Черты реализма в комедии горе от ума грибоедова

Признаки реализма в горе от ума конспект

Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной литературе

Всех писателей и поэтов, произведения которых можно отнести к реализму, не перечислить. Самих творений еще больше. Приведу лишь небольшой список:

Реалистическому направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.

Реализм – масштабное и огромное по своему весу явление в искусстве и литературе. К нему относятся творения большинства известных русских писателей, драматургов и даже поэтов 19 века. Для этого литературного направления характерны правдивость, психологизм, типизация, демократизм и многие другие черты.

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума» – 7 Декабря 2013 – Литература

Черты
классицизма, реализма и романтизма
в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в
1820-1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в
литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в
комедии присут­ствуют как черты классицизма, так и черты ро­мантизма,
а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим
произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими
принципами классицизма, твор­чески изменяя их. Так, в основном соблюдается
принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова
и укладывается в сутки: события начинают
развиваться рано утром и за­канчиваются
поздно вечером, когда гости разъез­жаются
после бала.

Однако единство действия нарушается:
помимо сюжетной линии Софья — Молчалин — Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ствующих лиц также не соответствует класси­цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати.

Кроме того, для типизации введены
внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так
как нару­шается единство действия.

Грибоедов
сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не
догадывающийся об увлечении собст­венной
дочери. Однако есть и отступления от традиции.

Чацкий не совсем герой-любовник, так
как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол-чалин не подходит под амплуа второго любовни­ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным
героем и изображен с негативной ав­торской
оценкой.

Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в
этой любовной интриге. Лиза не только
субретка, но и своеобразный второй
резонер. Она дает мет­кие
характеристики действующим лицам: в экс­позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий,
среди которых можно выделить несколько
типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия
Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» — молва.

Следовательно, об­ладатель этого имени
— человек, преклоняю­щийся перед
общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­торое
указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­положил,
что «Фамусов» имеет отношение к анг­лийскому
*^апкшзэ — известный.

И действи­тельно,
Павел Афанасьевич достаточно извест­ный
в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на
физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия
Репетилов происходит от французского слова «гере^ега — повторять.

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.

Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.

Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.

Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других.  В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал : порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Характеры персонажей в комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» является ярким примером реализма в литературе, в котором на передний план выходят реалистические описания обыденной жизни. Персонажи произведения хорошо выверены и разнообразны, имеют ярко выраженные черты, что позволяет читателю легко представлять их вокруг себя.

Начнем с главного персонажа комедии — Чацкого. Он является типовым представителем интеллигентов того времени и обладает такими чертами, как глубокий анализ собственной жизни, критический взгляд на общество и неумение правильно использовать свои возможности.

В контрасте с Чацким идут персонажи, которые являются примерами человеческих пороков. К таким персонажам относятся Молчалин, Молчанов и Шафиров. Молчалин — пример невежественного купца, который делает ошибки из-за недостатка знаний и ума. Молчанов — порочный чиновник, который обладает высоким интеллектом и общественным статусом, но неумением принимать правильные решения. Шафиров является примером циничного придворного, который придерживается лишь интересов своего круга общения.

Также в произведении присутствуют женские персонажи, которые отличаются своей доброжелательностью и способностью к бескорыстной любви. Примером таких персонажей являются Заречная и Софья. Заречная — образ идеальной женщины, которая готова помочь ближнему своему и делать добро во благо всех. Софья — молодая, непоколебимая девушка, которая обладает огромной силой духа и готова бороться за свою любовь.

В целом, Грибоедов создал яркие и запоминающиеся образы персонажей, каждый из которых уникален и имеет свои сильные и слабые стороны. Именно благодаря характерам героев комедия «Горе от ума» остается актуальным произведением и по сей день.

История создания комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» была написана Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1823 году.

Данное произведение является единственным, которое было создано автором в жанре комедии.

Грибоедов работал над текстом комедии долгое время и при появлении возможности выступил с лекцией, где представил свое произведение.

Первая публичная постановка премьеры состоялась только 27 лет спустя после написания комедии из-за всех трудностей и ограничений цензуры.

В своем произведении Грибоедов описал жизнь дворянской семьи в России в начале XIX века и критиковал пороки российской общественности, такие как узколобость и лицемерие.

Из-за своих острых и зачастую сатирических высказываний комедия вызвала негодование цензуры и была запрещена на несколько лет.

Реализм и романтизм: общие черты и основные различия

Реализм пришел на смену романтизму. Однако не стоит думать, что эти направления в литературе и искусстве не имеют ничего общего или даже являются антиподами. Да, они во многом противопоставлены друг другу, но у них есть и общие черты.

Сначала остановлюсь на сходстве этих направлений, так как об этом обычно говорят редко и мало. Итак, общими чертами реализма и романтизма являются:

историзм. С одной стороны, реализм стремился исследовать действительность здесь и сейчас, но не оставлял без внимания и исторические события, деятельность исторически персонажей

Внимание к истории, хоть и идеализированной, характерно и для романтизма;
психологизм. И реализм, и романтизм стремятся к глубокому погружению во внутренний мир героя, к анализу его мыслей и поступков

И реалисты, и романтики заставляют своих героев меняться. Однако в романтических произведениях преображение героя происходит под влиянием внутренних переживаний и постижений, а в реалистических – под влиянием внешних обстоятельств, заставляющих пересмотреть свое отношение к миру и окружающим людям.

Если покопаться, то можно найти сходство реализма не только с романтизмом, которому он пришел на смену, некоторое время развиваясь с ним параллельно, но и с сентиментализмом, демонстрирующим любовь ко всему народному, и с классицизмом, провозгласившим человеческую личность главной ценностью.

Различия между реализмом и романтизмом я свела в таблицу.

У. Хомер «Попутный ветер «

Принципы реализма в литературе

Реализм в литературе — это художественное направление, основным принципом которого является отображение действительности с максимальной правдоподобностью. В реализме литературного произведения изображает повседневную жизнь, обычных людей, их взаимоотношения и проблемы.

Принципы реализма в литературе можно сформулировать следующим образом:

Объективное изображение реальности: реализм стремится к максимально точному отражению реальной жизни и повседневных событий. Литературное произведение должно быть объективным и достоверным, чтобы читатель мог почувствовать себя частью описанного мира.
Преобладание деталей: реализм подробно описывает окружающую среду, внешность персонажей, их внутренний мир и мысли. Детальное описание помогает создать наглядную картину действительности и позволяет читателю глубже погрузиться в сюжет.
Однообразие характеров: реализм стремится изображать реальных, обычных людей со своими недостатками и проблемами. В произведениях реализма часто встречаются обыкновенные герои, которые реагируют на события и проблемы так же, как и обычные люди в реальной жизни.
Повседневность сюжета: реализм изображает повседневные ситуации и проблемы, которые знакомы каждому человеку

Основное внимание уделяется обычной жизни людей, их отношениям, взаимодействию и конфликтам.
Критика и социальная проблематика: реализм не только отражает реальность, но и выявляет и критикует социальные противоречия и проблемы. Литературные произведения реализма могут вызывать размышления и пробуждать общественное сознание.

Принципы реализма в литературе позволяют создавать произведения, которые сочетают глубину изображения реальной жизни и социальной проблематики с художественной выразительностью и искусством слова. Реализм остается одним из основных направлений в литературе и воспринимается как важный феномен в культуре каждого общества.

Популярные сегодня темы

Книга о Карлсоне, который живёт на крыше по авторством А. Линдгрен – это захватывающая и увлекательная история, которая несёт в себе важные воспитательные моменты как для детей, так и для родителей.

У китайского императора были чудесные владения: фарфоровый дворец, прекрасный сад, и за ним дремучий лес, где жил соловей, прославившийся своим пением на весь свет.

Одной из основных задач Лермонтова в контексте данного творения была цель изобразить портрет внутреннего и внешнего облика «современного» человека. Писатель словно рисует портрет эпохи посредством изображения души отдельно взятой личности

Роман Ф.М Достоевского «Белые ночи» написан в жанре сентиментализма. Его героев можно разделить на главных и второстепенных

Автор не дает имя некоторым персонажам, чтобы сконцентрировать внимание

Произведения Ивана Алексеевича Бунина посвящены разным темам, однако все связаны лейтмотивом грусти и печали по вырождению дворянского мира.

Реализм в русской литературе XX века

(Николай Петрович Богданов-Бельский «Вечер»
)

Переломным моментом в судьбе русского реализма стал рубеж 19 и 20 веков, когда данное направление переживало кризис и о себе громко заявило новое явление в культуре — символизм. Тогда и возникла новая обновленная эстетика русского реализма, в котором главной средой, формирующей личность человека, теперь считалась сама История и её глобальные процессы. Реализм начала 20-го века раскрывал всю сложность формирования личности человека, она складывалась под влиянием не только социальных факторов, сама история выступала как создатель типических обстоятельств, под агрессивное воздействие которых и попадал главный герой.

(Борис Кустодиев «Портрет Д.Ф.Богословского»
)

Выделяют четыре основных течения в реализме начала ХХ века:

  • Критический: продолжает традиции классического реализма середины 19 века. В произведениях делается акцент на социальную природу явлений (творчество А.П. Чехова и Л.Н. Толстого);
  • Социалистический: отображение историко-революционного развития реальной жизни, проведение анализа конфликтов в условиях классовой борьбы, раскрытие сущности характеров главных персонажей и их поступков, совершенных на благо окружающих. (М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина», большинство произведений советских авторов).
  • Мифологический: отображение и переосмысление событий реальной жизни сквозь призму сюжетов знаменитых мифов и легенд (Л.Н. Андреев «Иуда Искариот»);
  • Натурализм: предельно правдивое, зачастую неприглядное, детальное изображение действительности (А.И. Куприн «Яма», В.В. Вересаев «Записки врача»).

Эпоха классицизма в литературе

Характеристики классицизма

Классицизм – это литературный стиль, возникший в XVII веке, который характеризуется следованием канонам идеального мира, порядка и разума. Основные черты классицизма:

  • Построение литературных произведений по строгой композиционной схеме с точной расстановкой сюжетных элементов.
  • Подражание античным идеалам в литературе и изобразительном искусстве.
  • Использование литературных приемов, которые помогают подчеркнуть гармонию, ордерность и баланс произведения, например, формулы, повторения.
  • Использование языка, строящегося по правилам логики и грамматики, с избеганием средств выразительности.

Романтизм и классицизм

В XIX веке в литературе начал развиваться новый стиль – романтизм. В противовес классицизму, романтики вводят в свои произведения субъективность и эмоциональность, свободную композицию и нестандартный язык. Несмотря на это, классицизм продолжил оставаться важным течением в литературе, оказывая влияние на реализм и другие стили. Примером классического произведения может служить «Горе от ума» А.С. Грибоедова, сочетающее элементы классической и романтической литературы.

Значимость классицизма в литературе

Классицизм является одним из важнейших этапов в развитии литературного процесса. Он дал множество литературных шедевров, среди которых можно назвать произведения Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Это стиль, который нашел свое отражение не только в литературе, но и в других видах искусства, таких как живопись и музыка

Кроме того, в современной литературе можно часто наблюдать отсылки к классическим произведениям, что доказывает их актуальность и важность для современных авторов и читателей

Значимые представители реализма

Реализм — одно из наиболее влиятельных литературных направлений XIX века. Он характеризуется стремлением к отражению реальной жизни, повседневности и детальной передаче действительности. Реализм развивался в разных странах и имел своих значимых представителей.

Лев Толстой – один из самых известных и влиятельных писателей русского реализма. Его романы «Война и мир» и «Анна Каренина» знамениты своим полным и живым описанием повседневной реальности. Толстой стремился к истине, основываясь на наблюдении и опыте.

Густав Флобер – французский писатель, считающийся одним из основателей реализма. Его роман «Мадам Бовари» стал шедевром литературы и олицетворяет реалистические принципы: детализацию, анализ жизни обычных людей и негативное отражение стереотипов общества.

Жорж Санд – французская писательница, обратившаяся в творчестве к реализму. Ее романы и повести, такие как «Маразинка», ярко и правдиво передают жизнь простых людей и проблемы, с которыми они сталкиваются. Санд считается одной из важных представительниц женского реализма.

Федор Достоевский – русский писатель, автор таких великих романов, как «Преступление и наказание» и «Идиот». Его произведения отличаются глубоким психологическим анализом героев и реалистичным изображением социальной среды. Достоевский обращается к темам морали, религии и проблемам общества.

Эмилиян Золя – французский писатель, представитель направления, известного как «естественный реализм». Его романизированная серия «Руаль Трилогия» считается продолжением работы Гюстава Флобера над изображением мелкобуржуазной жизни. Золя преследовал цель показать общие закономерности социальной жизни и высмеивать ее недостатки.

Эти писатели и многие другие талантливые авторы оказали огромное влияние на развитие реализма и сделали значительный вклад в мировую литературу.

Реализм и романтизм: общие черты и основные различия

Реализм пришел на смену романтизму. Однако не стоит думать, что эти направления в литературе и искусстве не имеют ничего общего или даже являются антиподами. Да, они во многом противопоставлены друг другу, но у них есть и общие черты.

Сначала остановлюсь на сходстве этих направлений, так как об этом обычно говорят редко и мало. Итак, общими чертами реализма и романтизма являются:

историзм. С одной стороны, реализм стремился исследовать действительность здесь и сейчас, но не оставлял без внимания и исторические события, деятельность исторически персонажей

Внимание к истории, хоть и идеализированной, характерно и для романтизма;
психологизм. И реализм, и романтизм стремятся к глубокому погружению во внутренний мир героя, к анализу его мыслей и поступков

И реалисты, и романтики заставляют своих героев меняться. Однако в романтических произведениях преображение героя происходит под влиянием внутренних переживаний и постижений, а в реалистических – под влиянием внешних обстоятельств, заставляющих пересмотреть свое отношение к миру и окружающим людям.

Различия между реализмом и романтизмом я свела в таблицу.

Романтизм Реализм
Идеализация (исключительный герой, исключительные обстоятельства) Типизация (типический герой, типические обстоятельства)
Личность самоценна и не зависима от окружающих людей и обстоятельств, ее качества определены природой Личность – «чистый лист», ее становление зависит от окружающих людей и обстоятельств
Читатель знает лишь о нескольких наиболее ярких чертах характера главного героя Характер героя передан во всей его многогранности и противоречивости
Концепция двоемирия Мир – один, а художественное произведение отражает его, как зеркало
Во главе угла находится внутренний конфликт в душе героя Главным является конфликт между личностью и социумом
Разрешение конфликта находится за гранью реальности Пути разрешения конфликта ищутся в конкретно-исторической действительности
События реальной жизни не являются определяющими поведение героя Поступки героя мотивированы событиями реальной жизни
Невозможность полного решения конфликта Конфликт может быть разрешен в действительности

У. Хомер «Попутный ветер »

Предпосылки возникновения реализма в русской литературе

В развитии мировой литературы XIX века выделяют четыре периода (схема 1), которые хронологически несколько выходят за рамки одного столетия (схема 1).

Схема 1. Периодизация литературного процесса XIX века

На начало столетия приходится расцвет романтизма.

Романтизм – направление в литературе конца XVIII – первой половины XIХ века., изображавшее исключительного героя в исключительных обстоятельствах.

Возникновение романтизма было вызвано развитием капиталистических отношений, идеями Великой французской революции, в которых европейское общество быстро разочаровалось. Изменения в общественном сознании, социально-экономические преобразования, новые политические течения, а также научные достижения первой трети XIХ века подготовили условия для становления в мировой и русской литературе реализма.

Основные факты социально-политической и научной жизни, которые создавали условия для возникновения реализма, отражены в таблице 1.

Таблица 1

В историю русской литературы ХIХ столетие вошло как золотой век . Особенностью этого периода было то, что в русской литературе сменилось несколько направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм, но ведущим художественным направлением становится реализм.

Реализм не является застывшей системой. Он постоянно развивается, поэтому исследователи говорят о разных его разновидностях. При этом имеются в виду особенности реализма внутри национальных литератур.

В 1820—1830-е годы в русской литературе происходит становление реализма. В это время был сформирован литературный русский язык, в чём состоит огромная заслуга, прежде всего, А. С. Пушкина; освоены жанры, существовавшие в мировой литературе, и созданы новые, которые стали всеобщим открытием. В творчестве А. С. Пушкина, а также в произведениях А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, как и у европейских писателей — О. де Бальзака, Ф. Стендаля, — наблюдается соединение реализма с другими художественными направлениями (классицизмом и романтизмом). Поэтому реализм этого периода называется синкретическим . В творчестве А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова проявляются важнейшие черты реализма как литературного направления (табл. 2).

  • Сообщение упадок и конец крестоносного движения

      

  • Сообщение на тему золотое сечение рисунок на а4 с использованием золотого сечения

      

  • От разведчика было получено сообщение 01111100110010 азолрт

      

  • Сообщение письменное о противоречивости образа джоконды

      

  • Сообщение в соцсети как называется

Сочинение Черты реализма в произведении Горе от ума

Если определять по содержанию, то комедия под названием «Горе от ума», написанная Грибоедовым, является чисто реалистической. Автор с точностью описывает все черты присущие типичным боярам и то, каким бесправием обладает крепостной человек. Образ Лизы становится ключевым в описании крепостнических порядков, которые царят в Фамусовском обществе.

Автор искренне сочувствует закрепощенному народу, что и становится центром изображения крепостничества. Это описывает Чацкий, создавая фон комедийного повествования. У многих возникает образ старой Столицы, где кипит жизнь. При этом автор точно описывает происходящее, поэтому герой Грибоедова воспринимается, как настоящая личность, кажется, что он жил среди обычных людей. При этом автор точно передает черты его характера, восприятие окружающего мира, внутренние противоречия и другие нюансы, характеризующие человека.

Также Грибоедов точно передает стороны бытовой жизни и действительности, он в точности описывает быть и нравы общества, образованного вокруг Фамусова.

При этом оно раскрывается не с точки зрения мировоззрений, а того, как организована окружающая действительность, как люди привыкли жить. Их точно переданные привычки, многое говорят о том, как было устроено общество.

Грибоедов показывает насколько типичными являются характеры фамусовского общества, как они попадают в типичные ситуации, и стараются выпутаться их них. Еще одним подтверждением реализма является то, что прототипами главных героев являются реально существующие люди.

Автор старается раскрыть персонажей произведения достаточно многосторонне, так мы узнаем, что Фамусов, не только не любит посвящение, но и является любящим отцом большого семейства. Он привык помогать всем родственникам.

А София, несмотря на свою сентиментальность, является еще и достаточно твердо настроенным человеком, способным бороться за собственные цели, она самостоятельна и самодостаточна, особенно на фоне других героев. Она принимает решения основываясь на здравом разуме, а не на собственных чувствах, но при этом проявляет все эмоции.

Грибоедов раскрывает черты характера в полной мере, часто делает это благодаря бытовым особенностям и отношению к типичным бытовым ситуациям. Он точно описывает отношения между людьми, старается передать отношения не только к людям, но и к бытовым вещам.

При этом Грибоедов с точность описывает нюансы отношений между людьми, которые существовали в двадцать первом веке. А сам Чацкий стал символом свободолюбия и благородного отношения к жизни. Он старался преподнести в жизнь новшество.

Другие сочинения:

Сочинение Черты реализма в произведении Горе от ума

Если разбирать произведение Горе от ума» по составу, то это полностью реалистичное произведение. Сам автор раскрывает характеры барских людей и то, что крепостные крестьяне не имеют никаких прав. И как раз образ Лизы в этой комедии показывает крепостные порядки, которые происходят в мире Фамусова. Ей жалко остальной народ и это главная основа произведения и Грибоедов именно так изображает жизнь. Как только герои начинают говорить, мы видим образ старой Москвы. Герои в произведениях Грибоедова могут восприниматься нами как настоящие и реалистичные герои. В каждом герое происходят изменения, но кардинальные мы видим именно у Чацкого.

Грибоедов изображает все стороны действительности. Он раскрывает и быт, и нравственные ценности людей. И не только кругу Фамусовского общества, но и всей Москвы в целом.

Реализм заключается том, что автор изображает стандартные характеры в обычных обстоятельствах. Реализм в данном произведении подтверждается тем, что за образами стоят живые и настоящие люди.

Персонажи произведения «Горе от ума» очень многосторонние. Фамусов предстает перед нами как негативный герой, который не любит просвещаться, но с другой стороны он отец, который любит своих детей. Так же и Софья показывается нам сентиментальной и ранимой, но у нее есть и твёрдые черты характера и самостоятельность.

Даже такие черты жизни и людей которые выходили за рамки того века тоже были изображены в произведение. И в последующих поколениях Чацкий стал символом благородства и свободы.

Грибоедов добавляют героям индивидуальность, которая проявляется речью. Каждый герой говорит своими фразами и из этого складывается уникальный характер. В этом и есть проявление реализма в комедии «Горе от ума».

Дворянская жизнь в те годы была правдивой и правильно описана. Комедия очень жизненная и ней проходят тонкие линии психологического характера. Это и значит, что комедия является реалистичной.

Автор не использует сложные поэтические слова и часто вставляет просторечия и отражает культурный и сословный образ персонажей. По разговору Скалозубова сразу видно, что он говорит командирским и воинским тоном. А Хлестаков напоминает барскую натуру и разговаривает полуграмотно. Автор очищает этот жанр от его стандартного стиля и подходит ближе к разговорному повествованию. Писатель смешивает размеры ямб и экспериментирует с этим.

Реализм в русской литературе XX века

Рубеж XIX и XX веков был временем кризиса для реализма. В литературе этого времени появилось новое направление — символизм.

Определение 3

Символизм — направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Адаптируясь под меняющиеся жизненные обстоятельства, реализм сменил свою направленность

Реализм XX века обратил внимание на сложность формирования личности человека, на факторы, оказывающие воздействие на этот процесс, и, главное, на воздействие истории на главного героя

Реализм XX века подразделялся на несколько течений:

  • Критический реализм. Приверженцы этого течения придерживались традиций классического реализма, заложенных ещё в XIX веке, и в своих произведениях акцент делали на влияние общества на реалии жизни. К этому направлению относятся произведения А.П. Чехов и Л.Н. Толстого;
  • Социалистический реализм. Появился в эпоху революции и был характерен для большинства произведений советских авторов;
  • Мифологический реализм. Это направление переосмысляло исторические события через призму легенд и мифов;
  • Натурализм. Писатели-натуралисты в своих произведениях изображали реальность максимально правдиво и подробно, а оттого часто неприглядно. Натуралистскими являются «Яма» А.И. Куприна и «Записки врача» В.В. Вересаева.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: