Черты классицизма в комедии а.с. грибоедова «горе от ума»

Черты классицизма в горе от ума кратко

Характеристика главных героев

Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума» — яркий пример типичного романтического героя. Он человек чувствительный, искренний и страстный, однако, его любовь к Софье неожиданно оказывается чисто платонической. Вместо того, чтобы броситься к сердцу возлюбленной, Чацкий перебирает возможные пути упорядочить свой ненадежный мир и учинить терпимые отношения со Софьей.

Софья – обладательница необыкновенной красоты, которую объективно считают образцом женственности и откровенной робости. Но на самом деле она оказывается хитрой, умелой женщиной, которая строит свои планы, чтобы выйти замуж за наиболее предприимчивого партнёра.

Молчалин – классический пример молчаливого и беспомощного героя. Он наделен способностью метафорически выражать свои чувства, однако, общественное мнение ставит ему вред, поскольку его слова и действия определены социальными ограничениями.

Таким образом, главные герои комедии Грибоедова «Горе от ума» ярко раскрывают поступь романтических символов. Каждый из них имеет уникальные черты характера и взгляды на ситуации, что создает конфликты между ними и обеспечивает живой интерес plot’у.

Литературный контекст

Изучение комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова требует понимания литературного контекста эпохи, в которой она была написана. Это была эпоха классицизма, которую сменял романтизм. В культуре того времени присутствовало стремление к придании произведениям реалистического оттенка.

Произведения прежних годов, являлись несомненно образцом для А.С. Грибоедова. Его знание классики проявляется в его произведении, где он придерживается понимания, что художественное произведение должно содержать истину жизни.

Присутствие классических элементов в комедии «Горе от ума» видно в использовании героического образа. Грибоедов не пренебрегает требованиями времени, и, несмотря на свою критику по отношению к авторам с низкоклассным происхождением в своей комедии, он восхваляет само совершенство исконных героев классической эпохи.

Таким образом, «Горе от ума» — это пример произведения реалистического жанра, которое включает в себя элементы классической литературы и при этом отражает дух эпохи романтизма.

Про черты классицизма произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» создавалась А.С. Грибоедовым в период, когда в литературе основным направлением был классицизм, хотя уже появились и другие направления. Это оказало влияние на пьесу Грибоедова: в ней наряду с классическими чертами присутствуют черты реализма. Рассмотрим, как в комедии проявляются черты классицизма.

Для классицизма главным принципом драматургии является соблюдение единства времени, места и действия. Действие происходит в течение одного дня (главный герой Чацкий появляется утром, а покидает дом ночью, на рассвете следующего дня) в доме Фамусова. А принцип единства действия автор нарушает. В классических комедиях оно строилось на одном конфликте, а у Грибоедова их два – любовный и общественный. И оба они связаны с Чацким. Любовный конфликт завязывается в самом начале комедии. Чацкий оказался в доме Фамусова ради Софьи. Он и не думает вступать в борьбу с представителями фамусовского круга. Когда Чацкий узнает, что Софья не отвечает ему взаимностью, он пытается выяснить, кто ее избранник. А поскольку Чацкий имеет свои убеждения, взгляды на многие жизненные вопросы, ему так или иначе приходится выступить против устоев «века минувшего». В момент осуждения Чацким фамусовского общества любовный конфликт переходит в общественный. Ради этого конфликта и была написана комедия. Обе линии взаимодействуют друг с другом. Кульминация всех конфликтов – обвинение Чацкого в сумасшествии. Развязка общественного вынесена за рамки пьесы.

У героев Грибоедова «говорящие» фамилии. Одно из значений фамилии Фамусова – знаменитый, известный (он действительно известный человек в кругу московского барства); фамилия Чацкого напоминает фамилию Чаадаева; Молчалин – человек, привыкший молчать и не иметь собственного мнения; Репетилов повторяет чужие высказывания и выдает за свои – репетирует свою жизнь; князья Тугоуховские глухи к чужому горю.

Еще одна черта классицизма: любовный треугольник. Имеются «обманутый» отец, сообразительная служанка, помогающая влюбленным. Традиционная схема распределения ролей. Но в пьесе есть и отступления. Служанка Лиза частично выступает вторым резонером: раздает меткие характеристики героям, комментирует происходящие события. Чацкий – одновременно и герой-любовник, и резонер, так как он во многом – выразитель мысли самого автора.

Таким образом, несмотря на то, что в комедии «Горе от ума» есть присущие классицизму черты, Грибоедов ввел в нее черты нового направления – реализма – с целью изобразить современную ему действительность. Ему удалось создать уникальное произведение, в котором сочетаются традиционные и новаторские приемы.

Влияние комедии «Горе от ума» на развитие русской литературы

Комедия «Горе от ума» стала одним из наиболее влиятельных произведений русской литературы. Она как никакое другое произведение в своё время обновила русскую комедию. Одним из интересных приёмов, используемых автором, стала интенсивная работа с языком и литературной формой. Грибоедов умело использовал национальные особенности русского языка и обращался к современной лексике. Это позволило ему создать сильный и оригинальный текстильный слой произведения, который в дальнейшем стал иметь большое значение для других русских писателей.

Поэтому «Горе от ума» считается одним из наилучших образцов реалистической литературы. Его влияние на развитие русской литературы было огромным. Черты реализма, которые проявляются в «Горе от ума», такие как использование реалистического языка и диалогов, показ реальной жизни и портретирование персонажей, оказались ключевыми в развитии русской литературы в XIX веке и наложили отпечаток на многие произведения, написанные после комедии Грибоедова.

  • Использование реалистического языка;
  • Показ реальной жизни;
  • Портретирование персонажей;
  • Использование диалогов;

Все эти черты реализма в «Горе от ума» стали важнейшими компонентами русской литературы в последующие годы. Более того, они оказали сильное влияние на развитие других национальных литератур, в первую очередь на английскую и французскую. Сегодня комедия «Горе от ума» остаётся одним из самых главных произведений русской классической литературы и примером, как качественное произведение может оказать сильное влияние на развитие всей национальной культуры.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому.  Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии»  и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву,  испытывая «мильон терзаний»

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Сочинение Черты классицизма в комедии Горе от ума

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана в 20-х годах 19 века. Главная проблема в этом произведение это противостояние «старого века» и «нового века». В то время почти все произведения была написаны в жанре классицизм. Но уже сложившиеся правила классицизма не давали драматургам полную свободу. Они не могли писать, что по-настоящему происходит в мире и описывать реальную жизнь людей. Именно поэтому когда Грибоедов писал, классицистическую комедию он немного нарушал принятые правила.

Любое произведение в жанре классицизма всегда строилась на единстве времени и места действия. В комедии соблюдались эти принципы, но обычно в таких драмах была одна любовная линия. В произведении их целых четыре. Но они как бы совмещаются в одну линию, связанную по смыслу. В драмах обычно была любовная пара господ, и пара слуг, которая их практически пародировала

В произведение «Горе от ума» такая схема немного смазана ведь Софья дочь важного и богатого Фамусова влюбилась  почти в слугу Молчалина. Грибоедов хотел показать настоящую реальную жизнь, какая она есть

Что даже девушка из высшего общества может влюбиться в слугу.

Многие произведения в таком стиле строятся на принципе того что работа и карьера выше любви. В комедии самую главную роль занимает именно любовная линия и конфликт, который может перерасти в социальную проблему.

В драмах все герои разделены на положительных и отрицательных персонажей. В произведение «Горе от ума» нет таких четких разделений. «Фамусовское общество» показывается отрицательным, а герой положительным персонажем. Но если тщательно рассматривать каждого участника «фамусовского общества» то можно понять что они не такие уж и плохие. Например, главный враг Чацкого это Фамусов. Но ведь он совсем не отрицательный герой. Он очень любит свою дочь и желает ей только счастья. После смерти отца Чацкого он становится ему опекуном и даже становится для него самым родным человеком. Но в комедии отрицательных героев намного больше, чем положительных точнее положительный только один. Еще нескольких героев можно приписать к положительным, но автор делает это не так отчетливо.

А вот образ единственного положительного героя Чацкого омрачен несколькими отрицательными чертами. Он очень вспыльчивый и может спокойно наорать и поссорится с любым героем. Так же Чацкий слишком многое рассказывал незнакомым людям и привлекал к себе много внимания. Автор наделил героев такими чертами характера и значит, что стандартный классицизм стал по немного меняться и вносить новые черты. Грибоедов добавил в этот жанр частички себя и разнообразил произведение.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Анализируя «Горе от ума», выделим композиционные особенности комедии, в соответствии с которыми развивается ее драматическое действие. Для этого обозначим несколько ключевых моментов, на которых и строится пьеса:

  1. Экспозиция. Это та часть первого действия, в которой Чацкий еще не приехал. Она показывает основных героев, то, как они живут, и в соответствии с какими правилами построен их мир. В этих условиях всем персонажам и предстоит взаимодействовать – в том числе и тем, которые еще не были введены в действие.
  2. Завязка. Это появление Чацкого, вместе с которым появляются и оба основных конфликта произведения.
  3. Развитие конфликта. В данном случае их два, и они происходят параллельно: любовный между несколькими героями, и социальный – между всеми.
  4. Кульминация действия. Это вечерний бал, который устраивает Фамусов. В нем своего пика настигают и социальный, и любовный конфликты.
  5. Развязка. Это финальные объяснения героев, монолог Чацкого и его отъезд. Конфликты вместе с этим завершаются, и победа остается на стороне фамусовского общества.

Главный герой в конце действия не получает ни любви, ни справедливого отношения. Но он становится одним из первопроходцев надвигающегося общественного раскола, который через 100 лет приведет к революции. Поэтому судьбу этого героя следует считать значительный. Читатель так и не узнает, как дальше будет жить Чацкий, но надеется на то, что он найдет единомышленников, любовь и тех людей, среди которых ему будет комфортно жить.

Основные черты классицизма

Художественный стиль зародился в Европе в XVII веке. В основе классицизма лежат идеи античности, которые заключаются в стремлении к идеалу и торжеству разума. Положительный классицистический герой всегда умён, патриотичен и благороден. В своих поступках он руководствуется разумом, долгом и честью, а не чувствами.

Классической чертой стиля является культ разума. В основе этого принципа лежит философское учение Декарта — рационализм. Поэтому в произведениях часто звучит идея французских революционеров «свобода, равенство, братство». Образованность и общественные ценности авторы ставят превыше старых феодальных порядков и монархических традиций.

Основные принципы классицизма представлены в таблице:

Характеристика Основные черты
Главная ценность Человеческий разум
Взаимоотношение личности и государства Гражданский и патриотический пафос
Характеры героев Есть чёткое деление на положительных и отрицательных персонажей. Главный герой является образцом для подражания.
Основные жанры Трагедия, ода, басня, комедия, эпопея
Композиция Строгая структура. Произведения состоят из 3 или 5 частей.

Характеры персонажей

Главный герой произведения полностью соответствует принципам классицизма. Литературные критики называли Александра Андреевича Чацкого необычным резонером и предшественником «нового человека». Он обладает выдающимися умственными способностями, благородностью и искренностью. Эти качества помогают герою адекватно оценивать «загнивающую» культуру московского дворянства и политическую обстановку в стране. Свою точку зрения он безуспешно пытается доказать другим персонажам. Для Чацкого вопросы чести и гордости всегда первичны. Разум преобладает над эмоциональной составляющей.

А. С. Грибоедов наделяет героев комедии «говорящими» фамилиями:

  • Фамилия Фамусов происходит от французского fama. Слово переводится, как молва.
  • Молчалин не высказывает своего истинного мнения, предпочитая отмалчиваться.
  • Скалозуб, напротив, часто злорадствует.
  • Прототипом Чацкого был русский философ Пётр Чаадаев. Автор лишь слегка изменил оригинальную фамилию.

Признаки классицизма в «Горе от ума» при описании характеров остальных персонажей проявляются не в полной мере. К примеру, Фамусова нельзя однозначно отнести к отрицательным героям. Несмотря на консервативные взгляды, он является примерным мужем и отцом. Софья не отличается незаурядными умственными способностями, но не желает зла окружающим.

Еще статьи по пьесе Горе от ума:

  • Сочинение на тему «Почему Чацкий обречен на одиночество»
  • Характеристика Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума»
  • Композиция и жанр произведения Грибоедова «Горе от ума»
  • Рецензия и отзывы о комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Характеристика Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Обзор книги Грибоедова Горе от ума для читательского дневника
  • Сочинение на тему «Чацкий — борец или жертва»
  • Графини Хрюмины в пьесе «Горе от ума», образы и характеристика героинь
  • Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Основной конфликт комедии «Горе от ума»
  • Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Образ и характеристика Загорецкого «Горе от ума»
  • Сочинение достойна ли Софья любви Чацкого?
  • Характеристика фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума»
  • Характеристика образа Лизы в пьесе Грибоедова «Горе от ума»

Социально-политический конфликт

В произведениях классицистов разум и рационализм всегда побеждает невежество. Чацкий действительно выглядит умнее и благороднее других героев. Автору удаётся высмеять лицемерное дворянское общество. Но финал комедии «Горе от ума» нетипичен для классицизма. Торжества разума в конце произведения не наблюдается. Разочарованный в Софье и всём светском обществе, Чацкий спешно покидает столицу.

Некоторые литературные критики полагают, что в своём произведении Грибоедов сделал лишь пародию на классицизм. В комедии наблюдаются характе́рные черты романтизма и реализма, поэтому пьесу нельзя отнести к одному направлению в литературе. «Горе от ума» является образцом мастерского смешения разных художественных стилей.

Значение «Горя от ума» в литературе и культуре

Произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» считается одной из важнейших пьес русской литературы XIX века, поскольку в ней сочетаются черты классицизма и реализма. Она отражает жизненные и нравственные проблемы общества того времени, а также прославляет настоящую любовь, которая способна преодолеть испорченность и ничтожность окружающих.

В культуре «Горе от ума» оставило неизгладимый след. Она стала образцом литературного произведения, которое своим пронзительным сюжетом и глубоким содержанием заставляет задуматься о нашей морали и жизни в целом

Также важно отметить, что пьеса А.С. Грибоедова учила поколения читателей и зрителей умею делать выбор между духовным богатством и материальным достатком

В связи с этим можно сказать, что значение «Горя от ума» в литературе и культуре не переоценить. Она не только остается популярной и актуальной в наше время, но и продолжает вдохновлять людей на протяжении многих лет.

Вариант 2

“Горе от ума” – одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.

Но несмотря на то, что “Горе от ума” в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье “Нечто большее, чем картина нравов” утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге “Горе от ума” говорит о том, что Грибоедов – настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт – социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого “fama”, которое обозначает “молва”. И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.

Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и “не сметь свое суждение иметь”.

Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как “Чадский”, которая образована от слова “чад”. Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.

Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает “повторять”. У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных – ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой – Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий – герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

Таким образом, “Горе от ума”, соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой – резонер и носитель авторского мнения.

Система героев и образов

Еще один элемент своеобразия в этой комедии: в ней нет четко положительных и четко отрицательных персонажей. Каждый из героев имеет свою позицию, и каждая из них в какой-то мере справедлива: пусть и не с точки зрения морали, но с точки зрения устройства мира и способов достижения цели.

Основные герои «Горя от ума»:

  1. Александр Чацкий. Умный, честный и смелый дворянин. Он независим от чужого мнения и потому открыто говорит то, что он думает, не сильно заботясь о чувствах других. За свою непокорность он не получает уважения или любви консервативного общества.
  2. Павел Фамусов. Типичный аристократ своего времени. Имеет высокий чин и ценит его больше всего на свете. Несмотря на характерный набор пороков, Фамусов – хороший отец, который хочет лучшего для своей дочери (настолько, насколько сам это понимает).
  3. Софья Фамусова – самый сложный персонаж. С одной стороны, она ищет искренних чувств и мечтает о любви, а ее любимый предает ее. Но с другой стороны, Софья – безжалостный манипулятор и лицемерка, которая готова играть с чувствами Чацкого только для того, чтобы выгодно показать себя в глазах общества.
  4. Лиза – служанка Софьи. Вероломно имела отношения с ее любимым за спиной у хозяйки. При этом цели преследовала те же – хотела удачного брака и настоящей любви, но общественное положение лишало ее этих возможностей.
  5. Алексей Молчалин – секретарь Фамусова и возлюбленный Софьи. Ухаживал за ней, но не решался на какие-то конкретные действия. Выяснилось, что он добивался Софью только ради расположения ее отца, сама девушка была ему неинтересна.

Фоновыми героями являются Скалозуб и гости на балу у Фамусовых. Они олицетворяют собой типичных представителей своего класса: знатных, но ограниченных.

Черты классицизма в произведении

Коротко о сюжете

  1. Возвращение Чацкого в Москву после трехлетнего отсутствия и его намерение сделать предложение руки и сердца своей возлюбленной Софье Фамусовой.
  2. Вынужденный отъезд в Петербург и обида Софьи за отсутствие известий от жениха.
  3. Повторное возвращение в дом Фамусовых и объяснение. На этом этапе Чацкий узнает, что сердце Софьи принадлежит другому — Молчалину, молодому секретарю, проживающему в доме ее отца.
  4. Самолюбие молодого человека ущемлено. Терзаясь от презрения к сопернику, его чинопреклонству и подхалимству, Чацкий уверен, что Молчалин неспособен на высокие чувства. Постепенно приходит разочарование и в Софье, которая могла полюбить такого человека.
  5. Чацкий начинает проявлять свой характер во всей красе, произнося уничижительные монологи в адрес московского высшего общества, представителем которого фактически является отец бывшей невесты Павел Фамусов.
  6. От досады из-за всего происходящего Софья пускает слух о том, что в сознании Чацкого на почве отказа произошел перелом, и он сошел с ума. Последний решает покинуть Москву.

https://youtube.com/watch?v=PF9S_n-PCAM

Признаки художественного стиля

Признаки классицизма как художественного направления проходят красной линией через всю пьесу, однако есть ряд противоречивых непонятностей, которые не позволяют однозначно отнести произведение к нему. Говоря о том, что типичность, присущая классицизму, постоянно не соблюдалась автором, можно опираться на следующие факты:

  1. Помимо нарушения так называемого правила трех единств, в котором совпадает время, место и действие, в финале можно увидеть отражение того, как зло в виде человеческих пороков побеждает добродетель, что также не относится к классицизму.
  2. Принципы стиля нарушены и в наделении главных персонажей четко характеризующими их чертами. То есть в произведении нет ни одного героя, про которого можно точно сказать, хороший он или плохой, так как каждый из них имеет как положительные, так и отрицательные черты.
  3. Нет четкого соблюдения и в само́й форме, точнее, в жанре произведения, ведь в соответствии с принципами классицизма оно должно иметь исключительно юмористический или фарсовый характер. Если же рассматривать комедию в грибоедовском видении, то в ней не приходится искать драму, которой здесь в явном избытке, ведь чего только стоит отказ Софьи и терзания Чацкого из-за ее выбора.
  4. Явное нарушение наблюдается и в структуре произведения. Будучи обозначенным в качестве комедии, оно состоит из четырех, а не из трех или пяти частей, как подобает пьесе в классическом ее понимании.

Естественно, все перечисленные особенности отнюдь не случайны. Это не ошибка автора. Наоборот, Грибоедов нарочито использовал их, пытаясь связывать классицизм с другими стилями, чтобы в итоге получить уникальное в своем роде творение, несвойственное той эпохе. Ему это удалось, так как взяв за основу классические принципы построения комедии, он привнес в нее многочисленные дополнения с социально-психологической и тонкой сатирой.

Вариант 2

«Горе от ума» — одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.

Но несмотря на то, что «Горе от ума» в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье «Нечто большее, чем картина нравов» утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге «Горе от ума» говорит о том, что Грибоедов — настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт — социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого «fama», которое обозначает «молва». И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.

Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и «не сметь свое суждение иметь».

Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как «Чадский», которая образована от слова «чад». Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.

Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает «повторять». У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных — ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой — Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий — герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

Таким образом, «Горе от ума», соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой — резонер и носитель авторского мнения.

Грибоедов как представитель реализма

Известный русский поэт, драматург и дипломат Александр Грибоедов является одним из ярких представителей реализма в русской литературе. Его произведения отличаются реалистичной проработкой образов, аналитическим подходом к изображению действительности и критикой существующей социальной системы.

В своей пьесе «Горе от ума» Грибоедов изображает жизнь современного ему столичного общества, где на первый план выходят денежные интересы, порочная мораль и праздность. В то же время, автор не только критикует эту систему, но и предлагает свои идеи насчет развития общества.

Все персонажи произведения Грибоедова сильно характеризуют современное ему общество. Они отображают типичные черты своего времени и социального статуса, поэтому они являются примером реалистической проработки образов.

Таким образом, главная задача Грибоедова как реалиста заключалась в том, чтобы донести до зрителя реалистическую картину жизни своего времени, с критической оценкой существующей общественной системы и предложением своих идей насчет ее улучшения для блага своей страны.

Эпоха реализма в литературе

Введение

Эпоха реализма в литературе зародилась в середине XIX века в Европе. Это была эпоха активного развития промышленности, научно-технического прогресса и социальных изменений. Художественные произведения в этот период были направлены на изображение жизни и общества такими, какие они были на самом деле. В реалистической литературе обычно отсутствует герой-идеал, а на первый план выходят обычные люди и их жизненные судьбы.

Основные черты реализма в литературе

Реализм в литературе характеризуется конкретностью, точностью, достоверностью описания

В реалистических произведениях уделяется большое внимание деталям, ведь именно они создают целостную картину действительности. Реалистические повести и романы обычно опираются на реальные события и персонажей, которые представлены как часть общественной действительности

Герои реалистических произведений порой далеки от идеала, их действия, мысли и чувства представлены как часть их среды и общественных условий.

Примеры реализма в литературе

В русской литературе «Горе от ума» А.С. Грибоедова — это яркий пример реализма. Произведение полно острого социального сатирического гротеска, созданного на провокационной трагикомической основе. Сам же автор является отличным представителем социального реализма. В его произведениях Грибоедов изображает жизнь и людей того времени, тонко обнажая их недостатки и проблемы. Другим ярким примером русской реалистической литературы является роман Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором он мастерски характеризует реальные социальные и политические процессы того времени.

Заключение

Реализм в литературе — это социальная художественная форма, которая отражает жизнь и человеческие судьбы с большой точностью и верностью. Он представляет собой определенный этап в развитии литературы, который оставил значительный след в истории культуры

В «Горе от ума» и других реалистических произведениях были отражены основные черты этого стиля, которые продолжают привлекать внимание читателей всех времен до сих пор

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: