Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума
В комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова присутствует очень много тем и проблем характерных для того времени. Именно из-за таких тем произведение запретили к печати, и не разрешалось ставить его в театре.
Так же проблемой того общество было то что военные вообще не хотели сражаться за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они хотели только получать самые высокие звания и чины. Так же каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.
Можно сделать вывод что произведение «Горе от ума» связано с декабристами. Эта комедия полностью описывала восстание декабристов.
Автор затрагивает не только такие социальные темы, но он пишет и про любовь, брак и семью. Конечно почти самая важная тема это драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софья никуда не сможет уйти от фамусовского общества. Она никак не сможет полюбить и быть вместе с Чацким.
Грибоедов затронул в произведение «Горе от ума» важную проблему это то, что старое общество никак не может принять людей из нового света. Это такие люди у которых свое мировоззрение непохожее на остальных людей того общества. Они живут свободной жизни и никак не зависят от мнения других людей. Им нравится их жизнь, и они не будут подстраиваться под других, чтобы их уважали и не унижали.
И одна из самых серьезных проблем, которая прослеживается в комедии это проблема ума. Сам автор иногда называл свое произведение про большое количество глупцов и одного по-настоящему умного человека. Умных людей, таких как Чацкий, в таком обществе вызывали ненависть у остального населения. Фамусовское общество пытается выгнать Чацкого, называя его безумным, хотя они сами вообще не являются умными людьми. Чацкий слишком умный для таких людей и поэтому ему нет места в таком обществе.
Популярные сочинения
- Сочинение Как я провела лето? для девочек (5 класс) Лето — это три длинных месяца, во время которых мы можем отдыхать от учёбы, набираться сил и с пользой проводить время. Но недавно я заметила, что многие дети проводят лето впустую, тратя единственное свободное время на компьютерные игры
- Сочинение Тема ума в комедии Горе от ума Каждый здравомыслящий человек ставит знания превыше всего. Но как мы помним из истории «слишком умных», отличающихся от общей массы людей, всегда высмеивали, унижали
- Анализ 3 действия пьесы Гроза Островского Третье действие пьесы «Грозы» начинается с разговоров о «вечном». Две дамы, Феклуша и Кабанова, рассуждают о жизнях городов. Феклуша хвалит Калинов за его спокойствие и размеренность
Двойные стандарты дворянства
В пьесе несколько раз автор упомянул, что, несмотря на материальное преимущество для роста по карьерной лестнице, люди элитного общества все равно пытались дать детям разностороннее образование. Это говорит об определенном несоответствии дел в обществе.
Идеи Просвещения проникли, но их восприятие оказалось ложным: «…Ученье — вот чума!..». Но самое интересное разворачивается, когда появляется главный герой Чацкий. Кто же он? И каким образом через него писатель поднял главную проблему общества?
Чацкий — человек из привилегированного общества, так скажем, не из крепостных, что, конечно, определило его дальнейшую судьбу. В детстве он получил хорошее образование. Затем, как это было положено в определенном возрасте, отправился служить. Чацкому все это было скучно и неприятно. Он стремился к непрерывному самообразованию.
Окончательно осознав, что для того, чтобы получить повышение по службе, необходимо не только обладать знатным происхождением, связями и деньгами, но и уметь угождать чиновникам, он ушел со службы и начал путешествовать. Это недовольство как основной проблемный вопрос он выразил в диалоге с Фамусовым: «…Служить бы рад, прислуживаться тошно…».
В итоге, набравшись уму-разуму, он вернулся туда, где прошло его детство, как сказал А. С. Пушкин в своем сочинении — «…С корабля на бал…». Здесь-то и произошла кульминация событий.
Популярные сочинения
Сочинение Тема ума в комедии Горе от ума Каждый здравомыслящий человек ставит знания превыше всего. Но как мы помним из истории «слишком умных», отличающихся от общей массы людей, всегда высмеивали, унижали
Не имей сто рублей а имей сто друзей сочинение Наша современная жизнь немыслима без контакта с другими людьми. Мы учимся и работаем в коллективе, общаемся с друзьями и живем семьями
С кем-то лишь вежливо здороваемся и обмениваемся парой фраз
Сочинение-описание по картине В голубом просторе Рылова (3 класс) Любая работа художника, на которой изображено водное пространство, привлекает особое внимание, так как эта стихия таит в себе немало неразгаданных тайн.
Вариант 3
«Горе от ума» — одно из самых знаменитых произведений русской литературы, написанное Александром Грибоедовым. Роман является ярким примером реалистической литературы и описывает жизнь дворянства в России начала XIX века.
Главным героем романа является Александр Андреевич Чацкий, молодой и образованный дворянин, который возвращается на родину после длительного отсутствия. Чацкий не только образован, но и критически настроен к обществу, в котором живет. Он не принимает здесь многих вещей, в том числе и слепое подражание Западу, которое превратилось в некую моду в русском дворянстве.
Я считаю, что Чацкий — это прекрасный образец героя реалистической литературы. Его критические взгляды на общество и на жизнь, в которой люди слишком легко отказываются от своих идей ради сомнительной популярности, делают его героем, с которым можно сопереживать. Он откровенен в своих высказываниях, что многим не нравится, но именно это откровенность и правдивость его слов заставляют задуматься о том, что происходит вокруг.
Примером из романа, который подтверждает мое мнение, является сцена званого ужина у Фамусовых, когда Чацкий раскрывает свои взгляды на общество и образование. Его речь вызывает насмешки и осуждение со стороны гостей, но это не мешает ему продолжать свою мысль и выражать свои идеи. Другой пример — это конфликт Чацкого и Фамусова, когда герой ставит свою честь и идеалы выше материального благополучия.
Можно найти много примеров в жизни, когда люди, высказывающие правдивые и критические мысли, не находят поддержки в обществе и сталкиваются с непониманием и осуждением. Поэтому главный герой романа «Горе от ума» является ярким примером того, как интеллектуальная высокомерность и отсутствие практических навыков могут привести к горе и несчастью. Он настоящий представитель российского общества начала XIX века, где ценности идеалов и образования часто сталкиваются с привычками и традициями.
Одним из примеров, подтверждающих это утверждение, является эпизод с званым ужином у Фамусовых, когда Чацкий критикует нравы и привычки гостей, обвиняя их в том, что они «на подражание Западу жизнь свою приспосабливают». Другим примером может служить история из жизни, когда умный и образованный человек не может найти работу или реализовать свои идеи из-за отсутствия практических навыков и опыта.
Таким образом, роман «Горе от ума» не только ярко отражает общество и культуру России начала XIX века, но и показывает важность баланса между интеллектом и практическими навыками в жизни каждого человека. Мне нравится1.1 k.Не нравится552
Мне нравится1.1 k.Не нравится552
Проблема ума в комедии Грибоедова «Горе от ума» и смысл ее названия. Два типа ума в пьесе.
В самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название.
Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению.
Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”.
Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.
По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.
Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца.
В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже. Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.
Проблема «ума9quot; грибоедовской комедии состоит в том, что является ценностью для Чацкого, что доя Фамусова, Молчалина и Скалозуба.
35551 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Популярные сочинения
- Сочинение Князь Верейский в романе Дубровский Пушкина (образ и характеристика) Одним из второстепенных персонажей произведения является князь Верейский, образ которого представляется связующим звеном в любовной линии главных героев, предавая особое значение сюжетной основе.
- Сочинение Тема ума в комедии Горе от ума Каждый здравомыслящий человек ставит знания превыше всего. Но как мы помним из истории «слишком умных», отличающихся от общей массы людей, всегда высмеивали, унижали
- Сочинение Князь Всеволод в Слове о полку Игореве (Образ и характеристика) Князь Всеволод Святославич по истину великий человек, и в произведении «Слово о полку Игореве» автор прекрасно справился с описанием данного персонажа, ничуть не приуменьшая или не преувеличивая его заслуги.
Несколько интересных сочинений
- Маленький человек в поэме Медный всадник 10 класс сочинение
Маленький человек – один из главных типов героя в русской литературе XIX века. К этой теме обращались выдающиеся мастера художественного слова: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин
- Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Куприна Олеся сочинение
Очень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс населения
- Анализ статьи Гончарова Мильон терзаний
Иван Гончаров назвал свою статью, посвященную произведению Грибоедова «Горе от ума» «Мильон терзаний». Такое необычное название заимствовано им из рассматриваемой комедии. Множественные сомнения терзают главного героя Чацкого.
- Анализ главы София из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева
Начинается глава со слов о молчании. Начало Повествование настраивает читателя на размышление, которое прерывается конфликтной ситуацией и негативными эмоциями.
- Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение
Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа
Основная тематика произведения заключается в изображении автором пороков русского общества на примере борьбы двух поколений посредством иронии и юмора.
Молчалин представляется в образе циника, не имеющего нравственных ценностей, а Скалозуб является закостенелым, самовлюбленным невежей, гоняющимся за чинами.
Данным персонажам противопоставляется Чацкий, который не терпит чинопочитание, крепостное право, карьеризм и жестокость. Герой жаждет справедливого отношения к людям с взаимным уважением, выступая в качестве неординарного человека, не вписывающегося в фамусовское общество, поскольку отличается честностью, порядочностью, совестью. Поэтому Чацкий представляется в глазах остальных персонажей как сумасшедший мужчина.
Таким образом, автору удается изобразить существующее общество в виде страшного, примитивного, полного лжи и обмана мира, которому противопоставляется справедливая и честная позиция главного героя. Соответственно, автору удается изобразить конфликт того исторического периода времени, характеризующегося столкновением консервативных и новых слоев общества.
Вариант 1
Хоть Грибоедов и причислил свое произведение «Горе от ума» к жанру комедии, на самом деле в нем ярко раскрывается настоящая трагедия времен писателя. Но не нужно удивляться тому, какие люди жили в начале 19 века. Современное общество тоже изобилует подобными личностями.
Произведение описывает классовое разделение, присущее обществу эпохи Грибоедова. Так называемое Фамусовское движение — хороший тому пример. В нем признаю только выдающиеся заслуги и высокие чины. В этом коллективе не отдают должного ни искусству, ни науке. Важен только чин, который занимает человек (даже если он не имеет ни какого образования).
Чтобы простой человек мог получить хоть какое-то место в этом обществе, ему нужно кому-то услужить. Этой лазейкой и воспользовался Молчалин — тихий и трусливый персонаж, не обладающий никаким званием и чином. Фамусов приписал ему звание асессора. В Молчалина влюбилась Софья, которая была избалована любовью отца.
Но Павел Афанасьевич не желает признавать простых людей, поэтому в качестве жениха для своей дочери хотел бы видеть Скалозуба, полковника мечтающего стать генералом. Да, умом этот персонаж не блещет, но зато у него хорошее состояние. Софья против такого замужества и постоянно ищет отговорки перед отцом.
На фоне всех этих персонажей выделяется Александр Чацкий, который не принимает взгляды Фамусовского общества и хочет быть свободным от общественного мнения. Он любит Софью. Однако все его попытки добиться ее обречены на провал. Софья не разбирается в людях, поэтому склонна симпатизировать Молчалину, использующему ее любовь в корыстных целях.
В конце концов Чацкий, разочарованный в людях, покидает Москву и отправляется на поиски своего места в жизни.
Мне нравится12.5 k.Не нравится5.7 k.
Анализ 2
Существуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом. Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными, то способными самим организоваться собственное общество без выполнения принуждения и власти друг над другом. Некоторые наоборот считают людей нуждающимися в различных вариантах власти и иерархию сообщества – основным компонентом, который требуется для гармоничного существования.
Крылов в своей басне в иносказательной форме рассматривает этот вопрос и довольно унизительно сравнивает людей с лягушками, которые без царя не могут нормально существовать, им нужен, кто-то, кто будет управлять, кто-то для кого они могут служить. Сам этот факт является довольно печальным, но в какой-то степени очевидным также как факт связи любопытства и страха. Как говорят психологи, у людей всегда есть выбор между любопытством и страхом и именно этот выбор определяет поведение.
Миролюбивого царя Крылов представляет как осиновый чурбан, с которым возможно поступать практически любым образом, только лягушки поначалу этого не знают. Их поведение держится н раболепии и страхе, но любопытство берет свое и со временем они начинают вести себя бесцеремонно. После того как они фактически низводят этого царя до своего уровня (могут даже посидеть на чурбане и подобное) любопытство тоже завершается и хочется чего-то нового, лягушкам снова скучно.
Тогда приходит новый царь, который является цаплей, а цапли, как известно, едят лягушек. Этот вариант представляет собой сравнение с суровой властью, которая внушает только страх и подчиняет, о любопытстве теперь никто и не думает. Лягушки снова взывают к Небесам, они просят Юпитера о снисхождении, но получают суровый ответ на собственные мольбы: аист для вас самый лучший вариант, так как хуже быть не может, поэтому вы более не станете скорбеть, останется только смириться с ситуацией и вы сможете жить как хотели с царем.
Вероятно, в этой басне Крылов высмеивает как таковой инстинкт подчинения у людей. Делегируя собственные полномочия каким-либо властителям и как бы снимая с себя ответственность, они тем самым также утрачивают и собственные полномочия. Поэтому таким лягушкам остается только смириться с ситуацией и оставаться под властью сурового правителя, который является собой самый худший вариант из возможных.
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Вариант 2
Я считаю, что «Горе от ума» — это шедевр русской литературы. Грибоедов беспощадно критикует в нем невежество и бездуховность, царящую в обществе той эпохи. Проблемы, которые были подняты писателям, и сегодня остаются актуальными. Именно поэтому афоризмы на основе произведения до сих пор пользуются популярностью.
Главным героем комедии является Александр Чацкий. Очень честны и умный молодой человек приезжает в Москву после трехлетнего путешествия по России. Он не боится прямо заявлять о своих взглядах. Наверное, это единственный персонаж, которому симпатизирует сам автор. Полная его противоположность — Петр Фамусов — местный чиновник, в имении которого разворачивается сюжетная линия. Он типичный дворянин, который закоренел в невежестве и уверен в том, что всегда прав.
Молчалин, секретарь хозяина дома, всегда разделяет точку зрения Фамусова. Признает безграничную власть хозяина над собой, но путем обмана и лести стремится улучшить свое положение.
Софья Павловна — дочь антигероя. В детстве она близко общалась с Чацким и во многом разделяла его взгляды. Однако постепенно по мере взрослели она научилась приспосабливаться к жизни в Фамусовском обществе. Это помогло ей занять прочное положение, с которым ей не хотелось расставаться.
Произведение высмеивает основы высшего общества того времени. В нем ценятся не образованность и благородство, а способность услуживать и приспосабливаться. Люди выбирают для себя покорность и почитание чинов.
Мне нравится5.6 k.Не нравится3.2 k.
Вариант 2
Как писал о своей комедии сам А.С. Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Главная поднимаемая проблема в комедии — противостояние глупости и ума. Об этом напрямую нам заявляет и название сатирического произведения. Его нельзя оставлять без внимания. Эта проблема довольно глубока, поэтому оставить ее без должного внимания и детального разбора нельзя.
Первоначальное название комедии «Горе уму». Чуть позже оно было изменено на более звучное «Горе от ума». Почему автор изменил название?
Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.
Грибоедов хотел передать названием немного другую смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что воодушевленный и умный человек может нанести себе вред от общества. Полностью суть пьесы в большей мере отображает название «Горе от ума».
Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.
Фамусов и все фамусовское общество является представителем старого века. В их мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высокой должности. Они предпочитают услужливость и поклонение правителям. Таким образом они пробиваются по карьерной лестнице и заслуживают хорошую репутацию. Такие действия были многократно совершены Фамусовым и представителями его общества. Их больше волнует мнение других людей о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.
Молчалин является представителем более молодого поколения. Но его взгляды ничем не отличаются от фамусовского общества. Он придерживается идеала старого времени помещика-крепостника. Для них иметь свое мнение и пытаться отстоять его просто недозволенно. Так он потеряет свою хорошую репутацию. В обществе он считается отличным учеником Фамусова. Он флиртует и влюбляет в себя дочь хозяина дома. Сам он никаких чувств к ней не испытывает, а лишь пытается за счет этого удержаться на своей «престижной» должности.
Всех героев «Горе от ума», исключая Чацкого, можно характеризовать следующими качествами: любовь к деньгам и чинам, приоритетное чужое мнение. Главный герой не понимает их менталитета. Его девиз: «служить делу, а не лицам».
Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.
Анализ 2
Существуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом. Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными, то способными самим организоваться собственное общество без выполнения принуждения и власти друг над другом. Некоторые наоборот считают людей нуждающимися в различных вариантах власти и иерархию сообщества – основным компонентом, который требуется для гармоничного существования.
Крылов в своей басне в иносказательной форме рассматривает этот вопрос и довольно унизительно сравнивает людей с лягушками, которые без царя не могут нормально существовать, им нужен, кто-то, кто будет управлять, кто-то для кого они могут служить. Сам этот факт является довольно печальным, но в какой-то степени очевидным также как факт связи любопытства и страха. Как говорят психологи, у людей всегда есть выбор между любопытством и страхом и именно этот выбор определяет поведение.
Миролюбивого царя Крылов представляет как осиновый чурбан, с которым возможно поступать практически любым образом, только лягушки поначалу этого не знают. Их поведение держится н раболепии и страхе, но любопытство берет свое и со временем они начинают вести себя бесцеремонно. После того как они фактически низводят этого царя до своего уровня (могут даже посидеть на чурбане и подобное) любопытство тоже завершается и хочется чего-то нового, лягушкам снова скучно.
Тогда приходит новый царь, который является цаплей, а цапли, как известно, едят лягушек. Этот вариант представляет собой сравнение с суровой властью, которая внушает только страх и подчиняет, о любопытстве теперь никто и не думает. Лягушки снова взывают к Небесам, они просят Юпитера о снисхождении, но получают суровый ответ на собственные мольбы: аист для вас самый лучший вариант, так как хуже быть не может, поэтому вы более не станете скорбеть, останется только смириться с ситуацией и вы сможете жить как хотели с царем.
Вероятно, в этой басне Крылов высмеивает как таковой инстинкт подчинения у людей. Делегируя собственные полномочия каким-либо властителям и как бы снимая с себя ответственность, они тем самым также утрачивают и собственные полномочия. Поэтому таким лягушкам остается только смириться с ситуацией и оставаться под властью сурового правителя, который является собой самый худший вариант из возможных.