«песня про купца калашникова»: анализ, образы героев, основные особенности поэмы

«песня про купца калашникова»: неожиданные кульбиты творчества лермонтова

Характеристика персонажей (с цитатами из произведения)

Персонаж Характеристика персонажа Цитаты персонажа
Царь Жестокий правитель. Его все боятся и уважают. Показан как человек, знающий справедливость, но не понимающий людей. Его окружение не имеет к нему искренних чувств, он не понимает всей ситуации Калашникова, и не пытается в ней разобраться. В самом начале дает добро на сватовство Кирибеевича к Алене, узнав, что она на ему нравится, но не знает, что та замужем. После того, как Калашников убивает Кирибеевича, посылает его на казнь, не выслушивая честного человека, пылая гневом из-за того, что тут убил его любимого бойца. Назначает жене и детям Калашникова пожизненное обеспечение, что щедро, но тем не менее не отменяет его жестокого поступка по отношению к купцу. Поскольку он не знает о том, почему Калашников убил Кирибеевича, возможно его решение изменилось бы, если бы он все знал. Хотя, поскольку образ царя в произведении списан с реальной исторической личности, остаются сомнения в возможности помилования купца, даже если бы тот рассказал правителю всю историю. Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда всходит месяц — звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает…

Степан Калашников Купец, честный человек, хороший хозяин, следует христианским заветам. Любит своё ремесло, любит работать. Имеет большой и красивый дом, детей и красавицу жену. Ему многие завидуют. Когда однажды возвращается домой, понимает, что дети расстроены, а его жены дома нет. После находит её в слезах, опозоренную Кирибеевичем. Узнав, что с ней произошло, решается отомстить. Утром приходит на кулачные бои, на которых присутствует царь. Выходит биться с Кирибеевичем, и убивает обидчика жены, за что поплатился своей жизнью. Не раскрывает историю, которая может опорочить его жену, несмотря на то, что это стоит ему в жизни. Просит царя назначить его жене и детям обеспечение, не оставить их без поддержки.

Показывает достойные черты своего характера во всей красе – понимая, что за убийство любимчика царя ему вряд ли удастся отделаться чем-то иным, кроме казни. Не порицает жену за то, что с ней произошло, стремится защитить и ее, и детей.

А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь.

Алена Дмитриевна Добрая, красивая женщина, христианка. Невольно стала причиной смерти своего супруга. Опозорена Кирибеевичем, который целовал и обнимал её при людях. Люди её не защитили Она боится, что муж её после этого возненавидит. Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Твои речи — будто острый нож;

От них сердце разрывается.

Не боюся смерти лютыя,

Не боюся я людской молвы,

А боюсь твоей немилости.

От вечерни домой шла я нонече

Вдоль по улице одинешенька.

И послышалось мне, будто снег хрустит;

Оглянулася — человек бежит.

Мои ноженьки подкосилися,

Шелковой фатой я закрылася.

И он сильно схватил меня за руки

Кирибеевич Самодовольный, хитрый слуга царя. Намеренно не говорит царю всю историю своего сватовства, поскольку избранница его является чужой женой. Встречая на поединке Калашникова, робеет, понимая, что его ждёт смерть. Пытается вести бой нечестно, но погибает от одного удара купца.

В итоге не уходит от наказания, но позор, которым он покрыл жену купца, вряд ли останется смытым кровью – люди все равно все будут помнить и осуждать женщину за произошедшее, считая, что именно она стала всему виной.

Отвечай мне, чего тебе надобно,

Моя милая, драгоценная!

Хочешь золота али жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать,

Лишь не дай мне умереть смертью грешною:

Полюби меня, обними меня

Хоть единый раз на прощание.

Соседи и знакомые Калашниковых Не защитили Алену, смеялись над ней, отлично понимая, что с ней делает Кирибеевич. Цитат у персонажей нет.

Причина печали опричника

На пике царского участия хитрый и лукавый Кирибеевич разыгрывает пред ним душещипательную сцену: не мочу усов в золоченом ковше потому, что влюбился без памяти в красавицу, а она отворачивается, как от нехристя. Самодержец, узнав, что зазноба любимого опричника всего лишь дочь купеческая, рассмеялся: возьми перстенек, прикупи ожерелье да пошли дары Алене Дмитриевне. И на свадьбу не забудь пригласить, да свахе покланяйся.

Слукавил Кирибеевич, перехитрил-таки самого Ивана Грозного. Вроде как на духу все рассказал, а утаил от царя, что повенчана красавица в церкви божьей. Да и к чему Кирибеевичу сваха, если сам государь на его стороне. Автор раскрывает образ противника удалого купца Калашникова. Характеристика Кирибеевича представлена полно: хитрый самоуверенный человек,

профессиональный боец

и рода знатного. Имя его указывает на нерусское происхождение, Калашников называет его басурманским сыном.

Богатство, покровительство царя испортили опричника. Стал Кирибеевич

эгоистичным человеком

, попирающем семейные устои. Его не останавливает замужество Алены Дмитриевны. Подкараулив свою зазнобу, он предлагает ей богатство в обмен на любовь. Не останавливает его и присутствие соседок, на глазах которых он обнимает и целует свою избранницу, прекрасно понимая, что это грозит ей бесчестием.

Особенности поведения

Кирибеевича растили так, чтобы он мог всю жизнь провести при дворе. В сравнении с другими опричниками он быстро нашел подход к царю. Воин умел вовремя замолчать и заговорить, когда его спросят. Он знал, что не стоит гневить Ивана Васильевича, потому не всегда рассказывал ему правду. Но своими печалями с правителем Кирибеевич делился. Так он давал понять, что полностью доверяет царю.

Среди товарищей опричник выделяется. Правитель любит его больше других. Он готов сделать все, чтобы его воин не печалился. Остальные солдаты по-разному относятся к Кирибеевичу. Одни уважают его за бесстрашие в бою и умение вести себя, другие завидуют его положению и богатству.

Среди сотен красавиц, которые засматриваются на опричника, он выбрал замужнюю женщину, супругу купца Калашникова. Его задело, что девушка совершенно не обращает на него внимания. Для Кирибеевича она стала идеалом будущей жены — красивой, кроткой, доброй, истинной христианкой. Но он не пытался узнать о чувствах самой Алены, только навязывал ей свое обожание. А однажды подстерег ее на улице и силой начал целовать, сманивал богатствами.

Сопоставительный анализ образа Кирибеевича и его противника в таблице:

Опричник Калашников
Коварен в общении с окружающими Честный и открытый
Засматривается на чужих жен Верный семьянин
Не интересуется чувствами Алены Поверил жене и решил защитить ее честь
Боится признавать свое преступление Не хочет говорить о позоре супруги

Даже перед боем воин не захотел признаться царю в том, что совратил замужнюю женщину. До самого конца он хвастался своей силой и обещал отправить соперника в могилу. Но когда увидел, что будет биться с купцом, побледнел. Он испугался, что Калашников расскажет правду Ивану Васильевичу. Но в бой опричник пошел без страха и первым нанес противнику мощный удар, хотя и принял смерть от его рук.

Роль в поэме

В произведении Лермонтова раскрыта тема человеческих взаимоотношений — верности, честности и предательства. Уже в первом эпизоде автор знакомит читателя с Кирибеевичем. Его роль в поэме первостепенная. Именно он является главным антагонистом, из-за него возникает семейный конфликт.

При сравнительном анализе двух противников становится понятно, что опричник поступает подобным образом не из-за своего коварства, а из-за неразделенной любви и самоуверенности. Его положение и богатство привлекают множество девушек-красавиц. Но Кирибеевичу интереснее добиться расположения той, которая не обращает на него внимания.

Опричник представлен как беспринципный человек. Он идет на все ради желаемого. Его не волнует мнение других, возможные проблемы и даже гнев царя, который может возникнуть, если правитель узнает о замужестве Алены Дмитревны.

Даже речь Кирибеевича характеризует его как человека, который не может совладать со своими эмоциями. Опричник готов лишиться жизни, лишь бы не думать о своей любимой. И перед купцом Калашниковым он на мгновение теряет самообладание.

Популярные сочинения

Начало осени, запоминающийся момент. Такие события долго остаются в памяти, недаром создано много картин, стихотворных произведений. Здесь переполняет радостью наш взгляд лесные дары: яркой рябины

Тема Родины во все времена была самой освещаемой в поэзии. Всегда поэты старательно воспевали, а иногда и упрекали родную землю. Однако, в творчестве А. Блока данная тема приобретает

Главная героиня рассказа Анна Сергеевна фон Дидериц — молодая женщина, приехавшая в Ялту на отдых и каждый день прогуливающаяся по набережной с маленьким белым шпицем.

  • Сочинение на тему мой любимый поэт серебряного века ахматова сочинение

      

  • В труде разгадка долголетия сочинение

      

  • Сочинение по картинкам 6 класс ладыженская 2 часть

      

  • Сочинение а было это давно оля тогда в школе училась сочинение

      

  • Сочинение на тему роль женщины

Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова на Сёзнайке.ру

Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора.

Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой.

«Песня про купца Калашникова» представляет собой отражение и воспроизведение поэтом стиля народной поэзии – ее мотивов, образов, красок, приемов песенного народного творчества.

В «Песне про купца Калашникова» сохранена складывающаяся столетиями фольклорная лексика. Это хорошо видно в созданном портрете русской красавицы:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловой поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Далее в тексте раскрывается не только внешняя красота Алены Дмитриевны, но и ее человеческие достоинства. Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про купца Калашникова» написано в традициях народной поэзии, оно содержит устойчивые эпитеты, метафоры.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Атмосфера пира воссоздана почти с документальной точностью. Недоверчивый и грозный царь везде ищет крамолу и измену, а когда веселится, хочет видеть только радостные и счастливые лица. Кирибеевич лишен честного имени – он «бусурманский сын», без роду, без племени.

Алену Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет ее независимость, безразличие к нему, «царскому опричнику»:

У ворот стоят у тесовых

Красны девушки да молодушки,

И любуются, глядя, перешептываясь,

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается…

Почему же кручинится верный слуга Кирибеевич? Влюблен? По мнению царя, это дело поправимое. Надо только шаль дорогую, да кольцо поднести понравившейся девушке, она сразу же кинется на шею слуге царскому. Да вот только Кирибеевич не сказал царю, что приглянулась ему замужняя женщина.

…красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

Алена Дмитриевна и Степан Парамонович наделены лучшими качествами: честностью, человеческим достоинством. Чтобы очистить имя своей верной жены от несправедливых подозрений, Калашников не жалеет даже собственной жизни.

Важно

Купец вызывает на кулачный бой обидчика. В честном бою он побеждает Кирибеевича, но царь живет по своим законам. Суд царя разошелся с судом народным.

Калашников, казненный царем и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

«Песня про купца Калашникова» написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песней…» «доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы.

Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Нравственные позиции, с помощью которых оцениваются персонажи «Песни…», не лично авторские, а народные.

Это многократно усиливает торжество правды в произведении.

Образ Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова»

В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ — в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою… сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца

Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек… яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу»

Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе

яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был

Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка

А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

Другие сочинения по этому произведению

За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?
Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Калашников — носитель национальных черт русского народа
Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера
Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове»)
Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»)
Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича…»)
Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова?
Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова
Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова
Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству?
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино»)
Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова
Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова»
Моё любимое произведение
Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа
Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Мое отношение к поступку купца Калашникова
Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова»
Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Фольклор и историзм в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
Калашников – носитель лучших черт русского национального характера
«Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова
В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»
Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (3)
Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством.
Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича»
«Песня про царя Ивана Васильевича…» Лермонтова
Романтизм в поэме Лермонтова «Мцыри» и «Песне про купца Калашникова»
Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова\
Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова
Удалой купец Калашников (по «Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Главные герои и их характеристика

Сокращенное название произведения звучит так: «Песня про купца Калашникова».

Именно молодой купец Степан Калашников, а не царь Иван Грозный, упомянутый в полной версии названия первым, является главным героем поэмы.

Калашников олицетворяет собой истинного русского человека широкой души, благородного, уверенного в своих силах, с чувством собственного достоинства. Степан воспитан в духе моральных устоев и принципов своего народа, он сочетает в себе простоту, доброту и уважительно относится к другим.

Степан не в силах простить Кирибеевичу поруганную честь любимой жены Алены Дмитриевны. Ведь в лице Алены недругом попрана честь всего рода Калашниковых. Не зря Степан Парамонович после случившегося зовет на помощь своих младших братьев и просит их наказать врага. Калашников знает, что вызов брошенный им лучшему царскому опричнику, грозит смертью, но от решения своего не отступает. Казненного царем молодого купца почитают в народе и считают героем.

Алена Дмитриевна, жена Степана Парамоновича Калашникова, появляется перед читателями совсем ненадолго, но успевает вызвать к себе и чувство восхищения (она очень красива), и жалости, и чувство глубоко уважения за любовь и преданность своему мужу, честный рассказ и покаяние в случившемся.

Иван Грозный. Великий государь, хоть и назван грозным в самом начале произведения, предстает перед читателями радушным, улыбающимся и повелевающим поднести чаши с вином своим воинам. Но уже через несколько строк характер царя меняется. Иван Васильевич хмурит брови и выказывает своему самому близкому опричнику Кирибеевичу подозрение в нехорошем замысле. После объяснений воина царь снова улыбается и будто бы совсем по-дружески дает опричнику советы. Но в финале произведения государь являет народу свою деспотичную, своевольную и жестокую сущность, посылая без закона и суда на плаху купца Калашникова, убившего в честном бою лучшего царского опричника.

Кирибеевич. Отрицательный герой поэмы. Лучший опричник царя, бесстрашный и удалой, оказался человеком способным соврать самому государю, лукавым, одержимым любовной страстью и беспринципным.

Образ Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» Лермонтова

Кирибеевич – один из центральных персонажей «Песни про купца Калашникова» Лермонтова. Этот персонаж олицетворяет человеческую жестокость и безжалостность, а его поступки показывают всю растлительность общества того времени. Именно поэтому образ Кирибеевича является ключевым для понимания основных идей произведения.

Кирибеевич – купец, который не жалеет средств на достижение своих целей. Он вынуждает своего слугу петь, не давая ему отдохнуть, и требует от него самых безумных вещей. Подобное отношение к слугам было распространенным в России того времени и является ярким примером социального неравенства и несправедливости в обществе.

Кирибеевич использует свои деньги, чтобы купить любовь и внимание окружающих.
Он живет в роскоши, но его душа пуста и несчастна.

Образ Кирибеевича позволяет автору показать проблему гнильцы в обществе и пропагандировать идею о том, что деньги не приносят счастья. Вместо этого, Лермонтов показывает ценность человеческих отношений и уважение к личности других.

Что символизирует: Примеры из текста:
Жестокость и безжалостность «Оркан могучий гремит.
Социальное неравенство «Сколько человек у него
Пустоту души «То душа у Кирибеевича
Ценность человеческих отношений «К ней не тянет его ничто»

Основная идея

Необходимо сражаться за свободу, в противном случае отыщется человек, который сможет ее забрать. Деспотизм ищет опору в рабстве, а если народ восстанет против тирании, она рухнет под ударами независимости. Это обращение относилось непосредственно к эпохе писателя, он призывал людей перестать терпеть беспредел властей, выступив против самодержавного строя также храбро, как главный персонаж произведения.

Замысел поступка купца ясен, он осознает, что его бездействие воспримется как капитуляция. Противник не отступит, а жалобы государю вряд ли что-то исправят. Подвергать жену риску он не мог и решил принести себя в жертву, только бы выйти из ситуации с достоинством, обеспечив семью. По большому счету у Калашникова не было другого выбора.

Но писатель критически относился к современникам и считал, что им требуется нравственный пример из прошлого. Именно так, а не по-другому, необходимо реагировать на беспредел — это мнение автора. Бунт личности — выход из замкнутого круга деспотизма.

Мораль произведения такая — даже если жизнь идет против человека, необходимо отстаивать собственную точку зрения и пытаться добиться справедливости, в противном случае могут лишить всего, что дорого сердцу.

Вывод очень простой — миру требуется правда, однако добиться этого смогут только некоторые смельчаки, поэтому не нужно ожидать всенародной справедливости, которая появится из неоткуда. Необходимо взять правое дело в собственные руки, без этого в современном мире просто будет господствовать беспорядок.

Несколько интересных сочинений

При слове Родина каждый начинает думать о чем-то своем. Родина – это не всегда означает только тот город или страну, в который человек живет. Родина – чаще всего это то место, где именно ты родился, начал взрослеть.

Проблемы и темы рассказа Старуха Изергиль Горького

Есть известная притча, в которой пожилой человек наставляет внука о двух волках, которые обитают в каждой человеческой душе. Один волк черный и олицетворяет собой злое начало

Сочинение Кто прав дедушка или внучка? (рассуждение для 6 класса)

Есть у меня внучка. Однажды она говорит: — У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить

Описание степи в повести Тарас Бульба Гоголя

Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести

Анализ произведения Письма русского путешественника Карамзина

В период с 1789 по 1790 года Николай Михайлович Карамзин пребывал в путешествии. Он передвигался по Германии, Швейцарии, Франции и Англии. В ходе своих путешествий делал записки и пометки, позднее ставшие произведением

Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович — один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.

Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою…» и идет домой к молодой жене и детям.

Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников — созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.

Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ — образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».

Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного…»

Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.

Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

Образ купца Степана Парамоновича — это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится,

Пройдет девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

Критика

Виссарион Белинский, отмечая субъективность и идеализм, присущие Лермонтову, всё равно восхищался его энергичным языком, яркостью созданных им образов, величественными пейзажами Кавказа и его несколько оторванными от действительности, но столь прекрасными идеалами.

Несмотря на незрелость идеи и некоторую натянутость в содержании «Мцыри», — подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Многие рецензенты критиковали искусственность образа главного героя, который повествовал языком самого Лермонтова и слишком уж изящно выражался:

Многие исследователи литературы отмечали художественные особенности «Мцыри»:

И пой сей день это творение великого русского писателя не перестаёт пленять читателя, оно прочно вошло в золотой фонд русской литературы и уже никогда не покинет его. Поэтому публикации, посвященные книге, выходят до сих пор:

Главная мысль

Основная идея – необходимость защиты чести и достоинства в любой ситуации, и здесь не играет роли, ценой своей жизни или другим образом. Нужно бороться за свою свободу, иначе всегда найдется тот, кто сумеет ее отнять. Тирания всегда находит опору в рабстве, а если люди начнут восставать против деспотизма, то он падет под ударами независимости. Это воззвание напрямую относилось к эпохе самого Лермонтова: он призывает сограждан перестать терпеть произвол властей и выступить против самодержавия также бесстрашно, как главные герой поэмы.

Смысл поступка Калашникова понятен: он понимает, что его бездействие будет воспринято как капитуляция. Враг не отступит, а жалобы царю едва ли что-то изменят. Подвергать свою семью риску он не может и решает, что должен пойти на жертву, лишь бы выйти из положения с честью, обеспечив жену и детей. По сути, у него не было иного выбора. Но Лермонтов критически относился к своим современникам и думал, что они нуждаются в нравственном уроке из прошлого. Именно так, а не иначе, нужно реагировать на произвол – такова авторская позиция. Бунт личности против системы – вот выход из замкнутого круга тирании.

Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

Наказал Кирибеевича Калашников. Купец — человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» — распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый — зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться… за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

«Родился я от честнова отца». — А ты?

«Жил я по закону Господнему». — А ты?

«Не позорил я чужой жены». — А ты?

Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: