Краткое содержание «Недоросля» (по действиям)
Действие 1
Госпожа оценивает пошитый для Митрофанушки кафтан и отмечает, что одежда ему не по размеру. Ругает портного Тришку, который говорит, что самоучка, и шить умеет плохо. В ответ Простакова оскорбляет его за «скотские рассуждения» и требует позвать мужа.
Супруг ничего сказать не смеет. Жена недовольна. Она срывается с криком на няню сына Еремеевну, спрашивая, почему «дитя» не накормлено. Кормилица неуверенно замечает, что мальчик съел пять булочек. Мать считает, что няня жадничает. Митрофанушка жалуется на плохой сон, в котором бедная маменька отбила руки, пока наносила удары по нерадивому папеньке.
Тарас, прибывший брат Простаковой,сообщает о своих намерениях жениться на богатой сиротке Софье. Она осталась без родных, а дядюшка – в Сибири. Ей принадлежит это имение, и пора породниться с девушкой. Ему нравится идея, что на её плодородных землях можно развести немало свиней.
Приходит сама «невеста» с посланием от дяди. Простакова просит чиновника Правдина зачитать его: она грамоте не обучена. Митрофанушка тоже не умеет читать, писать. Из письма узнают, что Софье досталось наследство. Госпожа тут же заявляет, что девушке нужен жених.
В деревню прибывают солдаты.
Действие 2
С солдатами приезжает и офицер Милон. Он приставлен к господам для дачи на них характеристики. Он приходит навестить Правдина. Чиновник называет хозяина поместья дураком, а его жену – злой фурией. Милон замечает Софью – девушку, в которую влюблён. Они были в разлуке и потеряли друг друга, но вот нашлись.
Софья жалуется возлюбленному, что госпожа задумала выдать её за своего сына. Сообщает, что не смогла дать решительного отказа, сославшись на то, что выбор будет зависеть от Стародума. Милон ревнует. К беседе присоединяется Скотинин, тоже намеревающийся сделать Софью женой. Он расписывает свои достоинства, выгодно отличающие его от племянника.
При появлении Митрофана дядя набрасывается на него с кулаками, Еремеевна пытается разнять их. Пришедшая вскоре Простакова винит женщину, что та плохо защитила ребенка от драчливого Скотинина.
Действие 3
Прибывает Стародум. Беседует с Правдиным. Из диалога понятно, что он – человек высокого достоинства, чести, ценит духовное выше материальных благ. Считает, что образование – хорошо, но душа превыше всего.
Встречается с Софьей и сообщает, что приехал освободить её. Стародум – умудренный опытом человек, многое повидал и понял, что чины должны быть заслужены, а не выпрошены. Даёт совет племяннице: она вправе сама выбирать, за кого идти замуж, – из любого сословия и положения.
Бранящиеся Простакова с Тарасом изначально хамят, а потом привечают Стародума и начинают заискивать, льстить ему. Неожиданно дядя говорит, что заберёт Софью, поскольку у него уже имеется кандидат на роль её супруга. Скотинин и его сестра наперебой хвалятся: Тарас – за себя, Простакова – за сына. Госпожа приводит учителей в доказательство, что, мол, Митрофанушка обучается.
Простакова заставляет сына немного проявить усердие в учебе, на что тот отвечает: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Учитель Вральман убеждает госпожу, что сыночку и так есть, что показать.
Действие 4
Стародум учит Софью распознавать лжецов и пройдох вроде Простаковых
Дядя говорит о важности добродетельных поступков, совестливых, и что следует остерегаться зависти. Порой внешне пристойный, умнейший человек оказывается настоящим чудовищем внутри
Дядя знакомится с Милоном, не подозревая, что именно его ему советовали выдать за Софью. Стародум рад встрече с офицером, а после племянница признаётся, что влюблена в него. Обстоятельства сложились благополучно.
Стародум резко отвергает кандидатуру Скотинина, когда тот настойчиво заявляет о себе. Митрофанушка тоже спешит блистать талантами. Но его познания совершенно нелепы и неверны. Отказ ждёт и его.
Но госпожа идёт на отчаянный шаг – похищает невесту.
Действие 5
Правдин сообщает, что имение Простаковых переходит под государственную опеку, а крепостные – под защитой от насилия и тирании хозяйки. От такого известия она падает в обморок. Её планы по похищению тоже срываются – Еремеевна сознаётся, что должна была выкрасть Софью по указу госпожи. Девушка спасена Милоном.
Вскрывается правда: Простакова не платила учителям, накопила долги, а Вральман оказывается бывшим кучером Стародума, но не педагогом.
Стародум с Софьей прощаются и уезжают. Простакова плачет, сетуя, что теперь вся надежда у неё на сыночка. Митрофан призывает её отвязаться. Правдин корит его за грубость и отправляет служить в армию. Митрофанушке всё равно куда. Стародум напоследок о Простаковой: «Вот злонравия достойные плоды!»
Анализ комедии Фонвизина «Бригадир»: краткое содержание и характеристика героев
Действие пьесы «Бригадир» происходит в помещичьем доме советника. В нем, помимо хозяина дома, его дочери Софьи и супруги (мачехи Софьи), находятся сваты – бригадир (генеральский чин) с супругой и сыном Иванушкой, который является женихом дочери советника. У самой Софьи есть возлюбленный – помещик Добролюбов, который в качестве жениха ее отцом не рассматривается, так как не имеет достойного состояния.
У каждого из персонажей пьесы свои представления о том, что хорошо, а что плохо.
- Советник и бригадирша ценят деньги, хозяйственность и экономию. Причем известно, что советник оставил службу после введения закона о мздоимстве – без возможности брать взятки служба потеряла для него интерес. Он остался убежден, что умение найти лазейку в законе и повернуть дело так, чтобы правым оказался заплативший больше, обязательно пригодится в жизни.
- Бригадир советует сыну читать воинский устав, сожалеет, что не отдал его на военную службу, все оценивает с позиции силы или слабости. Жену считает дурой, хозяйством не интересуется, но понимает, что сын у него вырос никчемным человеком. Он олицетворяет бездушие, грубость, порок и косность. Именно поэтому и сама пьеса получила название «Бригадир».
- Советница изнывает от тоски, так как в провинции не с кем флиртовать. Радость ей доставляет только примерка новых шляпок и чтение любовных романов.
- Сын бригадира Иванушка побывал в Париже, после чего считает себя душой французом и презирает все русское. Убежден, что важнее то, что на голове, чем то, что в голове, так как последнего никто не видит. Эту точку зрения разделяет и советница.
- Только Софьи и Добролюбов ценят истинные добродетели: правду, справедливость, искреннюю любовь.
Порочность большинства героев, кроме Софьи, Добролюбова и бригадирши, подчеркивает их готовность к измене. Иванушка и советница признаются друг другу в чувствах и в готовности вступить в связь, уехать вместе в Париж. Бригадир положил глаз на советницу, а советник – на бригадиршу.
В результате все интрижки раскрываются. Добролюбову же удается выиграть дело благодаря вмешательству высших чинов, заставивших судий действовать справедливо. В результате он становится обладателем 2000 душ (то есть богатым). Благодаря этому советник с радостью соглашается отдать за него дочь.
Порок наказан, добродетель вознаграждена. Одновременно утверждена вера в справедливость высшей власти.
Пьеса не длинная, хоть и состоит из 5 действий. В ней показан быт помещиков: они пьют чай, играют в карты. Действие происходит в одном месте, укладывается в один день. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. В каждом доминирует какая-либо одна черта характера. Герои имеют имена, говорящие об их принадлежности к тому или иному социальному слою или об их внутренних качествах: Софья (мудрость), Иванушка (дурачок), Добролюбов (любящий добро), советник (гражданский чин), бригадир (военный чин). Это позволяет отнести комедию Фонвизина «Бригадир» к числу классицистических произведений.
4 вариант
В изумительном юмористическом произведении Грибоедова любой персонаж имеет свои своеобразные нестандартные особенности. В числе непонятных характеров в произведении отображена Софья. В ней собраны положительные качества, к которым добавлено двуличие. От природы молодая особа одарена интеллектом, самостоятельным нравом. Она может переживать и обожать всей душой. Кроме всего прочего, Софья прекрасно образована и воспитана. Помимо пристрастия к литературе французских писателей, она к тому же универсально развита. Как раз, разбирая литературные работы романтических писателей, она познала мечтательность и чувствительность
Поэтому, после этого, она стала обращать внимание на Молчалина, который своим характером напоминал ей главных персонажей любовных произведений
Скорее всего, этот юноша, ей оказался по нраву потому, что она могла им руководить так, как ей заблагорассудиться. Любовные чувства к Чацкому помогут читателям разобраться в том, что эти два персонажа чем-то похожи друг на друга. И правда ей всего 17 лет, она считает себя самостоятельной. Ей все равно, что о ней рассказывают соседи. Но Чацкий об этом догадывается, и собственные фразы излагает молодой особе, потому что считает ее своим сторонником.
Софья, как и Чацкий, познала амурную разочарованность, потому что невольно услышала разговор Молчалина с Лизой. И ее любимый человек уже ей представляется совершенно по-иному, потому что она нужна была ему для того, чтобы подняться по служебной лестнице. В нужный момент она это обнаружила. Ведь будь она замужем, то она узнала бы, что такое разочарованность в любовных отношениях. Она совершенно не мечтала о Чацком в образе мужа, именно он открыл ей в этом глаза. Но, потому, что она выросла в консервативном социуме, то и человека она нашла безнравственного.
По какой причине же она на это пошла? Становиться ясно, что все трудности были из-за образования всех молодых особ той поры. Она совершенно не может отвечать за все свои действия и поступки. И все любовные действующие лица совершенно отличаются от настоящих людей. Девушка не может распознать настоящее нежные чувства от обмана. И мы догадываемся, что она, расставшись с Молчалиным, так или иначе, предпочтет себе любимого человека похожего на него.
Грибоедов, мне кажется, создал драматургию о жизненной действительности, а не о политике, и в нем добавил самое главное — любовные отношения. Критики подмечали, что в Софье имеются зачатки замечательной девушки. И это правда. Только Софья Павловна Фамусова стала первым образом на пути создания представлений русских женщин в отечественной письменности.
Секретарь «для некоторых дел»
После окончания университета, Фонвизин поступил на службу переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год, в 1763 году, он переехал в Петербург, где его назначили «быть для некоторых дел» при кабинет-министре Иване Елагине.
Денис Фонвизин. Изображение: wikipedia.org
Тогда же поставили первую комедию Фонвизина «Корион» — перевод повести французского писателя Жан-Батиста-Луи Грессе «Сидней и Силли, или Благодеяния и благодарность». Первую оригинальную комедию — «Бригадир» — Фонвизин закончил в 1769 году. Пьеса так понравилась публике, что писателя сравнивали с Мольером, основателем классической комедии. Издатель Николай Новиков писал: «…Столько по справедливости разумными и знающими людьми была похваляема, что лучшего и Молиер во Франции своим комедиям не видал принятия и не желал…» Дениса Фонвизина даже пригласили в Петергоф, чтобы он лично прочитал произведение императрице Екатерине II.
В 1769 году Фонвизин оставил службу у Елагина и стал секретарем государственного деятеля Никиты Панина. Там он вел переписку с российскими дипломатами при европейских дворах, под влиянием графа Панина он составил проект государственных реформ.
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова
В основе поэмы М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича…» представлены столкновение противоположных человеческий характеров, конфликт взглядов и принципов. Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати. Первый из них – Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна. Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортили его, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила. Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь: «Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать…» Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине. Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю. Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал: «Присмирели, небось, призадумались! Так и быть, обещаюсь, для праздника, Отпущу живого с покаянием, Лишь потешу царя нашего батюшку». Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает: «Ты поведай мне, добрый молодец, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться». В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения. Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей. Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина: «Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквям, А потом всему народу русскому…» На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так: «И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… К тебе вышел я теперь, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!» Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому». Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести. Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.
Жанр и направление
«Недоросль», безусловно, относится к направлению классицизма, которое отличается своими идеалами: здесь долг выше чувств, а разум — страсти. Так, невзирая на просьбы Простаковой, Правдин лишает ее власти над крестьянами. Службу он ставит выше сострадания. Проводя анализ «Недоросля» Фонвизина, можно выделить особенности классицизма в произведении:
- Практически все герои имеют «говорящие» фамилии.
- В произведении сохраняется единство времени и места.
- Описанные пороки имеют локальный характер, порицаются только отдельные представители дворянского класса, при этом государство описывается в положительном ключе.
История создания комедии «Недоросль»
Сатирическая направленность комедии. Национальная самобытность русского классицизма. Законы классицизма в комедии
Работа над комедией «Недоросль» была начата драматургом еще в 60-е годы. Понятие «недоросль» в XVIII в. означало юного дворянина, не сумевшего получить образование, считавшегося негодным к государственной службе, позже слово стало обозначать «молодого недоучку из обеспеченной семьи».
В первоначальном замысле в пьесе отсутствовала социальная сатира и не затрагивались проблемы крепостного права, это были сцены воспитания невежественного дворянского отпрыска Иванушки, которому были противопоставлены культурный офицер Миловид и просвещенный дворянин Добромыслов, ставшие в окончательной редакции Милоном и Стародумом. Образов Правдина, Софьи и Скотинина еще не было. В более поздней редакции появляются сатирически резко прорисованные образы Простаковой и Скотинина. Фонвизин в итоге создал пьесу смешную и серьезную одновременно.
Правительственные органы препятствовали постановке пьесы, лишь благодаря Н. Панину и его авторитету у наследника престола Павла I получилось поставить «Недоросль» в частном театре в 1782 г. Руководил постановкой сам Фонвизин, занимался подбором актерского состава и режиссурой. Премьера комедии прошла с успехом, восторженная публика в традициях того времени «аплодировала метанием кошельков» на сцену, что являлось актом высшего признания. Несмотря на это,вскорости труппа была расформирована,театр закрыт, Фонвизин превратился в опального литератора.
Комедия «Недоросль» была создана в традициях эпохи Просвещения и является произведением, в котором отражены главные черты классицизма: единство места, действия и времени; обозначено разделение на отрицательных и положительных персонажей. В пьесе сохранено единое сюжетное развитие, связанное со сватовством к Софье трех соискателей ее руки; событияв течение суток происходят в поместье Простаковых. В традиционных для пьес классицизма «говорящих» фамилиях отрицательных действующих лиц звучит неприкрытая авторская ироничная характеристика, в именах положительных героев – симпатия. В комедии корыстолюбивым и невежественным Простаковым и Скотинину противопоставлены образованные и благородные Стародум, Правдин, Софья, Милон.
Комедия «Недоросль» состоит из 5 действий. В экспозиции первого действия происходит знакомство с семейством Простаковых, Скотининым, Софьей и Правдиным. В завязке Софья, которую без ее ведома было решено выдать замуж за Скотинина, получает письмо от Стародума, извещающего о своем решении сделать ее своей наследницей. В последующих трех действиях события пьесы стремительно развиваются. Появляются возлюбленный Софьи офицер Милон и ее дядя Стародум. Простакова старается казаться радушной хозяйкой перед Стародумом, просит его проэкзаменовать Митрофана в познаниях. В этой сцене проявилась глупость не только юноши, но и его матушки, которая, не понимая иронии Стародума, радуется изворотливым глупым ответам «смышленого» сынка. В заключительном пятом действии наступает кульминация, происходит развязка действия. Простакова попыталась организовать похищение Софьи, осознав свое бессилие, намеревается выплеснуть свою злобу на слугах. Пресекая расправу Простаковой над крепостными, которые позволили сорвать ее планы, Правдин зачитывает указ об опеке над ее поместьем. В развязке пьесы от Простаковой все отворачиваются, даже горячо ею любимый сынок.
Анализ произведения «Недоросль» Дениса Фонвизина
Главным героем произведения является Иван Александрович Недоросль — молодой дворянин, который, вопреки своей фамилии, не является каким-либо идиотом и имеет несколько образования. Однако его недостаточная самостоятельность и зависимость от других людей делает его постоянной жертвой обстоятельств, и он становится символом общей неразвитости нравственной и интеллектуальной культуры России того времени.
В произведении Фонвизин исследует проблему «негероя». Он показывает, что человек, лишенный самостоятельности и решительности, неспособен принять решения и совершать поступки, которые влияют на его судьбу. Каждое действие Недоросля происходит под воздействием внешних обстоятельств и других людей, что приводит к его постоянной неудаче и страданиям.
Особое внимание в произведении Фонвизина уделяется проблеме образования. Автор критически относится к российскому образовательному процессу того времени и считает, что многие люди не получают должного образования из-за коррупции, лени и низкой квалификации учителей
Таким образом, Недоросль становится уродливым продуктом такой системы образования.
Однако Фонвизин не просто выступает против негативных аспектов своего времени, но и предлагает решения для преодоления этих проблем. В течение произведения Недоросль начинает осознавать свои ошибки и стремится изменить свою жизнь. Процесс его преображения помогает показать, что решение проблем образования и нравственности заключается в самообразовании и развитии личности.
Факты
- Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
- Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
- В произведении упоминается Франсуа Фенелон, написавший трактат «О воспитании девиц». Именно эту книгу читает Софья. Стародум одобряет выбор девушки, отталкиваясь от той мысли, что «автор Телемака» дурному научить не может.
- Благодаря «Недорослю» имя Митрофанушка, как и само слово недоросль, стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.
- Произведение было написано в д. Стрелино (ныне Солнечногорский районМосковской области).
- В материалах для журнала «Друг честных людей, или Стародум» имеются два письма, представляющие собой сюжетное продолжение «Недоросля»: письмо Софьи Стародуму с жалобой на то, что Милон женился на ней и вскоре изменил ей, влюбившись в «презрительную женщину», и ответное письмо Стародума, утешающего племянницу.
История создания
Анализ комедии «Недоросль» поможет нам глубже понять произведение, его основную мысль, проблематику и конфликт.
Сначала разберём смысл названия. В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало молодого дворянина, не имеющего документа об образовании. Недорослей не брали на службу и не разрешали вступать в брак.
Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в её просветительские идеи. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он изучал философию, юриспруденцию
Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности комедиям
Когда писатель вернулся в Россию, у него возник замысел произведения «Недоросль», он дал своим героям говорящие фамилии и имена, чтобы зритель глубже проник в идею пьесы, благодаря чему понял, в чём заключается смысл комедии. Работа над произведением заняла у драматурга примерно три года, она продолжалась с 1778 по 1782 год.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Недоросль»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Недоросль»
для самых компанейских —
Главные герои «Недоросль»
для самых занятых —
Читательский дневник «Недоросль»
для самых крутых —
Читать «Недоросль» полностью
Идея произведения
Главной темой комедии «Недоросль» Фонвизина считается духовный упадок дворян в эпоху крепостного строя. По мнению писателя, используемые педагогические методы оказывают значительное влияние на нравственность целого поколения.
В восемнадцатом веке детей помещиков воспитывали безграмотные няньки, иностранные граждане с непонятным образованием, дьячки-недоучки. Такие учителя могут обучать только юношей, напоминающих Митрофанушку – основного героя комедии.
В своем произведении Фонвизин стремился показать, что большинство дворян не помнит о чести или достоинстве. Они не выражают интересов государства и не выполняют его законы. Также эти люди не помнят о нравственности и морали.
Драматическое произведение Фонвизина получается более острым, поскольку в нем побеждают силы добра над злом. Но все это отличается случайным характером. Если бы Стародум не возвратился своевременно из Сибири, а Правдин не получил приказа отнять у Простаковой имущество, итог для Софьи был бы куда менее благополучным. Она бы не смогла уехать с молодым офицером Милоном, который имел прекрасное образование, а вышла бы замуж за глупого Митрофанушку.
Вопросы и ответы
Вопрос: Когда была опубликована комедия Недоросль?Ответ: Комедия была опубликована в 1782 году.Вопрос: Кто послужил прототипом Митрофанушки?Ответ: Прототипом Митрофанушки послужил Алексей Бобринский, сын богатого дворянина, славившийся своим невежеством.Вопрос: Где состоялась премьера пьесы Недоросль?Ответ: Премьера пьесы состоялась в петербургском театре в 1782 году.Вопрос: В чем значение этой комедии для русской литературы?Ответ: Недоросль заложила основы русской бытовой комедии и сатирической драматургии. Это одна из первых реалистических комедий в русской литературе.
Действующие лица пьесы и их характеристика
В произведении представлено множество героев, среди которых можно выделить основных и второстепенных.
Главные герои комедии
Госпожа Простакова — дворянка, жёсткая, необразованная женщина. Деспотичная и грубая помещица, жестоко наказывает крестьян и даже бьёт собственного мужа. Слепо любит своего сына Митрофанушку.
Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глуповатый и ленивый, так как 3 года учился некоторым наукам, но так ничего и не постиг. Умеет хитрить, заискивать перед матерью. Недоросль. Именно так называли молодых дворян, не получивших от учителей документа об образовании. Им не разрешалось вступать в брак и поступать на государственную службу.
Тарас Скотинин — родной брат Простаковой, дядя Митрофана. Дворянин, глупый и невежественный. Любит только свиней. Хочет жениться на Софье, чтобы получить богатое наследство. Его фамилия говорит о том, что его «скотские» поступки проявляются в грубости и неуважении к другим людям.
Софья — (в переводе с греческого «мудрая») образованная. Честная девушка с добрым сердцем. Племянница Стародума, восхищена его идеями, влюблена в Милона.
Стародум — опекун Софьи, мудрый и порядочный человек 60 лет. Свое состояние он заработал честным трудом, трудясь в Сибири. Когда-то служил при дворе, но не мог спокойно смотреть, как другие хотят «выслужиться». Вскоре уволился и «принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».
Правдин — чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещицы к крепостным. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель нового образованного дворянства.
Милон — порядочный молодой офицер, влюблен в Софью. На службе отличился храбростью. Знает такие понятия, как «честь» и «доблесть».
Другие персонажи
Терентий Простаков — слабохарактерный помещик, который старается во всем угодить властной супруге. Сама фамилия говорит о том, что он «простак». Не имеет собственного мнения. Готов терпеть от жены побои и унижения. Своего сына любит и гордится им.
Еремеевна — крепостная, служит Простаковым уже 40 лет. Няня Митрофанушки. Очень любит своего воспитанника. Беспрекословно выполняет все прихоти хозяйки.
Тришка — портной, рассудительный и умный, не боится спорить с госпожой.
Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Отказывается взять деньги за обучение, так как считает, что ничему не научил Митрофана.
Кутейкин — семинарист, преподает грамоту. Нерадивый наставник, малограмотный, говорит церковнославянизмами. Но всё же берет деньги за обучение.
Вральман — учитель французского. Фамилия подчёркивает лживость немца, который когда-то был кучером Стародума. Получает 300 рублей в год, но ничему не учит.
История создания
Фонвизин побывал во Франции, где в 18 веке процветало театральное искусство. Ничего подобного в России не было и близко. Он решил написать такую пьесу, которая будет актуальной и вызовет у зрителя интерес, станет популярной и востребованной для постановок на сцене. Темы дворянства, обучения и крепостного права, конфликта сословий и поколений были обсуждаемы в народе, поэтому автор не прогадал с выбором проблематики для пьесы.
Денис Иванович лично занимался подготовкой спектакля и подбирал актеров. Он не ошибся, и пьеса произвела эффект, нашла отклик в сердцах людей, и они поспешили в театры.
Анализ культурных отсылок в произведении
Анализ культурных отсылок в произведении «Недоросль» является важным аспектом изучения этого произведения. Фонвизин использовал множество культурных отсылок, чтобы создать более глубокий и интересный текст. Одной из таких отсылок является упоминание о «Тартюфе» Мольера. В «Недоросле» герой Кукулин сравнивает своего отца с Тартюфом, что указывает на то, что отец Кукулина является лицемером и фальшивым человеком.
Еще одной культурной отсылкой является упоминание о «Гамлете» Шекспира. Герой Кукулин использует фразу «быть или не быть» из «Гамлета», чтобы выразить свои сомнения и страхи. Это указывает на то, что Кукулин не уверен в своих действиях и не знает, как поступить в сложной ситуации.
Также в произведении есть отсылки к русской культуре. Например, герой Кукулин называет свою невесту «Лапоть», что является устаревшим названием для обуви из льна. Это указывает на то, что Кукулин не уважает свою невесту и считает ее низшей по социальному статусу.
Анализ культурных отсылок в произведении «Недоросль» помогает понять глубинный смысл текста и отношение автора к различным аспектам жизни. Кроме того, это позволяет читателю лучше понять культурный контекст, в котором было написано произведение.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Мы в ответе за тех, кого приручили Все когда-то слышали такую известную фразу «мы в ответе за тех, кого приручили». Но возможно не все понимают ее смысл. А некоторые возможно и не предает этой фразе никакого значения
- Сочинение Что можно делать в лесу? (6 класс) Лес – это прекрасное место, в котором полно загадок и чудес. Побывать в лесу стоит в любое время года. Каждый человек, живущий в шумном городе, мечтает хотя бы на денек вырваться на природу. Подышать свежим воздухом
- Анализ произведения Свои люди — сочтемся Островского Александр Николаевич Островский представил комедию «Свои люди — сочтемся» в 1850 году. Она стала первой из его выдающихся произведений, впоследствии прославивших имя писателя.
- Сочинение по картине Фашист пролетел Пластова (описание 5, 7 класс) Аркадий Александрович на своей картине изобразил зверство фашиста. Обстановка, которую передаёт автор, навеивает ужас и страх. Для нацистов нет ничего святого, они прекрасно видели, что на поле ребёнок, который вышел на прогулку со своими животными.
- Мысль семейная в произведении Война и мир Толстого сочинение Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это переплетение множества важных и актуальных во все времена тем. Но для меня оказалась самой близкой и понятной тема внутрисемейных отношений и родственных связей.
- Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» раскрывает одну из основных тем своего творчества: тему любви и смерти. Он представляет перед читателями жизнь гимназистки Оли Мещерской
- Анализ произведения Фонвизина Недоросль В 1782 году, один из знаменитых российских писателей, Денис Фонвизин создал своё популярное юмористическое произведение, которому он дал название «Недоросль». Писатель коснулся
- Сочинение на тему Когда моя мама училась в школе (6 класс) Мама рассказывала, что когда она училась в школе интернета, компьютеров и сотовых телефонов не было. Тогда были другие времена. И многое из того, что школьники делали тогда, сейчас кажется странным и непонятным
- Сочинение по картине Не взяли на рыбалку Поповича (5 класс Ладыженская) О.В. Попович – русский художник, который в своем творчестве изображает быт людей, их жизнь, повседневность, знакомые для всех ситуации.
- Сочинение по картине Итальянский полдень Брюллова (описание) Карл Брюллов – известный художник, написавший не одну картину, известную во всём мире. Свой творческий путь начала ещё с раннего детства, и смог резвится до уровня мирового искусства. Сейчас его картины известны
Популярные сочинения
Человек — существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.
Аня Раневская представляется читателям не главным действующим лицом литературной работы, но ее фигура в представлении идейно-смысловой нагрузки сочинения как бы то ни было является весьма значительной.
-
Пиковая дама сочинение преступление и наказание
-
Написать сочинение используя суффиксы еньк оньк его повод
-
Сочинение на тему жизнь и творчество гоголя
-
Сочинение эссе о любви к родителям сергия радонежского
- Сочинение на тему в чем поучительность истории купеческого короля лира
История создания
Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.
После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.
Сама же комедия была опубликована двумя годами позже.
Образ героев
Положительным персонажем в рассказе Лермонтова выступает Калашников. Главный герой изображен в виде образа русского человека тех времен, который отличался своей простотой, сердечностью, честностью и благородством. Автор представляет его как человека, который очень трогательно относится к своим близким, заботиться. Нельзя сказать, что Родину он любил меньше, ведь готов был сражаться за нее до последнего. Образный портрет его таков:
- сильный;
- мужественный;
- статный.
Калашников любил всем сердцем свою жену и был успешным во многом. Он человек чести, поэтому важным решением для него было пойти на дуэль, ведь Калашников был намного слабее физически своего оппонента, и бой мог закончиться совсем печально, но героя это не испугало. Если говорить кратко, именно на том месте битвы решалось, быть семье Калашникова или нет.
В сравнении с ним Кирибеевич являлся полной его противоположностью. Герой имеет буйный нрав. Испытывав чувства к замужней женщине Алене Дмитриевне, он, даже, не смотря на то что она уже находилась в законном браке с купцом Калашниковым, докучает ей, чем посрамляет ее перед соседями. Описание такого поступка говорит о том, что совестливым и благородным человеком его назвать нельзя, ведь он опозорил честь венчанной женщины, а также соврал царю, одобрившему его сватовство к Алене Дмитриевне, что у девушки уже есть супруг.