Творчеств ахматовой

2 вариант

Анна Ахматова, одна из весомых знаменитых персон в русской литературе. Ее путь в творчестве был очень непростым, так как проходил на стыке двух столетий, когда в стране происходили тревожные и сложные политические перевороты. Потерявшая в лагерях двух мужей из-за репрессий, не видевшая собственного сына на протяжении десяти лет, который был объявлен врагом народа и находился в заключении, душа поэтессы не сломалась, и она продолжала творить.

Помимо творчества, которое стало символом той страшной большевистской эпохи, стало голосом множества людей, положивших свои жизни за мир и справедливость, Ахматова знаменита и своей любовной поэзией. Ее стихи не только о счастье, они наполнены страданием, болью, чувствуется душевны надлом, невероятная нежность, настоящая женская глубинная страсть. Можно сказать, что все творчество поэтессы пропитано любовью, написано сердцем. Ахматова как жила, так и писала, отдавалась полностью, любви к мужчине, любви к Родине, своим принципам и убеждениям. В ней была сумасшедшая сила и вера нескончаемой любви, которая способна победить на своем пути все, преодолеть любые преграды. Можно сказать, что произведения Анны Ахматовой бессмертны, так, как и в наши дни понятны и близки читателям.

Ахматова воплотила в своём творчестве восхитительный прием лиризма в поэзии, объединив поэзии двух веков воедино.

Акмеизм в творчестве Ахматовой

Ахматова, творчество которой сегодня является одной из вершин отечественной поэзии, к своей первой книге стихов относилась позднее довольно прохладно, лишь единственную строчку выделив в ней: «…пьянея звуком голоса, похожего на твой». Михаил Кузмин, тем не менее, свое предисловие к этому сборнику закончил словами, что к нам идет молодой, новый поэт, имеющий все данные для того, чтобы стать настоящим. Во многом предопределила поэтика «Вечера» теоретическую программу акмеизма — нового течения в литературе, к которому часто относят такую поэтессу, как Анна Ахматова. Творчество ее отражает многие характерные особенности этого направления.

Фотография, представленная ниже, была сделана в 1925 году.

Акмеизм возник как реакция на крайности стиля символистов. Так, например, статья В. М. Жирмунского, известного литературоведа и критика, о творчестве представителей этого направления называлась следующим образом: «Преодолевшие символизм». Мистическим далям и «лиловым мирам» их противопоставлялась жизнь в этом мире, «здесь и сейчас». Нравственный релятивизм и различные формы нового христианства были заменены «ценностей незыблемой скалой».

800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 классов.

Мир поэзии Анны Ахматовой

Я была, как и ты, свободной,

Но я слишком хотела жить.

Анна Ахматова

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты «серебряного века» в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только «литударников» но и государственных блюстителей партийной идеологии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом.

В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю.

Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:

В кругу кровавом день и ночь

Болит жестокая истома…

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома.

Замечательным памятником той скорбной поры является ее знаменитый «Реквием». В этой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:

Там тюремный тополь качается

И ни звука — а сколько там

Неповинных жизней кончается…

Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в один ряд с мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:

Милый мой!

И я тоже. Умру с тобой…

Ее любимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Их взаимоотношения дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательных творцов. В своих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: «Ахматова — в противоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа ей было душно, скучно и неприветливо…» Далее Неведомская вспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил о поэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:

И томное сердце слышит

Тайную весть о дальнем…

То вновь драматично, с тяжким предчувствием:

А наутро встанешь с новою загадкой,

Но уже не ясной и не сладкой.

И омоешь пыточной кровью то,

что люди назвали любовью…

Последнюю строфу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того, что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и как не запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:

Не придумать разлуку бездонней,

Лучше б сразу тогда — наповал…

И, наверно, нас разлученней

В этом мире никто не бывал.

Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы.

Тема Родины также не обойдена ею, Ахматова с большим художественным мастерством рисует просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих на ней людей.

Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словно услышала заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы и света нес в себе ее голос.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

«Любовная лирика Ахматовой» сочинение

Мне кажется, что очень трудно выделить из творчества Ахматовой, особенно из раннего, то, что можно было бы назвать, в отличие от других ее стихов, “любовной лирикой”. Все, что она пишет, посвящено или любви, или воспоминаниям об ушедшей любви. “Молюсь оконному лучу — / Он бледен, тонок, прям./ Сегодня я с утра молчу,/ А сердце — пополам.

/ На рукомойнике моем/ Позеленела медь,/ Но так играет луч на нем,/ Что весело глядеть./ Такой невинный и простой?/ В вечерней тишине,/ Но в этой храмине пустой/ Он словно праздник золотой/И утешенье мне”. Казалось бы, в этом стихотворении о любви — ни слова.

Но сказано только: “Сегодня я с утра молчу, / А сердце — пополам”, — и уже возникает впечатление тайной, скрытой от посторонних глаз любовной драмы.

Вообще даже самые откровенные “любовные” стихи Ахматовой — тайные и о тайном: это не крик, даже не слово, обращенное к возлюбленному, как это почти всегда бывает у Марины Цветаевой, это скорее мысль, чувство, возникшее при встрече с любимым, при взгляде на него и высказанное в стихе: “Тот же голос, / Тот же взгляд, / Те же волосы льняные. / Все как год тому назад. / Сквозь стекло лучи дневные / Известь белых стен пестрят. / Свежих лилий аромат. / И слова твои простые”.

  • Душевная буря, смятение чувств, когда падает сердце и холодеет в груди, когда каждое малое расстояние растягивается на мили, когда ждешь и желаешь лишь смерти, передаются Ахматовой скупой чередой еле заметных, скрытых от чужого, постороннего глаза деталей, в стихах всегда выдается то, чего бы не заметили без стихов:
  • Так беспомощно грудь холодела,
  • Но шаги мои были легки.
  • Я на правую руку надела
  • Перчатку с левой руки.
  • Показалось, что много ступеней,
  • А я знала — их только три!
  • Между кленов шепот осенний
  • Попросил: “С мною умри!”
  • И поэтому, когда вдруг раздается:
  • И когда друг друга проклинали
  • В страсти, раскаленной добела,
  • Оба мы еще не понимали.
  • Как земля для двух людей мала, —
  • Это производит впечатление взрыва. Но это тоже взрыв — внутренний, взрыв сознания, а не эмоций, яростная у Ахматовой — не боль, а память, огненная пытка — это именно пытка молчания, сокрытия в себе призыва и жалобы:
  • И что память яростная мучит,
  • Пытка сильных — огненный недуг! —
  • И в ночи бездонной сердце учит
  • Спрашивать: о, где ушедший друг?
  • Недаром в стихотворении “Любовь” это чувство является в образах незаметных и неразгадываемых сразу, потаенных и действует “тайно и верно”, стреляет тем более наверняка оттого, что стреляет из засады:
  • То змейкой, свернувшись клубком,
  • У самого сердца колдует,
  • То целые дни голубком
  • На белом оконце воркует,
  • То в инее ярком блеснет,
  • Почудится в дреме левкоя.
  • Но верно и тайно ведет
  • От радости и от покоя.
  • Умеет так сладко рыдать
  • В молитве тоскующей скрипки,
  • И страшно ее угадать
  • В еще незнакомой улыбке.

И в этой постоянной скрытости, завороженности чувства чудится какая-то тайная рана, изъян, неспособность открыться, а от этого — склонность к мучительству. Один со страстью говорит о своей любви, а другой лишь молчит, и смотрит загадочными серыми глазами, и поит допьяна своей “терпкой печалью”.

Недаром сетовал Гумилев: “Из города Киева, из города Змиева, я взял не жену, а колдунью. /Погладишь — топорщится, а войдет луна — затаится. / И плачет, и стонет, как будто хоронит кого-то, и хочет топиться”. И сама она — мудрая и сильная — в неожиданно налетающие минуты слабости признается: “Я не прошу ни мудрости, ни силы.

/ О, только дайте греться у огня! Мне холодно. / Крылатый иль бескрылый,/ Веселый Бог не посетит меня”.

Ее любовь как тайная болезнь, неотвязная и скрываемая, изнуряющая и не приносящая, не находящая утоления. Иногда мне кажется, что в стихотворении гораздо более позднем “Не недели, не месяцы — годы. ” она прощается не с любимым — с любовью, тяжба с которой длилась так долго, и вот забрезжила возможность освобождения:

  1. Не недели, не месяцы — годы
  2. Расставались. И вот наконец
  3. Холодок настоящей свободы
  4. И седой над висками венец.
  5. Больше нет ни измен, ни предательств,
  6. И до света не слушаешь ты,
  7. Как струится поток доказательств
  8. Несравненной моей правоты.

Вариант 2

Анна Ахматова – одна из самых известных русских поэтесс XX века. Ее творчество отличается глубокой философией, метафоричностью и эмоциональностью. В своих стихах Ахматова обращается к темам любви, смерти, времени, истории и религии. Она была одной из представительниц литературного направления «акмеизм», которое возникло в начале XX века и отличалось от других направлений своей эстетикой и формой.

Одной из самых известных книг Анны Ахматовой является «Реквием», написанный в период сталинских репрессий. В этом произведении поэтесса описывает свои переживания и страдания, связанные с арестом и казнью ее близких друзей и знакомых. «Реквием» стал символом трагической судьбы многих людей, столкнувшихся с политическими репрессиями в СССР.

Еще одной известной книгой Анны Ахматовой является «Белая стая», в которой она описывает свои переживания в период Великой Отечественной войны. В этом произведении поэтесса говорит о любви, страдании и героизме русского народа в трудные времена.

Творчество Анны Ахматовой оказало большое влияние на развитие русской поэзии XX века. Ее стихи до сих пор звучат в сердцах многих людей и вызывают глубокие эмоции. Она была одной из первых поэтов, которые начали использовать в своих стихах метафоры и символы, что сделало ее творчество уникальным и неповторимым.

Анна Ахматова была не только поэтессой, но и общественным деятелем. Она выступала за свободу слова и права человека на свободу выражения своих мыслей. В своих стихах она часто говорила о том, что каждый человек имеет право на свое мнение и свою точку зрения.

Одной из особенностей творчества Анны Ахматовой является ее способность передавать эмоции и чувства через слова. Ее стихи наполнены глубокими эмоциями, которые вызывают у читателя сильные чувства и переживания.

Анна Ахматова была не только талантливым поэтом, но и умелым переводчиком. Она переводила на русский язык произведения зарубежных поэтов, таких как Уильям Шекспир, Эмили Дикинсон и другие.

Творчество Анны Ахматовой оказало большое влияние на развитие русской культуры и литературы. Ее стихи до сих пор звучат в сердцах многих людей и вызывают глубокие эмоции. Она была одной из самых ярких и талантливых поэтов своего времени и оставила неизгладимый след в истории русской литературы.

Сложное время для Анны Андреевны Ахматовой

В это время круто изменилась ее жизнь, что отразило ее творчество. Ахматова работала в библиотеке при Агрономическом институте, в начале 1920 годов успела издать еще два стихотворных сборника. Это были «Подорожник», выпущенный в 1921 году, а также «Anno Domini» (в переводе — «В лето Господне», вышедший в 1922 году). В течение 18 лет после этого в печати не появлялись ее произведения. Разные причины этого существовали: с одной стороны, это расстрел Н.С. Гумилева, бывшего мужа, которого обвинили в участии в заговоре против революции; с другой — неприятие творчества поэтессы советской критикой. Анна Андреевна много в годы этого вынужденного молчания занималась творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Вариант 2

Произведения поэтессы являются значительной вехой в русской поэзии символической направленности, относящейся к Серебряному веку, при этом ее творчество представляет собой непростой путь, который приходится на пересечение двух столетий.

Раннее творчество поэтессы представляет собой любовную лирику, отличающуюся предвидением наступления тяжелых событий в стране.

Первыми сборники стихотворений поэтессы становятся «Вечер» и «Четки», которые приносят начинающему поэту всенародное признание, однако после их опубликования на печать стихов Ахматовой накладывается табу.

Однако несмотря на запреты поэтесса продолжает свое творчество, ключевым произведением которого становится поэма под названием «Реквием», повествующей о боли матери, у которой отнимают ребенка, пронизанной криком истерзанной женской души. В основе данного произведения лежит личная трагедия поэтесса, поскольку ее сын несколько раз на протяжении пяти лет арестовывается в качестве врага народа и направляется в сталинские лагеря.

В этот период в ахматовском творчестве прослеживается стиль акмеизма, являющегося продолжением традиционного символизма, направленного на описание реальной действительности без попыток познания неизведанного. Одно из ярких произведений данной направленности представляется в виде поэмы «У самого моря», посвященной детским воспоминаниям, чувствам, мечтам, переживаниям автора.

Несмотря на пережитую личную трагедию поэтесса остается верна своей стране и в период тяжелой, жестокой войны ее творчество придает силы на борьбу с фашистскими захватчиками русским солдатам. Среди произведений того творческого периода выделяются стихотворения «Клятва», «Мужество».

Отличительной особенностью творчества поэтессы является отсутствие в стихотворениях словесных украшений, поскольку ахматовская лирика выражает афористическую краткость, выразительность и ясность, что представляется ярко выраженной индивидуальностью поэтессы, а также ее эмоциональностью таланта и духовной обособленностью в виде внутренних порывов и переживаний женской натуры, отделенной от остального мира.

Своеобразием произведений поэтессы становится проявление практически во всех стихах ее авторской печали и тоски, выраженной в талантливых стихотворениях «Последняя», «Через двадцать три года», «Клевета».

Разное

  • «Великая земная любовь» в лирике Ахматовой
  • Ахматова в ранние годы
  • Ахматова Елизавета Николаевна
  • Гражданская лирика А. Ахматовой
  • Достоинство таланта (по произведениям А. А. Ахматовой)
  • Загадка популярности любовной лирики Анны Ахматовой
  • Классические традиции в творчестве А. Ахматовой
  • Летопись эпохи (лирика)
  • Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика)
  • Лирический герой в творчестве А. А. Ахматовой
  • Лирический мир А. Ахматовой
  • Лирический мир А. А. Ахматовой
  • Любимые страницы любовной лирики Анны Ахматовой
  • Любовная лирика А.Ахматовой
  • Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой)
  • Мотив исторической памяти в поэзии (по творчеству А. А. Ахматовой)
  • Муза в лирике Ахматовой
  • Образ времени в одном из произведений литературы XX века
  • Основные мотивы поэзии А. Ахматовой
  • Основные темы и идеи лирики А. Ахматовой
  • Особенности поэтического мира Анны Ахматовой
  • Поэзия А. Ахматовой
  • Поэзия Анны Ахматовой
  • Поэзия Анны Ахматовой
  • Поэт и поэзия в лирике А. Ахматовой
  • Пушкин в творчестве Анны Ахматовой
  • Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой
  • Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой
  • Своеобразие темы любви в лирике А. Ахматовой
  • Судьба поколения в лирике А. Ахматовой
  • Судьба поколения в творчестве А. А. Ахматовой»
  • Судьба России в поэзии Анны Ахматовой
  • Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой
  • Тема необратимости времени в лирике А. А. Ахматовой
  • Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой
  • Тема родины в поэзии Анны Ахматовой
  • Тема родины в произведениях А. Ахматовой
  • Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой
  • Эволюция творчества А. Ахматовой
  • Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой
  • «Дайте мне горькие годы недуга…»
  • «И безвинная корчилась Русь…»
  • «Книга женской души» (по поэзии А. Ахматовой)
  • «Меня ведет господь по голубым предутренним дорогам…» (по лирике А. А. Ахматовой)
  • «Настоящую нежность не спутаешь…» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)
  • «Романность» лирики Анны Ахматовой
  • «Слава тебе, безысходная боль!» (Тема любви в лирике А. Ахматовой)
  • «Слава тебе, безысходная боль» (Тема любви в лирике А.Ахматовой.)
  • «Тайны ремесла» в поэзии А. Ахматовой
  • «Тот город, мной любимый в детстве…»(по лирике А. А. Ахматовой)
  • «Я была тогда с моим народом»
  • «Я голос ваш, жар вашего дыханья…» (По лирике А.Ахматовой.)
  • «Я голос ваш, жар вашего дыханья…» (По лирике А.Ахматовой.)
  • «Я голос ваш, жар вашего дыханья…» (По лирике А.Ахматовой.)
  • «Я научила женщин говорить…» (по поэзии А. Ахматовой) (1)
  • «Я научила женщин говорить…» (по поэзии А. Ахматовой) (2)

Темы и мотивы лирики Ахматовой

В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа. Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.

Ранняя лирика

Первый этап в творчестве поэтессы представлен ее ранними работами. Первые стихотворения Ахматовой вошли в сборники Вечер и Четки. Они представлены небольшими миниатюрами. Одни из них сюжетные, другие представлены простыми размышлениями. Но каждый ее стих наделен внутренней драматичностью и нежностью. Эйхенбаум смог увидеть в раннем творчестве поэтессы небольшой роман, где главными героями были Он и Она. Это не безликие персонажи. Каждый из них имеет свою историю отношений и психологический портрет. Читая стихи Ахматовой, понимаешь почему писательницу признали мастером любовной лирики. Ведь все ее раннее творчество пронизано мотивами любви и любовной тематикой с легким налетом мелодраматизма.

Любовная лирика

Тематикой любви пронизаны все стихотворения Ахматовой. Чаще всего любовная лирика раскрывается в критические моменты. Поэтесса передает чувства в момент разрыва или встречи, передает ощущения лирического героя в период отказа или признания, во время взлета или падения. При этом в своих произведениях она затрагивает не только отношения между противоположным полом, но и показывает любовь к окружающему миру.

Стоит прочитать несколько стихов, чтобы понять насколько разнообразна любовная лирика Ахматовой, и в каком разнообразии красок она показана. Ее лирика подобна энциклопедии любви, где поэтесса сумела передать настроение, эмоции и волнение женского сердца.

Особенностью в любовной лирике Ахматовой является отсутствие целостности стихотворения. Часто они представлены историей о любви, где не найти ни конца, ни начала истории. Это эмоциональный взрыв, отражающий настроение лирической героини. В каждой работе женщины смогут найти кусочек истории из своей жизни, может поэтому женщины с удовольствием зачитываются произведениями писательницы.

Тема Родины в лирике Ахматовой

После первых сборников, Анна Ахматова пишет стихотворения, где просматриваются исторические ассоциации, и подниматься тема поэзии и поэта. В своих работах поэтесса затрагивает тему России. Одним из примеров является стихотворение Ты знаешь, я томлюсь в неволе.

Тему Родины писательница поднимает и в годы Первой мировой войны. Но в отличие от других поэтов, Ахматова понимает, что военное время приносит горе и потери, война — это убийство и зло, поэтому в ее творчестве звучат антивоенные нотки.

А дальше революционные события. Время разрухи и лишений. Ахматова не покидает страну, отказываясь от эмиграции. Она продолжает посвящать свои работы Родине, где чувствуется истинный патриотизм. Одним из примеров таких работ является стихотворение Не с теми я, кто бросил землю. Любовь к стране читатель видит и в стихе Молитва, где героиня готова на все, лишь бы туча стала светлым облаком, а страна засияла в лучах славы.

Позже она посвятит теме Родины и другие свои работы, как например, стихотворение Мужество, написанный в годы Великой Отечественной войны, где каждая строчка пронизана надеждой и верой на лучшее будущее. О Родине поэтесса пишет и в своей поздней лирике, например в стихотворении Родная земля.

Гражданская лирика поэтессы

Изучая своеобразие лирики Ахматовой, мы видим ее рост и взросление. Если поначалу это была камерная, интимная лирика, то со взрослением она приобретает философский смысл, окутываясь гражданскими мотивами. Эти мотивы прослеживаются в стихах поэтессы в годы Первой мировой войны и в революционный период. Однако вершиной гражданской лирики Анны Андреевны стало предвоенное и военное время середины XX века. Теперь поэтесса достойно принимает все удары судьбы и призывает к народному мужеству. Ее знаменитая работа Реквием — настоящий памятник народной трагедии. В ней поэтесса делится не только со своим горем, но и трагедией всей нации. Это плач по сыну, и по всем тем, кого уводили на рассвете. Это обвинение и обличение власти, рассказ о страданиях простых невинных людей.

После войны Ахматова продолжает писать на тему Родины, однако теперь поэтесса пишет свои воспоминания. Она размышляет над прошлым, о судьбе русского народа. Как написала Анна Ахматова, она была счастлива прожить эти годы и видеть произошедшие события, которым не было равных. Ее же стихи стали ниточкой, которая связывает писательницу со временем.

Композиция

При изучении анализа произведения«Реквием» следует отметить, что данная поэма отличается своим композиционным построением от других поэм. Первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создаётся впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнаёт место и время действия произведения.
  • Последующие 3 и 4 главы представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую горя, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, её пугает неизвестность. Это и 7 глава – кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына.
  • 8 глава – мать в порыве отчаяния взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребёнка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями безвинно распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенёс народ в страшные годы репрессий.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвящённых реакционному периоду. В число жертв тоталитарного произвола попали самые близкие и родные люди поэтессы – её бывший супруг Николай Гумилёв и их общий сын Лев Гумилёв. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938–1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» сразу после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Реквием»

Мотивы

Любовная лирика А. С. Пушкина отличается мотивами счастливой любви, отмеченной лёгкой грустью. Автор через чувства лирического героя показывает, что любовь – это чувство, способное вдохновить человека на многое. Даже если стихотворение наполнено грустью и тоской, в нём есть надежда, ведь то, что лирический герой пережил, – счастье.

Каждое пушкинское стихотворение на тему любви раскрывает новые оттенки чувства: страсть, робость, нежность, грусть, безнадежность, ревность, досада, восхищение, — показывая любовь с разных сторон. Те девушки и женщины, которые вдохновили поэта, были разными, разными оказываются и стихи, им посвящённые. В этом и заключается их особая прелесть. Человек с каждым новым чувством влюблённости может открывать себя с новой стороны, что и отразилось в лирике поэта.

Любовь – это то, что приносит в жизнь человека новые чувства и эмоции, то, ради чего хочется жить и творить. Возлюбленные становятся настоящими музами, ради которых создаются новые лирические произведения.

Несмотря на новые влюблённости и завершённость прошлых отношений, А. С. Пушкин доказывает, что любовь не может исчезнуть навсегда. Человек рано или поздно вновь испытает это чувство, и поэт утверждает, что он не может не любить.

Даже безответная любовь не способна настроить на то, чтобы человек отрёкся от любви и навсегда отказался от этого чувства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: