«Недоросль»: идея и краткое содержание
В произведении главным становится социально-политический конфликт. «Недоросль» — самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой – три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии — Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии «Недоросль» характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы – недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера
Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма
Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник – Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.
Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была — фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже.
Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.
«Бригадир»: идея и краткое содержание
Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка «Бригадира» имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных — основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. «Бригадир» для русской литературы был новым жанровым явлением – это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.
Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.
Вариант 2
Работа Александра Сергеевича затрагивает тему любви не только между двумя персонажами, здесь можно увидеть настоящий любовный многоугольник.
Первая пара, о которой идет речь в романе, уже рассталась. Это Александр и Софи. Главные герои росли вместе, их воспитывали, учили и наставляли одни и те же люди. В их отношениях все было нормально. Однако Хацкой хотел найти себя и уехал на три года за границу. В это время Софи увлеклась романами, которые создали в ее сознании новый идеал. Девушка быстро узнала в нем Молчалина.
Теперь читатель знакомится с новой парой. Это София и Алексей. Девушка безумно влюблена в Молчалина и не подозревает, что у него совсем другие мотивы. София даже не хочет думать об этом. Для нее он самый красивый и особенный мужчина. Она убеждена, что их чувства взаимны. Однако Алексей встречается с ней только из скрытых побуждений. Молчалин хочет прорваться в фамусовское общество, занять позицию, отличную от той, которую она занимает сейчас.
Алексей флиртует со своей служанкой Лизой за спиной Софии. Неожиданно возвращается Чацкий. Он сохранил свою любовь к Софии и снова пытается согреть ее холодное сердце. Но его постигла неудача. Их отношения остаются для нее просто детскими. Она утверждает, что только сейчас обрела настоящую любовь. Чацкий с нетерпением ждет встречи с ним, и долго не может понять, кого он выбрал. Когда он узнает, что это Молчалин, его удивлению нет предела. Александр не может понять, как София не видит таких элементарных вещей. В конце концов, он мелочный человек, который согласится с кем угодно, лишь бы это принесло ему какую-то пользу. В нем нет внутреннего содержания.
Александр пытается открыть Софии глаза, но она упрямо отказывается его слушать. Девушка считает, что Чацкий просто завидует ей. Как он хотел помочь ей, хотя бы по старой дружбе, не говоря уже о любви. Однако девушка открывает глаза на правду только тогда, когда видит, как Алексей общается с Лизой.
Теперь она понимает, что Александр был прав. Однако она не намерена возвращаться к нему. Их отношения уже никогда не будут прежними. Девушка не хочет его видеть, более того, она озадачивает Хацки. После чего все общество без раздумий объявляет его сумасшедшим.
В этой истории никто не остался счастлив. Разочарованный Чацкий навсегда покидает дом. Софья понимает истинную природу Алексея и очень переживает.
Сочинение 3
Грибоедов описал в своей литературной работе, что в начале XIX столетия в нашей стране случился раскол на две политические части. Возникли передовые аристократы, радеющие за преобразования социума. Их позицию представляет Чацкий. Другая сторона — традиционное дворянское сословие, показано в комедийном произведении в образе Фамусова и аналогичных ему персонажей. Основа конфликта строится на том, что у главных персонажей разные позиции на важнейшие проблемы социального прогресса.
Разногласие людей разных возрастов и взглядов происходит из-за отношения к крепостному праву. Сторонники консервативного общества любят управлять чужими судьбами. К примеру, состоятельная помещица Хлестова обращается с собственной невольницей буквально, как с собакой. Обеих она доставляет на светский ужин для своей радости и удовольствия, а следом говорит Софье, чтобы она передала им «подачку» с барственного стола.
Чацкий описывает своё позицию к подобному, в разговоре с самим собой — «А судьи кто?». Он описывает одного дворянина, который предпочёл псов собственным холопам, хоть они были послушными и не один раз его выручали. У него такого типа деяния порождают недовольство. Он представляется врагом рабовладельческого строя. В таком же плане у действующих лиц отличается позиция к образованию. Сторонники консервативного социума не хотят этого. С их точки зрения, избыточная информация пагубна.
Когда в народе идет молва о безумстве Чацкого, то все убеждены, что причиной этого стало его желание обучаться. Александр, напротив, представляется последователем просвещения, потому что оно совершенствует личности. Вдобавок, интересна позиция персонажей к службе. Московский социум уверен в том, что работать нужно лишь ради денег. К примеру, Скалозуб мечтает не о том, как сберечь родную землю, а как стать генералом.
Фамусов представляется «управляющим в казённом доме». Служба для него — это унылая повинность, но он не отправляется в увольнение, потому что его место позволяет неплохо пристроиться в жизни. Чацкий дает название такой цели одной небрежной фразой — «прислуживаться». Основной действующий персонаж думает, что добропорядочная личность должна, по большей части, давать благо людям, а не заботиться о своем достатке. Раньше он имел большую должность. Он мог подняться высоко по карьерной лестнице, но уехал, поскольку прислужливая публика не восприняла его идеи должным образом. Из всего этого следует, что и понимание преданности своей Родине у них разное. Фамусов нахваливает Москву за то, что тут ни одна живая душа не имеет желания изменяться. Александр именно за это критикует Москву, обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Но в любом случае она ему близка, потому что это его кровное место. Преданность своей Родине Чацкого состоит в его желании сделать государство более просвещенным.
Отсюда получается, что у А. С. Грибоедова получилось передать социальные разногласие между развитым и фамусовским сословием, оно было огромным
Эти люди не могли найти взаимопонимания ни по одной важной проблеме
Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии «Недоросль»
Условное деление персонажей на положительных и отрицательных | Поведение героев в тексте соответствует авторской оценке. Читатель мгновенно понимает, кто из них носитель пороков и добродетели. |
Использование говорящих фамилий | Скотинин, Вральман – отрицательные персонажи; Милон, Правдин – положительные. |
Наличие героя-резонера | Стародум доносит до читателя мысль автора, хотя в самом конфликте не участвует. |
Правило трех единств (времени, места, действия) | События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный. |
Герои ведут себя соответственно специфике жанра – низко и подло | Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением. |
Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в «Недоросле» и «Бригадире».
Новаторский характер комедий Фонвизина
Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия «Бригадир», а затем «Корион». Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в «Недоросле» — самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.
Идейный смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Главный идейный смысл пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» заключается в изображении столкновения двух противоборствующих общественно-политических лагерей. В конфликте раскрываются типические черты, сила и слабость, социально-историческая сущность дворянского освободительного движения. Драма главного героя является отражением еще более широкого общеевропейского явления. Чацкий терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к миру скалозубов и фамусовых, однако пока еще недостаточно сильного в определении верных путей борьбы за преобразование реальной действительности.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Чацкий является истинным представителем века Просвещения. Причины уродливости существующего социального устройства герой пьесы видел именно в неразумности общества. Чацкий верил, что крепостной строй можно исправить и изменить путем воздействия благородных гуманных идей. Однако жизнь нанесла этим мечтаниям и надеждам сильный удар, раскрыв чрезмерно идеалистический характер просветительского понимания реальности, осложненного романтическими мечтаниями. В общественной драме Чацкого нашла отражение слабость дворянского освободительного движения. Одновременно писатель запечатлел и важнейший исторический момент в духовном развитии европейских народов – кризис рационалистической философии Просвещения.
Пафос произведения оптимистичен. Автор показывает, что горе от ума испытывает не только главный герой. Чацкие наносят своими обличениями молчалиным и фамусовым сильнейший удар. Кончилось спокойное, беспечное существование фамусовского общества. Паразитический эгоизм этого строя обличен, философия осуждена. И если пока еще чацкие в своей борьбе недостаточно сильны, то уже и фамусовы бессильны остановить развитие передовых идей и наступление просвещения. В комедии Грибоедова не завершилась борьба против молчалиных и фамусовых, а в русской жизни она только начиналась. Декабристы, и Чацкий как выразитель их идей оказались представителями первого этапа русского освободительного движения.
Классицизм и реализм в произведении
Как писатель Фонвизин сложился в 60-х годах XVIII в. Все его произведения носят в той или иной мере отпечаток господствовавшего тогда в литературе классицизма.
Но Фонвизин, самобытный и сильный художник, развивал главным образом сильные, прогрессивные стороны классицизма: принцип «подражания природе», обличение темных сторон жизни светом «разума», стройность композиции, ясность образов, т.е. все то, с чего начиналось новое, реалистическое отношение художника к действительности. В «Недоросле» черты классицизма переплетаются с чертами реализма, и правдивое, разностороннее отражение жизни в типичных и одновременно конкретных образах здесь побеждает.
Комедия построена по правилам классицизма. В ней строго соблюдаются и единство времени и места, и резкое деление героев на положительных и отрицательных. Но, тем не менее, несмотря на некоторую искусственность построения, «Недоросль» дает превосходное изображение русской крепостнической действительности. Образы помещиков-крепостников освещены так отчетливо и ярко, что комедия по праву может быть названа замечательным народным бытовым произведением. Слабой стороной комедии является изображение положительных героев: оно бледно, схематично. В них автор не рисовал типические характеры людей своего времени, а передал свои мысли. И Стародум, и Правдин, и Милон — лишь рупоры для провозглашения авторских идей.
Проблема гендерных ролей в пьесе «Горе от ума»
А.С. Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» коснулся темы гендерных ролей в обществе. В то время, как мужчины считались главными держателями власти и внешне проявляли свой статус, женщины были привычны к социальному ограничению и становились игрушками в руках людей. В пьесе Грибоедова это является ярким примером, где каждый персонаж существует в определенной гендерной роли, но каждый из них нарушает устоявшиеся рамки.
Князь Мышкин, один из героев пьесы, наглядно демонстрирует проблему мужской роли в обществе. Он не способен занять своу назначенного место в структуре, так как он слишком добр и честен. Он не проявляет традиционных черт, которые присущи мужчинам, поэтому становится не понятным и не принимаемым в обществе.
С другой стороны, женская роль в пьесе это образ Ольги. Она серьезная и умная, но оказывается подчинена своей матери, которая пытается выдать ее замуж только за состоятельного человека. Она не имеет выбора в своей судьбе, и должна делать то, что от нее требуется обществом. Это также показывает наличие патриархальных проблем, когда женщина не имеет права выбора, и ей приходится выполнять определенный скрипт, чтобы не выбиваться из общепринятых норм.
Таким образом, А.С. Грибоедов в своей пьесе поднимает проблему гендерных ролей в обществе. Он демонстрирует, что гендерные роли существуют не просто для привязки людей к определенным стереотипам, а также имеют глубокие социальные последствия. Заставляет задуматься о социальных ролях и вызывает обсуждение проблемных сюжетов.
Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма
В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:
- Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
- Утверждало естественное равенство всех людей.
- Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
- В России была своя античность – отечественная история.
Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова
Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:
- Победоносно-патриотические. «Ода на взятие Хотина» (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
- Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
- Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.
Сочинение 3
Центральным персонажем всей повести является молодой человек, который недавно приехал с учебы в родной город. Его зовут Александр Чацкий. Именно этот персонаж по желанию автора сталкивается с различного рода непониманиями его обществом. На данной почве построены все конфликты произведения.
Первый конфликт – это конфликт любви. Чацкий влюблен в свою подругу детства, которую зовут Соня. Девушке отец, которым является Фамусов подыскивает уже подходящего жениха. Чацкий образованный и ставит умственное развитие превыше всего. Фамусов считает, что лучший вариант стать богатым и знаменитым – это умение хорошо прислуживать и получить какой-нибудь ин. Соня поддерживает его. На этом базируется и второй конфликт произведения Александра Грибоедова.
Столкновение взглядов, мировоззрений, ценностей главных героев – вот один из основных конфликтов.
Также хорошо прорисована проблема внедрения всего иностранного в родное. Чацкий возмущен тем, что большая часть людей в фамусовском доме разговаривает не на родном русском языке, а на французском. Он не понимает, почему даже какой-то французик, приехавший издалека, чувствует себя здесь как дома.
Еще одной проблемой комедии можно назвать одиночество умного человека в обществе людей с ограниченным кругозором, думающих только про то, как бы заработать побольше денег, вкуснее поесть и выслужиться на чин. Финал комедии печальный и одновременно смешной. Александр Чацкий, через которого с читателем говорит Грибоедов, подвергается клевете и признается сумасшедшим. Чацкий покидает общество этих недоумков и уезжает из фамусовского дома навсегда, чтобы больше сюда не вернуться.
Оды Ломоносова
Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование средств художественной выразительности и обращений – это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.
Популярные сегодня темы
В детстве я думал, что после рождественских праздников наступает весна. А вот в декабре ещё настоящая холодная и серая зима. В конце декабря в магазинах появлялись ёлочные игрушки, блестящие украшения
Любим Торцов – один из персонажей пьесы Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Гордею Карпычу Торцову, богатому помещику и самодуру.
Каждое лето родители отправляют меня на каникулы к бабушке с дедушкой в деревню. Там есть большой лес и речка, где я люблю проводить время с дедушкой.
Михаил Афанасьевич назвал свою работу именно так не случайно. Профессор Преображенский решил сделать из собаки человека. Ученый не учел того факта, что после проведения эксперимента сущность животного не изменится
Как только читатель узнает название произведения, то сразу понимает атмосферу происходящего. В названии сразу видно острое, динамичное и драматическое развитие событий.
Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова
Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:
- Победоносно-патриотические. «Ода на взятие Хотина» (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
- Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
- Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.
Особенности пьесы
Социальный конфликт Чацкого определяется разочарованием в любви. Он служит завязкой и обострением драматической ситуации, связанной с безумием.
В пьесе есть два типа конфликта, которые тесно переплетаются. Личные переживания начинаются в начале произведения и являются фундаментом для появления столкновений между минувшим веком и Чацким.
Основное разногласие — социальное, поскольку Грибоедов называет «Горе от ума» социальной комедией. Целью произведения, как показывает развязка, выступает выявление морали дворянских кругов XIX века. Это можно указать в сочинении о сущности двуединого конфликта в грибоедовской комедии.