Характеристика главных героев рассказа «бежин луг» ивана тургенева

Тургенев бежин луг – сочинения + анализ

Краткое содержание рассказа «Бежин луг» подробно

В чудесный июльский день рассказчик охотился на тетеревов в Чернском уезде, Тульской губернии. Он так увлёкся, что не заметил, как заплутал. Стало смеркаться, а дороги домой охотник так и не нашёл. Он уже стал поддаваться панике и чуть не сорвался в потёмках с холма, как вдруг заметил внизу два красных дымящихся огонька. Только тогда рассказчик понял, что забрёл на Бежин луг и теперь, в такой тьме, домой ему уже не добраться.

Охотник спустился к костру, его не очень дружелюбно встретили две собаки, которых быстро успокоили подоспевшие мальчишки. У костра сидели юные деревенские пастухи, которые стерегли табун лошадей. Рассказчик сказал мальчишкам, что заблудился и остался с ними до утра.

Всего было пятеро ребят: старший Федя, Павлуша, Илюша, Костя и самый маленький Ваня. Над костром висел котелок, в котором варились «картошки». Когда мальчишки решили, что их случайный гость уснул, они возобновили беседу.

Оказалось, что ребята делились друг с другом страшными историями. Сначала Ильюша рассказал, как ночевал с другими деревенскими ребятами в рольне и слышал настоящего домового. Потом Костя поведал, как услышал от отца историю о Гавриле, который задремал в лесу и видел русалку и с тех пор никогда больше не улыбался. Сварилась картошка, ребята перекусили. Илюша вспомнил ещё один страшный случай о том, как псарь Ермила подобрал ночью на могилке утопленника барашка, а тот с ним человеческим голосом заговорил.

К концу истории вдруг сорвались с места собаки и с лаем унеслись в темноту. Павел бросился за ними, подумав, что это могут быть волки. Мальчишки перепугались, даже маленький Ваня выбрался из-под рогожи. Тревога оказалась ложной.

Потом ребята поговорили о покойниках, о том, что их можно среди живых встретить. А в родительский день, если ночью сесть на паперть церковную, то на дороге покажется тот, кому в течение года умереть суждено.

Павлуша вспомнил о Тришке, а Илья подхватил историю и рассказал, что за чудо этот человек, который может в ковшик с водой нырнуть и сгинуть или, хлопнув в ладоши, цепи с себя скинуть. Его появление – это особое предзнаменование.

Маленький Ваня отвлёк ребят от страшных рассказов, заметив сколько на небе высыпало звёзд. Между делом Федя поинтересовался, как поживает Анечка, сестричка Ванюши.

Паша решил воды набрать и пошёл на берег реки. Пока его не было, ребята вспомнили ещё одного нечистого – водяного. Костя напомнил о судьбе несчастной Акулины, которая пыталась утопиться и с тех пор сильно переменилась: из красавицы превратилась в дурочку, худую, с чёрным лицом. А потом рассказал о мальчике по имени Вася, который утонул. Мать его, Феклиста, так и не смогла смириться с гибелью сыночка.

Вернулся Павлуша и рассказал, что из реки слышал голос Васи-утопленника, он его к себе звал. Мальчишки принялись креститься, ведь это была плохая примета. Больше страшных баек травить ребята не стали, улеглись спать. Забылся сном и рассказчик.

Охотник проснулся ранним утром, мальчишки ещё спали. Только Павел приподнял голову. Рассказчик кивнул ему и отправился домой.

К сожалению, Павлуша погиб в этом же году. Он убился, свалившись с лошади. Словно сбылось то ночное плохое предзнаменование…

Цитатная характеристика

Описание образа Феди с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Феди основан на том, что он является простым деревенским мальчиком.

«Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень…»

Федя вместе с другими мальчиками ночью стережёт табун лошадей.

«…стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут».

«Сперва они покалякали о том и сем, о завтрашних работах, о лошадях».

У Феди есть четверо приятелей, с которым он стережёт лошадей.

«Всех мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня».

Федя родом из богатой крестьянской семьи, и он выходит на ночное дежурство ради забавы, а не по необходимости.

«…как сыну богатого крестьянина…»

«Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

Внешность

Портретная характеристика Феди основана на том, что он является 14-летним мальчиком. Он самый старший среди юных пастушков.

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать».

У Феди красивое лицо с тонкими чертами лица.

«…с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица…»

У Феди светлые глаза и белокурые кудрявые волосы.

«…кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами…»

Федя — стройный, худенький мальчик.

«Это был стройный мальчик…»

«…чуть держался на его узеньких плечиках…»

На красивом лице Феди всегда играет рассеянная улыбка.

«…постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

Федя выгодно отличается от других мальчиков своим внешним видом. Будучи сыном зажиточных родителей, он одет в новую, добротную одежду, сшитую по размеру.

«На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».

«Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка».

Черты характера и поступки

В компании ребят Федя чувствует себя лидером за счёт своего возраста.

«— Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя».

Федя чувствует обязанность начинать разговор в компании.

«…заговорил Федя, которому, как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой…»

Федя старается говорить как можно меньше, чтобы не уронить своё достоинство в глазах других мальчиков.

«…сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство».

Федя — добрый мальчик, который любит маленьких детей. Он ласковым голосом обращается к самому маленькому мальчику, 7-летнему Ване, интересуется его сестрой Анюткой и обещает дать им гостинцы.

«— А что, Ваня, — ласково заговорил Федя, — что, твоя сестра Анютка здорова?
— Здорова, — отвечал Ваня, слегка картавя.
— Ты ей скажи — что она к нам, отчего не ходит?..
— Не знаю.
— Ты ей скажи, чтобы она ходила.
— Скажу.
— Ты ей скажи, что я ей гостинца дам.
— А мне дашь?
— И тебе дам».

Федя — религиозный мальчик, он верит в Бога.

«— Ах ты, Господи! ах ты, Господи! — проговорили мальчики, крестясь».

Федя — суеверный мальчик, он верит в существование водяного, домового, русалок.

«— Ведь это тебя водяной звал, Павел, — прибавил Федя…»

«А точно, я слышал, это место у вас нечистое…»

Как и все крестьянские дети, Федя необразованнный и в солнечном затмении видит «небесное предвиденье».

«…что, у вас тоже в Шаламове было видать предвиденье-то небесное? {Так мужики называют у нас солнечное затмение. (Прим. И.С.Тургенева.)}
— Как солнца-то не стало видно? Как же.
— Чай, напугались и вы?»

Сочинение Характеристика и образ Павлуши

И.С. Тургенев тонко чувствовал родную природу и душу русского народа. Подтверждение этому находит читатель в его творчестве. Цикл рассказов «Записки охотника» в полной мере отражает две любви автора. Это не пособие или руководство по охоте, а сборник емких рассказов о жизни простого народа в России, далеко от столицы.

В рассказе «Бежин луг» основное внимание уделено образам детей, встреченных ночью охотником. Крестьянские ребята пасли табун

Их было пятеро от 7 до 14 лет. Больше всего автора заинтересовал парнишка Павлуша. Это единственный герой, о чьей дальнейшей судьбе узнает читатель.

Мальчику было около 12 лет. Он не отличается яркой внешностью. Нет у него детской привлекательности как у Вани или хорошей, красивой одежды и тонких черт лица как у Феди. Всклокоченные как солома волосы, глубокие серые глаза, широкие скулы, бледное, немного рябое лицо, большой рот, приземистое, неуклюжее тело и огромная голова. Мальчика сложно назвать красивым. Автор говорит о нем: «неказистый малый». Одежда Павлуши, пожалуй, самая бедная из всей компании. Всего две детали: заношенная до дыр рубаха и заштопанные портки.

От непроглядной нищеты ребенку рано приходится начинать работать. Но ночью пригонять и стеречь табун, а утром угонять обратно в деревню, Павлу в радость, как и другим крестьянским детям. По словам автора, это праздник для них.

Павел обладал сильным характером, редко свойственным детям. Его взгляд умный, прямой и открытый. А на лице удаль и решимость, особенно после быстрой езды и смелых поступков. Это решительный и отважный парнишка. Именно он один оберегал лагерь от опасностей. Павел бежит первым, когда приходит охотник и собаки кидаются с лаем в его сторону. Он единственный, кто не колеблясь мчится спасать табун, уверенный в нападении волка. Не боится водяных, русалок и прочей нечисти, отправляясь один ночью к пруду за водой.

Наибольшие симпатии автора на стороне этого подростка. От пруда Павел возвращается с дурным предзнаменованием, он слышал как его звал утонувший мальчик. Не обязательно верить в приметы и легенды, они просто облегчали тяжелую жизнь крестьян и помогали переживать утраты. Мальчик погибает тем же летом, но не в воде, а упав с лошади. Смелость и решимость его же и погубили.

Главная мысль

В рассказе нет морализаторства, автор не рассуждает, как правильно жить, что такое хорошо и плохо. Он просто излагает факты, и это делает произведение пронзительным. Читатели видят крестьянских детей глазами Тургенева. Они предстают открытыми, честными, простыми и добрыми. Рассказчик принадлежит к другому сословию, но не кичится этим. Напротив, он попал в такую ситуацию, когда пришлось обращаться к детям деревенской бедноты.

Основную идею произведения можно кратко сформулировать так: душевные качества не зависят от происхождения, сословия и богатства. Неслучайно среди героев есть мальчик из богатой семьи, причём он сидит вместе с другими и не показывает превосходства, хотя и держится довольно бойко.

Автор постарался донести до читателей мысль, что простые крестьяне достойны уважения. Они заслужили его своим трудом, стойким характером и любовью к окружающему миру. Произведение «Бежин луг» учит любить природу, а также относиться к людям по-доброму.

Жизнь может быть счастливой и гармоничной, даже когда она не переполнена материальными благами

По мнению писателя, красота и счастье — в мелочах, важно лишь научиться ценить то, что есть, и отличать истинные ценности от фальшивых

Характеристика мальчиков

В рассказе Тургенев подробно изображает пять крестьянских детей: Федю, Павлушу, Костю, Илюшу и Ваню.

Сопоставить образы и характеры главных героев поможет таблица:

Фёдор

Возраст — четырнадцать лет.
Внешность: стройный с тонкими, мелкими чертами лица. Кудрявые, светлые волосы. Полувесёлая, задумчивая улыбка. На нём пёстрая ситцевая рубаха, новый армячок, неношеные сапоги. У него был гребешок — редкая вещь для крестьянских детей.
Характер: привык быть лидером. Добрый и ласковый, интересуется состоянием здоровья младшей сестры Вани.
Отношение к товарищам: сохраняет дистанцию с другими детьми. С интересом слушает рассказы о нечистой силе, поддерживает разговор, хотя сам историй не знает.
Положение: принадлежит к зажиточному классу, выехал в поле, ради развлечения.

Павлуша

Возраст — двенадцать лет.
Внешность: чёрные, всклоченные волосы. Серые глаза, лицо бледное, рот большой. Крупная голова, тело маленькое, неуклюжее. Вся одежда представляет собой, простую запашную рубаху и заштопанные штаны. Он смотрится нелепо внешне.
Характер: умный и прямой взгляд и звучащая в голосе сила, вызывает расположение. Не боится звуков в ночи, без хворостинки в руке поскакал один на волка, что характеризует его, как смелого и решительного.
Отношение к товарищам: только Павлуша успокаивает мальчишек, когда их что-то пугает. Не верит в суеверия и пытается убедить других. Хочет развеселить и рассказывает кратко, весёлую историю про барина.
Положение: относится к бедной семье.

Илюша

Возраст — двенадцать лет.
Внешность: длинное, болезненное лицо, с горбинкой на носу. Белые волосы торчат из-под низенькой шапки. Подслеповат, так как щурится. На нём новые лапти, опрятная чёрная верхняя одежда.
Характер: ответственный и трудолюбивый, работает вместе с братом на бумажной фабрике. Умеет увлечь историей.
Отношение к товарищам: знает много разных суеверных сочинений, которыми делится с ребятами. Может, красочно и интересно излагать.
Положение: растёт в обеспеченной семье.

Костя

Возраст — десять лет.
Внешность: маленькое, худое в веснушках лицо, заострённое, как у белочки. Тонкие губы и чёрные глаза

Привлекает внимание печальный и задумчивый взгляд. Он небольшого роста

Растёт болезненным юношей.
Характер: немного труслив, но всё равно ходит в ночное. Добрый и жалостливый мальчик.
Отношение к товарищам: решил не отставать от других и тоже поведал краткий рассказ про русалку.
Положение: живёт в бедной семье.

Ваня

Возраст — семь лет.
Внешность: русые, кудрявые волосы.
Характер: произносит всего несколько слов, из которых понятно, что он добрый ребёнок. Мальчику присущи романтические наклонности. С любовью и нежностью относится к сестрёнке.
Отношение к товарищам: неактивно участвует в беседе. Лежит под рогожей и любуется звёздным небом.
Положение: относится к малообеспеченной семье.

Утопленник

Илюша рассказывает о псаре Ермиле, который, возвращаясь поздно домой, увидел маленького барашка на могиле у утопленника. Взял он его себе, а оказалось, что это душа покойника вселилась в животное.

Вдруг собаки соскакивают со своих мест и бросаются в темноту. Павлуша, не задумываясь, бежит за ними проверить, в чем дело. Ему чудится, что волк пробрался слишком близко к ним. Оказалось, что это не так. Охотник невольно залюбовался мальчиком, таким красивым и смелым он был в тот момент. С особой любовью рисует образ Павлуши Тургенев. «Бежин луг» — рассказ, который хоть и заканчивается на минорной ноте, но все же воспевает победу добра над злом.

Утро и возвращение домой

Проснувшись ранним утром, охотник решает, что пора возвращаться домой. Он тихо собирается и подходит к спящим мальчикам. Все спят, только Павлуша поднимает голову и смотрит на него. Охотник кивает мальчику головой и уходит. Прощается с ним Бежин луг. Характеристика мальчиков требует особого внимания. После окончания чтения стоит еще раз пересмотреть ее.

Заканчивается рассказ словами о том, что Павел впоследствии погибает. Мальчик не тонет, как предсказывают ему истории мальчишек, он падает с лошади и разбивается насмерть.

Центральным героем «Бежиного луга» Тургенева выступает маленький мальчик Павлуша. Ему двенадцать лет, он деревенский мальчик из довольно бедной семьи, на что указывает автор, описывая его одежду. Павлуша обладает серыми глазами, чёрными волосами, неуклюжим телом, огромной головой, не самой красивой внешностью, большим ртом, широкими скулами и бледным лицом. Если говорить о качествах характера Павла, то можно выделить три основных: внимательность, смелость, авторитетность.

Внимательность мальчика проявляется в том, что он обращает внимание на разного рода мелкие события, которые происходят во время того, как мальчики с Павлушей стерегут табун. То он звёздочку на небе увидит, то услышит, как щука нырнула в реке, то до него донесется страшный звук в лесу

Стоит заметить, что Павлуша восхищается природой и совсем не охотно разговаривает с товарищами на мистические темы. Также Павел очень подвижный мальчик, он не сидит на месте, всегда что-то делает. Когда варится картошка, он единственный сидит над ней и тыкает в котелок палочкой.

Смелость Павла проявляется тогда, когда собаки, которые были с мальчиками, убегают в тёмный лес на страшный звук, мальчик же следует за ними. В этот момент я очень сильно восхитился этим персонажем, потому что его смелость в двенадцать лет — большая редкость. Кроме того, Павлуша не хвастается своей смелостью, он просто приходит обратно к ребятам и говорит, что собаки учуяли какой-то запах, он думал, что это волк. Даже осознавая, что собаки могли учуять волка, Павел не боится идти за ними и спокойно возвращается с прогулки по темному и страшному лесу.

Говоря об авторитетности, я имею ввиду, что маленького Павлушу все мальчишки, даже те, которые старше его, очень внимательно слушают, именно Павел их успокаивает в ситуации, когда собаки убегают от костра в лес. Все ребята проявляют уважение к Павлу, не перебивают его и буквально заглядывают ему в рот.

Павел, несмотря на свои года, очень смелый, отважный и добрый парень. Он пользуется успехом у своих товарищей, может легко их рассмешить, когда речь идёт о нечисти, в которую по наивности детской ребята ещё верят. Он очень наблюдательный, всегда видит и слышит больше, чем другие парни из его компании. Он не кичится своей смелостью, для него это обыденное дело, которое не достойно похвалы, он просто такой, какой он есть. Мне кажется, автор очень симпатизирует Павлу, и я тоже восхищаюсь этим молодым и отважным рыцарем.

Ильюша

Больше всего историй рассказал двенадца­тилетний Ильюша с горбоносым, вытянутым и подслеповатым лицом, на котором застыло туповато-озабоченное выражение.

Ильюша — 12 лет, горбо­носый, вытя­нутое лицо, жёлтые волосы, одет опрятно, рабо­тает на бумажной фабрике; суеверен и боязлив, верит в сверхъ­есте­ственное.

Домовой на бумажной фабрике

Первая история была о том, как приказчик велел Ильюше с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней — никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»

Роль образов-символов

Описание природы в рассказе «Бирюк» не является просто красочным фоном для повествования, а способствует раскрытию образа главного героя. Не случайно рассказ начинается изображением грозы в «залитом мраком» лесу. Гроза, как непреодолимая сила, внезапно встала преградой на пути рассказчика, перед которым в темноте на фоне вспышек молний появляется Бирюк, его «фигура словно выросла из земли». Усиливающийся ливень заставил принять предложение лесника, по велению природы рассказчик отправился к нему в избу. Образ-символ грозы в этой пейзажной зарисовке является ключевым для понимания образа Бирюка. Он,сурово выполняющий свою карающую миссию, тоже «гроза» в этом мрачном лесу для окрестных крестьян. Крестьянин-воришка посчитал, что в темную дождливую ночь под раскаты грома он сможет срубить незаметно дерево и вывезти его. Но недремлющий Бирюк все-таки услышал удары топора и молниеносно настиг вора. Автор подчеркивает близость к природе главного героя, его родство со стихией.

Популярные сегодня темы

  • Распутин написал повесть в 1974 году. История ее создания интересна тем, что в планах писателя было написание совсем другой повести на тему стройки коммунизма. В то время у него совершенно не было денег на жизнь

  • В сказочной стране живут необычные жители — коротышки. Они ростом с небольшой огурец. Все коротышки в свою очередь делятся на малышей и малышек. Имена сказочных героев соответствуют их внешности, характеру или виду деятельности.

  • Эта героиня Гоголя выглядит, конечно, комично. Более того, и Чичикова, и читателей (меня точно) через какое-то время она начинает раздражать. Настасья Петровна — уже старушка, вдова, коллежская, как о ней говорится, секретарша.

  • В детстве Сталин травмировал руку, из-за чего до конца своих дней не мог её полностью разгибать.

  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции.

Образец 3

Оказавшись в роли заблудившегося охотника Тульской губернии, рассказчик нашел ночлег у костра, который разожгли несколько крестьянских ребят. Их привычное ночное занятие — сопровождение табуна лошадей — не вызывало к него удивления. Из-за недостатка средств многие дети бедных семей находили себе подобный вид заработка.

12 стр., 5809 слов

История.Контрольная работа №

… на тему «Москва – Третий Рим, и четвертому не бывать». Вариант 4. 1. Прочитайте отрывок из работы современного историка и ответьте на вопросы. «Мы всегда должны помнить, – пишет Лютер, … народом стали почитатьго, как и прежних царей…» а) Под каким названием вошел в историю период, о котором идет речь? Назовите его хронологические рамки. б) Используя текст …

Однако, наблюдая за ними со стороны, автор увлекся их рассказами, подмечая между тем каждую особенность характеров мальчуганов. Самые красочные и пугающие рассказы поведал Илюша. Он обладал хорошей памятью, благодаря чему мог рассказать о любом поверье и истории, связанной с ним.

Двенадцатилетний Илюша имел вид хмурого, напряженного человека, который постоянно щурился, будто решал важный вопрос. Неуверенность, оставившая отпечаток на его лице, сопровождала и голос, для которого был характерен сипловатый тон. С таким видом он рассказывал истории, нагоняющие страх на присутствующих возле ночного костра.

Однако образ тихого, пугливого, неуверенного мальчика меняется, когда речь заходит о неизвестных никому ранее страшных историях, связанных с мертвецами. Благодаря своим небылицам, он становился центром всеобщего внимания. Главными персонажами его рассказов были утопленники, лешие.

С наступлением сумерек Илюша становился душой компании. Далеко не все верили в услышанное, но каждый из ребят внимательно вслушивался в каждое слово, чтобы не остаться в стороне.

Из повествования Илюши о своей жизни становится понятным, что мальчик очень трудолюбивый. Он ежедневно работает на бумажной фабрике, о чем с гордостью рассказывает товарищам. В отличие от остальных пастушков он отличается большой эмоциональностью, которая связана со склонностью верить в поверья.

Опрятный вид мальчика выделял его среди остальных, хотя каждая деталь одежды говорила также о недостатке в семье. Было очевидно, что он имеет много родственников. Он знал не понаслышке о нужде и голоде. Подобные условия существования, с одной стороны, закалили его характер, благодаря чему мальчика можно было сравнить со взрослым мужчиной, с другой — вызвали хроническую усталость в столь раннем возрасте, о чем свидетельствовал его внешний вид.

Добрый, простой с виду мальчик, на самом деле имел необычайно твердый характер, решительность и силу духа. Благодаря портретным зарисовкам («нос с горбинкой, слегка вытянутое подслеповатое лицо»), содержанию его историй, трудовой деятельности был создан полный, удивительный образ этого мальчика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: