«Бедность не порок», 3 действие – краткое содержание
Во всём доме Торцовых уныние. К грустно сидящей на диване Пелагее Егоровне приходит Митя: рассказать, что он решил сегодня же ночью уехать из города к матери. «Не моя, Митя, воля – нешто б я отдала за такого!» – горестно говорит Пелагея Егоровна.
Попрощаться с Митей приходит и Люба. С плачем они оба признаются Пелагее Егоровне во взаимной любви. Митя в отчаянии предлагает этой ночью тайком от Гордея увезти Любу домой к своей матери и там обвенчаться. Но Люба не решается «идти супротив отца» – и слушать потом оговоры от людей.
Митя в тоске уходит. Вместо него в комнату стучится Коршунов и просит, чтобы Пелагея Егоровна разрешила ему поговорить с Любой один на один.
Он начинает уговаривать девушку: «Молодой муж вас ценить за любовь не будет. Его и без вас всякая полюбит, а старику-то дорого. Старик-то за любовь и подарочком, и золотом утешит…»
«А вас прежняя жена… покойная, любила?» – спрашивает Люба. Коршунов начинает раздражённо рассказывать, что жена та была к нему непочтительна, хотя он взял её из бедности и содержал на свой счёт вместе с родственниками. «Тогда и я стал с ней плох: кого я полюблю – тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй! Я словом да взглядом, пуще чем делом, доеду; я проходу… отдыху не дам человеку!»
Входит Гордей Карпыч, за которым слуга несёт шампанское на серебряном подносе. Он жалуется Коршунову, что в городке никто не может его оценить, хотя он нанял прислуживать в своём доме специально выписанного из Москвы фициянта «в нитяных перчатках». «Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы всякую моду подражал. Сколько б хватило моего капиталу, а уж себя б не уронил!»
Мальчик Егорушка вдруг со смехом извещает Гордея Карпыча, что в доме появился его брат Любим – сильно пьяный, «и разные смешные штуки отпускает».
Весь дом сбегается к Любиму. Увидев вошедшего Коршунова, тот кричит: «А, приятель! Тысячу лет со днем не видались!».
Коршунов сконфужен. «Помнишь, как мы с тобой в Москве погуливали, из трактира в погребок перепархивали? – кричит ему с хохотом Любим. – А не знаешь ли ты, кто меня с сумой по миру пустил? Теперь отдай старый долг и за племянницу плати миллион триста тысяч, дешевле не отдам!».
Любим поворачивается к Гордею: «За кого ты дочь отдаёшь? Коли ты честный купец – не водись с бесчестным».
«Гони его!» – вопит Гордею Коршунов. – «Я не чисто одет, – кричит Любим, – так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, жены ревностью не замучил, как ты, изверг естества!»
Коршунов в страшной злобе поворачивается к Гордею Карпычу: «Так этакой-то у тебя порядок в доме! Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. Да в Москве над такими дураками, как ты, смеются. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь твою взял».
Самодур Гордей тут же закипает: «Да опосля этих слов я тебя знать не хочу. За моей дочерью большое приданое, её всякий возьмёт. За кого захочу, за того её и отдам!»
Он оглядывается – и случайно видит Митю. «А вот за Митьку и отдам, назло тебе! Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду!»
Коршунов в бешенстве выбегает. Митя берёт Любу за руку и подводит к отцу: «Тогда благословите нас, Гордей Карпыч. Мы любим друг друга».
Гордей спохватывается: «А ты уже и обрадовался случаю! На деньги её польстился?» – «Коли хотите вы моего счастия, тятенька, – уговаривает отца и Люба, – отдайте меня за Митю».
«Отдай Любушку за Митю, – подходит Любим. – Человек ты или зверь? Митя добрый, он и мне угол даст. Тяжело уж мне, старому, милостыню просить на морозе, а потом её пропивать. Не смотри, что Митя беден. Бедность не порок».
Гордей Карпыч со слезами обнимает Любима: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то я было свихнулся совсем». Он благословляет Митю и Любу. Видя удобный момент, Яша Гуслин подходит, держа за руку Анну Ивановну: «Благослови и нас, дядя!» Гордей на радостях даёт благословение и им.
«Ну, теперь пойдет у нас пляска, только держи шапку», – восклицает Анна Ивановна. Любим Карпыч запевает весёлую песню, все подтягивают.
Подробнее – см. в отдельной статье Островский «Бедность не порок», 3 действие – краткое содержание.
Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
См. также краткие содержания других пьес А. Островского: Бесприданница, Гроза, Доходное место, Снегурочка.
Популярные сегодня темы
Каждый день совершаются десятки и сотни различных научных открытий. У нас появился интернет, кладезь знаний всех великих личностей в истории. Никогда ещё человечество не было столь умно и могущественно!
Тема бедности и социальной несправедливости – одна из основных в творчестве Достоевского. Очень часто героями его произведений являются представители низших слоёв общества, выживающие в мрачном, недружелюбном Петербурге
Алексей Иванович Швабрин представляется нам одним из неблагоприятных героев этого сочинения. Он молодой человек из состоятельной семьи благородного рода. Когда он был офицером
Одним из основных персонажей произведения является Варвара Михайловна, ставшая приемной дочерью главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской.
Главный персонаж произведения Н. В. Гоголя уникален: он лживый, причем у него отсутствует такие качества, как нравственность и духовность. Он фантастично и бесстыдно врет, а люди ему доверяют. Каковы эмоции и думы Ивана Хлестакова на самом деле?
-
Трептов парк цитаты сталина
-
Анатолий георгиевич алексин цитаты
-
Как называет автор блюдо повара ноздрева цитата
-
Седьмой день богу своему цитаты
- Все жанры хороши кроме скучного автор цитаты
Н. А. Островский Бедность не порок. Характеристика героев Гордей Карпыч Торцов, Любим Карпыч Торцов, АФрикан Савич Коршунов??
Любим Торцов — герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится») . Духовный облик Любима Торцова стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала.
Восклицание героя «Шире дорогу — Любим Торцов идет! » стало для них символом победы национальных начал в искусстве. Промотавшийся брат богатого купца, Торцов ходит по городу «скоморохом» , по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает» . В отместку выгнавшему его брату Гордею он «созорничал» : пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город» .
На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник» , острее чувствуется одиночество Любима, душа которого «иззябла» . В поведении прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси.
Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам» , в которых юродивые, «ругался миру» , обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды.
Ключом к образу Торцова является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. Важнейшая черта его личности — сознание своего падения. В образе Торцова Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла.
http://harakteristik.narod.ru/index-437.htm
http://lib.rus.ec/b/140597/read
Образ Коршунова написан Островским чрезвычайно интересно, совсем по-особому. Решающее значение имеет то, каким он представляется действующим лицам. Пелагея Егоровна считает Коршунова главным виновником «перерождения» Гордея Карпыча. И это понимание как бы реализуется в способе изображения героя.
Коршунов — злой гений, демон Гордея, а если воспользоваться словами более близкими к лексикону изображаемой среды, — враг, нечистый, мурин, который смущает Гордея. «Уж я так думаю, что это враг его смущает! » — сетует жена Гордея. Характерно особое значение слова «враг» , свойственное старинному русскому языку: враг — дьявол, искуситель.
Обратите внимание
Здесь у Островского происходит оживление древнего эвфемистического значения и обыгрывание двух смыслов: Коршунов — враг светлого начала, враг всех положительных героев пьесы и попросту враг семьи Торцовых: брак Любови Гордеевны с Коршуновым явно не сулит ничего хорошего не только для неё — ни для кого из семьи.
И этими героями (исключение — один Любим) Коршунов и воспринимается как нечистый. Чужое и отчасти непонятное, но явно враждебное старому укладу начало дано как загадочное, таинственное. Самое имя Африкана Савича Коршунова — словно и не имя, а прозвище, данное какой-нибудь странницей, ждущей бед из Белой Арапии.
Ореол этой страшной таинственности развеивает Любим. В его судьбе, оказывается, Коршунов тоже играл роль «искусителя» . Но в этой истории Коршунов лишается всякой таинственности, Любим трезво оценивает его как жулика, сознательно разоряющего получившего наследство и загулявшего купеческого сына — самого Любима в молодости.
По сути дела, «искуситель» Коршунов в рассказе Любима превращается просто в вора. Победа Любима над Коршуновым
Основные темы и идеи
Произведение «Бедность не порок» включает в себя несколько основных тем, которые гармонично и последовательно перекликаются между собой.
1.Любовь. Александр Николаевич очень тонко направляется читателя на размышления об искренности любви, которая не имеет ничего общего с материальной выгодой.
2.Семья. Семейные узы не делимы и только родные люди в моменты отчаянья смогут тебя поддержать. Нельзя жертвовать счастьем близких в стремлении обрести выгодное партнерство.
3.Уклад и натура купечества. Автор дает яркое представление о жизни и устоях купцов, очень правдоподобно отражает их манеру речи и привычное поведение.
Основной идеей произведения является портрет русского человека, который далеко не идеален и может совершать ошибки, идти по неправильному пути, но находить в себе мужество признать, что он оступился.
История создания и описание сюжета
Незнайка не был выдуман автором. До момента первой публикации писателем своих знаменитых историй о приключениях этого героя в 1954 году, Незнайка уже существовал, как отдельный образ сказочного персонажа.
Изначально он появился в комиксах художника из Канады по фамилии Кокс. Текст к его картинкам написала Анна Хвольсон. Впоследствии серию историй о приключениях этого смешного малыша писательница включила в свою книгу «Царство малюток», которая была опубликована в 1889 году. Но несмотря на многочисленные переиздания тиража, серия рассказов так и не нашла должного отклика у читателей и критиков.
Незнайка так бы и остался одним из многих незаслуженно забытых героев сказок, если бы о нём не узнал Николай Носов. Именно он сделал персонаж одним из самых любимых героев не только книжек, но и многочисленных мультфильмов, снятых по произведениям автора.
По сюжету в вымышленном городе живут крохотные люди. Они называют себя малышами и малышками. Каждый из них занимается определённым делом и имеет соответственное своему занятию имя. Например:
- художник — Тюбик;
- врач — Пилюлькин;
- астроном — Стекляшкин.
Проблемы
В пьесе автор так же поднимает очень важные духовные и этические вопросы.
- Вопрос о будущем – любовь стоит на распутье между настоящей любовью и материальными благами, которые навязывает ей отец.
- Вопрос почитания старших – дочь купца не идет против своего отца и его воли именно из-за уважения к старшим.
- Вопрос покорности – любовь и ее мать не ослушиваются главу семьи, и им остается только терзаться между желаемым и благосостоянием семейства.
- Вопрос любви – через все произведение прослеживается любовная проблематика, посредством взаимоотношений Мити и Любви Гордеевны.
- Вопрос корысти – тяга и нескончаемая жажда денег заставляют отказаться купца от брата и почти рушат жизнь его собственной дочери.
Чего надо избегать в общении с мужчиной
Некоторые «запретные» связи проходят быстро, другие могут длиться годами. Многое зависит от того, насколько партнеры дорожат друг другом, для чего изначально создавался дуэт (секс, романтика, общение).
Следует избегать главных ошибок.
Его семья – это святое
Тяжело бывает принимать, что любимый человек принадлежит кому-то еще. Необходимо с самого начала четко понимать, пока мужчина самостоятельно не примет решения , сделать для развода ничего не получится. Можно мягко направлять его, но не давить.
Определитесь на старте, допустимо ли в ваших отношениях говорить о домашних делах, проблемах, обсуждать супругов, детей, родителей. Если да, женщина должна быть участливой, нельзя резко, категорично высказываться о происходящем, критиковать.
Мужчины часто занимают позицию «своих холопов бить могу только я», любое грубое слово, сказанное в адрес его семьи, может настроить его против любовницы.
Не стоит продавливать ситуацию, обнаруживая свое присутствие звонками и смс жене. Не факт, что встав перед выбором, он не сделает его в пользу законной супруги, не желая перемен жизни, устоявшегося распорядка. Оговорите время и способы коммуникации. Можно ли звонить, писать, в какое время?
Никакой корысти
Мужчины прекрасно понимают, когда от них хотят исключительно денег, связей, практической помощи. Любовник по факту ничего не должен своей избраннице.
Если у него есть желание сделать ее жизнь проще и приятнее доступным ему способом, он непременно воспользуется подвернувшейся ситуацией. Стоит озвучивать некоторые моменты, в которых было бы уместно его участие, но в информативном стиле, без требований. Сильный пол, заинтересованный в женщине, прекрасно слышит и понимает намеки.
Нельзя обижаться за то, что он везет семью отдыхать на экзотический курорт, а любовнице в подарок преподносит недорогую бижутерию. Высказавшись в негативном ключе, есть риск получить грубый, неприятный ответ.
Совесть у него точно не проснется от ноты протеста. Если важна материальная составляющая, нужно изначально искать спонсора.
Отставить драматизм
Верный способ испортить отношения – устраивать показательные страдания. Любовница для мужчины – праздник, позволяющий отвлечься от груза проблем, ответственности, забот.
Он жаждет легкости, позитива, чувственных удовольствий – чего угодно, только не картинного заламывания рук по поводу несостоявшегося звонка, перенесенного на другой день свидания, внезапно прерванной встречи.
Девушке не стоит отчитывать его за то, что она приготовила ужин, приготовила себя к визиту, запланировала сценарий вечера, а возлюбленный не смог приехать. Незамужним особам бывает тяжело проводить выходные и праздники в одиночестве. Желательно организовать свою жизнь таким образом, чтобы она была достаточно полной и яркой, а визиты мужчины дополняли ее.
Герои пьесы Бедность не порок Островского (характеристика)
Гордей Карпыч Торцов
Главный герой произведения – немолодой богатый купец, чей нрав отличается суровостью и серьезностью. Его тяжелый характер вызывает страх у домашних. Гордый и высокомерный, глава семьи, он решает все вопросы сам. Отмечается, что более лояльный и рассудительный характер его изменился сразу после поездки в столицу. Считает себя лучше всех остальных. Надеется выдать дочь за состоятельного мужчину преклонных лет.
Любим Карпыч Торцов
Добрый, простой человек, брат Гордея Карпыча. В молодости, получив долю своего наследства, он растратил почти весь свой капитал. Остатки же решил доверить богатому фабриканту, Коршунову, которого считал другом, но тот схитрил и провел его, оставил ни с чем. Любиму не остается другого выхода, кроме как вернуться к брату, упрекающего его за безрассудное поведение. Герой против брака своей молодой племянницы и старика Коршунова. Именно благодаря ему торжество не состоялось. Не считает бедность пороком и убеждает брата выдать дочь за приказчика Митю.
Африкан Савич Коршунов
Самоуверенный человек, кичащийся своим богатством, именно за него Гордей Карпыч хочет выдать дочь. Африкан Савич убежден в том, что главное в жизни деньги и купить можно что – то угодно. Мерзкий и подлый человек, от чьих махинаций пострадал Любим Карпыч. Желает взять в жены молодую красавицу.
Любовь Гордеевна
Умная и скромная девушка, дочь Гордея. Кроткая и послушная, она подчиняется воле отца, решившего выдать её замуж за богатого старика, несмотря на тот факт, что сама она влюблена в Митю, доброго и честного юношу, работающего приказчиком. Считает правильным подчиняться всем решениям родителя. Рада, когда отец все же дает благословение на брак с Митей.
Яша Гуслин
Бедный юноша, родственник Торцова, а точнее, племянник. Это веселый и жизнерадостный молодой человек, любящий петь и играть на гитаре. Хороший друг Мити. Проникается чувством влюбленности к молодой женщине по имени Анна Ивановна. Сначала Гордей Карпыч недоволен решением племянника, жениться на красавице, но потом все же дает согласие.
Анна Ивановна
Бойкая женщина, ставшая в молодом возрасте вдовой. Она старается помочь отношениям Мити и Любы. Влюблена в Яшу и рада выйти за него замуж.
Разлюляев
Молодой и беззаботный весельчак, сын богатого купца. Мечтает жениться на девушке своего круга. Испытывает симпатию к Любе, и даже хотел бы взять её в жены, но все же искренне рад за счастье друга Мити.
Пелагей Егоровна
Жена Гордея Корпатыча. В произведение нет подробного описания героини, одна можно сказать, что это немолодая женщина кроткого характера, полностью подчиняющаяся своему супругу и не вступающего с ним в спор.
Гордей Торцов – персонаж пьесы А.Н. Островского “Бедность не порок”
Один из главных героев комедии «Бедность не порок» зажиточный купец Гордей Карпыч Торцов, который приходится отцом Любови и братом Любима.
Имя, которым автор нарёк персонажа выбрано не случайно, оно призвано объяснить читателю основную особенность его характера — преувеличенные гордость и заносчивость по отношению к окружающим людям.
После похорон отца Гордей поделил наследство по удобной для себя схеме — себе оставил заведение, приносящее стабильный доход, а брату отдал разницу денежными средствами и ценными векселями. Наследство исправно «работало» на Гордея, капитал его приумножился в разы, что вызывало у него обострённое чувство гордости. А Любим Карпыч быстро прогулял почти все свои деньги, а те, что остались у него обманом выманил фабрикант Коршунов. Чтобы не пропасть с голоду, Любим вынужден был подрабатывать шутом.
В начале повествования читатель знает Гордея Карпыча как сварливого и требовательного хозяина, которого все и всё вокруг раздражают от близких людей до гостей дома. Ему свойственно срываться на приказчика Митю с требованиями «выше головы», он без конца отчитывает своего брата и считает, что тот ведёт себя недостойно и оскорбительно, жену свою Гордей открыто считает глупой невеждой, не заслуживающей уважения.
Съездив на побывку в Москву, герой заболел желанием остаться там навсегда. Теперь он уверен, что его истинное место в высших кругах и только в столице. Всё, что русское ему больше не по душе, окружать себя хочется лишь заграничным и диковинным. Даже друг у Гордея соответственный появился — Африкан Савич. Фабрикант надёжно втёрся в доверие героя, не подозревающего, что именно этот богатенький старичок обманул его брата, и сейчас нацелился разорить и его самого.
Гордей Карпыч уже пообещал свою единственную дочь выдать за Коршунова, но, к счастью, Любим вовремя разоблачил мошенника, и свадьба не состоялась. После произошедшего Гордей открывается читателю с новой, незнакомой стороны человека умеющего осознавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном и быть благодарным за оказанную помощь. Он примиряется с выручившим его братом, а дочь отдаёт под венец с тем, кто ей на самом деле люб.
Характеристики героев
Александр Николаевич Островский — основоположник русского театра и драмы. Рассмотрим каждого персонажа из его пьесы «Бедность не порок».
Действие пьесы происходит в поместье Гордея Карпыча, немолодого купца с порядочным состоянием. У него сформированы взгляды на жизнь, он серьезный, суровый мужчина с трудным характером. Все в доме его уважают и побаиваются. Все важные вопросы Торцов решает самостоятельно. Прежде Гордей Карпыч был более мягким и лояльным, но после того, как пожил в Столице, он переменился, стал горделивым и высокомерным, считать себя разумнее всех. Торцов не воспринимает людей, которые ниже его по социальному и финансовому статусу и относится к бедным людям с пренебрежением. Водит дружбу с обладателем фабрики стариком Коршуновым, в надежде выгодно выдать за него собственную дочь. Гордей видит лишь один метод для Любы поднять свой общественный статус – прибыльно выйти замуж, при чем его не достаточно беспокоит, будет ли его дочь счастлива с этим человеком. Впоследствии отмены женитьбы Африкана Савича и его Любы, Гордей Карпыч делается более покладистым, осознает, что стоит прислушиваться к мнениям людей находящихся вокруг, в том числе и в случае если они ниже тебя по статусу и денежному положению.
Еще один не менее важный персонаж – Любим Карпыч, брат Гордея Карпыча. Любим много работал и сумел для себя накопить большой капитал. Он отлично жил, пока его не подвел Африкан Савич. Когда Любим приехал в Столицу обналичить бумаги, молодой и бесшабашный юноша решает жить по-крупному и мгновенно промотал практически все свое наследие. То, что осталось, решил поручить своему знакомому Коршунову, богатому фабриканту, а Коршунов обанкротил его и Любим Карпыч остался ни с чем. Возвратившись к брату, он понял собственные промахи и принял решение хотя бы в старости пожить по совести. Любима возмущает, что его брат Гордей ставит нравственные ценности ниже материальных и отдает предпочтение общению с обманщиками-богачами, а простых бедных людей, которые живут по законам морали не подпускает к себе. Он не останется в стороне, когда выяснит о свадьбе племянницы – Любим не может позволить сломать жизнь Любе и Мите – и устраивает скандал, расторгая свадьбу Любы и Африкана.
Африкан Савич Коршунов – подлый, жестокий и лицемерный человек. Он замучил свою жену ревностью, разрушил жизнь Любиму и обманывает Гордея, втирается ему в доверие, чтоб выгодно жениться на его красавице дочери Любе. Он готов на все, ради своего блага. Сам он себя считает и преподносит умным, честным и добрым человеком. Благодаря Любиму настоящий облик Африкана показывается перед Гордеем и остальными.
Любовь Гордеевна, дочь Торцова, мудрая, скромная девушка. Она влюблена в доброго и честного, но бедного Митю. Любовь уверена, что погоня за достатком глупа, она искренне верит, что людей делает счастливыми не статус и богатство, а дружба и любовь. Но впрочем, когда отец заявляет о своем решении отдать ее замуж за Коршунова, Любовь повинуется его воле.
Характеристика Хлестакова другими героями
Городничий
Городничий указывает на недочёты работы судьи. Всё это время он сквозь пальцы смотрел на подобные вольности, но приезд столичного ревизора заставляет его навести подобие порядка в городе.
Городничий пренебрежительно относится к судье, который не верит в бога и не посещает церковь. Он считает это большим недостатком.
Городничий считает Аммоса Фёдоровича опасным вольнодумцем, поскольку тот осмелился «своим умом» найти собственную версию сотворения мира.
Земляника
Земляника считает судью красноречивым человеком, способным красиво и грамотно изъясняться.
Земляника указывает «ревизору» на пороки судьи, среди которых большая страсть к охоте и предосудительная связь с замужней женщиной.
Хлестаков
Хлестаков называет судью «моветоном», то есть человеком невоспитанным, неприличным (от франц. «моветон» — невоспитанность, дурной тон).
Авторская характеристика Ляпкина-Тяпкина
Комедия «Ревизор» неоднократно переписывалась и дополнялась Гоголем, который хотел максимально точно донести до читателя свой замысел. По этой причине автор дополнил пьесу особым разделом — «Замечания для господ актёров», в котором кратко и ёмко дал собственную оценку каждому из персонажей.
Из данного раздела становится понятно, что Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — типичный провинциальный невежда, «прочитавший пять или шесть книг»,
и потому, по ироничному замечанию автора, считающий себя вольнодумцем.
Судья — «охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес».
Н. В. Гоголь сделал специальную отметку, что актёр, изображающий Ляпкина-Тяпкина, «должен всегда сохранять в лице своём значительную мину».
Особое внимание писатель уделил особенностям речи героя, который «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»