Распространение комедии
Пьеса так понравилась обществу, что ее начали передавать из рук в руки не только в Москве, но и за ее пределами. Так, в 1825 году Пущин отправился в Михайловское, чтобы навестить своего друга Пушкина, который был в ссылке. Грибоедов отвез рукопись Булгарину в надежде, что тот поможет ему с публикацией. Ведь его товарищ был очень предприимчивым человеком. Но, к сожалению, автор не дожил до триумфа комедии.
Он погиб в 1929 году, а переданный им текст был напечатан полностью лишь через четыре года. Именно эта рукопись дошла до наших дней под названием «Горе от ума». Но все равно цензоры вмешались в содержание, и любые публикации и постановки искажались. Дата издания русскоязычного текста в Москве — 1875 год. До этого времени пьеса публиковалась на немецком или появлялись краткие отрывки. Пушкин и Булгарин вносили правки, некоторые строки смягчались, в целом пьеса пережила следующие изменения:
- изначальное название «Горе уму»;
- главного героя звали Чадский;
- исправлен монолог в первом акте;
- изменен диалог Софии и служанки;
- поменяли сюжет сна дочери хозяина.
Судьба Грибоедова и Чацкого переплетаются. Их объединяет бессилие перед устаревшими взглядами общества. Дворяне не готовы были меняться. Как главный герой комедии в лицо осуждал собравшихся, так и автор написал свое произведение в надежде на перемены.
Им обоим не удалось достучаться до публики сразу, но семена сомнений проросли и дали свои плоды. Новое поколение дворян было более прогрессивным и просвещенным.
Создать и опубликовать комедию было нелегко, но со временем общество смогло оценить ее значимость. Текст написан очень легко, богат афоризмами. Со временем она разошлась на цитаты. Она актуальна и в наши дни, ведь противостояние старого и нового неизбежно присутствует в каждой эпохе.
Смысл названия
Грибоедов Александр Сергеевич, это талантливый музыкант и писатель русской литературы. Воспитывался матерью, так как отец был занят работой, и не имел ни какого образования. С ранних лет, ему прививали любовь к иностранным языкам и игре на фортепиано. С 13 лет, молодой юноша, уже вплотную занимается литературой, и пытается делать свои наброски в творчестве. Известная работа «Горе от ума», была написана на Кавказе, в начале воинской службы.
Само произведение, несёт в себе смысл своего названия. Главным героем работы автора, является Чацкий. Это человек, с прекрасным раскладом ума, но это черта, и отвергает его от всего общества. В действиях пьесы, можно понять что он, остроумен, но глуп. Даже когда речь шла о великой карьере в службе, он поп росту «проворонил» этот шанс. Герой Фамусов, всячески вразумить Чацкого, но это бесполезно. Вспоминая бывалое правление, с хорошей стороны, они долго беседуют, у них одинаковые мысли, но на службу Чацкий так и не вернулся. Чацкий, выдвигает мысль о том, что именно крепостное право, является причиной страданий человечества. И таковые мысли, заставляют Фамусова просто молчать, и даже не спорить с остроумным человеком, который так ни чего и не добился в жизни.
В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.
Практически на всём этом, и становилась идея написания этой работы. В конкретных случаях, можно понять, что только из – за споров умного человека с глупым просто людом, и произошло название этой работы. Под «горем» Грибоедов, несёт мысли действия Чацкого. Образование, мышление и пылкость этого персонажа, сводит к его неудачам и потерям. Даже в личной жизни, он терпит неудачу. Под словом «Ум» в данной прозе, Александр Сергеевич, подразумевал честность, смелые чувства человека, уверенность Чацкого. Эта работа, получила огромную популярность после смерти автора, так как при жизни, многие детали запрещала цензура. Пьеса, которую сыграли на то время, стала шедевром мировой культуры.
Главные герои
Основными персонажами произведения являются:
- Чацкий – молодой дворянин, влюбленный в Софью Фамусову. Он является положительным героем. Молодой человек воспитывался в семье Фамусова. После достижения совершеннолетия юноша стал жить отдельно. Для парня характерен острый ум и проницательность. При этом он обладает высокими помыслами и благородством. Юноша осуждает взгляды своего бывшего покровителя, а в его лице – и всего дворянского общества. Чацкий всей душой любит свой народ. Потому насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому сильно ранит его. Молодой человек влюблен в Софью, но после известия о ее любви к ничтожному Молчалину, испытывает сильнейшее разочарование. В результате юноша уезжает из Москвы.
- Софья – единственная дочь Фамусова. Эта умная семнадцатилетняя девушка отличается самостоятельностью. Она получила образование в лучших традициях московского дворянского общества. Девушка не поняла настоящих чувств Чацкого и влюбилась в Молчалина. Умеет играть на фортепиано и увлекается чтением французских романов. Софья отличается сильным и решительным характером. Она способна манипулировать влиятельным отцом.
- Фамусов – богатый помещик и аристократ, отец Софьи. Мужчина считается сторонником старого жизненного уклада. Его основными чертами считаются чинопочитание и раболепие. Фамусов весьма щепетильно относится к мнению общества о себе и своей семье. Он не разделяет жизненных принципов Чацкого. Фамусов хочет выдать дочь за Скалозуба. При этом сам ухлестывает за служанкой.
- Скалозуб – молодой богатый дворянин в чине полковника. Мужчина не слишком умен, но весьма состоятелен. Служит полковником и мечтает о карьере генерала. Пользуется известностью и уважением в московском обществе.
- Молчалин – секретарь Фамусова, юноша из бедной семьи. Молодой человек имеет мелкую и подлую душонку. Он отличается лицемерным характером и полным отсутствием принципов. Юноша расчетлив и труслив. Родился в бедной семье, но страстно хочет проникнуть в высшее общество. Ухлестывает за служанкой Лизой и во всем боготворит Татьяну Юрьевну, которая считается законодательницей мнений.
Объяснение выражения
Выражение «горе от ума» имеет свои корни в русской народной мудрости и олицетворяет определенный тип поведения или характеристику человека.
Главная идея этого выражения заключается в том, что излишне развитый интеллект или образование не всегда приводят к мудрости и правильным поступкам. Напротив, они могут стать причиной неприятностей, ошибок и неудач.
«Горе от ума» в комедии Грибоедова является сатирическим отображением таких людей-интеллигентов. Автор показывает, что наличие знаний само по себе не гарантирует благополучия и успеха в жизни.
Таким образом, выражение «горе от ума» используется для подчеркивания того факта, что интеллект без надлежащего использования может стать причиной неприятностей и даже комических ситуаций.
История создания комедии “Горе от ума” Грибоедова: замысел, постановка, публикация
Комедия “Горе от ума” – является выдающимся произведением русской классической литературы первой половины XIX века.
В этой статье представлена история создания комедии “Горе от ума” Грибоедова: интересные факты об истории написания, постановке и публикации пьесы.
Смотрите: – Краткое содержание комедии – Все материалы по комедии “Горе от ума”
История создания комедии “Горе от ума” Грибоедова
В сентябре 1823 г, вернувшись в Москву, драматург продолжил свою работу над комедией. Готовое произведение он читал здесь в литературных кругах и получал восторженные отзывы.
Первая публикация Первая публикация комедии состоялась уже после смерти автора. В 1831 г. вдова драматурга, Н. А. Грибоедова, и его сестра его, М. С. Дурново, подали ходатайство о публикации пьесы, но цензура медлила с решением.
Наконец 21 августа 1833 г. министр С. С. Уваров специально обратился к царю по этому вопросу и разрешение на печать было дано.
В 1833 г. пьеса “Горе от ума” была впервые напечатана (с цензурными купюрами) отдельным изданием в Москве в типографии Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии.
В 1839 г. вышло второе, петербургское издание, также с правками цензуры.
Попытки Грибоедова поставить комедию на сцене не увенчались успехом. При жизни автора пьеса так и не была сыграна в театре.
Премьера спектакля состоялась в Петербурге 26 января 1831 года уже после смерти Грибоедова.
Кроме того, преимуществом копий являлось и то, что в них сохранялись “запрещенные” места, удаленные цензурой.
Пьеса “Горе от ума” распространялась в списках до 1862 г., когда император Александр II наконец разрешил печатать комедию в полном виде, в котором она известна нам сейчас.
Современным ученым не удалось обнаружить окончательную, авторскую рукопись “Горе от ума”. До нас дошли лишь ее списки.
Исследователи до сих пор тщательно собирают и изучают списки комедии Грибоедова, особенно если эти списки — прижизненные, то ест датируются 20-ми годами XIX в.
В архивах Москвы насчитывается около 300 списков «Горя от ума». В Санкт-Петербурге их не меньше. Немало списков и в других городах.
Это была история создания комедии “Горе от ума” Грибоедова: интересные факты об истории написания пьесы, ее постановке и публикации.
История создания комедии “Горе от ума”
Комедия ” Горе от ума ” А. С. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между “веком минувшим” и “веком нынешним”, между старым и новым.
В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, “Горе от ума” имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу.
В истории создания “Горя от ума” есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание. Обратите внимание
Обратите внимание
Замысел создания пьесы “Горе от ума”, вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя “Горя от ума”, Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному.
Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о
его возможном сумасшествии.
Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося.
Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя “Горя от ума”, стал сам Грибоедов.
Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории “Горя от ума”.
Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком и искренне восхищаться им, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. Грибоедов был поддерживал появление таких списков, ведь так его пьеса получала возможность дойти до читателя.
В истории создания комедии “Горе от ума” Грибоедова известны даже случаи вставки инородных фрагментов в текст пьесы переписчиками.
А. С. Пушкин уже в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез “Горе от ума” другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.
Важно
Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф. В. Булгарину с надписью “Горе мое поручаю Булгарину…”. Конечно, писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы.
В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии “Горе от ума”. Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой.
Без цензурного вмешательства Москва увидела “Горе от ума” лишь в 1875 году.
История создания пьесы “Горе от ума” имеет много общего с судьбой главного героя комедии. Чацкий оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества, в котором он вынужден был находиться. Ему не удалось убедить дворян в необходимости перемен и изменения своего мировоззрения.
Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени.
Однако как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян.
Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание “Горе от ума” современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена.
(Пока оценок нет)
Сочинение 2
Комедия “Горе от ума” прославило имя русского писателя Александра Сергеевича Грибоедова. В ней говорится об актуальном вопросе начала XIX столетия. Дело в том, что в дворянском социуме начались разногласия. Пьеса высмеивает все аристократичные нормы общества.
Произведение являлось разоблачительным, поэтому его публикация происходила довольно-таки долго. История создания “Горе от ума” наполнена многими фактами и также занимательными событиями.
Вероятно, намерение создать комедию возникло у Грибоедова в 1816 году. Это случилось после пышного празднества в аристократическом кругу Петербурга. Драматург и писатель заметил, как молодые люди и девушки утрачивают свой патриотизм перед иностранцем. Он считал, что русский человек не должен преклонятся перед всем иностранным. Данный факт возмутил его до глубины души. Высказывая свою, точу зрения встретил волну недоброжелательности и неодобрения. Некоторые из приглашённых сочли его сумасшедшим.
Писатель загорелся идеей донести информацию до тех, кто его не понял весьма своеобразным способом. Как считают литературные критики сам Александр Сергеевич стал прообразом главного героя Чацкого. К выполнения своего замысла писатель подошел со всей ответственностью. Известно, для того чтобы правдоподобно показать свою проблему он посещал многочисленные приемы. Все интересные случаи и события имели место быть отраженными в произведении Грибоедова. Читая, данное произведение чувствуется, как точно писатель описывал атмосферу своего государства.
Впервые некоторые отрывки Грибоедов прочел в 1823 году, а закончил написание в 1824 году. На момент окончания пьеса носила название “Горе-уму”. Произведение приходилось изменять, из-за цензуры. Однако в 1825 году у него получилось поместить фрагменты пьесы в сборнике “Русская таллия”. Однако, у читателей это не отбило желания ознакомиться с пьесой в полном формате.
История появления произведения во многом похожа на жизнь центрального образа. Александр Андреевич Чацкий нечего не мог изменить в сложившемся дворянском укладе, но волей-неволей был вынужден проживать там. У него не получилось доказать другим дворянам, что им нужно изменить свои взгляды. Вот только кое-что ему удалось изменить. Чацкий в точности, как и Грибоедов вложил маленькую лепту Просвещения в умы, аристократов.
Таким образом, произведение “Горе от ума” остается актуальным в наше время, так как проблема неизбежного конфликта между новым и старом свойственна каждому столетию.
Замысел и начало работы
Задумки комедии появились в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приема в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодежь. Он возмутился и попытался высказать свое мнение. Его гневный монолог был воспринят как сумасшествие. Весть разошлась легко, радости недоброжелателей не было предела. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его свои идеи, самому посмеяться над пороками общества. По мнению литературоведов, сам писатель стал прототипом главного героя комедии – Чацкого. В голове писателя возник замысел сатирической комедии, которая принесла писателю известность.
Начало написания теста проходило в Тифлисе в 1821-1822гг. Писатель изучал жизнь дворянского общества, он изучал среду, посещая балы и светские приемы. Делал записки о случаях на балах, создавал портреты, помечал главные черты характера. Записи помогли передать ситуацию так реалистично, что многие персонажи стали жить уже вне литературного текста.
В культуре
«Горе от ума» — один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «Половина стихов должна войти в пословицу». «Бессмертность комедии „Горе от ума“ основана на множестве необыкновенно удачно обдуманных мыслей, удачно подумавшихся и удачно сказавшихся. Нет ни одного ещё произведения в русской литературе, строки коего до такой степени запомнились бы и так часто повторялись бы в обиходной речи, т. е. ни в одном произведении нет стольких формул непревосходимой краткости, ясности и точности для характеристики многоразличных житейских положений, отношений или для выражения иронии, негодования, или, наконец, для обрисовки глупости, грубости, низости». Гончаров в «Миллионе терзаний» говорит о том, что грамотный читатель, общественность расхватала рукопись комедии «на клочья, на стихи, полустишья, разнеся всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения».
Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми. В сборнике литературных цитат и образных выражений Н. С Ашукина и М. Г. Ашукиной насчитывается 59 цитат из «Горе от ума». Наиболее известные из них:
Фраза | Происхождение | Применение |
---|---|---|
А су́дьи кто? | Чацкий (д. 2, явл. 5) | В. И. Ленин, заголовок статьи, разоблачающей половинчатость буржуазного либерализма |
Ах, злые языки страшнее пистолета | Молчалин (д. 2, явл. 11) | |
Карету мне, карету! | Чацкий (д. 4, явл. 14) | |
Ба! Знакомые всё лица! | Фамусов (д. 4, явл. 14) | А. П. Чехов, «Осколки московской жизни», 1884; заглавие сборника стихотворений поэта-сатирика Г. Н. Жулева, 1872 |
Блажен, кто верует, тепло ему на свете! | Чацкий (д. 1, явл. 7) | |
Влеченье, род недуга | Репетилов к Чацкому (д. 4, явл. 4) | А. П. Чехов, «К сведению мужей», 1886, «Удав и кролик», 1887 |
В мои лета не до́лжно сметь Своё суждение иметь | Молчалин (д. 3, явл. 3) | А. П. Чехов, «Рассказ неизвестного человека» |
Всё врут календари | Старуха Хлёстова (д. 3, явл. 21) | Ф. М. Достоевский, «Бесы» (1872), ч. 3, гл. 3 |
Герой не моего романа | Софья к Чацкому (д. 3, явл. 1) | А. П. Чехов, «Учитель словесности» |
Дистанции огромного размера | Скалозуб к Фамусову (д. 2, явл. 5) | А. П. Чехов, «Задача», 1884; подпись к плакату М. М. Щеглова, 1945 |
Дома новы́, а предрассудки ста́ры | Чацкий (д. 2, явл. 5) | |
Есть от чего в отча́янье прийти | Чацкий (д. 4, явл. 4) | А. Н. Островский, «Бешеные деньги» |
Завиральные идеи | Фамусов к Чацкому (д. 2, явл. 3) | А. И. Герцен, «Былое и думы»; А. Н. Островский, «Доходное место»Обозначало ложные, вздорные идеи, под которыми подразумевалось политическое вольнодумство |
И вот общественное мненье! | Чацкий (д. 4, явл. 10) | Впервые — А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» (гл. 6, строфа 11) |
И дым Отечества нам сладок и приятен | Чацкий (д. 1, явл. 7) | Название стихотворения Ф. И. Тютчева (1867) |
Кричали женщины: ура!И в воздух чепчики бросали | Чацкий (д. 2, явл. 5) | А. С. Пушкин, «Метель» |
Минуй нас пуще всех печалейИ барский гнев и барская любовь | Горничная Лиза (д. 1, явл. 2) | |
Над старостью смеяться грех | Старуха Хлёстова (д. 3, явл. 10) | |
Не поздоровится от э́таких похвал | Чацкий (д. 3, явл. 10) | А. П. Чехов, «Лебединая песня (Калхас)», 1886 |
Подписано, так с плеч долой | Фамусов (д. 1, явл. 4) | Н. С. Лесков, «Дворянский бунт в Добрынинском приходе» |
Послушай, ври, да знай меру | Чацкий к Репетилову (д. 4, явл. 4) | |
Поспорят, пошумят и разойдутся | Фамусов (д. 2, явл. 5) | Применяется для характеристики бесплодных споров |
Рассудку вопреки, наперекор стихиям | Чацкий (д. 3, явл. 22) | Употребляется в значении: вопреки здравому смыслу |
Свежо́ предание, а верится с трудом | Чацкий (д. 2, явл. 2) | Ф. М. Достоевкий, «Записки из мёртвого дома» (1860—1861), «Идиот» (1869) |
Служить бы рад, прислуживаться тошно | Чацкий (д. 2, явл. 2) | А. П. Чехов, «Человек» (1886) |
Счастливые часов не наблюдают | Софья (д. 1, явл. 4) | Близки к словам драмы «Пикколомини» Шиллера: «Die Uhr schlägt keinem Glücklichen» («Счастливому часы не бьют») |
С чувством, с толком, с расстановкой | Фамусов (д. 2, явл. 1) | И. С. Тургенев, «Вешние воды»; А. П. Чехов, «Ряженые», 1886 |
Числом поболее, ценою подешевле | Чацкий (д. 1, явл. 7) | |
Шумим, братец, шумим | Репетилов (д. 4, явл. 4) | А. С. Серафимович, «Заметки обо всем». «Шумим» |
В результате проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования, произведение заняло 27-е место в топ-100 самых популярных в России стихотворных строк, включающем, в числе прочего, русскую и мировую классику.
Рукописные списки
Первое знакомство с текстом началось уже в Москве еще до ее завершения. Грибоедов читал отрывки друзьям. Завершилась работа над комедией в Тифлисе. Цензура неоднократно приложила свои руки к тексту. Но комедия уже ходила в списках по образованной части общества. Списков рукописи было несколько сотен. Уже это количество подтверждает интерес, который вызвала комедия. Писатель поддерживал распространение списков, он понимал, что так текст быстрее дойдет до читателя. Первое название рукописи – «Горе уму». Есть факты о том, что при переписывании рукописи переписчики добавляли свои мысли. Инородные (не Грибоедовские) фрагменты остались в рукописях.
Грибоедов знал об интересе к комедии. Он писал: « «Все просят у меня манускрипт и надоедают».
Рукопись была передана автором Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю…». Писатель ждал помощи в опубликовании пьесы. Но комедия увидела свет только после смерти автора. Текст, который находился у Булгарина, стал основой первой напечатанной версии «Горе от ума». Другие списки до сих пор изучаются, ведется их поиск и передача литературоведам.
Создание комедии «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» была написана русским драматургом и поэтом Александром Сергеевичем Грибоедовым. Пьеса была завершена в 1824 году, но впервые была опубликована только в 1832 году, после смерти автора.
Создание пьесы было вдохновлено жизнью и общественными явлениями начала XIX века в России. Грибоедов хотел создать комедию, которая бы поражала общественное сознание и раскрывала проблемы русского общества своего времени.
Сюжет комедии основан на истории молодого интеллигентного студента Чацкого, который был влюблен в девушку Софью, но ее отец решил выдать ее замуж за непривлекательного но богатого Молчалина. Пьеса развивается через интриги, любовные перипетии и комические ситуации, раскрывая характеры и слабости главных героев.
Гордый и непокорный Чацкий вызывает на себя гнев общества и становится объектом насмешек и критики. Комедия прекрасно отражает противоречия русского общества, где многие люди из-за социальной принадлежности или богатства оказываются влиятельными и уважаемыми, даже если их интеллектуальные и нравственные качества недостаточны.
Стиль пьесы «Горе от ума» отличается остроумием, сатирой и иронией. Грибоедов использовал разнообразные литературные приемы, чтобы сделать свою комедию удивительно яркой и занимательной. Диалоги героев содержат много словесных шуток, аллюзий и косвенных отсылок к реальным лицам и событиям. Это придает пьесе дополнительный смысл и делает ее интересной для аудитории, признавшейся в глубине и актуальности образов и идей.
Комедия «Горе от ума» получила широкое признание и стала постоянным классиком русской драматической литературы. Она продолжает быть актуальной и сегодня, показывая человеческую натуру, слабости и проблемы, которые могут возникнуть из-за лицемерия, самолюбия и эгоизма.
История создания
Замысел этого произведения у его автора Грибоедова возник в ту пору, когда он только что вернулся из-за границы в Петербург и оказался на одном аристократическом приеме, где его возмутила тяга русских ко всему заграничному. Он, как и герой его произведения, увидел, как все преклоняются перед одним иностранцем и остался очень недоволен происходящим. Он высказал свое отношение и крайне негативную точку зрения. И пока Грибоедов разливался в своем гневном монологе, кто-то объявил о его возможном сумасшествии. Вот уж воистину горе от ума! Кто написал комедию, тот сам пережил подобное — оттого и вышло произведение столь эмоциональным, страстным.
Роль третьего действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была первым реалистическим произведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, так как автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, в которую они жили. Так, проблема ума и безумия, общественные проблемы, борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” существуют и в наши дни.
Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIX века в период подъема общественного движения. Он описал людей, которые хотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу и подобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекали безумными.
Роль третьего действия в пьесе очень важна не только с композиционной точки зрения, но и как кульминация общественного конфликта -столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим”. Здесь же мы можем в лицах увидеть фамусовское общество.
Пришедшими на танцевальный вечер в дом Фамусова были: Скалозуб, постоянно отпускающий плоские шутки, который, будучи представителем военного сословия, поставил перед собой главную цель — не защищать Родину, а добыть чин генерала (“Мне только бы досталось в генералы”) Молчалин, который, являясь “безродным”, но “деловым”, во всем потакает Фамусову и его окружению, за что те прощают ему его незнатность; князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий глухоту единственным недостатком; Репетилов, который является как бы отражением в кривом зеркале передовой молодежи 10-20-х годов XIX столетия, а также Горичи, Хрюмины, Хлестова, господа N и В.
Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской веселья скрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найти или составить выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном или даже безумием.
Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию.
Представители этого общества желают жить так, как жил Максим Петрович, “вельможа в случае”. Для них он является примером глубокого ума. Ведь он смог, казалось бы, совсем проигрышную ситуацию превратить в выигрышную, “упал да так, что чуть затылка не пришиб”, добившись в результате расположения императрицы. По мнению людей фамусовского общества, жить надо так, а не иначе.
Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя от него, объявив безумным. Для них так легче, к тому же появился повод для сплетни, которая, начавшись с невинного высказывания Софьи “Вот, нехотя с ума свела”, дошла до того, что окружающие решили, что главного героя надо опасаться как социального безумца. Теперь можно не обращать внимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачем слушать умалишенного?
А ни о чем не подозревавший Чацкий продолжает рассуждать о насущных жизненных проблемах. Центральным в третьем действии является монолог главного героя о “французике из Бордо”. В нем он обличает русское общество, которое во всем старается подражать иностранному. Оно преклоняется перед приезжими из Европы, которые у себя на родине считаются обычными людьми и ничего особенного из себя не представляют, в России же они чуть ли не боги. Чацкий поражается, насколько дворянское общество отдалилось от народа. Он призывает не копировать иностранцев, “чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев”
Из европейской культуры можно позаимствовать самое важное и нужное, но не все подряд. По мнению Чацкого, было бы лучше “хоть у китайцев бы..
несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев*. Но фамусовское общество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение “мадам и мадемуазель”, чем “сударыня”.
Во всей пьесе и непосредственно в третьем действии присутствует мотив глухоты. Люди не хотят слушать Чацкого, им гораздо более по душе вести беседу с “французиком из Бордо”. Само сознание того, что он иностранец, вселяет уверенность в его незаурядный ум, уверенность в то, что его стоит послушать, хотя на самом деле у него “пять, шесть найдется мыслей здравых и он осмелится их гласно объявлять”.
Читая комедию Грибоедова “Горе от ума”, мы можем увидеть всю бедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московского дворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность, несмотря на некоторую образованность.
История создания
История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершён начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.
К созданию именно такой комедии Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов и начал работу над пьесой.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Горе от ума»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Горе от ума»
для самых компанейских —
Главные герои «Горе от ума»
для самых занятых —
Читательский дневник «Горе от ума»
для самых крутых —
Читать «Горе от ума» полностью
Особенности различных редакций
В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:
- название «Горе уму» по смыслу стало другим: «Горе от ума»;
- корень фамилии главного персонажа Чадский (чад) стал Чацким;
- монолог главного героя в первом акте;
- диалог служанки с Софией;
- сон хозяйской дочери.
Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.
Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».
Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.