О чем рассказ?
В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.
В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей
Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».
Сочинение про Алексея Молчалина
В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» показаны два типа дворян первой половины XIX века. В обществе мы можем наблюдать раскол, который зародился между дворянством, привыкшим к старому укладу жизни и не желающим что-либо менять, и теми, кто принял декабристское течение. На стороне консерваторов достаточно много сторонников: это крупные помещики, такие как Фамусов и Сколозуб, представители более молодого дворянства без высоких званий и чинов. Они невольно привыкли «услуживать» людям, обличенным властью, чтобы идти по карьерной лестнице. К последнему типу дворянства и принадлежит Молчалин.
Молчалин – небогатый дворянин, приехавший в столицу из Твери. Фамусов назначил своим секретарем. Вскоре Молчалин становится тайным возлюбленным Софьи. Но Фамусов, чтобы он был мужем его дочери, считая, что надобно иметь зятя более высокого по чину. Однако стремление Молчалина «услужить» очень цениться людьми фамусовского общества.
В произведении образ Молчалина целиком отвечает представлением о том, как должен вести себя молодой дворянин в общественных кругах. Он стремится выслужиться перед посетителями дома Фамусова, считая, что они могут помочь ему в продвижении по службе. Молчалин не гнушается ни чем: он хвалит шерсть собаки Хлестовой. Его принцип заключается в том, что пока он состоит в небольшом чине стоит подчиниться другим. «В мои года у человека не должно быть своего суждения » — говорит он.
Подобно многим людям фамусовского общества, Молчалин гордится своими достижениями по службе. Он умеет завязывать выгодные знакомства и гордится этим. Не смотря на то, что во многом Молчалин соответствует принципам и нормам среде, в котором живет. Он способен нанести вред окружающим его людям. Именно Молчалин обманет Софью, ведь в сердце его нет любви к ней, а встречается он с девушкой только из выгоды.
Личность Молчалина можно понять из его общения с горничной Софьи, Лизой. С барышней он ведет себя скромно, в то время как с Лизой развязно и бесцеремонно. Такое отношение многое открывает читателю. Молчалин – двойственный ненадежный тип человека. Он не столько хитер, скорее очень умен.
Молчалин не испытывает ни настоящей любви к Софьи, ни даже уважения. Он настолько страшится испортить с ней отношения, что притворяется влюбленным. Также Молчалин боится испортить мнение о себе в свете, злые языки для него опаснее пистолетов. Даже Софья способна идти вопреки «свету» во имя любви, из-за этого Молчалин не видит в их браке ничего хорошего.
Герой всецело подходит под сложившиеся устои консервативного прошедшего века, хотя, казалось бы, относится к молодому поколению. Он хорошо научился притворяться, играть роль «услужливого» человека. Как многие консервативные дворяне, он дорожит только чинами, званиями и регалиями. Для нет такого понятия как настоящие чувства, этим он и опасен для общества. Молчалин пойдет на все, ради достижения своих целей.
Анализ рассказа Старуха Изергиль Горького
История создания
Создание рассказа началось в 1891 году. Максим Горький в то время путешествовал по Бессарабии, которая произвела неизгладимое впечатление на мировоззрение писателя. Именно после поездки у Горького появилась задумка о произведении, работать над которым он начал с 1894 года. В 1895-м оно было завершено и опубликовано на страницах «Самарской газеты».
Жанр, род и направление
За жанром данное произведение является рассказом. Объем его небольшой, его литературное направление – романтизм. За сюжетом, системой образов и жанровым своеобразием рассказ приближен к фольклору.
Композиция
Особенностью произведения является то, что это «рассказ в рассказе». Оно состоит из трёх частей, из которых главную роль играет вторая − сюжетная линия старухи Изегриль. Первая и третья части – легенды с ярко выраженной поучительной составляющей, что делает их ближе к притчам. Разные по сюжету части соединяются разговорами пожилой дамы и рассказчика.
О чем рассказ?
Начало произведения переносит нас на просторы Бессарабии, после чего оно переключает наше внимание на разговор между пожилой южанкой Изегриль и путешественником. Женщина рассказывает страннику историю о своей жизни и местные легенды
Первая легенда повествует о Ларре – сыне орла и женщины. Будучи надменным и жестоким, юноша презирает законы людей и даже позволяет себе убить девушку. За содеянное злодеяние парня изгоняют, даже смерть отворачивается от него. Поначалу Ларра наслаждается одиночеством, но потом оно начинает его «съедать». Без возможности умереть и вернуться обратно к народу, он веками блуждает по степям, превратившись в «тень».
Потом Изегриль рассказывает парню о своей личной жизни. Женщина поведала о своих любовных приключениях со многими мужчинами, о том, как она сама однажды влюбилась без памяти и осталась с разбитым сердцем. Но, несмотря на не сложившуюся судьбу, она считает любовь самым важным элементом в жизни человека.
Третья история повествовала о смелом и благородном Данко. Юноша пожертвовал собственной жизнью, чтобы спасти своё племя из тёмного леса. Он вырывает своё сердце из груди и освещает им дорогу к выходу. Племя, однако, не оценило подвига и растоптало горящее сердце героя.
Главные герои
В «Старухе Изегриль» раскрываются образы трёх героев:
Ларра – сын простой девушки и орла. Красивый и могучий юноша, но высокомерный и с пренебрежительным взглядом на человеческую жизнь.
Старуха Изегриль – пожилая женщина, прожившая яркую и насыщенную жизнь. В молодости она пережила многое, чтобы понять смысл жизни.
Данко – самоотверженный вождь племени. Он типичный романтический герой, душа которого наполнена благородными порывами.
Тема
Автор затрагивает немалое количество тем, характерное для литературы романтизма. Одной из них является темы любви и свободы, где Горький показывает независимость своих героев от общества и прославляет бескорыстную любовь к народу в образе Данко. В рассказе задаётся вопрос о роли человека в социуме, о том, какие права и обязанности его в обществе и как он может применить свои таланты во благо других. В тексте также раскрываются темы пути и времени. Образ старухи Изегриль показывает читателю быстротечность времени и его безжалостное влияние на судьбу человека. Поэтому отведённое время человек должен использовать с умом, искать свой путь в жизни и двигаться к прогрессу.
Идея
Главная идея произведения – это поиск смысла жизни человека, обретение его истинного предназначения в этом мире. Свой ответ автор находит в безвозмездном служении народу, выводя его в свет прогресса, любви и равенства.
Проблемы
В тексте выдвигаются моральные проблемы, такие как губительное влияние на человека собственной гордыни и эгоизма, цена самопожертвования, когда это никто не ценит, осуждение пассивности человеческой натуры. М. Горький поднимает философские вопросы о смысле жизни и как каждый находит его, мимолётной юности и скорой старости и о грани между свободой и вседозволенностью.
Вывод
Как произведение «старуха Изегриль» является одним из самых интересных и поучительных рассказов литературы. Оно поднимает проблемы всё столь же актуальные и в современном обществе и даёт понять, что каждый человек должен стремится чему-то хорошему, высокому и светлому.
В культуре
«Горе от ума» — один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «Половина стихов должна войти в пословицу». «Бессмертность комедии „Горе от ума“ основана на множестве необыкновенно удачно обдуманных мыслей, удачно подумавшихся и удачно сказавшихся. Нет ни одного ещё произведения в русской литературе, строки коего до такой степени запомнились бы и так часто повторялись бы в обиходной речи, т. е. ни в одном произведении нет стольких формул непревосходимой краткости, ясности и точности для характеристики многоразличных житейских положений, отношений или для выражения иронии, негодования, или, наконец, для обрисовки глупости, грубости, низости». Гончаров в «Миллионе терзаний» говорит о том, что грамотный читатель, общественность расхватала рукопись комедии «на клочья, на стихи, полустишья, разнеся всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения».
Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми. В сборнике литературных цитат и образных выражений Н. С Ашукина и М. Г. Ашукиной насчитывается 59 цитат из «Горе от ума». Наиболее известные из них:
Фраза | Происхождение | Применение |
---|---|---|
А су́дьи кто? | Чацкий (д. 2, явл. 5) | В. И. Ленин, заголовок статьи, разоблачающей половинчатость буржуазного либерализма |
Ах, злые языки страшнее пистолета | Молчалин (д. 2, явл. 11) | |
Карету мне, карету! | Чацкий (д. 4, явл. 14) | |
Ба! Знакомые всё лица! | Фамусов (д. 4, явл. 14) | А. П. Чехов, «Осколки московской жизни», 1884; заглавие сборника стихотворений поэта-сатирика Г. Н. Жулева, 1872 |
Блажен, кто верует, тепло ему на свете! | Чацкий (д. 1, явл. 7) | |
Влеченье, род недуга | Репетилов к Чацкому (д. 4, явл. 4) | А. П. Чехов, «К сведению мужей», 1886, «Удав и кролик», 1887 |
В мои лета не до́лжно сметь Своё суждение иметь | Молчалин (д. 3, явл. 3) | А. П. Чехов, «Рассказ неизвестного человека» |
Всё врут календари | Старуха Хлёстова (д. 3, явл. 21) | Ф. М. Достоевский, «Бесы» (1872), ч. 3, гл. 3 |
Герой не моего романа | Софья к Чацкому (д. 3, явл. 1) | А. П. Чехов, «Учитель словесности» |
Дистанции огромного размера | Скалозуб к Фамусову (д. 2, явл. 5) | А. П. Чехов, «Задача», 1884; подпись к плакату М. М. Щеглова, 1945 |
Дома новы́, а предрассудки ста́ры | Чацкий (д. 2, явл. 5) | |
Есть от чего в отча́янье прийти | Чацкий (д. 4, явл. 4) | А. Н. Островский, «Бешеные деньги» |
Завиральные идеи | Фамусов к Чацкому (д. 2, явл. 3) | А. И. Герцен, «Былое и думы»; А. Н. Островский, «Доходное место»Обозначало ложные, вздорные идеи, под которыми подразумевалось политическое вольнодумство |
И вот общественное мненье! | Чацкий (д. 4, явл. 10) | Впервые — А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» (гл. 6, строфа 11) |
И дым Отечества нам сладок и приятен | Чацкий (д. 1, явл. 7) | Название стихотворения Ф. И. Тютчева (1867) |
Кричали женщины: ура!И в воздух чепчики бросали | Чацкий (д. 2, явл. 5) | А. С. Пушкин, «Метель» |
Минуй нас пуще всех печалейИ барский гнев и барская любовь | Горничная Лиза (д. 1, явл. 2) | |
Над старостью смеяться грех | Старуха Хлёстова (д. 3, явл. 10) | |
Не поздоровится от э́таких похвал | Чацкий (д. 3, явл. 10) | А. П. Чехов, «Лебединая песня (Калхас)», 1886 |
Подписано, так с плеч долой | Фамусов (д. 1, явл. 4) | Н. С. Лесков, «Дворянский бунт в Добрынинском приходе» |
Послушай, ври, да знай меру | Чацкий к Репетилову (д. 4, явл. 4) | |
Поспорят, пошумят и разойдутся | Фамусов (д. 2, явл. 5) | Применяется для характеристики бесплодных споров |
Рассудку вопреки, наперекор стихиям | Чацкий (д. 3, явл. 22) | Употребляется в значении: вопреки здравому смыслу |
Свежо́ предание, а верится с трудом | Чацкий (д. 2, явл. 2) | Ф. М. Достоевкий, «Записки из мёртвого дома» (1860—1861), «Идиот» (1869) |
Служить бы рад, прислуживаться тошно | Чацкий (д. 2, явл. 2) | А. П. Чехов, «Человек» (1886) |
Счастливые часов не наблюдают | Софья (д. 1, явл. 4) | Близки к словам драмы «Пикколомини» Шиллера: «Die Uhr schlägt keinem Glücklichen» («Счастливому часы не бьют») |
С чувством, с толком, с расстановкой | Фамусов (д. 2, явл. 1) | И. С. Тургенев, «Вешние воды»; А. П. Чехов, «Ряженые», 1886 |
Числом поболее, ценою подешевле | Чацкий (д. 1, явл. 7) | |
Шумим, братец, шумим | Репетилов (д. 4, явл. 4) | А. С. Серафимович, «Заметки обо всем». «Шумим» |
В результате проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования, произведение заняло 27-е место в топ-100 самых популярных в России стихотворных строк, включающем, в числе прочего, русскую и мировую классику.
Особенности различных редакций
В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:
- название «Горе уму» по смыслу стало другим: «Горе от ума»;
- корень фамилии главного персонажа Чадский (чад) стал Чацким;
- монолог главного героя в первом акте;
- диалог служанки с Софией;
- сон хозяйской дочери.
Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.
Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».
Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.
Чацкий и Молчалин сравнительная характеристика
Грибоедов своим произведением демонстрирует пробуждающуюся, бескомпромиссную борьбу среди передовой, прогрессивно думающей молодежью и консервативно направленными представителями крепостной старины. Две противоречивых социальных стороны в произведении выразительно представлены Чацким и Молчалиным – представителями антагонистических житейских устоев, духовных понятий, взглядов на жизнь.
Эти молодые и здравомыслящие люди вхожи в дом Фамусова. Чацкий – сын фамусовского приятеля, вырос в этой семье. Будучи совсем юным, уехал из родного города, получил образование, многое постиг и испытал. Молчалин подвизался в секретари у Фамусовых, имеет всеобщее расположение и почет.
Чацкий точно вторгается в сцену, он пылко любит и рад после длительного расставания встретиться с Софьей. Ликования завладели им, и он поначалу не видит прохладность барышни. Молчалин в произведении появляется сначала тихим, а позже — отнекивающимся и растерянным.
Чацкий гордится дворянским званием. От общества он отличен вольнолюбием и необусловленностью мировоззрений, честностью и открытостью. Четко поставленная цель – это служение Отчизне. Настоящий верноподданный своей родины, но подобострастие, чинопоклонство, гнетут его и раздражают.
Молчалин же малодушен и постоянно подчинен фамусовскому обществу. Наиболее важные его черты — угодливость, экономность и скрупулёзность. Дальновидный Молчалин всечасно полагается на пособничество и заступничество. Он повышается в званиях по наставлениям папеньки. Соответственно Софья для Молчалина – это еще один виток при повышении по карьерной лестнице.
И это совсем не препятствует его бессовестным заигрываньям с Лизой. В общении с этой девушкой он даже не скрывает всю мелкоту своей мерзкой души.
В своём произведении автор создал целый ряд характерных для того времени образов, выступающих за эпохальные грани развязанной фабулы. Чацкий – персонаж, постоянно борющийся за свою точку мировоззрения. Такие люди актуальны во все времена.
Именем же Молчалина сегодня называют притворщиков и обманщиков, низменных честолюбцев и низкопоклонников.
Вариант 3
«Горе от ума» — одно из самых знаменитых произведений русской литературы, написанное Александром Грибоедовым. Роман является ярким примером реалистической литературы и описывает жизнь дворянства в России начала XIX века.
Главным героем романа является Александр Андреевич Чацкий, молодой и образованный дворянин, который возвращается на родину после длительного отсутствия. Чацкий не только образован, но и критически настроен к обществу, в котором живет. Он не принимает здесь многих вещей, в том числе и слепое подражание Западу, которое превратилось в некую моду в русском дворянстве.
Я считаю, что Чацкий — это прекрасный образец героя реалистической литературы. Его критические взгляды на общество и на жизнь, в которой люди слишком легко отказываются от своих идей ради сомнительной популярности, делают его героем, с которым можно сопереживать. Он откровенен в своих высказываниях, что многим не нравится, но именно это откровенность и правдивость его слов заставляют задуматься о том, что происходит вокруг.
Примером из романа, который подтверждает мое мнение, является сцена званого ужина у Фамусовых, когда Чацкий раскрывает свои взгляды на общество и образование. Его речь вызывает насмешки и осуждение со стороны гостей, но это не мешает ему продолжать свою мысль и выражать свои идеи. Другой пример — это конфликт Чацкого и Фамусова, когда герой ставит свою честь и идеалы выше материального благополучия.
Можно найти много примеров в жизни, когда люди, высказывающие правдивые и критические мысли, не находят поддержки в обществе и сталкиваются с непониманием и осуждением. Поэтому главный герой романа «Горе от ума» является ярким примером того, как интеллектуальная высокомерность и отсутствие практических навыков могут привести к горе и несчастью. Он настоящий представитель российского общества начала XIX века, где ценности идеалов и образования часто сталкиваются с привычками и традициями.
Одним из примеров, подтверждающих это утверждение, является эпизод с званым ужином у Фамусовых, когда Чацкий критикует нравы и привычки гостей, обвиняя их в том, что они «на подражание Западу жизнь свою приспосабливают». Другим примером может служить история из жизни, когда умный и образованный человек не может найти работу или реализовать свои идеи из-за отсутствия практических навыков и опыта.
Таким образом, роман «Горе от ума» не только ярко отражает общество и культуру России начала XIX века, но и показывает важность баланса между интеллектом и практическими навыками в жизни каждого человека. Мне нравится1.1 k.Не нравится552
Мне нравится1.1 k.Не нравится552
17 Интересных Фактов о Мультфильме «Мадагаскар» — Съемка и Сюжет
С самого начала создатели делали мультфильм, наполненный разнообразными отсылками.
Не удивительно, что вся серия затем обросла большим количеством интересных фактов, среди которых можно выделить следующие:
- В той сцене, где лев конструирует статую Свободы, на ней можно заметить мяч для волейбола Wilson. Это прямая отсылка к фильму «Изгой».
- На острове мультипликационную ленту довольно длительное время запрещали показывать в кинотеатрах и по телевидению. Это связано с тем, сто один из персонажей очень сильно напоминает находящихся у власти политиков. Тут говорится о короле Джулиане, который сам себя назначил на это пост.
- Когда режиссер визуализировал мысли Алекса о мясных стейках, он воспользовался приемом из фильма «Красота по-американски». Только в той киноленте герою снились лепестки роз.
- Сцена, в которой разрушалась Статуя Свободы, представляет собой талантливую отсылку к киноленте «Планета обезьян».
- Практически все герои мультфильма очень четко относятся к одному из типов темперамента. Особенно это заметно у четырех главных героев. Холериком является лев Алекс, сангвиником – зебра Марти, меланхоликом – жираф Мэлман, а флегматиком – гиппопотам Глория.
- Будучи заточенными на острове, герои пишут на песке слово HELP (спасите). Однако через некоторое время под воздействием природных условий надпись меняется на HELL (ад).
- У льва Алекса на лапе имеется родимое пятно, напоминающее по форме Африку. Но эта деталь присутствует не во всех фильмах серии. В первой части ее не показывали.
- В качестве озвучивающего актера на роль Глории рассматривали Мадонну, Дженнифер Лопес и Гвен Стефани.
- Первые версии сценариев включали в себя то, что животным удалось покинуть зоопарк только при помощи активистов. Однако в конечном итоге они сделали это самостоятельно.
- В первой ленте присутствует одна любопытная рекламная интеграция. Попав на Таймс-сквер, животные оглядываются по сторонам и видят множество вывесок. Одна из них представляет собой рекламу компании HP. Ведь именно их техникой пользовались создатели мультфильма во время работы.
- В настоящем нью-йоркском зоопарке нет всех четырех основных животных (лев, жираф, зебра, бегемот). Однако пингвины там действительно имеются.
- На острове лемуры живут в брошенном самолете Локхид Электра. Это отсылка к случаю, когда Амелия Эрхарт пыталась совершить кругосветное путешествие на самолете этой марки, но по невыясненным причинам пропала.
- У настоящих лемуров главной всегда является самка. Так что по законам природы король Джулиан не должен был править.
- Создатели не раз подтверждали, что знаменитые пингвины являются некой интерпретацией Черепашек-Ниндзя. Они выполняют примерно те же самые роли в команде.
- В одной из сцен Марти, убегая от обозленного Алекса говорит фразу: «Oh, Sugar Honey Ice Tea». Внимательные поклонники рассмотрели в этом срытое ругательство, так как из первых букв можно составить слово «Shit». В русской локализации это звучит как «ЁКЛМН».
- Мать льва Алекса носит имя Флори. Однако в русской озвучке решили не использовать имя, а просто называть ее «Женщиной».
- В самом начале первый фильм хотели назвать «Дикая жизнь», однако потом было выбрано название острова.
Замысел комедии «Горе от ума»
С самого начала замысел комедии включал сочетание легкой светской комедии с комедией нравов и с водевилем. В некоторых списках тексту комедии «Горе от ума» был предпослан эпиграф чисто водевильного свойства:
Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.
Выражение «горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось того шаловливого оттенка, который оно несло там, и его смысл стал более серьезным, более драматичным, не утратив афористической остроты и парадоксальности, особенно очевидной, если иметь в виду просветительский фон комедии (просветители обожествляли разум, а в комедии Грибоедова как раз ум становился причиной несчастий). Раннее название «Горе уму» подчеркивало, что основным «героем» комедии выступает просветительский разум, отвлеченный ум, его носителем, сценическим инструментом является Чацкий. В новом названии Грибоедов сменил акценты: теперь Чацкий выдвинулся главным героем, ум стал одним из его свойств, качеств, определивших содержание характера и личности. В окончательном названии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. В чистом виде ни одна из бытовавших на русской сцене жанровых разновидностей комедии (ни легкая светская комедия, ни комедия нравов) не могла помочь драматургу. Для воссоздания общественного конфликта Грибоедову понадобилась традиция «высокой» комедии. Она была широко представлена во Франции комедиями классицизма, в частности Мольера. К его драматургии и обратился автор комедии «Горе от ума».
Вариант 2
Максиму Горькому нравился Ницше, об этом свидетельствуют, как ни странно, его усы. Действительно Ницше был кумиром для многих творческих людей времен Горького, да и сейчас остается таковым.
Усвоивший идеи о сврехчеловеке и ницшеанский имморализм Горький начинает собственный творческий путь рассказом Старуха Изергиль. Конечно, были произведения и до этого, но Старуха стала одним из тех, которые принесли первую популярность и репутацию. Как отмечал сам писатель, данное произведение относится к лучшим его работам, хотя и является ранним.
Рассказ включает в себя повествование, которое ведется от лица Старухи Изергиль, она излагает две легенды о сильных героях: Ларре и Данко, а также рассказывает свою историю. Суть этих рассказов заключается в репрезентации идеи сверхчеловека, личности, которая выходит за рамки простой человеческой морали.
Композиция довольно интересна и предлагает возможность для различных смысловых трактовок, комбинаций сюжетов, мужские герои как бы обрамляют рассказ Изергиль. С одной стороны – гордый и мужественный Ларра, который выходит за рамки морали, но в итоге остается бестелесной тенью, впадает в забвение. С другой – отважный Данко, который героически отдает себя ради счастья других людей, которые в действительности не могут насладиться даже своим счастьем.
Каждая фигура по своему является трагичной, они не являются противоположностями. Поступок Данко и преступность Ларры во многом похожи, оба они пытаются выйти за рамки и не столько ради себя, сколько ради поиска истины и понимания человеческой природы. В центре – фигура старухи, которая утверждает основную мысль: каждый – сам себе судьба.
Гордая старуха, тоже всегда стремилась к утверждению собственной личности, хранила гордость, но в итоге пришла к простому выводу о счастье в спокойной обстановке. Ее утверждение подобно фразе о покое и воле, которые только есть на земле.
В целом, произведение Горького является жизнеутверждающим, оно довольно ясно и откровенно определяет основные закономерности, с которыми может оперировать человеческое существование. Эти факты (к примеру, неизбежность втаптывания горящего сердца Данко в землю и грязь) могут казаться печальными, но на самом деле они просто констатируют действительность. Горький откровенно говорит об этом и позволяет каждому принять действительность этого мира.