Полная картина жизни в романе
Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло. Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства. Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством. Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.
Краткая характеристика
Полное имя — Платон Каратаев.
Возраст — точно не указано, шестой десяток.
Род занятий — солдат.
Семья — жена, отец, трое братьев и их семьи.
Социальное положение — крепостной крестьянин, затем солдат.
Происхождение — родом из крепостных крестьян.
Воспитание — характерное для крестьянских семейств.
Образование — отсутствует.
Внешность — невысокий крепкий мужчина лет 50 с доброй улыбкой и приятным голосом.
Характер — добрый, трудолюбивый, милосердный, ласковый, справедливый, спокойный.
Положительные черты — добрый, жалостливый, волевой, справедливый, глубоко нравственный.
Отрицательные черты — отсутствуют.
Произведение — «Война и мир».
Дорогой автору образ Платона
Симпатии Льва Николаевича Толстого, безусловно, на стороне Платона Каратаева. Писатель – гуманист всю свою сознательную жизнь выступает против войны, самого бесчеловечного и жестокого, по его мнению, события в жизни общества. Своим творчеством он проповедует идеи нравственности, мира, любви, милосердия, а война несёт людям смерть и несчастья. Страшные картины Бородинского сражения, гибели юного Пети, мучительная смерть Андрея Болконского заставляют читателя содрогнуться от ужаса и боли, которые влечёт за собой любая война. Поэтому значение образа Платона в романе «Война и мир» трудно переоценить. Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой. Писатель сочувствует именно таким, как Платон Каратаев. Автор, например, одобряет поступок Пети, жалеющего французского пленного мальчика, понимает чувства Василия Денисова, не желающего расстреливать пленных французов. Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло. Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.
Сочинение «Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» лишь частично может вместить в себя идеи гуманизма и человеколюбия, которые хотел донести до читателя мудрый Лев Николаевич Толстой.
Тест по произведению
Главным действующим лицом в романе «Война и мир» оказываются люди. Через героев автор транслирует собственные мысли и идеалы, стремясь донести до читателя вечные истины, на которых построена его философия. Образ Платона Каратаева возник в произведении неслучайно. В высказываниях героя заключаются невероятная мудрость и принципы, провозглашаемые автором.
Полная картина жизни в романе
Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло. Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства. Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством. Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.
Сочинение на тему Платон Каратаев
В романе «Война и мир» писатель описал множество образов
Несмотря на второстепенную роль, образ Платона Каратаева имеет важное значение. Каратаев сыграл важную роль в жизни Пьера Безухова
С его помощью Безухов осознал смысл жизни.
Платона Каратаева автор описал как добродушного и мирного, в то же время простого человека. Его простота выражается в его внешнем облике, в движениях, жестах, манере разговора. В любое дело он прикладывал много усилий и выполнял свою работу с особым умением. Попав в плен к врагам, герой отбросил от себя все чуждое, и решил вернуться к прежнему крестьянскому укладу. В свободное время Платон любил рассказывать истории и сказки, также петь. Но больше всего он любил слушать истории, взятые из жизни. Рассказывая разные истории, Каратаев украшал свои слова умными и ласкательными пословицами.
В Каратаеве читатели могут увидеть внутреннюю гармонию души, которая проявляется верой в Бога. Герой верил, что рано или поздно добро и справедливость восторжествует. Поэтому он не противился происходящей ситуации, а воспринимал его как должное. Для него жизнь не имела никакого смысла. Свою жизнь он воспринимал как частицу чего – то целого.
До знакомства с Платоном, Пьер переживал сильный стресс. Каратаев помог Безухову заново приобрести чувство устойчивости к происходящим событиям. На основе такого чувства лежало взаимопонимание и любовь. При помощи такого наставника Безухов почувствовал радость и полностью освободился от поиска своей цели, и смысла жизни. Он понял, что смыслом жизни является сама жизнь. Герой начал верить в Бога, который охраняет каждого человека. Благодаря наставлениям Каратаева, Пьер поверил в Бога и начал ценить жизнь.
Образ Платона Каратаева имеет более развернутый характер и занимает особое место в романе. Автор ввел Каратаева в свое творение, поскольку хотел показать духовное перевоспитание Пьера. Таким образом, Толстой создал идеализированного героя, обладающего добротой, кротостью, любовью и самоотречением. Такие качества положительно влияют на Безухова. Для других пленных Платон был простым солдатом, который выполнял каждое поручение.
Характеристика Фирса
В произведении А.П. Чехова “Вишнёвый сад” есть большое количество второстепенных героев, различных по нраву и миропониманию. Писатель творил эту литературную работу в период радикальных преобразований, протекавших после прекращения рабовладельческого строя. Литератор собирался продемонстрировать отличия между последователями прошлого устройства жизни и новым типом людей, которые нашли в себе силы адаптироваться к новой действительности. В числе первых героев литературной работы оказывается Фирс. Он не просто дополняет общий контраст “Вишнёвого сада”, но и ярко показывает все разногласия произведения.
3 стр., 1299 слов
Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Фирс — умный старец, всегда работал слугой у землевладелицы Раневской. Ему давно стукнуло 87 год, но идти на покой он совсем не хочет. По внешнему виду персонаж ничем не выделяется от всех людей схожего ранга. Он облечен в ветхую безрукавку, рубаху и пиджак. Внизу у Фирса потертые штаны и сверкающие темные туфли. Слуга пытается смотреть за своей одеждой. Он опрятен и чист. Не обращает внимания на собственную дряхлость, Фирсу сохраняет трезвую голову. Его находчивости и трезвости могут позавидовать даже его господа: Раневская и Гаев. Это действующее лицо пытается заботливо обращаться с имуществом хозяев, зная его стоимость. Но в то же время он позитивно относится к помещичьему землевладению. Старец думает, что подобная действительность делает возможным непрерывное развитие страны. Его даже не шокируют мучения селян и остальных резидентов низших сословий.
Фирс упоминается в небольшом числе событий, из-за чего проверить его межличностные отношения с остальными героями рассказа достаточно затруднительно. Но можно подчеркнуть то, что Фирс почтителен с собственными господами. Даже после ликвидации крепостного права он не покинул их и не прекращал самоотверженно служить. Слуга понимал, что его господа не сумеют протянуть и суток без его поддержки. К примеру, Гаев в собственные 50 лет не может влезть в брюки. 87 летний старец не перестает прислуживать им. Он оказался некоторым благодетелем, который поднимает своих детей с колен. Бояре не видят хлопоты и помощь Фирса и обращаются с ним, как к с движимым имуществом. Они думают, что он не заслуживает их внимания.
Необычен и трагичен уход из жизни Фирса под конец литературной работы. Остальные действующие лица, избавившись от поместья и сада, покидают дом. Они не вспоминают своего седого слугу. В результате, обездоленный старец оказывается наедине с собой и уходит в мир иной. Данная картина заключает в себе главную ценность произведения. Писатель стремился показать, что Фирс, как приверженец норм и традиций былых времен, перестает жить и угасает. Со смертью этой личности исчезает настоящий век рабства. А эмигрировавшие действующие лица нашли в себе силы принять необычное для них новое мироустройство и отправились навстречу мечте. Несмотря на дружелюбную натуру Фирса, он не смог бы приспособиться к новым реалиям. Из-за чего слуга и был покинут всеми, как пережиток прошлого.
`
Философия Платона Каратаева
Мы видим в Платоне Каратаеве гармонию внутренней жизни, завоеванную безграничной верой в то, что на все происходящее на Земле — воля Бога, что рано или поздно справедливость и добро победят, поэтому не нужно оказывать сопротивление злу насилием. Необходимо принимать все, что происходит. Каратаев, таким образом, проповедовал философию покорности судьбе, терпения, слагавшуюся веками. Его готовность пострадать за людей — отголосок философии, которой он придерживался. Каратаев был воспитан на христианских идеалах, а религия, прежде всего, призывает нас к послушанию и терпению. Поэтому Каратаев не испытывал никогда обиды и зла на других.
Смерть Платона
Пленные русские солдаты находились в далеких от идеала условиях. Именно это стало толчком для рецидива недуга Каратаева. Ранее он много времени провел в госпитале из-за простуды, а в плену снова заболел. Французам нет дела до здоровья простых солдат, и в определенный момент времени становится понятно, что лихорадка не пройдет самостоятельно. С литературной точки зрения, смерть Каратаева оправдана. Он выполнил свое предназначение, оказав определенное влияние на Безухова.
Описание героя
Платон Каратаев. Актер М. Храбров. Х/ф “Война и Мир”. 1967
Платон Каратаев появляется лишь в нескольких главах романа, но это не умаляет его роли в сюжетной линии, связанной с Пьером Безуховым. С этим человеком Безухова свела судьба в балагане для пленных.
Элементы биографии
Каратаев – бывший крестьянин, имевший раньше небольшое хозяйство. Он не был зажиточным, но и бедствующим его тоже назвать было нельзя. Когда-то у него была жена и дочка, которая умерла совсем маленькой. Платон был неграмотным, но Пьера поражали его рассуждения, – настолько они были мудры и назидательны. Все его знания представляли собой сгусток его собственного жизненного опыта. В армии он оказался по несправедливому обвинению за вырубку барского леса. Но, несмотря на незаслуженное наказание и тяготы армейской жизни, он не озлобился ни на людей, ни на собственную судьбу.
Влияние на Пьера Безухова
Роль героя в произведении
В образе Платона Караваева сосредоточен собирательный образ простого русского мужика, в котором отражена народная философия. В непривычных для героя условиях ярко проявляется его высокая духовность. Толстой изобразил поистине сильную личность. Благодаря таким людям, способным не поддаваться никаким трудностям, и была одержана победа русской армии.
-
Сообщение о приложении ютуб
-
Сообщение о водных ресурсах ростовской области
-
Сообщение от связного о заказе
-
Сообщение на тему недоросль
- Сообщение на тему водопады башкирии
«Круглое» начало
Характеристика Платона Каратаева, которая складывается в нашем представлении, очень необычна благодаря образной речи автора. Толстой упоминает о «круглых» и спорых движениях народного философа. Руки Платона Каратаева сложены так, будто он собирается что-то обнять. Западают в душу его добрые карие глаза и приятная улыбка. Во всем его облике, в его движениях было что-то успокоительное и приятное. Платон Каратаев был участником большого количества военных походов, но, попав в плен, отказался от всего «солдатского» и вернулся к складу выходца из народа.
Почему же именно округлостью движений наделяет Толстой своего героя? Вероятно, Лев Николаевич подчеркивает этим мирный характер Платона Каратаева. Современные психологи говорят, что круг обычно предпочитают рисовать мягкие, обаятельные, покладистые люди, которые подвижны и расслаблены одновременно. Круг — это символ гармонии. Неизвестно, знал ли об этом автор великого романа, но интуитивно он, конечно, чувствовал это. Характеристика Платона Каратаева — безусловное подтверждение жизненной мудрости Толстого.
Несколько интересных тем
-
Гвидон и царица Билибина
Ивану Билибину удалось нарисовать очень красивую и необычную картину. Она называется «Гвидон и царица». Главными действующими лицами ее стали герои произведения А.С. Пушкина
-
Дуня в повести Станционный смотритель
Повесть «Станционный смотритель» была создана А.С.Пушкиным в 1830 году, в период Болдинской осени, когда были написаны произведения, ставшие золотым наследием русской литературы
-
Образ Бояна в Слове о полку Игореве
Боян — песнописец, живший до создания данного произведения. У некоторых людей можно возникнуть вопрос: действительно ли существовал данный человек? При внимательном изучении «Слово» в данном
-
Обед в честь Багратиона
Этот бал оказался, по факту, странным мероприятием – празднованием победы, которой не было. Автор смеётся над его организаторами – членами Английского клуба, которых называет глупцами и болтунами
-
Пугачев в романе Капитанская дочка
Емельян Пугачев – знаковая фигура Отечественной истории 18 века. Он являлся вождем антидворянского восстания 1773-1775 годов, выдавая себя за Петра III. В истории о нем сложилось впечатление как о разбойнике и убийце.
Черты характера Платона Каратаева
Платон Каратаев хорошо знаком с тяжелой крестьянской жизнью. Он понимает ее несправедливость, но воспринимает ее при этом как неизбежность. Платон общительный человек, любит поговорить и способен найти общий язык с любым собеседником. Он знает множество интересных историй, с которыми всегда готов поделиться.
Речь героя лишена грубости, которая присуща большинству солдат, можно даже сказать, что она поэтична. Каратаев часто использует в разговоре пословицы и поговорки. Они при этом не похожи на привычные солдатские байки, в них нет пошлости.
Платон любит петь и хорошо это делает. Он словно проживает слова, пропуская песню через себя.
Основными чертами характера Платона Каратаева являются:
- Заботливость и бескорыстность. В плену Каратаев помогает Безухову по доброте душевной, а не для того, чтобы выслужиться перед аристократом;
- Способен выполнять любую работу. Вещи, изготовленные Каратаевым, не идеальны, но хорошего качества;
- Доброта, щедрость;
- Трудолюбивость. Даже в плену Платон не может сидеть без дела и при первой возможности старается себя чем-то занять;
- Неконфликтность. Окружающие придерживаются о Платоне положительного мнения.
Каратаев легко сходится с незнакомыми людьми и легко расстается с ними. Он сам он очень редко является инициатором прекращения общения. Чаще всего это происходит в силу событий, на которые невозможно влиять. Философия Каратаева основана на христианских традициях. Платон спокойно воспринимает все, что происходит с ним, призывает окружающих к послушанию и покорности. Наглядно это видно при сравнении Каратаева с Тихоном Щербатым. Тихон беспощаден к врагам, Каратаев любит всех, в том числе и французов.
Платон – самый необычный солдат, которого Безухов встречал на своем пути. В нем нет ни капли жестокости, присущей военным людям. Платон никого не осуждает и любит весь мир. В плену он утешает и возрождает Пьера, дарит ему надежду на светлое будущее. Безухов, разочарованный в войне и в людях, в Платоне находит человека, которому можно довериться.
Каратаев очень религиозен. Он уверен, что если не озлобляться и быть покорным, справедливость непременно восторжествует.
Народный философ
Платон Каратаев, характеристика которого является темой данной статьи, — это человек, который смог приобщить Пьера Безухова к народному началу и мудрости простых людей. Он — настоящий философ. Неслучайно Л. Н. Толстой дал Каратаеву имя Платон. Его речь полна народными присказками, от этого обыкновенного, казалось бы, солдата веет мудрым спокойствием.
Встреча с Платоном Каратаевым стала для Пьера одной из самых значимых в жизни. Даже спустя много лет уже стареющий Безухов оценивает свои поступки и мысли по тем принципам, которые он усвоил для себя, общаясь с этим случайным знакомым.
Жизнь до военной службы
Жизнь Каратаева до призыва в армию можно назвать радостной, но не лишенной трагедий. Персонаж женат, у него была дочка. К сожалению, она умерла до того, как отец пошел служить. О дальнейшей жизни супруги Платона автор романа не рассказывает. Также неизвестно, есть ли у него еще дети. Каратаев не был зажиточным крестьянином, но определенно не бедствовал.
В армии он оказался по трагической случайности — его поймали в тот момент, когда он рубил чужой лес. За эту провинность герой был отправлен на службу. Однако армейская жизнь не лишила Платона позитивного настроя. Впрочем, ему чужд нынешний образ жизни. Он сожалеет, что оказался вдали от дома, и скучает по своей прежней жизни. При этом Каратаев принимает свою судьбу.
Сочинение по повести Гранатовый браслет 11 класс
План:
1. Вступление
2. Основная сюжетная линия
3. Конфликт между Желтковым и Шеиным
4. Внутренний конфликт Веры
5. Вывод
В русской, как и в зарубежной литературе, достаточно много произведений на тему «Любовь». Этой теме посвящена и повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет».
В основе сюжета — непростые отношения между обычным телеграфистом и замужней княгиней, которая никогда его не видела. Никто не воспринимал намерения мужчины всерьёз, а некоторые даже утверждали, что телеграфист хотел осрамить Веру. На день рождения женщины влюблённый отправляет браслет. В повести Куприна этот подарок стал символом любви, не имеющей будущего и не требующей ничего взамен. Кроме того это событие стало началом двух коллизий: главного любовного конфликта произведения и внутреннего конфликта Веры.
Борьба между Василием Львовичем и Желтковым не была длительной. Движущим рычагом к их «схватке» стал гнев брата Веры, который и заставил Шеина отправиться к возлюбленному. Брата удивлял сам факт любви мелкого чиновника к княгине. Он видел в этом лишь корысть, желание унизить Веру. Поговорив, Василий Львович изменил своё мнение о Желткове, а брат Веры ещё больше удивился жалости Шеина к мелкому чиновнику.
Скоротечный конфликт разрешился смертью Желткова. Он покончил жизнь самоубийством, поняв, что не получит ответных чувств. Шеин и брат Веры не ожидали такого поворота событий. Они ехали лишь с целью образумить Желткова, но не чтобы погубить его. Такое быстрое завершение конфликта неожиданно и для читателей. До этого момента ещё была уверенность в том, что чувства мелкого чиновника могут быть неискренними, но самоубийство доказало обратное.
Второй конфликт, протекающий параллельно с главным, — внутренний выбор Веры между мужем и Желтковым. Особенно ярко переживания княгини выразились в разговоре со старым генералом. Его предположение, что любовь Желткова и есть та, «которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины», заставило Веру задуматься. Она не хотела отвергнуть искренние чувства мелкого чиновника, но и не желала бросать мужа. Будучи мудрой, княгиня приняла решение остаться с Шеиным.
В последствии, внутренний конфликт Веры был отравлен самоубийством Желткова. Она единственная из всех героев романа предсказала смерть героя. Желание мелкого чиновника к Вере, чтобы та послушала бетховенскую «Аппассионату», было неслучайным. Через музыку княгиня поняла, что влюблённый простил её. Эта маленькая просьба ещё раз доказывает бескорыстность и чистоту любви Георгия Степановича. Даже умирая, он заботится о том, чтобы возлюбленная не корила себя в его смерти.
В повести «Гранатовый браслет» Александр Иванович Куприн показал любовь мелкого чиновника к княгине с двух ракурсов. Первый — это взгляд окружающих на такие необычные для того общества знаки внимания к замужней женщине. Второй — мнение самого Желткова об этой любви, высказанное во время встречи с Шеиным и братом Веры. Удивительно то, что эти два ракурса взаимоисключаемы Таким образом Александр Иванович Куприн стремился показать, что настоящая подоплёка чьих-то действий и их трактовка могут разительно отличаться друг от друга.
Образ и характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир»
Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения.
Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянина (свойственные ему смирение, покорность, идеи непротивления злу насилием, имевшие свои социально-исторические корни в русской действительности). Высказывается и другая точка зрения, в соответствии с которой Каратаев является воплощением лучших народных черт — добра, трудолюбия, человечности.
Как бы то ни было, несомненно, что самому Толстому Платон Каратаев был очень близок. Каратаев, сказано в романе, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».
Для Толстого круглое представляло идеал совершенства, внутренней гармонии; но в нем же заключено представление о замкнутости и ограниченности. Пьер все же строил свою жизнь более широко и более осознанно, чем это могло быть у Каратаева. Безухов выбирает путь социальной активности, а не каратаевского непротивления.
В данном случае не только толстовские герои, но и сам автор сталкивались с труднейшей проблемой.
Совет
С одной стороны, «мысль народная» в истолковании Толстого требовала отказа не только от индивидуалистического, но и вообще индивидуального начала: провозглашался принцип «роевой» жизни, при котором люди, как пчелы, должны были сообща делать одно дело, никак не выделяясь из общей массы.
Пьер, невольно принимая этот принцип, пытается быть таким же, «как все»; и князь Андрей старается приобщиться к естественной, народной стихии (найти в себе то, что есть «в каждом солдате»). Существенно, что для них это движение не вниз (к «толпе»), а вверх, к постижению высокой народной правды, к народу, нравственные нормы которого становятся для них образцом. Но отказаться от интеллектуальной жизни, от продолжения поисков истины они не в состоянии, потому что иначе они потеряли бы свою человеческую индивидуальность.
В работах ряда литературоведов уже было замечено, что истина для автора «Войны и мира» заключается не в проповеди опрощения, отказа от завоеваний культуры, а в «сопряжении* общечеловеческих ценностей, воплощенных в образах главных героев романа, с ведущими принципами русской народной жизни. Сложность и глубина духовной жизни в «Войне и мире» по самой своей сути нераздельны с безыскусственной простотой. Пройдет немногим более 0 лет, и Толстой заявит о своем окончательном переходе на позиции патриархального крестьянства, но в романе «Война и мир» столь решительных выводов еще не сделано.
В Эпилоге романа (относящегося к 1820 г.) воссоздается атмосфера напряженных идейных споров, характерных для преддекабристской эпохи.
Толстой в соответствии с тенденциями своего собственного духовного развития не делает Пьера сторонником активных политических действий. Он опасается экстремального развития событий как со стороны крестьян, так и со стороны правительства.
Безухов говорит Николаю Ростову: «Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение…»
Пьера восторженно слушает сын Андрея Болконского — 5-летний Николенька. Мечта о славе, об известности, владевшая некогда его отцом, проявляется в нем с недетской силой. Мысль о героях Плутарха его воодушевляет: «Я сделаю лучше.
Эпилог романа-эпопеи не столько подводит итог повествованию, сколько открывает новые перспективы, что совершенно естественно для жанра, в котором написана «Война и мир».Как справедливо заметил А. В.
Чичерин, «Четвертый том «Войны и мира» обрывается на завязке нового ряда крупных событий, на том, что назревают новые конфликты, что молодое поколение начинает самостоятельно мыслить».
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Образ и характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир». И в закладках появилось готовое сочинение.
Внешний вид Платона Каратаева
Солдат Платон Каратаев – уже немолодой мужчина. Его возраст примерно 50 лет, хотя он и сам не помнит, когда точно родился. Он одет в солдатскую шинель, портки и несвежую рубашку. Первое, что заметил Пьер Безухов, познакомившись с ним в плену, запах пота, который усиливался при каждом его движении. Однако Каратаев оказался чудесным человеком, оказавшим огромное положительное влияние на Пьера Безухова.
Платон был невысокого роста, обладал круглыми плечами и такими же круглыми руками. Казалось своими ручищами он мог обнять весь мир. Весь его внешний вид говорил, что это добрый и чувствующий человек. Его большие карие глаза излучали теплый свет, а лицо, на котором уже было достаточно много морщин, выглядело юным и свежим.
Отголоски христианской религии в поведении Платона
Платон не разделяет пессимистического взгляда Безухова, который был измучен физическими страданиями. Он проповедует веру в лучшее, в бесконечное царство Божие. Пьер начинает после знакомства с этим персонажем по-иному относиться к жизни, к произошедшим в ней событиям. Для него Каратаев — пример для подражания. Платон помог Безухову восстановить в его душе ощущение устойчивости миропорядка, основу которого составляет взаимопонимание и любовь, помог ему избавиться от страшного вопроса, мучившего Пьера: «Зачем?» Безухов ощутил после общения с ним радость освобождения от бесконечных поисков смысла и цели жизни, так как лишь они мешали ему почувствовать, что в самой жизни и состоит ее смысл. Он находится везде и во всем. Бог есть рядом с людьми, и он любит каждого. Без его воли с головы человека не упадет ни один волос. Именно в плену, из-за встречи с Каратаевым и пережитых лишений и испытаний, Пьер обретает вновь веру в Бога, учится ценить жизнь. Философия Каратаева — христианская. Любому человеку, в каких бы трудных условиях он не очутился, религия помогает жить.
Биография Платона Каратаева
Платон родился в обеспеченной крестьянской семье. Он любит свою семью и свою Родину. Однажды Каратаев в поисках дров забрел в соседские владения, за что был признан преступником и вором. За этот проступок ему пришлось пойти на службу. Изначально идти служить должен был его младший брат, но из-за того, что туда отправился Платон, брат освобождался от этой повинности. Каратаев со смирением принимает эту участь, находя в ней и положительные моменты: на тот момент у младшего брата было уже пятеро детей, а у Платона никого, кроме жены, не было (дочь умерла).
Позже, находясь в Москве на лечении, Каратаев попадает в плен к французам. Но и в плену он не забывает свою философию. Платон не озлобляется на французов, всегда почтителен и вежлив с ними. Он понимает, что война есть война, но в любой ситуации человек должен оставаться человеком.
Через три дня после ухода из Москвы Платон снова заболевает. Французы не хотят нести лишнюю обузу и решают убить пленного.
В биографии Каратаева нет ничего необычного для крестьян той эпохи. Платон — безграмотный человек, его мудрость основана только на личном опыте. Но в некоторых вопросах он выглядит раже более знающим в сравнении с образованным Безуховым. Это объясняется тем, что у Безухова нет конкретной жизненной позиции, ранее ему не приходилось решать сложные жизненные проблемы.
Образ Платона Каратаева в романе “Война и мир”
С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир “превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора”. “В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога”.
Помогает герою вылезти, из этого кризиса “Платоша”. Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном.
И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева. Так что же это за образ — Платон Каратаев?
Обратите внимание
Автор прежде всего показывает его “круглые, спорые движения”, в которых было “что-то приятное, успокоительное”.
Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену “он отбросил от себя все… чуждое, солдатское” и “возвратился к крестьянскому, народному складу”. Автор подчеркивает “круглое” начало во внешности героя: “даже руки он носил, как бы вечно собираясь обнять что-то”. Довершают обаятельный внешний облик “большие карие нежные глаза” и “приятная улыбка”.
В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат “ласка и простота”. “А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи…” Речь Платоши — певучая, пронизанная народными пословицами, присказками.
Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: “Час терпеть, а век жить”, “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “На болезнь плакаться — Бог смерти не даст” и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление.
Главная мысль романа “Война и мир” — это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого “это личность патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей.
Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, потому что они знают, что их “существованием распоряжается не простой произвол”, а справедливая высшая сила. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”. “Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.
Рекомендуем почитать ►
Контрольна робота з теми «Творчість Ч. Діккенса»
Суть натуры Каратаева — это любовь. Но также особенная — это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.
Важно
Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в пред- ставлении древних, — символ завершенности, совершенства. И Платон “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, надобно и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют приятель друга: “Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим”. И, только ощущая себя причастным к общей “роевой” жизни, человек может осуществлять свои личные задачи, существовать подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.
Цитаты
В уста Платона Каратаева Толстой вложил присказки и поговорки. Речь мужчины транслирует народную мудрость простыми словами.
— такое напутствие давал русский солдат, ожидая лучшей судьбы и надеясь на божественное проведение. Он искренне верил, что испытываемые им тяготы даются свыше, что Бог не пошлет больше, чем Платон сможет вынести.
— поговаривал он, не сетуя на горести и неурядицы. Всепоглощающее упование на Бога освобождало мужчину от злобы и негатива.
Каратаев понимал, что от нытья и пессимизма не будет прока. Они ведут лишь к деградации. Не намереваясь жалеть себя, он поддерживал окружающих:
Веря в непредсказуемость судьбы, герой давал завет:
Сложная и полная лишений крестьянская жизнь по душе Каратаеву. Он тосковал по деревне, где спорилось любое дело, и по семье. Счастье состояло для него из простых мелочей, а большие надежды он не воспринимал всерьез: