Конфликт старого и нового
32 предложения/ 406 слов
Уважение к старшим почиталось во все времена. Мудрость и опыт старших призваны помогать молодому поколению, а не подчинить его себе. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» мы видим, как пережитки «старого» патриархального уклада осложняют жизнь «новому», молодому поколению. Эта тема была всегда актуальна, но не всегда она стояла острой проблемой. Автор просто передал общественные настроения второй половины 19-го века, когда на смену старым устоям болезненно и медленно приходили новые.
В драме «Гроза» описывается маленький провинциальный городок, жители которого главной ценностью в жизни считают деньги и беспрекословно подчиняются тем, у кого они есть. Городом управляют такие богатые купцы как Дикой и Кабаниха. Они являются представителями старшего поколения и представлены с самой худшей стороны. Автор показал, как их жестокость и деспотизм воздействовали на окружающих. Савел Прокофьевич любил недоплачивать подчиненным, угнетать родных и просто бесчинствовать, за что его в городе называли самодуром. Человек для него что червяк: «захотел – раздавил, захотел – помиловал».
Еще хуже обрисован образ Кабанихи (Кабановой Марфы Игнатьевны). Это богатая вдова, которая своей авторитарностью давно подавила не только рабочих, но и собственных детей. Её интересует только беспрекословное подчинение. Ради достижения своих целей она готова надеть маску добродетели и притворятся набожной. В результате под видимым благочестием и соблюдением старых традиций прячутся нетерпимость, злоба и жестокость. Большинство персонажей, описанных в драме, боятся перечить этим «хозяевам мира». Они предпочитают также притворяться и лицемерить, лишь бы не проявлять силу характера.
Единственным сильным человеком в этом «темном царстве» показана невестка Кабанихи – Катерина. Она представитель «нового» в произведении и тот самый проводник, который пошатнет положение деспотов в их патриархальной среде. Даже Борис, человек неглупый и образованный, позволяет дядьке тиранить себя. В купеческом мире нормой становятся жестокие, человеконенавистнические отношения. Вырваться из этого замкнутого круга никто не может, а Катерине это удается самым печальным образом. Не выдержав осуждения домочадцев и отстранения Бориса, она бросается в Волгу. Её самоубийство становится протестом против установленных нравов патриархального города.
На самом деле в драме показан конфликт изжившего себя старого с новым, молодым веянием и стремлением к свободе. Узнав о любви Катерины к Борису, Кабаниха говорит сыну: «Куда воля-то ведет!» Для нее проявление любых искренних чувств это бесстыдство, а вот кланяться прилюдно мужу в ноги и демонстрировать фальшивые слезы, это идеал к которому нужно стремиться. Кабаниха не хотела и не могла осознать обреченность своих воззрений. В глубине души и она, и Дикой понимали, что их время уже прошло, но сдавать позиции не хотели. Однако смерть Катерины пошатнула их авторитет в обществе, таким образом, заложив фундамент для новых порядков.
см. также:Все сочинения по произведению Гроза, Островский
Гоголь, «Тарас Бульба»
Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.
В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.
С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына — Остапа.
Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».
Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.
Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.
Суть и истоки проблемы
Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.
Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.
Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.
Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.
В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.
Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.
Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?
Толстой, «Война и мир»
Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.
Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.
Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.
Фактически Толстой показывает с помощью пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.
Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.
Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1869Вариант 1
Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»? С1. Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения? Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».
Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве? Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»? В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер? Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?
С1. С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях? С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»? С1. Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»? В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?
Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения, находят свое отражение в данном фрагменте? Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном фрагменте текста? Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения? Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров?
Можно ли утверждать, что победителем в конфликте «отцов и детей» стал Базаров? Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении. По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) Можно ли утверждать, что в своих произведениях И.С. Тургенев создает образы «лишних людей» (по роману «Отцы и дети»)? Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа? Какую роль в истории преступления Раскольникова сыграла случайная встреча с этим человеком и знакомство с его семьей?
Описание произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедова
«Горе от ума» — комедия А.С. Грибоедова, написанная в 1823 году. Она описывает жизнь знатного общества России в период правления Александра I, его устои и пороки.
Действие происходит в доме Молчалина, где собираются представители разных социальных слоев: дворяне, чиновники, артисты и простые граждане. Главный герой — Молчалин, человек, который считает себя умнее других и доказывает это своей безудержной болтливостью. Он является примером старого мира, в котором важны не знания и ум, а родословная и деньги.
Сюжет развивается благодаря противостоянию Молчалина и других героев, которые представляют новый порядок в обществе: молодежь, образованных людей и любителей искусства. Они хотят изменить устаревшие традиции и признать ум и знания важнее, чем происхождение и состояние.
В «Горе от ума» Грибоедов остро и сатирично высмеивает пороки тогдашнего общества: пустословие, попаренизм, стыдливость, мещанство, обывательство и т.д. Он также демонстрирует связь между образованием и моральными качествами, неуважением к знаниям и отставанием России от Европы.
«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.
Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.
На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.
«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.
Вариант 6
Конфликт между поколениями – это что-то обычное, что часто происходит в нашей жизни. Но всегда ли этот конфликт заключается только в противостоянии между старым и новым? Я думаю, что нет. Этому мы можем научиться на примере книги «Война и мир» Льва Толстого.
В этом романе показаны отношения нескольких поколений, и мы видим, что противостояние старого и нового далеко не единственная причина конфликта. Во-первых, между героями появляются разногласия из-за их разных характеров и взглядов на жизнь. Во-вторых, некоторые персонажи не умеют выразить свои мысли и чувства, поэтому возникают недопонимания.
Например, есть сцена, где молодой Николай Ростов ссорится со своим отцом Болконским. Они не понимают друг друга и говорят на разных языках. Ростов молод и мечтает о приключениях, а его отец хочет, чтобы сын занимался делами и не тратил время на глупые мечты. В результате, они сильно ссорятся и их отношения испорчены.
Также в книге показаны конфликты между старыми людьми. Между героиней Марьей Болконской и ее отцом много недопониманий. Он хочет ее замуж выдать, а она мечтает о свободе и независимости. Этот конфликт не связан с противостоянием старого и нового, а скорее с переоценкой ценностей и различием во взглядах на жизнь.
Таким образом, конфликт поколений – это не только противостояние между старым и новым. Он возникает из-за разных характеров, недопонимания и различных взглядов на жизнь. Чтобы избежать таких конфликтов, нам нужно научиться слушать друг друга, понимать и принимать различия. Это поможет нам создать гармоничные отношения между поколениями.
Мне нравится1.6 k.Не нравится1 k.
Вариант 4
Конфликт поколений — это не всегда просто старое и новое друг с другом сталкиваются. Иногда это просто разные точки зрения и способы мышления. Старшее поколение обычно придерживается традиций и привычек, в то время как молодежь стремится к переменам и приемлет новые идеи. Но в истории есть произведение, которое показывает, что конфликт поколений может быть более сложным, чем кажется. Это книга «Отцы и дети» Ивана Тургенева.
В этой книге главный конфликт возникает между отцом и сыном. Отец, Николай Петрович, представляет старшую генерацию, которая придерживается консервативных взглядов и ценностей. Он не понимает стремления молодых людей к свободе и независимости. Его сын, Аркадий, является представителем нового поколения, которому нравится принимать новые идеи и менять установленные порядки.
Но этот конфликт не сводится только к противостоянию старого и нового. В «Отцах и детях» автор показывает, что оба поколения имеют свои слабости и ошибки. Отцы слишком жестки в своих взглядах, а дети иногда слишком радикальны и наивны. Аркадий, например, многим доверяет и не всегда способен разобраться во всех ситуациях. Николай Петрович, в свою очередь, жестоко осуждает своего сына и не пытается понять его мотивы.
Таким образом, «Отцы и дети» демонстрирует, что конфликт поколений не всегда сводится к противостоянию старого и нового. Он имеет глубину и сложность, которые могут быть преодолены только через диалог и взаимное понимание. Это произведение показывает, что каждое поколение может учиться у другого и находить компромиссы, чтобы двигаться вперед и развиваться вместе.
Мне нравится3.5 k.Не нравится2.2 k.
Вариант 1
Фамусовское общество, представленное в комедии «Горе от ума», отражает нравы и ценности московского консервативного дворянства начала 19 века. Эта комедия великого русского драматурга Грибоедова является ярким образцом аристократического общества, где богатство и социальный статус играют ключевую роль.
Привилегированный образ жизни и зависимость от высоких чинов представлены в комедии через образ Фамусов. Этот персонаж обладает заметным богатством и влиятельностью, что делает его апломб и цинизм еще более неприятными
Фамусов относится к чинам и деньгам с особым цинизмом, подчеркивая важность социального статуса и богатства. Он подписывает документы без внимательного изучения их содержания, демонстрируя свое небрежное отношение к своим обязанностям
Сочетание высокого чина и связей является одной из главных составляющих ценности персонажа Скалозуба. Он считает себя достойным руки Софьи только благодаря своему высокому чину и связям, игнорируя качества своей личности. Похожим образом проявляет себя и персонаж Молчалин, который стремится к высокому чину и подчиняется формальным правилам, пока сам не имеет необходимого статуса. Эти персонажи явно показывают, что для консервативного общества дворян того времени, высокий чин и социальный статус были гораздо важнее личностных качеств.
Вне сцены привилегированные персонажи также подчеркивают важность социального статуса, богатства и высоких чинов. Они относятся с презрением к незнатным и бедным, ожидая от них услужливости и подчинения
Эти персонажи представляют устаревшие и аристократические взгляды на общество, соответствующие тому времени.
Фамусов и его общество отличаются также своим противостоянием новым идеям и изменениям в общественных взглядах. Они видят в этих изменениях угрозу своему привычному образу жизни. Они предпочитают праздничные банкеты и веселья, в то время как заботы о службе сведены к минимуму.
В общем, комедия «Горе от ума» передает нравы и ценности аристократического общества дворян того времени, где социальный статус и богатство играют главную роль. Продвижение по службе зависит от верхних рангов и связей, а новые идеи и изменения в обществе вызывают противодействие.
Мне нравится646Не нравится199
Моральные устои старой школы в «Горе от ума» А.С. Грибоедов
Роль морали в жизни старой школы
В произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедов изображены представители старой школы, которые ценят свои моральные устои выше всего остального. В их представлении мораль является основой человеческой жизни и должна быть соблюдена в любой ситуации. Они считают, что только так можно сохранить привычный порядок в обществе и не допустить деградации.
Мораль и превышение чувств
Одним из примеров выдержки моральных устоев является отношение старой школы к превышению чувств. Грибоедов показывает, что они считают неприемлемым выражение эмоций в общественных местах и говорят, что это противоречит моральным нормам. Они верят, что человек должен управлять своими эмоциями и не позволять им обладать свободно.
Моральный долг перед государством
Старая школа также считает своим моральным долгом служение государству. Грибоедов показывает, что представители старой школы считают недопустимым любые действия, которые могут поставить в опасность благосостояние государства. Они считают, что каждый гражданин должен приносить свой вклад в укрепление общества и быть готовым жертвовать ради него.
Заключение
Моральные устои старой школы в «Горе от ума» А.С
Грибоедов являются важной составляющей произведения. Герои, которые ценят свои моральные убеждения выше всего, являются противовесом новой школе, которая нарушает традиционные ценности
Таким образом, автор показывает, что конфликт между старым и новым является не только конфликтом поколений, но и конфликтом моральных устоев.
Паустовский, «Телеграмма»
Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.
Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько сколько пагубные моменты общественного влияния.
Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.
Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.
Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.
Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.
Вариант 2
Фамусовское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», является примером аристократического московского дворянства начала XIX века. Это общество пропитано ценностями чинов и денег, формальности в отношении службы и презрением к низкому статусу.
Одним из ярких представителей этого общества является главный герой комедии, Фамусов. Он обладает заметным социальным статусом, богатством и влиятельностью. Фамусов проявляет цинизм и формализм в отношении к чинам и деньгам
Он считает, что бедный человек не может быть достойным женихом для его дочери, подчеркивая важность социального статуса и богатства. Кроме того, Фамусов подписывает документы без должного внимания, демонстрируя небрежное отношение к своим обязанностям в службе
Еще одним примером такого общества является персонаж Скалозуб. Он считает, что его чин и связи дают ему право на руку Софьи, не обращая внимания на качества личности. Таким образом, Скалозуб относится к чинам и связям как к главной ценности и предпосылке для счастливой жизни.
Молчалин – еще один персонаж, который заслуживает внимание в контексте анализа нравов фамусовского общества. Он стремится к высокому чину и подчиняется формальным правилам, пока не имеет нужного статуса
Молчалин демонстрирует зависимость от высшего чина, что является отличительной чертой общества того времени.
Внесценический персонажи также поддерживают образ общества Фамусова. Они ценят знатность, богатство и высокие чины. Презрение к низкому статусу является общепринятым явлением в этом аристократическом обществе. Они ожидают, что все незнатные и бедные люди будут услужливыми и подчиняющимися.
Фамусов и его общество представляют образ людей, придерживающихся устаревших и аристократических взглядов на социальные вопросы. Они предпочитают привилегированный образ жизни, проводя праздничные банкеты и веселья, в то время как заботы о службе сведены к минимуму. Это общество выступает против любых изменений в общественных взглядах, так как это угрожает их привычному образу жизни.
Комедия «Горе от ума» также показывает проблемы и конфликты в обществе Фамусова. Старые и новые ценности начинают сталкиваться, и аристократическое дворянство уже не может полностью удовлетворять себя устаревшими взглядами.
В заключение, фамусовское общество в комедии «Горе от ума» представлено как аристократическое дворянство Москвы начала XIX века. Оно ценит чины и деньги, формально относится к службе и презрительно относится к низкому статусу. Общество Фамусова представляет собой образец аристократического общества, в котором уже начинают проявляться противоречия и конфликты между старыми и новыми ценностями.
Мне нравится300Не нравится118