Опорные слова
Все части речи могут выступать как опорные слова. Чтобы разобраться в этой теме, необходимо внимательно прочитать текст.
Одуванчики
На лесной опушке вырос одуванчик. Он был такой одинокий, но прекрасный. Пришло время, одуванчик распушился, а затем его белые листочки рассыпались под дуновением ветра и разлетелись. Это были семена — созидатели новой жизни. Семечки проросли, и стали расти, наливаться силой. Через некоторое время полянка стала желтой — распустились одуванчики. Они станут вскоре белыми и пушистыми, дадут семена, а потом подарят жизнь еще десятку таких же цветов. Велико чудо перерождения. Матушка-природа – волшебница.
Итак, после прочтения мы запомним главные слова — те, которые повторяются чаще других. Они же передают нам основные события: вырос одуванчик, распушился, разлетелись, семечки проросли, распустились одуванчики, семена. По этим словам мы можем пересказать текст. Такие слова называются опорными. Иногда их еще называют ключевыми.
Чтобы запомнить сказку, рассказ, необходимо найти опорные слова. К примеру, сказка «Колобок». Ключевыми словами будут герои этой сказки: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса. Благодаря таким словам можно угадать любую сказку.
Потому, чаще всего опорными словами являются имена существительные, то есть слова-предметы.
Попробуем угадать сказку по опорным словам?
- Медведь, корзинка, пирожок. («Маша и медведь»).
- Курочка, дед, баба, яичко. («Курочка ряба»).
- Денежка, самовар, муха, паук, комар. («Муха-Цокотуха»).
Сочинение по опорным словам будет отличаться, оно станет более красивым и логичным. А это является основным критерием для его оценивания.
Задания
А теперь попробуйте найти опорные слова в этом тексте самостоятельно.
Кукла
Однажды Кате подарили красивую куклу. Катя назвала ее Соней. Кукла умела говорить, закрывала глаза. На ней было красивое платье в горошек. Катя куклу полюбила.
Ответ: в этом небольшом тексте всего три опорных слова – кукла, Соня, Катя.
Отличный пример поиска опорных слов – рецепты блюд. Слова, как и ингредиенты. Как нельзя приготовить вкусное блюдо без нужных продуктов, так и нельзя построить текст без ключевых слов. Выделите в этом рецепте супа ключевые слова!
Борщ
Чтобы приготовить борщ, нужно сварить бульон с мясом. Потом добавить картофель и капусту. В конце варки добавляют морковь, лук и свеклу. Подают со сметаной.
Ответ: борщ, бульон, мясо, картофель, свекла, капуста, лук, сметана.
Молодцы! Мы узнали много интересного, научились отличать существительное, глагол и прилагательное, искать опорные слова, как ингредиенты, которые ни в коем случае нельзя убрать из текста. А теперь проверим наши знания!
Лингвистическая сказка о глаголе
#2 класс #3 класс #4 класс #5 класс #Русский язык #Школьное образование #Проектная деятельность #Презентация
Выполнила: ученица 5 «г» класса АНОО Гимназии «Лидер» Григорьева Дарья Сказка о Глаголе
В некотором царстве, в некотором государстве, где правил царь Русский язык и жили его подданные, и произошла эта история. .
Глагол и существительное, являясь самими близкими придворными царя, постоянно спорили, ссорились и доказывали, кто из них самый главный. Глагол и существительное, являясь самими близкими придворными царя, постоянно спорили, ссорились и доказывали, кто из них самый главный. Глагол говорил: «Я — самый главный! Я описываю происходящее, обозначаю действие, даю оценку сообщаемому.» Глагол
Глагол Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
Я могу обозначать: физическую активность (строить, косить, рубить); умственную, речевую деятельность (анализировать, декламировать, замечать); передвижение предметов и объектов в пространстве (плыть, ехать, лететь); физиологическое и эмоциональное состояние (ненавидеть, плакать, удивлять и др).
Мне подвластно прошедшее, настоящее и будущее ГЛАГОЛЫ в будущем времени отвечают на вопросы: Что сделаем? Что будем делать? Что сделает? Что будет делать? ГЛАГОЛЫ в настоящем времени отвечают на вопросы: Что делаю? Что делаешь? Что делают? Что делаем? ГЛАГОЛЫ в прошедшем времени отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?
«Твоя роль огромна!» — согласилось существительное, но: «Если бы не я , не я, не я, не было б тебя, такого вот, хорошего такого». «Твоя роль огромна!» — согласилось существительное, но: «Если бы не я , не я, не я, не было б тебя, такого вот, хорошего такого». Надоели эти бесконечные споры царю и решил он выслать их со дворца.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают? и др. Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей), иногда сказуемым – заменяет глагол или обстоятельством. С тех пор они дружны, и улыбка не сходит с их лиц.
Видео:Русский язык| Правописание безударных окончаний глаголовСкачать
Основные подгруппы глаголов речи и зоны их пересечения
Внутренняя структура и классификация единиц глагольных ЛСГ определяется исследователями, как правило, двумя способами.
Один способ опирается на неязыковые (предметно-логические) связи слов, другой — на собственно языковые (структурные).
Применение первого способа бывает связано с использованием в качестве критериев разграничения достижений наук, которые изучают тот или иной вид действий, процессов. Так, критериями для определения внутренней стратификации глаголов звучания становятся термины акустики: тон, высота звука и др., а при определении глаголов мышления, речи, чувств используются данные психологии.
Исследователи обращаются к научным представлениям и классификациям, объектом которых является то явление действительности, которое обозначается единицами анализируемой ЛСГ. Строгого соответствия между научными классификациями и структурой лексико-семантической ЛСГ, конечно, быть не может, поскольку они строятся на основе разных принципов. Знакомство с научными представлениями помогает уяснить суть и природу явления, выделить понятийно-логические семы значения- Одновременно значение слова содержит особые компоненты, отражающие специфику национального восприятия мира, которые не укладываются в рамки строгого логического анализа. Такие компоненты выполняют важную различительную функцию и учитываются при определении места лексической единицы в структуре лексического объединения.
Второй способ деления единиц на подгруппы и ряды опирается на структурные, синтагматические и другие чисто языковые характеристики лексем. Внутренняя структура глаголов речи определялась первым (Васильев 1981) и вторым (Ничман 1930) способами. С учетом места интегрального компонента в структуре лексического значения выделены ядерные и периферийные единицы анализируемого объединения в статье И.М. Кобозевой (Кобозева 1985), Подробно анализ названных работ дан во введении диссертации.
Сопоставление предложенных разными исследователями классификаций позволяет отметить подгруппы, вьщеление которых не вызывает особых разногласий у представителей разных школ и направлений. Это свидетельствует о том, что единицы подгрупп характеризуются некоторыми общими свойствами.
Поскольку в лексическом значении слова отражаются прежде всего элементы реального мира, деление глаголов речи должно учитывать особенности реальной ситуации речевого общения, а также специфику ее отображения в глагольном значении.
Анализируемые в работе гааголы служат для обозначения разнообразных речевых ситуаций, в которых наиболее общими элементами являются субъект речи, адресат речи и высказывание.
В фокусе лексического значения одних глаголов находятся все названные участники, в фокусе других — только некоторые, например, в значении глаголов пустоагоеить, резонерствовать фокус — на субъекте речи и оценке его высказывания, а значение глаголов рассказывать (что кому), сообщать (что кому) включает трех выделенных участников ситуации.
Выделенные элементы ситуации соотносэтся с основными валентностями глаголов речи (основными актантами глаголов речи), В фокусе значения разных глаголов могут находиться не все элементы ситуации. Акцентирование лексического значения глагола на тех или иных элементах ситуации и их характеристиках предопределяет набор семантических валентностей глагола. Семантическая валентность свидетельствует о синтагматической связи с другими словами. Сочетающаяся с глаголом лексема содержит соответствующую валентности сему, при этом данная сема может появляться у слова в определенной грамматической форме. Например, валентность адресата, или сема «адресованности», обычно выделяется у существительных, которые обозначают лиц, в форме дат, пад,: сообщил начальнику, рассказан брату.
Часть третья: о склонении местоимений
В русском языке местоимения можно поделить на местоимения-существительные (я, ты, мы, он, кто и др.), местоимения-прилагательные (какой, такой, всякий и др.) и местоимения-числительные (сколько, столько и др.). Склоняться они будут в соответствии с этими частями речи:
- местоимения-существительные – по падежам и некоторые по числам,
- местоимения-прилагательные – по падежам, числам и родам,
- местоимения-числительные – по падежам.
В английском языке все устроено иначе. Для удобства буду рассматривать отдельно по разрядам местоимений, которые во многом соотносятся с нашими.
1. Разряд личных местоимений
В русском языке личные местоимения изменяются по шести падежам, как и существительные, а местоимение 3-го лица “он” даже по родам и числам. Разумеется, в таких “древних” словах тоже не обошлось без супплетивизма.
В английском языке личные местоимения имеют только два падежа.
Но не как у существительных: именительный – когда местоимение выполняет роль подлежащего и объектный – когда выполняет роль второстепенного члена предложения.
Получается, в личных местоимениях мы видим большее сходство с русскими местоимениями и существительными: есть падеж “выполняющего действие” (Им.п.), и падеж того, на кого оно направлено (Об.п.):
She studies very well (She – подлежащее) – Every day I see her at school (Her – дополнение)
*Объектный падеж можно использовать в коротких ответах: me too, not me, it’s him.
Смыслы наших косвенных падежей в объектном мы вновь определяем при помощи предлогов:
I work with him in the same shop (на русский язык переведем в творительном падеже) – I take books from him (переведем в родительном падеже).
Однако есть местоимения, которые имеют одинаковую форму в обоих падежах: это it и you. Различать их функцию будем по порядку в предложении.
You’ve been hiding (здесь You – подлежащее) – I’ll be watching you (Здесь You – дополнение)
2. Разряд притяжательных меcтоимений
Притяжательные местоимения в русском языке склоняются как прилагательные: по падежам, числам, родам (мой, твой, свой, ваш, наш). Но часть из них неизменяема (её, его, их). Признаки изменяемого местоимения будут зависеть от существительного, к которому оно относится.
Мой учебник (м. род, ед. число, И.п.) – моей тетради (ж. род, ед. число, Р.п.) – моим образованием (ср. род, ед. число, Тв.п.)
В английском языке притяжательные местоимения изменяются по другому принципу. Их форма зависит не от существительного, к которому они относятся, а от того, есть ли это существительное вообще.
Есть основная форма – используется вместе с существительными и абсолютная – заменяет собой существительное.
Присоединяемые притяжательные местоимения: my, your, his, her, our, their.
My dog is 6 years old. (Моей собаке 6 лет).
Абсолютные притяжательные местоимения: mine, yours, his, hers, ours, yours, theirs.
Is it your car? – Yes, it’s mine (Это твоя машина? – Да, моя).
3. Разряд указательных местоимений
В русском языке указательные местоимения склоняются по родам, числам и падежам (как прилагательные).
Этот дом – эта квартира – это здание – эти города
В английском языке – только по числам.
4. Другие разряды местоимений
Отмечу еще ряд случаев словоизменения:
1. возвратно-усилительные местоимения имеют формы единственного и множественного числа:
Help yourself / help yourselves – Угощайся / угощайтесь
2. who-whom имеет именительный и объектный падеж соответственно:
Who is going? – Кто идет? (Who – подлежащее)
Whom did you meet there? – Кого вы встретили там? (Whom – дополнение)
3. отрицательные, неопределенные и обобщающие местоимения, заменяющие одушевленные существительные (nobody, no one, somebody, someone и т.д.), могут иметь притяжательный падеж:
I am nobody – Я никто
It’s nobody’s business – Это никого не касается
Местоимения других разрядов – взаимные (each other, one another), неопределенные (some, any, every и т.д.), количественные (many, a few и др.) вопросительные, относительные и соединительные местоимения (what, whose, which) – в английском языке не изменяются.
Служебные части речи
К служебным частям речи относятся следующие:
- Предлог – служебная часть речи, которая связывает в предложении другие части речи по значению. Всегда стоят радом с существительными, местоимением, прилагательным или числительным, бывают простые и сложные. Примеры предлогов «в» «по», «на», «к», «до», «у», «с», «под», «без», «возле» — простые, «из-за», «из-под», «по-за», «по-над», «по-под», «с-под», «для-ради», «за-ради» — сложные. Например: на столе, возле стула, стоял у реки, словно без рук, из-за стола, из-под шкафа; спрятался по-за корчму (Куприн), по-над берегом моря рысью поскакал (Гайдар), трое едут по-под лесом (Толстой).
-
Союз – служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: связывает однородные члены предложения, сложные части в предложении, предложения в тексте. Например. «Паша уже давно побывал и на речке, и в лесу, и в поле» (однородные члены предложения). «Не может быть, чтобы он был прав» (части сложного предложения). «бел жаркий день. И очень хотелось купаться. Но мама не разрешала.» (предложения в тексте)
Союзы бывают непроизвольные, произвольные, простые и сложные. Примеры союзов «и», «да», «но», «чтобы», «однако», «зато», «или», «ни…ни», «потому что», «когда», «если», «то», «так как», «тоже», «будто», «перед тем как», «в то время как». - Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования наклонении глагола. Например, «Неужели вы захотите поссориться с мной» — частица «неужели». «Поди-ка сюда, присядь со мной». – частица «ка». «Жил бы он славно, кабы глаза не стали болеть» — частица «бы», «кабы», «не». «Пускай все уйдут» — частица «пускай». «Не упало ни капли» — частицы «не» и «ни». «Разве не весело?» — частицы «разве» и «не».
- Междометие –служебная часть речи, выражает различные действия, эмоции, но не называет их. Бывают производные («ужас!», «прочь!», «то-то же» «как же» и др.) и непроизводные («а!», «о!», «у!», «ах», «ну», «ой», «э!» и другие).Примеры «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона». «Ах! Как хороша!»
Вариант 7
Русский язык — это один из самых богатых и выразительных языков мира, и его структура и грамматика настолько разнообразны, что позволяют точно и красочно выражать любые мысли и идеи. Однако, если выбрать один элемент, который стоит в центре этой языковой картины, это, безусловно, глагол. В данном сочинении я хотел бы рассмотреть роль глагола в русском языке, выразить свое мнение на эту тему и привести аргументы, подкрепленные примерами из реальной жизни.
Глаголы — это слова, которые обозначают действия, состояния и изменения. Они являются основными элементами каждого предложения и придают речи живость и динамику. Роль глагола в русском языке невозможно переоценить. Они позволяют нам описывать, что происходит, какие события развиваются и каким образом. Глаголы также передают информацию о времени, когда происходит действие, и о лице, выполняющем это действие.
Глаголы являются основой для создания предложений разной сложности и структуры. Они позволяют нам выражать свои мысли, чувства, намерения, допущения и условия. Например, глагол «готовлю» указывает на текущее действие в настоящем времени, в то время как «приготовлю» — на будущее.
Я считаю, что глаголы играют фундаментальную роль в русском языке. Они являются костяком нашей речи, определяя ее структуру и выразительность. Глаголы делают наши высказывания более точными и информативными, позволяют передавать наши мысли и чувства, оживляют нашу коммуникацию. Без глаголов русский язык был бы лишен гибкости и красоты.
Чтобы проиллюстрировать роль глагола в русском языке, рассмотрим примеры из повседневной жизни. Представьте, что вы описываете свой день. Глаголы здесь играют ключевую роль, позволяя передать последовательность событий и действий: «Утром я проснулся», «Затем я пошел на работу», «Вечером мы с друзьями посетили ресторан». Глаголы в этих предложениях создают образ вашего дня и делают рассказ живым и интересным.
Еще один пример — это новости. Глаголы в новостях позволяют передавать информацию о событиях мира: «Произошло землетрясение», «Команда выиграла соревнования», «Политик представил новый законопроект». Глаголы делают наши новостные репортажи более информативными и легко читаемыми.
Глаголы — это неотъемлемая часть русского языка, и они являются основой для выразительности и точности нашей речи. Они позволяют нам описывать мир вокруг нас, передавать информацию о событиях и действиях, выражать свои мысли и эмоции. Глаголы делают русский язык более мощным и разнообразным инструментом коммуникации, и без них наша речь была бы беднее и менее информативной.
Мне нравится571Не нравится298
Время у глаголов
Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:
- пишу, пишем, пишете;
- писал, писала, писали;
- будет писать.
Настоящее время выражается посредством личных окончаний глаголов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обозначает действие, которое совершается в этот момент или как постоянное свойство предмета:
- мальчик рисует;
- серебро плавится;
- Земля вращается.
Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:
- красить — красил;
- указать — указала;
- составить — составило;
- решить — решили.
Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:
- написать — напишу;
- оповестить — оповестим.
Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:
- буду готовиться;
- будешь стараться;
- будет улыбаться и т. д.
Сообщение «Какую роль выполняет глагол в нашей речи»
Вариант 1
Глаголы — это одна из основных частей речи, которые используются для выражения действий, состояний, процессов и изменений. Они играют важную роль в нашей речи, так как позволяют нам передавать информацию о том, что происходит, что мы делаем, описывать наши мысли и чувства, а также передавать информацию о других людях и объектах.
Глаголы могут быть использованы в разных временах, что позволяет нам выражать действия, которые произошли в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем. Они также могут использоваться в разных формах, таких как инфинитив, герундий или причастие, что позволяет нам создавать разные типы предложений и передавать разную информацию.
Кроме того, глаголы могут использоваться для создания образовательных и научных текстов, поскольку они позволяют передавать информацию о процессах и явлениях, а также описывать эксперименты и результаты исследований.
Таким образом, глаголы играют важную роль в нашей речи, позволяя нам передавать информацию о действиях, состояниях и процессах, создавать разные типы предложений и передавать информацию в образовательных и научных текстах.
Мне нравится52Не нравится9
Вариант 2
В языке глагол играет основополагающую роль в нашей речи. Это одна из важнейших частей речи, которая используется для выражения действия, явления или состояния.
Глаголы служат главным сказуемым в предложении, обозначая действие или состояние субъекта. Они могут передавать время, аспект, настроение и голос, а также помогают создать ощущение времени и непрерывности речи.
Глаголы также позволяют нам выразить широкий спектр значений и передать различные оттенки эмоций и отношения. Например, выбор глагола может выражать интенсивность, как разница между «нравится» и «люблю», или указывать на различные уровни формальности или вежливости.
В целом, глаголы являются важной частью общения, позволяя нам выражать свои мысли, чувства и действия ясно и четко. Мне нравится52Не нравится9
Мне нравится52Не нравится9
Вариант 3
Глагол играет важнейшую роль в речи, выражая действие, явление или состояние бытия. Он служит главным сказуемым в предложении, обозначая действие или состояние субъекта и передавая время, аспект, настроение и голос.
Без глаголов было бы трудно выразить связные мысли или передать в речи ощущение времени и непрерывности. Они позволяют нам передавать широкий спектр значений и эмоций, от выражения волнения или энтузиазма до выражения разочарования или досады.
Кроме того, глаголы необходимы для создания тона и стиля речи. Выбор глагола может указывать на формальность или неформальность, вежливость или грубость, а также передавать различные оттенки смысла.
В целом, глаголы являются важнейшим компонентом коммуникации, позволяя нам эффективно выражать свои мысли, чувства и действия, передавая их в ясной и четкой форме.
Мне нравится52Не нравится9
В данный момент по количеству читателей лидирует: Сачыненне на тэму “Як трэба правільна рэагаваць на крыўдныя словы”
Служебные части речи
Служебные части речи — это группы слов, которые не имеют лексического значения. Они не обозначают предметы, признаки, количества или действия, а служат для связи слов, словосочетаний и частей сложных предложений или выражают отношения между ними.
К служебным частям речи принадлежат:
- предлоги (у, в, на, от, вследствие, благодаря),
- союзы (и, но, чтобы, в то время как),
- частицы (неужели, разве, просто, бы, же).
Предлоги
Предлоги связывают слова друг с другом и выражают зависимость имени существительного, прилагательного, числительного или местоимения от других слов в словосочетании и предложении:
- сидим на берегу озера,
- нарисовать во второй раз,
- встретиться с ним.
Союзы
Союз служит для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного и фрагментов текста.
Весной возвращаются в родные места скворцы. грачи и зяблики.
Сизая туча раскинула свои крылья по всему небу, но тонкий золотой луч пробился сквозь нее.
Частицы
Частица придает дополнительные смысловые оттенки словам или предложениям и служит для образования некоторых форм слов.
Лес как будто бы притаился и замер, прислушиваясь к шагам охотников.
Не прочтешь ли нам свои стихи?
Пусть светятся твои глаза радостью!
К словам служебных частей речи нельзя задать вопрос. Служебные части речи самостоятельно не являются членами предложения, однако входят в состав тех слов, с которыми употребляются в высказывании.
Чтобы понять отличие служебных частей речи от самостоятельных, рассмотрим таблицу.
Таблица «Отличие самостоятельных и служебных частей речи»
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
---|---|
1. имеют лексическое значение | нет лексического значения |
2. можно задать вопрос | нельзя задать вопрос |
3. имеют грамматические признаки | не изменяются |
4. делятся на морфемы | не имеют морфемного состава |
5. самостоятельный член предложения | член предложения только с другим словом |
Процесс терминологизации и фразеологизации именных номинаций
Сферы функционирования приведенных названий говорят о том, что эти словосочетания выполняют прежде всего номинативную функцию. Они официально называют какие-то предметы (мягкий творог, твердые сыры, мягкий вагон) или явления (живой звук, холодный отжим, холодная сварка, прямой эфир), то есть являются, по сути, терминами.
Становясь сложным/составным термином, языковая единица превращается в единое смысловое целое, её компоненты спаиваются, сливаются. Подобные термины многие лингвисты относят к фразеологизмам на том основании, что они употребляются в нерасчлененном виде как готовые языковые единицы. Это как раз и отличает фразеологизм от любого свободного словосочетания, которое выстраивается в процессе речи (ср.: мягкий шарф – мягкая мебель; сухая ветка – сухая метафора; холодный суп – холодная сварка).
Нередко (но далеко не всегда) мы обнаруживаем сопоставляемые по значению термины-фразеологизмы: темный шоколад – белый шоколад, мягкий вагон – жесткий вагон, малое предприятие – крупное предприятие, ранние сорта (капусты) – поздние сорта и др. Следует подчеркнуть, что прилагательные в их составе не являются антонимами, а сами устойчивые сочетания называют не противоположности, а разновидности предметов одного рода. Другими словами, они не противопоставляются, а сопоставляются.
Большинство устойчивых терминов с прилагательными, употребленными в относительном значении, зафиксировано нами в сфере торговли, где они выполняют не только номинативную функцию, но и эстетическую, а также рекламную
В чем же состоят эти функции? Во-первых, само название должно заключать в себе положительную оценку товара и привлекать к нему внимание потенциальных покупателей. Отсюда такие наименования, как «мягкий творог» вместо «жидкий творог», что создает впечатление приятности продукта; «теплый пол» вместо «электроподогрев пола»; «умная машина» вместо, например, «многофункциональная»; «прямой эфир» вместо какого-нибудь «синхронного»; «сигареты легкие», убеждающие покупателя в том, что товар не несет вреда здоровью, и т.п
В подобных случаях прилагательные играют роль своеобразных эвфемизмов, то есть смягчающих заменителей прямых, резких, нежелательных в какой-либо ситуации слов.
Следует обратить внимание и на современные терминологические образования, которые по значению отдельных компонентов являются парадоксальными: сухие завтраки, растворимый суп, белый шоколад, холодная сварка. Это оксюмороны, которые могут быть свидетельством того, что товар является, например, техническим достижением, а это несомненно должно привлечь внимание покупателя.
Таким образом, развитие у качественных прилагательных относительных значений приводит к образованию сложных терминов, имеющих характер образности и выразительности, привносимый свойствами исконного лексико-грамматического разряда. И как следствие этого явления – к образованию устойчивых, фразеологизированных сочетаний.
§1. Общая характеристика глагола как части речи
Глагол – это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.
Обсуждаем проблему толкования
Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия — это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:
- начальную форму — неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
- спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
- склоняемую форму – причастие,
- неизменяемую форму – деепричастие.
А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.
Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.
1. Грамматическое значение: «действие». К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать?
2. Морфологические признаки:
- постоянные – вид: совершенный–несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
- изменяемые
- у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
- у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
- у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) — нет.
Внимание:Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме. 3
Синтаксическая роль в предложении:
3. Синтаксическая роль в предложении:
Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.
Примеры:
Я люблю Петербург. Светает.
Неопределённая форма глагола – сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже — главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.
Примеры:
Я люблю гулять по Петербургу. Гулять по Петербургу – огромное удовольствие. Быть дождю! Дети просили нас поехать в Петербург. У нас возникло желание поехать в Петербург. Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.
Внимание: Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола. Причастия бывают: полные – определением, краткие — сказуемым
Причастия бывают: полные – определением, краткие — сказуемым.
Петербург – город, основанный Петром I.
Петербург основан Петром I.
Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.
Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.