Презентация, доклад по литературе изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести а. и. куприна поединок

Сочинение шурочка в повести поединок (образ и характеристика)

Ромашов отправляется к Назанскому

Назанский рассказывает в пьяном бреду Ромашову о том, что когда-то он был влюблен в одну женщину. Между ними не было ничего, и он считает, что дама его разлюбила из-за пьянства. Затем он достает одно из ее писем и показывает его Ромашову, который узнает почерк Шурочки. Главному герою становится понятно, почему она так плохо отзывается о Назанском. Еще одно письмо ждет его дома. Оно от Раисы Александровны, опостылевшей Ромашову любовницы. Теперь в нем одни лишь угрозы и намеки на то, что она знает об «отношениях» с Николаевой Ромашова. Этим письмом заканчивается пятая глава.

На ближайшем же балу, устроенном в полку, главный герой объявил о разрыве Петерсон, а та обещала отомстить ему за это. Вскоре к Николаевым начали приходить анонимки.

Капитан Стельковский

Военное дело было его призванием. Он заботился о собственных солдатах, поэтому его рота была самой лучшей в полку: всех состоящих в ней людей словно специально отбирали. Они ходили сытыми, бойкими, трезво оценивали окружающую обстановку и не боялись смотреть в глаза любому начальству. В роте Стельковского не ругались и не дрались. По выучке и внешнему виду она ничем не уступала любой гвардейской части. На военных смотрах капитан проявлял себя инициативным, сообразительным и находчивым командиром. Однако вне службы в его поступках нет благородства: он совращает молодых крестьянок. Это стало для капитана своеобразным развлечением.

Офицеры

Быт и служба офицеров N-ского полка имеет общие черты. Их жизнь — это ежедневная рутина, состоящая из изучения армейских уставов, строевых занятий, офицерских собраний, попоек с друзьями, азартных игр и адюльтеров с чужими жёнами.

С другой стороны, каждый офицер наделён индивидуальностью и чем-то выделяется на общем фоне. К примеру, добродушный и непритязательный поручик Веткин. Он не думает о будущем и живёт лишь армейскими буднями. Ротный командир Слива грубый, тупой служака с тяжёлым характером и тягой к жёсткой дисциплине. Его не интересует ничего из того, что находится за пределами устава, строя и роты. У Сливы только две привязанности: уединённое пьянство по вечерам и строевая красота собственной роты. Поручик Бек-Агамалов постоянно борется со вспышками кровожадных инстинктов и не может с ними справиться. Капитан Осадчий чем-то напоминает образ Ромашова в повести «Поединок», но, в отличие от Юрия, он чрезмерно жесток. Капитан буквально воспевает беспощадную войну, внушая тем самым трепет своим подчинённым. Продолжают галерею персонажей пассивный и меланхоличный капитан Лещенко, наводящий своим видом тоску; пустышка и фат Бобетинский, считающий себя великосветским человеком с изящными манерами; молодой старик, поручик Олизар и другие. Искренне жаль нищего вдового поручика Зегржта, которому едва хватает жалованья, чтобы прокормить четырёх детей. Прежде чем мы раскроем образ Ромашова в повести «Поединок», кратко расскажем о двух колоритных персонажах.

Внешность

Шурочка молодая женщина с черными волосами и бледным смуглым лицом. На фоне его бледности алым пятном выделялись губы. Глаза ярко-синего цвета. Мочку левого уха украшала небольшая родинка. Маленького роста. Миниатюрной комплекции. Размер ее стопы, как у ребенка. На ногах всегда аккуратненькие туфельки. Внешне ее можно было принять за цыганку, да и натура у нее была горячая и свободолюбивая. Сама себя она не считает красавицей, но уверена, что мужчины ценят в ней другие качества.

«…в глубине синих зрачков…»

«…бледное и смуглое лицо. Страстное лицо. И на нем красные, горящие губы – как они должны целовать! – и глаза, окруженные желтоватой тенью…»

«…собрав свое лицо в милую гримасу…»

«…ты маленькая, ты легкая, я бы поднял тебя на руки, как ребенка…»

«…на левом ухе, внизу, у тебя маленькая родинка, точно след от сережки…»

Подготовка Николаева к экзаменам

Владимир Ефимович (так звали Николаева) был занят. Он готовился к поступлению в академию, однако каждый раз проваливал экзамены. Его жена Шурочка прикладывала все свои усилия для того, чтобы ему помочь. Она уже выучила программу лучше него.

Николаев занимался, а тем временем Шурочка с Ромочкой (так его называла Александра) обсуждали статью в газете о поединках в армии. Недавно их узаконили. По мнению Шурочки, это было сурово, однако для русских офицеров необходимо хотя бы для того, чтобы личности, подобные Назанскому и Арчаковскому, знали свое место. В отличие от Александры, Ромашов не считает плохим Назанского. Вскоре необходимо было отправляться спать, и подпоручик покидает Николаевых. Пятая глава начинается тем, что на улице главный герой слышит, как его частые визиты обсуждает денщик. Он решает навестить Назанского, находившегося в запое уже некоторое время.

Ромашов отправляется к Назанскому

Назанский рассказывает в пьяном бреду Ромашову о том, что когда-то он был влюблен в одну женщину. Между ними не было ничего, и он считает, что дама его разлюбила из-за пьянства. Затем он достает одно из ее писем и показывает его Ромашову, который узнает почерк Шурочки. Главному герою становится понятно, почему она так плохо отзывается о Назанском. Еще одно письмо ждет его дома. Оно от Раисы Александровны, опостылевшей Ромашову любовницы. Теперь в нем одни лишь угрозы и намеки на то, что она знает об «отношениях» с Николаевой Ромашова. Этим письмом заканчивается пятая глава.

На ближайшем же балу, устроенном в полку, главный герой объявил о разрыве Петерсон, а та обещала отомстить ему за это. Вскоре к Николаевым начали приходить анонимки.

Смысл произведения «Поединок»

Главный герой — офицер Ромашов. Он благородный и порядочный человек. Многие литературоведы считают, что некоторые черты характера главного героя он позаимствовал у самого себя. Ромашов оказался втянут в армейскую казарменную жизнь, стал ее неотъемлемой частью. Именно в этом месте персонаж ощутил на себе всю несправедливость мира и неправильность взаимоотношений между людьми. Суровая школа отложила неизгладимый отпечаток на всей его дальнейшей судьбе.

Но в чем же заключается трагизм Ромашова? Интеллигенция оторвана от народа. Ей присущи безнравственность, духовная нищета и отсутствие моральных ценностей. Но только ли трепетное и нежное чувство к Шурочке Ромашова и Назанского стало причиной их физической гибели? Вряд ли. Кроме того, несчастная любовь к милой девушке послужила поводом для внутренней борьбы и духовной смерти персонажей.

Изящная и обаятельная героиня считает дуэли необходимым атрибутом нормальной жизни. По мнению Шурочки, каждый уважающий себя офицер обязан приминать участие в подобных столкновениях. Риск — дело благородное и для военнослужащих обязательное. Шурочка, несмотря на свою образованность и острый ум, заявила, что оскорбления смываются исключительно кровью. А для чего еще нужны бравые офицеры, если не для войны?!

Как еще могут доказать военнослужащие свою смелость, отвагу и готовность в любой момент сразиться с противником, если не на дуэли?! Рассуждения Шурочки поражают своим легкомыслием и полным обесценением человеческой жизни. Более того, такого же мнения придерживаются не только красивые женщины, но и большинство служащих в гарнизоне мужчин. Главный герой, напротив, занимает абсолютно противоположную позицию.

Большинство офицеров в гарнизоне с воодушевлением рассказывает о невероятных испытаниях, с которым им пришлось столкнуться: детский плач, пожары, угрозы смерти. Они готовы рассказывать о своих отважных подвигах часами. Их влекут поединки, кровопролитные и ожесточенные битвы. Главный герой не разделяет их точки зрения и с ужасом выслушивает очередной рассказ с подробностями.

Поэтому Ромашов не понимает, как он может находиться в полку. Его существование в армейских казармах — вечное противостояние с самим собой, конфликт с военными предрассудками. Ромашов совершенно другой. У главного героя другие взгляды на жизни, ценности и приоритеты. Персонаж идеализировал военную службу. Однако, попав в полк, он разочаровался в армейских ценностях.

А.И. Куприн своей повестью изобличает неправильные порядки, которые приняты в офицерских кругах. О всех проблемах военной службы мастер слова знал не понаслышке.

Смысл финала «Поединок»

Главный герой оказался втянут в эту атмосферу хаоса и неправильности человеческих взаимоотношений. Главный герой, сам того не осознавая, начинает подражать офицерскому составу. Но его отличает уверенность и четкость в высказываниях. Он все больше и больше презирает зверское обращение высших слоев управления с простыми солдатами и бесперспективную жизнь в армейских казармах.

Ромашов настроен покинуть «суровую» школу. Внутри героя нарастает конфликт. Но он успешно борется со своими страхами и дурными мыслями. Он остро чувствует несправедливость по отношению к простым солдатам, он пытается их подбодрить и проникнуться к их проблемам.

Мелкие столкновения и конфликты Ромашова сопровождают читателя на протяжении всей книги. Итог получился безрадостный: дуэль главного героя с Николаевым. Логичное завершение повести, наполненной внутренними противоречиями и нарастающим недовольством Ромашова относительно офицерских ценностей. Главный герой оказался обманут женщиной, которая была его самой большой любовью. Он был слеп от всепоглощающего чувства, за что и поплатился своей жизнью.

Назанский

Образ Ромашова в повести «Поединок» (цитаты, характеризующие героя, вы могли прочесть выше) является главным в произведении. Но нельзя не отметить Назанского — как наименее жизненного персонажа сочинения. По-видимому, автор ввёл его для выражения своих мировоззренческих взглядов и заветных мыслей. Вы спросите, а почему бы не воплотить всё это в образе главного героя? Мы думаем, что автор считал поручика слишком необразованным и молодым для выражения этой философии. А Назанский подошёл идеально и очень удачно дополнил образ Ромашова. «Поединок» Куприна тем и хорош, что содержит много взаимодополняющих друг друга персонажей.

Разговор с Хлебниковым, самоубийство солдата из роты Осадчего

Однако публичным позором отнюдь не заканчиваются неприятности Ромашова, героя, которого создал Куприн («Поединок»). Читать краткое содержание по главам, конечно, не так увлекательно, как оригинал произведения. Описывая основные события, мы отметим, что произошло объяснение с Николаевым, попросившим его больше к ним не приходить и прекратить бессмысленный поток анонимок. Ромашов по дороге домой встретил солдата, упавшего в обморок. Его фамилия — Хлебников. Этот солдат плакал и жаловался Ромашову на службу в роте (16-я глава). Все над ним издевались, били его, а он с детства мучается грыжей и к учению непригоден. Ромашову свои собственные проблемы на фоне этого несчастного солдата показались пустяками. Самое худшее произошло в конце мая. В это время повесился солдат в роте Осадчего (18-я глава). Затем последовало беспробудное пьянство. Все напивались на офицерских собраниях.

Финал произведения

Вечером Шурочка приходит к Ромашову. Она просит не отказываться от дуэли, так как выглядеть это будет весьма сомнительно (22-я глава). Шурочка также рассказывает ему, как она потратила годы своей жизни ради карьеры супруга, и Николаева из-за этого случая могут не допустить к сдаче экзамена. Она уверяет, что своего мужа предупредила не стрелять в Ромашова. Таким образом, дуэль обязана состояться, однако никто при этом не должен быть ранен. В конце встречи Шурочка обняла Ромочку и поцеловала его. Они ведь не увидятся больше, так что бояться нечего. Поединок состоялся утром следующего дня.

Составляя краткий пересказ повести Куприна «Поединок», мы подошли к заключительной, 23-й главе. Она очень короткая и представляет собой рапорт, составленный полковым командиром, в котором было сказано, что Николаев смертельно ранил Ромашова. Через 7 минут последний скончался от внутреннего кровоизлияния.

Так заканчивает Куприн А. И. «Поединок». Краткое содержание по главам поможет вам вспомнить или узнать его сюжет, а также сориентирует, к какому месту повести следует обращаться для подробного знакомства с основными эпизодами.

Никогда не понимал раньше самодостаточности Олеси и ее бабушки из повести Куприна «Олеся». Живут умные русские женщины в лесу и ничего им больше не нужно. Олеся на самом деле Алена, Олесей ее стали звать в Полесье, куда бабушка привезла внучку из России.

И вот перечитал повесть, а там все ясно, на это просто не обращал внимания в силу нашей советской темноты. Олеся полна потусторонней силы, и ее мать была такая, и ее бабушка такая. Олеся уверена, что сила эта от Дьявола. Герой повести признает за ней эту силу, но пытается ей все объяснить рационально, рассказывает про гипноз, по научные открытия. Сам он понимает, что Олеся владеет некими древними техниками, частью каких-то древних знаний. И начинает склонять Олесю сходить в церковь, чтобы она поняла, что ничего в ней нет от темных сил.

Олеся знает судьбу своего любимого, знает свою судьбу, но с какого-то момента воля ее мужчины становится сильнее ее воли, она идет в церковь и случается беда, но не метафизическая, а вполне бытовая, которая приводит к концу любовный роман.

Герой желал примирить непримиримое.

Так почему Олеся и бабушка такие самодостаточные? А все просто, в них живет сила, которой нет в других людях, они чувствуют эту силу, она держит их на плаву.

Но какая жертвенная любовь Олеси!

А вот другая героиня из повести Куприна «Поединок» Шурочка, эта самый черный женский образ, который я могу только вспомнить в русской литературе. И опять же этот как-то пролетало мимо, ибо критика писала об ужасах офицерского быта, но ужас-то повести в другом.

Шурочка, которую Куприн выписывает, как необыкновенно очаровательную женщину, в самом деле, очень привлекательная. Но что она делает? Она убивает почти в прямом смысле слова двух благородных людей, тридцатилетнего Назанского и мальчика двадцати одного года поручика Ромашова.

Оба безумно влюблены в нее, она влюбляет их в себя. Но когда Назанский пытается начать новую жизнь, уходит из армии, честолюбивая, стремящаяся к богатству и светской жизни Шурочка не следует за ним, ей не нужна простая жизнь. В итоге Назанский возвращается на службу, чтобы быть рядом с любимой женщиной (она замужем за другим офицером), спивается и сходит с ума.

Драматично и с Ромашовым, Шурочка кокетничает с ним, начинает роман, но ее муж ревнует, вызывает Ромашова на дуэль. Ночью перед поединком Шурочка приходит к мальчишке Ромашову, отдается ему и говорит, что ее муж будет стрелять в воздух, что тоже должен сделать Ромашов.

В итоге муж Шурочки убивает мальчишку наповал, но зато Шурочка с мужем едут поступать в Академию Генерального штаба, т.е. поступать в третий раз будет ее муж, а у Шурочки появляется шанс на светскую жизнь.

Вот тебе и на! Связанная с темными силами Олеся – пример жертвенности и благородства, и Шурочка пример самой низкой твари, какой только может быть женщина. Использует свои чары ради каприза, от скуки, чтобы потом уничтожить мужчин.

Что-то в образе Шурочки видно от первой жены Куприна, именно с ней он жил, когда писал «Поединок».

Философия Назанского

Назанскому чуждо евангельское наставление о любви к ближнему. Он считает, что со временем любовь к человечеству сменится любовью к себе: своему уму, телу и бесконечному разнообразию чувств… «Каждый должен быть царём мира, его гордостью и украшением, и брать всё, что хочет. Не надо никого бояться, вам нет равных. Настанет время, и вера в собственное Я осенит всех людей. И тогда не будет ни зависти, ни злобы, ни пороков, ни жалости, ни коллег, ни господ, ни рабов. Люди превратятся в богов». Такая позиция персонажа перекликается с теорией сверхчеловека в духе Ницше. Она была довольно популярна в начале 20 века. Видимо, ею увлёкся и автор произведения.

Характеристика

В повести «Поединок» А.И. Куприн поднял острые проблемы армейских будней. Автор не мог мириться с беспределом, жестокостью, лицемерием, пьянством, которые поощряются в армии. В этой атмосфере нравственного разложения существовали и семьи офицеров.

Главная героиня Шурочка — яркий представитель офицерской жены. Она так же лжива и лицемерна, как и все вокруг. К своему мужу Шурочка никогда не испытывала искренних чувств. Она амбициозна, стремится занять высокое положение в обществе за счет мужа и не жалеет для этого средств. Муж ее человек посредственный, средних способностей, но настойчивость жены заставляет его упорно сдавать экзамены в академию.

Шурочка лелеет надежду вырваться из провинциальной глуши в Петербург и ничто ее не может сбить с намеченной цели. Целеустремленность и упорство этой хрупкой женщины восхищают.

Героиня не похожа на скучных полковых дам, она свежа, легка и весела. Вокруг нее царит атмосфера праздника, ею увлекаются молодые офицеры, и Шурочке это нравится. Она не упускает возможности пофлиртовать, вскружить голову, дать ложную надежду. Так женщина заполняет пустоту в своей бесцветной жизни.

Жертвой ее чар стал ближайший друг мужа Ромашов. Молодой человек очарован девушкой. Для него она богиня, прекрасный облик, которой будоражит и волнует. И бледное лицо, и алые губы, гибкая фигура, маленькая ножка, волосы, все восхищает его. Ему видится в ней что-то цыганское, хотя она и не брюнетка.

Шурочка получила хорошее образование, владеет несколькими языками и отлично знает себе цену. Вовсе не обольщается в отношении своей внешности, полагая, что не совсем красива, но уверена, обладает качествами за которые мужчины ее и ценят. Расчетливость и эгоизм Александры Петровны никак не согласуются с ее хрупкой внешностью. И в мужчине она в первую очередь ценит силу. Своему поклоннику Ромашову она ставит в упрек его слабоволие, бесхарактерность.

Ромашов не первый, кто стал жертвой обаятельной Шурочки. От сослуживца Назального Ромашов узнает историю его горькой любви. Александра Петровна бездушно посмеялась над несчастным влюбленным, а он продолжает безответно любить, пытаясь утопить свою боль в стакане.

Этот эпизод красноречиво характеризует Шурочку как особу взбалмошную и эгоистичную. Ради сиюминутной прихоти, развлечения она жестоко играет с чувствами человека и не испытывает угрызений совести, когда это приводит к трагичным последствиям.

История с дуэлью подтверждает жестокость героини. Зная, что Ромашов слаб и малодушен, готов отказаться от дуэли, обманывая она уговаривает его стреляться. И женщину не беспокоит гибель молодого человека, главное, чтобы ничто не нарушило ее планов.

Юрий Ромашов

Многие литературные историки и критики сходятся во мнении, что Куприн вложил в образ главного героя свои автобиографические черты: Юрий родился в городе Наровчата, отца он не помнит (только маму), детство провёл в Москве, учился в кадетском корпусе, а потом пошёл в военное училище. Всё это соответствует обстоятельствам жизни Куприна.

Юрий Ромашов предстаёт перед читателем обаятельным молодым человеком, привлекающим своей душевной чистотой и благородством. Именно эти качества не позволяют поручику адаптироваться к армейской среде. Юрий простодушен и добр, обладает детской мечтательностью и ярким воображением. А практически все люди в его окружении порочны и разучились мыслить. Поэтому поручик чувствует себя среди солдат одиноким и чужим: за полтора года офицерской службы его постоянно мучило ощущение затерянности и одиночества среди равнодушных и недоброжелательных людей. Юрию не по душе были грубые привычки военных, пошлые связи, попойки, карты, издевательства над солдатами.

Образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна был продуман таким образом, чтобы пробуждать у читателя сострадание и сочувствие к чужому несчастью. Так, Юрий вступился за татарина Шарафутдинова, плохо знающего русский язык и практически не понимающего приказы полковника. Также он удержал Хлебникова от самоубийства (солдаты довели его до отчаяния побоями и издевательствами). В отличие от других военных, Юрий понимает, что каким бы однообразно-покорным и невзрачным не был Хлебников, он на самом деле живой человек, а не механическая величина.

Человечность поручика проявилась и в другом: в обсуждении солдатских расправ над штатскими, в отношении к денщику Гайнану и его языческим верованиям, в переживаниях насчёт пошлого романа с Раисой Петерсон и т. д.

Сюжет и особенности любовной линии в повести Поединок

Творчество А.И. Куприна занимает значительное место в русской литературе. Его талант был одним из наиболее ярких среди реалистов двадцатого века. Близость к художественным принципам Л.Н. Толстого в соединении с доходчивостью и увлекательностью купринского письма сделало его одним из самых читаемых писателей начала двадцатого века.

Куприн – писатель по преимуществу социальный. Однако зачастую социальная подоплека переплетается с темой любви. Любовная линия в таких случаях усиливает общественные конфликты, изображенные в произведении, придает им большую резкость и яркость.

Куприн – певец жизни и любви. Поединок – это, прежде всего, глубоко реалистичное произведение с четко выраженной социальной направленностью. Ужасающая картина разложения русской армии, запечатленная в повести, вызвала шок у современников писателя и одновременно объяснила позорное поражение в русско-японской войне.

Повесть «Поединок» рассказывает о том, как молодой поручик, столкнувшись с армейской средой, был сломлен духовно и убит на дуэли, а если точнее, то застрелен.

Содержание повести – это повествование о поединке чистой искренней души, высоких и несколько наивных помыслов и мечтаний с грязью и низостью повседневности.

Любовная линия произведения как бы усиливает социальную значимость повести и в то же время остается достаточно самостоятельной. Рядом с мечтами о блестящей военной карьере, о духовном самосовершенствовании живет в душе этого наивного юноши и мечта о высокой и чистой любви.

В повести «Поединок» Куприн показал любовь, неизбежно, обреченную на унижение и гибель в жестоком, безнравственном, пошлом, развратном мире. Раскрывая социальные истоки любовной трагедии автор одновременно выражает свои мечты и о чистой высокой любви и о том, чтобы мир, в который она приходит, был достоин этой любви.

Слайд 19— Как изображены «полковые дамы»?Жены офицеров такие же хищные и кровожадные,

как и их мужья. Полковые дамы — олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ — Раиса Петерсон, злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» — с отвращением думает о ней Ромашов. Мысли о прежней фцзической близости с этой женщиной вызывали у него такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья (глава IХ). Не лучше и остальные «дамы». Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на нее Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: «Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак». Истинно женского в ней не осталось: «Я не хочу ребенка. Фу, какая гадость!» — признается она Ромашову (глава XIV).

Невезение Ромашова

Молодой офицер Ромашов после вечерних занятий, полагающихся по уставу гарнизонной службы, бродил без дела по улицам города. Этот человек был на службе лишь второй год и имел забавную привычку думать в 3-м лице о себе, как в шаблонных романах. Герою в этот вечер немного не везло. Прибыл Шульгович, командир полка, который оказался не в духе и потому сделал выговор солдату Ромашова, татарину, который плохо понимал по-русски. Были наказаны оба: и солдат, и подпоручик. Ромашову полагалось четверо суток провести под домашним арестом. Он любил во время прогулок мечтать о том, что скоро поступит в академию, успешно сдав экзамены, а затем сделает блестящую карьеру и докажет всем в полку, какой он есть на самом деле.

Невезение Ромашова

Молодой офицер Ромашов после вечерних занятий, полагающихся по уставу гарнизонной службы, бродил без дела по улицам города. Этот человек был на службе лишь второй год и имел забавную привычку думать в 3-м лице о себе, как в шаблонных романах. Герою в этот вечер немного не везло. Прибыл Шульгович, командир полка, который оказался не в духе и потому сделал выговор солдату Ромашова, татарину, который плохо понимал по-русски. Были наказаны оба: и солдат, и подпоручик. Ромашову полагалось четверо суток провести под домашним арестом. Он любил во время прогулок мечтать о том, что скоро поступит в академию, успешно сдав экзамены, а затем сделает блестящую карьеру и докажет всем в полку, какой он есть на самом деле.

Слайд 21— Какова роль образа Хлебникова?Образ рядового Хлебникова, безземельного, разорённого и обнищавшего

русского мужика, «забритого в солдаты», детализирован более других. Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения — вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом «в кулачок», на котором нелепо торчал вздернутый кверху грязный нос, с глазами, в которых застыл тупой, покорный ужас этот солдатик стал в роте всеобщим посмешищем и объектом для издевательств и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалея Хлебникова, Ромашов говорит: «Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик… Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Всё — какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть…». Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.

Заключение

Итак, мы дали характеристику главным героям повести и, надеемся, в полной мере осветили тему: «Куприн. «Поединок»: образ Ромашова». И последнее…

Хоть поручик и с восхищением слушал Назанского, учение Ницше ему чуждо. Он не приемлет презрения к слабому и беззащитному. Достаточно вспомнить, как Юрий был добр к Гайнану и как бережно относился к Хлебникову. Несмотря на блеск и ум Назанского, образ Ромашова в повести «Поединок» намного благороднее и привлекательнее. Видимо, автор, сделав его таким, хотел донести до читателя мысль о том, что порядочный и честный человек всегда будет выше остальных и победит в духовном плане.

­Женские образы

Повесть А. И. Куприна “Поединок” была впервые опубликована в 1905 году. В ней автор показал все недостатки офицерского быта, о которых сам знал не понаслышке. Главному герою повести молодому подпоручику Ромашову он слегка придал автобиографические черты. Читая повесть, мы видим, что в ней сразу несколько тематических линий. В первую очередь, это офицерская среда. Затем строевая и казарменная жизнь солдат и, наконец, личные отношения людей.

Что касается “полковых дам”, автор не наделили их положительными качествами. Проживая долгие годы в офицерской среде, они стали прагматичнее, жестче и черствее. Некоторых офицерских жен Куприн открыто именует “куклами” и “манекенами”. Они жеманны, пользуются приторными духами, готовы отбелить все лицо макияжем, но души у них при этом остаются темными. Такова, к примеру, зрелая замужняя дама Раиса Петерсон, которая достает главного героя молодого подпоручика своими домоганиями.

Устав от постоянных преследований, он отказывает женщине и просит оставить его в покое. Но Петерсон такой расклад не устраивает.

Он узнает, что Ромашов вечерами бывает в доме Николаевых и начинает подозревать его в теплых отношениях с женой поручика Шурочкой

Тогда раздосадованная женщина начинает писать Николаеву анонимки с просьбой обратить внимание на поведение жены. Эти анонимки впоследствии становятся причиной разлада дружеских отношений между обоими офицерами

Так автор показывает, что Раиса – пошлая и ничтожная натура, с отсутствием каких-либо нравственных устоев. К тому же она не одна такая в гарнизоне. Есть еще злые лицемерные сплетницы жена капитана Тельмана и А. И. Мигунова. Что касается Александры Петровны Николаевой (Шурочки), ее единственную автор изображает более или менее добродетельной, рассудительной и обаятельной. Она не участвует в полковых сплетнях и интригах, не ведет пошлых игр обольщения.

При этом к Ромашову она выказывает чуть больше, чем просто дружеские отношения. Шурочка умна, талантлива и интересна. Она умеет расположить к себе человека, знает, с кем и как общаться, имеет природный вкус в выборе одежды. Автор показывает, что ее главная задача – помочь бездарному мужу сдать экзамен в академию и не ударить в грязь лицом. Ради этого неумного и бездарного человека она жертвует Ромашовым. По этой причине все ее достоинства в конце произведения сводятся к нулю.

Шурочку любил также Назанский еще до Николаева, но она ему отказала. С тех пор, между двумя поручиками складывались натянутые отношения. Таким образом, несмотря на все свои достоинства, главная героиня повести тоже не лучший женский образ, описанный когда-либо Куприным. Характер этой женщины правдив и реалистичен, но ее расчетливость привела к гибели лучшего друга.

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ­Честь и бесчестье Повесть “Поединок” считается одним из лучших произведений А. И. Куприна. В центре повествования — жизнь армейских офицеров. Автору удалось создать целую галерею…
  2. ­Дружба и вражда Повесть “Поединок” одно из немногих произведений Куприна, посвященных теме русской армии. Автор сам учился в военной академии, которая впоследствии была преобразована в…
  3. Мы знакомимся с Юрием Ромашовым на второй год его службы в полку. С самого начала знакомства с молодым подпоручиком мы видим в нем мечтателя, натуру…

оглушительный успехвоенных заведенияхподробную картинупростым солдатамдомашнему арестуглубокое чувствополковой дамывторостепенную рольвнутренний переворотКороткая жизнь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: