Смысл поэмы лермонтова «демон»

Анализ поэмы «демон» (м. лермонтов)

Краткое содержание: начало поэмы

«Печальный Демон» летит над Землей. Он обозревает с космической высоты центральный Кавказ, его чудный мир: высокие горы, бурные реки. Но ничего Демона не привлекает. Он испытывает ко всему лишь презрение. Демон устал от бессмертия, вечного одиночества и неограниченной власти, которую он имеет над землей. Сменился ландшафт под его крылом. Теперь он видит Грузию, её пышные долины. Однако и они его не впечатляют

Вдруг праздничное оживление, которое он заметил во владениях некоторого знатного феодала, привлекло его внимание. Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал

Праздничное торжество готовится в его усадьбе.

Убийство Тамары

И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым. Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен. Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.

Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний. Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста. Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.

Описание Тамары из “Демона” Лермонтова. Пиз

Описание Тамары из “Демона” Лермонтова. Пиз.

  1. Нетрудно убедиться в том, что отец Тамары и е жених фигуры второстепенные. Главными героями являются Демон и Тамара. Лермонтов называет Демона “духом познанья и сомненья” и наделяет чувством неукротимой гордости. Демон отрицает существование гармонии в мире, с презрением смотрит на несчастный род людской и находится в непрерывной и вечной борьбе с божеством. Он горд и одинок, замкнут в своих переживаниях, и холод одиночество причиняет ему безграничное страдание.

    Это символ индивидуализма. Но если Демон является символом, то естественно видеть и в образе Тамары нечто символическое. Иначе вся поэма обратится в сказку, лишенную смысла и значения.

    В Тамаре сильно подчркнута одна черта необычайная красота.

    Ни единый царь земной Не целовал такого ока; Гарема брызжущий фонтан Ни разу жаркою порою Не омывал подобный стан, Ещ ничья рука земная, По милому челу блуждая,

    Таких волос не расплела.

Итак, Тамара символ красоты. Влечение Демона к Тамаре это отчаянная попытка замкнутого в себе индивидуалиста выйти из состояния отчужднности и вынужденного бездействия, найти в красоте отраду и забвение. Но любовь гордого индивидуалиста заканчивается печально. В развязке выступает “Ангел” символ противоположных Демону начал: любви и прощения.

С одной стороны в нм воплощено отрицание всего косного, отрицание человеческой пошлости, ограниченности, устаревших авторитетов, преданности старым устоям и традициям.

Демон произносит страстную речь, в которой клеймит земную жизнь,

Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной красоты, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить, Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

В этих словах многие справедливо видели характеристику современного им дворянского общества.

Важно

Но взамен “жалкого света” , отрицаемого Демоном, он не обещает Тамаре безмятежного благополучия. Он зовт е в тот мир, где она будет жить полной, истинно человеческой жизнью, где ждт “иное страдание”, “иных восторгов глубина”.

Он обещает:

Пучину гордого страданья Взамен открою я тебе

И содержание речей Демона, и горячее чувство, которым они насыщены, привлекают нас к герою поэмы. И вс же Демон в поэме осуждн. В нм осуждн его крайний индивидуализм. Он презирает людей.

Мечтая о любви Тамары, которая должна спасти его от страшной многовековой тоски, дать смысл его существованию, Демон думает только о себе. Его любовь к Тамаре целиком эгоистична. Вот почему он не может дать счастья ни ей, ни ему, и после попытки овладеть ею он вновь обречн на скитания.

В романтическом образе Демона отразились и различные черты некоторых людей лермонтовской эпохи: резко отрицательное отношение их к отжившим устоям и авторитетам, сочетавшееся в них с гордой замкнутостью, с крайним индивидуализмом.

Но одновременно в Демоне остались черты неотразимо-привлекательные: протест против деспотизма, откуда бы он ни исходил, порыв к свободе, неустрашимая мысль.

Современники Лермонтова воспринимали его поэму как призыв к освобождению и как осуждение существующих общественных условий. Увлечение “Демоном” было велико: он в рукописях ходил в публике, как некогда ходило “Горе от ума”. По словам одного из известных критиков того времени, все увлеклись так “Демоном” потому, что пафос его есть с “небом гордая вражда”.

Образ Демона в искусстве

Если в 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, то ближе к концу XIX века — на фоне растущего интереса к русской поэзии — поэма и её герой вновь обрели актуальность. «Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1901—1902).

«Тамара и Демон» (1890). Фрагмент иллюстрации М.А. Врубеля к поэме М. Ю. Лермонтова.

Врубелевский герой, с одной стороны, напоминает античных титанов, обладающих властью над миром; с другой — это, по замечанию философа Василия Розанова, некое стихийно-языческое существо, близкое древнегреческому богу Пану.

Сам образ падшего ангела, взбунтовавшегося против Творца и получившего за свой мятеж участь вечного скитальца, в литературе не нов: предшественниками лермонтовского героя были байроновский Люцифер («Каин»), гётевский Мефистофель («Фауст»), мильтоновский Сатана («Потерянный рай») и другие персонажи. Но если, к примеру, местом действия «Потерянного рая» является некое метафизическое пространство, то история Демона происходит на фоне земного — кавказского — пейзажа, среди гор. Возможно, здесь сказалось влияние Василия Жуковского, в балладах которого пейзажи «отличались явно повышенной гористостью».

См. Цитаты из книги «Демон» (1839) М.Ю. Лермонтова

Идея и проблематика

В поэме Михаилу Юрьевичу удается лаконично рассмотреть несколько проблем. Талант автора позволяет раскрыть их смысл полностью, не используя много персонажей. Среди двух главных героев рассматривается проблематика:

  • Любовь. Лермонтов старается показать, что такое чувство на всех влияет по-разному. Тамара любит своего жениха, а также Бога, которому остается верной до последнего момента. Молодой мужчина спешит на свадьбу. Съедаемый ревностью, он торопится и принимает решение сократить путь ценой своей безопасности. Результатом становится смерть. А Демону встречаются давно забытые ощущения, он боится и плачет.
  • Борьба. Автор демонстрирует, как целомудренная девушка борется против Падшего Ангела, как сопротивляется ему. В то же время в душе Демона наблюдаются терзания. Ему хочется стать лучше после встречи с красавицей, но перебороть собственную гордыню он неспособен, хотя и пытался.
  • Одиночество. Эта проблема полностью принадлежит характеристике Демона в поэме Лермонтова. Он вынужден тысячелетиями летать над Кавказом, перебиваясь лишь редкими контактами с людьми, преимущественно в губительных и смертоносных целях. А вечерняя церковная песня становится чуть ли не переломным моментом. Существо, творившее зло, плачет и думает о том, чтобы обратиться к Всевышнему за прощением.
  • Вера. Главная героиня чиста в своей вере, и всякий стих, посвященный ей, пронизан искренностью. Демон в попытках соблазнить Тамару говорит ей о Боге, о том, что он занят небесными делами и никогда не станет участвовать в жизни людей. Но девушка остается непреклонной, что и позволяет ей избежать мук ада.

Идею произведения нельзя назвать однозначной. И противостояние Демона с Ангелом здесь выбрано не случайно. Лермонтов хочет показать читателю вовсе не постоянный конфликт двух сторон, а то, что внутри каждого человека живет добро и зло. И он самостоятельно принимает решение, какой поступок ему совершить и какую часть личности развивать. Также автор наглядно демонстрирует все модели поведения и их последствия, в зависимости от выбора.

Голос автора в поэме

Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов («Демон»). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении. Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного «несправедливого приговора»? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью. Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?

На все эти вопросы может натолкнуть читателя поэма «Демон» Лермонтова, краткое содержание по главам которой было представлено выше. Они говорят о сложности философской проблематики этого произведения, о том, что в Демоне диалектически сочетается добро и зло, вражда к миру и стремление с ним примириться, жажда идеала и его потеря. В поэме отражено трагическое мироощущение поэта. Например, в 1842 году Белинский писал о том, что для него фактом жизни стал «Демон». Он нашел в нем миры красоты, чувств, истины.

Замысел произведения

Идея поэмы о монахине, которую одновременно любят Ангел и Демон, появилась у юного Лермонтова в период учебы в благородном пансионе. В первых версиях «Демона» автор не использовал место действия. История происходила на фоне так называемого романтического пейзажа.

Однако в ходе работы сюжет и образы становились все сложнее. При этом возникали разные варианты диалогов между персонажами. В 1837 году автор переместил героев произведения в Грузию и привнес в описание детали жизни кавказцев. Также он добавил этнографические детали. В 1838 году поэт подарил своей избраннице авторскую рукопись. На ней была надпись: «Я кончил – в груди невольное сомненье».

Очень краткий пересказ поэмы «Демон»

Проносясь над землями Грузии, отвергнутый Богом и скучающий Демон наблюдает с высоты полета за грешной землей. Он омрачен, уже очень давно ничто не приносит ему радость. В один момент он замечает Тамару — юную девушку, обладающую невероятной красотой. Тамара — единственная дочь старого князя Гудала. Княжеский дом утопает в роскошных украшениях, раздается веселая музыка, танцуют и развлекаются гости.

Сегодня у князя торжество — молодая красавица выходит замуж, и все с нетерпением ждут жениха. Чтобы увлечь гостей, невеста исполняет танец с бубном. Она делает это так прекрасно и грациозно, что буквально завораживает Демона. Он так опьянен чувственностью Тамары, что не в силах сдержаться и спускается на землю.

Сегодня Тамаре не суждено связать себя узами брака со своим возлюбленным. Падший ангел подстраивает все так, что на ее жениха в дороге набрасываются разбойники и убивают прямо на пол пути к княжескому двору. Узнав об этом страшном происшествии, все семейство Гудала получает тяжелый душевный удар. Конечно, труднее всех ужасное событие переживает Тамара.

Демон, обезумевший от любви, доволен, что больше никто не стоит на его пути к сердцу девушки. С этого момента он каждую ночь пробирается в сон к убитой горем несостоявшейся невесте в образе красивого молодого человека. Эти ночные видения не на шутку пугают Тамару, и она обращается к отцу, надеясь получить разрешение уйти в монастырь, в надежде, что там она обретет покой. Видя, как страдает дочь, старый князь, скрепя сердце, соглашается.

В монастыре Тамара только и делает, что молится и направляет свои речи к Всевышнему с просьбой избавить ее от пугающих сновидений, травящих душу. Однако, незаметно для себя, она начинает испытывать чувства к таинственному ночному незнакомцу.

Злой дух счастлив: ему удалось вызвать у девушки нежные чувства. Ему известно, что лишь одно его касание способно погубить молодую красавицу, но он не намерен сдерживаться. Демон является к уединившейся молодой красавице и соблазняет ее сладкими речами. Тамара отравлена ядом своего искусителя и мучительно умирает. Ангел хранитель уносит душу страдалицы в рай. Убитый горем отец Тамары хоронит так рано покинувшую этот мир дочь на кладбище близ горной церквушки.

Голос автора в поэме

Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов («Демон»). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении. Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного «несправедливого приговора»? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью. Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?

На все эти вопросы может натолкнуть читателя поэма «Демон» Лермонтова, краткое содержание по главам которой было представлено выше. Они говорят о сложности философской проблематики этого произведения, о том, что в Демоне диалектически сочетается добро и зло, вражда к миру и стремление с ним примириться, жажда идеала и его потеря. В поэме отражено трагическое мироощущение поэта. Например, в 1842 году Белинский писал о том, что для него фактом жизни стал «Демон». Он нашел в нем миры красоты, чувств, истины.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, — это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века — это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Внешность Тамары

М.Лермонтов создал образ красавицы, чью внешность невозможно описать словами. В тексте идет противопоставление рая и ада, неба и земли. Тамара удивляет красотой: «влажный взор» «из-под завистливой ресницы» с «черной бровью». Княжна не идет, а «скользит, плывет» по ковру. Такие эпитеты навевают мысли об ангельской натуре девушки, ее воздушности и легкости. Движения княжны нежны и милы, «ее божественная ножка», волна «шелковых кудрей» расцветают на фоне красивых Кавказских пейзажей. Автор, описывая очарование красавицы, уточняет: она дочь грузинского князя, обычная девушка. Внешность Тамары удивляет и восхищает, образ нетипичен, такие красавицы редко появляются на земле, но в том и прелесть природы, что она индивидуальна и уникальна.

Финал поэмы

Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем. На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы. Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.

На этом заканчивает свою поэму «Демон» Лермонтов. Краткое содержание передает лишь основные события. Перейдем к анализу произведения.

Специфика анализа поэмы «Демон»

Поэма «Демон», которую Лермонтов создавал с 1829 по 1839 год, относится к наиболее противоречивым и загадочным произведениям поэта. Анализировать её не так просто. Это связано с тем, что существует несколько планов истолкования и восприятия текста, который создал Лермонтов («Демон»).

Краткое содержание описывает лишь событийную канву. А между тем в поэме есть несколько планов: космический, который включает отношения к Богу и вселенной Демона, психологический, философский, но, конечно же, не бытовой. Это следует учитывать при анализе. Чтобы его провести, следует обратиться к оригиналу произведения, автором которого является Лермонтов («Демон»). Краткое содержание поможет вспомнить сюжет поэмы, знание которого необходимо для анализа.

В чем смысл поэмы Демон

Как и многие произведения романтизма «Демон» строится на открытом противопоставление. Антитеза: Демон — Тамара. Демон в данном случае олицетворяет свершение зла и грехопадение, Тамара же, хоть и не в полной мере, является неким ангелом. Она безумно красива, причем не только внешне, но и внутренне. Ее душа искренна и чиста, предана Богу. Именно этим она и привлекает Демона.

В нем есть желание очиститься, исправиться. И он считает, что единственное средство, способное ему с этим помочь — это любовь с такой прекрасной девушкой. Но все же в нем сильны и позывы гордыни и страсти. Он не может удержаться и соблазняет Тамару. Возрождение Демона не свершается. Все то, о чем он мечтал — вновь чувствовать, испытывать любовь к миру, восхищаться красотой — рушится без надежды на новую попытку.

Эта поэма наводит и на мысли о двойственности человеческой души. Всегда есть два полюса — Добро и Зло. И они постоянно сражаются за «главенство». Зло искушает, побуждает к порокам. Добро же велит им сопротивляться. Что победит в итоге? Если человек слаб, то Зло, как это было с женихом Тамары и с самим Демоном. Если чист душой и силен, то, конечно, Добро.

Лермонтов также указывает нам, что там, где есть порок, не может быть чистой и искренней любви. Наслаждение плотью не есть любовь, это то, что губит человека, омрачает и очерняет душу.

Некоторые критики также считают, что в этой поэме нашлось и отражение социального. Так, под Демоном подразумевают тех бунтующих и вольных деятелей 30-х годов XIX века, которые выступали с резкой критикой самодержавно-крепостнического уклада. Они, как и герой отважны и горды, презирают высшую власть (как Демон Бога), они бунтуют против несправедливости мира, но не могут его изменить.

Екатерина Григорьевна Быховец. «Не с тобой я сердцем говорю»

Екатерина Григорьевна Быховец.

Последней музой в жизни поэта была Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя его родственница. Екатерина точно знала, что тот вовсе влюблен не в нее, а в ее облик, так похожий на милое его сердцу сходство с Варенькой Лопухиной. Она искренне жалела его и была ему предана. А он даже в своих посвящениях ей честно признавался, что в «ее чертах он пытается найти черты любимой», и что так пылко любит не ее.

Однако поэту необходим был мудрый советчик и терпеливый слушатель. Эту роль и взяла на себя Екатерина Григорьевна. Именно ей приходилось не однократно выслушивать рассказы поэта о былой любви к Лопухиной. Личностные же отношения между Быховец и Лермонтовым были далеки от любовных. Но только с ней Лермонтов мог быть настоящим и искренним. И именно она, Екатерина, была с ним в день его смерти.

Михаил Лермонтов.

В свои 27 лет Лермонтов, уже «перегорев ото всех пережитых его ранимой душой страданий», решил испытать судьбу. Он не боялся погибнуть, казалось, смерть была для него даже желанна.

…С собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и
горьких сожалений.

Монумент русского поэта в Ставрополе.

****************************************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Редактор: Королева Т. С.

Издательство: АСТ, 2014 г.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/442745/

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона «Каин», Сатану, изображенного Мильтоном в «Потерянном рае», Мефистофеля в знаменитом «Фаусте» Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов («Демон»). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон — мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он — «царь познанья и свободы». Демон — воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Значение произведения

Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов («Демон»). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль. Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность — все это должно привести и привело к тому, что «Демон» Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).

«Демон» — повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть — прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.

Поэма «Демон» — лирическая история любви черной силы и земной женщины. Образ и характеристика Тамары в поэме Лермонтова «Демон» с цитатами более реальны, чем описание злого духа. Оба персонажа – собирательные образы людей, подменяющих любовь страстью, ложью и злобой.

Ремарка на стихотворение «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» относится к вершине философской и гражданской лирики Лермонтова. Он написал его в 1838 г., когда уже был знаменит своим обличительным стихотворением «Смерть поэта».

Произведение сразу же обратило на себя пристальное внимание цензуры. При жизни поэта не были опубликованы строки, касающиеся царской власти: «Перед опасностью… рабы»

Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей. Очень высокую оценку дал произведению Белинский.

«Дума» представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели.

После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция. В николаевской России небывалую власть и полномочия получила цензура. Все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Общество было пропитано мрачной атмосферой безверия.

Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении. Оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления. Люди устают жить с самого рождения. Отсутствие высоких идеалов приводит к праздному существованию, не приносящему никакой пользы.

В обществе царит равнодушие, ценится только холодный рассудок. Любовь и ненависть исчезли, люди не испытывают потребности в сильных страстях. Их вполне заменили грубые физические наслаждения, которые ставят человека на уровень животного.

Лучшие достижения человеческой мысли и произведения искусства больше не производят никакого впечатления на души людей. Их сердца зачерствели и не откликаются ни на что.

Лермонтов осуждает современников за их эгоизм. Они недостойны великой славы своих предшественников. Их падение зашло так далеко, что «предков… роскошные забавы» никого уже не интересуют.

Общество получает прекрасное образование, но не имеет возможности и желания проявить себя в каком-либо настоящем деле. Полученные знания попусту растрачиваются на бесполезный мертвый анализ и получение практической выгоды.

Стихотворение пропитано духом пессимизма. Лермонтов уверен, что его поколение, отвергнув прошлое и ничего не добившись в настоящем, не имеет права на будущее. Далекие потомки, достигнув когда-нибудь счастья и гармонии в жизни, смогут вспомнить поколение Лермонтова лишь «презрительным стихом».

Значение произведения

Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов («Демон»). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль. Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность — все это должно привести и привело к тому, что «Демон» Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).

«Демон» — повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть — прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона «Каин», Сатану, изображенного Мильтоном в «Потерянном рае», Мефистофеля в знаменитом «Фаусте» Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов («Демон»). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон — мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он — «царь познанья и свободы». Демон — воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Варвара Лопухина. «Случайно сведены судьбою»

Варвара Лопухина.

Но самые искренние и трепетные, нежные и глубокие чувства Лермонтов пережил в отношениях с Варварой Лопухиной, сестрой Алексея Лопухина. Она была «натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная; нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть…». Именно этот милый сердцу образ навсегда стал для поэта эталоном красоты.

Они познакомились в подростковом возрасте, когда обоим было по четырнадцать лет. Сразу же испытав дружескую привязанность и детскую влюбленность, они пережили и страсть, и неприязнь, и ревность. Спустя годы, все это переросло в зрелое чувство, в котором они друг другу так и не успели признаться. Настоящая любовь была обоими осознана не сразу.

О чем рассказывает сюжет?

Главным персонажем поэмы является печальный Демон, который летит над миром. С высоты он видит пейзажи. Однако ничто не вызывает у этого героя чувств. Демон испытывает только холодное презрение. Однако внезапно в поле его зрения попадает княжна Тамара. В доме ее отца Гудала вовсю готовятся к свадьбе. Девушка должна выйти замуж за Синодала, который направляется на брачный пир. Однако юный князь не смог попасть на свадьбу. В пути его атаковали абреки. В результате конь принес жениха в дом Гудала убитым.

Тамара была потрясена. Однако ее плач прерывается удивительным голосом. Он пытается утешить девушку, обещая прилетать снова. С этой минуты юная княжна лишается покоя. Она понимает, что находится под влиянием лукавого духа, а потому просит отца закрыть ее в монастыре. Но и там девушка все время слышит манящую речь.

В конце концов, Демон решает появиться в келье. Ангел-хранитель девушки пытается встать на его пути, но это не заканчивается успехом. Демон клянется княжне в любви, обещая сделать ее царицей мира. Тамара соглашается и погибает в его объятиях. В конце произведения Гудал хоронит свою дочь около храма, который находится на скале.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: