Михаил лермонтов ~ утёс (ночевала тучка золотая…) (+ анализ)

Михаил лермонтов ~ утёс (ночевала тучка золотая…) (+ анализ 3 варианта)

Тема

Тема одиночества и ссылки, весьма характерная для лермонтовских текстов. «Лишние люди» поэта подобны облакам, вынужденным прожить свои дни без Родины, не испытывая ни любви, ни ласки. Грустная и глубокая поэма полна ярких образных определений: «вечные странники, голубая степь, жемчужная нить, сладкий север, тайная зависть, ядовитая клевета”.

Помещая это стихотворение в конец своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением.

Образы облаков характеризуют образ самого автора и лирического героя: он добровольно не покидает «родной север», обреченный вторично уехать на Кавказ, поэт слышит близкий эпилог.

Основная идея в том, что человеку, лишенному Родины, нечего терять, он свободен, но несчастен. По идее, полноценной жизнью может жить только полноценный свободный человек. Лирический герой отчаялся, что его жизнь будет напоминать существование «облаков», он же «вечный странник», больно ему больно, страдает бессмысленностью жизни.

Вариант 2

Есть стихотворения, которые считаются для поэтов своеобразной лебединой песней. К примеру, для Есенина таким является До свиданья друг мой. а если говорить о творчестве Лермонтова, то чем-то похожим вполне возможно назвать Ночевала тучка золотая. Стихотворение написано за несколько недель до гибели, которую, как свидетельствуют некоторые современники, сам поэт искал довольно активно.

Содержание, используемые эпитеты наполнены удивительной легкостью и чувственностью. К слову, используется прием, при помощи которого природные феномены наделяются человеческими свойствами. Прием этот довольно часто использовал отмеченный ранее Есенин.

Сюжет стихотворения рассказывает о расставании тучки и великана-утеса, который после этого тяжело тоскует. Созданные образы обуславливают множество смысловых оттенков, которые варьируются от вполне понятного сравнения тучки с маленькой и беззащитной девушкой, оказавшейся под защитой громадного и сильного мужчины, до разнообразных вариаций на тему мимолетного ощущения счастья или прозрения, которые нередко оставляют только след в нашей душе, но сами исчезают и мы тоскуем по этим приятным мгновениям, которые канули в Лету.

Если посмотреть на стихотворение поверхностно, оно также вполне может напоминать нечто наподобие детской считалочки. Хотя такие считалочки нередко обладают каким-то глубоким трудноуловимым смыслом или даже неким мистическим флером. К примеру, вспоминается известная английская Twinkle, Twinkle, Little Star, созданная в начале 19 века, которая представляет собой ряд риторических вопросов к звездочке.

Такая легкость и простота описания в действительности способна скрывать существенный подтекст. Лермонтов создает таковой в основном на рассмотрении темы близости-разлуки.

Помимо этого следует отметить довольно интересную палитру контрастов, которая создает целую градацию образов от тяжелого и печального, до радостного, легкого, игривого. Тучка сама по себе является золотой, в отличие от типичного для тучки свинцового цвета, тучка играет на лазури и полна веселья. Утес в свою очередь – великан, стар и погружен в раздумья.

Одиночество тоже является контрастным эпитетом, который свойственен именно утесу, ведь тучка тоже является одинокой, но этим не тяготится, так как обладает подвижностью. Утес прикован к своему одиночеству и поэтому прикосновение золотой и свободной игривой тучки делает его на краткие мгновения счастливым, но этим мгновениям не суждено длиться вечно и радость ускользает как тучка, плывущая по небу.

Учитывая отмеченную в начале ситуацию написания стихотворения, мы также вполне можем трактовать сюжет как зашифрованное описание расставания с телом. Душа как золотая тучка оставляет тело, по сути, прикованное к бренному миру.

Вариант 2

Мое любимое стихотворение Лермонтова – “Утес”. Это произведение наполнено глубокими мыслями и эмоциями, которые до сих пор не перестают волновать сердца читателей. В первом стихотворении Лермонтов описывает утес, который стоит на берегу моря. Он говорит о том, что утес не боится волн, которые бьют о него, и что он не изменится никогда. Это символ силы и неизменности, который вдохновляет нас на преодоление трудностей и сохранение своих принципов.

Во втором стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – сильным и неизменным. Он говорит о том, что жизнь полна испытаний, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным

Это важное напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность

В третьем стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – несмотря на все трудности, он должен оставаться верным своим принципам и идеалам. Это напоминание о том, что мы должны следовать своим убеждениям и не отступать от них, даже если наш путь будет трудным и непростым.

В четвертом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В пятом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В шестом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В седьмом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В восьмом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В девятом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

В десятом стихотворении Лермонтов говорит о том, что человек должен быть как утес – он должен быть готов к тому, что жизнь может преподнести ему любые испытания, и только тот, кто не боится их, может пройти через них и остаться неизменным. Это напоминание о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не бояться их, чтобы сохранить свою силу и неизменность.

Ведущие темы в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике поэта-изгнанника. Стихотворение «Парус»

Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.

Перед поступлением в Школу гвардейских подпрапорщиков семнадцатилетний Лермонтов,гуляя по берегу Финского залива, увидел вдалеке парусник, который вдохновил его на написание стихотворения «Парус». Конец лета 1832 г. был временем перемен для поэта: он переехал в Петербург, решил сменить учебное заведение.Главной в стихотворении стала тема одиночества,поиска себя и выбора жизненного пути. «Парус» – это лирическая новелла с философским подтекстом, имеющая черты элегии. Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший, в которых пейзажи морских просторов перекликаются с душевными переживаниями героя.

Реально существующий парус, белеющий «в тумане моря голубом», является олицетворением сущности человека и его судьбы. Образ «мятежного» паруса – символ мятущейся одинокой души поэта. Символичен и образ морской стихии: играющие волны, бескрайние просторы аллегорически представляют жизнь с ее волнениями, безграничными возможностями, неизвестностью, переменчивостью.Огромное море «играет волнами», его воды «светлей лазури», солнце освещает парус золотыми лучами. Но парус затерялся в «тумане моря», его мачта гнется от ветра. Парусу поэт приписывает стремления собственной души, задает вопросы, на которые сам ищет ответы: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Метания души переданы в строках про счастье, которого он не избегает, но и не ищет. Цель не счастье, а сам путь. Несомненно, что он в поисках не тихой гавани, а бури, словно буря может помочь обрести покой мятущейся душе.Для лирического героя покой не бездействие, буря олицетворяет бурную деятельность, придающую смысл жизни. Он романтический бунтарь, который стремится окунуться в глубину жизни.

Это самое знаменитое пейзажно-философское стихотворение Лермонтова сам автор не считал значимым и не включил «Парус» в свой поэтический сборник 1840 г. Образ паруса изображен Лермонтовым в акварельной работе.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (1)

Михаил Лермонтов написал стихотворение «Утес» за несколько недель до смерти, на что, конечно, было предчувствие.

История создания

Несмотря на то, что стихотворение «Утес» было написано за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова в 1841 году, в нем нет даже намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения до сих пор тесно связана с его смертью: поэт писал вдохновенные стихи, полные романтической грусти, как раз тогда, когда он постоянно был в поисках ссор с коллегами. Казалось, он знал, что земная жизнь подходит к концу, и хотел выбрать, кто ее прервет.

Поэма была опубликована в журнале «Отечественные записки» — это произошло в 1843 году, то есть через два года после смерти ее автора.

Предмет

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал тему человеческого одиночества в своем стихотворении — ему посвящено даже стихотворение «Утес». В нем говорится, что всего на короткое время вы можете встретить кого-то или что-то, что вызовет трепет в вашей душе. Остальное время человек вынужден проводить в «пустыне»: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Основная идея, которую вкладывает автор в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Есть и другая интерпретация этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального мира. Следовательно, для души, которая символизируется облаком, тело (то есть утес) является лишь временным убежищем. Но тело без души страдает вечно. Таким образом, в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Сочинение

Этот стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, размышляя о явлении природы, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Истинную духовность он ищет именно в природе, ведь люди, по мнению поэта, издавна были неспособны к высоким чувствам, искренности и истинной духовности.

В первом стихе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотое облако спускается на грудь обрыва, чтобы там отдохнуть, а утром снова бежать, чтобы утром снова бежать. Его беззаботность подчеркивается тем, что он улетает, играя. Второй стих образно выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый обрыв, который понял, что значит не быть одному, но потом потерял это чувство. Он настолько потрясен, что вызывает у него не только глубокую тревогу, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что на теле скалы все еще остается мокрый след, который напоминает ему о посещении ночного облака.

Пол

Поэма «Утес» относится к жанру философских пейзажных текстов: в ней автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью явлений природы и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовный мир. Созданное им произведение поистине многогранно и несет в себе разный смысл.

Для их выражения автор выбирает такой поэтический метр, как пятиметровая хорея. Рифма на поясе сохраняет полноту мысли в каждом стихе.
Инструменты выражения

Хотя по объему это довольно небольшое произведение, автор насыщает его разными тропами, используя:

Эпитеты — «Золотое облако», «Мокрая тропа», «Старая скала”».
Выдачи — «тучка ночевала», «тучка рванулась прочь», «скала думала и плакала”».
Метафоры — «« грудь скалы »,« радостно играющая на синем »,« морщина скалы”».

Они не только делают поэму выразительной, но и помогают поэту раскрыть свой внутренний мир, выразить свое мнение через художественные образы.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс, чтобы сделать звучание «Утеса» слаще, показывая тем самым важность жизни в гармонии с миром и в гармонии с самим собой, к чему он сам всегда стремился, но никогда не достигал. Ай-Петри, Крым


Ай-Петри, Крым

Тема произведения

Это очень серьезное стихотворение, полное печали. Переживания очень глубокие и касаются тех людей, которые вынуждены постоянно блуждать ни к чему и ни к чему. Действительно, эта тема знакома практически всем людям на каком-то жизненном этапе. Но для одних при изменении обстоятельств это проходит, а для других преследует на всю жизнь.

Безумно глубокие линии полны множества значений. Они заставляют нас думать о тех вещах, которые мы иногда начинаем ценить слишком поздно. Здесь указана цена Родины, любви и привязанности. На первый взгляд, в этих вещах нет ничего необычного, но Лермонтову удается передать всю их невероятную ценность и смысл в жизни человека.

Недаром Лермонтов включил это стихотворение как последнее в сборнике. Затем он дает понять, что устал бороться и это конец. Конец его борьбы, как внутренней, так и с непониманием этого мира.

Основная идея

Лирический герой подчеркивает разницу между собой и облаками, он страдает, потому что любит свою землю, а они не чувствуют боли, потому что ничего не любят. Облака холодные и онемевшие, им безразлична разлука с прекрасным севером. Они свободны, у них есть право выбора, а лирический герой несвободен и страдает невозможностью оставаться там, где ему комфортно. Значит, основная идея в том, что любовь к чему-либо — это всегда пристрастие, порок, а свобода возможна только при отсутствии эмоций.

Мы также можем понять личный смысл, выраженный Михаилом Лермонтовым. Он винит в изгнании происки верхнего мира и не признает вины за преступление, которого, как известно, он всеми силами старался избежать. Он щадил своего противника, хотя сам рисковал жизнью, потому что противник без колебаний выстрелил в него. Но, увы, друзья поэта оклеветали его, и после этого случая выясняется мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в своих более поздних текстах.

Композиция

Это стихотворение состоит из двух строф по четыре строки. Можно сказать, что герои строф противопоставлены друг другу (веселая, легкомысленная тучка – одинокий неподвижный утёс). Лирический герой размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось наблюдать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утёса, чтобы отдохнуть там, а утром снова пуститься в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она умчалась рано, весело играя. Вторая строфа метафорически выражает главную мысль: старый утёс понял, что значит не быть одиноким, но потом лишился этой радости. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утёса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Композиция

Поэма состоит из трех строф. Написанная машинописным текстом, она имеет приятный ритм, столь характерный для зрелых стихов Лермонтова. В первом катрене лирический герой проводит параллель между «небесными облаками» и собственной жизнью. Второй стих составлен из риторических вопросов-обращений, которые представляют собой попытку угадать причину изгнания небесных путешественников. Автор прослеживает столь характерные для современного общества варианты: зависть, гнев, преступление и клевета. Здесь есть явная аналогия с его личностью, именно эти «явления» преследовали поэта на протяжении всей его недолгой жизни.

Последний стих начинается с восклицательного знака «Нет!» — лирический герой знает ответ. Он завидует свободе облаков, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. «У тебя нет страны, у тебя нет ссылки» — заключительная мысль стихотворения. У поэта есть Родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука его угнетает и печалит.

Композиция и построение стиха

Стихотворение, состоящее из двух четверостиший и композиционно состоит из двух частей. Первая часть посвящена золотой тучке, и она настраивает читателя на беззаботную радость. Вторая часть повествует об утесе. К хорошему легко и быстро привыкаешь, и когда тучка покинула утес, боль одиночества стала ощущаться еще больнее и острее. Читатель ощущает тоску утеса, горечь его одиночества.

Все произведение изложено пятистопным хореем. Этот стихотворный размер формирует ощущение легкости. Рифмовка стиха – кольцевая, с женскими рифмами.

Стихотворения М. Ю. Лермонтова, замечательного русского поэта, необычны и самобытны. Они будоражат сердца читателей яркими, часто трагическими персонажами, живостью языка, глубоким смыслом.

Стихотворение “Утес” проникнуто бесконечной тоской и одиночеством. Главный его герой – утес-великан, олицетворение живого человека. Автор наделяет его вполне человеческими качествами и чертами – способностью думать, переживать, плакать. Испещренное

Но самое трагичное в том, что в бескрайней бесплодной пустыне он стоит один-одинешенек, не имея друзей, не зная счастья общения и дружбы. Только заночевавшая “на груди утеса-великана” тучка отвлекает его от печальных раздумий.

Я думаю, что утес отчаянно завидует маленькой “золотой” путешественнице. Ведь она не привязана к одному месту, может заглядывать в каждый уголок земли, любоваться ее красотой, получать новые впечатления, играть с ветром. Тучка вольна и свободна, а великану остается одиноко стоять, глубоко задумавшись, и лить

Мне кажется, что утес устал от векового молчания и непонимания, и главное, о чем он мечтает, – душевная гармония. Если бы этот старик сумел прийти к согласию с самим собой, слиться с окружающей природой, он перестал бы чувствовать себя несчастным и одиноким.

М. Ю. Лермонтов – известный русский поэт. Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии, – он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. Современники Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний, в его стихотворениях – отношение к окружающей действительности, внутренний мир поэта.

Лермонтов говорит о невозможности соединения любящих сердец, в его стихах возникает образ одинокого утеса, от которого утром умчалась “тучка золотая”.

В стихотворении “Утес” маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана…

Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой:

Но остался влажный след в морщине

До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование:

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Лирическому герою Лермонтова мучительно горько осознавать свое одиночество, он мечтает о трудно достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он думает и пытается понять, где были совершены ошибки. Лирический герой – это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром.

Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит “одиноко”, “тихонько плачет”. Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно “в пустыне” – так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране. Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у поэта чувствуется ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к свободе: тучка “в путь… умчалась рано”, “по лазури весело играя”.

Лирический герой Лермонтова, как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается.

Стихотворение “Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ “Утес” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: