Краткое содержание повести «Белые ночи»
Смысл эпиграфа. Особенности композиции и жанра. Художественное своеобразие
У названия есть подзаголовок – «сентиментальный роман». Он указывает на жанр произведения «Белые ночи». На первом плане изображение чувств главного героя, основа сюжета – классический любовный треугольник: герой любит девушку, она любит другого. Для эпиграфа писатель взял строчки стихотворения И. Тургенева «Цветок», несколько изменив их. Смысл эпиграфа отражает главную мысль произведения: четыре ночи героя, которые он провел, прикоснувшись к сердцу любимой, были единственным счастливым мгновением в его жизни.
Главный герой – 26-летний чиновник, уже восемь живущий в столице, снимая маленькую квартиру на набережной Екатерининского канала. Он любит мечтать и гулять по Петербургу. Время событий – это время белых ночей, когда все разъехались по дачам, а ему «некуда и незачем ехать». Хотя герой ни с кем не общается, его охватывает беспокойство на безлюдных улицах вовремя прогулки. Прохожие, которых он привык встречать на улицах, покинули город до осени, и он бродит по городу совсем один, мечтая и любуясь белой ночью.
В таком взволнованном состоянии он встречает на мосту плачущую девушку, красавицу в желтой шляпке, с отчаяньем смотрящую на воду канала. Это его настораживает, и он обращается к ней. Испугавшись, незнакомка поторопилась уйти, но ей преградил путь подвыпивший прохожий. Молодой человек вступается за девушку, показавшуюся ему «премиленькой брюнеткой», она принимает его предложение проводить ее. Он деликатно утешает ее, не спрашивая о причине слез. Прощаясь, она предлагает дружбу, взяв обещание никогда в нее не влюбляться. Он дает обещание, но уже влюблен. Они договариваются встретиться следующим вечером на мосту.
Встретившись, он узнал, что девушку зовут Настенька. Она просит рассказать нового знакомого свою историю. Юноша ответил, что у него нет истории, он одинок и спасается мечтами от своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка рассказывает немного о себе и своей бабушке, с которой живет. Уже два года подслеповатая бабушка, чтобы контролировать внучку, пристегивает булавкой подол ее платья к своему. Так Настенька и проводила почти все время с бабушкой, за шитьем или читая вслух. Лишь тайком ей удается иногда убежать на волю.
Она поведала, что влюблена, ее избранником стал жилец, который снимал у них комнату. Он давал Настеньке читать книги, однажды пригласил ее с бабушкой в оперу на «Севильского цирюльника». Год назад Настенька, узнав, что постоялец должен уехать, призналась ему в своих чувствах и готова была даже бежать с ним. Ее возлюбленный оказался человеком благородным, но бедным. Он обещал вернуться через год, поправив свои дела, и попросить ее руки у бабушки. Уже минул год, а известий от него не было, хотя по слухам уже как три дня приехал. Настенька просит своего нового друга отнести письмо для любимого к их общим знакомым. Любя Настеньку и желая ей счастья, он соглашается выполнить ее просьбу.
Герой отнес письмо по указанному адресу. Вечером встретился с Настенькой, которая в ожидании была необыкновенно говорливой, веселой и шаловливой. Она была очень признательна за дружбу, не замечая его влюбленного взгляда. Но когда пробили часы на колокольне одиннадцать, и жених так и не объявился, ее радость исчезла. Мечтателю удалось успокоить девушку и уверить в лучшем.
На четвертый вечер мечтатель признается девушке, что ответа от ее жениха так и не было. Настенька пытается доказать себе, что она больше не будет любить человека, обманувшего ее. Герой признается ей в своих чувствах. Растроганная девушка с благодарностью отвечает, что он лучше того, кого она любит, и готова ответить взаимностью. Они начинают мечтать о будущем: он переедет в пустующий мезонин их дома, она со временем полюбит его. В разгар их мечтаний проходящий мимо мужчина окликнул Настеньку по имени. И она, не раздумывая, «порхнула» в объятия того, того ждала. Мечтатель лишь с горечью наблюдал за трогательной внезапной встречей возлюбленных.
Следующим пасмурным дождливым утром незадачливый влюбленный получил письмо. Настенька поделилась радостью о своем скором замужестве, надеясь, что ее жених и мечтатель подружатся. Также просила простить ее и призналась, что его любовь останется для нее «сладким сном, который долго помнишь после пробуждения». Долго перечитывая письмо, мечтатель понял, как «неприветлива и грустна перспектива» его дальнейшей жизни. Но он не укоряет Настеньку, а благодарен ей за те четыре ночи, которые никогда не забудет.
Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?
В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.
Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?
Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.
Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.
Сочинение 2
Испокон веков через книги человечество передает будущим поколениям свои знания и опыт. Такое изобретение цивилизации, как книга невозможно переоценить.
При чтении у человека активно работают определенные мозговые отделы, улучшается память, расширяется кругозор, обильно пополняется словарный запас и развивается речь, всё это только вершина огромного айсберга пользы книги.
Много читающий человек интересен в общении, с ним всегда есть о чём поговорить и можно многому у него научиться. Такие люди довольно часто являются творческими натурами, ведь у них активно работает воображение. Даже читая любимый приключенческий роман, или интригующий детектив, человек не только увлекательно проводит своё время, но и всесторонне развивается как личность. Индивид, не прочитавший за всю жизнь ни одной книги, является личностью не далёкой, с которой банально не о чем говорить.
К тому же книга может быть хорошим развлечением, ничуть не хуже, а возможно даже и лучше любого фильма. Человек может найти своих единомышленников, обсуждать и анализировать фрагменты из любимых произведений. В книге возможен любой, какой только возможно себе представить сюжет и каждый всегда сможет найти то, что ему по душе.
Начиная читать новую книгу, человек отправляется в путешествие и с головой погружается в мир созданный автором. Он может побывать на других континентах, планетах и даже мирах. Узнать о культуре других народов и многое другое.
Благодаря книге нам предоставляется возможность понять, как мыслил тот или иной автор абсолютно любой эпохи. Можно даже сказать, что книга является своеобразной машиной времени.
В наше время источники массовой информации продвигают однообразие, книга же способна развить собственное мнение и индивидуальность. Вспомнить только каким искусственным был без книг мир, в описанной антиутопии Рея Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. По моему мнению, данное произведение отлично демонстрирует какое будущее, ждёт всё человечество, если оно потеряет дар книги.
В итоге, становиться понятно, что книги имеют неоценимое значение для человека. Они не только облегчают жизнь, делясь своим опытом, но и наполняют её касками, делая эмоционально насыщенной
К тому же чтение всесторонне развивает любую личность, делая её интересной и что немало важно образованной. Необходимо не забывать про книги и пользоваться знанием, что они в себе таят
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Образ жизни Обломова в романе Обломов
Фигура Обломова в одноименном романе является главенствующей и самой яркой среди остальных персонажей. Через описание судьбы главного героя Гончаров поднимает проблему поиска смысла жизни и другие не менее важные вопросы философии.
- Анализ произведения Шолохова Поднятая целина
Михаил Шолохов — всемирно известный советский писатель, гений которого был по достоинству оценён ещё при жизни. Его произведения носили общеисторический характер, в которых на фоне грандиозных социальных изменений в стране
- Образ и характеристика Ольги Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение
Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.
- Тема родины в Слове о полку Игореве сочинение
Произведение погружает читателя в историю. Он словно переносится на несколько тысячелетий назад. Во время, когда царствовали князья, было много споров и разногласий.
Наш мир огромен. На земле есть столько необычайно красивых мест, в которых мы ни разу не были. Но сердцу близка та природа, где мы родились и провели детство. Это наша родная природа.
Одна из самых классных картин! Мне очень нравится. Тут столько силы, движения… богатырства!
Тут очень красивая русская природа. Закат (или рассвет) такой, что небо красивого цвета. Белое облако на самом верху, дальше – голубой цвет, ниже – розовый. А в самом низу – горы красивые. Перед ними – лес сосновый. Темный, понятно. И ближе к нам зеленая трава. В общем, очень красиво.
Фон подходит для сказки! И даже не важно, что тут нет березок. Русское не только в березках… Тут и так богатырь русский
С березками было бы совсем по-русски. Слишком.
И вот сам богатырь – сила и мощь. Он верхом на коне. Конь-то как раз и дает скок. Он весь в воздухе – летит. Может быть, это волшебный скок. Приземлится он в тридевятом царстве… И спасёт любую царевну от любого дракона!
Конь тоже крупный, мощный. От темного окраса (не блондин). Только одна лапа у него светлая. Может, для красоты. Ещё для красоты у него сбруя. И такой длинный хвост, грива пышная. Всё развевается на ветру. Тут даже перевернутая корона золотая на груди у коня. Седло красное, то есть красивое.
Я б хотел тоже прокатиться на таком коне! Только сам. И я б не испугался. Опыт у меня есть. Мы с папой катались на конях пару раз. А ещё я сам ездил в парке, только шагом. Хочется уже развиваться.
Ну, родных я б тоже покатал, можно даже попросить прицеп. Думаю, конь не будет против. Он такой сильный!
Так, ещё богатырь тут. Он парадно одет, едет в гости, наверное. Или на службу! У него модные сапоги и синие штаны. Ещё у него кольчуга, даже доспех (верхняя часть). Она состоит из больших пластин. Похоже на щит, который тоже есть. Это всё точно тяжелое! Но богатырь, наверное, привык всё это таскать, так как рабочая форма, как в школе. И защищает от стрел всяких. А ещё у него в руке кнут. Надеюсь, что он его не использовал! Ещё у богатыря железная шапочка. (Не от инопланетян!) Это каска! Тоже хорошо защищает от падений с высоты коня. А на верхушке у него маленький красный флаг. Как на кремле раньше. И в другой рук – копьё. Очень хорошо собран богатырь!
От пояса у него какая-то ткань красная. По ветру летит.
И самое главное – взгляд такой суровый. Весь он такой серьёзный! Настоящий воин, вот!
А конь ещё, может, волшебный – умеет говорить! Вот бы он рассказал об их подвигах! Войны обычно не многословны, а вот кони (в мультфильмах) очень болтливы.
Отличная картина! Интересно её рассматривать… Сразу хочется придумывать истории, сказки читать.
Главные герои
Примечательно, что не всем своим героям Достоевский дал имена, сделав акцент на внутреннем мире каждого. Это помогает читателям глубже вникнуть в истинный смысл повести «Белые ночи».
Мечтатель.
Бедный чиновник, живущий в маленькой съемной комнате. Он одинокий человек 26-ти лет, потерявший интерес к реальному миру, без связей, друзей и чётких планов на жизнь. Единственное утешение юноша находит в долгих прогулках по улицам города.
Настенька
Девушка 17-ти лет. В раннем возрасте лишилась родителей и сейчас живет со своей слепой бабушкой, которая держит в Петербурге пансион. Настенька достаточно образована и, подобно главному герою, является романтичной натурой, «…она была премиленькая и брюнетка…».
Анализ произведения
Жанровые особенности, композиция, содержание повести
Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый — прямо, второй — косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».
Однако жанрово «Белые ночи» — это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.
Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай — живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай — соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: …Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?».
То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья — это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.
Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи — стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра — прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.
Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.
Сюжет повести
Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние. Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.
Характер главного героя
Выбрав форму повествования от первого лица, автор произведения придал ему черты исповеди, размышлений, имеющих автобиографический характер. Характерно, что своего героя Достоевский не назвал. Этот прием усиливает ассоциацию с близким другом писателя или самим автором. Всю жизнь образ мечтателя волновал Федора Михайловича. Он хотел даже написать одноименный роман.
Характеристика мечтателя из повести «Белые ночи» следующая. В произведении главный герой — это полный сил, образованный молодой человек. Однако он называет себя одиноким и робким мечтателем. Этот персонаж живет романтическими грезами, заменившими ему действительность. Повседневные заботы и дела ему неинтересны. Выполняет он их лишь по необходимости и ощущает себя в этом мире чужим. Бедный мечтатель прячется в темных углах Петербурга, куда солнце никогда не заглядывает. Этот человек всегда сконфужен, он постоянно чувствует себя виноватым. У героя нелепые манеры, бестолковая речь.
Внешняя характеристика мечтателя из повести «Белые ночи» очень скудная. Акцент делается автором на его Так, мы не можем сказать, чем он занимается, где служит. Это обезличивает его еще больше. Мечтатель живет без друзей, а также никогда не встречался он с девушками. Из-за этого герой становится объектом неприязни и насмешек окружающих. Сам он себя сравнивает с грязным, помятым котенком, с враждой и обидой смотрящим на мир.
Все время складывается такое ощущение, что главный персонаж является маленьким мальчиком или же снедаемым лихорадкой подростком. Путанные признания и чрезмерные эмоции, которые он выплескивает сумбурно, кажутся не имеющими совершенно никакого отношения к ситуации. Он совсем не знает мира, как показывает характеристика мечтателя из повести «Белые ночи». Если девушка решит связать свою жизнь с этим героем, ее ждут нежные вздохи, однако ни в гости, ни в театр такой человек ее не пригласит — только запрет дома и сделает заложницей сентиментальности. Характеристика мечтателя позволяет сделать такой вывод.
Вариант 1
Мечтатель и Настенька – два главных героя повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Они встречаются в одном из самых красивых городов мира – Санкт-Петербурге. Мечтатель – это молодой человек, который живет в своих мечтах и фантазиях. Он не имеет друзей и не общается с людьми, потому что считает, что они не понимают его. Настенька – это девушка, которая живет в своем мире, но в отличие от Мечтателя, она не избегает общения с людьми.
Мечтатель и Настенька случайно встречаются на набережной. Они начинают беседовать и понимают, что у них много общего. Мечтатель влюбляется в Настеньку и начинает проводить с ней все свои белые ночи. Они гуляют по городу, разговаривают о жизни, о своих мечтах и фантазиях. Настенька становится для Мечтателя всем на свете.
Однако, Настенька не взаимна в чувствах. Она любит другого молодого человека, который живет в другом городе. Мечтатель не может принять это и продолжает надеяться на то, что Настенька полюбит его. Он страдает и не может жить без нее.
В конце концов, Настенька уезжает к своему возлюбленному. Мечтатель остается один и продолжает жить в своих мечтах. Он понимает, что его любовь к Настеньке была всего лишь мечтой, которая не могла стать реальностью.
Образ мечтателя в повести Белые ночи
Белые ночи это самое лирическое и сентиментальное произведение автора. В нем рассказывается о очень печальном и одиноком человеке. В произведении его зовут Мечтатель.
Однажды он знакомиться с точно такой же, как и он одинокой и печальной девушкой Настей. Она рассказывает о своей жизни и Мечтатель очень ее понимает, сочувствует ей и хочет помочь.
Настя живет у своей бабушки, она очень старая и кроме внучки у нее никого нет, поэтому она ее совсем не выпускает из дому. Может таким способом она оберегает внучку о реальной жестокой жизни. Но внучка слишком молода и не понимает этого. Поэтому хочет убежать из бабушкиного дома.
Мечтатель согласен забрать жить девушку к себе, и она согласна. Но вскоре появляется бывший возлюбленный, и Настя уезжает с ним. Герой рассказа опять остаётся совсем один.
У него опять исчезает смысл жизни, так как его возлюбленная больше не с ним. За время отношения с ней герой получил больше ощущений и позитивных эмоций, чем за всю свою жизнь.
Но эти страстные быстротечные ночи быстро закончились, и он стал жить своей обычной жизнью. Разные литературные критики это произведение оценили по-разному, многие назвали лучшим произведением. Другие говорили, что образ главного героя и его характер раскрыты не в полную силу.
Некоторые критики хвалили автора и говорили что это одно из лучших его произведений, написанных в лирическом ключе. Многие критики знавшие Достоевского лично говорили, что в этом произведении он в виде главного героя описал себя, один критик даже назвал белые ночи открытием нового литературного жанра.
Это произведение изобразило обычного среднестатистического человека, который не нашел себе места под солнцем на этой планете. Кроме этого герой повести выражен в том виде что он полностью является альтруистом, то есть готов отдать всего себя для того чтобы были счастливы все вокруг.
Эта повесть скорее нереальна, так как таких чувств и таких бескорыстных людей нет на земле, но если они и есть то их единицы.
Но если бы на земле жило много мечтателей с такими же чертами характера и повышенным альтруизмом, то мир был бы намного светлее и добрее. И всем людям было бы намного комфортнее и приятнее в нем жить.
В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?
Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Мечтатель — главный герой романа «Белые ночи», рассказчик. В образе много автобиографического. Возможно, один из прототипов — поэт А. Н. Плещеев (1825 — 1893), некоторые мотивы его лирики переосмыслены в исповеди героя. Соотносим с гоголевским Пискаревым из повести «Невский проспект» и многими героями западных и русских писателей-романтиков. Ему двадцать шесть лет. Он впечатлителен, сентиментален, отзывчив и добр. Восемь лет живет в Петербурге, у него нет ни приятелей, ни знакомых. Единственный друг Мечтателя — Петербург с его улицами и домами, каждый из которых «как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»
Хотя в начале произведения мы застаем героя в некоторой тоске, тем не менее он описывает не ее, а свои счастливые состояния, и именно поэтому образ героя в отличие от большинства других сочинений Достоевского пронизан светлым и легким весенним чувством. В упоении обретения собеседника и слушателя — Настеньки — Мечтатель рассказывает о себе так патетически и литературно, что она даже прерывает его, прося рассказывать, «как-нибудь не так прекрасно». Мечтательство характеризуется героем и автором отнюдь не только позитивно. Герой, несмотря на все свое упоение, понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». Он мечтает о настоящей, подлинной жизни, какой живут обыкновенные люди — «живут наяву» и которая более полнокровна и насыщенна, нежели любые бесплотные мечтания. Встреча с Настенькой, влюбленность в нее открывает его душу навстречу действительной живой жизни. Он словно пробуждается от долгого сна. Расставшись с Настенькой, Мечтатель не лелеет свою обиду, но только испытывает к ней благодарность «за минуту блаженства и счастия».
Настенька — главная героиня романа «Белые ночи» Достоевского. Ей семнадцать лет. «Премиленькая брюнетка», задорная и полная жизни, простодушная и проницательная. Сирота. Знакомится с Мечтателем на петербургской улице (он спасает ее от преследования неизвестного господина), выслушивает его исповедь, жалеет его. Подружившись с ним, она тоже рассказывает ему историю своей жизни. Живет она с бабушкой, которая заставляет постоянно быть при ней. Эта зависимость мучает героиню. Влюбившись в квартиранта, Настенька решает уйти вместе с ним, но он — в силу своей бедности и неустроенности — не может пока на ней жениться, однако обещает, что, как только обстоятельства его изменятся, приедет за ней. Настенька знает, что теперь человек этот снова в Петербурге, но тем не менее не дает о себе знать. Мечтатель великодушно помогает героине написать письмо к ее возлюбленному. Они ждут ответа, но отклика никакого. Разочарованная Настенька понимает, что теперь ближе и преданней друга, чем Мечтатель, у нее нет, и решает связать с ним свою судьбу. Однако неожиданно появляется ее возлюбленный, и счастливая героиня уходит с ним, оставляя Мечтателя в прежнем одиночестве.
Ф.М. Достоевский пишет повесть «Белые ночи» в последние месяцы осени 1847 года, вскоре, уже в 1848 году, произведение издает журнал «Отечественные записки».
Ранее писателя уже интересовала тема «петербургских мечтателей», на эту тему в 1847 году им было написано несколько статей-фельетонов, которые вошли в большой фельетон «Петербургская летопись». Но эти статьи Достоевский публиковал почти анонимно, подписывая фельетоны буквами «Ф.М.». Позже критики установили, что часть материала из фельетона вошло в повесть «Белые ночи» — описание быта героев, их характеристики.
Повесть посвящена А.Н. Плещееву, другу юности Достоевского, и некоторые критики утверждают, что Плещеев стал прототипом главного героя. Некоторые, впрочем, возражают, что образ главного героя — это образ самого молодого Достоевского, и автор неслучайно ведет повествование от первого лица, намекая на автобиографичность.
Композиция
Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии — от сна к пробуждению.
Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки — безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.
Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава — весело или печально.
Помимо двух главных героев — Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это — Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения
— «Белые ночи».
Сочинение о пользе чтения книг
Каждый человек с самого детства стремится к достижению тех или иных целей. По мере взросления его потребности возрастают. Для того, чтобы препятствия на пути не становились помехой в приближении к желаемой цели, необходимы знания. Даже само формирование цели у каждого человека индивидуально и связано с тем, каков багаж знаний накоплен. Оно зависит от уровня начитанности и образованности каждого из нас. С этого момента начинает раскрываться значение чтения.
Книга – тот источник, из которого можно почерпнуть любую информацию. Поэтому процесс чтения имеет несколько функций.
– прежде всего, человек, имеющий доступ и желание читать книги, обладает необходимыми сведениями для того, чтобы расставить приоритеты в жизни верно;
– начитанность дает преимущества в любой сфере: образовании, трудоустройстве и т.д., так как дает дорогу к увеличению потенциала;
– чтение занимает много времени, в эти моменты мыслительная деятельность человека в движении. Это помогает в развитии памяти, внимательности, образного мышления, быть сосредоточенным;
– правильно выбранный текст может помочь справится с унынием, поднять настроение;
– на любом этапе жизни чтение способствует пониманию, более легкому контакту людей друг с другом. Это важнейшая роль чтения книг, так отношения в обществе строятся на взаимодействии людей, умении подать себя с позиции эрудированного человека;
– чтение дает нравственную поддержку людям, в них можно найти ответ на любой интересующий вопрос;
– времяпровождение с книгой дарит приятные мгновения, помогая окунуться в вымышленный мир героев. В жизни людей, предпочитающих проводить время за чтением, нет места скуки;
– кроме того, через книгу мы познаем себя, можем проанализировать свое поведение и изменить ненужные привычки.
В настоящее время существует немалое количеств пословиц и поговорок, которые посвящены пользе чтения, например, «Чтение – вот лучшее учение». Они являются доказательством того, что книга меняет человека в лучшую сторону. Поэтому лучшей привычкой считается периодическое обращение к книге, которая делает нас воспитанными, доброжелательными.
Таким образом, сколько бы в современном мире не появлялось вещей, которые открывают нам доступ к информации, кропотливая работа с книгой не сможет заменить способ познания. Чтение предполагает самостоятельное повышение интеллекта, уровня культуры, что требует современное общество.
7 класс. 8 класс
`
Краткий анализ
Год написания
– 1848 год.
История создания
– Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящен близкому другу писателя — Алексею Плещееву.
Тема
– Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.
Композиция
– Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».
Жанр
– Роман.
Направление
— Сентиментализм.
Главные герои и их характеристика
В центре внимания три героя и множество второстепенных персонажей.
Каждый из них раскрывается читателю отчетливо, показывается во всем проявлении, поэтому составить подробную характеристику несложно:
- Мечтатель действующий герой произведения. Точный возраст, имя и конкретные сведения об образовании и работе неизвестны, но понятно, что он является молодым петербуржцем, которому примерно 30 лет. Хорошо образован, работает мелким чиновником в каком-то государственном учреждении. Имеет низкое жалование и незначительную должность. Ему ничего не интересно. Все существование построено на мечтах. Он мечтает о лучшей жизни, где все наполнено смыслом, о любви и друзьях.
- Настенька абсолютная противоположность мечтателя. Она семнадцатилетняя красавица, имеющая жизнерадостный и бойкий характер. Смотрит на жизнь такой, какая она есть. Живет с бабушкой, но желает уйти из домашнего плена, который ей она устроила. Девушка строит планы, цели и стремительно движется к ним. Так, Настенька встречает молодого парня, нового жильца и влюбляется в него. Все силы устремляет на то, чтобы стать женой. Напор пугает парня и когда девушка съезжает к нему сама, то теряется и уезжает. После такого действия героиня решается стать женой мечтателя, однако любит не петербуржца.
- Новый жилец — молодой человек, внешне приятен и интеллигентен. Живет под одной крышей с Настенькой. Ему нравится девушка, но жилец старается выглядеть тактичным. Вначале предлагает ей почитать, затем пару раз зовет Настю с бабушкой на спектакль. После ненавязчивых ухаживаний, Настя переезжает к нему без приглашения. Вскоре герой изъявляет желание отправиться в командировку в столицу на год и обещает сделать ее своей женой, если она дождется. Но по истечении срока ожидания, не желает отвечать на письма.
Второстепенные герои их характеристика
- Матрена – служанка Мечтателя, выполняющая все функции домоправительницы, от приготовления обеда до уборки комнат. Еще «молодая», крепкая, свежая старушка, не слишком умная, но добрая.
- Бабушка – родная бабушка и опекунша Настеньки, у которой погибли родители. Воспитывала и обучала девочку. Поскольку с возрастом лишилась зрения и уже не могла присматривать за внучкой, за ее нравственностью, нашла оригинальное решение: просто сколоть свое и внучкино платья булавкой, чтобы девушка всегда была рядом. Бабушка когда-то знавала лучшие времена, была богата, а теперь обеднела: имеет лишь маленькое состояние да ветхий домик, верхний этаж которого сдает постояльцам.
- Возлюбленный Настеньки – молодой человек, явно хорошо образованный (постоянно давал ей читать книги Вальтера Скотта, Пушкина), небогатый. Снимал у бабушки верхний этаж какое-то время, затем съехал.
- Фекла – служанка Настеньки и бабушки, немая женщина, скорее всего, средних лет или пожилая.
Главные герои
Молодой петербуржец, около 30-ти лет. Имеет хорошее образование, служит, видимо, в какой — то мелкой конторе, так как жалование у него очень низкое. Это настоящий «маленький человек» – ничем не интересуется, ни к чему не стремится, мечтателя все устраивает, даже паутина в углах комнаты не мешает. Он незаметный и ненужный человек. Вся его жизнь превратилась в сплошные мечты, он не способен на действия, предпочитая находиться в постоянных грезах, в своем маленьком, призрачном мире. |
|
Является полной противоположностью главного героя рассказа. Ей 17 лет, это жизнерадостная, бойкая девушка, в отличие от мечтателя, трезво смотрит на жизнь. Она живет под строгим надзором, и всеми силами пытается вырваться из этой скучной и однообразной жизни. Ее планы заходят далеко вперед, она для себя сама ставит цель, и устремленно движется к ней. Когда у них появился новый жилец, молодой человек, Настя все силы устремляет на него. Видя его нерешительность, она собирает свои вещи, и сама идет к нему. После его отъезда, ждет его, когда жилец не отвечает на ее письма, она согласна выйти замуж за другого. |
|
Молодой человек, симпатичный, не торгуясь, снял комнату в доме Настеньки. Увидев, как скучно живется молодой девушке, он предлагает ей книги для чтения, несколько раз приглашает вместе с бабушкой в театр. Он ведет себя тактично и деликатно, не представляет, что на него открыта охота. Когда он собрался уезжать в Москву, Настя пришла к нему с вещами, поставив перед фактом, и не оставляя выбора. Обещает вернуться через год, и, если Настя не передумает, женится на ней. |
|