Драма «Гроза» — основной конфликт
Поликарп Левкович, богатый помещик, живет в деревне и считает себя мудрым и праведным. Он вынужден позаботиться о судьбе беременной Анисьи после смерти ее мужа. Однако вместо снисходительности и сострадания Поликарп проявляет жестокость и тиранию.
Анисья, страстная и свободолюбивая женщина, не позволяет Левковичу управлять своей жизнью. Она сопротивляется его строгому правлению и гнету, мечтая о свободе и справедливости
Анисья отважно идет против системы крепостного права и претендует на свое собственное место в обществе
Конфликт между Поликарпом и Анисьей продолжается на протяжении всей драмы, они вступают в острое противостояние друг с другом. Они борются не только за власть и свободу, но и за справедливость и моральные ценности.
Через этот конфликт Грибоедов поднимает важные вопросы общества и государства, оценивая его недостатки и злоупотребления. Драма «Гроза» ставит под сомнение существующую систему, показывая ее жестокость и несправедливость.
Проблема любви
В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.
Сюжет и конфликт пьесы «Гроза» — традиция и особенности
Сюжетно пьеса развивается стандартно:
- муж Катерины Тихон уезжает, Катерина просит взять ее с собой, однако Тихон не может ослушаться матери, да и сам рад вырваться из дома.
- Катерина признается Варваре, что ей нравится Борис. Варвара устраивает свидания влюбленных.
- Возвращается муж. Мучимая сознанием содеянного Катерина прилюдно сознается в грехе. Мать Тихона, Кабаниха, торжествует: она предупреждала.
- Доведенная до отчаяния Катерина бросается к Борису, но он не может защитить ее, тогда героиня кончает жизнь самоубийством, бросается в Волгу, предпочитая смерть жизни с нелюбимым мужем и страшной свекровью.
Традиционно русская литература изображала социальные конфликты, отраженные в личной жизни людей. Основной конфликт пьесы «Гроза» — борьба старого и нового в жизни, протест против угнетения и унижения.
Тематика пьесы и ее герои в решении конфликта
Представители старого мира — Дикой и Кабаниха — верны ветхим догмам, которые упорядочивают изменяющийся мир. Семантика фамилий героев подчеркивает их приверженность к старому миру — миру самодуров. Н.А.Добролюбов называет этот старый мир в пьесах Островского
Тема протеста по-разному трактуется драматургом: Кудряш и Варвара бегут из города, Тихон выступает против деспотизма матери только после смерти Катерины
Апофеозом протеста становится образ Катерины. Девичья жизнь героини, ее религиозность, поэтичность, богатое воображение
сталкивается с суровой реальностью порядков Кабанихи, основанных на подавлении искреннего чувства, ханжестве, угнетении, унижении.
Развитие конфликтной линии пьесы «Гроза»
Развитие конфликта в драме идет по нескольким сюжетным линиям, это позволяет сделать вывод об универсальности происходящих процессов: стремлении молодого поколения вырваться из-под гнетущей власти старших и зажить своей жизнью, которая изменилась и соответственно требует изменения отношений между людьми.
В решении противостояния участвуют не только главные герои, но и второстепенные, которые подчеркивают косность старого мира, так, например, образ Феклуши воплощает в себе абсурдность.
Внешний конфликт поколений, старого и нового, усиливается внутренним столкновением в душе Катерины. Катерина не любит и не может любить забитого Тихона, хотя и стремится сохранить верность мужу. Но любовь к Борису — это, по выражению Добролюбова, не только любовь к человеку, который не похож на окружающих, но и потребность быть любимой, оскорбленное чувство женщины и жены, желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Сознание греховности такой любви ясно и для Катерины, и для окружающих. Религиозность героини не позволяет ей скрывать свое чувство и обманывать
Но и жить после признания в грехе, в семье, где ее бьет по приказанию матери муж, где свекровь вечно будет попрекать и мучить ее, для Катерины невозможно. С точки зрения христианской морали, самоубийство — это грех, поэтому так мучительны ее размышления перед смертью
Сама героиня воспринимает смерть как избавление от гнета. Да и для других персонажей это не грех, а вызов миру Кабанихи и Дикого. Добролюбов назвал самоубийство Катерины
Наша презентация
Конфликт поколений, решенный в пьесе Островского с такой остротой, раскрывает стремление всех сословий России к изменению жизни, возникшее в пореформенную для страны эпоху.
Любовь и разочарование
Конфликт возникает между Попрошаем и Катей. Попрошайкин, старый мужчина, влюблен в Катю, молодую и красивую девушку. Он предлагает ей выйти замуж за него, что вызывает смешанные чувства у Кати. С одной стороны, она чувствует благодарность к Попрошайкину за то, что он помог ей и ее семье. Она также видит в нем надежного партнера и возможность стабильности в жизни.
С другой стороны, Катя также влюблена в другого человека — Бориса. Но Борис, увидев Катю в плохом свете во время грозы, отказывается признавать свои чувства. Катя сталкивается с разочарованием и глубокой печалью из-за отказа Бориса.
Таким образом, главные герои сталкиваются с выбором между безопасностью и любовью. Попрошайкин представляет стабильность, но отсутствие страсти и настоящих чувств, в то время как Борис представляет собой любовь и страсть, но не может обеспечить ту же стабильность, что и Попрошайкин.
Конфликт любви и разочарования является основным двигателем сюжета пьесы «Гроза». Он показывает, как герои борются с противоречиями сердца и как любовь и разочарование влияют на их решения.
Вариант 2
“Гроза” Н. А. Островского – это пьеса, которая описывает жизнь русской провинции в XIX веке. Она была написана в 1860 году и с тех пор не перестает быть актуальной. Основной конфликт в пьесе заключается в противостоянии двух главных героев – Кабанова и Кудряша. Кабанова – жена богатого купца, которая страдает от тирании свекра и мужа. Кудряш – бедный парень, который влюблен в Кабанову и готов на все ради ее любви.
Конфликт начинается с того, что Кабанова уезжает в город и оставляет своего мужа наедине с его матерью. Кудряш, узнав об этом, решает навестить Кабанову и провести с ней время. Однако, когда Кабанова возвращается, она узнает о визите Кудряша и начинает бояться за свою репутацию. Муж Кабановой, узнав о ее измене, начинает ее травить и унижать. Конфликт между Кабановой и ее мужем достигает своего пика, когда она вынуждена признаться в своих чувствах к Кудряшу.
Конфликт между Кабановой и ее мужем становится все более острым, когда она начинает открыто протестовать против его тирании. Она пытается найти выход из своей ситуации, но ее муж не дает ей этого сделать. Кабанова начинает чувствовать себя все более одинокой и отчаянной, и это приводит к тому, что она покончает с собой.
Конфликт достигает своего кульминационного момента, когда Кудряш, узнав об этом, решает отомстить мужу Кабановой и убивает его. Таким образом, конфликт между Кабановой и Кудряшем приводит к трагическому финалу. Пьеса “Гроза” является ярким примером того, как конфликт между людьми может привести к трагическим последствиям. Она показывает, что любовь и ненависть могут быть очень близкими друг к другу и что человеческие страсти могут привести к самым неожиданным и ужасным последствиям.
Вариант №2
Нередко русские классики в произведениях раскрывают проблему непримиримого противоречия в душе одного героя, между несколькими героями. В пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной перед отменой крепостного права, существуют два основных конфликта: внутриличностный и межличностный, рождённый общественным застоем.
Внутренний бунт главной героини данного произведения, Катерины, заключается в противостоянии желания быть свободной, любить и в вере наказания Бога, грешности перед мужем.
Катерина Кабанова является одной из главных героинь драмы «Гроза» А. Н. Островского. Девушку, воспитанную в добре, свободную как птица, умную, открытую отдают замуж за нелюбимого, Тихона Кабанова. Когда Катерина оказывается в доме мужа, где живёт и свекровь, властная Кабаниха, жизнь становится печальной и пустой, схожей с существованием птицы в клетке, которая тоскует по воле. Чувство любви к племяннику купца Дикого, Борису, заставляет вспомнить Катерину, что такое свобода. Девушка готова пойти на измену, чем нарушает священный для себя принцип, но позже мучается от осознания греховного деяния, нравственного переживания, ей сложно разрешить внутренний конфликт. Душевные терзания, отсутствие представления себя в жестоком мире послужили причиной самоубийства, подобно птице вырвавшейся на волю Катерина улетела от тягостной жизни, одержав нравственную победу над «темным царством».
Межличностный конфликт заключен в противостоянии нового поколения (Варвара, Кудряш) и старого (Кабаниха и Савел Дикой — деспоты, самодуры, противники прогресса). Противоречие возникает в момент, когда среди смирившихся обитателей Калинова с тиранством «тёмного царства», предавшихся власти, лукавствующей Варвары, появляется Катерина. Эта девушка — противоположность, обладающая чувством собственного достоинства, не способная терпеть, подчиняться порядкам этой семьи, но отказаться от такой жизни не было возможности по причине патриархальных устоев того времени.
Драма правдиво отражает общественные отношения, интересы того времени, показывает как рушатся вековые обычаи, тормозящие прогресс, с приходом новой эпохи.
Проблема самореализации
При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.
«Обломов»
Другое незабываемое произведение русской классической литературы, которое достойно того, чтобы о нем говорить. В «Обломове» показана уединенная жизнь одного помещика, который в свое время решил отказаться от службы в департаменте и посвятить свою жизнь уединению. Сам персонаж достаточно интересный. Он не хочет жить по шаблону, навязанному обществом, и в то же время не находит сил для того, чтобы бороться. Пребывание в бездействии и апатии еще больше подтачивает его изнутри. Конфликт героя с внешним миром проявляется в том, что он не видит смысла жить так, как большинство людей: ежедневно ездить на службу, выполнять бессмысленные на его взгляд действия.
Пассивный образ жизни является его защитной реакцией против непонятного окружающего мира. В книге показан конфликт идейного плана, поскольку он базируется на понимании сущности и смысла человеческого существования. Илья Ильич не чувствует в себе сил для того, чтобы изменить свою жизнь.
Основные события драмы «Гроза»
Драма «Гроза» представляет ряд важных событий, которые развивают конфликт и способствуют изменениям в жизни главных героев.
Одним из ключевых моментов является появление студента Бориса Григорьевича в городе
Это событие вызывает интерес и привлекает внимание Катерины, что ставит ее отношения с окружающими на испытание
Конфликт возникает, когда родители Катерины узнают о ее чувствах к Борису и настойчиво пытаются выдать ее замуж за Мурому. Это противостояние между родительскими ожиданиями и желанием самостоятельности усугубляет напряжение.
Другое значимое событие — признание Катериной своих чувств перед всем обществом. Она открыто заявляет о своей любви к Борису, что вызывает шок и недовольство у родителей и других персонажей.
Финальное событие — решение Катерины покинуть город со своим возлюбленным Борисом. Она выбирает свободу и самостоятельность, отказываясь от общественных ограничений и конвенций.
Все эти события вносят драматическую напряженность в произведение и позволяют автору раскрыть темы конфликта, свободы и личного выбора.
Драма «Гроза» Александра Островского является ярким примером произведения, в котором конфликт играет ключевую роль. Конфликт между главной героиней Катериной и ее окружением отражает борьбу за свободу, самореализацию и независимость.
Через различные события и отношения персонажей автор передает сложность человеческих взаимоотношений и столкновение индивидуальности с общественными ограничениями.
Конфликт в драме «Гроза» не только создает напряжение и драматический эффект, но также позволяет затрагивать актуальные социальные темы, такие как свобода выбора, право на самовыражение и борьба за признание.
В результате драмы главная героиня Катерина принимает решение оставить все за спиной и уйти со своим возлюбленным Борисом для осуществления своих мечтаний о свободной жизни.
«Гроза» оставляет зрителя с мыслями о значимости конфликта в нашей жизни и необходимости бороться за свои идеалы, даже если это противоречит общепринятым нормам.
Конфликт поколений
Петр, представитель молодого поколения, является романтиком и мечтателем. Он ищет своё место в жизни, стремится к свободе и самовыражению. Петр уверен в неограниченных возможностях будущего, и готов пойти на риск, чтобы реализовать свои мечты.
С другой стороны, Варвара представляет старшее поколение и воплощает консервативные ценности и традиции. Она привязана к своей семье, дому и заботится о сохранении старых порядков и обычаев. Варвара не верит в силу молодости и революционных идей, и старается убедить Петра вернуться к устоявшемуся порядку.
Конфликт между Петром и Варварой выражается в противоречии их желаний и целей. Петр стремится найти свободу и самовыражение, в то время как Варвара хочет удержать его в рамках установленных обязанностей и норм. Их столкновение символизирует столкновение устаревшего и нового, консервативного и прогрессивного, молодого и старого поколений.
Конфликт поколений в драме «Гроза» является главным движущим силой сюжета. Он позволяет показать противоположные воззрения на жизнь и представить зрителю диалог между прошлым и будущим, между двумя различными поколениями.
Сочинение Основной конфликт в пьесе Гроза Островского
Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире. Сюжет разворачивается в типичном поволжском городке Калинове, где главная героиня, Катерина, живёт в браке по расчету с Тихоном Кабановым. Семья находится под гнётом жестокосердной овдовевшей купчики Кабанихи, которая хотя и живёт по старым, христианским традициям, в действительности не признаёт никаких ценностей, кроме материальных. Кабаниха на пару с С.П. Диким является самым богатым и влиятельным лицом в городе.
Внешнему конфликту произведения присущи черты драмы. Этот конфликт заключается в противостоянии Катерины прогнившему обществу города, которое пытается подмять под себя девушку, живущую в чистоте и правде. В отличие от всей семьи Кабановых, Катерина действительно религиозна, искренне верит в Бога и живёт по заповедям, а не просто создаёт вид христианки. Девушка пытается сохранить душевную чистоту, но на грех подталкивает её сестра мужа, Варвара.
Для Варвары ночные тайные свидания с Кудряшом, конторщиком Дикого, и ложь матери давно стали повседневностью. Она подговаривает Катерину на время отъезда мужа видеться с симпатизирующим ей Борисом Григорьевичем, порядочным и образованным племянником Дикого. Это первая страсть, которой поддаётся Катерина, игнорируя свою совесть. Также ломает её характер мягкотелость мужа. Для него нормой является слепое подчинение Кабанихе, он не думает о том, что правильно, а что нехорошо: ведомый её указаниями, он избивает Катерину после известия об измене. Именно через него Кабаниха воздействует на непокорную невестку.
В этом городе остались ещё ясные головы, как, например, мещанин Кулигин, который постоянно изобретает что-то для улучшения жизни в Калинове. Однако его идеи постоянно отвергают: Дикой и Кабаниха крепко держат в своих консервативных руках общественное мнение. Бороться с этим укладом у Катерины не получается, её нравственный протест царящей здесь лжи и жестокости пресекается.
Другой конфликт, трагический, протекает внутри самой Катерины. В отличие от окружающих, в ней ещё остались нравственные ценности, благодаря которым она различает худое от доброго. Идя на измену, она постоянно испытывает муки совести. Она воспринимает отношения с Борисом серьезно, её чувства к нему неподдельны: однако молодому человеку нет до этого дела, он отказывается от её предложения сбежать. Куда сильнее давления окружающих те внутренние переживания, которые испытывает Катерина, борясь со страстями внутри себя.
Какой из этих конфликтов является основным в произведении, должен каждый читатель выбрать сам. Заставили ли утопиться Катерину несчастная любовь, жестокость и извращенность окружающих или же собственные муки совести? Одно ясно наверняка: смерть её лежит на совести этих безбожных людей, жизнь среди которых невозможна для честного человека.
2 вариант
Пьеса А.Н. Островского «Гроза», как драматическое произведение, построено на конфликте. Пьеса достаточно многогранна, поэтому в ней присутствует несколько конфликтов.
В городке под названием Калинов неискоренимо популярны постулаты «Домостроя». Между новым и старым поколением происходит конфликт на почве кризиса давно устаревшего общества. Бессовестные нравоучения взрослых выносили некоторые семейные заботы на всеобщее обозрение. Сталкиваются лбами Дикий и Кабаниха, да и молодежная среда не живет спокойно. Благодаря таким столкновениям общество находится в напряженном состоянии, но от этого ничего не меняется.
Основным конфликтом произведения является разногласие, которое происходит у Катерины, главной героини, и обществом города. Катерина вышла замуж и переехала к мужу – эти моменты являются завязкой конфликта. Героиня попала в непривычную для ее сердца среду. С младенчества ее окружала искренняя любовь и доброта, она не знала что такое лицемерие. Семья мужа была полной противоположностью. Там царили деспотизм и лживость, как, впрочем, и в остальных домах города Калинова.
У Катерины доброе, горячее сердце. Она очень любит супруга и готова все делать для него, но деспотичная свекровь, которую свободно можно назвать ханжой, пресекает все ее душевные порывы. Бесхарактерный Тихон не способен защитить жену от матери. И при таком раскладе искренний блеск в глазах героини может только угасать.
Заточение, лживость, отсутствие любви – ей не по душе. Катерина нужда в любви, это как символ жизни для нее. Героиня знакомится с Борисом. Христианские традиции до последнего не позволяли ей пойти на измену. Но Тихон уехал, и она осмелилась переступить через свою нравственность.
Катерина не могла хранить в душе этот груз и публично признается в своем проступке. Только никого не тронуло ее искреннее раскаяние. Свекровь без конца истязала супругов. Жизнь героини стала невыносимой. К тому же возлюбленный все-таки ее разочаровал.
Происходит развязка пьесы – Катерина решается на страшный грех, самоубийство. Конечно же, у нее был иной выход их сложившейся ситуации, но она не нашла в себе силы его увидеть. Ее гибель стала противостоянием разных эпох.
Это произведение показывает какими были отношения между людьми того времени. И как многолетние обычаи, которые только тормозят прогресс, только разрушаются с приходом нового поколения.
Проблема отцов и детей
Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.
Проблема власти
В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.
Гроза
︎ Предыдущая: Образ Катерины Следующая: Вопросы ︎
Жанр пьесы. Особенности конфликта. Конфликт в пьесе основывается на противостоянии социальной атмосферы Калинова и психологически утончённого, чувственного мира главной героини. Островский в пьесе наделил нравственный конфликт особой социальной значимостью (схема 7).
Схема 7. Своеобразие конфликта в драме «Гроза»
|
Основной конфликт пьесы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов, носителями которых в первую очередь выступают Кабаниха и Дикой, и новых, прогрессивных стремлений к равноправию, свободе человеческой личности — они свойственны Катерине. В этом заключается внешний, социальный конфликт пьесы.
Он продолжается в бытовом противостоянии свекрови и невестки, которое обозначено уже в первом действии. Кабаниха вечно недовольна Катериной, постоянно её укоряет за то, что «не очень-то нынче старших уважают». Кабаниха считает, что невестка настраивает сына против матери. Катерина возражает на это: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь». К этому противоборству присоединяется ещё и столкновение идеалов главной героини с жестокой реальностью — внутренний конфликт. Его кульминацией является последний монолог героини, в котором Катерина прощается не с жизнью, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Старшее поколение, властвуя, чувствует, что жизненные устои меняются (и ничего с этим не поделать). Представители младшего поколения (купеческие дети — Варвара, Кудряш, Тихон) демонстрируют показное благочестие. Главная героиня тоже является частью этого мира. Поэтому сама Катерина не противопоставляет себя купеческому укладу. Другой она становится уже в процессе действия, когда в её жизнь неожиданно приходит любовь. Это позволяет считать «Грозу» социально-психологической драмой.
Смерть Катерины, которая обладает обострённым чувством справедливости и испытывает отвращение ко лжи, не может жить с грехом, поэтому совершает ещё больший грех, является чертой трагедии. В этом случае финал пьесы трактуется как неизбежный результат столкновения двух миров — старого и нового.
Поведение Дикого, способы, которыми он управляет своими делами, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев о мироустройстве имеют комическую окраску. Критик А. М. Пальховский ещё в 1859 году отметил: «Итак, драма “Гроза” — драма только по названию, в сущности же это сатира, направленная против двух страшнейших зол, глубоко вкоренившихся в тёмном царстве, против семейного деспотизма и мистицизма».
Внимание к деталям быта обитателей города Калинова, достаточно подробное описание уклада жизни купечества позволяет увидеть в «Грозе» черты социально-бытовой драмы