Сюжет и смысл поэмы
Прошло три года после отмены крепостного права в 1861 году и можно было подводить первые итоги реформы. Итак, русский мужик освобожден. Это сделало его счастливым? Перед нами семеро мужиков, которых жизнь явно не балует, решают поискать счастья и правды. Пойти ради этого по Руси матушке и поучиться уму разуму у людей. А вдруг счастливых встретят?
Вот, вроде бы, счастливыми должны быть баре, хоть и не распоряжаются больше крестьянской жизнью. Но это как посмотреть… В главе «Последыш» выписан удивительный образ старого помещика, уже глубоко нездорового, которому никто не решается сказать, что крепостного права больше нет, потому что его хватит удар. Неужели у помещиков не такая счастливая жизнь? Эту догадку подтверждает и барин на бричке, который вздохнув рассказывает о новых порядках, о том, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику».
Что уж говорить о крестьянах, чьи вздохи еще тяжелее:
Под царской грамотой имеется в виду реформа. Да, крестьянин больше не личный раб помещика, но он теперь ему по жизни должен, как жители села Вахлаки, которые никак не могут отсудить у помещика свои законные земли. А как же им кормиться?
С горечью описывает Некрасов тип крестьянина-холопа, лакея. Крепостное право искалечило души некоторых мужиков, которые только и привыкли, что барину угождать. Им и свобода-то не нужна. Вот о чем говорится в строках:
Затем нам рассказывают страшную историю Якова, лакея, который решается бунтовать. Но каков же этот бунт? Несчастный лишает себя жизни, вот и вся месть…
Мы видим, что двухсотлетнее проклятие крепостного права изуродовало российскую жизнь глубоко, до основания. И реформа не сильно помогла – она не сделала народ счастливым. Некрасов честно рисует все проблемы, ею вызванные, продолжающие старые беды. Народ по-прежнему нищ и гол, тёмен и бесправен. Маловато у нас и честных людей, чтобы быть счастливой страной. Но главная-то беда в том, что народ даже не представляет себе образа счастливой жизни, не видит пути к ней. Каким должно быть счастье, где его искать, вопрошают странники? Но – с кем держу совет, ни в ком правды нет. Нет ответа, молчит Русь.
Однако Некрасов не только сострадает народу – он любуется им, его силой, его сердцем, уцелевшим несмотря на годы рабства:
Где же он находит эти уцелевшие сердца? В удивительных народных образах. Таких, как Савелий, Матрёна Тимофеевна. Матрена Тимофеевна – удивительный образ русской женщины: красивой, умной, сильной, но слишком много страдавшей. Мужики находят ее, когда решают поискать счастья среди баб. Вот уж совсем не по адресу, прямо скажем…Не было счастья в Матрениной жизни. Промелькнуло оно и растаяло, погиб ее единственный любимый сыночек – еще совсем ребенком. А виновен в его гибели другой народный персонаж — русский богатырь Савелий, которому дана была недюжинная сила, да , видать, зря.
Но вот еще один народный образ, Гриша Добросклонов, герой с говорящей фамилией. Мы встречаем его в главе «Пир на весь мир» во время большого народного гуляния и разговора в селе Вахлачина. Гриша – сын бедного дьячка, чудом получивший образование, всю свою молодую жизнь проработавший тяжко, надсадно. Но он любит свою мать и односельчан, и решает посвятить всю жизнь борьбе за народное счастье.
Смысл финала поэмы
Некрасов не успел завершить произведение, однако старался поработать отдельно над последней, финальной частью. Гриша Добросклонов идет по родному краю и славит Русь:
Ему предстоит огромная работа народного просвещения, счастливая и страшная судьба. Русское счастье, оно такое – с оттенком боли и горечи. И Некрасов именно с горечью говорит об этой судьбе:
И все равно финал поэмы пронизан светом и верой в народное возрождение.
Анализ некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Из истории России известно, что в 1861 году было отменено самое постыдное явление – крепостное право. Но такая реформа вызвала волнение в обществе, и вскоре возникли новые проблемы. Прежде всего, возник вопрос о том, что даже свободный крестьянин, бедный и нищий, не может быть счастливым. Эта проблема заинтересовала Николая Некрасова, и он решил написать поэму, в которой и будет рассмотрен вопрос о крестьянском счастье.
Несмотря на то что произведение написано простым языком, и имеет обращение к фольклору, но для восприятия читателю обычно оно кажется сложным, так как в нем затрагиваются самые серьезные философские проблемы и вопросы. На большую часть вопросов автор сам искал ответы всю свою жизнь. Наверное, поэтому так сложно давалось ему написание поэмы, и он ее создавал на протяжении четырнадцати лет. Но к сожалению, произведение так и не было окончено.
Поэтом было задумано написать свою поэму из восьми глав, но из-за болезни он смог написать только четыре и они совсем не следуют, как положено, одна за другой. Сейчас поэма представлена в том виде, в той последовательности, который предложил К.Чуковский, который долгое время тщательно изучал некрасовские архивы.
Николай Некрасов выбрал героями поэмы простых людей, поэтому и лексику тоже использовал просторечную. Долгое время велись споры о том, кого же все-таки можно отнести к главным героям поэмы. Так, были предположения, что это герои – мужики, которые идут по стране, пытаясь найти счастливого человека. Но другие исследователи все-таки считали, что это был Гришка Добросклонов. Этот вопрос и на сегодняшний день остается открытым. Но можно рассматривать эту поэму так, будто в ней главный герой – это весь простой народ.
Нет в сюжете точных и детальных описаний этих мужиков, непонятны и их характеры, автор их просто не раскрывает и не показывает. Но зато этих мужиков объединяет одна цель, ради которой они и путешествуют. Интересно и то, что эпизодические лица в некрасовской поэме рисуются автором более четко, точно, детально и ярко. Поэт поднимает много проблем, которые возникли у крестьянства после отмены крепостного права.
Николай Алексеевич показывает, что для каждого героя в его поэме есть свое понятие о счастье. Например, богатый человек видит счастье в том, чтобы было денежное благополучие. А мужик мечтает о том, чтобы в его жизни не было никакого горя и бед, которые обычно подстерегают крестьянина на каждом шагу. Есть и такие герои, которые счастливы оттого, что верят в счастье других. Язык некрасовской поэмы близок к народному, поэтому в нем огромное количество просторечий.
Несмотря на то что произведение осталось не законченным, в нём отражена вся действительность происходившего. Это настоящий литературный подарок всем любителям поэзии, истории и литературы.
Положительные черты характера героя
Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов. Привычка не вырабатывается:
«Нет сердца, выносящего … предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль…».
Душа переболит, ломается, но не черствеет.
Терпение. Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.
Умение выслушать и поддержать. Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.
Смелость. Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.
Отрицательные черты священнослужителей
Среди поповского сословия встречаются разные характеры. В большинстве они отрицательны, поэтому и относится к ним народ с таким пренебрежением. Живут попы за счет чужого труда. Они как купцы берут в дом слуг, заставляют их работать на свою семью.
Какие черты наиболее типичны для священников:
- цинизм;
- тунеядство;
- стяжательство;
- жадность;
- грубость;
- обжорство.
Такими, в основном, были высшие церковные круги. Странники встретили обыкновенного сельского служителя церкви. Рассказ его о счастье автор сравнивает с исповедью, судом над жизнью своих. Больно понимать, что живешь на слезах и боли мужика. Странно, но понятно, что нет в рассказе денег, которые получил поп на крещении младенцев, венчании. Рождение чаще проходит на жатве, во время работы, некогда звать священника. А свадьбы в поэме еще несчастнее.
Встречается на страницах поэмы еще один поп – Иван. Он герой рассказа Матрены. Из его слов можно понять, что нечем заплатить народу за ритуалы священные:
«… за свадебку, за исповедь должают по годам».
Иван равнодушен, жесток и циничен. Он шутит над горем матери, не видит греха в истязании тела малыша на глазах у страдающей женщины. Он пьет с властями, ругает нищий приход. Нет сочувствия в попе Иване.
Что же для попа счастье?
Доверие людей к религии, покорность, смирение. Но все это уходит в далекое прошлое. Изменилась жизнь. Народная бедность, исчезновение класса помещиков подорвали поповское благополучие. Чувства священника противоположны. Ему жалко мужика, но где брать деньги. Сочувствием к народному горю сыт не будешь. Сословие попов разнородно. Не все сострадали, большинство лицемерно и жестоко обирали крестьян, верящих в необходимость религиозных ритуалов.
Другие лица
В поэме автор сумел раскрыть большое количество образов. Список с описанием других второстепенных героев:
- Дед Савелий. Это старик, богатырь, весьма справедливый, честный и добрый. Ему целых 107 лет. При этом 40 из них он скитался по каторгам. Никак не может наладить отношения со своей семьёй. Винит себя за то, что погиб его правнук, являющийся сыном Матрёны Корчагиной.
- Агап Петров. Очень непокладистый мужчина, большой грубиян. Когда он выносил бревно с хозяйского двора, его поймали. Агап сорвался и высказался о добровольном реальном рабстве, в котором он задействован. Смогли его успокоить только с помощью выпивки. Однако на следующий день Петров погибает.
- Помещик Шалашников. Это военный мужчина, довольно злой. Если крестьяне не выплачивали ему оброк, он мог силой выбить его. В поэме умирает в бою.
- Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Знатный дворянин. Он не работает, существует за чужой счёт. Однако сильно жалеет о прошедшем времени. Предпочитает выпить, поностальгировать о былых временах, когда он мог командовать крепостными крестьянами. В то время он ощущал себя настоящим богом и царём.
- Поп. Этот священнослужитель искренне полагает, что человек будет счастливым, только если станет богатым, будет жить в полном покое с незапятнанной репутацией. Он мечтает именно о такой жизни. Но попа тяготит положение. Дело в том, что народ не любит служителей церкви. А его доход напрямую зависит от того, как живут крестьяне, поэтому в его интересах, чтобы народ стал богаче.
- Пан Глуховский. Довольно знатная и богатая натура, но человек сильно злой. Это грешник, который предпочитает пытать и мучить людей. Пан Глуховский сильно одержим сластолюбием.
- Павлуша Веретенников. Ходит по свету и собирает фольклор у народа. Главные герои поэмы встречают этого персонажа на одной из сельских ярмарок.
- Гриша Добросклонов. Молодой крестьянин. Родился в бедной семье. Автор считает его человеком прогрессивного будущего. Гриша любит работать, сочинять счастливые песни. Их он поёт окружающему народу.
Образы счастливых в первоначальном замысле
Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.
Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:
Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.
Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.
Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».
Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.
Жизнь попа
Сельская церковь – место службы персонажа поэмы. Автор не приводит в описании индивидуальных черт внешности. Поп типичен и практически безлик. Единственный эпитет – строгое лицо. Заработок священнослужителя – доходы от крестьян. Он мало чем отличается от нищих: побирается, прося за свой труд. Поп не требует платы, ему дают каждый столько, сколько может. Понимает персонаж, что деревни нищают, и его жизнь становится трудней. Ему хочется счастья для мужика. «Наживаться» на богатых проще. Поп объясняет странникам, почему он берет у крестьян: это плата за работу, средства для пропитания своих членов семьи. Если брать плату только словами благодарности, семья попа пойдет по миру. Тяжело совестливым священнослужителям брать пятаки из костлявых рук больных и нищих. Мозолистые руки дающих сами просят о помощи. Богатые купцы и помещики перебираются в города, оставляя деревни под присмотр своих слуг, управляющих.
Жизнь и манера поведения священнослужителей часто становилась предметом насмешек. Поп знает об этом. В песнях, сказках, частушках высмеивается не только сам поп, но и его жена, дочь, дети. Не всегда это справедливо, но слава о них бежит впереди. Даже приметы в народе не радуют священника: «С кем встречи вы боитеся». Дурной знак, если на пути появляется священник. Нет почета в народе к служителям веры в Бога, потеряли они уважение к себе.
Счастье простого народа
Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.
Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…
Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
Реформа Александра II об отмене крепостного права послужила для Некрасова толчком к написанию поэмы. Насущный вопрос о человеческом счастье стал основным. Счастливы ли крестьяне после проведенной реформы? А помещики? Как перекликаются их судьбы и жизненные истории? Смысл названия поэмы лежит на поверхности. Семеро мужчин собрались на дороге и начали обсуждать: кому все-таки хорошо живется на русской земле. Каждый предложил свой вариант и с задором начал доказывать свою правоту. Спор развернулся нешуточный. А все потому, что у всех разное представление о понятии «хорошо». И крестьяне связывают его лишь с материальными благами. Бурная перепалка переросла в ночевку у костра. Не обошлось и без водки. Спиртной напиток заставил мужиков еще больше раскрепоститься. Они рьяно начали отстаивать свои позиции.
Утром все семеро отправились на поиски истины. И начали они с попа. Но услышав доводы, поняли, что попу живется несладко. И на Руси он не самый счастливый человек. Много повидали крестьяне мест после той встречи со священнослужителем. Обойдя знатную часть честного народа, они пришли к выводу, что никто не живет вольготно на Руси. В глубине души у всех опрошенных есть груз, который тянет вниз и не дает насладиться жизнью.
Отмена крепостничества дала формальную свободу крестьянам. На деле, жить им стало хуже. Помещики, оставшись без крестьян, тоже не смогли выстроить новую стратегию жизни. Недовольство выливалось в обиду и подкреплялось чувством зависти. Мысль «хорошо всем, кроме меня» не давала покоя.
Название поэмы с первого прочтения готовит читателей к погружению в атмосферу российской действительности. Чем глубже копнуть, тем больше ощущается неизбежность бытия. Безрадостное существование всех членов общества навивает грусть. Всегда чего-то не хватает: денег, времени, душевного спокойствия. Люди не ценят, что имеют. Не умеют довольствоваться малым. Главная ценность – человеческая жизнь. Но в бесконечном круговороте жалоб это сложно осознать. Крестьяне нарисовали в своих головах идеальные образы счастливых людей. Но забыли оценить, что мнение – дело субъективное. Что одному хорошо, другому – наказание.
Образ Матрены Тимофеевны был одним из последних в поэме. Крестьянка с виду могла показаться той, кому вольготно жить на Руси. Но ее жизненная история всколыхнула самые черствые сердца. Судьба преподнесла много испытаний. Для женской души они оказались непреодолимыми.
Григорий Добросклонов – единственный счастливый человек на Руси. Борясь за справедливость, он отстаивал интересы крестьян. И просто был счастлив от того, что помогает народу. Он был из бедной семьи, но при этом понимал: счастье далеко не в деньгах. Стремление сделать мир лучше, бескорыстная любовь к людям – факторы, влияющие на ощущение внутренней гармонии. И хорошо жить тому, кто это понимает.
Некрасов приковал внимание к вопросу, который задают люди по сей день. Рецепт счастья хочет узнать каждый
Но до сих пор вольготно живется лишь единицам. Кто не сравнивает, не завидует, а идет с высоко поднятой головой к благим целям. Смысл названия произведения и в том, чтобы показать, ставшее для России привычным, деление на богатых и бедных. Оценивать друг друга по сословному признаку – глупость. Но именно это деление и используют герои поэмы
Автор хотел показать, как важно помещикам перестать давить на крестьян. А крестьянам научиться жить другой жизнью, используя свою голову для решения проблем
Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…
Н. А. Некрасов
Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.
Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка…
Крестьяне — люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье — “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.
“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый…” — эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Гирина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы,
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий — “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” — говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.
Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша — выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.
Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью, оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.
Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.
Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.
Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа
Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “… проснулась, разгорелася привычка, позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь — все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.