Моральные устои и свобода личности
Одной из главных тем пьесы «Горе от ума» является противостояние между старшим и младшим поколением, которое отражается на проблеме моральных устоев и свободы личности. Главный герой Александр Чацкий представляет молодое поколение, которое критически относится к традиционным моральным ценностям и стремится к свободе личности и самовыражению.
Старшее поколение, в лице героя комедии Молчалина и его окружения, привязано к старым традициям и формальным нормам поведения. Они не понимают стремлений молодежи и ограничивают свободу личности. В результате возникает конфликт поколений, который сводится к противостоянию традиции и инновации, консерватизма и прогресса.
- Моральные устои – это общепринятые нормы и ценности, которые регулируют межличностные отношения и поведение людей в обществе. В пьесе моральные устои представлены как обуза, ограничивающая свободу личности и препятствующая индивидуальному развитию.
- Свобода личности – это право каждого человека на самовыражение, выбор жизненного пути и формирование своей индивидуальности. В пьесе свобода личности выступает как главное требование молодого поколения, которое стремится к самореализации и независимости от стереотипов и общественных предрассудков.
В результате конфликта поколений Грибоедов делает вывод о необходимости гармоничного сочетания традиции и инновации, основанных на принципах уважения к мнению других и свободе личности. Только так можно сохранить духовное наследие прошлого и обеспечить развитие общества в будущем.
Вариант 1
Комедия Грибоедова “Горе от ума” – это произведение, которое описывает жизнь общества в России в начале XIX века. Главный герой комедии – Молчалин – является типичным представителем интеллигенции того времени. Он обладает высоким образованием, но не может найти свое место в жизни. Вместо того, чтобы заниматься делом, он предпочитает пустую болтовню и самодовольство.
Смысл названия комедии заключается в том, что Молчалин страдает от своего ума. Он не может найти свое место в жизни, потому что его ум мешает ему жить. Он слишком умный для своего времени и не может найти общий язык с окружающими. В результате он становится одиноким и несчастным.
Комедия Грибоедова “Горе от ума” является критикой общества того времени. Грибоедов показывает, что интеллигенция не может найти свое место в жизни из-за того, что общество не готово к переменам. Он показывает, что общество нуждается в новых идеях и новых людях, которые могут изменить его к лучшему.
В целом, комедия Грибоедова “Горе от ума” является важным произведением русской литературы. Она показывает, что ум не всегда является благом, и что интеллигенция должна находить свое место в жизни, чтобы быть счастливой.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Сочинение: Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума.
Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма.
Критики по-разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся.
Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен».
Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий.
Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости.
В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» – комедия, перешагнувшая классицизм.
Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.
В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме.
Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя.
«Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы» (И. А. Гончаров).
Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. «Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: „Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме“. (И. А. Гончаров)
Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в «Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой.
Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.
Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.
Сочинение горе от ума спор чацкого и фамусова
С этой точки зрения он считает Молчалина недостойным женихом для Софьи, а вовсе не потому, что тот беден и безроден. На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Горе от ума сочинение фамусовское общество Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.
Сочинение по комедии горе от ума на тему образ чацкого Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. В литературной критике уже давно обмечена еще одна черта Чацкого: дендизм.
Сочинение по русскому языку про спорт А еще существует великое событие, которое, конечно же, объединяет все страны и национальности. Это не только увлечение, для некоторых это смысл жизни.
Грибоедова горе от ума сочинение Выясняется, что Софья была вместе с секретарем отца Молчалиным. Уже эти его слова свидетельствуют о том, что Чацкий не приживётся в этом обществе. Обличение лицемерия, морального рабства, нравственных образцов того времени звучит из уст главного героя.
Сочинение горе от ума комедия или драма Декабристы и выразитель их идей Чацкий были представителями первого, раннего этапа русского освободительного движения. Ни крика, ни экспрессии в проявлении своих чувств: — Карету мне, — вполголоса обращается Чацкий к стоящему рядом лакею.
Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоположных лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком текущим» и «веком прошлым». Также в комедии «Горе от ума» фигурирует вражда поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их точки зрения и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».
«Век прошлого» в комедии гораздо многочисленнее, чем поле его противников. Главный представитель консервативного дворянства — Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он является управляющим государственного дома. Его дочь Софья воспитывалась им с младенчества, потому что ее мать умерла. Их отношения отражают конфликт между родителями и детьми в «Горе от ума». В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, ее секретарем, живущим в ее доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. Его взгляды на образование отражают позицию всего дворянства: «Эти языки даны нам! Берем бродяг, и домой, и в билетах, чтобы дочек всему научить. К иностранным преподавателям предъявляются минимальные требования, главное, чтобы их было «больше по количеству, по более дешевой цене».
Однако Фамусов считает, что наилучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример собственного отца. В этом смысле в спектакле «Ай дель ингенио» проблема родителей и детей становится еще острее. Фамусов говорит о себе, что он «известен своим монашеским поведением». Но хороший ли он образец для подражания, если за секунду до того, как он начнет морализировать Софью, читатель увидел, как он откровенно флиртует со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в мире. И если знатное общество не сплетничает о ваших любовях, то ваша совесть чиста. Даже Лиза, проникнутая нравственностью, царившей в доме Фамусова, предостерегает своего молодого любовника не от ночных встреч с Молчалиным, а от публичных сплетен: «Грех не беда, слухи нехороши». Эта позиция характеризует Фамусова как морально неустойчивого человека. Имеет ли право аморальный человек говорить о морали перед дочерью, да еще и считаться для нее примером?
В этом смысле вывод наводит на мысль, что для Фамусова (и в его лице, и для всего старого московского дворянского общества) важнее казаться достойным, чем не быть. Кроме того, стремление представителей «прошлого века» произвести хорошее впечатление распространяется только на состоятельных и знатных людей, ведь общение с ними способствует получению личной выгоды. Люди, не имеющие высоких чинов, премий и богатств, лишь презрением удостаиваются знатным обществом: «Кому это нужно: для гордых они лежат в прахе, а для тех, кто выше, лесть плетется, как кружево». Фамусов переносит этот принцип обращения с людьми на свое отношение к семейной жизни. «Тот, кто беден, тебе не пара», — говорит он дочери. Чувство любви бессильно, оно презирается этим обществом. Расчет и нажива господствуют в жизни Фамусова и его последователей: «Будь беден, а коли две тысячи родных душ, то и жених». Эта позиция порождает несвободу этих людей. Они заложники и рабы собственного комфорта: «А кто в Москве не держал рот на замке на обедах, ужинах и танцах?»
То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативной знати является нормой. И это уже не просто спор поколений в спектакле «Горе от ума», а куда более глубокое расхождение во мнениях двух конфликтующих сторон. С большим восхищением вспоминает Фамусов своего дядю Максима Петровича, который «прежде всех знал честь», имел «сотню человек в услужении» и был «все в порядке». Чем он заслужил свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он споткнулся и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержца, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы позабавить императрицу и двор. Такая способность «служить», по мнению Фамусова.
Фамусов будет читать полковника Скалозуба женихом дочери, которая «ни слова мудрого не скажет». Он хорош только тем, что «много знаков отличия собрал», а Фамусов, «как и все в Москве», «хотел бы зятя. со звездами и чинами».
Основная идея произведения
Возможно, смысл названия комедии «Горе от ума» заключается в том, что А. С. Грибоедов затрагивает важные вопросы, которые актуальны и по сей день: «Что же такое ум на самом деле» и «Может ли человек выделяться своим выдающимся умом и при этом быть счастливым». На эти вопросы автор отвечает косвенно, в этом наблюдается переосмысливание ценностей классицизма.
Основной идеей комедии является конфликт между двумя героями — дворянским фамусовским обществом и справедливым Чацким, который, в отличие от этого общества, обладает выдающимся интеллектом. Чацкий всеми силами противостоит этическим нормам застоявшегося дворянского сословия. Что нельзя сказать о необразованных представителях фамусовского общества, которых полностью устраивает, что они пребывают в своем однообразии.
https://youtube.com/watch?v=y00eiHbcRhY
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Джульетты в трагедии Шекспира Ромео и Джульетта сочинение
Джульетта является одним из главным персонажей произведения, юной девушкой, испытавшей силу настоящего чувства любви.
- Сочинение Примеры настоящего искусства из жизни
Искусство – очень важная часть человеческой деятельности. Оно оказывает сильное влияние на людей, их мышление, моральные ценности, образование, поведение. Но искусство искусству рознь. Его можно разделить на низкопробное
- Анализ рассказа Бабеля Мой первый гусь
Главная тема рассказа состоит в том, что интеллигентный человек пошел в ряды армии. Что война — не такая романтика
- Сочинение на тему Слово о полку Игореве рассуждение
Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.
- Сочинение Актуальность произведения Слово о полку Игореве
Слово о полку Игореве – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад.
Несколько интересных сочинений
Внутри человека целый мир! Конечно, говорят о мыслях и так далее, а не об организме, хотя он очень сложен. Человек развил свой мозг очень сильно, туда вмещается очень много всего!
Нет в мире более загадочного и прекрасного чувства, чем любовь. Она воспета в бесчисленных произведениях русской и зарубежной литературы. Именно она даёт человеку возможность жить и преодолевать любые преграды
Такие персонажи, как Троекуров и Дубровский получились очень яркими, откровенными и интересными. В их сравнительной характеристике можно найти множество особенностей, которые позволят раскрыть характеры и образы данных героев
Каждой девочке примерно лет 4. Они разносторонние. Соня – веселая. У нее кругленькое, пухлое тело, волосики темные, но наряженные шикарным бантом
Само название комедии говорит за себя. Горе от ума, заключающее в человеке, обладающим умом в отличие от других. Хотя автор не показывает, кто именно глуп.
Сама пьеса построена на олицетворении узких рамок классицизма. Перед нами предстает ярко выраженный конфликт противостояний разных типов ума. В произведении произвольно напрашивается вопрос, интересующих многих читателей, что из себя представляет ум? Каков его эталон? Какой именно герой умен, в отличие от других? В пьесе каждый герой пытается логически рассуждать, что представляет ум для человека. Эталона ума нет в пьесе автора, а значит и нет самых умных, то есть победителей.
Автор выставил на передний план двух героев: Чацкого и Фамусова. В пьесе мы наблюдаем столкновение умов двух героев: Чацкого с фамусовским обществом.
Первый герой – положительный, отличающий от других тем, что он человечнее, чувствительнее, чем другие герои. Нельзя сказать, что он умнее всех. Он прежде всего великодушен и благороден. Для Чацкого на первом месте стоят ум и чувство, в этом и состоит его горе от ума, которое призвано в свете чувством. Чацкий непонятен фамусовскому обществу только потому, что он не желает что-то менять и даже осуждать. Каждый человек имеет право на собственное мнение, на свою жизненную позицию, как рассуждает наш положительный герой. Он – человек слова, чести, доблести, веры, правды. Фамусовское общество наступает на него, что молодой человек не может смириться жить в таком обществе и принимает решение уехать за границу.
Фамусов – отрицательный герой в пьесе. Его характерные черты – лживый, глупый, невежественный, впрочем, как и всё фамусовское общество. У них отсутствуют желания преодоления своих недостатков. Одним словом, эти люди – подхалимы и глупцы.
Что же входит в смысл самой пьесы? Что хотел сказать автор?
Комедия сама по себе нетрадиционна для того времени. Писатель показывает социальную среду, проблемы, затрагивающие общества того времени. В тоже время, писатель высмеивает фамусовское глупое и смешное общество, в котором он жил. В этом и заключается основной смысл комедийной пьесы.
Вариант 7
«Горе от ума» Грибоедова — это произведение, которое на протяжении многих десятилетий остается одним из самых известных и значимых произведений русской литературы. В центре сюжета находится молодой дворянин Чацкий, который, вернувшись на родину, сталкивается с жестокой реальностью, где деньги и внешность имеют большую ценность, чем ум и душевные качества. Чацкий является типичным представителем своего времени, он обладает образованием и умом, но не может найти свое место в обществе и не может найти свою любовь.
Я считаю, что главный герой произведения имеет множество положительных качеств. Во-первых, он обладает высоким уровнем интеллекта, образования и критического мышления. Он видит проблемы и ошибки общества и пытается их решить. Во-вторых, он честен и прямолинеен в своих отношениях с людьми, не становится на колени перед богатыми и влиятельными людьми ради выгоды.
Одним из ярких примеров в произведении, который демонстрирует его высокий уровень образования и критического мышления, является его речь на званом ужине у Фамусовых
В этой речи Чацкий критикует общество и его привычки, подчеркивает важность самообразования и интеллектуального развития
Вторым примером может быть современный мир, где многие люди стараются следовать моде и внешним признакам, не задумываясь о своем внутреннем мире
Чацкий в своем произведении подчеркивает важность внутреннего мира, духовного развития и самообразования, что актуально и сегодня
В итоге, «Горе от ума» — это произведение, которое остается актуальным до сих пор, заставляя читателей задуматься о важности духовного развития и критического мышления. Главный герой Чацкий — это символ образованного и честного человека
Для подтверждения своего мнения можно использовать примеры из текста, такие как поведение Чацкого на званом вечере или его способность к самокритике. Также можно привести пример из реальной жизни, например, историю известного ученого или политика, который благодаря своей скромности и самокритичности добился успеха, или наоборот, совершил ошибки и попал в трудное положение из-за своей высокомерности и недостатка самокритики.
Мне нравится571Не нравится298
Сочинение 4
Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чадский. Герой является представителем передовых идей, в его обрезе отражены черты декабристских настроений. Чадский умен и просвещен, он стремится к саморазвитию. Герой – патриот своей страны, он выступает против крепостного права и чинопочитания. Также Чадский осуждает любовь светского общества к всему иностранному, он является приверженцем русских традиций и культуры.
Вернувшись на родину из-за границы Чадский пытается поделиться своими мыслями и идеями с представителями «века минувшего» — фамусовским обществом. Однако в кругу знакомых и близких друзей мировоззрение героя встретили сначала снисходительно и иронично, а затем и вовсе назвали бунтарским. Чадского сочли сумасшедшим только от того, что его мысли были признанны вольнодумными, так как противоречили взглядам тогдашнего светского общества.
Чадского постигает «горе от его же ума». Он оказывается одинок в своих суждениях, но это не заставляет его отказаться от них. Герой до конца комедии остается верен своим убеждениям, он с пылом и страстностью отстаивал свою правоту, хотя его монологи враждебно принимаются со стороны окружающих. Но цельность натуры героя не искала признания общества, осознавая свою правоту, он отстаивал ее. Чадский стремился донести до людей необходимость перемен в социальном укладе при помощи реформ.
Горе Чадского от ума заключается в том, что его идеи и мысли не нашли сторонников. Можно сказать, что герой был способен думать более прогрессивно, чем социальное общество, в которое он попал. Герой пытается самостоятельно изменить мировоззрение людей, однако они не хотят меняться, мнение большинства побеждают правильные взгляды и идеи одного человека. В конце комедии, поддавшись воле чувств, Чадский покидает фамусовское общество.
На месте Чадского может оказаться совершенно любой человек, если попадет в общество с противоположными ему ценностями и нормами жизни. В таком случаем человек может пострадать от собственного ума, если его мировоззрение покажется слишком неприемлемым для социального уклада
Важно иметь развитый социальный интеллект, который позволит правильно взаимодействовать с практически любым обществом
Бытовой ум и ум как философская категория в пьесе «Горе от ума»
В комедии Грибоедова происходит столкновение прагматичного, бытового ума и ума как нравственно-философской категории. Раскрывается это на примере противостояния фамусовского общества и Чацкого. А в высказывании Софьи раскрывается суть противопоставления ума критического, пытливого, острого эгоистичному уму, способному «семейство осчастливить».
Представители фамусовского общества:
- Фамусов;
- Софья;
- Молчалин;
- Скалозуб;
- Загорецкий;
- Хлестова;
- Хрюмины;
- Тугоуховские.
Героиня приняла мораль фамусовского общества, в котором ценен и почетен именно второй тип ума – это ум Фамусова, Молчалина, Максима Петровича и Кузьмы Петровича, а не ум князя Федора и Чацкого. Критический, острый, блестящий «гений» с точки зрения фамусовского мира – это «чума». В то время, как ум эгоистический, «для семейства» приносит высокие дивиденды. Обладатель такого ума умеет «и награжденья брать, и весело пожить». Такой ум удобен и выгоден, он помогает подняться по служебной лестнице, завести выгодные знакомства. А гений – это «алчущий познаний» ум, который стремится к вечному совершенствованию и страдает от несовершенства мира, который ищет новые пути, но не находит их, как Чацкий, с его острым, высоким умом, стремящимся к нравственным идеалам.
Но идеалы есть у всех. И обладающее «умом житейским» фамусовское общество тоже стремится к своим идеалам, которыми в их глазах являются Максим Петрович и Кузьма Петрович. Именно к их стилю жизни и стремится Фамусов. Он считает, что главное в жизни – это высокий чин, материальные блага, деньги. А «ум гения» этого дать не в состоянии, от такого ума одно лишь горе, и он страшен обществу. Чацкий, приехавший в дом Фамусовых после долго отсутствия, не может понять причину таких изменений в Софье, с которой он рос, которую полюбил и к которой стремился всем сердцем. Чацкий не видит, что девушка полюбила другого. Эта «слепота» может быть истолкована неправильно, но Чацкий не глуп и не слеп. Он не только умнее всех, но и положительно умен. Его речь остроумна, он безукоризненно честен. Но от этого ума и произошло его личное горе. В фамусовском обществе судьба таких, как Чацкий, не может быть не трагичной. Общество отвергает таких людей, считая их чуждыми. Не случайно Софья пускает слух о безумстве главного героя – человек с умом гения в фамусовском обществе опасен.
Смысл финала
В отличие от традиционного счастливого финала комедий эпохи классицизма, комедия Грибоедова, нарушившая все каноны жанра, оканчивается крахом всех надежд и иллюзий главных персонажей. Софья разочаровывается в любви, Молчалин теряет надежду на повышение по службе, а Фамусов обеспокоен потерей доброго имени. Но максимальный трагизм несут в себе разочарования Чацкого, у которого одновременно рухнули, непонятно откуда взявшиеся, иллюзии на продолжение взаимной любви с Софьей и испортились отношения со всеми, с кем он вырос и кого по-своему уважал. Но самое горькое разочарование Чацкого, это осознание тщетности всех его усилий, направленных на изменение общества.
Комедия «Горе от ума» является выдающимся произведением русской классической литературы XIX века. В этой статье представлены материалы о смысле названия комедии «Горе от ума» Грибоедова: мнение критиков и литераторов.Смотрите: — Краткое содержание пьесы— Все материалы по пьесе «Горе от ума»
Главный герой произведения Александра Сергеевича
Для того чтобы понять не только смысл названия — «Горе от ума» — но и всю его сюжетную линию, достаточно обратить внимание на монологи главного персонажа — Чацкого — и оценить их. Именно в них присутствуют те пластические образы, которые хотел передать Александр Сергеевич
Он выражает те чувства и взгляды, какие интересуют его поколение.
Все фразы в комедии Грибоедова построены так, что создают видимость диалога между актером и зрителем. И главный смысл складывается не из того, что говорит персонаж, а как именно он это делает. Это имеет огромное значение для понимания любого драматического сюжета. В любом диалоге или монологе «Горя от ума» можно обнаружить как признаки ума персонажа, так и признаки глупости. И даже то величие ума, которое характерно для мудрецов.
И совершенно очевидно, что Чацкий — не рупор авторской идеи, а самостоятельный герой. А Александр Сергеевич Грибоедов — это человек, который напитал его мыслями и чувствами. Автор и персонаж не являются между собой единством. Поэтому смысл комедии для каждого читателя будет своим, в зависимости от его восприятия окружающей действительности.
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Сочинение 4
Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чадский. Герой является представителем передовых идей, в его обрезе отражены черты декабристских настроений. Чадский умен и просвещен, он стремится к саморазвитию. Герой – патриот своей страны, он выступает против крепостного права и чинопочитания. Также Чадский осуждает любовь светского общества к всему иностранному, он является приверженцем русских традиций и культуры.
Вернувшись на родину из-за границы Чадский пытается поделиться своими мыслями и идеями с представителями «века минувшего» — фамусовским обществом. Однако в кругу знакомых и близких друзей мировоззрение героя встретили сначала снисходительно и иронично, а затем и вовсе назвали бунтарским. Чадского сочли сумасшедшим только от того, что его мысли были признанны вольнодумными, так как противоречили взглядам тогдашнего светского общества.
Чадского постигает «горе от его же ума». Он оказывается одинок в своих суждениях, но это не заставляет его отказаться от них. Герой до конца комедии остается верен своим убеждениям, он с пылом и страстностью отстаивал свою правоту, хотя его монологи враждебно принимаются со стороны окружающих. Но цельность натуры героя не искала признания общества, осознавая свою правоту, он отстаивал ее. Чадский стремился донести до людей необходимость перемен в социальном укладе при помощи реформ.
Горе Чадского от ума заключается в том, что его идеи и мысли не нашли сторонников. Можно сказать, что герой был способен думать более прогрессивно, чем социальное общество, в которое он попал. Герой пытается самостоятельно изменить мировоззрение людей, однако они не хотят меняться, мнение большинства побеждают правильные взгляды и идеи одного человека. В конце комедии, поддавшись воле чувств, Чадский покидает фамусовское общество.
На месте Чадского может оказаться совершенно любой человек, если попадет в общество с противоположными ему ценностями и нормами жизни. В таком случаем человек может пострадать от собственного ума, если его мировоззрение покажется слишком неприемлемым для социального уклада
Важно иметь развитый социальный интеллект, который позволит правильно взаимодействовать с практически любым обществом
Образец 4
Еще здесь рассматриваются проблемы, которые популярны и актуальны и сегодня. Здесь имеются и умные люди и дураки, и между ними идет постоянный спор, и никто не может решить эту проблему. А ведь в мире существует огромное количество разных пословиц, а также и поговорок, в которых дурак становится лучше, чем умный человек и одерживает над ним победу. К дворянскому обществу относятся: Чацкий, Молчалин и Фамусов.
Здесь автор описывает сначала Чацкого, а потом и Фамусова. Чацкий никогда не пройдет мимо человека, которому плохо или кому требуется помощь. Кроме этого он никогда никому не навредит и не оскорбит. Если Фамусов всех и постоянно осуждает, то Чацкий никогда этого не сделает и никого никогда не осудит и не оскорбит. Также ему не хочется ничего менять в своей жизни и все оставил как есть. У каждого человека имеется свое личное мнение, которое он обязательно должен высказывать окружающим. А поскольку ему очень тяжело жить в таких условиях, да еще и с такими людьми, то единственным правильным вариантом является просто уехать подальше отсюда и навсегда забыть об этом.
Как только Чацкий увидел Софию, то сразу же в нее влюбился и теперь готов сделать все для того чтобы она ответила ему взаимностью. Вот только Софии нравится совсем другой человек и это она открыто заявляет Чацкому.
А вот Фамусов является полной противоположностью первого героя. Он любит только хамить или грубить, а по-другому он вообще и разговаривать не умеет. И даже если и есть у него недостатки, то исправлять Фамусов их не собирается.
Автор показывает, как живет сейчас общество, и какие проблемы решает, а ведь они не меняются. Кроме этого он показывает, что общество Фамусово совсем не то общество, к которому нужно примыкать и брать с них пример.