Основные темы и мотивы лирики м

Основные темы и мотивы лирики лермонтова 10 класс

«Завещание» (1840)

«Завещание» — образец так называемой «ролевой» лирики, когда непосредственно раскрывается внутренний мир героя, явно отличного от автора. На основе анализа речевой системы стихотворения (разго­ворная речь у отсутствие специальных художественных средств — метафор, эпитетов) сделайте вывод о социальной принадлежности, культурном и образовательном уровне субъекта повествования.Насколько близки чувства персонажа «Завещания» мироощуще­нию лирического героя других стихотворений Лермонтова?Почему Лермонтов передоверяет повествование другому лицу у как это способствует глобальности, масштабности выводов о трагичности человеческого существования?Согласны ли вы с мнением критиков:«…Последние стихи этой пьесы насквозь проникнуты леденящим душу неверием в жизнь и во всевозможные отношения, связи и чувства человека» (В.Г. Белинский);«Герой «Завещания»… думает о своей отверженности, трагическом одиночестве, роковом неустройстве своей, а может быть, и всеобщей жизни…» (Д.Е. Максимов).Наедине с тобою, брат,Хотел бы я побыть;На свете мало, говорят,Мне остается жить!Поедешь скоро ты домой:Смотри ж.. Да что? моей судьбой,Сказать по правде, очень Никто не озабочен.А если спросит кто-нибудь…Ну, кто бы ни спросил,Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был,Что умер честно за царя,Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю.Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых…Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их;Но если кто из них и жив,Скажи, что я писать ленив,Что полк в поход послали И чтоб меня не ждалиСоседка есть у них одна…Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне онаНе спросит… все равно,Ты расскажи всю правду ей,Пустого сердца не жалей;Пускай она поплачет…Ей ничего не значит!

Своеобразие языка

Своеобразие языка Лермонтова можно лучше понять, изучив его произведения. В стихотворении «Парус» есть выражение печали, боли, ожидания бури в смысле борьбы. При этом непонятно, из-за чего именно идет этот бой, непонятно, к чему он должен привести.

Слова «Увы! Не ищет счастья »занимает самую сильную конечную позицию глагола движения. «И он от счастья не убежит» — это один из смысловых центров произведения. Оказывается, борьба и тревога духа — боевые товарищи за недостижимый идеал, отказ от достигнутого.


Посмотреть галерею

«Парус» — это своеобразный рисунок художественного мира автора, на примере которого видно своеобразие творчества Лермонтова. Романтический контраст с личностью, навсегда потерявшей гармоничную целостность.

Например, двойное отрицание в строчках «Нет, я тебя так не люблю», говорящее о сильных переживаниях и поисках возможности снять любовное напряжение. Своеобразие творчества Лермонтова — способ возвысить личность над противоречивостью жизни, а не ввергнуть ее в конфликт, как может показаться на первый взгляд. Непримиримая борьба жизни и смерти в его творениях также возвышает человеческий дух над обстоятельствами.

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

давно замечено, что Лермонтов — поэт юности, что им упиваются еще в юности. Наверное, потому, что мальчиков и девочек увлекают высокие романтики, бунтарские страсти, безграничные желания.

Тексты Лермонтова разнообразны и многогранны. Если мы посмотрим на ранние тексты, главная причина — это переживание смысла своей гражданской и поэтической судьбы. Во многих ранних стихотворениях духовные диссонансы также воплощаются в романтическом свете. Первоначально лирическое «я» Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в автобиографических событиях: разлуке с отцом, лирической передаче впечатлений:

Я дитя страдания. Мой отец

Я не знал остального в конце

Моя мать умерла в слезах;

1831 г.

Ужасная судьба отца и сына жить отдельно и умереть порознь. Синхронность опыта стала характерной чертой ранних текстов. Это вносит единство в тексты.

В зрелых текстах герой Лермонтова остается для общества чужим. Он не может быть удовлетворен. Но герой зрелых текстов в переживаниях становится ближе к людям и более земным. Лермонтов обращается к жизни народа, он видит крестьянскую Россию, ее природу. Это стихотворение «Родина”:

Но я люблю — потому что сам не знаю –

Холодная тишина его степей

Его леса колеблются

Разливы его рек, как моря…

Однако главный мотив текстов Лермонтова — мотив одиночества и меланхолии, пронизывающий все стихи. Это связано с тем, что тексты Лермонтова ознаменовали постпушкинскую фазу в развитии русской поэзии, момент реакции, когда передовая благородная интеллигенция, не смирившаяся с духовной свободой, была лишена возможности открытая борьба.

Поэзия Лермонтова, не знаю почему, мне очень близка. Наверное, я нахожу в Лермонтове опору для своих надежд и мечтаний, и меня совсем не пугает ни мрачное одиночество, ни боль и страдания.

Творчество

В 1794-м благодаря знакомству с приближенными ко двору вельможами Боровиковский удостоился чести написать портрет императрицы. Так появилась картина под названием «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Изображение описывало государыню в камерной обстановке и в скромном снисходительном образе. Величественная фигура выглядела просто и одновременно изящно. За работу в 1795 году художник был удостоен звания академика.


Картина Владимира Боровиковского «Портрет Павла I»

Слухи о нем передавались из уст в уста, и живописец стал востребованным. Трудолюбивый автор получал много заказов от высокопоставленных особ. Он писал портреты женщин и мужчин, предлагая типичное композиционное решение, но тонко работая над передачей характеров персонажей. Будучи левшой, Боровиковский писал в иной манере, нежели правши, но описания техники не оставил.

Мужчина быстро прославился и к 1802 году уже стал советником Академии художеств. Несмотря на то, что он не стал придворным мастером, в светском обществе живописец пользовался расположением авторитетных лиц. В обществе возникла мода на него. Героинями произведений были императрица Мария Федоровна, Павел I и их дети, кисти автора принадлежат «Портрет Марии Лопухиной», «Портрет Елены Нарышкиной». В изображении женщин художнику удавалось передать трепетность, поэтику тонкой натуры и воспеть трогательный образ.


Картина Владимира Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»

Творчество Боровиковского было многогранным. Он писал монументальные портреты и миниатюры, выходя за рамки сентиментализма и подвергаясь течениям, характеризующим смену эпохи в изобразительном искусстве. В работах этих лет присутствовали черты классицизма и ампира. Парадные изображения ценились среди высокопоставленных чиновников. Дипломат Александр Куракин отдал за «Портрет князя Куракина» 700 руб. Не меньше заплатили советник Дмитрий Трощинский и принц Муртаза Кули-Хан.

Владимира Боровиковского пригласили к работе над оформлением Казанского собора, которая длилась до 1811 года. Художник оказался в центре придворных интриг, поэтому при награждении за труды его фамилия фигурировала не в первых рядах. За долговременный труд он получил бриллиантовый перстень, в то время как другие были одарены щедрее. Так начался закат славы живописца.


Картина Владимира Боровиковского «Портрет князя Куракина»

Мода быстро менялась, вельможи открывали для себя новые имена. Мастерство Боровиковского оставалось неизменным, но к нему обращались все реже, и автор перестал посещать придворные мероприятия. Он больше не писал портреты. Теперь художника занимала религиозная живопись и увлечение мистицизмом.

Интересный факт: Боровиковский был членом масонской ложи Умирающего сфинкса под руководством Александра Лабзина. К ней имел отношение и его наставник Левицкий. Спустя несколько лет художник покинул кружок, но впоследствии относился к обществу «Духовный союз» Екатерины Татариновой.


Картина Владимира Боровиковского «Рождество Христово»

Творчество автора подвело черту в традиции портретного направления. Лиричность и эмоциональность портретов художника – отличительная черта его манеры, определившая эпоху в живописи 19 века. Его работы были более чувственными, чем картины предшественников. Фигуры, изображенные на лоне природы, становились первичными в сравнении с описанными прелестями пейзажа.

Свет на картинах оказывался рассеянным, а над персонажами витал ореол таинственности и загадки. Украшения и драгоценности женщин всегда сияли, фактура тканей передавала богатство атласа и бархата, но цвета были неяркими и неброскими, что приглушало роскошь одеяний. Используя привычные и ставшие традиционными для его манеры приемы, со временем Боровиковский стал писать в менее поэтичной манере. В его работах появился несвойственный ранее рационализм.

Поэт поколения

В 1838—1840 поэт входит в «Кружок шестнадцати» — аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.

В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика «гармонической точности» в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же «выборочно» принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в «Москвитянине» (1841) балладу «Спор», но остался холоден к социально-философским основам их учения («Родина», 1841).

Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом «Отечественные записки».

Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также «Бэла», «Фаталист», «Тамань».

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов, тем не менее, был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтова с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

Слайд 8 Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной природы

. Однако , мне кажется что в лирике Лермонтова “

чистый ” пейзаж отсутствует . Поэт говорит о тех мыслях и чувствах , которые вызывает у него природа . Доказательством этому служит стихотворение “ Родина ” . Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию . Это , своего рода , казенный патриотизм . Поэт признает его ложным . Уже в первой строфе автор называет свою любовь к родине странной . В чем же заключается эта странность ? Вероятно , в двойственном отношении к родине . Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта . Поэт любуется полным гумном , избами с резными ставнями на окнах . А вот так называемый официальный патриотизм его не трогает . Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным . Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу и счастье русского человека . И мне кажется , что его стихи согреты чувством великой любви к народу . М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях “К другу”, “Монолог”, “Молитва”, он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи о поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них — отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство внутреннего разлада с миром. В стихотворениях “Поэт”, “Кинжал”, “Журналист, читатель и писатель”, “Пророк”, он высказывает свое поэтическое кредо, свою идейно-художественную программу.

Отражение политической ситуации в произведениях Лермонтова

Михаил Лермонтов, как один из самых известных русских поэтов и прозаиков XIX века, часто обращался к политическим темам и отражал в своих произведениях ту мрачную и нестабильную политическую ситуацию, которая сопровождала Россию в то время.

В своих стихотворениях, Лермонтов часто рисовал образы героев, олицетворяющих трагическое состояние русского общества и протестующих против произвола и несправедливости правительства. Он описывал мир как полон насилия и подавленных устремлений, что отражало его собственное разочарование и недоверие к власти.

В «Герое нашего времени», Лермонтов создал антигероя Печорина, который олицетворял нравственную деградацию, вызванную неправильной политикой и отсутствием надежды на изменения. Печорин, хотя и кажется успешным и привлекательным, на самом деле страдает от безысходности и обреченности своей жизни.

В произведении «Бородино» Лермонтов описывает сражение, которое стало символом отчаянной борьбы русских против наполеоновской армии. В стихотворении он передает глубокое чувство патриотизма и гордости, но одновременно уклоняется от слишком явной политической пропаганды.

В «Маскараде», Лермонтов насмешливо изображает высшее русское общество и его пустоту, подчеркивая неспособность элиты к изменениям и реформам. Он демонстрирует, что политическая система, вместо исцеления общества, становится источником его разложения и нищеты.

Политическая ситуация в России XIX века играла важную роль в творчестве Лермонтова, и он успешно передал свое негативное отношение к правительству и обществу через свои произведения. Его работы продолжают вносить вклад в понимание исторической и политической динамики России в тот период и остаются актуальными и сильными до сегодняшнего дня.

Герой своего времени

Посмотреть галерею
Лермонтов — поэт эпохи мощнейшего литературного развития и самой жестокой политической реакции. Его богатое наследие и основные литературные произведения из жизни вписываются в десятилетие девятнадцатого века. Тридцатые годы — время тревожных предчувствий, мрачных размышлений о будущем, отрицаний и сожалений. В то время еще была реакция на поражение декабристов-революционеров, выступивших в 1825 году.

Общество спешит найти ответ на вопрос, что делать, не принимая в полной мере суровую реальность новой военной системы. Николай первым вводит третье отделение тайной полиции, каждое слово подвергается цензуре, имена аристократов заклеймены. Все эти реалии полностью отрицаются молодыми людьми. Максимализм и отрицание становятся частью новой философии, которую берет молодой Михаил.

Вариант 3

Привет, Михаил Юрьевич Лермонтов! Я школьник, и очень хотел бы пообщаться с тобой о твоем произведении. Понимаю, что ты уже давно умер, но хотелось бы, чтобы ты узнал, какое впечатление оно произвело на меня.

Одним из твоих произведений, которое я бы хотел обсудить с тобой, является «Герой нашего времени». Оно вызывает у меня множество вопросов и эмоций, и я бы хотел услышать твои мысли и идеи, которые ты воплотил в этом произведении.

В «Герое нашего времени» ты рассказываешь о судьбе героя Печорина, который, по сути, очень непростой и противоречивый человек. Хочется понять, почему ты создал такого героя, к каким целям ты стремился. Как ты видишь его характер? Ведь на первый взгляд, Печорин — эгоист, безразличный к окружающим, но внутри него, кажется, есть какая-то неуловимая тайна.

Определенно, в «Герое нашего времени» ты обращаешься к русской классической литературе и ее традициям. Вот почему я выбрал именно эту тему для обсуждения с тобой. Хочу сравнить твои идеи с идеями других великих русских писателей.

В качестве примера, я могу привести произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин». Ведь как и в «Герое нашего времени», главный герой Онегин также вызывает много противоречивых эмоций у читателя. Я считаю, что и Печорин, и Онегин — это одна и та же «романтическая личность», они оба ищут свое место в жизни, к ним тянется таинственная притягательность.

Хотелось бы услышать твое мнение о сходствах и различиях этих двух героев. Как ты видишь Онегина и Печорина в контексте своих произведений? Что ты им сказал бы, если бы они встретились?

Надеюсь, ты услышишь мои слова и найдешь возможность ответить на мои вопросы. Я очень ценю твое творчество и надеюсь, что ты сможешь поделиться своими мыслями со мной. Было бы так здорово иметь возможность пообщаться с тобой лично и задать все свои вопросы!

Спасибо тебе за твое великое творчество, Михаил Юрьевич. Я надеюсь, что ты сможешь услышать мое послание и поделиться своими мыслями. Жду твоего ответа!

Мне нравится3.5 k.Не нравится2.2 k.

Основные мотивы лирики Лермонтова – таблица с примерами

Главная причина Сущность, пример
Смешанный Ряд историй отличается разнообразием. Критики часто сталкивались с проблемой поиска главного аргумента. Автор начинает стих рассказом о своей родине, далее описывает личные переживания, заканчивая стихотворение рассказом о своем одиночестве. Яркий тому пример — стих «На север спешащий издалека».
Любовь Поэт мало внимания уделяет любовным текстам. Это направление характерно для творческой молодости. В жизни ему не повезло в любви, но прекрасные строки писатель посвятил любимой.
Пример: «Оставь ненужные заботы», «Она не гордая красавица».
Гражданское В произведениях редко встречаются борьба народа с государственным устройством, самодержавием, тема светского общества. В шестнадцать лет он написал стих «Предсказание», в котором предсказал смену самодержавной системы. Другой пример — «О смерти поэта».
Одиночество Трудное детство, юность поэта наложили отпечаток на его творчество. В большинстве стихов поднимается тема одиночества, желания. Это проявляется в любовных текстах, стихах о Родине.
Примеры стихов, посвященных теме одиночества:
«Лист», «Утес», «И скучно, и грустно», «Облака».

Любовная лирика

Любовные тексты в творчестве Лермонтова занимают мало места. В основном любовные стихи встречаются в период вегетации. Но в любви он разочаровался. Сначала лох ​​Сушкова, потом загадочная НФИ — Наталья Федоровна Иванова разочаровали юного поэта в любви. Этим девушкам Лермонтов посвятил циклы стихов.

Наверное, самой большой любовью поэта была Варвара Лопухина. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не помешало им поддерживать дружеские и дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Лермонтов посвятил Варваре Лопухиной следующие стихотворения:

  • «Она не гордая красавица…»,
  • «Нас случайно соединила судьба…»,
  • «Оставьте ненужные заботы…».

Сочинение-описание картины Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой Боровиковский В.Л.

Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой в 1796 году написал замечательный русский художник Владимир Лукич Боровиковский. Живописец был очень популярен у знатных особ. Поэтому они часто заказывали у него портреты всех членов своих семей. Многие работы автора находятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.

На картине изображена юная красавица. Девочке-подростку на вид не больше тринадцати-четырнадцати лет. Ее хитрый взгляд и шутливо-величественная поза, говорят о том, что характер прелестницы веселый, а нрав — задорный. Ее образ немного похож на образ нимфы или лесной волшебницы. Но нет, это обычный ребенок. Она — дочь известного отечественного полководца Н.Д. Арсеньева.

Художник изобразил девушку на фоне зеленого леса. Ее наряд достаточно экзотичен. Забавная соломенная шляпка, похожая на перевернутую корзинку, венчает златокудрую головку прелестницы. Должно быть ее изготовил какой-то искусный мастер. Очень хорошо смотрится и платье, в которое облачилась модель перед позированием. Оно сшито из легкой, воздушной органзы серо-голубого цвета. Его рукава и вырез лифа украшены золотой вышивкой и украшениями. За спиной Екатерины развевается темно-синий шарф. Из-за этого у зрителя появляется ощущение, что девушка позирует на улице, при сильном ветре.

В руках красавица держит яблоко. Еще с давних времен этому плоду многие поэты, писатели и художники придавали особое значение. Можно вспомнить историю Адама и Евы, которые попробовали яблоко из запретного сада Бога и были изгнаны за это из Рая. Или сказку «О мертвой царевне и семи богатырях», в которой от отравленного плода заснула беспробудным сном главная героиня. Что же означает наливное яблочко, что держит в руках дочь генерала? Может, она немного стесняется живописца, стоящего напротив, перед мольбертом. И чтобы отвлечься, решила просто поиграть этим фруктом.

Цветовая гамма, которую Боровиковский выбрал для портрета, спокойная и мягкая. Позади девчушки чистое голубое небо, обрамленное сочной зеленью деревьев. Ее наряд выполнен в пастельных тонах. На нежном личике играет яркий, здоровый румянец. Белая кожа шеи, груди и рук будто светится. Под локтями нимфы — бежево-коричневый овальный камень.

Мне понравился портрет моей ровесницы Екатерины Арсеньевой, жившей два с лишним века назад. Как же интересно, чем занимались ребята моего возраста в те времена! Куда побежит девочка после окончания работы над портретом, с кем она будет играть, и что будут подавать у них на ужин? Удивительно, если переодеть этого подростка в современную одежду, ее будет не отличить от моих школьных подруг.

Жемчужина Третьяковской галереи

Конец слухам о том, что шедевр Боровиковского «Портрет Лопухиной» забирает жизни молодых девушек, положил меценат Павел Третьяков. Он купил картину и поместил ее в свою галерею. Этим шедевром любовались многие современники художника, и до сих пор его продолжает рассматривать наше поколение.

Сначала картину Боровиковского хранила племянница Марии, дочь ее старшего брата. Портрет считали семейной реликвией. Именно в гостях у этого семейства П. М. Третьяков и заприметил знаменитый холст. Сегодня никто точно не знает, каким образом меценат уговорил хозяев продать ему картину. В собрание Третьяковской галереи эта жемчужина попала в конце 1880-х годов. В коллекции Павла Третьякова присутствуют и другие работы Боровиковского, но посетителям больше всего нравится этот холст.

Всего два раза портрет выставляли на экспозициях в Москве. За пределы России шедевр никогда не вывозили. Даже сегодня есть ценители творчества Боровиковского, которые приходят в Третьяковку, чтобы полюбоваться именно этим уникальным полотном. Возможно, некоторые из них хотят испытать на себе магию мастерства художника и доказать, что картина не проклята.

Популярные сочинения

Каждое лето, в каникулы я провожу на даче за городом там у нас большой участок, стоит уютная беседка, мангальная зона, а также большой бассейн, в котором я люблю плавать.

В произведении автор показывает переплетение взаимоотношений своего главного героя с Софьей с его недовольством и раздражением по поводу жизни московского дворянства, консервативных и эгоистичных воззрений, которыми оно пропитано.

  • Маврикий осипович вольф издательская деятельность реферат

      

  • Қатты дене механикасы реферат

      

  • Реферат попытка либерализации советского общества

      

  • Реферат на тему яблочный пирог

      

  • Реферат по гидротехнической мелиорации

Вариант 4

У М.Ю. Лермонтова есть такое прекрасное произведение «Герой нашего времени», которое я хотел бы обсудить с самим автором. Эта книга очень интересная и загадочная. Она рассказывает историю о человеке, который не может найти себе место в этом мире.

Первая глава книги, «Бэла», очень трогательная и вызывает у меня много вопросов. В ней рассказывается о любви героя к юной девушке по имени Бэла. Она была для него идеалом красоты и совершенства. Но почему герой так обращается с Бэлой, когда они встречаются в Петербурге? Почему он ее игнорирует и не показывает свои чувства? Хотелось бы спросить у Лермонтова, почему герой так странно ведет себя в этой ситуации?

Еще одна глава, которую я хотел бы обсудить с Лермонтовым, — «Тамань». Она рассказывает о герое, который живет в горной степи Кавказа. Герой испытывает много разных чувств — от любви и страсти до отчаяния и разочарования. Что заставляет героя искать приключений и опасностей на Кавказе? Почему ему не хочется возвращаться в цивилизацию? И самое главное — какие уроки и мудрости он хотел бы передать мне, молодому человеку?

Наконец, последняя глава книги, «История с пиковой дамой», впечатляет своей загадочностью и тайной. Она рассказывает о таинственной женщине, которая пророчит герою его смерть. Что же произошло, что заставило героя поверить в эти пророчества? Какие эмоции и мысли овладели им после этого события? Хотелось бы услышать ответы от самого Лермонтова.

В общем, я бы очень хотел пообщаться с М.Ю. Лермонтовым и обсудить с ним его произведение «Герой нашего времени». У меня много вопросов и мыслей, которые я хотел бы поделиться с ним. Эта книга заставляет задуматься о жизни и смысле существования. Она показывает, что даже самые сложные и загадочные люди могут иметь свою историю и причину для своего поведения.

Мне нравится3.5 k.Не нравится2.2 k.

Урок-развитие речи. Работа с картинами В.Боровиковского и З. Серебряковой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 49 г. Тулы»

Урок развития речи в 3 классе

«Работа с картинами В.Боровиковского «Портрет Безбородко с дочерьми», З.Серебряковой «Автопортрет с дочерьми»

Учитель: Устинова Е.Ю.,

1 квалификационная категория

2018 год

Цель урока:

показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным

Задачи:

освоение жанра изобразительного искусства «портрет»;

знакомство с понятием «автопортрет»;

формировать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать при

работе над картинами;

определять тему и настроение произведения.

Оборудование:

иллюстрации картин, лупы, словари.

Формируемые УУД:

— личностные : художественно-эстетическое, духовно-нравственное развитие на основе знакомства с живописью В.Боровиковского и З.Серебряковой;

— регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу;

— познавательные : ориентироваться в жанре картины, определять настроение автора, которым он хотел поделиться; рассматривать репродукцию и находить детали , осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

— коммуникативные : строить понятные высказывания, учитывать точку зрения выступающих, задавать вопросы, последовательно и полно передавать информацию.

Предлагаю вам сегодня сходить в « Музейный дом», познакомиться с новыми картинами. И на основе живописных произведений сравнить прошлое и настоящее. Что изменилось со временем, а что осталось неизменным.

Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.

— Вспомните, как называется глава, в которой мы работаем? ( Сравниваем прошлое и настоящее)

— На основе каких литературных произведений мы сравнивали? («Чук и Гек», «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей» и др.)

_ Найдите в «Музейном доме» два семейных портрета. Один написал русский художник Вл.Боровиковский, а другой – известная художница З.Серебрякова. Рассмотрите их.

— Вы поняли, какая семья жила в 18 веке, а какая в 20в.? Что помогло догадаться?

_ Как изменился внешний облик людей за два столетия? (Причёски,одежда)

— На портрете В.Боровиковского изображена графиня Безбородко с дочерьми: Любой(сл.) и Клеопатрой(спр.)

— Вы можете догадаться, кто изображён на картине З.Серебряковой? Прочитайте название картины. Оно вам поможет.

— Как понимаете слово «автопортрет»? (Художник изобразил сам себя )

— На портрете изображена сама художница с дочерьми: Катей(сл.) и Татьяной(спр.)

— Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете? Чем похожи? (Причёсками, фасонами платьев)

— А передал ли художник чувство, которое связывает людей на портретах?(Сидят прижавшись, обхватывают друг друга руками)

— Обратите внимание на медальон у графини. Что вы можете сказать о нем? (Он висит на длинной нитке жемчуга. Сам медальон держит младшая дочка, а нить держит мать, а также пропускает между пальцев и старшая дочь

Таким образом, все связаны одной нитью. А на медальоне портрет брата девочек и сын графини Андрей, который в это время находится далеко)

Сам медальон держит младшая дочка, а нить держит мать, а также пропускает между пальцев и старшая дочь. Таким образом, все связаны одной нитью. А на медальоне портрет брата девочек и сын графини Андрей, который в это время находится далеко)

— Рассмотрим портрет З.Серебряковой. Что мы можем сказать о нем? Что бросается в глаза? (Три человека близки друг другу: благодаря переплетению рук они составляют единое целое)

— Какое выражение лица у матери? (излучает добро, любовь, нежность)

— Доверительные ли у них отношения? (Да, мать близкий им человек)

Итак. Подытожим.

— Что меняется с течением времени? (Одежда, прически)

— Что остаётся неизменным, несмотря какой век за окном- 18 или 20? (Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих детях, тревога за них – это то, что остаётся неизменным независимо от исторического времени)

Слайд 6В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы:

1) свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный

пафос поэзии М.Ю. Лермонтова; 2)действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни; 3)одиночество – мотив и основная тема творчества; 4)странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возращение, его дорога бесконечна. И даже смерть – лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний; 5) изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие – знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»; 6)Родина; 7)память и забвение; 8) обман; 9)мщение; 10) покой; 11) земля и небо; 12) сон; 13) путь; 14) время и вечность; 15) любовь; 16) смерть;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: