«Дикий помещик» — краткое содержание и анализ сказки М. Салтыкова-Щедрина
1001student.ru > Литература > «Дикий помещик» — краткое содержание и анализ сказки М. Салтыкова-Щедрина
Производя анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина, которую автор написал в далеком 1869 году, стоит обратить внимание на стиль изложения произведения. Сказка представляет собой ряд фантасмагорических образов, объединяющих в себе характерные для России черты представителей правящего класса и народа
Сказка представляет собой ряд фантасмагорических образов, объединяющих в себе характерные для России черты представителей правящего класса и народа.
Рассказ автора прост для восприятия, но таит в себе множество скрытых аллегорий, не потерявших, к сожалению, актуальность и в наше время. Цель данного анализа — попытка по-новому взглянуть на известное произведение.
История создания произведения «Дикий помещик»
Сохраняя форму народной сказки, вплетая в сюжет фантастические элементы, писатель находит возможность просто говорить о сложных проблемах. Даже «крепкая» цензура Царской России не находит повода запретить печатать сказку.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин, 1826 — 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.
Впрочем, в литературном журнале «Отечественные записки» (в котором впервые публикуют рассказ) функцию главного редактора в то время выполнял хороший приятель Михаил Евграфовича — Николай Некрасов.
Год написания сказки – 1869, произведение выходит в свет уже после отмены крепостного права. Но жизнь простого крестьянина (как и прежде зависящего от помещика), опутанного налогами и податями, стала не намного легче.
Главные герои и их характеристика
Урус Кучум Кильдибаев — главный персонаж произведения. Типичный представитель правящей элиты России.
Он по-своему деятелен и полон планов на будущее, да вот незадача — без мужика он не привык обходиться, но в то же время русский мужик ему противен.
Ему неприятен его вид и запах. Помещик приходит к парадоксальному выводу — простой, «неумытый народ» ему ни к чему.
Примечательно, что он обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика деревенского, но его прошение не было услышано, что подтверждается цитатой: «но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял». Тогда помещик решает выжить холопов, притесняя и всячески осложняя им трудовую жизнь.
Мужик – собирательный образ русского народа. Во времена написания сказки православие в России имело ранг государственной идеологии. Неудивительно, что народ также обращается с прошением о помощи к Богу.
Капитан-исправник – представитель контролирующего органа власти. Несмотря на симпатии к помещику, ставит во главу угла государственные интересы. Мужика – нет, податей нет, да и вообще непорядок. Резолюция – мужика вернуть!
Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» — краткое содержание
В один из дней почувствовал помещик, что мужик исчез из его владений, и обрадовался.
Однако вскоре выяснилось, что вместе с крестьянством пропали и продукты, и всякая возможность наладить быт.
Интересно, что для укрепления стойкости незадачливый «руководитель села» обращается к государственному печатному органу – газете, в чтении которой находит утешение и поддержку своей фанатической глупости.
Вскоре от него отворачиваются его друзья и приятели – актеры да генералы. Суть их претензий проста – сокращение доходов принимающей стороны. Столов не накрывают, да не развлекают. Некому и нечем.
Помещик начинает медленно, но верно дичать. В итоге бедняга находит себе товарища в лице лесного медведя. Однако затеи своей не бросает даже после посещения его капитаном-исправником.
Власть начинает беспокоиться, мужик чудесным образом возвращается. Одичавший помещик, потерявший человеческий облик, к нормальной жизни вернуться уже не может. Здесь раскрывается смысл названия произведения – «Дикий помещик».
Главные герои и их характеристика
В сказке “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина представлены яркие и запоминающиеся персонажи, каждый из которых символизирует разные социальные и политические аспекты России того времени. Далее, по плану анализа произведения, мы рассмотрим главных героев произведения и составим их характеристики, которые отражают проблематику сказки и социальные противоречия того периода.
Урус Кучум Кильдибаев
Мне нравится5Не нравится5
Урус Кучум Кильдибаев – главный персонаж произведения “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, и яркий представитель правящей элиты России своего времени. Этот помещик – типичный представитель верхнего класса, который полон энергии и амбиций, всегда стремится к реализации своих планов и удовлетворению своих интересов.
Однако, поражает противоречие в его характере – он зависим от мужика, без которого не представляет своей жизни. В тоже время, он испытывает отвращение и презрение к русскому мужику, его виду и запаху. Урус Кучум Кильдибаев откровенно проявляет свою надменность и пренебрежение к простому народу, рассматривая их как низшее создание.
Он парадоксально обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика, но его прошение остается неуслышанным. Это ярко подчеркивает глупость и зрячую надменность помещика, который не осознает своей зависимости от простого народа и пытается бороться с собственным корнем.
Примечательно, что не получив желаемого, Урус Кучум Кильдибаев приходит к убеждению, что простой народ ему ни к чему, и принимает решение ужить холопов, притесняя и осложняя их трудовую жизнь. Таким образом, он демонстрирует не только свою беспомощность без помощи крестьян, но и жестокость и безразличие к их страданиям.
Мужик
Мне нравится5Не нравится5
Мужик – это собирательный образ русского народа, символизирующий простой трудящийся народ, и в то же время, отражающий дух веры и надежды. В сказке “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, мужик предстает как носитель национальных особенностей, обладающий высокой духовной составляющей.
Время написания сказки характеризовалось тем, что православие имело особое значение в России как государственная идеология. Поэтому мужик, как представитель народа, также обращается с прошением о помощи к Богу. Это свидетельствует о его вере и уверенности в справедливости вышней силы.
Мужик в сказке сталкивается с жестокими притеснениями со стороны безжалостного помещика, и в отчаянии просит Бога избавить его от мук. Когда молитвы мужика услышаны, крестьяне исчезают, что представляет символическое иллюстрирование социальной несправедливости и исчезновения простых людей из жизни помещика.
Капитан-исправник
Мне нравится5Не нравится5
Капитан-исправник – это представитель контролирующего органа власти, играющий важную роль в поддержании порядка и контроле за соблюдением законов. Он является символом государственной власти и исполнительной власти в царской России.
Хотя капитан-исправник может испытывать симпатии к помещику, это не мешает ему поставить государственные интересы во главу угла. Он стремится обеспечить исполнение налоговых обязательств и поддержать экономическую стабильность в области. Его задача – контролировать соблюдение правил и законов, чтобы обеспечить правопорядок и защитить интересы государства.
Однако, несмотря на свои обязанности, капитан-исправник в сказке сталкивается с проблемами: мужика нет, податей нет, и вообще, непорядок. Такое положение дел тревожит его, и он принимает резолюцию о возврате мужика.
Характеристики
Произведение является составным элементом цикла рассказов писателя под названием «Записки охотника».
Основная тематика рассматриваемого рассказа заключается в изображении одного из обычных дней крестьянских жителей, с которыми случайно сталкивается рассказчик и присутствует на неофициальном конкурсе деревенских артистов, проводимого по инициативе одного из второстепенных персонажей Дикого-Барина. Следует отметить, что посредством пения русский человек издавна раскрывает собственные чувства и душу.
Главными персонажами рассказа являются Рядчик и Яшка Турок.
Рядчик представляется в образе тридцатилетнего мужчины, городского мещанина, отличающегося невысоким ростом, небольшой полнотой, уверенностью в собственных силах, карими, горящими жизнью глазами. С точки зрения рассказчика, Рядчик кажется ему изворотливым и шустрым человеком. Герой не выражает ни капли волнения перед предстоящим выступлением, которое проходит достаточно гладко и нравится зрителям. Однако пение Рядчика не затрагивает чувства слушателей.
Яшка Турок изображается в образе двадцатитрехлетнего молодого бедного крестьянина, работающего в должности черпальщика бумажной фабрики, являющегося страстным, эмоциональным и чувствительным человеком, сильно волнующимся из-за своего спонтанного выступления, выражающегося дрожащими руками, учащенным дыханием, мигающими постоянно глазами. Яшка изображается в рассказе в качестве высокого, стройного юноши, отличающегося серостью глаз и выразительными, напоминающими турецкие, чертами лица, являющегося полной противоположностью своего соперника. Герой характеризуется рассказчиком в качестве импульсивного и чувствительного юноши.
С началом выступления Яшка ощущает успокоение, поэтому его пение насыщено душевностью, искренностью и страстью. Певец не старается завоевать зрительские голоса, а просто наслаждается самим певческим процессом. Таким образом, победителем в негласном конкурсе певцов становится Яшка Турок, чью победу признает и Рядчик, поскольку испытывает истинное удовольствие и наслаждение от выступления соперника.
Помимо двух главных героев рассказа в произведении присутствуют второстепенные персонажи в лице Ефграфа Иванова по прозвищу Обалдуй, а также Моргача, представленного как бывший кучер богатой дамы, Николая Ивановича, Стрыганихи, Дикого-Барина.
`
Запоминающиеся персонажи рассказа Тургенева
В данном замечательном произведении, которое было написано великолепным автором Тургеневым, показана история, содержащая описание одного обычного дня существования простых крестьянских людей.
Повествователь оказывается в селе, где проходит некий турнир, участниками которого являются местные артисты. Ему также предлагают остаться на данном представлении для того, чтобы послушать их. После того, как мероприятие заканчивается, рассказчик сразу же удаляется, так как не хочет узреть последствий и гуляний после праздника, потому что считает, что это лишние элементы на данном представлении.
Можно отметить, что автор заложил данную идею за основную, и она заключается в том, что существует невероятно тонкая грань, которая отделяет настоящее профессиональное искусство с непрофессиональным и мнимым его видом.
Образ Яшки
Яшка является одним из самых основных персонажей в данном произведении. Он также приходится участником того представления, которое посещает в дальнейшем рассказчик. При всем своем бедном положении, он обладает интересной внешностью, справедлив в своих решениях, а также очень импульсивен и чувствителен.
Перед своим выступлением его охватывает страх и сильное волнение. Однако, когда он поет, это волнение потихоньку уходит на второй план, и слушатели замечают его большой талант. Он выигрывает данный сор, доводя до слез собравшихся людей, потому что его творчество получилось очень чувственным и искренним.
Рядчик
В этом и заключается основное отличие настоящего профессионального творчества от обычного искусства. Он признает тот факт, что Яшка спел намного лучше, и терпит поражение в данном споре.
Образ Ефграфа Иванова
Мало кто зовет данного персонажа по имени, так как за ним закрепилось прозвище Обалдуя, и оно, пожалуй, дает конкретную характеристику данному герою. Несмотря на то, что многие люди презренно к нему относятся, персонаж всегда сыт, одет и доволен, невзирая на тот факт, что он не работает. А все благодаря тому, что он посещает различные мероприятия, и является символом торжеств и событий.
Моргач
Данный герой показан в образе бывшего кучера для одной богатой женщины, который совершил акт кражи, и был пойман ей же. Однако, ему удалось вымолить у нее прощение, и даже остаться у барыни на службе. Становится богат, после того, как его хозяйка умирает. Он умен, и считает, что необходимо радоваться каждому новому дню.
Образ народа в творчестве Салтыкова-Щедрина
Народ в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина – это трудолюбивые люди, в чьих руках любое дело “спорится”. Именно благодаря им, помещик всегда жил в достатке. Народ предстает перед нами не просто безвольной и безрассудной массой, а людьми умными и проницательными: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Также крестьяне наделены таким важным качеством, как чувство справедливости. Они отказались жить под гнетом помещика, который устанавливал им несправедливые и порой безумные ограничения, и попросили бога о помощи.
Сам автор относится с уважением к народу. Это можно проследить на контрасте между тем между тем, как жил помещик после исчезновения крестьянства и во время его возвращения: “ И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…”, — можно утверждать, что народ – это движущая сила общества, фундамент, на котором зиждется существование таких “помещиков”, и своим благополучием они, безусловно, обязаны простому русскому мужику. В этом и заключается смысл финала сказки «Дикий помещик».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
В сказке “Дикий помещик” герои оказываются в фантастической ситуации, которая раскрывает сословные отношения и подчёркивает зависимость верхов от простого народа. Мольбы глупого помещика об истреблении мужиков услышал Господь и исполнил его желание. Описание унылого быта помещика в рассказе Салтыков Щедрин подчёркивает постоянными окриками хозяина, зазывающего своего слугу Сеньку. Каждый раз помещик вспоминает, что дом пуст, но не расстраивается, а продолжает “крепиться”. Мастерски гиперболизируя характеристику одичавшего помещика, автор описывает его диалог с медведем, который открыто заявляет, что мужика надо бы вернуть.
Жанр, композиционные основы
Для рассказа характерны все признаки образцов этого жанра. К числу самых ярких признаков стоит отнести небольшое число сюжетных линий. Делая анализ «Певцов» Тургенева, можно выделить только один основной сюжет без разностороннего развития. Второй признак — это ограниченное количество персонажей (всего девять героев). И последняя характерная особенность — это две решаемые проблемы.
Автор ставил перед собой конкретную задачу — создать реалистичную картинку жизни русского народа. В рассказе можно увидеть такие композиционные основы:
- живописные описания природы;
- раскрытие особенностей жизни простых людей, что было присуще работам представителей натуральной школы;
- рассмотрение образов персонажей через глубокий психологизм.
Постепенно автор переходит к завязке сюжета. Рассказчик направляется в село, где все твердят о грядущем соревновании певцов. Борцом за звание становится рядчик и Яшка-Турок. Сельский гость заинтересован в таком мероприятии, поэтому отправляется туда, чтобы послушать конкурсантов.
Основная часть рассказывает читателю о приготовлениях к соревнованиям. Сюжет пестрит второстепенными персонажами, сидящими в кабаке, предвкушая необычное представление. В это время начинает выступать рядчик. Кульминационный момент наступает после исполнения песни Яшки. Именно он побеждает в состязании. Развязка уводит рассказчика из питейного заведения и села Колотовка.
Такая композиционная основа дает четкое представление о том, что события происходят всего за один день. Утром автор приходит в селение, солнце палит, лучи светят в глаза. Отправляется в обратный путь он прохладным вечером. Тема произведения и сюжет мало раскрываются писателем, так как большая часть текста уделена личностным характеристикам героев, живописности природы.
Композиция
- Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой). В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.
- Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
- Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
- Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
- В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.
Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара – прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.
Сочинение Главные герои произведения Певцы
Рассказ Тургенева «Певцы» входит в цикл «Записки охотника». Автор многое заимствовал из собственной личности и перенёс всё в повествователя-героя этого произведения.
В повествовании Тургенев пытается передать душу русского народа, его волнение и жизнь, и то, как на первый взгляд обычная песня может тронуть сердца людей.
В рассказе автор пытается передать жизнь обычных крестьян. События разворачиваются в селе, где проходит соревнование между артистами. Рассказчик прибывает в разгар данного события. Ключевыми героями являются два певца, которые принимают участие в конкурсе песен – Рядчик и Яшка-Турок.
Рядчик
Главный соперник Яшки-Турка. Уверенный в себе молодой человек невысокого роста, в пределах тридцати лет. Автор описывает его в качестве беспечного, довольно шустрого городского представителя, на вид весьма состоятельного. Было видно, что перед зрительным залом слегка волновался, однако желание понравиться не покидало. В том числе хорошо ощущались его хладнокровие и самоуверенность, которые передавали глаза.
Внешние качества певца отражались в виде богатой одежды: красная рубаха, где стоит отметить застёгнутый пуговицей воротничок. Лицо горделивое и живое с жидкой бородкой, волосы курчавые.
Рядчик вызвался петь первым, развесёлую песню, сопровождая всё прищёлкиваниями, танцами и завитушками. Всё же общий восторг послужил ему наградой. В нём было столько энергии и неистовости, что охватил безумием весь зрительный зал. Он прекрасно знал, что поёт с лучшим певцом в округе. И после пения Яшки-Турка Рядчик признал своё поражение, однако изначально был уверен в своём превосходстве. В его песне не былой той необходимой нотки, которая тронула бы зрителя. Однако, голос был довольно приятным, хоть и сипловатым.
Яшка-Турок
Это молодой человек лет двадцати трёх, бедный, но очень талантливый. Работает черпальщиком на бумажной фабрике у купца. Худой и стройный юноша с серыми глазами и светло-русыми кудрями одет был в голубой долгополый кафтан. Губы красивые и выразительные, впалые щёки и прямой нос. Лицо выглядело исхудалым и болезненным, но источало страсть и впечатлительность.
Яшка-Турок являлся обладателем проникновенного, поистине восхитительного голоса, отчего считался лучшим певцом в близлежащей округе.
Мелодичность неотразимого голоса пленительно захватывает душу каждого слушателя и проносит по самым сокровенным уголкам сердца. Его голос настолько проникновенен, что у людей возникают эмоциональные потрясения, такими как слёзы, всхлипывания, а порой и рыдания. Это вызывается тем, что зрители погружаются в свои воспоминания, в самую глубину своих переживаний, волнений, словно вся жизнь оказывается перед их глазами. И это невзирая на волнение и неуверенность самого певца. Было что-то родное и тёплое в нём и в его пении, словно необъятные степи и русские дали с бесконечными речушками, но одновременно что-то пугающее и неприступное.
Сначала он пел робко, но заметив, что все начинают слушать его с особым восхищением, собрался и его печальная песня стала гораздо шире и сильнее. Голос Яшки-Турка выделяется особой искренностью и чувствительностью, которая передаёт ту самую русскую, горячую и честную душу, отражающаяся в слегка хрупкой, грустной мелодии, которая вбирает в себя бесконечную молодость, горячую страсть и жажду свободы.
В данном произведении изображено великолепное действие музыки на нутро людей, которые в своей сущности совершенно разные. И это поистине волшебное искусство охватывает каждого в невзрачной обстановке старого кабака.
Краткая характеристика персонажей
Помимо главного героя, в сказке «Дикий помещик» присутствуют ещё несколько персонажей. Их можно назвать второстепенными, так как их роль в повествовании незначительна, хоть и очень важна для передачи общей атмосферы сюжета:
- Мужики — собирательный образ всех крепостных крестьян, страдающих от несправедливого отношения помещиков. Они готовы выполнять всю тяжёлую работу и поддерживать имение в хорошем состоянии, пока барская дурость не начинает переходить все границы. Автор намекает, что любому терпению есть предел. В сказке мужик исчезает из поместья по воле Господа.
- Бог — безмолвный персонаж, но очень важный в этой истории. В сказке он выступает как некий судья, который видит всю несправедливость. Он не стал потворствовать глупой просьбе помещика избавится от мужика, но ответил на мольбы самих крестьян избавить их от тяжёлой жизни под гнётом глупого барина.
- Садовский — сосед помещика, имеющий свой театр. В его лице автор как бы показывает, что не все дворяне были так глупы, как хозяин поместья. Некоторые из них умели ценить то, что имеют. Так и этот персонаж, приехав в гости и узнав, что даже шторки у его театра закрывать будет некому, быстро закончил свой визит. Репутация в то время для дворян была очень важна, поэтому никто не хотел её замарать общением с умственно отсталым человеком.
- Генералы — бедные соседи помещика, которые любили ездить в гости ради бесплатной выпивки и угощения. Узнав, что, кроме засохшего пряника, угостить их хозяину нечем, они тоже быстро уехали домой.
- Капитан-исправник — чиновник, в обязанности которого входило следить за порядком в губернии. Именно этот персонаж повлиял на развязку сюжета, сообщив начальству, как обстоят дела в поместье. По сюжету капитан — умный мужчина. Он быстро понял, что всё происходящее — не только прихоть барина, но и признак умственного помешательства. Возможно, поэтому к помещику не стали применять строгого наказания.
- Сенька — личный слуга помещика, крепостной. Это шустрый молодой человек, от умений которого зависел весь быт барина. Он исчез так же, как все мужики, поэтому хозяину очень не хватало его присутствия. Но признаться в этом помещик не смел даже сам себе. Разве что, забывшись, он иногда звал его.
- Медведь — дикий зверь, с которым подружился помещик после своего одичания. Главный герой даже вёл с ним задушевные беседы. Автор как бы подчёркивает, что даже медведь превосходит умом барина, осуждая его за исчезнувших мужиков.
Начало истории
В одном поместье жил зажиточный помещик Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было все, что душа поживает, вот только ума не было. И вот однажды он просит у Бога, чтобы тот избавил его от крестьян, так как слишком много их развелось на его землях. Господь лишь посмеялся над его глупым желанием и не исполнил его.
После прочтения газеты «Весть» помещик внял совету «Старайся!», который рекомендовал обложить крепостной народ штрафами и поборами. Жизнь простых людей ухудшилась настолько, что уже они стали просить Господа смилостивиться над ними и забрать к себе. Тот внял их молитвам, на землю опустился сильный вихрь, унесший всех мужиков.
Барин обрадовался сначала этому приятному событию, ему даже дышать стало легче без холопского духа. Но чуть позже помещику взгрустнулось. Он решил позвать к себе в имение труппу театра. По его приглашению прибыл известный артист Садовский в окружении красивых актрис.
Но сцену для выступления установить некому: Урус-Кучум-Кильдибаев рассказал артистам, как избавился от надоедливых мужиков. Те посмотрели на него, а потом обозвали глупцом, каких свет не видывал, погрузились в повозки и уехали.
Тогда барин позвал генералов, которые любили перекинуться у него в картишки и хорошенько закусить. Но на этот раз угощений за столом хозяина не было, ведь приготовить разносолы было некому. Со злостью и обидой ушли старые друзья помещика, а на пороге обернулись, покрутили у виска, намекая на недалекий ум, и разъехались по домам.
Тогда он стал искать себе занятие:
- гулял по поместью;
- разглядывал богатство;
- перебирал вещи в доме.
Ему становилось все тоскливее, он стал мечтать, чтобы хоть кто-то его навестил. Но товарищи уже прознали про его глупость, поэтому наотрез ехать к нему отказывались.
Темы и проблемы
Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:
-
Влияние музыки на человека
— когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих); -
Проблема гения
— Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).
Главные герои и их характеристика
Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.
Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:
Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.
О другом певце рассказчик сообщает следующее:
Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.
Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет
Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу
Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.
Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.