Жизненные идеалы Чацкого (Горе от ума Грибоедова)
Мировоззрение главного героя произведения проявляется на протяжении всего повествования пьесы, основным конфликтом которой является противостояние двух миров, представленных в виде века нынешнего и века минувшего.
Чацкий изображается в комедии в качестве выразителя либерально-демократических взглядов, приверженцем прогрессивных идей и противником существующих общественных взглядов, не принимающих любые попытки изменения социально-экономического и политического положения в стране.
В первую очередь, принципиальной позицией главного персонажа является его отношение к чиновничьей службе, которую он воспринимает в качестве гражданского долга каждого порядочного человека, тогда как, представители фамусовского общества относятся к службе как к источнику для получения чинов и благосостояния. Чацкий выражает собственную готовность к службе во имя дела, а не раболепского почитания вышестоящих чиновников, а в случае невозможности осуществлять служение ради достижения высоких целей герой способен совершить полный отказ от службы.
В отношении образования Чацкий придерживается свободолюбивых взглядов, считая необходимым дать человеку право выбора дальнейшего образа жизни, который может быть связан на его усмотрению либо с наукой, либо с искусством. На взгляд консервативного общества интерес представителей дворянского сословия к изучения наук, в том числе естественных, является шокирующим и возмутительным.
Чацкий, относящийся к кругу передовых молодых дворян, отличается горячим патриотизмом по отношению к отчизне, отстаивающим мнение о национальной самобытности и глубоком уважении к российской культуре и языковым традициям. Поэтому герой активно критикует всяческие преклонения перед зарубежными странами и всем иностранным.
В вопросе о крепостном праве Чацкий также высказывает собственное мнение, желая облегчить непосильную долю русских крестьян. Однако в его позиции не прослеживается момент полной отмены крепостничества, а лишь демонстрируется критика злоупотреблениями помещиков в отношении собственных крепостных.
Чацкий является приверженцем высоких нравственных идеалов и отличается безупречностью в межличностных отношениях, в том числе в вопросах любви, чувствам которой от отдается пылко и бескорыстно в отличие от молчалинской расчетливости.
Жизненная позиция Чацкого не принимается окружающими, но герой все же достойно выходит из создавшейся ситуации, не идя на сделку со своей совестью, предпочитая идейное одиночество.
Пример 2
Комедия «Горе от ума» была написана Гончаровым в 1824 году на злобу дня. К тому моменту в России уже был развенчан образ Наполеона и утихли страсти Отечественной войны. На смену многовековому феодальному дворянству с его приверженностью к крепостному праву приходит новое политическое движение. В основном, это молодые люди, получившие образование за границей и решившие внести новшества в российскую действительность.
Типичным представителем новых идей и взглядов на жизнь становится Александр Андреевич Чацкий. Он тоже дворянин, но со старым поколением его ментально уже ничего не связывает. Он так же готов служить Родине, но только не ради чинов, а ради блага ее. В нем есть любовь к русскому народу, но не к тому, что смешивает русский язык с нижегородским, а к истинному. Чацкий завуалированно выступает против рабства. Об этом нам говорят его монологи о свободе. Тема отмены крепостного права — главная на тайных собраниях новых дворян, поэтому все разговоры о свободе отсылают нас именно к этой теме.
Чацкий обрушивает на Фамусова и его гостей всю свою дерзость и смелость, изобличая их во всех грехах: в трусости, с лицемерии, в чинопочитании, в стремлении к обогащению, в бесхребетности, необразованности и неповоротливости.
Безусловно, такое поведение неприемлемо в приличных гостиных, поэтому ему находится логичное объяснение: болезнь ума. Чацкого называют вольнодумцем, его не готовы слышать. Фамусов на какой-то момент прикрывает даже уши руками, настолько дикими кажутся ему рассуждения Чацкого о «веке минувшем». Никто из фамусовского общества пока не способен воспринять прогрессивность идей Чацкого. Даже Софию, которая некогда была хорошенькой девушкой с живым умом, можно обвинить в нравственной слепоте.
И. А. Гончаров называет роль Чацкого страдательной, «Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время всегда победительная». Ответить однозначно так это или нет по финалу комедии невозможно. На мой взгляд, скорее Чацкий был побежден, потому что был одинок в своих идеях. Побежден фамусовским обществом, оклеветан, но не сломлен. Он был одним из первых. После пришли декабристы и те, кто сопереживал им. Им тоже не удалось все, что было задумано. Но только после 1825 года Россия всколыхнулась, преобразования в головах стали неизбежны. Если смотреть в перспективе, то да, роль Чацкого была страдательной, но обязательно победительной.
Мое отношение к Чацкому и Молчалину Горе от ума
Молчалин и Чацкий – два кардинально противоположных персонажа. Естественно, что и отношение к ним отличается. Молчалин является скромным, он не склонен к высказыванию своего мнения. Он убежден, что в жизни самым главным является высокий чин и престижная работа. Достичь этого удастся путем подхалимажа. Вряд ли у него столь сильные чувства к Софе, как те, что испытывает девушка. Вероятнее всего, отношения с ней обусловлены тем, что после бракосочетания ему удастся улучшить социальное положение
Это для него, как и общества в целом, имеет немаловажное значение
Если же говорить о Чацком, то в его жизни отмечаются совершенно иные приоритеты. Александр любит высказывать собственное мнение, нередко вступает в споры. Ему непонятно, как количество каких-либо наград может влиять на отношение к самому человеку. Для него самым важным являются убеждения, личность как таковая. Он стремится принести людям пользу. Правда, не за счет прислуживания более высокопоставленным особам. Он хочет изменить уже устоявшиеся порядки и улучшить при этом жизнь для людей всего государства
Естественно, что именно такой человек привлекает к себе внимание. Он выгодно отличается от Молчалина и мне очень нравится
Мое отношение к Чацкому кратко
Если говорить кратко, мое отношение к Чацкому положительное. Данный персонаж с самого начала вызвал у меня явную симпатию. У него есть личное мнение, он не склонен верить всему что происходит не анализирую ситуацию. Он воспитывался в фамусовском обществе, но при этом не смог стать таким, как окружающие. Вряд ли кто-то другой при этом смог бы как и он устоять перед многочисленными соблазнами, роскошью. Такая жизнь в окружении Александра как раз и считается правильной.
При этом Чацкий совсем не такой. Его можно считать выдающимся. У него особые идеалы и цели, которые непонятны обществу. Чацкий не хочет смиряться с устоявшимися ценностями, высмеивает их. Ведь люди считают, что важнее всего деньги. В них главная ценность. Поэтому считают возможным любой заработок
При этом не видят, насколько важно образование, искусство. В них же главную ценность замечает сам Чацкий
Он отличается от всех остальных и именно поэтому оказывается бессилен противостоять системе. Люди не желали его понять, увидеть собственные недостатки. За счет этого посчитали его сумасшедшим. На самом же деле, как раз Александра и можно назвать объектом для подражания.
Противоречивость характера
Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.
Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности
Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери
Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
Вариант 2
Комедия Грибоедова “Горе от ума” – это яркий пример реализма в литературе. В произведении автор описывает жизнь русского общества начала XIX века, его нравы и привычки. Одним из главных черт реализма в комедии является реалистичное изображение образов персонажей. Герои произведения – это живые люди, со своими достоинствами и недостатками, которые отражают реальные образы того времени.
Еще одной чертой реализма в комедии является использование автором реальных событий и явлений. Грибоедов в своем произведении описывает реальные проблемы русского общества, такие как коррупция, дворянская бездельничество, бюрократия и т.д. Все это делает комедию более правдоподобной и близкой к реальности.
Одним из ярких примеров реализма в комедии является образ главного героя – Молчалина. Этот персонаж отражает типичного представителя русской интеллигенции того времени, который не может найти свое место в жизни и не может реализовать свой потенциал. Молчалин – это не вымышленный персонаж, а реальный образ того времени.
Еще одной чертой реализма в комедии является использование автором различных жанровых элементов. Грибоедов сочетает в своем произведении элементы комедии, драмы и трагедии. Это делает комедию более насыщенной и интересной для читателя.
Кроме того, в комедии Грибоедова присутствует ярко выраженный социальный подтекст. Автор описывает проблемы русского общества того времени, такие как неравенство, социальная несправедливость и т.д. Все это делает комедию более актуальной и значимой для современного читателя.
Еще одной чертой реализма в комедии является использование автором реалистического языка. Грибоедов создает яркие образы персонажей, используя различные языковые средства, такие как диалоги, монологи, описания и т.д. Все это делает комедию более живой и наглядной.
Кроме того, в комедии Грибоедова присутствует ярко выраженный элемент иронии. Автор использует иронию для того, чтобы показать противоречия и недостатки русского общества того времени. Это делает комедию более остроумной и занимательной для читателя.
В целом, комедия Грибоедова “Горе от ума” – это яркий пример реализма в литературе. Автор создает реалистичные образы персонажей, использует реальные события и явления, сочетает различные жанровые элементы, создает яркие образы с помощью реалистического языка и использует иронию для того, чтобы показать противоречия и недостатки русского общества того времени. Все это делает комедию более интересной и значимой для современного читателя.
Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова
Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы. Он является антагонистом фамусовской Москвы, лицемерного, надменного, алчного, эгоистичного и самодовольного общества. Герой не выдерживает в этой порочной атмосфере и больше дня. Каковы же жизненные идеалы честного и свободолюбивого человека, каким изображен в произведении Чацкий.
Главным жизненным идеалом Чацкого можно назвать верность правде. Причем правду следует понимать и как личную честность, и как закон, государственную справедливость. Софья Фамусова обвиняет Чацкого в предвзятом и злом отношении ко всем и так выражается о нем: «не человек – змея». Однако читатель не может согласиться с героиней, потому что честный и прямолинейный человек не может спокойно наблюдать за той нелепостью, которая происходит в доме Фамусова.
Сначала Чацкий искренне удивляется происходящему, поэтому в его словах, действительно, есть доля иронии. Но затем герой убеждается в своих предположениях и уже пытается указать остальным участникам бала на их пороки с помощью обличительных монологов, но фамусовское общество, состоящее из «низкопоклонников и дельцов», остается глухо к его словам. Например, Чацкий прямо заявляет о чинопреклонении: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Такое же отношение у Чацкого и ко всему государству, которое должно, по представлению героя, быть справедливым, обеспечивать свободой слова и действий, увеличивать права граждан. Именно поэтому такой свободо- и правдолюбивой личности нет места в чиновничьей России начала 19 века.
Остальные жизненные идеалы являются логичными продолжениями вышеназванного. Например, это искренняя, настоящая любовь. Если Фамусов ищет для своей дочери «золотой мешок», не обращая внимания на личные качества и достоинства женихов, то для Чацкого любовь – это счастье, страсть, нежность, где деньги и социальный статус не имеют никакого значения. Читатель узнает об этом не только из любовного конфликта, но и в сцене встречи Чацкого с Платоном Михайловичем Горичем. Чацкий не узнает своего старого полкового товарища, который раньше ничего не боялся, а теперь повинуется каждому слову жены и боится простудиться.
В качестве еще одного жизненного идеала можно упомянуть простое отношение к деньгам. Чацкий не считает, что они – главное в жизни человека. Ради них он никогда не станет унижаться и раболепствовать. Честность, правда и чувство собственного достоинства для героя намного важнее.
Сюжет
Произведение «Горе от ума» — это стихотворная комедия, написанная А. С. Грибоедовым. Эта комедия представляет собой смесь стилей: классицизма, романтизма и реализма. В своей комедии А. С. Грибоедов показывает нам жизненный уклад общества 1808-1824 гг. Это произведение является одним из самых злободневных в русской драматургии того времени. Комедия «Горе от ума» яркий пример тесного сплетения литературы и общественной жизни.
События, описанные в комедии, происходят в течении одного дня в особняке московского помещика Фамусова. Утром в особняк приезжает Чацкий – молодой, остроумный человек, сторонник новаторских идей, критик устаревших порядков крепостной России. Подобные порядки имеют место в том доме, куда он приезжает к своей возлюбленной — дочери помещика Софии. Но за время отсутствия Чацкого София полюбила другого, секретаря своего отца, мелкого во всех смыслах Молчалина, эту информацию она держит в тайне.
Статья: Горе от ума в русской литературе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В течении дня Чацкий вступает в противостояние с фамусовским обществом, насмешливо и колко отзывается о представителях дворянства. Критическая фаза конфликта наступает тогда, когда гости балла, устроенного Фамусовым, разносят слух о сумасшествии Чацкого. В конце произведения главный герой узнает о том, что София теперь испытывает любовные чувства к Молчалину и о том, что это она пустила слух о его безумии. В конце произведения Чацкий решает уехать из Москвы.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Конфликт Чацкого и общества Фамусова
Фамусовским обществом Грибоедов называет круг аристократов, которых воспитал Павел Фамусов. На его основе он показывает типичную картину высшего общества, его поведение и позицию. Это общество решительно отличается от Чацкого, прежде всего, отношением к тому, как нужно вести дела и идти вверх по карьерной лестнице. Они считают нормой круговую поруку и взятки. Чацкий же верит в идеалы чести и гордости. Он не приемлет принижения перед начальством, чтобы задобрить его. Он считает, что людей должны ценить за то, как хорошо они выполняют работу, насколько высок их профессионализм. Чацкого очень огорчает также то, что здесь взятки берут даже иностранцы, для которых на родине это просто немыслимо. Кроме того, конфликт между фамусовским обществом и Чацким затрагивает отношение к искусству и науке. Они ценят только службу военных или гражданскую, все остальное, по их мнению, недостойно аристократа. Особенно ненавидимы ими люди искусства и ученые
Практически все эти люди не считают, что образование для человека важно, что от него есть польза. Всех же кто, посвятил этому жизнь, они просто высмеивают
Чацкого также возмущает и огорчает отношение помещиков к крестьянам — для них они товар или игрушка.
Рис. 3. Чацкий, Софья и Лиза. Художник Йогансон
Свобода от общественных ограничений
Главным желанием героя комедии «Горе от ума» Чацкого была свобода от общественных ограничений. Он стремился освободиться от тесных рамок житейской рутины, чтобы быть самим собой и проживать жизнь полной мерой. Чацкий не хотел подчиняться общепринятым нормам и стереотипам, которые ограничивали его свободу выражения и самовыражения.
Герой жаждал свободы мысли и самовыражения, хотел быть искренним и открытым, не скрывая своих настоящих чувств и эмоций. Он отвергал принятое поведение и поверхностное общение, стремясь к глубокому пониманию и истинным дружеским отношениям. Чацкий мечтал об окружении, где каждый был бы свободен быть самим собой, не боясь осуждения или негативных суждений со стороны окружающих.
Всем своим существом Чацкий стремился к свободе от любых ограничений, будь то социальные, моральные или этикетные. Он не хотел подпадать под принудительное подчинение и конформизм, рвался из тисков общественных уз и формальных правил, которые сдерживали его жизненную силу и уникальность. Чацкий искал путь к свободе, когда каждый человек мог бы жить согласно своим убеждениям и идеалам, без чужой опеки и диктата.
Чацкий необходимость быть свободным и самостоятельным, искоренять любые формы гнета и принуждения. Он жаждал больше свободы выбора и действия, чтобы не оставаться в оковах общественных норм и стандартов. Для него истинная свобода проявлялась в возможности прожить жизнь по своим правилам и ценностям, не потерявшейся в пустых формулах и устаревших догмах.
Бесконечные желания и мечты Чацкого в комедии «Горе от ума» нацелены на достижение свободы от общественных ограничений. Он хотел освободиться от стереотипов, предрассудков и претензий, чтобы быть собой и жить по своим правилам. Но в мире, где все стремятся подавить индивидуальность и зажать в рамки конформности, эта свобода кажется бесконечно далекой.
Биография героя
Александр происходил из дворянской семьи. С раннего детства он привык находиться в окружении высшего общества. Его родители умерли довольно рано и оставили в наследство сыну большое поместье. Поскольку Александр был единственным ребёнком в семье, а родственников у него не было, то его на воспитание взял Павел Афанасьевич Фамусов, который был близок отцу мальчика и дружил с ним. Мужчина служил чиновником и имел большое влияние в Москве.
Александр долгое время находился на воспитании в доме Павла Афанасьевича, а затем начал самостоятельную жизнь. О жизни в поместье Фамусовых герой вспоминает с теплотой и возвращается туда только с добрыми намерениями.
Чацкий состоял в Английском клубе, где собиралась аристократия. Изначально он хотел, чтобы влиятельные люди могли обсуждать социальные проблемы наедине, но в дальнейшем высшее общество скатилось до обычных пьянок и карточных игр. Чацкий редко посещал этот клуб, так как сначала был слишком мал для него, а потом и вовсе переехал за границу.
За время пребывания в другой стране герой успел познакомиться с новыми людьми, узнать культуру и увидеть, насколько прогрессивно живёт заграничное общество. На родину он вернулся спустя 3 года. Писатель не уточняет, откуда приехал герой в Москву.
Разлука с родиной повлияла на героя ностальгически. По приезде в дом Фамусовых он был рад встретить людей, о которых у него остались самые лучшие воспоминания. Однако такую радость не разделяли Павел и его дочь Софья. Их поведение было показное, неискреннее.
Появление Чацкого в доме Фамусовых оказалось испытанием для всех. Это обусловлено тем, что Александру свойственна колкость. Естественно, очередное замечание никто не хотел услышать в свой адрес, даже если оно было обоснованным. Умение Чацкого видеть во всём проблемы стало неприемлемым для семьи Фамусовых.
Софья уже забыла о былых чувствах к Чацкому и была влюблена в Молчалина, который умел вовремя сделать комплимент. Героиню не волновали истинные причины такого поведения своего возлюбленного. Она свято верила в искреннюю любовь. Однако Молчалин не любил девушку, его интересовало только материальное положение её отца.
Когда Софья устаёт от навязчивого поведения Чацкого, то решает пустить слух о его невменяемости. Это только усугубляет положение Александра. В конце пьесы становится известно, куда он уезжает из родных краёв.
Противоречия в характере Чацкого
Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».
Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».
Вариант 2
Произведение «Горе от ума» было написано в начале 19-го века, когда среди части дворянства ширились идеи изменения мира и эти идеи противоречили взглядам остальной части дворянства, которые хотели жить по-старому. Александр Чацкий в комедии является представителем новых веяний русского дворянства и достойно отстаивает свои передовые взгляды на жизнь.
О веке прошедшем Чацкий говорит: «Прямой был век покорности и страха». Ему трудно спорить с идейными противниками, но он с достоинством отстаивает свои убеждения. Вот, к примеру, для Фамусова служба является источником обогащения, и он не может понять Чацкого, для которого служба есть выполнение гражданского долга.
Служить Чацкий пытался да и пользовался на службе авторитетом, даже с министрами был знаком, да вот только он желал честно служить на пользу Отечества, а не для личных благ и не в пользу других лиц. Но в это время такое было просто невозможным, и Чацкий подал в отставку, порвав все свои прежние связи. Это для Фамусова и ему подобных служба была источником обогащения и чинов, и Фамусову непонятны мотивы Чацкого.
Александр Андреевич был большим патриотом своей Родины, которую очень любил. Ему чуждо рабское преклонение перед всем иностранным, которое витало в те времена в России. Он осуждает дворян за то, что для воспитания своих детей они нанимают иностранных учителей и гувернанток, что очень модно было в их кругах. А зачастую нанимались люди малообразованные, которые ни во что не ставили Россию.
К простому народу Чацкий относится с уважением. Он выступает против крепостного права. По его мнению человек должен свободно распоряжаться сам своей судьбой, сам делать выбор в жизни: где жить, учиться или нет, чем заниматься. Человеческий фактор для него заключается в уме, образованности, а не в богатстве, роскоши и том, сколько крепостных имеется.
Неоспорима безупречность жизненных идеалов Чацкого и в личной жизни. Он любит бескорыстно и готов отдать все ради любимой, не требуя ничего взамен.
Жизненные идеалы Чацкого общество, в которое он попал, не приняло. Но он усердно боролся за свое побуждение, хотя и потерпел поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам.