«сочинение по произведению «слово о полку игореве»»

Слово о полку игореве
. 
игоря, сына святослава, внука олегова

Содержание

  • Слайд 1

    Анализ центрального произведения древнерусской литературы:«Слово о полку Игореве»

    История создания:«Слово…» написано в VII веке неизвестным автором, который являлся(по мнению историков)свидетелем и непосредственным участником событий описываемых в произведении.
    «Слово о полку Игореве» было найдено в Спасо — Ярославском монастыре и приобретен у архимандрита Иоиля Быковского в числе других древнерусских произведений известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным.

    Направление:фольклорный жанр, воинская повесть

    Тематика и проблематика:
    Недостаточность государственного единства Руси.
    Не ослабление гос.связей,
    раздробленность,
    не удачность военного похода.
    Судьба русской земли.

    Идея:
    Идея единства Руси.
    Описание реальных исторических событий.
    Наставление князьям.

    Пафос:
    исторический
    героический
    общественный

  • Слайд 2

    Основные герои:

    -Автор(повествователь, рассказывает и объясняет события «Слова..», обращается к князьям, является одним из главных героев произведения)
    -Игорь Святославович — главный герой, Новгород-Северский князь возглавит поход.
    -Всеволод Буй тур-князь курский и Трубчевский, брат Игоря и его соратник присоединившейся к его дружине.
    -Святослав-князь Киевский. Произносит «Золотое слово»-обращение к князьям.
    -Ярославна- жена Игоря, воплощение русских жен, олицетворяет связь между человеком и природой(ее обращение к Дону, небу и т.д.)

    Сюжет:
    «Слово…»начинается с рассуждений автора о там как же ему начать свой рассказ(так как Баян или же рассказать все в действительности выбрав второе он начинает повествование:
    Ранней весной 1185 года Игорь со своей дружиной решается пойти в поход на половцев(странные природные предзнаменования его отпугивают, но Игорь продолжает путь)
    Не смотря на то, что застать врагов врасплох не удалось, первая встреча с половцами заканчивается победой. Однако на следующий день вновь началась битва продлившаяся 3 суток в которой Игорь был ранен, оторвавшись от войска он был пленен половцами.
    Один из половцев предложил князю бежать. Время для побега было выбрано вечернее. Долгим был путь домой -11дней. Вернувшись Игорь был встречен радостью.

    Композиция «Слово о полку Игореве»:
    Можно выделить 3 части
    1. вступление автора
    2.поход, пленение, плачь Ярославны, «Золотое слово» и все события предшествующие возвращению
    3. Эпилог( авторское отношение и высказывание Игоря)

  • Слайд 3

    Художественное своеобразие:

    1.Портрет: описание внешности согласно типу героя (отрицательный/положительный)и внутренним качествам.
    В князьях подчеркивалось благородство, ум и мудрость.
    В дружине: богатырская сила, мужественность и героизм.
    В женщине: красота, ум, добродетельность.
    Во врагах только отрицательные свойства.
    2.Пейзаж: природа является неотъемлемой частью произведения и тесно связана со всеми событиями:
    -Предзнаменование(затмение, комета и др., природа пытается остановить князя)
    — задает настроение и является эмоционально-определяющим фоном(солнце-радость, тучи-мрак)
    — места действия помогали определить охват описываемых действий на территории
    3.Средства поэтической выразительности:
    (используемые в тексте тропы)
    анитеза
    гипербола
    метафора
    олицетворение
    сравнение
    эпитет
    4. Особенности языка произведения:
    изначальный текст «Слова» написан на старо-славянском, церковном языке.

    Звукопись:
    Произведение является скорее написанным для пения или другого произнесения вслух (это доказывает ритмичность «Слова…»)

    Значение произведения:
    Более 175 лет находится «Слово о полку Игореве» в поле зрения писателей.
    Это произведение стало живым явлением не только древней литературы, но и новой — XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово…», но и использовали его образы в своем творчестве. Оно вошло в русскую музыку, а знаменитые художники воссоздали образы этого произведения в своих картинах.
    «Слово…» переведено на множество языков мира и поистине является величайшим памятником древне-русской литературы чье значение невозможно переоценить.

Посмотреть все слайды

Композиция и ключевые моменты сюжета

Произведение делится на пять частей: введение и заключение, а также три блока основного действия. Разберем краткое содержание каждой части:

  1. Введение. Здесь читатель знакомится с автором, а тот размышляет о том, как бы ему рассказать историю о князе Игоре и его походе на половцев. Автор также упоминает сказителя Бояна, который, возможно, поведал бы о тех же самых событиях в своем стиле.
  2. Первая часть. Описывается князь Игорь, который вместе со своим братом Всеволодом, а также сыном и племянником отправляется в поход на половецкие земли. Он игнорирует все дурные знаки, и уже после первой победы русских воинов ждет полный разгром. Игорь и другие князья попадают в плен.
  3. Вторая часть. Действие переносится к князю Киевскому Святославу, который узнает о неудачном походе Игоря и Всеволода. Он осуждает их, ведь разгром привел к тому, что теперь на Русь стали нападать враги, а князья враждуют между собой. Вместе с автором Святослав обращается к образам умерших правителей, призывая на помощь их мудрость и силу.
  4. Третья часть. Знаменитый «плач Ярославны». Жена Игоря тоскует по князю и всем воинам, погибшем в бою. В отчаянии она обращается ко всем русским землям, природе и высшим силам – она хочет, чтобы они помогли Игорю вырваться из вражеского плена. Ее горе и любовь настолько искренны и сильны, что природа откликается на призыв женщины.
  5. Заключение. В финальной части произведения Игорь возвращается домой. За ним гонятся половцы, и все заканчивается благополучно только благодаря тому, что ему помогают разбуженные Ярославной высшие силы.

В последних строках автор восхваляет всех русских князей, которые защищают родину от нападок врагов. Однако судьба некоторых главных героев (Всеволода, Владимира, Святослава Ольговича) остается неизвестной, а мораль князя Игоря – сомнительной. О том, как развивались события дальше, мы можем узнать уже только из исторических источников.

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод  и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников

Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь

Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Вариант 1

Слово о полку Игореве — это древнерусский литературный текст, который написал поэт неизвестный. Этот текст был написан около 1185 года и рассказывает о походе князя Игоря Святославича на половцев.

История о создании Слова о полку Игореве начинается со времен старинной Руси, когда великие князья правили в стране. В то время происходили множество войн и сражений, и они были запечатлены в летописях и поэтических произведениях.

Автор Слова о полку Игореве сам не назвался и оставил загадку о своем имени. Мы не знаем, кто это был – монах или военный, благородный или простой человек. Но его слова затронули сердце каждого, кто читал этот текст.

Слово о полку Игореве рассказывает о событиях, которые произошли в XII веке. В те времена Киевская Русь подверглась вторжению половцев – племени, которые жили в степях. Князь Игорь решил собрать свой полк и отправиться на войну с врагами.

Слова о полку Игореве описывают битву князя Игоря и его войска с половцами. Текст наполнен яркими и красочными описаниями: рыцарских сражений, звука оружия, рева коней. Это помогает представить себе, как проходили военные действия в то время.

Текст Слова о полку Игореве пропитан патриотическим духом и любовью к родной земле. В нем отражены героические деяния русских воинов и их борьба за свободу и независимость. Поэт передал настроение и чувства людей того времени, искусно воплотив их в стихотворной форме.

Слово о полку Игореве было написано на старославянском языке, который несколько отличается от современного русского. Поэтому для понимания текста приходится приложить дополнительные усилия, чтобы разобраться в его значении.

Слово о полку Игореве стало одним из самых известных и значимых произведений древнерусской литературы. Это настоящий кладезь для изучения истории и культуры нашего народа. Оно помогает нам понять, какие события происходили во времена Руси и как русский народ защищал свою землю.

Слово о полку Игореве — это настоящее литературное сокровище, которое передает нам часть истории русского народа. Этот текст помогает нам почувствовать себя частью нашей истории и гордиться своими предками.

Мне нравится7.8 k.Не нравится4.5 k.

Художественные средства

Структура поэмы достаточно сложная не только из-за древнерусского языка, но еще и из-за того, что автор использует многочисленные художественные приемы. Среди них — гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворения. Все они помогают задать «Слову» определенное настроение, передать переживания персонажей и самого автора, а также охватить в небольшой поэме обширное пространство всей Руси (территориальное, природное и духовное). Автор пишет не просто об одном князе, совершившим неудачный поход, а о целом народе – и для того, чтобы расширить границы «Слова», он как раз прибегает к гиперболам, контрастам и олицетворениям.

История создания

Историки и литературоведы много лет ведут споры вокруг этого памятника древнерусской литературы. В истории его возникновения много неясного. О перипетиях научного исследования, версиях, гипотезах и дискуссиях о происхождении «Слова» можно написать многотомный труд. Постараемся изложить лишь некоторые вехи.

Ни время создания, ни автор текста доподлинно не установлены. Знанием о «Слове о полку Игореве» гуманитарная наука обязана Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, историку и собирателю древних рукописей, который жил в конце XVIII – начале XIX  века. Именно ему принадлежит первенство в обнаружении текста «Слова». О том, как оно попало к ученому, существует несколько версий. По сохранившимся сведениям, сам Алексей Иванович утверждал, что текст он получил от архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Было это на исходе 1780-х годов. Долгое время «история находки» древнерусского памятника считалась таковой, пока в конце XX века историки не оспорили.

Роковым для истории рукописи стал московский пожар 1812 года, произошедший во время войны с Наполеоном. Оригинал сгорел. Текст, известный сегодня, воспроизведен по записям, сделанным Мусиным-Пушкиным. Отсюда возникла версия, что это произведение является стилизацией «под Древнюю Русь», и сам же Мусин-Пушкин его и написал. Текст разительно выделялся в художественном смысле на фоне всего того, что существовало в литературе на тот период.

Часто среди гуманитариев звучит версия о том, что у русских, в отличие от других народов, в том числе и проживающих на территории нашей страны, нет своей эпической традиции. Такие мнения звучали и во времена жизни Мусина-Пушкина. Говорят, что патриот и историк, увлеченный древностью, оскорбился подобным пониманием культурного прошлого своего народа и решил «воспроизвести» текст, который стал бы русским эпосом. Информацию о «находке» и «гибели текста в пожаре» в этом случае считают мистификацией, устроенной Мусиным-Пушкиным.

Естественно, столь смелую точку зрения не разделяют многие именитые ученые, продолжая исследования и поиски древнего автора гениального текста.

Исходя из истории обнаружения текста, предполагают, что он мог выйти из-под пера представителя монашества. Монахи были достаточно образованы и могли создавать литературные тексты, однако не подписывали их своим именем, так как считалось, что служитель Господу в своём писании лишь передает божественную волю. Вследствие этой особенности автор остался нам неизвестным.  Текст «Слова» можно трактовать как проявление обеспокоенности распрями эпохи феодальной раздробленности и её последствиями для судьбы русского государства. Повлиять на волю правителя монахи не могли, а вот отразить свои переживания в тексте – вполне.

Специфика текста определила и особенности его исследований. «Слово о полку Игореве» близко к летописной традиции, но при этом отличается от хроники высоким художественным уровнем. Произведение повествует о реальных событиях, имевших место в 1185 году, когда новгород-северский удельный князь Игорь Святославович совершил поход на половцев. Упоминания о нём имеются в известных летописных сводах – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, входящих в состав «Повести временных лет».  Считается, что автор «Слова о полку Игореве» — современник описываемых событий, и текст создавался при жизни князя Игоря.

Документальность произведения позволяет предполагать, что его написал кто-то из окружения князя. Ряд ученых придерживаются этой версии. Среди предполагаемых авторов назывались тысяцкий князя Райгула или галицкий книжник Тимофей.

Известный историк Борис Рыбаков выступил против версии о нахождении автора «в ближнем круге» реальных исторических деятелей – героев повести. Он указывает, что автор был «первоклассным историком и знатоком летописей», но в тексте проявил себя, прежде всего, как поэт. В поисках истоков текста Рыбаков обратился к киевской летописной традиции как «наиболее разработанному пласту» исторической литературы.

Подробный анализ поэмы

История создания

Интересна история создания “Слова о полку Игореве”, этого масштабного эпического произведения. По одной из версий, поэма была написана монахом, который непосредственно был свидетелем похода князя Игоря. Произведение мог написать лишь грамотный и образованный человек, а такими были люди духовного сана.

По этическим нормам, автор не мог ставить свою подпись под работой, и сочинение было анонимным. Посредством поэтического слова, автор хотел передать потомкам, что необходимо соединение всех княжеств перед лицом врага. Рукопись была утеряна, и только в 18 веке найдена Мусиным – Пушкиным, переписана им, но попала в огонь и была уничтожена пожаром. Остались лишь копии, сделанные Мусиным – Пушкиным.

Приверженцы другой версии считают, что «Слово» написано именно Мусиным – Пушкиным, так как рукописи, якобы найденной им, никто не видел.

В поэме описаны действительные события похода Игоря, и годом написания сочинения считается 1185 или 1187 год.

Тема

Анализ произведения «Слово о полку Игореве» определяет множество тем, которые охвачены автором. При его детальном изучении можно с уверенностью считать, что основной посыл поэмы – патриотизм, именно к нему призывает автор на протяжении всего произведения. И Родина, и природа, и любовь – всё призывает к верности своему Отечеству.

Проблематика этого произведения затрагивает проблемы неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси. Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.

Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях в конечном счёте ведут к поражению русского войска. По сути любой из противоборствующего Руси войска, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.

Особенно чётко проблема разобщённости отражается во второй части поэмы, идея которой в том, чтобы «золотым словом» Святослава донести до ума каждого из великих князей, что выходом из такого положения является общее объединение.

Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.

Композиция

Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.

Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.

В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить своё тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули и поплатились за это кто жизнью, а кто попал в плен.

Вторая часть ведёт повествование о князе Святославе, который не одобряет действия Игоря. «Золотое слово» Святослава является ключевым моментом, его устами автор озвучивает собственные мысли о том, как обезопасить земли Отчизны от вражеских набегов. Он призывает к объединению все русские княжества, малые и великие, забыть свои распри, междоусобицы и раздоры, чтобы совместными усилиями отразить врага.

Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жён и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы они помогли Игорю бежать из половецкого плена.

Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…

Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.

Жанр

Жанр произведения заявлен в самом названии – слово. Слово – один из самых распространенных жанров древнерусской литературы.
Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.

Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нём такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.

Споры и дискуссии в науке и литературе

В науке и литературе всегда были и продолжают возникать споры и дискуссии по разным темам и вопросам.

В науке споры могут состоять в том, какое исследование является более достоверным, какие данные могут считаться доказательством или какая теория правильнее. Дискуссии могут касаться вопросов этики, методологии и т.д. Конечная цель таких споров и дискуссий — получение наиболее точных и объективных знаний.

В литературе споры могут охватывать вопросы жанровой принадлежности произведений, их литературную ценность или интерпретации героев и сюжетов. Дискуссии могут касаться стилевых приемов, тем, которые затрагивает литература, а также социальной значимости литературы. Цель таких споров и дискуссий — проникнуться искренней любовью к литературе и находить в ней глубинный смысл.

В целом, споры и дискуссии в науке и литературе — это неотъемлемая часть процесса развития науки и культуры. Без них мы не могли бы достичь того, что имеем сейчас

Однако необходимо понимать, что каждая точка зрения имеет право на существование и важно уважительно относиться к мнению других участников дискуссии. Вместе мы сможем найти более полное и объективное понимание мира

Главные герои и их характеристика

Деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» характерно для фольклора и некоторых авторских произведений, созданных в давние времена.  История мировой литературы показала, что такое подразделение часто бывает условным. Это мы можем видеть и на примере «Слова о полку Игореве», где все герои – положительные. Даже князь Игорь, чей опрометчивый и неблаговидный поступок представлен как своего рода поучительный «антипример» — персонаж положительный. Не случайно в конце его прославляют. Отрицательную сторону или злые силы тут представляют только половцы – враги земли русской. В тексте упоминаются конкретные персонажи из «половецкого стана», однако они не так важны, как герои русские.  Половцы здесь -«обобщенный образ вражеской силы», от которой исходит угроза благополучию земли русской.

Игорь – правитель Новгород-Северского княжества, он молод и обладает многими полезными для князя качествами, которые описываются в тексте. Игорь энергичен и храбр, однако у этих черт есть другая сторона: самоуверенность и тщеславие. Описанная в тексте история отразилась на княжеской натуре – юношеский задор и пыл князя остудило военное происшествие, на смену им пришел опыт, открывающий путь к мудрости. Этой необходимой черты правителя князю не доставало. Его горячность и недальновидность могли дорого обойтись земле русской, и в конце герой это осознает.

Князь Всеволод – брат Игоря, отправляется в поход вместе с ним. В нём воплощается образ русского богатыря. Этот герой силен и могуч. Его сила просто необходима в бою. Для Всеволода характерны «воинственность» и «необузданный патриотизм». Он сражается отчаянно и неистово, в момент боя для него ничто не имеет значения, кроме победы над врагом. Увы, он вынужден разделить участь брата и также попадает в плен.  

Князь Святослав – киевский князь, старейший из всех князей русских. Не случайно в тексте его именуют «отцом». Имеется в виду не генетическое отцовство, а высшее место в иерархии. Как и подобает отцу, Святослав мудр, и своими советами поучает младших товарищей, умно и рассудительно высказывается о целях и опасностях войны. Князь справедлив и честен. Несмотря на то, что Игорь, совершивший недальновидный и странный поступок, приходится ему родственником, Святослав даже не думает выгораживать и оправдывать удельного правителя. Он признает ошибки Игоря, критикует его и по-отечески журит, и при этом готов оказать помощь. Ведь перед лицом врага самое главное – единство, нужно быть вместе и поддерживать друг друга, а не разжигать склоки и выяснять, кто прав, а кто виноват. В лице Святослава на страницах древнерусской песни воплощается  образ «истинного правителя» — благородного, деятельного и талантливого князя, искренне преданного своему делу и родной земле.

Ярославна – главный женский образ, воплощение «русской княжны». Примечательно, что героиню именуют «по отчеству», а не по имени

Таким образом выражается важность «традиции рода» и показывается место женщины в иерархии того времени. Она зависима от своего мужа князя, а , следовательно, и от политических игр, в которые тот играет

Хотя ей самой до войны нет никакого дела, война несет лишь горе. Через Ярославну и её «плач» автор как будто бы стремиться развенчать стереотип о второстепенности роли женщины. Героиня наделяется сильным характером, она показана не как «приложение к мужу», а как личность. Узнав о трагедии, которая случилась с её суженым, она прибегает к молитве. Это всё, что она смогла сделать, на большее у неё не было ни сил, ни возможностей. Ярославна сильна духом, она по-женски эмоциональна и всецело предана своему мужу. В любви к супругу – правителю и воину — проявляется патриотизм героини.

Боян – певец и поэт, служащий при княжеском дворе. Его задача славить подвиги героев русской земли, и в этом деле он преуспел, снискав и благоволение правителей, и всенародное признание, и любовь.

Овлур – половец, на фоне других представителей клана врагов он важен тем, что помог русскому князю бежать.

Автор произведения, хоть мы и не знаем его имени, предстает перед читателями полноценным героем, действующим лицом, который сочувствует происходящему на написанных им страницах. Через века с нами говорит патриот и выдающаяся личность своей эпохи. По стилю, по манере изложения, по системе образов и по смысловому посылу текста мы можем понять, что он высокообразован и безмерно талантлив.

Основано на реальных событиях: исторический контекст

Прежде чем собирать пазл давайте подготовим для этого рамку.

К чему вся эта ерунда, спросите вы. Ответ прост: рамка нужна не просто так. В нашем случае рамка — это исторический контекст произведения. 

Исторический контекст произведения — условия и события, в которых создается произведение или которые описаны в нем. 

Так что происходило на Древней Руси, когда писалось «Слово…»?

  1. Феодальная раздробленность. 

Феодальная раздробленность — период русской истории, когда происходит дробление земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя.

Проще говоря, русская земля разделена на отдельные части — княжества. Они не подчинялись одному единому правителю, а иногда принимали самостоятельные решения без ведома соседей (например, о военных походах). В каждом княжестве — своя власть. Древняя Русь слабела также  из-за междоусобиц.

Междуусобица — конфликт между частями одного государства (в случае Древней Руси — княжествами).

Понять и запомнить, что такое феодальная раздробленность поможет ассоциация с футбольной командой. Если каждый участник играет сам за себя, а внутри команды, к тому же, все ругаются, матч вряд ли пройдет успешно.

  1. Угроза от половцев

Половцы — кочевые племена из степи. У половцев были разные орды под управлением ханов. Они обладали достаточной самостоятельностью для совершения набегов. Племена совершали набеги на русские земли в XI-XII вв. Это были именно набеги с целью ограбить русские земли. Никаких глобальных идей захватить Русь у племен в начале не было.

Русские князья не воспринимали эту угрозу серьезно. Кочевые племена жили рядом с древнерусским государством всегда. Однако половцы осуществляли набеги во время раздробленности, поэтому ослабленная Русь получала большой урон.

На Руси все средства хороши: как русские князья обращались за помощью к врагам?Половцы совершали набеги на Русь не только по своей воле. Князья использовали половцев как оружие для междоусобиц. Например, Олег Святославич использует их для борьбы с Всеволодом Святославичем. Да, такое вот крысятничество! Кстати, за этот поступок Олега в «Слове о полку Игореве» автор называет Олегом Гориславичем.

Нападение русских на половецкие кочевья. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Все это очень увлекательно, но какое именно историческое событие ложится в основу «Слова…»?

В «Слове о полку Игореве» автор рассказывает о походе князя Игоря Новгород-Северского с братом Всеволодом на половцев в 1185 году. 

Зачем он туда вообще пошел?

Князь Игорь с братом Всеволодом и другими князьями отправился в поход, находясь под впечатлением от побед киевских князей над половцами в 1183-1184 гг. Князь Игорь даже надеялся вернуть контроль над Тмутарканским княжеством, потерянный в 1094 году.

А теперь хронология:

Вот мы и собрали рамку нашего пазла, разобравшись с историческим контекстом. 

Вариант 6

«Слово о полку Игореве» — это эпическое произведение, которое описывает события, произошедшие во время похода князя Игоря на половцев. В ходе похода русская армия первоначально одерживает победу, но затем терпит поражение и князь Игорь попадает в плен. Русь оказывается во власти половцев, которые собирают с нее дань. В произведении описывается борьба за единство и свободу Руси, а также мужество и отвага русских воинов.

Мое отношение к главному герою, князю Игорю, двойственное. С одной стороны, он — отважный и мужественный воин, который взял на себя ответственность за защиту своей земли и народа. Он не боялся сражаться и рисковать своей жизнью ради Руси. С другой стороны, его самонадеянность и бравада привели к поражению войска и его попаданию в плен. Но в конечном итоге, он осознал свои ошибки и вернулся домой благополучно.

Примером подтверждения моего мнения из литературного текста русской литературы может служить фраза из произведения: «Гордость — корень зла, смирение — начало благодати». Это показывает, что Игорь должен был понизить свою гордыню и признать свои ошибки, чтобы вернуться домой.

Вторым примером может быть жизненная ситуация, когда человек совершает ошибку, но в конечном итоге осознает свои ошибки и исправляет их. Например, когда студент не сдаёт экзамен из-за своей гордыни и неправильного отношения к учебе, но позже осознаёт свои ошибки и начинает усердно учиться, чтобы исправить свою оценку.

Выводом можно сказать, что «Слово о полку Игореве» — это произведение о мужестве, отваге и единстве русских воинов, которые защищают свою землю и народ. Князь Игорь — сложный и противоречивый герой, который совершил

Поэтому, мне кажется, что главный герой произведения, князь Игорь, является сложным и противоречивым персонажем, который воплотил в себе качества как героя, так и антигероя. Он проявил мужество, решительность и стремление к победе, но при этом его безрассудная самонадеянность и бравада привели к поражению. В целом, «Слово о полку Игореве» — это прекрасный образец древнерусской литературы, который позволяет нам лучше понять духовную культуру нашего народа и проследить развитие его исторического сознания.

В качестве примера из русской литературы, можно привести образ принца Андрея Болконского из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Так же как Игорь, Андрей является сложным персонажем, который проявляет в себе как героические, так и отрицательные черты. Он решительный и целеустремленный, но при этом его гордыня и недостаток такта приводят к конфликтам с окружающими.

В качестве примера из жизни, можно привести судьбу Георгия Жукова — легендарного генерала, который является символом победы в Великой Отечественной войне. Он проявил в себе множество героических качеств — мужество, решительность, лидерские способности, но при этом его карьеру омрачили скандалы и политические интриги. Таким образом, жизнь Георгия Жукова показывает, что герои, как и обычные люди, могут иметь как положительные, так и отрицательные черты.

Мне нравится642Не нравится347

Сравнение сочинения «Слово о полку Игореве» с другими литературными произведениями эпохи

«Слово о полку Игореве» является наиболее известным литературным произведением своей эпохи. Однако, на ряду с ним существует также масса других произведений, которые отражают культуру и историю древней Руси.

  • «Повесть временных лет» — это хроника событий от создания мира до конца XII века. Она содержит ряд сюжетов, связанных с древней историей Руси. В отличие от «Слова о полку Игореве», «Повесть временных лет» не имеет поэтической формы и считается научным источником.
  • «Игоревское пожелание» — это также поэтическое произведение того же периода. В нем содержится просьба князя Игоря своему брату Владимиру Мономаху вернуться домой. Если сравнить «Игоревское пожелание» с «Словом о полку Игореве», то можно увидеть, что первое является более коротким и содержит меньше деталей о битве.
  • «Слово о Петре и Февронии» — это произведение, которое также относится к древней русской литературе. В нем содержится история любви Петра и Февронии, которая была написана на заре русской литературы. Это произведение отличается от «Слова о полку Игореве» тем, что содержит не битву, а рассказ о чувствах двух людей.

Таким образом, сравнивая «Слово о полку Игореве» с другими литературными произведениями эпохи, можно увидеть, что оно является уникальным произведением, которое не только отражает историю Руси, но и содержит множество поэтических средств и детализацию битвы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: