Смысл произведения грибоедова «горе от ума»

Горе от ума анализ

История создания комедии, краткое содержание

По одной из версий, А. С. Грибоедова на создание пьесы «Горе от ума» вдохновил один занятный инцидент из его биографии. Пребывая на светском рауте в Петербурге, он увидел, как высшее общество обращалось с одним иностранным подданным — с демонстрацией раболепия и подобострастия.

Александру Сергеевичу такая манера не понравилась и вызвала в нем бурю негодования, о чем он открыто высказался перед публикой. Однако аристократия высмеяла точку зрения Грибоедова, вмиг окрестив писателя «сумасшедшим». Слух о его «скандальном» поведении распространился по всем высшим кругам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

После произошедшего у Грибоедова зародилась идея выставить все лицемерие высшего общества в своем сатирическом произведении, несущим социально-политический подтекст.

«Горе от ума» писатель написал за два года. Все герои пьесы имеют реальные прототипы из жизни. Произведение стало самым знаменитым и ценным плодом творчества Грибоедова.

Комедия освещает актуальный по тем временам в обществе конфликт между консервативным дворянством и приверженцами прогрессивных взглядов. Писателя не устраивали господствующие нравы богатого сословия. Его желание выставить его представителей в неприглядном виде выглядело смело и вызывающе.

Краткое содержание «Горе от ума»

Дочь богатого чиновника из Москвы начала роман с секретарем своего отца. В это время ее друг детства вернулся из своего путешествия. Он был влюблен в девушку, но она уже успела забыть о нем за три года.

Чиновник хотел найти богатого жениха для своей дочери, но его пугали взгляды молодого человека, которые противоречили устаревшим ценностям общества в Москве. Дочь была свободомыслящей и обиделась на своего друга за то, что он пренебрежительно отозвался о ее новом увлечении — секретаре. Тем не менее секретарь ухаживал за дочерью чиновника по должности, но в действительности он был влюблен в ее привлекательную служанку.

Молодой человек начал подозревать, что дочь чиновника влюбилась в кого-то. Он не мог поверить, что она могла полюбить секретаря, считая его ничтожеством.

На балу, который проходил в доме чиновника, дочь была раздражена и рассказала людям о том, что молодой человек сошел с ума, из-за его необычных рассуждений, которые были слишком современными для того времени. Все поверили в ее слова.

Увидев, что все отвергают его, молодой человек решил уйти. На пути вниз по лестнице он услышал, как секретарь признается в любви к служанке. Дочь чиновника также услышала это и была обижена. Это привело к скандалу: дочь чиновника выгнала секретаря из дома, а молодой человек упрекал девушку в том, что она предпочла жалкого подхалима ему.

Один чиновник услышал шум и пришел посмотреть, что происходит. Он подумал, что его дочь связалась с человеком, которого она назвала сумасшедшим. Он возмутился, пригрозил отправить дочь к тете в деревню и запретил молодому человеку появляться в его доме.

Юноша был оскорблен и заявил, что не собирается жениться на дочери чиновника. Он посоветовал девушке, чтобы она помирилась со своим секретарем, который станет для нее хорошим мужем.

Молодой человек сказал чиновнику, что он непременно найдет для своей дочери жениха-богача. Затем он уехал из Москвы и больше не вернулся.

Жанр произведения

«Горе от ума» — это комедия. В откровенной сатире А. С. Грибоедов насмехается над лицемерием, необходимостью прислуживать ради продвижения по карьере и социальной лестнице, ограниченностью необразованных представителей дворянства. Сам автор также говорит о том, что его пьеса – это комедия в стихах. Однако ее главного героя и ситуацию, в которую он попадает, никоим образом нельзя назвать комичными. Судьба Чацкого – сложная и заслуживающая сочувствия: он одинок, его не принимают люди его круга, его любимая выбирает другого.

Благодаря такому резкому контрасту между жанром, на который претендует пьеса, и тем, что на самом деле в ней происходит, «Горе от ума» становится одним из первых произведений в жанре реализма, который до Грибоедова в русской литературе применялся мало. Реализм отражает положение вещей, каким оно представляется в жизни: судьбы людей и общественные взгляды зачастую совсем невеселые, но всегда есть, над чем посмеяться. Способность к иронии и самоиронии дает человечеству возможность двигаться вперед: ведь так или иначе, когда в XIX веке в искусстве стали массово порицать ограниченность дворян и признания их передовым классом, уже в XX веке ситуация в России в корне переменилась вовсе, и дворян не стало как таковых. На смену прошлым пришли уже другие проблемы, но так или иначе – жесткое расслоение общества прекратилось.

В «Горе от ума» автор использует классические для комедий приемы. В центре сюжета – любовный треугольник, где за сердце девушки борются двое мужчин с противоположным видением мира. При этом их различия иногда настолько явные, что становится смешно.

Однако не на любви единой строится классическая комедия с элементами реализма. В пьесе рассматриваются масштабные социальные проблемы, которые были актуальны для всей страны, и автор смеется над ними. Например, очень характерным приемом являются последние строчки произведения. Если обычно в литературе автор старается в конце подвести итоги и закончить громкой фразой, подтверждающей, что читатель может сделать для себя определенный вывод, то «Горе от ума» заканчивается монологом Фамусова, который задается вопросом – а что же скажет про него знакомая княгиня? Это все, что его волнует, и это вызывает улыбку у читателя, ведь на протяжении четырех действий до этого ему показывали резкий контраст между справедливым Чацким и ограниченным Фамусовым… и последним же и закончили.

Проблематика произведения

При анализе стоит разобрать проблематику произведения.

Автор поднял проблемы, которые до сих пор волнуют общество:

  1. Спор поколений. Грибоедов пытался показать, как отличается старое дворянство от нового. Он надеялся, что молодое поколение сможет преобразить мир, который погряз в жестокости и лжи.
  2. Нравы дворянства. Писатель демонстрирует дворянское общество с худшей его стороны. Автор считал, что фамусовское общество полностью состоит из разврата, лжи и жестокости. Люди, которые составляют бо́льшую часть дворянства, являются паразитами, удовлетворяющими только свои низменные потребности.
  3. Развитие страны. На протяжении произведения некоторые герои рассказывают о своих знакомых, которым не нужна светская жизнь, поскольку они решили посвятить себя науке и искусству. Такое преображение в стране даёт понять, что ни Фамусов, ни Скалозуб уже ничего не смогут поделать с переменами.
  4. Образование. Автор положительно относится к людям, которые занимаются образованием и хотят открывать для себя что-то новое. Дворянство, высмеивающее людей науки, он отвергает.
  5. Судьба. Главный герой надеялся, что сможет жениться на Софье и прожить с ней счастливую жизнь. Однако его планам не суждено сбыться.
  6. Любовь. Грибоедов учит читателей, что нельзя слепо отдаваться любви. Если, не думая, идти на поводу у чувств, то можно повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  7. Идеалы декабристов. В произведении представлены традиции декабристов, выступавших за отмену крепостного права и демократизацию российского общества. Автор высмеивал дворян и поощрял мировоззрение и цели Чацкого, который выступал за прогресс в стране.

Система персонажей

В этом произведении много персонажей разной степени значимость. Но главными являются несколько.

Александр Андреевич Чацкий — сирота, воспитанный Фамусовым. Три года он провел заграницей, взгляды его изменились и стали чужеродными. Он умен, остроумен и прогрессивен – критикует тогдашнюю помещичью Россию с ее крепостническими порядками. Хотелось бы добавить, что многие исследователи, следом за А. С. Пушкиным, в образе Чацкого видели образ самого Грибоедова. Это именно его ум, благородство, энергия воплотились в художественном образе. А Чацкий:

Фамусов – владелец дома, где происходит действие. Он – вдовец, имеющий взрослую дочь. С одной стороны, это – добрый человек, не лишенный сострадания: берет на воспитание сироту Сашу Чацкого и воспитывает длительное время. С другой – лицемер, лишенный чести и совести. Для него главное – высокий чин и деньги. А методы получения материальных благ значение не имеют: будь то взятки и лесть;

Софья – бывшая возлюбленная Чацкого, дочь Фамусова. Они с Чацким выросли вместе, и, естественно, влюбились друг в друга, как тогда казалось. Но не только Чацкий изменил свои взгляды за три года: Софья тоже расставила приоритеты и определилась с выбором ценностей. И этот выбор – не в пользу Чацкого;

Избранник Софьи – Молчалин, секретарь Чацкого. Именно его Софья предпочла Чацкому, ведь он более «удобен» и пригоден для совместной жизни, да и угождать умеет преотлично. Да, он глуп, и что с того?

Второстепенные персонажи – неактивные действующие лица, оказывающие значительно влияние на развитие сюжетной линии:

  1. Скалозуб – офицер, зацикленный на военной карьере;
  2. Репетилов – друг хозяина дома. Из-за распутной и бурной жизни в молодости он не смог обеспечить себе должную карьеру и достойное положение в обществе.

Комедия написана в стихотворной форме – шестистопным ямбом, эту манеру Грибоедов перенял у Крылова. Иногда автор отступает от установленных правил написания и переходит на строчки меньшей длины – это уменьшает тяжеловесность и однообразие. Язык – живой, литературный, реальный язык того времени: «аглицкий», «карбонарии», «вельможа в случае». У каждого персонажа – свой лексикон и манера говорить. Конфликт между Чацким и остальными отражен и в разговорной речи персонажей. Особенностями написания являются драматургическое и художественное мастерство.

Иначе говоря, «Горе от ума» — это, конечно же, произведение, отражающее, прежде всего, дух своего времени, однако, в то же время, это современное произведение, которое отчетливо и ясно отображает ум и глупость, быт и повседневность, политические идеалы прошлого и современности.

Не будучи профессиональным писателем, Грибоедов создал гениальное произведение, оказавшее огромное влияние на русскую литературу. Здесь – и приобретение познаний: широко представлена жизнь московских дворян после событий 1812 года, их проблемы, тревоги и мировоззрение. И процесс отрыва передовых дворян от широкого общества, родной среды. Автор избежал схематизма и великолепно передал всю сложность персонажей и той эпохи. Поэтому, комедия имеет огромное литературное и историческое значение.

Вариант 8

«Горе от ума» – это произведение, которое раскрывает проблемы русского общества начала XIX века. Оно описывает жизнь дворянской среды, ее привычки и нравы, а также демонстрирует различные взгляды на жизнь и образование.

Одним из главных героев произведения является Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин, который возвращает себя в родной город после трехлетнего отсутствия. Чацкий – образованный человек, который несмотря на свой молодой возраст, обладает глубоким пониманием многих вопросов. Однако его проникновенность и мудрость порой не дают ему спокойно жить в современном ему обществе. Он находит в нем множество противоречий и проблем, которые он пытается решить своими знаниями и идеями.

Моё отношение к главному герою «Горе от ума» двойственное. С одной стороны, я уважаю его образование, ум и понимание жизни. Он несомненно является примером человека, который всегда стремится к самосовершенствованию и общественной полезности. С другой стороны, он порой выглядит гордым и непонимающим окружающих людей, что создает у него множество проблем.

Примером такой гордости можно назвать момент, когда Чацкий высмеивает местных дворян за их поверхностный интерес к Западу. Он не понимает, что они стремятся к совершенству так же, как и он сам, но в других направлениях. К тому же, его общение с Софьей выдает его личные проблемы и недостаток общительности.

Вместе с тем, я считаю, что Чацкий – это образец мудрости и образованности, и его идеи и мысли могут стать примером для нашего общества. В жизни также многие люди подобны ему в своих стремлениях к самосовершенствованию, их пример может вдохновлять на подобные достижения.

Таким образом, «Горе от ума» – это произведение учит нас как справляться с трудностями в понимании своих желаний и принятии собственных ошибок

Но важно не зацикливаться на этом и продолжать двигаться вперед, извлекая уроки из прошлого и стремясь к лучшей версии себя

Мне нравится624Не нравится284

Рейтинг сочинений

2310

859

563

450

340

296

282

273

Основная идея пьесы и ее культурологическое значение

Несмотря на то, что жанр пьесы определяется как комедия, произведение освещает самые актуальные проблемы того времени, вскрывает нарывы и пороки общества, так долго остававшиеся без должного внимания: невежество, леность, дурное воспитание, несправедливость крепостничества, несовершенство государственного устройства и другие.

Недаром герои рассуждают о судебной системе присяжных, об образовании и цензуре — Грибоедов грамотно вплетает животрепещущие темы в сатирическое и развлекательное произведение.

В обществе фамусовых лучшие умы чахнут и уходят в изгнание, а самые благородные порывы погибают в зародыше. Молчалин, например, стараясь попасть в высшее общество, вынужден изворачиваться и подчиняться законам барина, иначе его ждет бедность и безвестность. Молодой человек живет по принципу: хочешь жить — умей вертеться.

Стилистически комедия построена по жанру классики: диалоги героев, монологи, говорящие фамилии, характеризующие персонажей. По сей день спектакли пользуются большим успехом во всех уголках страны.

Все герои сочетают в себе множество черт — вопреки классическому подходу, здесь нет строго положительных или строго отрицательных персонажей. У Чацкого, при всех его достоинствах, есть и негативные черты: импульсивность и вспыльчивость. Узнав, что Софья любит другого, он демонстрирует обиду и ревность, которые не в силах сдержать.

Каждого героя автор наделяет свои уникальным языком общения, присущим конкретному персонажу. Это было трудно осуществить, так как комедия написана в стихах. Однако Грибоедову удалось справиться с задачей.

Пьеса почти сразу стала популярной в обществе. Современники утверждали, что цитаты стремительно разлетелись и «ушли в народ», став афоризмами. Многие из них мы употребляем и сегодня:

  • «А судьи кто?»;
  • «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
  • «Где ж лучше? // Где нас нет»;
  • «Дома новы́, но предрассудки стары».

Грибоедов не был писателем по основному роду деятельности, однако смог создать произведение, опережающее свое время и ставшее источником вдохновения для начинающих творцов. Оно отражает действительность той эпохи и жизнь дворян с их приверженностью к консерватизму.

Композиция

Драма состоит из четырех частей, каждая из которых содержит несколько сцен. Все действие происходит в течение одних суток в городе Бряхимов на Волге.

Начало истории связано с приездом Паратова. Завязка заканчивается на сцене 8, когда Лариса и Паратов объясняют свои действия, и на сцене 11, когда Паратов придумывает план, как подпоить Карандышева.

Лариса рассказывает Паратову, почему вышла замуж. Весь остальной сюжет можно рассматривать как борьбу Ларисы за сердце Паратова. Она видит в нем идеального мужчину, созданного ее воображением, но не видит его настоящей личности.

Лариса не вызывает сочувствия у окружающих, она рассматривается как красивая вещь даже для своей матери и жениха.

В пьесе происходит кульминационный момент, когда Лариса поет, а ее чистая и поэтическая душа трогает Паратова. Он чувствует вновь любовь, но осознает, что это просто благородные чувства, которые проснулись в его душе.

В четвертом действии основная тема — купля-продажа — достигает своего развития в явлении шестом, где Кнуров и Вожеватов бросают жребий, чтобы решить, кто получит Ларису.

В явлении 11 происходит фактическая развязка, и важная сцена с психологической точки зрения, когда Лариса хочет проститься и умереть, но не решается на последний шаг.

Пьеса заканчивается смертью Ларисы, которая прощается со всеми, кто, по ее мнению, привел ее к гибели, и платит за свои собственные иллюзии и ошибки.

Анализ 3

Одним из самых удивительных произведений девятнадцатого века по праву считается комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Она  создавалась писателем в 1822-1824 годах, спустя десять лет после Отечественной войны 1812. Во время написания пьесы Грибоедов вдохновлялся рассказами своей подруги детства Евгении Греховой.

«Горе от ума» содержит в себе элементы различных литературных направлений, таких как: классицизм, романтизм и реализм. В комедии соблюдено одно из трех единств, включенных в нормы классицизма: единство времени. Однако, другие законы классицизма не соблюдаются: в комедии четыре действия, вместо пяти; отсутствует единство действия: в произведении две сюжетных линии.

Также следует обратить особое внимание на композицию произведения. Она кольцевая: все началось и закончилось в доме Фамусова

В основу комедии положен общественный конфликт. Это конфликт разных характеров и мировоззрений, в котором Александр Андреевич Чацкий выступает против всего московского общества. Чацкий ярый противник крепостничества. Он хочет служить  делу и считает службу деятельностью во имя всеобщего блага, в то время как остальные используют служение для удовлетворения личных целей

Это подтверждается его фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».  Александр Андреевич против подражания иностранному, он считает что сохранение культуры и традиций собственного народа куда более важно. Также Чацкий «не признает властей», выступая за свободу личности

Второй, не менее важной основой произведения является любовная линия.  Грибоедов вышел за рамки общепринятого, разрушив «любовный треугольник» и создав «любовный квадрат». В центре данного «квадрата» находится девушка Лиза — служанка дома Фамусова

Она влюблена в другого слугу, Петрушку. В то же время девушке оказывают знаки внимания Фамусов и Молчалин, В последнего влюблена дочь Фамусова, Софья. В которую, в свою очередь, влюблены Чацкий и Скалозуб. В конечном итоге мы получаем длинную цепочку любовной интриги  комедии.

В заключении можно сказать, что пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»- это сложное произведение с кольцевой композицией, имеющее в своей основе общественный конфликт и любовную линию.  Данная комедия показывает нам, насколько сильно нежелание перемен у общества.  Произведение учит тому, что не следует бездумно подражать кому-либо, а быть самим собой, как бы тебя не осуждали.

Действие 2

  • званный обед с форелью;
  • погребенье;
  • крещенье.

Слушать планы нельзя без саркастической ухмылки: «она не родила, но по расчету (моему) должна родить».

К Фамусову в кабинет входит Чацкий. Начинается интересный диалог представителей двух поколений дворянства. Молодого человека интересует все, что связано с Софией. Отец в ответ пытается узнать планы: не надумал ли жениться? Чацкий выясняет, что ответил бы ему Фамусов на сватовство. Тот говорит, что хотел бы увидеть в нем умелого руководителя именьем. Главное, Фамусову хочется отправить юношу служить. Александр Андреевич парирует ему фразой, ставшей крылатой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусов приводит в пример Максима Петровича, покойного дядю. Он добился уважения и почтения с помощью нелепой ситуации. Оступившись один раз и развеселив знатных людей, он повторил падение несколько раз

Привлек к себе внимание и стал человеком, который сам дает чины, раздает пенсии. Чацкий выслушав пример, просто изумился, как можно получить место за счет собственного унижения («стучали об пол не жалея»), лести (лесть как кружево плели)

Все подлости предки скрывали под маской преклонения перед царем, а на самом деле мечтали только о своем карьерном росте и деньгах. Речи юноши пугают Фамусова. Он видит в нем «карбонари» (тайное политическое общество революционного оттенка), опасного человека. И чем больше говорит Чацкий, тем больше пугается Фамусов. Конец речи хозяин дома уже не слышит, он просто просит отпустить его, не спорить и не продолжать критику событий и людей его века.

Слуга объявляет, что прибыл полковник Скалозуб. Испуганный Фамусов кричит, что Чацкого нужно отдать под суд. Только на третий раз слуга смог докричаться до хозяина

Он просит Чацкого при Скалозубе вести себя осторожно и почтительно, не вести споров и завиральных идей. Говорит о возможном желании полковника жениться на Софии

Фамусов не видит срочной надобности в этой свадьбе, но и не исключает такой возможности.

Чацкий остается на несколько минут один. Он размышляет, о том, что женихов вокруг его любимой появилось неизвестное количество. Любовь, по его мнению, приходит к концу, не выдержав 3 года разлуки.

Сергей Сергеевич Скалозуб, Фамусов и Александр Андреевич Чацкий располагаются в одной комнате, начинают беседу.

Речь полковника построена однобоко. Он думает только четкими военными понятиями. Поэтому смешно слышать его ответ на вопрос о родстве с женщиной: «Мы с нею вместе не служили». О родне знает только, кто где и когда служил, чем отличился. Среди родных у Скалозуба есть брат, который вместо получения чина уехал в деревню читать книги. Скалозуб дружит с теми, кто открывает ему вакансии по службе. Он завидует более удачливым, жалеет себя. Ему пришлось 2 года ездить за полком, чтобы получить очередное звание. Мечта Скалозуба – стать генералом. Фамусов интересуется о его планах насчет женитьбы. Полковник жениться не прочь.

Интересно звучит характеристика Москвы: дистанции огромного размера, пожар способствовал ей много к украшенью. Еще оригинальнее в словах Фамусова описано чувство патриотизма. Девушки льнут к военным, потому что патриотки.

Чацкий включается в беседу, когда речь заходит о Москве. Его первое же суждение пугает Фамусова. Юноша говорит, что в столице новые дома, но старые предрассудки. Хозяин просит вспомнить, о чем просил в начале встречи. Ему приходится представить полковнику молодого человека. В его словах много негатива и критики:

  • не хочет служить;
  • не стал деловым;
  • тратит свой ум не туда.

К Чацкому и Скалозубу в комнату вбегает София вместе со служанкой. Она стремится к окну и кричит, что кто-то упал и разбился. Александр Андреевич замечает неподдельный страх девушки. Скалозуб представляет, что «дал маху» старик-хозяин. Лиза объясняет всем в комнате, что несчастье случилось с Молчалиным, не сумевшим забраться на лошадь. Полковнику интересно, как упал жалкий ездок: грудью или боком.

Чацкий не знает, как помочь любимой. Лиза просит принести воды, чтобы привести Софию в сознание. Очнувшись, девушка ругает Александра Андреевича, что он не помогает Молчалину, но Лиза подводит ее к окну, чтобы увидеть: все обошлось, и для паники нет причины.

Главные герои и их характеристика

В комедии «Горе от ума» идет противостояние между разными поколениями и их взглядами, которые могут быть либо прогрессивными, либо устаревшими. В пьесе много персонажей, которые представляют московское общество. Главные герои не являются копиями реальных людей, но некоторые второстепенные персонажи отражают черты современников автора. Таблица, которая описывает характеристики героев, может быть полезна для написания краткого содержания пьесы или письменной работы.

Персонаж Характеристика
Александр Андреевич Чацкий Молодой и симпатичный дворянин. Искренен и образован, но наивен. Одержим прогрессивными идеями о построении идеального общества. Патриот, но не хочет идти на государственную службу из-за прямолинейного характера. Пытается бороться с порочным дворянским обществом, но не всегда успешно.
Софья Павловна Фамусова Молодая дворянка. Подруга детства Александра. Образованна и красива. Искренна и наивна, из-за чего легко поддается чарам интригана Молчалина. Пускает слухи о сумасшествии Чацкого на балу, после того как он клеймит ее возлюбленного. Отвергает Молчалина в конце, когда узнает о его неискренности.
Павел Афанасьевич Фамусов Старый уважаемый дворянин с огромным влиянием и обширными связями. Известен как благородный и сдержанный, но на деле оказывается пошлым лицемерным стариком. Тиранит и угнетает тех, кто слабее его, и пресмыкается перед теми, кто сильнее. Занимается взяточничеством и кумовством.
Алексей Степанович Молчалин Секретарь Фамусова, молод, беден и не знатен. Коварный карьерист и интриган. Соблазняет Софью, чтобы воздействовать на Фамусова, но был разоблачен и отвергнут.
Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник русской императорской армии, быстро сделавший карьеру, но только за счет того, что многие офицеры были убиты в бою. Невежественный солдафон, которого все равно терпят в обществе. Был одним из кандидатов на руку Софьи.
Лиза Крепостная крестьянка, служанка в доме Фамусовых. Является объектом вожделения Молчалина и Фамусова. Рассудительна и осторожна, поэтому всячески избегает их ухаживаний.
Фамусовское общество Обобщенное наименование московского светского общества, состоящего из невежественных стариков-реакционеров, недалеких льстецов, интриганов и мужей-подкаблучников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: