История одного города анализ с цитатами

История  одного города салтыков-щедрин: анализ романа, жанр, главная идея

Суть

Автор рассказывает хронику города, населенного глупым, но послушным народом рабов, который мирится с прихотями своих тиранов. Не имея возможности управлять государством, глупые люди попросили чужеземца возглавить их. Сначала он посылал им регентов, а затем, убедившись в коррумпированности, жадности и неэффективности руководства, правил единолично.

После него все городские начальники были посланы с другой стороны и выбраны за них, и народ повиновался каждому приказу за редким исключением. Каждый лидер олицетворяет тот или иной период истории нашей страны или конкретного политического деятеля, поэтому не стоит воспринимать факты буквально. Подробную историю с именами и ключевыми событиями можно найти здесь.

Литературные приемы

  • Иносказание – главный прием, позволяющий рассказывать о событиях, не называя их прямо (например, царицы, соперничавшие за престол, представлены как шесть градоначальниц).
  • Гипербола (преувеличение) – подчеркивает пороки и негативные явления в городе (например, глуповцы обрастают шерстью и сосут лапы, лишивших их человеческих прав).
  • Фантастика, сказка и абсурд – добавляют комичности и снижают критику (например, градоначальник с искусственной головой или фаршированной головой).
  • Говорящие имена и фамилии – создают иронию и сатиру в отношении героев (например, Угрюм-Бурчеев, Василиск Бородавкин, Прыщ и др.).
  • Юмор, ирония, сатира, сарказм – разнообразные комические подходы, которые используются в произведении, чтобы смягчить критику и добавить забавных ситуаций.

Салтыков-Щедрин мастерски сочетает эти литературные приемы, чтобы создать яркую и смешную картину города Глупова и его градоначальников.

О чем произведение?

Писатель иносказательно передал историю России, которую оценивал критически. Жителей российской империи он назвал «глуповцами». Они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «Глуповской летописи». Данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». За свое невежество они были переименованы соответствующе.

Головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. И вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. Через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. Вместе с приобретенной властью люди основали город Глупов. Так писатель обозначил формирование Древней Руси и призвание Рюрика на княжение.

Сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. Так Салтыков-Щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой России.

Далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «Не потерплю!» и «Разорю!». Потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. Далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление Лжедмитрия и его последователей.

Воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. Это эпоха дворцовых переворотов, когда в Российской Империи правили одни женщины и интриги.

Семен Константинович Двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом Петра Первого, хоть данное предположение и идет вразрез с исторической хронологией. Но реформаторская деятельность и железная рука правителя очень уж похожи на характеристику императора.

Начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. Откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. Чередование непрекращающихся ошибок и поражений привело к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. В конце концов, последний правитель Угрюм-Бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.

Так же Нестор описал историю возникновения Руси в «Повести временных лет». Эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные русские правители? Писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.

Композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.

Действующие лица

  • Градоначальники (всего их было 22, описаны только самые яркие типы):
  • Дементий Варламович Брудастый — любитель кричать по всякому поводу «Разорю!» и «Не потерплю!». В голове имел вместо мозга органчик, который ломался.
  • Семён Константинович Двоекуров — «великий реформатор», специализирующийся на горчице и лавровом листе.
  • Пётр Петрович Фердыщенко — влюбчивый человек.
  • Василиск Семёнович Бородавкин — ярый сторонник просвещения. Чтобы его внедрить, устроил войну с самими просвещаемыми.
  • Феофилакт Иринархович Беневоленский — любил издавать законы, хоть и не имел на это права.
  • Прыщ — градоначальник, который ни во что не вмешивался, кроме огородничества.
  • Эраст Андреевич Грустилов — ленивый градоначальник.
  • Угрюм-Бурчеев — крайне глупый человек, которым владели бредовые идеи, погубившие в конечном счёте весь город.
  • Глуповцы.

Образы градоначальников

Образы градоначальников разные, но схожи в своей ограниченности и нелепости. Глуповец Брудастый деспотичен, ограничен в своем уме и осознании действительности, он представляет собой точнейший образец самодержавной системы, поглощающей людские чувства и души на своем пути.

А градоначальник Прыщ, имя которого говорит само за себя, представлен образом «головы, живущей отдельно от тела». Салтыков-Щедрин символически показал, как однажды его голова была съедена чиновником.

Деятельность другого градоначальника – Угрюм-Бурчеева – автор гротескно высмеивает в организованных им «военных населений» и образе мышления, который представлял собой «что хочу, то и ворочу».

2 вариант

Роман был написан в начале 70-х годов 19 века. По жанру это сатирический роман, в котором показываются противоречия и нелепости русского общества того времени. Автор назвался издателем записок летописца, который якобы жил в 18 веке. Цари и министры стали градоначальниками, а все государство – городом Глуповым.

Салтыков-Щедрин использует в тексте говорящие фамилии, выражая тем самым свое отношение к персонажам, оценку их поведения и характера. Градоначальник и его подчиненные олицетворяют глупость многих правителей, паразитирующих в обществе и далеких от общечеловеческих ценностей, таких как разум, честность, скромность и доброта.

Главный в городе – Органчик, так его называют, потому что вместо мозга у него особый механизм, делающий его беспощадной и неразумной куклой. В его голове есть место только для наказаний и распоряжений, он бесчувственный и равнодушный к человеческим судьбам. По приказу градоначальника человека могут выпороть ни за что, отправить в заключение, вынуждает народ рабски трудиться. Он только и умеет, что «разорять» и «не терпеть». Таким образом Салтыков-Щедрин обличает бездушность и механичность в правлении.

С помощью такого персонажа, как Прыщ, также ставшего градоначальником вымышленного города, писатель смеется над животными инстинктами у власть имеющих. Прыща еще называют Фаршированной головой, которая начинена трюфелями. Это образ болезненной и гнилой стороны человеческого облика, которая подкрепляется чревоугодием и другими страстями. Так, закончил он свои дни, будучи съеденным предводителем дворянства, у которого запах трюфелей вызывал неудержимый аппетит.

Василиск Бородавкин, отличившийся поджогом тридцати трех деревень, напоминает читателю древнего правителя Нерона. В романе-карикатуре высмеивается его глупая злоба и самодурство. Его мнимые достижения, такие, как популяризация горчицы или ромашки из Персии выглядят комично и нелепо. Использованием в войнах оловянных солдатиков он пытается решить военную проблему, что делает бессмысленными все его начинания.

Угрюм-Бурчеев, ставший еще одним градоначальником, представлен как деспот и тиран. Он преследовал любые проявления мысли, самостоятельности и творчества у народа. Однажды он просто взорвался от гнева и исчез. С тех пор река, с помощью образа которой Салтыков-Щедрин показал русский народ, по-прежнему текла и дышала. Не смог остановить ее бурное течение ни один правитель.

Главные герои романа

Главными героями романа М.Е. Салтыкова-Щедрина являются градоначальники, вписанные в летопись Глупова, и сами глуповцы.

Глуповцы – собирательный образ русского народа. О глупости глуповцев ходят легенды. Никто не хочет быть правителем Глупова. В конце концов они находят того, который согласен возглавить город, но начинают понимать свою глупость и еще больше страдают от появления начальника. В каждой главе образ народа раскрывается с возрастающей иронией, которая переходит в гиперболу. Глуповцы любят власть, принимают правителей с благоговением и радостью. Они испытывают необходимость в начальнике, не обращая внимания на его внутренний и внешний облик. Так, глуповцы с радостью принимают в градоначальники итальянца, который заставляет всех готовить макароны, француза, любящего носить женскую одежду и есть лягушек.

Градоначальники Глупова:

  1. Брудастый по прозвищу «Органчик». В голове у Брудастого был механизм, позволявший ему говорить только одну фразу: «не потреплю», что не помешало ему составлять массу приказов и бумаг. Образ Брудастого символизирует ограниченность и глупость.
  2. Бородавкин был градоначальником дольше всех – почти 20 лет. Он воевал с населением за недоимки, сжег несколько деревень, чем добился дохода в несколько рублей. Бородавкин озеленил одну улицу, пытался строить академию, но построил тюрьму. К счастью жителей, внезапно умер.
  3. Прыщ – бывший военный. Пришел править, чтобы отдохнуть. За время правления Прыща жители неожиданно разбогатели, что их возмутило. Оказалось, что у градоначальника была фаршированная голова – ее в итоге съели.
  4. Двоекуров – работящий, энергичный деятель. Ввел в Глупове медоварение и пивоварение, издал указ об обязательном употреблении лаврового листа и горчицы. Пытался открыть академию. Наказывал горожан розгами. Умер своей смертью, чем и прославился.
  5. Угрюм-Бурчеев – обманщик, глупец, идиот. Помешан на военных действиях. Заставлял горожан носить форму, жить по распорядку и выполнять нелепые приказы. Разрушил старый город и построил новый. Градоначальник пропал во время непонятного природного явления.
  6. Фердыщенко правил спокойно и ровно 6 лет. Не имел большого ума, но имел отменный аппетит. В последний год правления совершал путешествие по окрестностям Глупова, объелся и умер.

Салтыков-Щедрин, Анализ произведения История одного города, План

Салтыков-Щедрин — это русский писатель, который написал много интересных произведений. Одной из известных его работ является История одного города. По ней и сделаем анализ произведения сегодня.

Салтыков Щедрин История одного города

Салтыков-Щедрин свою работу История одного города называет летописью небольшого города Глупов, которую он нашел и решил воспроизвести в своем произведении. Таким образом автор хочет создать иллюзию достоверности, стилизовав произведение под историческую хронику, где рассмотрен период с 1731 года по 1825 год.

В сочинении по произведению Салтыкова-Щедрина хочется отметить не просто историю какого-то придуманного писателем города под названием Глупов. Писатель, описывая историю Глупова, его градоначальников и жителей глуповцев иносказательно описывает часть истории России. Внимательный читатель обязательно проведет параллель и увидит в создании и формировании города Глупов, в смене его градоначальников, историю формирования Руси с ее правителями.

Сразу мы видим, как жители головотяпы, которые устали от постоянной вражды, решили найти властного человека. Он должен был все привести в порядок. Так был найден глупый князь, который создает новый город Глупов. Описывая ситуации, возникающие в городе во время правления князя, что отправляет править наместников вместо себя, писатель показывает период феодальной раздробленности.

Далее будет описание жизни города при разных его градоначальниках, где первым был Брудастый, в голове которого был органчик. Скорее всего автор данным образом показывает нам правление Русью Иваном Грозным.

После смерти Брудастого воцарилась анархия, далее городом пытаются управлять простые градоначальницы, которых было около шести человек. И здесь мы видим параллель, изображающую эпоху дворцовых переворотов.

После городом приходит править Двоекуров, который занялся пивоварением, медоварением, стал возделывать земли, словом, проводить реформы.

После смерти Доекурова приходит Фердыщенко, который сначала вроде как стал проводить правильную политику, город стал процветать, а далее безумные реформы, увлечение женщинами стали приводить к тому, что в городе воцарился голод.

С каждым последующим градоначальником ситуация только ухудшалась. Это были и борющийся за просвещение Бородавкин, и Негодяев, при котором население дичает, а город разоряется. Это были и Боневлевский, который не имея на то права, любил создавать законы, Прыщ — любитель балов и веселья. Ошибки властей приводят к ужасным последствиям, которые и описывает Салтыков-Щедрин в произведении за 8 класс под названием История одного города.

Замыкает список градоначальников Угрюм Бурчеев с деревянным лицом, идиот, который разрушил город, создав новый. Людям не нравился правитель и они готовили бунт, вот только смерч все решил за них. Он стер с лица земли любое напоминание о некогда существовавшем городе Глупов. Сам же градоначальник также бесследно исчез.

Читая произведение, многие его назовут сказкой, но по жанру История города намного сложнее. Это сатирический роман, где автор использует разные приемы, в том числе гротеск, иронию, юмор и сатирическую фантастику.

История создания

Если говорить об истории создания работы Салтыкова-Щедрина, то замысел формировался и возникал постепенно. Так сначала в 1867 году вышел рассказ о губернаторе с фаршированной головой. Позже он станет частью знаменитого произведения, о котором мы и пишем.

Работу над романом писатель начинает в 1868 году и пишет его до 1869 года. И только в 1870 году произведение увидело свет. Однако над ним продолжались доработки и вносились корректировки. Было первое, второе, а после и третье издание, которое выходит в 1883 году. Именно последнее издание дошло и до нас и именно его мы изучаем на уроке, знакомясь с писателем и его работой.

Герои произведения

Героями произведения История одного города являются 22 градоначальника, которые правили в городке Глупов. Все эти правители хоть и были разными людьми, но это были злобные куклы, которые только и хотели что уничтожить все мыслящее. Даже их фамилии говорят нам об их паразитизме, враждебности. Все они: Брудастый, Прыщ, Негодяев, Бородавкин и другие являются олицетворением произвола, самодержавия и жестокости.

План

1. История города Глупова и его жителей
2. Особенности градоначальников
3. Жизнь Глуповцев при Брудастом
4. Анархия в городе, женщины у власти
5. Двоекуров и его правление
6. Фердыщенко и голод в городе
7. Бородавкин и золотой век в Глупове
8. Войны за просвещение и его очередные градоначальники
9. Угшрюм-Бурчеев и конец существования Глупова
10. Оправдательные документы

Вариант 3

Произведение представляет собой описание столетней истории одного городка под названием Глупов, которое является сатирическим иносказанием жизни российских императоров и исторических деятелей того времени.

Возник город по инициативе жителей, решивших для обеспечения порядка отыскать градоначальника.

За описываемый период времени в сто лет город сменяют один за другим многие начальники, которые совершенно ничего не делают для благоустройства града и улучшения жизни населения, а заботятся лишь о своем благополучии.

Все городские руководители не способны ответственно выполнять порученную работу, отличаются лишь желанием карьерного роста и наживы. Они глухи к проблемам обычных горожан и даже при желании не могут оказать им помощь. Население бесправно перед действиями градоначальников, а за свои деяния властители никоим образом не привлекаются к ответственности и в исключительном случае лишаются должности. Городские жители привыкли к раболепию и чинопочитанию, поэтому не отстаивают свои права и обрекают свои семьи на бесправную жизнь. Кроме того, население излишне религиозно и его фанатизм доведен до абсурда.

Идея писателя заключается в раскрытии несовершенной политической системы государства, где народ смиренно принимает свое угнетенное положение и считает это правильным. На примере города автор показывает, что народ не может существовать без правителя, без начальстволюбия, и в случае его отсутствия сразу же оказывается во власти анархии.

Тем самым писатель стремится сказать, что вся многовековая история российского государства – это состояние бессознательного поклонения народа перед властью, подчинения приказам самодержцев, и в тоже время ощущения страха и благоговения перед правителем.

Используя сатирические приемы иронии и преувеличения, автор выражает свою гражданскую позицию по отношению к ситуации в стране. Он достоверно выражает мысль о необходимости глобальных перемен в обществе, но при этом не призывает к революциям и бунтам. Писатель утверждает, что народ должен обрести свободу сознания и понять свою ответственность за происходящее в государстве. Слепая покорность населения перед властью не может обеспечить благосостояние страны, поскольку представители самодержавия используют инструменты власти только в своих корыстных целях. И это неизбежно при таком положении.

В финале романа автор ярко иллюстрирует эту мысль, описывая гибель очередного градоначальника Глупова, и, как будто, оставляет свое послание о том, что в таком состоянии, без осуществления перемен, у российского государства нет будущего.

Сюжет романа

Действие романа разворачивается в выдуманном городе Глупове и датируется 1731–1825 годами. Рассказ идет от лица четырех летописцев. Описание жизни Глупова строится на биографии городских управленцев разных периодов.

В начале романа приводится доисторическая справка. Племя головотяпов одерживает победу над другими общинами, но никакого положительного влияния на свою жизнь победители не испытывают. Это вынуждает их искать правителя. Никто не соглашается стать князем головотяпов. Обратившись к вору-новотору, они все-таки обретают вождя, который не хочет ехать к подопечным. Князь посылает к своему народу вора-новотора в качестве наместника. С этого времени головотяпы основывают город Глупов и становятся глуповцами.

Вору-новотору понадобилось немного времени, чтобы оправдать первую часть своего имени. Проворовавшемуся наместнику пришла петля от князя, но подчиненный выкрутился и «зарезался огурцом». Каждый новый наместник был еще большим жуликом. Князь с криком «Запорю!» ворвался в город. Отсюда и начинается история города Глупов, который сменил к этому времени 22 правителей.

С 1762 года городом правит Дементий Варламович Брудастый. Он был закрытым человеком, и все приказы подписывал в одиночестве в своем кабинете. Словарный запас немногословного мэра ограничивался двумя фразами: «Не потерплю!» и «Разорю!». В период властвования Брудастого царил чиновничий беспредел. Позже оказалось, что управляет городом не сам градоначальник, а органчик, засевший в его голове. Когда механизм сломался, Брудастого на посту сменил другой мэр.

При Семене Константиновиче Двоекурове в Глупове стали заниматься медоварением и пивоварением, в употреблении появились лавровый лист и горчица. Кроме того, перу Двоекурова принадлежит указ об открытии академии. Этот градоначальник пробыл у власти восемь лет.

Следующим управленцем Глупова стал Петр Петрович Фердыщенко, любимым словом которого было выражение «братик-сударик». Спокойная жизнь глуповцев во время владычества Фердыщенко прервалась после его влюбленности в замужнюю даму. Проступок мэра спровоцировал засуху и, как следствие, голод. Многочисленные жалобы недовольных в разные инстанции не давали результата. Фердыщенко начальствовал, пока не умер от обжорства.

Ни один из последующих многочисленных глав города не справлялся с его управлением. Финал романа трагичен: так и не достигнув благополучия, Глупов был разрушен последним градоначальником Угрюм-Бурчеевым с намерением построить новый город Непреклонск. Однако, не успев его воздвигнуть, мэр бесследно исчез.

«Органчик»

«Органчик» — центральная и самая известная глава книги. Так прозван градоначальник Брудастый, обобщающий самые зловещие черты деспотизма. Слово «брудастый» относится с давних пор исключительно к собакам: брудастый — имеющий бороду и усы на морде и обычно особенно злобный (чаще о борзом кобеле). Органчиком же назван он потому, что в голове у него был обнаружен музыкальный инструмент, механизм, производящий всего одну фразу: «Не потерплю!» Глуповцы называют Брудастого ещё и прохвостом, но слову этому, уверяет Щедрин, никакого определённого значения не придают

Значит, таковое у слова есть — так писатель обращает ваше внимание на это слово и просит разобраться. Разберёмся

Слово «прохвост» появилось в русском языке при Петре I от «профост» — полковой экзекутор (палач) в немецкой армии, в русской же употреблялось до 60-х годов XIX века в том же значении, после — смотритель военных тюрем. «Лондонскими агитаторами» в публицистике 60-х годов XIX века называли А. И. Герцена и Н.П. Огарёва — русских революционных публицистов, издававших в Лондоне газету «Колокол». Карл Простодушный — подобный Органчику персонаж средневековой истории — реально существовавший французский король, низложенный вследствие своих неудачных войн. Фармазоны — франкмасоны, масоны, члены общества «вольных каменщиков», весьма влиятельного в Европе начиная со Средних веков.

Сюжет

Жил на Руси небольшого ума народ — головотяпы. Захотелось им порядка и нашли они начальника. Он был глуп. И народ свой назвал «глуповцами», а заложенный острог — Глупов.

Целый век стоит Глупов, и за это время в нём сменилось 2 десятка градоначальников — как на подбор всё дураки. В Глупове никак не воцарится стабильность: люди то богатеют, то беднеют, то скачут от радости, но умирают с тоски. Здесь часто случаются пожары и неурожаи. А вина всему — беспросветная глупость простых жителей и их управляющей верхушки.

Самодурство начальства здесь терпят до последнего — страшно вовсе без главы остаться. Пару раз глуповцы устраивали забастовки, но их организация была так нелепа, что эффекта от народных возмущений не последовало. История обрывается в 1826 году, но догадаться, что будет с глуповцами дальше несложно. Их жизнь никогда не изменится.

Второстепенные персонажи

Князь Заграничный правитель, которого глуповцы попросили стать их князем. Был глуп, но жесток. Все вопросы решал восклицанием: «Запорю!»
Ираида Лукинична Палеологова Самозванка, появившаяся в период смуты после смерти Брудастого (Органчика). На основании того, что муж ее царствовал несколько дней, и ее исторической фамилии (намек на Софью Палеолог – бабушку Ивана Грозного) потребовала власти. Правила несколько дней за городом.
Перехват-Залихватский Победоносно явился на белом коне. Сжег гимназию. Залихватский стал прообразом Павла I.
Глуповцы Жители города. Собирательный образ народа, слепо поклоняющегося самодурству власти.

Список героев приведён не полный, дан в сокращении. Только во времена смуты сменилось более десяти правителей, из них шесть женщин.

Представляет собой конспект произведения по главам.

Тематика и проблематика

Тема романа – столетняя история города Глупова – аллегории Российского государства. История города – это биографии градоначальников и описание их великих дел: взыскание недоимок, обложение данями, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, скорая езда на почтовых…

Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает проблему сущности истории, которую государству выгодно рассматривать как историю власти, а не историю соотечественников.

Современники обвиняли писателя в том, что он раскрыл якобы ложную сущность реформаторства, приводящего к ухудшению и усложнению жизни народа.

Демократа Салтыкова-Щедрина волновала проблема взаимоотношений человека и государства. Градоначальники, например, Бородавкин, считают, что смысл жизни живущих в государстве (не на земле!) «обывателей» — в пенсии (то есть в государственной выгоде). Салтыков-Щедрин понимает, что государство и обыватели живут сами по себе. Об этом писатель знал не понаслышке, сам некоторое время исполняя роль «градоначальника» (был вице-губернатором в Рязани и Твери).

Одна из проблем, которые волновали писателя, состояла в исследовании менталитета своих соотечественников, их национальных черт характера, влияющих на жизненную позицию и вызывающих «необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток веры в будущее».

Тема и основная мысль

Роман о Глупове и его жителях существенно опережает время, поэтому во многих рецензиях его называют новаторским. Михаил Евграфович выходит за рамки сатиры, бичуя не только строй, но и рабское отношение народа к своему положению. По мнению автора, терпеть такое безобразие могут только глупые, примитивные и ограниченные существа.

Самая острая и главная тема — неправильный политический строй. Верхи воруют и бесчинствуют, а низы терпят, и со стороны кажется, будто они даже находят удовольствие в том, что их унижают и буквально обворовывают. С другой стороны, русский человек, по мнению Михаила Евграфовича, нуждается в жёстком правителе. Когда к власти приходят градоначальники с мягким характером, начинается анархия.

Проблематика романа строится на том, что при смене правителя история трактуется по-новому. Государство преподносит сведения о важных событиях так, как это выгодно очередному монарху. В романе это показано на примере градоначальников. В каждом из них угадываются черты, присущие правителям, жившим в реальности. Образы одних градоначальников списаны с исторических личностей, а другие объединяют в себе черты нескольких людей.

Основная мысль в том, что страна не будет развиваться до тех пор, пока народ не научится брать на себя ответственность за происходящее. Причина нищеты и разрухи — в многовековой привычке людей безропотно принимать всё, что навязывает им власть, и покорно выполнять самые безумные распоряжения. Современникам казалось, будто писатель смеётся над Россией и её населением, а в действительности он всего лишь хотел показать, что есть пороки, которые нужно искоренять. В этом и заключается смысл романа.

Композиционное построение

Композиция имеет фрагментарный вид, но цельность её от этого не нарушается. План произведения прост и в то же время чрезвычайно сложен. Его легко представить в таком виде:

  • Знакомство читателя с историей жителей города Глупова.
  • 22 правителя и их характерные особенности.
  • Градоначальник Брудастый и его органчик в голове.
  • Борьба за власть в городе.
  • Двоекуров у власти.
  • Годы спокойствия и голод при Фердыщенко.
  • Деятельность Василиска Семеновича Бородавкина.
  • Изменения в жизненном укладе города.
  • Развращённость нравов.
  • Угрюм-Бурчеев.
  • Бородавкин об обязательствах.
  • Микаладзе об облике правителя.
  • Беневольский о добросердечии.

Вывод

Отражена история государства со времен призвания Рюрика на княжество и феодальной раздробленности. Освещено появление двух Лжедмитриев, царствование Ивана Грозного и смута после его смерти. Он появляется в образе Брудастого. Двоекуров, который становится активистом и новатором, учреждая пивоварение, медоварение, символизирует Петра I с его реформами.

Глуповцы бессознательно поклоняются самодержцам, тиранам, выполняя самые абсурдные приказы.
Жители – образ российского народа.

Сатирическая хроника могла быть применена к любому городу. В произведении иронически передана судьба России. Повесть не теряет своей актуальности по сей день. По произведению снят фильм.

«Подтверждение покаяния. Заключение»

Весь этот мистический сброд и бред разгоняется вновь возникшим некогда обиженным офицером (Угрюм-Бурчеевым — Аракчеевым (1769—1834), «угрюмым идиотом», «обезьяной в мундире», впавшим в немилость при Павле I и вновь призванным Александром I). Первая часть главы посвящена борьбе его за воплощение безумной идеи военных поселений для содержания армии в мирное время, вторая — критике русского либерализма

Аракчеев, расцветший в годы «освобождения» крестьян от крепостного права, возмущал Щедрина беспринципностью, идеализмом и непоследовательной осторожностью, пустозвонством и непониманием реалий российской жизни. В список мучеников либеральной идеи, приведённый в последней главе книги, и их деяний попадают и декабристы, к деятельности которых Щедрин не мог не относиться иронически, зная Россию и понимая, насколько фантастичными были упования декабристов на свержение самодержавия с помощью их тайных обществ и восстания на Сенатской площади

Последним в ряду градоначальников, описанных в «Летописце», назван Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский — образ, вновь возвращающий нас к Николаю I. «Утверждал, что он отец своей матери. Вновь изгнал из употребления горчицу, лавровый лист и прованское масло…» Таким образом, история города Глупова в «Летописце» возвращается на круги своя. Всё в ней готово к новому циклу. Особенно ясен этот намёк в утверждении Архистратига о том, что он отец своей матери. Фантасмагорический гротеск прочитывается ясно.

Заключая повествование о великой книге М.Е. Салтыкова-Щедрина, заметим только, что, читая её, нужно иметь в виду высказывание Тургенева об авторе: «Он лучше всех нас знал Россию».  

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: