Краткое содержание повестиБежин луг
В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками.
В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается.
Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей.
Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них — Федя — стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя — маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь.
Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней — никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.
Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила — на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.
В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся.
Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит — на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»
Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву — уж очень могила на него давила. Следующая история — о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит — баба идёт, пригляделась — а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.
Помолчав немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету.
Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»
Винтик порочной системы
Приезд Дуни в фильме «Станционный смотритель» (1972). А в повести Пушкина в дворянской карете шесть лошадей.
Дух времени требовал, чтобы литература адаптировалась к духу времени.
«Как известно самому императору, почтовая служба находится в очень плохом состоянии. Плохая работа и запущенность этого ведомства увеличивается из года в год, и можно с уверенностью сказать, что почта, несмотря на то, что расходы на нее и по сей день чрезмерны и что эти расходы относятся на счет земского сбора, существует только для гонцов и тех, кому посчастливилось носить на погонах вензель Его Величества. «7
Почтовое отделение. Акварель первой половины 19 века.
Сочинение «Станционный смотритель» , Вариант 1
В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.
Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.
Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.
Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.
Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.
Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.
Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.
Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.
В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все-таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.
5 стр., 2209 слов
Самсон Вырин образ в повести “Стационарный смотритель” – 7 класс
… сочинения по литературе Пушкин «Станционный смотритель» — сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом». В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса … лой жизни человека была его дочь. Дуня — … гусару, но тот отвечает, что Дуня останется с ним, так как они любят друг друга. Автор доносит до читателя все страдания смотрителя …
А. С. Пушкин в своем произведении доносит до читателя какой бесправной и полной страданий и несправедливости является жизнь «маленьких» чинов.
Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.
Концовка произведения
Спустя годы рассказчик третий раз приезжает на станцию. Его ждут печальные известия: Самсон умер год назад. Местные жители показывают дорогу рассказчику его могиле. По пути рассказывают, что на кладбище приезжала красивая, богатая женщина с тремя детьми. Это была Дуняша. Она не успела поговорить с отцом, объясниться. Утрата близкого человека из-за недопонимания, равнодушия отражает истинный смысл произведения Станционный смотритель.
Смысл повести Пушкина Станционный смотритель кроется в умении уважать чувства окружающих. «Маленькому человеку» — Самсону Вырину — легко причинить боль. Любящий отец столкнулся с предательством, ложью, несправедливым отношением. Очень легко ранить близкого. Того, чьи болевые точки знаешь наизусть. Однако гнетущее сожаление, боль утраты и неутолимое раскаяние неизбежны в дальнейшем.
Краткий смысл «Станционного смотрителя»
Рассказчик замерзает из-за плохой погоды. Он принимает решение остаться на станции, отдохнуть, согреться. Здесь он знакомится с Самсоном Выриным – смотрителем станции — и его дочерью Дуняшей. Между ними завязывается разговор. Гость проникается симпатией к новым знакомым.
Через некоторое время рассказчик снова приезжает на знакомую ему станцию. Вместо жизнерадостного Самсона встречает уставшего, грустного старика. Вырин поведывает рассказчику историю об отъезде его дочери Дуняше с молодым гусаром.
Побег
На станцию приехал молодой офицер. Ему срочно нужны были лошади, чтобы отправиться в дорогу. Однако, заметив Дуню, гусар решил под предлогом плохого самочувствия остаться на станции. Через несколько дней здоровье офицера улучшилось, пора было уезжать. Гусар предложил Вырину, чтобы Дуняша провела его до церкви. Девушка отвечает согласием. Отец, ничего не заподозрив, отпускает дочку.
Дуняша не пришла домой. Самсон обыскивает церковь, спрашивает местных жителей о Дуняше. От них Вырин узнает: Дуню возле церкви никто не видел. Гусар увез девушку с собой.
После этого неприятного известия отец заболевает. Когда ему стало лучше, Самсон уезжает в Петербург на поиски дочери. Он пришел в дом к гусару, увидел Дуняшу. Она была ухожена, одета «с иголочки». Дуняша, заметив отца, испугалась и лишилась чувств. Сердитый гусар выпроводил смотрителя из дома. Вырин уехал на станцию без дочки.
С тех пор Самсон не видел Дуню.
О чем?
Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.
Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.
Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.
Жанр
Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» чётко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.
Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые так же, как и все, могут чувствовать и страдать.
Идея
Когда смотритель увидел дочь, сидящей в прекрасно обставленной комнате и одетой со всей роскошью моды, он невольно залюбовался ею, но не мог радоваться ее блеску. Вырин понимает, что этим внешним блеском не скрыть и не изменить реального положения его дочери — содержанки. Минский даже не живет с ней. Он посещает ее, прислуга называет его гостем: «У Авдотьи Самсоновны гости!».
Состояние Дуни в богатой квартире хрупко и неопределенно, здесь все, до последней тряпки, не ей принадлежит, она ничем не может распоряжаться по своему усмотрению.
Когда гусар Минский появился в станционном доме, Дуня сидела за перегородкой и шила себе платье. Конечно, это было самодельное скромное платье, но оно было ее — Дунино. Она была хозяйкой в доме. Эту чистую жизнь она променяла на постыдное положение содержанки.
Минский, отказывая Самсону Вырину возвратить дочь, приводит довод: «…она отвыкла от прежнего своего состояния». Следующий довод куда весомее: «Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Чего не забыть, что именно будет отравлять всю оставшуюся жизнь? Потеря чести.
Идея повести:
Честная бедность и доброе имя дороже жизни в роскоши, полученной путем бесчестия.
Авторская позиция в повести А. С. Пушкина
Авторская позиция в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”
Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.
Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции “Станционный смотритель” теряет всю свою глубину.
Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою.
Обратите внимание
Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.
Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки “изображали историю блудного сына”. На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына – это образ самого главного героя.
Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин “уходит” от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: “отдайте мне… бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну”.
“Что такое станционный смотритель?” – спрашивает Пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. “Сущий мученик четырнадцатого класса”, потому что его чин становится его жизнью, то есть он “ограничен”, он мыслит именно как “чиновник четырнадцатого класса”.
И конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: “Чего ж ты боишься?.. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.
Важно
Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским.
На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из “бодрого мужчины” в “хилого старика”.
Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется “возвращение” отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.
Ограниченность Самсона Вырина – это не просто свойство его индивидуального характера, она социально обусловлена, определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет его, рассказывая о трагедии неудавшейся жизни.
“Станционный смотритель” – это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ “маленького человека”. В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой, Гончаров и др.
Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого “маленького человека”, как, например, Гоголь и Чехов (в “Шинели” и “Смерти чиновника”).
Таким образом, в “Станционном смотрителе” Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.
Вариант 2
Повесть “Станционный смотритель” А.С. Пушкина – это произведение, которое заставляет задуматься о многих вещах
В первую очередь, оно заставляет задуматься о том, как важно быть ответственным за свою работу. Главный герой, станционный смотритель Иван Петрович, несмотря на свою простоту и скромность, очень ответственно относится к своей работе и старается выполнять ее на высшем уровне
Он понимает, что от его работы зависит жизнь и здоровье людей, и поэтому не допускает никаких ошибок.
Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, как важно быть честным и справедливым. Иван Петрович не только выполняет свою работу, но и помогает людям, которые оказываются в беде
Он не ждет благодарности и не просит ничего взамен, он просто делает то, что считает правильным. Например, он помогает бедному старику, который не может заплатить за проезд, и даже дает ему свои деньги на проезд.
Наконец, повесть заставляет задуматься о том, как важно сохранять свою человечность в любых условиях. Иван Петрович остается человеком даже в трудных ситуациях, когда ему приходится принимать тяжелые решения
Он не теряет своей душевной чистоты и не становится жестоким и бесчувственным. Например, когда ему приходится расстрелять беглого каторжника, он делает это не из жестокости, а потому что считает, что это единственный способ защитить людей от опасности.
Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, как важно быть сильным духом и не сдаваться в трудных ситуациях. Иван Петрович сталкивается с многими трудностями, но он не сдаётся и продолжает выполнять свою работу на высшем уровне
Например, когда на станцию приезжает новый начальник, который пытается уволить его, Иван Петрович не сдаётся и доказывает, что он необходим для станции.
Наконец, повесть заставляет задуматься о том, как важно быть готовым к любым изменениям в жизни. Иван Петрович сталкивается с многими изменениями, но он готов к ним и принимает их как должное
Например, когда на станцию приезжает новый начальник, он не сопротивляется и не жалуется на судьбу, а просто продолжает выполнять свою работу.
В целом, повесть “Станционный смотритель” заставляет задуматься о многих важных вещах, которые часто забываем в нашей суетной жизни
Она напоминает нам о том, что важно быть ответственным, честным, сохранять свою человечность, быть сильным духом и готовым к любым изменениям в жизни. Эти качества помогают Ивану Петровичу преодолеть все трудности и стать настоящим героем
История создания
«Бежин луг» — рассказ, относящийся к периоду, когда Иван Сергеевич Тургенев познакомился с Белинским. Это произошло незадолго до начала работы над «Записками охотника». Литературный критик вдохновил Ивана Сергеевича на написание рассказа, посвящённого крестьянскому быту. Осенью 1850 года писатель приступил к работе над произведением. История получилась очень реалистичной, потому что в то время Тургенев проводил много времени вместе с ребятишками, общался со взрослыми крестьянами, ходил на охоту и постоянно делал заметки.
В течение лета Иван Сергеевич собирал материал. В первую очередь его интересовало:
- мышление крестьянских детей;
- поведение ребятишек;
- характеры и особенности личности каждого.
Сначала автор написал очерк, а затем начал вносить в него исправления. В 1851 году рассказ был готов.
Тема «маленького человека» в повести «Станционный смотритель»
В 1830 году, в период, названный впоследствии «Болдинской осенью», Александр Пушкин написал цикл «Повести Белкина». Рассказчик этих историй — человек по фамилии Белкин, который много путешествует и встречает разных людей, которые рассказывают ему подлинные случаи, произошедшие в реальной жизни. Это создает у Пушкина впечатление, что разрешение сюжета обусловлено не литературной традицией или фантазией автора, а самой жизнью. Непритязательный стиль повествования, простота используемого языка — это так же необычно для Пушкина, как и для литературных произведений того времени. Ошибка писать об этой России в высоком поэтическом стиле — персонажи будут казаться ложными и нереальными.
Одно из самых сильных произведений цикла — «Станционный смотритель». Сюжет этой истории можно было бы назвать романом, поскольку он охватывает длительный период времени, включает множество персонажей и обширные образы реальной жизни. Благодаря изобретательности автора, все это можно было перенести в рассказ. Она рассказывает о человеке, ведущем простую жизнь, в которую неожиданно вмешиваются обстоятельства.
Кто был начальником станции во времена Пушкина? Этот мелкий чиновник одного из последних рангов, «мученик четырнадцатого класса, которого его ранг защищает только ударами». Он часто становится жертвой несправедливости, его обвиняют во всем и пользуются тем, что он не имеет права отвечать. И у него нет ни возможности, ни характера, чтобы сделать это. Байрин — типичный «маленький человек», и даже имя Самсон, которое дал ему автор и которое носил библейский герой, кажется насмешкой.
Почему же Пушкин поднимает вопрос о «маленьком человеке»? Он просто хочет показать, что такие люди существуют и что они делают свою необходимую, но незаметную работу в обществе. Автор призывает читателя если не отказаться от использования бранных слов, то хотя бы быть более снисходительным к ним. Пушкин много путешествовал, видел много надзирателей и охранников и часто находил в них добрых, умных и чутких людей.
Но вернемся к Вырину. Из описания его места жительства мы можем сделать следующие выводы
Самсон Вырин создал свой собственный маленький, замкнутый мир, полностью изолированный от внешнего мира. Там он чувствует себя комфортно и расслабленно и не думает о возможных изменениях в своей жизни. В этом мире с ним живет его прекрасная четырнадцатилетняя дочь, которой скучно в этой жизни и которая стремится в большой мир. Но все это герой не хочет видеть или думать об этом, потому что каждое изменение пугает его.
Все качества Самсона Вырина проявляются еще более отчетливо, когда он встречает Минского. Приехав в Петербург, униженный, он обращается к Минскому и просит его вернуть ему дочь. Он готов простить ему оскорбление чести его дочери, лишь бы восстановить прежний статус. Пытаясь вернуть свою дочь, Байрин больше думает о себе, чем о ней, что показывает, насколько он привязан к определенному образу жизни, как боится перемен и не желает ничего менять, даже ради счастья своей дочери.
В своей повести «Станционный смотритель» Александр Пушкин рассказывает о станционном смотрителе самого низкого чина 14-й степени.
Другие герои
Авдотья Самсоновна (Дуня)
–
дочь Вырина, очень красивая девушка, в начале повести ей около 14 лет – «маленькая кокетка» с большими голубыми глазами.
Ротмистр Минский
–
молодой гусар, обманом увезший Дуню.
Сын пивовара
–
мальчик, показавший рассказчику, где находится могила Вырина.
Повесть начинается с размышлений рассказчика о судьбе станционных смотрителей: «что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» . При этом по наблюдениям повествователя, «смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые» .
В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя – Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.
Пока хозяева хлопотали, повествователь рассматривал комнату – на стенах висели картинки, изображающие историю блудного сына. Рассказчик со смотрителем и Дуней выпили чаю, приятно беседуя «как будто век были знакомы» . Уезжая, повествователь поцеловал Дуню в сенях с ее позволения.
Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель, Самсон Вырин, сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.
Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.
«Не прошло и получаса» , как смотритель начал беспокоится и сам пошел к церкви. От знакомого дьячка Вырин узнал, что Дуни на обедне не было. Вечером приехал ямщик, везший офицера, и рассказал, что Дуня поехала с гусаром до следующей станции. Старик понял, что болезнь гусара была притворной. От горя Вырин «занемог сильной горячкою» .
«Едва оправясь от болезни» , смотритель взял отпуск и пешком пошел искать свою дочь. Из подорожней Минского Самсон знал, что гусар ехал в Петербург. Разузнав адрес ротмистра в Петербурге, Вырин приходит к нему и дрожащим голосом просит отдать ему его дочь. Минский ответил, что просит у Самсона прощения, но Дуню он ему не отдаст – «она будет счастлива, даю тебе честное слово» . Договорив, гусар выставил смотрителя на улицу, сунув ему за рукав несколько ассигнаций.
Увидев деньги, Вырин расплакался и выбросил их. Через пару дней, прогуливаясь по Литейной, Вырин заметил Минского. Разузнав у его кучера, где живет Дуня, смотритель поспешил в квартиру дочери. Зайдя в комнаты, Самсон застал там роскошно одетую Дуню и Минского. Увидев отца, девушка упала в обморок. Рассерженный Минский «сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу» . Через два дня Вирин поехал обратно на станцию. Уже третий год он о ней ничего не знает и боится, что ее судьба такая же, как судьба других «молоденьких дур» .
Спустя некоторое время рассказчик снова проезжал через те места. Там, где раньше была станция, теперь жила семья пивовара, а Вырин, спившись, «с год как помер» . Повествователь попросил проводить его к могиле Самсона. Мальчик, сын пивовара, рассказал ему по дороге, что летом сюда приезжала «прекрасная барыня» «с тремя маленькими барчатами» , которая, придя к могиле смотрителя, «легла здесь и лежала долго» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель»
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р…
Урок литературы в 8 классе на тему: «А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель».
В копилку учителю литературы!…
Урок на тему: «Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека»
Конспект урока по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». К материалам урока прилагается компьютерная презентация, разбитая на 3 части. Музыкальный файл в презентации отсутствует. (Можно скачат…
Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» его положение в обществе.
Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о «блудном сыне» с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем…
Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» на тему «Странный человек» (повести «Бэла» и «Максим Максимыч»)
Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме…
А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель»
А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель…
А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель».
Конспект урока литературы по творчеству А.С.Пушкина….
Мне нравится
(296 слов) В повести Белкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин затрагивает тему маленького человека. Незначительным, лишним и несчастным персонажем стал главный герой – Самсон Вырин. Автор раскрыл его образ сострадательно, с болью в сердце. Для него это жертва, загнанная в угол неумолимыми обстоятельствами.
Автор на примере конфликта между отцом и дочерью показал, как легко тяжелые проблемы могут изменить, а потом и вовсе уничтожить человека, поведавшего жизнь. Дочь смотрителя, Дуня – единственный лучик света для героя. Он терпел издевательства, побои и грубость постояльцев, лишь бы обеспечить девочке нормальное будущее. Только любовь к ней была смыслом его бытия. Всё было бы в семье благополучно, если бы не молодой повеса, Минский, который уничтожил счастье Вырина, выкрав его дочь. Хоть девушка и со слезами воспринимала расставание с прошлой жизнью, но встретить новую была не против. Старик бросился на поиски, сердцем верил, что она осознаёт ошибку и вернётся. С большим трудом отыскал он свою любимую единственную доченьку, но Минский вышвырнул бедного старика за дверь, и дочь ничего не сказала ему. Меленький человек со свойственным ему бессилием опустил руки. В его доме теперь не было прежнего уюта и тепла, стало тускло и мрачно. От родной кровиночки не было писем. Он не знал, как сложилась её жизнь. Старик дал волю своему унынию, запил и умер в полном одиночестве. Блудная дочь, спустя несколько лет после смерти родного человека, приехала. Но встречал её уже не живой и радостный отец за чашечкой чая, а печальное кладбище с чёрным крестом и медным образом на могиле.
Таким образом, пушкинский маленький человек – это добрый, отходчивый, кроткий герой со слабой волей и низким социальным положением. В обществе того времени он вынужден был постоянно пресмыкаться и терпеть обиды, чтобы выжить, поэтому его натура так бессловесно смирились с утратой. Самсон Вырин стал жертвой не одного лишь Минского, а целого общества, которое ответило равнодушием на его горе.
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/stancionnyy-smotritel/samson-vyrin-malenkiy-chelovek.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/tema-malenkogo-cheloveka-v-proizvedenii-stancionnyj-smotritel
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/pushkin/samson-vyrin-malenkij-chelovek-s-bolshim-serdcem
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/09/18/statya-tema-malenkogo-cheloveka-v-povesti-a-s-pushkina
- https://literaguru.ru/tema-malenkogo-cheloveka-v-proizvedenii-stantsionnyj-smotritel/