
2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?
Все эти словосочетания роднят исторические песни с былинами и сказками, доказывают авторство народа этих песен, потому что большинство выражений относятся к постоянным эпитетам.
3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?
Слова: частушка, часто, частить – имеют общий корень -част-, они однокоренные и связаны по смыслу, ведь частушка стала называться именно так из-за особого исполнения: быстро, ритмично пелась одна частушка, и тут же сменялась другой.
Народная песня
Душой любого народа является песня. В ней отражается вся глубина духа страны. С помощью песни мы можем понять менталитет государства и его жителей. Русская народная песня уже на протяжении многих лет согревает душу настоящих патриотов. В ней скрыта мораль, поучение и богатейшая история нашей родины. Песня сопровождает человека на каждом момента его жизни. Когда нам радостно, то мы поем, когда на душе печаль – также песня звучит из уст. У нас ни один праздник не проходит без нее. На каждом застолье голоса русских ярко переплетаются в народной песне. Наши земляки с детства и до старости поют. В русских сундуках спрятаны сезонные и праздничные песенные творения: купальские песни, веснянки, колядки.
Самыми известными из них являются: «Ой на Ивана, тай на Купала», «Ой, весна, весна, ты красна», «Вышли в поле косари». Семейно-бытовые песни звучали на свадьбах, семьях, крестинах: «Месяц на небе, звездочки сияют», «в конце плотины шумят ивы, что я посадила», «течет реченька не маленькая». Русские никогда не работали молча. Их голоса раздавались среди поля и веселили во время работы.
Уже прошла не одна сотня лет, а эти песни до сих пор остаются популярными. Хоть раз в жизни каждый русский пел «Черный ворон», «Жили у бабуси», «Только мы с конём» и другие. Еще в пятнадцатом веке творилась русская муза, а песни до сих пор остаются живыми.
Основной темой ее текстов была сильная любовь между парнем и девушкой, но также она описывала исторические события: татарские нашествия, сибирские походы, бои и тяжелые судьбы богатырей. С ее песнями можно изучать историческое прошлое нашей Родины.
Много песен со временем было утрачено по халатности, поэтому основная задача каждого русского сохранить нашу песенную сокровищницу, пронести ее сквозь время и передать своим потомкам. Оберегайте русскую песню, потому что она является душой нашего народа.
Знаменитые собиратели и исполнители
Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.
Одним из выдающихся собирателей и исполнителей народных песен стал Митрофан Ефимович Пятницкий, основавший крестьянский хор из певцов — самородков, который, спустя годы, перешел в статус национального культурного достояния России — «Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого», появившийся в России в 1911 году и успешно существующий и гастролирующий по миру сегодня.
На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.
В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:
- Волжский хор;
- Северный хор;
- Кубанский казачий хор;
- Хор донских казаков имени Квасова;
- Воронежский хор;
- Сибирский хор.
К числу талантливых молодых исполнителей в сообщении о народных песнях можно отнести Владимира и Марину Девятовых, Пелагею, Анну Пингину, многочисленные ансамблевые коллективы.
Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.
Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.
Вариант №2
Сложно описать любовь русского народа к песни. Это часть нашей культуры, менталитета и сознания. Песня сопровождает народ с древних времен. Поют, как на свадьбе, так и на похоронах. Поют в горе и в радости. Поют в доме и на работе (можно вспомнить, как описаны крестьяне, которые даже в поле поют). Сильный русский народ не сдается в бедности, в период войны и разрухи. Русские народные песни – это путеводитель в историю наших предков, потому что именно так можно узнать, как жил народ, какие были традиции. А насколько же прекрасны песни о любви к родине и матери. Как тонко чувствовали поэты и музыканты любовь, передавали свое понимание другим. Беречь народные песни, как национальное достояние – значит чтить свою историю и историю своего народа.
Особое внимание занимают песни, которые являются символом победы во Второй мировой войне. Романс «Гори, гори, моя звезда…» — символ музыкального творчества, который вечен, как и душа человека
Песни Советского Союза занимают особое место в культуре. В них отображается любовь к родине, народу и вождю.
Песня навсегда останется характерной чертой самосознания русского народа. Мы будем всегда помнить музыкальные традиции, которые идут от Шаляпина и Руслановой до современников – Бунтова, Петрова и других. Ведь песня – это часть нашей душевной организации. Русская песня уже долгое время славится не только на территории России, но и в других странах. Продвижение гармоничных мелодий и осмысленных текстов позволит принести в культуру одно из наибольших достояний народа. Не каждый пишет стихи и поет, как Высоцкий, но каждый может выбирать: кого слушать и чтить.
Песня была и остается верным спутником человека. Это отличный способ прочувствовать новые эмоции, слиться с природой, почувствовать внутреннюю силу, а также пережить негативные переживания. Не зря же наши деды и прадеды отдавались ремеслу в полной мере.
«Из-за острова на стрежень»
Еще одна песня, в центре которой атаман Степан Разин. Нередко ее считают народной, однако, в отличие от истинно казачьей «Ой, то не вечер», у этой песни есть автор — довольно известный в свое время поэт Дмитрий Садовников (1847—1883 гг.), являвшийся среди прочего собирателем русских сказок, песен, преданий и сделавший довольно много для изучении и популяризации русской истории («Загадки русского народа», «Подвиги русских людей», «Сказки и предания Самарского края», «Песни Волги» и проч.). Вполне возможно, что текст данной всем известной песни сложился у него на базе некоторых реальных народных песен.
Всенародная слава пришла к композиции не в последнюю очередь и благодаря первому исполнителю — известному гусляру С. Г. Петрову, выступавшему под псевдонимом «Скиталец». Он включил ее в свой репертуар и исполнял повсеместно он чем сохранились такие свидетельства:
Максим Горький и Скиталец, 1900 г.
Самым известным исполнителем песни считается Федор Шаляпин. Интересно, что вскоре она перешагнула границы России и впоследствии неоднократно исполнялась за рубежом (например, это делала международная команда Тура Хейердала, пересекавшая Тихий океан в 1969 г.). Причем нередко сохранялся лишь мотив, а слова полностью заменялись на другие и без каких-либо отсылок к русскому оригиналу — как например в случае с известной группой 70-х The Seekers и их хитом The Carnaval is over, занявшим первые строчки музыкальных хит-парадов. А вот российская интеллигенция на момент создания песни ее не оценила — так Иван Бунин возмущался тем, что „чуть не вся Россия“ поет эту „пошлую, разгульную песню“.
К. С. Петров-Водкин. Степан Разин
Так кто же та самая персидская княжна и почему она была брошена за борт? Речь идет о возвращении из похода „за зипунами“ 1667–1669, когда 6-тысячное войско Степана Разина предприняло поход на Персию (побережье и город Решт) и разгромило превосходящие силы противника в битве у Свиного острова. Историки разнятся в оценках того ради каких целей этот поход в принципе был предпринят — кто-то считает, что казаки ходили „за добычей“, так как их централизованное снабжение не было налажено. Однако, поистине безграничная всенародная любовь и уважение к Степану Разину не меркнущие с веками, явно указывают на то, что за его действиями стоит нечто куда большее. Так, ряд историков патриотичного толка (например, А.Куликов, В.Рунов „Все Кавказские войны России“) указывают на то, что Персия активно промышляла работорговлей, захватывая в частности и русских людей на берегах Каспия, а поход Степана Разина был не „разбойничьим“, а „освободительным“ — ради возврата русских пленников.
Автор картины неизвестен
Атаману, по всей видимости, удалось не только вернуть своих, но и, вероятно, в качестве мести, что кажется в духе его характера — захватить сына персидского главнокомандующего Менеды-хана (или Мамед-хана). Конкретно этот эпизод зафиксирован несколькими историками того времени. При этом есть ряд упоминаний, также и о захвате ханской дочери — той самой персидской княжны — в частности у голландского путешественника Ян Стрейса. Однако, полной уверенности в реальности существования этой княжны все же нет — возможно, это просто легендарное переложение тех событий.
Впрочем, если княжна существовала и была захвачена, то ее символичное утопление можно трактовать как своеобразную сакральную жертву Волге-реке, невероятную в своем роде и именно потому сохранившуюся в народной памяти — ведь, человеческие жертвоприношения у наших предков славян НЕ практиковались, а вот свидетельства об отправлении под лед лошадей с телегами для Морского царя или ежегодные угощения Водяного хлебом встречаются вплоть до XIX века. Читать подробную статью про обряды и артефакты на Руси, связанные с Ящером, Морским царем. Возможно, разудалый атаман, памятуя о древних традициях своей родины, а также в качестве мести противнику и ради самоотречения от личных удовольствий во имя воинского братства, в импульсивном порыве решил принести реке-кормилице такой подарок, которого доселе не делал никто:
Народные песни
Характерной чертой народной песни является отсутствие у нее авторства. Народным песням свойственно нести в себе смысл, связанный с бытом, либо трудовой деятельностью. Народная поэзия в виде песен, по сути, являлась источником информации, так как там часто описывалось не только ведение быта, но также и различные исторические события. Деревенские дети в детстве учились истории благодаря такому виду творчества. Народную песню можно назвать разновидностью общения, так как информация в ней была рассчитана на слушателя, а целью было рассказать что-либо или поделиться. Основными составляющими частями песни были: многоголосие, мелодия и стих. Однако, они отнюдь не являются обязательными атрибутами песни, и ее могли исполнять и в одиночку. Народные песни и музыка имеют свою классификацию: песни повествования (эпос), песни для детей, песни-обряды, частушки, а также песни и музыка, которые неразрывно связаны с танцами (хороводы и прочие). Песни повествования или эпические песни составляют достаточно обширный пласт творчества. В них входят рассказы об известных русских богатырях, а также о героических поступках, о походах на войну и прочие. Одной из целей эпоса было укрепление боевого духа и веры в силу русского народа. Песни для детей это, преимущественно, колыбельные. Обрядовое песенное творчество – это творчество, связанное непосредственно с различными календарными событиями. К ним можно отнести: свадьбы, похороны, дни рождения, а также различные праздники вроде масленицы или коляды. Частушки являются одним из самых поздних подвидов народного песенного творчества. Чаще всего содержат в себе сатирический настрой. Однако в более поздние годы частушка начала развиваться и стали появляться различные направления частушки, в том числе романтические и плачевные. В связи с тем, что песни чаще всего передавались устно, из поколения в поколение, и, преимущественно, происходили из сельской местности, достаточно сложно отследить, когда именно они появились. Первоначально, песни имели яркий оттенок языческого верования. Так, к примеру, колыбельные пелись у кроватки ребенка, чтобы защитить его от злых духов, либо являлись призывом к божествам о защите малыша. В период царствования Алексей Михайловича Романова был издан указ, по которому музыкальные инструменты следовало изымать и уничтожать. Это было связано с тем, что у русской народной песни были языческие истоки. Единственное песнопение, признанное полезным и правильным, было церковное. Со временем пришлось менять тексты песен под христианский контекст. Божеств заменяли именами святых. Первое упоминание о русской народной песне (шутливой) было зафиксировано в 17 веке в труде «Домострой». Шутливые песни считались аморальными, и их запрещалось петь. Несмотря на это, народные песни в России постепенно развивались. С приходом новой власти и изменением обстановки в стране появлялись и новые жанры, и новые герои. Русские народные песни характеризуются по географическому признаку. Например, конкретный диалект или смысл, и даже жанр. Так, былины исполнялись только на территории бывшей Новгородской республики. В России одним из первых музыкально-фольклорных коллективов был «Славянская капелла» Д. А. Агренева-Славянского (середина 19-го века)
Их целью было сохранение, развитие и пропаганда русской народной песни и музыки, как важного культурного наследия. В свое время обработкой народного музыкального творчества занимались такие известные деятели, как П
И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и другие. В 1904-1909 годах впервые было записано народное творчество на фонограф. В 20-ом веке стало все больше появляться различных фольклорных коллективов. В свое время систематизацией и собиранием русского народного творчества занимались следующие личности: фольклорист П. А. Бессонов, композитор И. И. Веретенников, музыкант Кирша Данилов (один из первых составил сборник русских народных песен), английский поэт Джеймс Ричард и прочие. В современности русские народные песни являются частью фольклора, сохраняются, передаются, а также создаются новые. Существует несколько конкурсов народной песни. Среди них: «Поет село родное» (Российский фестиваль), «Кубанский казачок» (Российский фестиваль), «Каравон» (Поволжский фестиваль) и другие.
«Степь да степь кругом»
Этот известный „ямщицкий“ романс написан поэтом-самоучкой Иваном Захаровичем Суриковым в 1869 году на базе народной песни „Степь моздокская“. Чувствуя скорую кончину из-за болезни ямщик просит своих товарищей позаботиться о своих вороных конях, передать поклон батюшке с матушкой, благословенье — детям и „полну волюшку все свободушку“ — жене.
Надо полагать, что такие трагедии в жизни ямщиков были вовсе не редкостью — тем более в степи, где морозы особенно сильны, при этом нет ни укрытия от метели, ни деревьев, чтобы разжечь костер и согреться. Нередки истории, когда ямщики замерзали насмерть прямо в санях, а лошади провозили их домой. Что уж говорить — люди замерзают на автомобильных трассах и сегодня, когда оказываются отрезаны непогодой. В прошлом же добавлялись также травмы лошадей, волки и различные поломки в дороге. Кроме того отметим, что санные трассы само собой никто не расчищал — ехать приходилось по целине, отыскивая путь практически наугад.
Автор картины неизвестен
Само же явление ямщичества было поистине повсеместным — многие крестьянские мужики ежегодно зимой нанимались в извоз для доставки купеческих товаров по разным городам. Делалось это намеренно в зимнее время, так как в иные сезоны не было возможности преодолеть встречающиеся на пути реки, озера и болота, а дорог много где не было вовсе.
Кстати, в Интернете на базе слов этой песни нередко проводят целые псевдо-детективные расследования, приводящие к довольно странным результатам. Мол, почему один ямщик замерз, а другой — нет, почему товарищ не отвез тело замерзшего друга его семье, а оставил в степи, что означают слова «не попомни зла» и чуть ли не обвиняют его в намеренном убийстве друга ради его жены. Но исходя из озвученных выше фактов, ясно, что ничего необычного и детективного здесь нет. Человек действительно мог замерзнуть в степи по самым разным причинам, особенно если уже имел проблемы со здоровьем, друг мог ехать не вместе с ним, а следом по тому же тракту, или же просто отличаться большей удачей и выносливостью. О том, чтобы везти тело родне, если это даже не по пути, не могло быть и речи — это не позволит второму ямщику выполнить собственные договоренности с купцами в срок и поставит под угрозу голода его собственную семью. Кстати, замерзающий товарищ ни о чем подобном даже не просит. Пристегнуть же к обозу дополнительных коней — другое дело. А во фразе «не попомни зла» и вовсе нет ничего из ряда вон выходящего — это обычное в русской традиции прощание совмещенное с прощением любых возможных обид — так же как и, скажем, фраза «не поминайте лихом».
Н. В. Сверчков
Суриков несколько переработал текст, сократив число товарищей-побратимов до одного и заменив свободу кольцом. Музыку написал (возможно, также на базе существовавшей уже народной мелодии) С.Садовский.
На момент написания стихотворения автору было 28 лет. Умер он уже в 39 в 1880-м. Вероятно, в тяжелой жизни самого автора кроется причина такой пронзительной трагичности и драматизма этого стихотворения. Автор был выходцем из крестьянского сословия, воспитанным в религиозной строгости. Торговал углем, железом, работал переписчиком, но все свободное время посвящал поэзии, воспевая жизнь крестьянства и городских рабочих, их тяжелый труд, а также красоты природы. После выхода нескольких сборников обрел известность и даже собрал вокруг себя кружок других писателей-самоучек из народа.
И.Суриков
Оригинальное стихотворение Сурикова «В степи» звучало так:
Впоследствии песня стала исполняться с несколько другими словами, в частности куплет про жену.
Здесь умирающий ямщик уже вроде бы не дает ей свободу, а, напротив, сковывает своей любовью навсегда, но это полностью противоречит изначальной мысли заложенной в песню — на пороге гибели молодой ямщик, который, конечно же, хотел бы жить дальше, думает не о себе, он находит в себе силы, чтобы позаботиться о всех своих любимых, причем так, чтобы минимизировать горечь от его утраты. Поэтому данная песня не о смерти, напротив — она о благородстве, самоотверженности и Любви в высшем ее проявлении, смерть же лишь обостряет все эти категории.
Раздел 1: Народные песни
Также песнями стали стихи Марины Дербенёвой, в частности «Угольки» и «Песня про клёна».
Владимир Николаевич Виноградов создал много красивых стихотворений, которые популярны в народе. К ним относятся «Сияло небо звездами» и «Отразилось солнце в окнах».
Не могут не упоминаться стихи Михаила Лермонтова, автора таких народных песен, как «Бородино» и «Наливай, лишай да куражай».
Почетное место среди авторов народных песен занимает Михаил Афанасьевич Булгаков. Его произведения «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» стали настоящими народными хитами.
Сергей Есенин также оказал огромное влияние на народную культуру. Его стихи «Так на чужие сады я гляжу» и «Возвращение» исполняются в песнях и стали известны каждому.
Конечно же, нельзя забыть великого Александра Сергеевича Пушкина. Его стихотворение «Руслан и Людмила» стало основой для множества народных песен, которые до сих пор исполняются и популярны у народа.
И необходимо отметить творчество Владимира Галича, автора стихов «Родина» и «Как много на свете добрых людей», которые стали народными песнями и заслуженно пользуются огромной популярностью.
Стихи, обретшие популярность у народа
Русская литература богата такими уникальными талантами, как Лермонтов, Маяковский, Есенин, Пушкин, Галич, Дербенёва, Булгаков и Виноградов. Их стихи стали настолько популярными, что стали песнями народа.
Лермонтов – поэт, чьи стихи стали основой для многих русских народных песен. Его творчество вдохновило многих композиторов создать прекрасную музыку к его стихам.
Маяковский – авангардист и поэт-футурист, его стихи олицетворяют дух революции и социальной несправедливости. Артисты и музыканты использовали его слова для создания песен, отражающих жизненные реалии того времени.
Есенин – поэт-селянин, его стихи наполнены простотой и близостью к природе. Многие его стихотворения стали песнями, певцы передают в них искренность и самобытность его мира.
Пушкин – классик русской литературы, его стихи известны всем. Многие из них стали основой для русских народных песен, и до сих пор звучат на устах миллионов.
Галич – поэт и бард, его стихи о мире войны стали символом борьбы за мир. Его песни наполняют сердца слушателей глубоким смыслом и проникновенностью.
Дербенёва – поэтесса, её стихи о труде и родине нашли отклик в сердцах простых людей. Её искренние строки стали песнями, которые всегда находят отклик в душе народа.
Булгаков и Виноградов – народные поэты, чьи стихи о жизни в деревне сопровождают людей на протяжении десятилетий. Их творчество отражает нашу с вами национальную историю и культуру.
Популярные народные мелодии
В народной музыкальной культуре России есть множество прекрасных песен, которые прочно вошли в нашу жизнь. Они были созданы разными авторами, но стали народными и полюбились многим поколениям.
Автор | Название произведения |
---|---|
Дербенёва | Катюша |
Есенин | Я люблю вас, девочки, ревниво |
Пушкин | Ах, вы сени, мои сени |
Лермонтов | Нет, не ты такая |
Маяковский | Ленинградский рок-н-ролл |
Виноградов | Кабы не было зимы |
Булгаков | Москва слезам не верит |
Галич | Первый снег |
Каждая из этих песен обладает своим неповторимым поэтическим образом и мелодией, которая затрагивает сердца слушателей. Они стали частью нашей культурной и исторической наследия, и пока живет музыка, они будут звучать вечно.
«Ой, то не вечер»
Эта казачья народная песня также известна под альтернативными названиями «Казачья притча» или «Сон Степана Разина». Авторства не имеет. Вероятно, она была распространена в народе повсеместно и довольно широко, так как имелись разные вариации ее слов, что зафиксировано первыми собирателями песенного наследия. Так, практически параллельно, песню записали:
В 1880-х Александра и Владимир Железновы «от 75-летнего казака» (выпущена в составе сборника «Песни уральских казаков» под названием «Разин видит сон», 899 г.)
В 1860-хА. М. Савельев (выпущена в книге «Сборник Донских народных песен» без названия).
В центре песни личность Степана Разина — одного из любимейших народных героев всех времен. Степан Разин — один из самых известных казачьих атаманов, именно он еще во времена царя Алексея Михайловича собрал на южных рубежах Руси целое войско, ходил даже на Персию, а в 1670-м возглавил Крестьянское восстание, в ходе которого его войска захватили такие города как Астрахань, Царицын, Саратов и Самару. Удивительно, но Емельян Пугачев — другой казачий атаман, также возглавлявший народный бунт спустя столетие (в 1773—1775 гг.), родился в той же самой станице Зимовейской (!), что и Степан Разин.
Б. М. Кустодиев. Степан Разин
Альтернативные историки полагают, что оба атамана являлись не простыми выходцами из народа, а полководцами, либо даже последними наследными царями Тартарии, с которой на протяжении долгих лет воевали про-западные Романовы (что в устоявшейся исторической парадигме известно нам как «покорение Сибири»). Версия имеет право на существование, так как с данными восстаниями действительно связано немало странностей и нестыковок, а тематикой интересовался даже А. С. Пушкин, который среди прочего, сохранил для нас подпись-автограф «неграмотного» Емельяна Пугачева. Читать подробнее о странностях пугачевского восстания.
Возвращаясь к песне отметим, что имя Степана Разина фигурирует в значительном количестве народных песен (а также заговоров) — чего не удостоился ни один другой воин или полководец в нашей истории.
Сама песня считается своеобразной квинтэссенцией духа русского народа — в ней и широта русской души, и уходящие вдаль горизонты, и воинское братство, и мудрость ведающих, щемящая красота предчувствия грядущих потрясений, которые будут отважно встречены лицом к лицу, и гимн вольной воле.
Иван Билибин. Степан Разин
Тексты XIX века более длинные, по сравнению с вариантом, который широко известен нам сегодня. А вот какой была изначальная мелодия сегодня сказать трудно. Возможно, мелодий было несколько и они довольно сильно отличались друг от друга.
Песню «Ой, то не вечер…» считает своим гимном известный русский боксёр Фёдор Емельяненко, на ринг он обычно выходит под нее.
Популярные темы сообщений
-
Строение и деление клетки
Клетка — элементарная часть организма, которая может сама существовать, самовоспроизводиться и развиваться. Она является основополагающим элементом всего живого, как организмов, так и растений. Клетки могут являться независимыми организмами.
-
Почему нельзя загрязнять воду?
Вода является самым ценным природным ресурсом. А вот загрязнение воды – это серьезная экологическая проблема. В воде живут различные живые организмы, да и люди не могут жить без воды. Если вода загрязнена, то употреблять человек ее уже не сможет.
-
Город Нальчик
Город Нальчик расположен на юге нашей страны. Город простирается на Кабардинской равнине на берегах одноимённой реки, но на высоте больше 500 метров над уровнем моря. В пределах города расположена гора Нартия,
-
Соленые продукты
Соль очень важна для жизни человека. Она представляет собой хлорид натрия. Хлориды нужны нашему организму, чтобы вырабатывать желудочный сок. С другой стороны, если употреблять много соли, то избыток натрия приводит к повышению артериального
-
Шаляпин
Биография знаменитого певца начала XX века совсем не отличалась от жизни простых людей. В 1873 году в семье маленького служащего он и родился. Все это произошло в Казани. Детские годы прошли в нужде, и поэтому ему пришлось сменить несколько