Популярные сочинения
- Что такое настоящее искусство? сочинение Искусство, является неотъемлемой частью нашего мира, без него наша жизнь станет тусклой, серой и безрадостной. Ведь кино, телевидение, литература, а так же театр, есть наше беспредельное, всемирное наследие
- Сочинение по картине Селедка Петрова-Водкина Картины Петрова – Водкина никогда не отличались разнообразием деталей. Однако, несмотря на это, они достаточно выразительны и способны притягивать взгляд с самого первого мимолетного просмотра.
- Сочинение Образы животных в баснях Крылова И.А. Крылов был русским баснописцем и мастером своего дела. Баснями называют короткие рассказы, отражающие жизненные ситуации и высмеивающие различные человеческие пороки.
Сочинение: Любовь в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)
(392 слова) Одной из главных тем всего искусства во все времена была и остается любовь. Литература не является исключением, даже творчество Островского. Об этом. сочинении я хочу обратиться к проблеме любви Произведение Александра Николаевича Островского «Гроза».
В этой драме, как и в жизни, любовь многогранна. Это не только любовь между людьми, мужчинами и женщинами, но и любовь к свободе. Вопрос свободы проходит через все произведение и, конечно, тесно переплетается с его темой любви . Но эта любовь решительно осуждается и отвергается старожилами Калинова, купцами Дикки и строгой моралью Кампаники. Но, как известно, их запрет тайно нарушается, потому что запретный плод сладок. И еще одна любовь — «Среди людей» — например, Барбара часто уходит на встречу со своим возлюбленным, Кунли, и в конце концов исчезает вместе с ним.
Но, безусловно, именно любовь между Катериной и Борисом берет верх. Девушка замужем за Тиконом, сыном жестокого и авторитарного Каваники, но ее сердце принадлежит другому человеку, Борису. Борис Григорьев — сын авторитарного Дикого. Между ним и Катериной начинается скрытый роман.
Но это не означает, что его слова о любви — Ложь. Проблема в том, что Борис, несмотря на свои достоинства и воспитание, слаб и не в духе. Более того, он регулярно подвергается давлению и нападкам со стороны тиранического дяди, но терпит их не только ради собственного блага, но и ради блага сестры.
Жесткие нравы Калинова, запреты быть свободным, иметь собственное мнение, любить открыто и выбирать, кого любить, приводят к настоящей трагедии — смерти Катерины. По сути, они — одни из немногих городских жителей и персонажей проекта, которые «… Я не могу обманывать, я не могу ничего скрывать…». . Несмотря на свою честность, девушка обманывает ради своего любви к Борису.
Таким образом, проблема любви Произведение Островского «Гроза» многогранно и многомерно. Это эротический конфликт, затрагивающий внутреннюю жизнь души Катерины, который является причиной легкомысленности произведения и гибели девушки. Муж Тикос женился без ее воли, он тих, неловок и не имеет собственного мнения, а ее мать, либо Кампаника — властная, строгая и желающая контролировать всех и вся. Сама Катерина очень любит Бориса Григорьевича, но не может помочь бедной хозяйке вырваться из-под давления окружения и контрактов.
Сочинение по литературе на тему: Проблема любви в драме А. Н. Островскою ‘Гроза”
Другие сочинения:
- Главная героини драмы А. Н. Островского “Гроза” – Катерина Кабанова – представляет собой “истинно русский образ женщины”, по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке Read More ……
- Драма “Гроза” является одной из вершин творчества А. Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в “Гроза” присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор Read More ……
- “Гроза” – одна из тех пьес А. Н. Островского, которые и в наши дни пользуются неизменной популярностью. В центре авторского внимания находится кризис патриархального мира и патриархального сознания. Но вместе с тем пьеса оказывается гимном живой душе, которая отважилась на Read More ……
- На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них – пьеса “Гроза”. В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее Read More ……
- В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его Речевому складу, по особенностям Read More ……
- Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, Read More ……
- Основным конфликтом в пьесе Островского -” Гроза” является столкновение Катерины, главной героини, с “темным царством” жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной разногласий Катерины с этим “темным Read More ……
- Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” явилась настоящим откровением для тысяч русских зрителей-Им показали доныне неизвестный пласт провинциальной жизни. Лучше драматурга об этом не скажешь. Устами героя Кулигина он обрисовывает жизнь в Калинове: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В Read More ……
Проблема любви в драме А. Н. Островскою ‘Гроза”
просмотров
Противопоставление любви и брака в персонажах «Грозы»
Герман и Катерина — идеалы любви
Герман, главный герой пьесы, предстает перед читателем как человек, который не признает институт брака. Его идеалом любви является свободное совместное существование с любимой женщиной. «Любить только так, как хочется, а не так, как приказывают законы бюрократии», говорит Герман. Поэтому он охотно берет за любовницу незамужнюю Катерину – единственную женщину, для которой он готов испытать чувство ответственности.
Катерина, в свою очередь, также не верит в брак и считает, что такой образ жизни ограничивает любовь и не дает возможности по-настоящему любить. Она готова бросить богатого жениха ради Германа.
Борис и Марья — стереотипные представители брака
Противоположностью любви и свободы в паре Германа и Катерины являются Борис Годунов и его жена Марья. Они изображены как стереотипные представители брака: они не любят друг друга, но живут вместе из-за общественного положения Бориса и материальных выгод Марьи.
Борис является тираном, который относится к жене как к собственности. «Каждое слово твое рабский голос, другой голос ты не имеешь права приподнять», — говорит он. При этом сам Борис обладает любовницей.
Марья испытывает к Борису симпатии, но не любит его. Ее чувства к мужу постепенно замирают и она становится преданным другу Германа, который является для нее идеализированным образом свободной любви.
Заключение
Описанное противопоставление показывает, что любовь и брак в «Грозе» рассматриваются как несовместимые вещи. Автор хотел показать, что люди должны иметь право на свободу выбора и свободу любви, а не ограничиваться браком, который не есть любовь.
Примеры сочинения на тему «Любовь в пьесе ‘Гроза’ Островского: анализ»
Пример 1
Пьеса «Гроза» Островского — это яркий пример того, как любовь может повлиять на судьбу человека. В произведении на примере главных героев Аксюшы и Брёхи показано, что любовь может вдохновлять человека на самые героические поступки; она может дайть ему силы и энергии для борьбы с жизненными трудностями. Но любовь также может быть и губительной. Как в случае Василисы Карповны, которая в результате любовных страстей стала жертвой общественного порицания и гибели.
Пример 2
Пара Аксюша-Бреха в пьесе «Гроза» Островского пример того, как люди могут изменяться в силу страсти. Если в начале произведения Аксюша была застенчивой и строго следовала общепринятым моральным нормам, то после встречи с Брехой она вспыхнула любовью и стала бороться за свои чувства. Бреха же, наоборот, нашел в любви повод для измены и обмана. Вся эта история убедительно демонстрирует, как сильно любовь может воздействовать на человека, окружающую его жизнь, а также на взгляды и моральные ценности.
Пример 3
В пьесе «Гроза» Островского любовь выступает в качестве двуединой силы, способной как укрепить, так и разрушить здоровые человеческие отношения. Интересно, что даже в третьестепенных персонажах можно увидеть влияние любовных страданий. Так, Савва потерял рассудок в результате болезненной любви к Василисе Карповне, а Ветоха стал жертвой обмана, который привел к его гибели. В общем, пьеса «Гроза» показывает, что любовь — это не только сильные положительные эмоции, но и источник многих человеческих проблем и невероятных испытаний.
Пример 4
Любовь в пьесе «Гроза» есть не только у романтических героев, но также и у второстепенных персонажей. Например, Кабанов любит свою жену Настасью, но чувства остаются неотвеченными. В результате Кабанов становится оскорбительным и жестоким к своей жене, начинает над ней издеваться и подавлять ее. Эта любовь, хоть и загнана в угол, но все-таки остается мощным исходным эмоциональным стержнем всей пьесы.
Пример 5
В пьесе «Гроза» Островского любовь достигает своего пика в финальных сценах, когда персонажи выражают всю свою бурную красоту чувств. Однако в этой идиллии эмоциональных подъемов и страстей неизбежно присутствуют ложь и обман
Как в случае с Василисой Карповной, которая окончательно опустилась в своих глазах, или со Свистуновым, который был вынужден прибегнуть к лжи, чтобы обратить на себя внимание. В целом, любовь в пьесе «Гроза» Островского — это сильное и парадоксальное чувство, которое может как очеловечить, так и разрушить даже изначально крепких героев
2 вариант
Для начала стоит определить, а что же такое «любовь», как она возникает и проявляется. Любовь – это глубинная привязанность к человеку, чувство, складывающееся из уважения и доверия. Можно спросить у сотни людей, каждый даст своё определение этому слову, и все они будут верны. Это чувство окрыляет, делает сильнее, открывает лучшие стороны в человеке. Но всегда ли любовь делает нас счастливыми?
В данной пьесе параллельно развивается несколько любовных линий: Катерина и Тихон, Варвара и Кудряш, Катерина и Борис Григорьевич. И автор не стремится возвысить любовь, и показать её со светлой стороны, скорее наоборот. Он демонстрирует, с каким размахом это пленительное чувство может погубить человека.
В случае с Катериной и Тихоном, мы видим следующую ситуацию: один любит, второй лишь позволяет, и в итоге, несчастны оба. Тот, кто позволяет, может в любой момент влюбиться в другого человека, что и происходит. Но, насколько сильна любовь Тихона, если в нужный момент он не может поддержать Катерину, «отстоять» её перед собственной матерью, и начинает ценить, лишь, когда та погибает. Он ставит на первое место свои интересы и соблазны, когда оставляет её, и уезжает в Москву, чтобы напиваться там до потери пульса, и почувствовать свободу от материнского натиска. А любовь не терпит эгоизм и бесхарактерность
Женщина всегда хочет чувствовать себя защищённой рядом с мужчиной, ощущать его заботу, внимание, а, если этого нет, то и о любви говорить нечего. Это чувство обречено на провал
Теперь рассмотрим основную любовную линию этой пьесы: Катерина и Борис Григорьевич. Мимолётная взаимная влюблённость, переходит к тяге и привязанности. Оба героя постоянно думают друг о друге, мечтают стать ближе, и при этом отчаянно этого бояться. Кто же кого здесь погубил? Борис Григорьевич, который сделал настойчивый первый шаг. Или Катерина, которая под воздействием обрушившихся чувств, не смогла хранить тайну и рассказала обо всём семье. Любовь – это всегда про двоих, и чтобы ни происходило, при любой развязке, будут виноваты оба. Здесь Островский нам показывает природу вспыхнувших чувств и возвращает к тому, что «запретный плод всегда сладок». Это выбор каждого – идти на поводу у захватывающих чувств или отказаться от них. Редко, у кого благополучно, получается выйти из игры. Обычно, как в этом произведении, люди идут на поводу у своих эмоций и глубинной привязанности, последствия которых могут быть самыми разными.
Основная трагедия здесь заключается в том, что люди, которые любят друг друга не могут быть вместе. Это мучает и раздирает их. За считанные часы счастья и бешеного сердцебиения приходится расплачиваться болью и муками совести. И отсюда вытекает вторая трагедия: чем выше поднимает любовь, тем сильнее потом ударяет о землю. Случайно ли то, что Катерина утонула в Волге? Если задуматься, в этом есть некий символизм – сначала её затянул омут любви, а затем и реки, уже без возможности выплыть или что-либо изменить. Для неё выбор между смертью и жизнью в грехе, с нелюбимым человеком, пал не в пользу последнего. А что же Борис Григорьевич? Неужели он не мог ничего сделать? Разве они не могли сбежать, как Варвара и Кудряш, если чувства сильны. Любовь ведь всегда граничит с безрассудством и смелостью. И кто в этом случае любил сильнее: тот, кто не пожалел даже собственной жизни, или тот, кто не нашёл смелости пойти наперекор обстоятельствам и чужому мнению.
Подводя итог, можно сказать, что любовь – одно из самых сильных и прекрасных чувств. Она ведёт нас, вдохновляет, учит, помогает раскрыться и делает жизнь интереснее. И в то же время, любовь – это не всегда про радость, веселье и гармонию. Она может разрушить жизнь, погубить, и закрутить человека в водоворот ужасных мыслей и чувств. Есть та сторона любви, которая граничит с грехом, забирает жизненные силы и заставляет страдать. Но стоит тогда задуматься, если вы цените человека только, когда его нет, и не можете решиться ради него на смелый, отчаянный шаг – любовь ли это? Может, проблема в том и заключается, что любви нет в таких случаях? А, может, она в том, что мы влюбляемся не в тех. Или недостаточно любим человека, а понимаем это когда становится поздно что-либо менять.
Сюжетные линии в пьесе «Гроза» Островского
Любовная история с Митрофаном и Катериной
Одна из главных сюжетных линий в пьесе «Гроза» — это любовная история между Митрофаном и Катериной. Несмотря на разницу в социальном статусе, эти два героя влюбляются друг в друга и хотят быть вместе, но сталкиваются с недоверием и осуждением со стороны окружающих. Пара продолжает бороться за свою любовь до самого конца пьесы, что делает эту историю одной из самых эмоциональных и драматических в «Грозе».
Взаимоотношения между Аксиньей и Передоновым
Другой интересной сюжетной линией в пьесе являются отношения между Аксиньей и Передоновым. Передонов желает жениться на Аксинье, но она играет с ним в кошки-мышки, используя свое положение в качестве хозяйки гостиницы. Их непростой роман не имеет будущего, но постоянно пытается затмить любовную историю Митрофана и Катерины, что отражает в пьесе тему социальных отношений и главной проблемы во всех отношениях — доверия.
Конфликты между героями
Третья сюжетная линия проявляется в форме межличностных конфликтов между героями пьесы. Некоторые из них, такие как столкновение между Звенигородцевым и Кабанихой, существуют на протяжении всей пьесы, но большинство персонажей вступают в конфликты друг с другом по мере развития сюжета. Именно благодаря такой ткани сюжета «Гроза» никогда не становится скучной, а бурлящие эмоции героев выводят эту пьесу на уровень классики мирового драматического искусства.
Романтическая любовь между Катей и Беспаловым
В романе «Гроза» Островского одной из главных тем стала любовь, в которой автор не только исследует эмоциональный мир героев, но и раскрывает их характеры.
Катя и Беспалов — одна из сильнейших пар в романе. Любовь между ними таится под слоем конфликтов и непонимания, но она проявляет себя в каждой их встрече. Беспалов — мужчина постарше, уставший от семейной рутины, а Катя — молодая и стремительная девушка, которая ищет своего места в жизни. Они оба одиноки и одинаково устали от своей жизни. Встречи между ними наполнены эмоциями и страстью.
Однако, их любовь заканчивается трагически из-за обстановки в Катиной семье и конфликта между Беспаловым и Трисвятским. Островский показывает, что любовь бывает сложной и не всегда возможна, но она позволяет героям выйти за границы своей жизни и понять себя лучше.
Главные герои и их характеристика
Сюжет развивается вокруг двух состоятельных семей Калинова.
Одну возглавляет Савел Прокофьевич Дикой – влиятельный купец и помещик, резкий и несдержанный самодур, требующий от всех почитания. Связи и состояние привили ему чувство безнаказанности – горожане его ненавидят, но считаются с его мнением.
Лидером дома Кабановых является Марфа Игнатьевна, «Кабаниха», богатая вдова, также вовлеченная в торговлю. Держит домашнее окружение в страхе и повиновении, почитает старый патриархальный уклад.
В противоположность им представлены их дети:
-
Племянник Дикого Борис – прекрасно начитанный и воспитанный юноша, явившийся к дяде за своей долей завещания. Общество склочного и агрессивного родственника ему неприятно, но он вынужден быть «вежливым и учтивым» — только так он получит деньги, столь нужные ему для дальнейшей жизни.
-
Тихон Иванович – сын Кабановой, безропотно следующий воле своей матери. От бытовых и деловых проблем спасается крепким алкоголем под молчаливое согласие семьи.
-
Варвара – дочь Кабанихи, легкомысленная добродушная девушка, приноровившаяся к тяжелому характеру своей матери. Живет по своим правилам и в свое удовольствие – ни мать, ни общество ей не указ.
-
Катерина – юная супруга Тихона, боязливая, глубоко верующая и строго наученная быть верной женой. Семейная жизнь не приносит ей счастья: муж вызывает лишь жалость, свекровь постоянно причитает и ругается. Мечтательность и замкнутость девушки усугубляют её положение в доме Кабановых: все слухи и упреки она воспринимает близко к сердцу.
Слайд 14Любовь в драме Островского «Гроза» Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него,
даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов. Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
Вариант 1
Катерина и Борис — два молодых и влюбленных человека, чьи отношения сталкиваются с непростыми обстоятельствами в пьесе Гроза Островского. Несмотря на любовь, которая единственная даёт Катерине смысл жизни в этой тяжелой семейной ситуации, она сталкивается с пренебрежением и угнетением от своей тещи Кабанихи и мужа Кабанова. Она чувствует, что люди ее обманывают и говорят за ее спиной, но она не знает, как обманывать и скрывать свои истинные чувства. Катерину наполняет безграничное недоверие к окружающим, а Бориса — разочарование в людях, которых он обидел своей резкостью. Они оба страдают от ощущения одиночества и непонимания.
Катерина и Борис каждый по своему стремятся к свободе и счастью. Катерина мечтает о красоте и свежести природы Волги и загадывает о путешествии на лодке. Она чувствует себя птицей, готовой взлететь в небо. Борис также мечтает об уходе от окружающих проблем и негативных эмоций на природу, вдалеке от всего. Они оба ищут свободы и места, где можно быть собой, никем не ограниченными.
Несмотря на стремление к свободе и счастью, Катерина и Борис страдают от общественных условий и призраков прошлого. Катерину преследует мысль о грехе своей любви и она не желает молиться за собственное счастье, поскольку верит, что это грех. Она считает, что она оскорбляет себя, позволяя себе любить Бориса. Катерина борется со своими эмоциями и не может забыть о Борисе, что ведет к еще большей муке.
Катерина и Борис влюблены друг в друга и готовы пройти через любые трудности, чтобы быть вместе. Катерина говорит о том, что она готова последовать за Борисом даже в конец света, не оглядываясь. Они проводят вместе десять ночей и только вместе они ощущают радость и счастье. Они готовы противостоять всему и вся, чтобы быть вместе.
Однако, несмотря на свою любовь, Катерина и Борис не могут быть вместе. Борис отправляется в Сибирь под давлением своего дяди, а Катерина остается одна и безутешная. Они не в силах изменить свою судьбу и вынуждены принять разлуку.
В конечном итоге, отношения Катерины и Бориса заканчиваются трагическим образом. Катерина, понимая, что ее любовь к Борису не приносит ей счастья, самоубивается, чтобы освободить Бориса от тяжести своей любви к ней. Ее смерть становится конечной точкой в их истории и показывает, что она предпочла уйти одна, чем причинить еще больше боли Борису, ее единственной любви.
История отношений Катерины и Бориса в пьесе Гроза Островского — это история запретной и неполной любви, омраченная социальными условиями и религиозностью. Они двое борются со своими эмоциями и внешними ограничениями, но все равно жаждут свободу и счастья. Их любовь заканчивается трагически, но их история остается в наших сердцах как пронзительное напоминание о том, как любовь может изменить и опустошить нашу жизнь.
Мне нравится7.8 k.Не нравится4.5 k.
Изменение взгляда на любовь в процессе развития сюжета в пьесе «Гроза»
Акт 1
На первом этапе пьесы взгляд на любовь представлен как чувство, связанное с эмоциями. Герои, как правило, следуют за своими желаниями и проявляют необдуманное поведение. Примером могут послужить Олеся и Митрофанушка, которые не способны контролировать свои страсти, что приводит к конфликтным ситуациям. В целом в первом акте любовь выглядит чисто эмоциональной, сильной и живой.
Акт 2
Во втором акте происходит изменение взгляда на любовь. Персонажи начинают относиться к любви более осознанно и ответственно, они не только испытывают чувства, но и понимают, что любовь может привести к серьезным последствиям. Примером может послужить герой Кабаниха, который размышляет о своих чувствах к Олесе и начинает осознавать, как они влияют на его жизненный путь.
Акт 3
В финальном акте пьесы герои уже сформировали четкую позицию по отношению к любви. Они осознают свои чувства и готовы принимать ответственность за свои поступки. Примером может послужить Никита, который не боится показать свою любовь к Катерине и готов выйти за нее замуж, несмотря на противодействие ее отца.
Таким образом, в «Грозе» А. Н. Островского мы можем наблюдать изменение взгляда на любовь в процессе развития сюжета. На первом этапе любовь представлена как эмоциональное чувство, на последующих — как осознанное и ответственное отношение к партнеру, которое может привести к серьезным последствиям.
Проблема власти
В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.
Любовная проблема
Тема любви в «Грозе» крутится вокруг Катерины и ее отношений с Борисом и Тихоном. Девушка вынуждена проживать с мужем, хотя никаких искренних чувств к нему нет. Она переходит в крайности, думает оставаться или уходить.
У Кати мгновенно расцветают чувства к Борису. И девушка решается на смелый шаг, не считаясь с моралью общества. Однако взаимные чувства не особенно много значат для Бориса. Его цели были чисто меркантильными для сближения с Диким.
Катерина предполагала, что в Борисе тот самый воздух свободы и прогресса. Но она ошиблась. Он оказался таким же, как и остальные жители города.
Проблема любви
В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.
Проблема отцов и детей
Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.
Проблема любви в драме Островского «Гроза»
Описание слайда: Любовь в драме Островского «Гроза» Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни
Александр Николаевич О впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир «темного царства». «Г» привлекает нас остротой конфликта между людьми, живущими по принципам правды и совести и теми, для которых погоня за богатством и положением в обществе сместила все нравственные ориентиры (Кабаниха, Дикой). Пьесы Островского дают ответы на вечные вопросы жизни — о смысле человеческого существования, о счастье, о любви. Главный смысл жизни можно определить словами персонажей из пьесы «Снегурочка» Весны: «На свете все живое должно любить». В пьесе Островского «Гроза» эта идея связана с образом Катерины. Трагичен ее уход из жизни. «Вызовом темному царству и его самодурной силе» прозвучало такое завершение драмы. Искренность, эмоциональность Катерины не может встретить понимания в темном царстве кабанихинского дома. Душе ее тесно, тяжело. Гордая, волевая, мечтавшая о семейном счастье, Катерина выдана замуж за слабого, безответного Тихона, лишена радости материнства. В атмосфере жестоких нравов, лжи, притворства, страдая от одиночества, она полюбила Бориса, человека безвольного, неспособного на решительные действия. Катерина с нежностью вспоминает родительский дом, но ведь и там, так же, как и у Кабановых не поняли бы ее чувств к Борису. Трагедия Катерины закономерна, потому что не сможет она при своем свободолюбии, чувстве человеческого достоинства, жажде жизни, любви смириться с затхлым существованием калиновского мира. Но и любовь к Борису — трагедия. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?»; «Зачем ты моей погибели хочешь?». Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя его идёт на верную гибель! «Не жалей, губи меня!» — восклицает она, отдавшись этому чувству. Эмоциональный подъем, вызванный этим новым для героини чувством, соединяется с горьким сознанием греха, преступления. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись наказания. Она не только не прячется, не таится, но «громко, во весь голос» зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!». Только горячая вера в любовь, надежда на сострадание остаются с Катериной в момент гибели.
Тема любви проявляется и в других персонажах (образах). Так Тихон по-своему любит Екатерину (в меру своей индивидуальности, своей слабохарактерной натуры), но его чувства ограничиваются определенной мерой сострадания, понимания. Отсутствие именно волевого, активного, мужского начала вызывает ощущение неполноценности чувства любви. Но его постоянная готовность простить Катерину говорит о своеобразном проявлении его понимании любви.
Вывод
Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» до сих пор вызывает споры о том, сильный или слабый характер у этой героини. В 1860-х годах Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев в своих статьях представили свою трактовку образа главной героини драмы «Гроза». Мнение Добролюбова о Катерине, представленное в статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) в корне отличается от мнения его оппонента Писарева, представленного в статьях «Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим» (1865). Если Добролюбов о Катерине пишет как о сильной личности, противостоящей всякому самодурству, то Писарев о Катерине другого мнения. Он считает, что этой героине воспитание и жизнь не могли дать ни сильного характера, ни развитого ума. На вопрос о том, является самоубийство свидетельством силы или слабости характера Катерины, у этих критиков тоже разное мнение. Добролюбов считает, что своей гибелью героиня дала «вызов самодурной силе». Мнение Писарева: «Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой».
Как видим, образ Катерины в русской критике неоднозначен. Характеристика Катерины может помочь читателю определить, какая интерпретация образа этой героини ему ближе.
Значение образа Катерины в пьесе «Гроза» заключается в том, что, показав судьбу этой героини, А. Н. Островский открыл исторический кризис между патриархальным миром и приверженцами свободы личности.
Характеристика образа Катерины, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать: