Образ Дикого
Савел Прокофьич Дикой является ярким отрицательным персонажем, представителем «тёмного царства». Основными его качествами являются грубость, жадность и невежество.
Дикой недаром получает прозвище главного «ругателя» в городе: он ругается с утра и до вечера, со всеми, кто подвернется ему под руку. Особенно сильно достается тем, кто вынужден решать с Диким финансовые вопросы. Герою очень тяжело расставаться с деньгами, и он старается всячески обмануть или запугать людей, чтобы в итоге оставить их в дураках. Каждый, кто приходит к Савелу Прокофьичу за платой, неизменно будет унижен и оскорблен.
При этом сам Дикой — трусливый человек с низкой самооценкой. Когда приходится вступать в конфликт с человеком, который по статусу является равным или даже выше, Дикой тушуется, утрачивает всю свою привычную злость и резкость. Но он обязательно отыгрывается на более слабых и зависимых, чаще всего достается членам его семьи.
Всё, что интересует Дикого, — это деньги. Живя потребительски, он ничем не интересуется, у него нет каких-либо целей, желаний, хотя с его финансовыми возможностями он мог бы сделать много чего по-настоящему полезного.
Дикой является глупым, необразованным человеком, привыкшим жить в плену суеверий и предрассудков. Он не открыт знаниям, прогрессу, всё новое настораживает его. Глупость героя порождает его агрессивность, раздражительность. Изменить его способна лишь сила, еще более грубая, чем он сам, однако никто не может найти на Дикого управу.
Характеристика Дикого другими героями
Кудряш
Кудряш, как и все в городе, знает, что Дикой — человек агрессивный, без нравственных принципов и представлений о чести.
«Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.
Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.
Кудряш. Пронзительный мужик!»
«Как не ругать! Он без этого дышать не может».
Кудряш замечает, что главным поводом для ругательства со стороны Дикого являются деньги — ни одна сделка у него не проходит без страшной ругани.
«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
По мнению Кудряша, Дикой — человек ограниченный, невоспитанный, который не имеет ни малейшего представления о культуре поведения.
«Кудряш. Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»
Борис
Борис отмечает жадность своего дяди, который не намерен отдавать ему положенную часть наследства.
Борис понимает всю тщетность как-то угодить вечно всем недовольному и раздраженному Дикому.
«В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»
Жизнь под одной крышей с дядей открывает глаза Борису на его манеру общения с близкими, которых он совершенно не ценит. Дикой привык при каждом удобном случае срывать свое раздражение на членах семьи.
«Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».
Роль Савела Прокофьевича
Дикой считает себя хозяином всего города. Читая о том, как купец общается с крестьянами, и как они отзываются о нем, можно заметить безграничное хамство и грубость. Но они заканчиваются, когда Савел встречает того, кто может дать ему отпор. Это прямое указание на трусость героя, который не может сказать слова против того, кто имеет больше денег.
Пьеса написана в то время, когда богатые и невежественные самодуры имели преобладание перед всеми. Деньги превозносили таких людей до особого сословия, которое считало, что ему все доступно и разрешено. Такие типажи всегда высмеивались талантливыми авторами русской литературы. В сравнении с богатыми личностями всегда использовались обычные крестьяне, которые несмотря на отсутствие денег слыли более развитыми и умными людьми.
Речевая характеристика Дикого
Речь Дикого, его манера разговаривать с людьми, общая интонация наглядно демонстрирует все негативные качества персонажа: жадность, глупость, невежество, полное отсутствие культуры и уважения к собеседнику.
Язык Дикого отличается грубостью, он насыщен бранными, оскорбительными эпитетами и выражениями: «дурак», «дармоед», «проклятый», «червяк». Будучи представителем богатого купечества, Дикой считает себя гораздо выше и «именитее» окружающих его людей. Он уверен, что все вокруг должны пресмыкаться перед ним, и каждый раз при общении намеренно унижает людей: «Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет
Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать»
Дикой — человек темный, невежественный, и его необразованность постоянно проскальзывает в разговоре. Это особенно заметно при использовании иностранных слов, которые он искажает: «елестричество», «езуит».
Речевая характеристика Дикого красноречиво свидетельствует о том, что герой является глупым, бескультурным, невежественным человеком.
Катерина и Варвара
Два самые яркие героини пьесы происходят из одного семейства Кабановых. Обе молодые женщины пытаются противостоять патриархальным устоям и жестоким нравам темного царства. Они друг для друга не только родственницы, но и подруги. Сравнение их характеров и поступков приведено в таблице.
Катерина | Варвара | |
Характер | Нежная, искренняя, но решительная. Мечтательная, честная и добрая | Веселая и сочувствующая, но не разговорчивая. При необходимости легко даст отпор. Умна и расчетлива |
Темперамент | Страстная, порывистая и непредсказуемая | Непокорная и вольнолюбивая. Бесстрашная — не боится ни людской молвы, ни кары небесной |
Отношение к любви и возлюбленному | Любит беззаветно, отдаваясь всей душой. Ради любимого готова на все | Относится к любви как к игре, дающей наслаждение. Может быть и холодной, и задорной |
Вера к Богу | Набожна и суеверна | В церковь ходит больше формально и не боится согрешить |
Детство и воспитание | Росла вольно, в любви и заботе. Мама в ней души не чаяла и баловала | Несмотря на всю свою суровость, Кабаниха относилась к дочери довольно ласково |
Отношение к жизни | Считает главными в жизни волю и любовь | Идет по жизни легко, делает все, что заблагорассудится |
Отношение ко лжи | Не умеет что-то скрывать и обманывать | Не была обманщицей, но по необходимости научилась лгать |
Отношение к неволе | Готова быть хоть птицей, хоть бабочкой, лишь бы летать на воле | Убегает на волю с Кудряшом, но не потому, что не может без этого жить, а вольна так поступить |
Отношение к Кабанихе | Пытается влиться в новую семью и относится к свекрови, как к матери, позже терпит до последнего придирки, пока не взбунтовалась | Не боится мать, но и не любит. Управлять собой не позволяет |
На что готова ради любимого | Жертвует всем | Ее любовь эгоистична, метания и терзания не для нее |
Отношение к браку | Пытается полюбить мужа, потом — сохранить ему верность. Не может жить во лжи | Неволить себя в браке не станет, лишь бы никто ни о чем не узнал |
Отношение к себе | Жалеет себя и пугается своих страстей. Поддавшись им, желает искупления | Понимает, что хуже Катерины, но ее не особо волнует собственная грешность |
Отношение к калиновским устоям | Темное царство душит ее и в итоге приводит к самоубийству | Занимает приспособленческую позицию, а когда она уже не выручает — убегает |
Взаимоотношения с действующими лицами
В произведении Александра Островского несколько главных персонажей. С каждым из них у Дикого складываются разные взаимоотношения, которые основаны на достатке и социальном статусе персонажей. В пьесе можно выделить несколько основных героев: Кабаниха и ее семья, родные Дикого, Кулигин и Феклуша.
Семейство Кабанихи
Кабанова Марфа Игнатьевна или, как ее называют в пьесе, — Кабаниха. Их образы с купцом довольно схожи. Она является главой своей семьи, обладает деспотичным характером, оказывает на всех давление. Характеры обоих настолько схожи, что между ними складываются отличные взаимоотношения. Савел Прокофьевич даже считает, что только купчиха понимает его.
Катерина. Молодая жена сына Кабанихи. Она умна, нежна и довольно развита, но и ей свойственно ошибаться. Девушка влюбляется в Бориса, племянника Дикого, чем вызвала недовольство общества. Она поддается страсти, что приводит к предательству, которое она не может скрыть от своего супруга. В итоге Катерина бросается в омут. Поначалу между героями нейтральные взаимоотношения. Но после того как Катерина пошла против устоев и влюбилась не в того, Савел начинает ее презирать.
Тихон Иванович Кабанов. Его можно называть слабым и безвольным мужичонкой, который во всем слушается свою мать Кабаниху. Из-за этого его отношение к жене часто несправедливое. Но Дикой относится к нему, как к сыну, стараясь передать ему свои качества — невежество и глупость. Савел приходит в восторг, когда видит, что Тихон следует указанием Кабанихи. Изредка молодой парень делает попытки вырваться из-под тирании матери, но они заканчиваются провалом.
Другие персонажи
Племянник Борис Григорьевич. Он добрый и пронзительный юноша, но отсутствие опыта мешает ему принимать волевые решения. Между родственниками есть препятствие — наследство, с которым купец не хочет расставаться, поэтому их общение и взаимоотношения в основном состоят из ругани и брани .
Кулигин. Искрений и самобытный человек, мещанин. Он развивается в различных направлениях, благодаря чему его поведение и отношение к остальным основано на здравом смысле. Дикой испытывает страх перед мещанином. Купец чувствует превосходство Кулигина, поэтому не может ругаться или браниться с ним, как с остальными. Мещанину характерно многословие, которое мешает Савелу выражать свое мнение.
Феклуша. Странница без образования, но все ее действия только на руку Кабанихе и Дикому. Она старается всех убедить, что если кто-то из жителей города выйдет из-под крыла Кабанихи и Савела или переедет из Калинова, их ждет неправильная жизнь. По ее словам, счастье можно найти только в этом городке. Ее фальшивые речи значимы для купцов, поэтому они относятся к ней благосклонно.
Вариант 1
Дикой — это сложный и многогранный персонаж произведения «Кабанова»
Он является важной фигурой в городе и считается влиятельным человеком. Он владеет магазином и имеет значительное богатство
Но за этой внешней крепостью скрывается человек с жестоким и сварливым характером.
Дикой не упускает возможности унизить или оскорбить других людей. Он всегда настаивает на своей воле и требует подчинения от других. Он не выбирает слов и многограниченными наругательствами испытывает всю свою злость на окружающих. Но в то же время он сам очень ранимый и нервный. Он требует индивидуального внимания и почета, и всегда настаивает на своей верности собственной воле.
Он обращается и осмеивает семью Кабановых, заставляя их подчиняться. Его отношения с Катериной, женой Кабанова, являются особенно сложными. Он свысока к ней относится, считает ее слабой и ничтожной. Дикой издевается над ее внешностью и отвергает ее женственность, называя ее красотой, которая не принесет ей счастья.
Катерина, в свою очередь, видит себя беззащитной и беспомощной. Она не умеет лгать и не может скрывать свои чувства. Она испытывает неподдельную любовь к Борису Григорьичу и готова пойти за ним куда угодно. Она чувствует себя птицей, готовой взлететь и улететь вместе с ветром. У нее были мечты о чистом и прекрасном мире, где она могла бы быть свободной и счастливой. Но реальность оказалась намного сложнее.
Затем случился трагический поворот событий, когда Катерина узнала о смерти своего мужа. Ее внутренняя боль, греховность своей любви и строгое религиозное воспитание привели ее к принятию губительного решения — самоубийству. Она не смогла прожить с тайной и прошлыми проступками.
Однако, несмотря на ее трагическую судьбу, Катерина оставила о себе след. Ее сильная любовь к Борису и беззаветная преданность своим чувствам сделали ее смелой и отпущенной женщиной. Она решила идти до конца, несмотря на последствия и возможные осуждения.
Дикой, с другой стороны, продолжает жить своей жестокой и сварливой жизнью. Он остается важным человеком в городе и продолжает подчинять других своей воле. Его поведение не оправдывает его богатство и влияние. Он остается одиноким и недовольным человеком, который не знает настоящей любви и счастья.
На протяжении всего произведения Дикой и Катерина предстают перед нами в разных контекстах и с разными чувствами. Они показывают сложность человеческой природы, тягу к свободе и желание быть счастливыми. Они оба страдают и ищут пути к освобождению. В целом, образ Дикого в произведении «Гроза» отображает сложность и многогранность человеческой природы, его способность к жестокости и одновременно к любви и преданности.
Мне нравится7.8 k.Не нравится4.5 k.
Сочинение Темное царство в рассказе Островского Гроза
События пьесы разворачиваются в придуманном автором уездном городе, где процветают жестокие нравы, характерные для российской действительности того времени.
Писатель описывает деградацию русского народа конца XIII века и полную парализацию социально-экономического положения государства на примере судеб жителей провинциального населенного пункта.
Царство тьмы представлено писателем в типичных образах представителей русского купечества, погрязших в жадности, лжи, наглости – Савела Прокопьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой.
Купец Дикой – самый зажиточный человек города, пребывающий в постоянном состоянии опьянения, презирающий всех вокруг и уверенный в своей безнаказанности. Он позволяет себе не только унижать окружающих, но даже поднимать на них кулаки. Дикой проявляет свое самодурство ежедневно, независимо от настроения и состояния, считая, что его финансовое положение позволяет ему все, что угодно и общающиеся с ним люди обязаны его уважать и преклоняться перед ним.
Персонаж Кабанихи, богатой купчихи города, еще одного представителя темного царства. Отличие Кабанихи от Дикого в том, что она проявляет свои дурные наклонности не в общественной жизни, а в своем собственном семействе. Пожилая самодурка ощущает свое материальное превосходство над членами семьи, сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной. Кабаниха считает, что у нее есть моральное право воздействовать на них как морально, так и физически.
Тихон с детства ощущает постоянный страх перед матерью, воспитан в беспрекословном ей подчинении. Как личность, молодой мужчина полностью уничтожен, он даже не в состоянии встать на защиту жены. Катерину бессердечная свекровь беспрерывно унижает и заставляет совершать поступки, которые девушка не в силах вынести.
Порядочная образованная Катерина не в силах смириться с навязанным ей образом жизни и находит единственный способ вырваться из темного плена – сначала бросается в омут грешной любви к племяннику Дикого Борису, а затем совершает самоубийство. Тем самым, девушка, лучик тепла и света в семействе Кабановых, выражает некий протест против варварских законов жестокой Кабанихи.
Дочь Кабанихи в силу своего недалекого ума тоже проявляет попытки противостоять матери, но искалеченная натура позволяет ей лишь жить двойной жизнью, постоянно лицемеря перед Кабанихой.
Создав яркие персонажи, характеризующие реальное положение людей тогдашней России, автор доносит до читателя драматизм моральной атмосферы страны и тусклые попытки некоторых прогрессивных россиян разорвать оковы всепоглощающей тьмы.
Краткая характеристика Дикого из пьесы «Гроза»
Савел Прокофьич Дикой – житель городка Калинов, где разворачивается действие «Грозы». Купец с очень большим доходом. Деньги любят его, и он расстается с ними крайне тяжело. В своем городе Дикой – уважаемый человек. Его считают авторитетом и побаиваются. Главная причина этого – богатство. В Калинове Дикой – самый обеспеченный житель.
Островский дает достаточно скудную характеристику Дикому. Практически отсутствует описание внешности этого персонажа. Составить представление о герое читатель может, лишь «наблюдая» за его поведением по ходу сюжета.
Особенности образа Дикого
Образ Дикого можно назвать цельным. Ему не свойственны какие-либо колебания, сомнения, метания. Он не занят поисками смысла жизни, не стремится к каким-то вершинам, не мучится угрызениями совести. Это человек-бульдог. Он уверен в себе и во всем, что делает. Он идет по жизни словно танк, не заботясь о том, что по пути может кого-то раздавить.
При этом Дикой совершенно не образован и невежественен. Искусство, наука, политические и общественные процессы очень далеки от него и не интересны. Более того, все это Дикой считает пустым, смешным, недостойным уважением, а то и вредным. Живет богач, руководствуясь предрассудками или приметами.
Это ярко проявляется, когда Кулигин обращается к купцу за помощью в устройстве громоотвода. Жители Калинова очень боятся грозы, потому и возникает такая идея. Однако Дико высмеивает идею Кулигина и его самого. Он утверждает, что гроза с громом и молниями – это знак Божий людям. Напоминание о том, что жить нужно правильно. И глупо пытаться бороться с высшей силой при помощи каких-то «шестов да рожнов». Другого мнения богач не признает.
Единственное, что имеет значение для Дикого – это деньги. Если они попали к нему в карман, то Савел Прокофьич ни за что не расстанется с ними. Даже жалованье работникам Дикого приходится выклянчивать. Однако это не всегда получается, а если и выйдет, то придется выслушать от богача много брани.
Главная черта Дикого – это грубость. Она прослеживается по ходу всего произведения. Из уст Савела Прокофьича постоянно сыплются бранные слова. Он абсолютно не стесняется в выражениях, не сдерживает себя, без всякого зазрения совести унижает, оскорбляет собеседника. Называет всех вокруг «дармоедами», «аспидами».
Грубияном и самодуром купец проявляет себя везде. Однако больше других достается его семье. Племянника Бориса Дикой просто затравил. И все потому, что тот зависит от него материально. Супруга толстосума, доведенная до отчаяния, стыдясь поведения мужа, дрожа перед ним, со слезами на глазах просит всех знакомых и близких не сердить Савела Прокофьича. Однако выполнить ее просьбу сложно даже при желании. Агрессивность Дикого часто не обоснована. Ему может не понравиться внешний вид человека, какое-то его слово, взгляд – и начинается брань.
Значение образа купца в произведении
С какой целью автор ввел в свое произведения этого персонажа? Для понимания значения образа Дикого в «Грозе», нужно вспомнить еще об одной черте этого человека. Самый богатый и уважаемый человек Калинова на самом деле – обычный трус. Дикой ведет себя по-хамски только с теми, кто не может «дать сдачи», кто слабее морально.
Если на пути встречается человек, готовый дать отпор, буян и самодур «поджимает хвост». Например, отношения Дикого с его конторщиком Кудряшом. Он нисколько не боится начальника и может ответить ему грубостью. По этой причине купец предпочитает с работником не связываться. С уважением толстосум относится и к властной и жестокой Кабанихе. Рядом с подобными людьми агрессивность купца пропадает.
В пьесе «Гроза» Дикой – представитель «темного царства». Более того, его ревностный хранитель. Дикой – противоположность «царству света». Оно побеждает, если человек не склоняет головы, может дать отпор.
На такие мысли и наталкивает образ Дикого, которому автор дал даже красноречивую фамилию. Возможно, недостатки персонажа несколько преувеличены – здесь присутствует гипербола.
Во времена написания пьесы обществом управляли герои подобные Дикому. Его портрет аналогичен сотням других богатых купцов, утопавших в роскошном образе жизни, абсолютном невежестве. Такие люди тянули Россию на дно. В темное царство глупости, тупости, средневековых нравов. Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» является отрицательным. Он истинное воплощение понятия самодурство. Является ярким представителем диких нравов и сурового отношения к людям и жизни.
Савел Прокофьевич Дикой
– зажиточный купец в городе Калинове. Отрицательный персонаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания к драме «Гроза» 10 класс
Задания по драме Островского «Гроза»…
Презентация к изучению 1 действия драмы «Гроза»
Презентация к изучению 1 действия драмы А. Н. Островского «Гроза» в 10 классе….
Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Урок литературы в 10 классе. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели….
Из опыта работы. Урок. Драма «Гроза». Система образов, приемы раскрытия характеров героев.
Урок литературы в 10 классе. Драма «Гроза». Система образов. Смысл названия…
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»
В архиве находится презентация и разработка заняти по «Грозе» А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за…
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения — речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского «Гроза»Сопровождается презентацией…. Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения — речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского «Гроза»Сопровождается презентацией…. Мне нравится
Мне нравится
- https://www.literaturus.ru/2015/08/obraz-harakteristika-dikoj-groza.html
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-dikogo.html
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1554-harakteristika-dikogo-groza.html
- https://istinaved.ru/post/74150
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/08/tsitaty-kharakterizuyushchie-glavnykh-personazhey-dramy-groza
Нравы жителей
- обман;
- воровство;
- бедность;
- грубость;
- дремучесть;
- патриархальные порядки;
- жестокость;
- деспотичность.
Жители Калинова, купцы, разночинцы и мещане, показаны в основном ограниченными людьми, строго соблюдающими старый порядок. Вечером на улицах не встретишь гуляющих, здесь принято рано запирать ворота, а что происходит за высокими заборами в богатых домах, никому не известно. Покой и имущество хозяев оберегают собаки, спущенные с цепей. Бедному же люду, которому и на сон остается всего три часа в сутки, не до прогулок.
Калинов не совсем затерянный городок, сюда приезжают из Москвы, регулярно поступают газеты и журналы, но в богатом местном обществе, у которого есть все возможности для хорошего образования, не принято читать. Информацию калиновцы привыкли получать из слухов и пересказов. О последних новостях они узнают от странницы Феклуши, которая рассказывает о дальних землях, где живут люди с песьими головами, а поезда похожи на огненных змей, выпущенных на улицы городов.
Из разговоров Феклуши с Глашей становится понятно, что в изменениях, происходящих в столице, они видят содом и разврат, а подчиненный домостроевским порядкам дом Кабанихи выглядит раем, где жизнь течет правильно и неизменно.
https://youtube.com/watch?v=d2nnJ-2nO6M
Раскрытие образа Дикого и его влияние на общество
В пьесе автор не уделяет особого внимания внешности героя, но фамилия купца говорит о многом. Изображение Дикого является однозначным – везде в пьесе прослеживается его отрицательная сторона. Он полон ругани и злобы, выражает все свои мысли через матерщину.
Горожане безраздумно подчиняются деньгам, и Дикий использует это безобразное положение. Он грубо обращается с городничим, исторгает деньги у простых людей и угрожает всем своей властью. Ему незнакомы важные имена и произведения, его знания прошлого исчезающе малы. Он ни в малейшей степени не заслуживает название героя, его лучше назвать «персонажем». В его внутреннем мире присутствуют только жадность и жестокость.
В одном эпизоде Дикий предстает с другой стороны. Когда-то кто-то смеялся над ним, и горожане продолжали подшучивать над ним для развлечения. Оказывается, он не такой великий и страшный на самом деле. Раз ему смеются, это самое простое доказательство.
Между образом человека тщеславного и угрожающего скрывается просто трус над тем, что боится грозы и рассматривает ее как наказание за грехи людей. Это еще одно доказательство его капризности и безответственности. Идет выпить и убить кого-нибудь. В нем можно увидеть одну из черт русского народа: понимаешь, что делаешь плохо, но трудно справиться с этим.
Образ Дикого раскрывает и характер жителей города. Они страдают от безразличия, ограниченности и узости мышления. Они привыкли думать только о себе и решать проблемы через взятки. Дикой воплощение самодура. Над ним автор капитализирует все пороки и отрицательные черты людей эпохи, особенно богатых. Они эгоистичны, их нравственные качества низки, и они не стыдятся использования насилия.
9 стр., 4216 слов
Образ героя в прозе З. Прилепина (на материале романов «Патологии», …
… произведений Прилепина его персонажи были восприняты как «новые герои», «герои нашего времени», наследники образов … они — от «Греха», «Патологий», «Санькя» до «Восьмерки», «Ботинок, полных горячей … Прилепина относится отечественными критиками и литературоведами к «новому реализму» , чей герой, по справедливому замечанию А. А. Серовой, не только противопоставлен толпе, «является человеком …
Особенности образа
Савел Прокофьевич Дикой, характеристика которого полностью негативная, всегда невежествен и груб. В пьесе нет ни одного момента, когда бы он поступил правильно. Если охарактеризовать его кратко, можно выделить следующие черты:
- Полное отсутствие колебаний. Дикой наслаждается своей жизнью, и часто даже не замечает собственного плохого влияния на окружающих;
- Нет стремлений или целей. Савел живет потребительски. Если что и является для него смыслом жизни, то только деньги или возможность сохранить их.
- Отсутствуют угрызения совести. Купец делает много плохих вещей, но никогда не переживает, что кому-то навредил.
- Излишняя самоуверенность.
- Невежество и глупость. Если кто-то пытается поправить Савела, развернуть его на правильный путь, он отвечает руганью и бранью.
Савел Прокофьевич ничем не интересуется. Более того, наука или политика кажутся ему бесполезными и даже вредными. Его преданность приметам и предрассудкам явно проявляется, когда приходит Кулигин и просит помочь в обустройстве громоотвода. Но Дикой называет грозу Божьим знаком, и полностью уверен, что «шестами да рожнами» с ней бороться нельзя. Против высших сил не поможет ничего.
Основной чертой его характера можно назвать грубость. Дикой никогда не думает, что говорит, часто использует бранные и обидные слова. Унижения и оскорбления — единственный способ общения, ему доступный. Он очень глуп, поэтому агрессивен.