История отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского: любовь и свидания героев
Екатерина Кабанова – одна из главных женских героинь пьесы Александра Николаевича Островского “Гроза”. Она жената, её нелюбимый муж Тихон и свекровь, которая не любит её, проживают в одном доме. Её несчастье очень остро показано в пьесе через страдания героини, рассказывающей о своей яркой молодости и тоскующей по ней. В один момент она замечает, как в город приезжает Борис, молодой человек, непохожий ни на кого.
Через несколько дней он понимает, что влюбился в Катерину, которая позже отвечает взаимностью. Их драма заключается в том, что из-за замужества главной героини им не удаётся выкроить время и место для встреч.
Для свиданий они используют публичные места – церковь или бульвары, где публичная их встреча не привлекает много внимания. Об этом Борис делится с Кудряшом, своим другом, который знает о чувствах влюблённых. Кудряш только одобряет это, вспоминая о своей молодости и нереализованных мечтах.
Но приходят и хорошие новости – мужу Катерины, Тихону, нужно уехать на 10 дней по работе из города. И в первую же ночь Борис признается Екатерине в любви, а после – все девять остальных ночей они видятся, гуляют и целуются. Сам Борис чувствует в себе настолько сильную любовь, что говорит: “Я люблю Вас больше всего на свете”.
Катерина отвечает ему не менее пылкими чувствами – она корит себя за замужество с Тихоном, вспоминает молодость и благодарит небо за то, что оно ей послало Бориса. Она даже готова бежать с ним из города, лишь бы быть вместе. Их любовь крепнет с каждым днём, и кажется, что её ничего не нарушит.
Тихон, возвращаясь в город, нарушает их идиллию. Катерина страшно тоскует и однажды, не в силах скрывать правду, рассказывает всё мужу и свекрови о своих ночных похождениях в отсутствие Тихона. Надеясь на лучшее, она и не подозревает, чем всё обернётся.
Тихон, слушая свою мать, Кабаниху, избивает жену. Её жизнь превращается в череду насмешек, упрёков, что ещё больше тяготит Екатерину. Скандал выходит за пределы семьи – о нем узнают соседи.
Дядя Бориса, Дикой, боясь общественного порицания, отсылает Бориса в Сибирь на три года с формулировкой “по делам”. Катерина приходит к Борису, просит, чтобы тот взял её с собой. Но тот отказывает, боясь споров с дядей, т.к. боится потерять наследство, обещанное ему Диким.
Катерина, потеряв все шансы начать жизнь с чистого листа, переживает настоящий шок. Человек, с которым она должна была связать всю свою оставшуюся жизнь, просто поворачивается к ней спиной, отталкивает её и выбирает материальное положение вместо неё самой.
Она не может больше терпеть унижений и оскорблений в семье. С горя Екатерина бросается в Волгу, перед этим рассудив, что ей “все равно – что в могилу, что домой”. Эта история громом ударяет по всей семье Кабановых, заставляя их начать переосмысливать своё поведение. Борис, уехав за несколько часов до смерти Катерины, так и не узнает об этом.
Популярные сегодня темы
Произведение относится к раннему творчеству поэта и появляется в период, когда писатель знакомится с жизнью светского общества, отличающейся разнообразными развлечениями, в том числе маскарадами
Многие люди ставят свои ценности превыше всего, не думая об окружающих. По собственной глупости или из невыносимой жажды лёгкой наживы они забывают о последствиях своих шагов. Возможно, этот слой общества
Мир зачастую остается прежним по своим повадкам. Например, равнодушие людей друг к другу до сих пор царит среди народа. Дабы уменьшить число таких, кто всегда остаётся безучастным к окружающим
Вариант 3
История отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского полна страсти, эмоций и противоречий. Их любовь сочетается с глубокими внутренними мучениями и религиозностью Катерины. Отношения героев развиваются в тесных рамках общественных норм и ожиданий.
С самого начала Катерина впечатляет Бориса своей красотой и изящностью. Но он сразу же скептически отзывается о ней, подчеркивая, что красота никуда не ведет и все равно она убежит от него. Возможно, видя в Катерине только внешнюю привлекательность, он не ожидал, что внутри у нее есть такая сильная и живая душа.
Катерина, в свою очередь, не умеет обманывать и не умеет скрывать свои чувства. Она открыта и искренна, что добавляет ей прелестности и делает ее привлекательной в глазах Бориса. Она мечтает о свободе, о возможности летать и быть свободной, как птица. Ей не хватает этой свободы, которую она ощущала в детстве, когда росла в семье, не принужденной к тяжелому труду.
Катерина также любит общаться с детьми и играть с ними. Они для нее – ангелы. Это показывает ее нежную и заботливую натуру. Она хотела бы иметь собственных детей, чтобы просто сидеть с ними и развлекаться.
Но их любовь постоянно подвергается испытанию. Мать Бориса и Кабаниха постоянно унижают и осуждают Катерину. Они говорят, что она разрушает семью, портит жизнь Бориса. Кабаниха не верит в их любовь и считает, что все может быть разрушено. Но Катерина и Борис не боятся противостоять общественному мнению и борются за свою любовь.
Но их отношения только усугубляются после смерти Катерины. Она ощущает внутреннюю муку своей греховности и понимает, что ее любовь к Борису причинила ему много страданий и бед. Она осознает, что она разрушила себя и унизила свою честь перед всеми.
В конце концов, Борис вынужден уехать в Сибирь по приказу своего дяди, и Катерина понимает, что ему нельзя уйти с ней. Она предлагает ему утаиться вместе с ней, но он отказывается, говорит, что не может, что это не его воля. Они прощаются навсегда, и Катерина оставляет мир.
Трагический финал истории любви Катерины и Бориса показывает, что они были неразрывно связаны друг с другом, но обстоятельства противостояли им. Их любовь была запретной и несчастной, они потеряли друг друга и вряд ли смогли бы найти истинное счастье вместе.
Таким образом, история отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского описывает сложные и противоречивые чувства, которые бушуют в душах героев. Всепоглощающая любовь сталкивается с общественными нормами и ожиданиями, что приводит к трагедии и печали. Но эта история также показывает, что истинная любовь может быть сильной и могущественной, даже если ее невозможно осуществить.
Мне нравится3.5 k.Не нравится2.2 k.
Судьба и предназначение
Поступки и решения героев пьесы «Гроза» не нарушают законы поведения, установленные судьбой. Катерина, главная героиня, отражает свою судьбу через свои поступки. Ее любовь к Борису, несмотря на его нежелание к ней, подчиняется принципу предназначения. Она не может сопротивляться своим чувствам, которые указывают ей единственный путь, который она должна пройти.
Ситуации, с которыми сталкиваются герои, также влияют на действия Катерины. Например, смерть ее отца стала поводом для ее знакомства с Борисом. Такая необычная связь, как будто была заложена судьбой, и их встреча была неизбежна.
Борис влияет на Катерину своим поступком — желанием остаться верным своим принципам и не измениться ни при каких обстоятельствах. Это привлекает Катерину, потому что она видит, что он не просто отражает его судьбу, но и живет в соответствии с ней. Она пробуждает в себе чувство страсти по отношению к нему, понимая, что они должны быть вместе.
Судьба и предназначение не позволяют Катерине проигнорировать свои чувства и выбрать другого человека. Она подчиняется внутреннему голосу, который указывает ей, как поступить. Даже когда ее любовь к Борису сталкивается с преградами, она не отступает и продолжает бороться за свою любовь.
Таким образом, в пьесе «Гроза» судьба и предназначение играют важную роль в формировании отношений между Катериной и Борисом. Они не могут ни отвергнуть, ни изменить свои чувства, их судьбы уже переплетены и у них нет другого выбора, кроме как следовать им. В конечном итоге, их любовь оказывается сильнее преград, и они находят счастье вместе.
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию
Цель:
-
Обучающая
– с помощью классического
произведения продемонстрировать влияние семьи и
социума на формирование личности. -
Воспитательная
– воспитывать
нравственную жизненную позицию учащихся, -
Развивающая
– построение собственных
жизненных целей, как основу саморазвития
Задачи:
- На основе прочитанного материала
проанализировать историю жизни Катерины и
Тихона, формирование их, как личностей. - Актуализация исторической ситуации в России.
- Развитие критического мышления учащихся.
- Соотнести реальные социальные возможности
людей 19 века и наших современников. - Проговорить возможные выходы из кризисных
ситуаций.
Ход урока
1. Теоретический экскурс в историю эпохи: Россия
перед грозой.
2. Рассказ о критиках, писавших о драме А.Н.
Островского “Гроза”
- Н.А. Добролюбов (1836-1861)
- Д.И. Писарев (1840-1868)
3. Принципы воспитания Катерины и Тихона.
4. Основные черты характеров, сформировавшиеся
при разном стиле воспитания у Катерины и Тихона.
5. Образ Тихона
6. Образ Катерины
7. Образование Катерины
8. Мечты Катерины
9. Особенности Характеров Катерины и Тихона
10. Понимание любви героями
11. Поступки Катерины и Тихона
12. Возможность позитивного выхода для Катерины
и наше отношение к самоубийству?
Темы для обсуждения:
- Чей образ, Катерины или Тихона, нам понятнее и
ближе? - Был ли другой выход у Катерины с точки зрения
автора? - Какие позитивные выводы может сделать для себя
современная молодежь?
Список литературы.
- “Гроза” А.Н. Островского. – М., 1975.
- Драма Островского “Гроза” в русской критике. –
Л., 1990. - Добролюбов Н.А. Статья «Луч света в темном
царстве». - Писарев Д.И. Статья «Мотивы русской драмы»
- Силинская Л.Н. «Поурочное планирование по
литературе» К учебнику «В мире литературы. 10
класс» под ред. А.Г.Кутузова. — Экзамен, 2006 г. - Фадеева Т.М. Тематическое поурочное
планирование по литературе к учебнику
Ю.В.Лебедева. — Экзамен, 2005 г.
Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.
Вариант 5
История отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского описывает сложную и противоречивую любовь героев. С самого начала пьесы мы видим, что Катерина считает себя красивой и привлекательной. Она не скрывает своей красоты и даже наслаждается ею, хотя это не всегда приносит ей счастье. С другой стороны, Борис, муж Катерины, считает ее своими оковами, ограничивающими его свободу. Это создает напряженность в их отношениях и вызывает у Катерины чувство неполноценности и одиночества. Она говорит, что не умеет обманывать и притворяться, что делает ее более уязвимой.
Она также описывает свою свободолюбивую натуру и желания летать, как птица. Ее мечтательные фантазии и стремление к свободе абсолютно противоречат ее семейной жизни и тирании ее матери. Она утверждает, что она была «жаркой» с малых лет и даже в шесть лет умудрилась убежать от дома на лодке.
Катерина рассказывает, что ее мама баловала ее как куклу и не заставляла работать, поэтому она могла делать все, что хочет. Она также признается, что любит разговаривать с детьми, и они ей нравятся. Но ее свобода и любовь к детям не находят поддержки в семейной жизни. Она жалуется на нападки ее мамы и мужа, которые говорят, что любят ее, но при этом угнетают и держат ее в подчинении.
Несмотря на свои тяжелые отношения, Катерина все равно влюблена в Бориса. Она говорит, что была влюблена в него с первого взгляда и готова была следовать за ним в конце света. Она признается, что он единственный человек, который заставляет ее испытывать счастье.
Однако, их любовь оказывается запрещенной и греховной. Катерина чувствует себя грешницей и не может просить прощения за свою любовь. Она утверждает, что это убивает ее душу и приводит к ее гибели. Она понимает, что ее любовь к Борису стала причиной не только ее собственной гибели, но и гибели его жены и ее собственного репутации. Она чувствует себя виноватой перед всеми и не видит выхода из своей ситуации.
Последний акт пьесы показывает, что Борис и Катерина хотели уйти вместе, чтобы начать новую жизнь в другом месте. Они влюблены друг в друга и не могут жить друг без друга. Однако, судьба разлучает их, и Борис вынужден отправиться в Сибирь без Катерины. Это ставит точку в их отношениях и приводит Катерину к самоубийству.
В итоге, история отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» пронизана любовью и трагедией. Они любили друг друга, но судьба и социальные ограничения не позволили им быть вместе. Их любовь стала причиной гибели их и других людей, и Катерина, не в силах пережить это, принимает решение о самоубийстве. Эта история наполняет сердце грустью и невыразимым чувством утраты.
Мне нравится1.7 k.Не нравится1.1 k.
Вариант 6
История отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского — это история запретной любви, полной страсти и трагизма. Они влюблены друг в друга, но их любовь обречена на гибель из-за общественных норм и моральных принципов.
С самого начала мы видим, что Катерина вызывает интерес и восхищение у окружающих своей красотой. Она осознает свою привлекательность, но это не приносит ей радости, а только угнетает ее. Она понимает, что красота не может принести счастье, а только служить причиной ограничений и страданий. Катерина не хочет скрывать свои чувства и никогда не обманывает людей.
Однако, ее любовь к Борису превращается в мучительную тайну и запрет. Она мечтает о свободе, о возможности любить и быть любимой, но общество и семейные ценности стоят на ее пути. Она ощущает себя пойманной птицей, которая не может улететь в свободу.
Катерина вспоминает о своей детской беззаботности и свободе, о временах, когда она любила и радовалась жизни без ограничений. Теперь все это прошло, она понимает, что больше никогда не будет такой свободной и счастливой.
Ее любовь к Борису не знает границ и она готова бросить все ради него. Она считает его чудесным и верит, что он сможет сделать для нее все, что нужно. Катерина отдает ему свою юность и надеется на то, что он принесет ей счастье.
Однако, любовь Катерины и Бориса не обходится без печали и трагедии. Они чувствуют, что их отношения не имеют будущего, но не могут отпустить друг друга. Они мечтают о прекрасной жизни вместе, о свободе и счастье, но реальность оказывается слишком жестокой.
В конце пьесы, Борис отправляется в Сибирь, оставляя Катерину одну и разбитую. Они оба знают, что их любовь обречена на гибель, но все равно не могут оторваться друг от друга. Они понимают, что их отношения принесли только страдания и позор, но не могут изменить свои чувства.
Финал пьесы беспощаден и горьк. Катерина понимает, что она сама себе причинила боль и горе, и это не может ей принести никакой утешения. Она осознает, что ее любовь причинила страдания не только ей самой, но и другим людям.
История отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» полна эмоций и трогательности. Они любят друг друга, но их любовь невозможна в данном обществе. Они жертвуют своей счастливой будущими ради запретной страсти, и это приводит к трагической концовке их истории.
Мне нравится1.6 k.Не нравится1 k.
Образ героини в произведении
(Сцена из драмы)
Пораженный, но в глубине души понимающий свою жену, Тихон не осуждает ее. Только самой Катерине от этого не легче. Самой простить себя намного труднее. Быть может и хотела она признанием облегчить свои душевные метания, да только не вышло. Прощение ей не нужно. Сама мысль вернуться в дом для нее становится тождественной смерти, только не мгновенной, а долгой, мучительной, неизбежной. По религиозному канону самоубийство — смертный грех, который нельзя простить. Но и это не останавливает отчаявшуюся женщину.
В мыслях Катя часто представляет себя птицей, душа ее рвется в небеса. Жить в Калинове ей невмоготу. Влюбившись в Бориса, совсем недавно прибывшего в город, она воображает, как они вместе покинут ненавистный город. Любовь видится настоящим и таким близким спасением. Да только для исполнения мечты нужно обоюдное желание…
(Фрагмент из драматической постановки)
Встретившись на берегу Волги с Борисом, Катерина испытывает жесточайшее разочарование. Когда-то такой прекрасный молодой человек решительно отказывается забрать с собой замужнюю женщину, нанося ей своим отказом последний удар в сердце. Катя не хочет быть больше камнем преткновения в своей семье, продолжать влачить безрадостное существование, день за днем ломать свою душу в угоду свекрови.
А выход вот он — совсем рядом, нужно только сделать шаг с обрыва в воды Волги. И гроза ей кажется самым что ни на есть указанием свыше. То, о чем Катя когда-то только смутно размышляла, боясь признаться самой себе в греховных помыслах, оказалось самым простым выходом. Не найдя своего места, поддержки, любви, она решается сделать этот самый последний шаг.
Сочинение по литературе на тему: Последнее свидание Катерины и Бориса
Другие сочинения:
- Драма “Гроза”, написанная А. Н. Островским в 1859 году, по своему жанру – социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал – самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом Read More ……
- Драма А. Н. Островского “Гроза” рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла смириться с патриархальными устоями домостроя, погубившими ее любовь, и поэтому она добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходит в Read More ……
- Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество Read More ……
- О русском купечестве говорили многие писатели конца XIX века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мцен-ского уезда” Н. С. Лескова. Эти произведения имеют известное сюжетное сходство: Read More ……
- Драма “Гроза” была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году.”Гроза”, – как писал Добролюбов, – без сомнения, самое решительное произведение Островского”. Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени. Среди Read More ……
- рама “Гроза” была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году.”Гроза”, – как писал Добролюбов, – без сомнения, самое решительное произведение Островского”. Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени. Среди Read More ……
- О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Оба эти произведения поражают сходством сюжета Read More ……
- “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой Read More ……
Последнее свидание Катерины и Бориса
Цитаты Катерины из пьесы «Гроза»
«Ему ведь все равно, что я думаю или чувствую. Он говорит только о себе, о своем нужном ему чувстве.»
«Я столько раз страдала и переваривала его горечь, его печаль, а сама кое от чего умирала невиданной страдальщицей.»
«Я страдала, а он видит меня сухарь, какой-то маленький сущий лунатик!»
«Что тут неразумного всего, так это в его любовной истории. Он там на душе простодушный ребенок и рисует себе картину, какой ни было мечты глупой… И все это его настоящая, единственная, единого раза возможная, на века… Он книженциями заполнил свою голову что ли? То же и уголовник: небось и здесь, баран, мечтал о душевной истории, такого романа и немечтал уж он во всю вдовой голове себе, прошелся бы хоть на дурацкое любеятно… Не будет тебе семилистного цветка, отравника! Не семи ли мной развязал саму себя отвязнуть хот ellipsis
«Нечего с тобой ктому и polecat! Да что ж ты мне все гажеем фильтрами! Я тебя и оболью такой х х!..»
«Нам тогда годков шестнадцать; то было день большой. Над водою небо стояло, как изба, семистороняя. Тут и она вышла в Бориса отца… Здорово было: подпрыгиваешь взглядом и теряешься; такое дивное сияние… Ну, сидела я и всё содержела в себе, та же не успела понять, как обалдела полчаса… Любльуг от тебя до рыжехо lapa подали! Так ведь еще, Бог с нас не забыл… Да только когда ж он был так и так кольписан к тебе не больше, а тебе равно, а не даволен… что всё бастракишь над нами, ну, наглый ты ел ли!.. А наглей отсебятиныше the whole born lots of men dirk живущих не видала к_lastname-boldl. Категорическое misdoubt эллипсис Нам с тобою время, доброе время пропустить elipssis и захочется, а тут как раз осень времени полнила сом medPharma Pyongyangnetbot наш»
Катерина и Борис в пьесе «Гроза» Островского: история отношений, любовь героев
Главная героиня пьесы, молодая женщина Катерина Кабанова живет с нелюбимым мужем Тихоном и злой свекровью Кабанихой. Катерина глубоко несчастлива в семье мужа:
Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис. Он влюбляется в замужнюю красавицу Катерину, которая отвечает ему взаимностью. Но молодые люди не могут нигде встретиться наедине, так как Катерина замужем:
Некоторое время Борис и Катерина видятся только на бульваре и в церкви. Другой возможности встретиться у них нет:
Однажды муж Катерины, Тихон, уезжает по делам из города. Катерина и Борис наконец видятся ночью на тайном свидании. 10 дней влюбленные тайно встречаются каждую ночь:
Внезапно Тихон, муж Катерины, возвращается в город, и тайные встречи влюбленных прекращаются. Катерина страшно тоскует по Борису. Не в силах скрывать правду, она рассказывает мужу и свекрови о своей измене:
После этого признания Тихон по приказу матери избивает Катерину, а Кабаниха еще больше тиранит ее. В итоге жизнь Катерины в доме Кабановых превращается в кошмар:
После этого скандала дядька Дикой отсылает Бориса в Сибирь на 3 года по делам. Борис не спорит с дядькой, потому что надеется получить от него наследство:
Когда Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь, тот отказывается, потому что боится дядьку Дикого:
Прощаясь с Катериной, Борис рыдает от жалости к ней, но на самом деле ничего не делает, чтобы спасти ее:
Борис является последней надеждой Катерины на радость в жизни, но и он предательски покидает несчастную:
Это была краткая история отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского: описание истории любви героев в цитатах.
Катерина, которой пришлось рано выйти замуж за Тихона, не чувствует любви. Хотя она и пытается доказать самой себе, что любит мужа, это не так. Вдобавок Катерина не чувствует со стороны Тихона по отношению к себе любви. Это становится причиной того, что Катерина, которая всю свою жизнь мечтала об искренней и чистой любви, находясь в браке, влюбляется в другого человека.
Впервые читатель узнает о том, что героиня влюблена в Бориса, когда Катерина разговаривает с Варварой, которой удалось по поведению Катерины определить предмет ее воздыхания.
Влюбленные встречаются в тайне от всех, об их встречах знают лишь Варвара и Кудряш. Бориса это вполне устраивает, потому что он по-настоящему боится, что когда-нибудь об их незаконной связи станет известно. Уже здесь автор демонстрирует мнимую любовь Бориса, ведь если бы он по-настоящему любил Катерину, то не стал бы бояться осуждения окружающих людей.
Когда Борис узнает от Варвары, что Тихон вернулся домой и что Катерина стала вести себя очень странно, Борис боится того, что Катерина раскроет всем правду. Автор показывает, что Борис не задумывается о чувствах Катерины, а думает лишь о собственном благополучии.
А.Н. Островский демонстрирует, что Борис не любил Катерину по-настоящему. Он мог сбежать вместе с ней, ведь Катерина предлагала ему это перед своим самоубийством. Подсознательно понимая, что Катерина может сделать с собой что-то ужасное, Борис не остается с ней, не берет ее с собой, а прощается и уходит.
Все это демонстрирует, что Катерина полюбила человека, который этого не заслуживал.
Характер Катерины
Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.
Эта девушка — натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого «темного царства» завершается трагически.
Переживания и надежда
В начале пьесы Катерина испытывает разочарование и горечь от непонимания и несбыточности своих мечтаний о счастливом браке с Степаном.
«Я молодость свою промолчала, потерпела. А теперь мне удариться во весь голос поуж и куда сплылись мои мечты!», — говорит она, выражая свое разочарование.
Однако все меняется, когда Катерина встречает Бориса. Ее сердце заполняется надеждой, эмоции перемешиваются и искрятся различными оттенками.
«Сердце-то как бешено стучит, вся трепещет, как будто воин где велится! А всего одна мысль, один тайный страх сотряслы весь ей организм, и она дышать, жить ей не дает! Чувствую сама — ноги болят от одной мысли: он здесь… Он, господи мой!» — отмечает Катерина о своих страстных чувствах.
Надежда на счастливую любовь разрушает все преграды и вызывает в Катерине массу противоречивых эмоций: волнение, тревогу, страх потери и радость. Ее переживания ярко иллюстрируют ее внутренний мир и сложность выбора между своими чувствами и общественными нормами.
«Он стучит и стучит сердце, а он не выходит. Почему?.. Еще не привык, наверно, с такими, как я. До всякой интриги умею додуматься: а не будет, не поднимется кто никакой, более красавец, более великанов класса столичного. Клетки наши утечек не дадут. Право, я сама… отвращенье, коль в них не поверю.
Ну, раз понеправится, какая от него можешь околдунья получить. Жить, — много-много, оперить и измекнуть, знаю: но пред кого, пред голов наши гордых травящих, завывающих чудовищ нальканить!
И правда, не повезло мне до сих пор: найду себе другого. Пусть двадцать. Потускнее они его все. Под страстью всеми другими дотла сгоревшими они маленькими лепечками от раздраженья будут, от ссор.
А он! О Боже!..»
Завершая пьесу, она испытывает радость от осуществления своей мечты:
«Нет, пусть он!.. Господи мой! Он?.. Опора моя! О муки… Он — я! Он!.. Нет, нет: вся правда!.. Лишь он!»
Отношение Тихона к измене жены
Уезжая на время из дома, Тихон прощается с женой и матерью. Катерина хочет дать мужу на прощание клятву верности. На что тот реагирует отрицательно. И Тихон, и его мать, произнося ритуальный наказ, говорят Катерине, чтобы та не заглядывалась на чужих парней, но наш герой говорит эту фразу произвольно, даже не подозревая, что его жена способна на измену.
Но именно мягкий характер Тихона является недостатком в глазах Катерины. И она влюбляется в Бориса. Позже Катерина сама рассказывает мужу и свекрови о своей измене, так как больше не в силах хранить эту тайну в себе. Тихон воспринимает новость неагрессивно. Он возражает своей матери, когда она дает ему совет казнить Катерину, закопав ее живьем в землю. Он любит свою жену и не может проявлять агрессию в ее сторону.
Катерина не сразу отдалась новому чувству, она еще всячески пыталась сродниться с мужем, вернуть свою любовь к нему, найти в себе те чувства, которые раньше их объединяли. В этот момент образ Тихона в пьесе «Гроза» кажется еще более бесхарактерным. У него еще был шанс все изменить, но в силу его слабости, он не смог до конца понять свою жену, защитить ее от истязаний свекрови. Он смог быть простодушным, но не смог стать той каменной стеной, за которой женщине нужно чувствовать себя в безопасности.
И только когда Катерина сама накладывает на себя руки, Тихон, стоя над ее трупом, встает против матери. Он публично обвиняет ее в гибели своей жены, тем самым наносит Кабанихе страшный удар.
В этом и заключается вся характеристика героя. Тихон («Гроза», Островский А. Н.) — образ, с помощью которого автор показал мужскую доброту, но в то же время и мужскую слабохарактерность. Как видим, это иногда может привести к плачевным последствиям.