Краткое содержание повести “Станционный смотритель”
Сюжет повести “Станционный смотритель” А.С. Пушкина можно разделить на несколько частей, хотя формально произведение не разделено на главы.
Вступление
Вступление в рассказ “Станционный смотритель” Александра Пушкина описывает жизнь и труды станционных смотрителей. Рассказ начинается с рассуждений об их тяжелой жизни, полной беспокойства и несправедливости со стороны проезжающих.
Автор подчеркивает, что смотрители, несмотря на тяжелую работу и бедность, отличаются скромностью и предупредительностью, а также являются интересными собеседниками благодаря своему опыту и знаниям, полученным на службе. Это вступление знакомит читателя с общей атмосферой рассказа и подготавливает его к знакомству с главными героями и их историями.
Знакомство с Самсоном Выриным
Повествователь встречает главного героя произведения, Самсона Вырина, в 1816 году на станции, где промокший под ливнем он ждет, пока освободятся лошади.
Самсон – мужчина лет пятидесяти, еще полный сил, и его дочь Дуня предлагает гостю горячий чай. Рассказчик замечает, что Дуня очень красива и хозяйственна. В доме Самсона и Дуни бедно, но чисто и уютно, цветы и картинки создают атмосферу тепла и домашнего уюта.
Рассказчик проводит приятное время в беседе с хозяевами и уезжает, получив долгое и приятное впечатление от Дуни, которая провожает его до сеней и получает поцелуй, который надолго запомнится герою.
Станционный смотритель
Через несколько лет рассказчик снова оказался в этих местах и решил зайти в дом Самсона Вырина и его дочери Дуни. Однако по прибытии он увидел, что жилище станционного смотрителя царило запустение, а сам Вырин превратился в морщинистого, седого старика. Рассказчик спросил о дочери, но получил неопределенный ответ.
Однако после выпитого пунша Самсон Вырин начал вспоминать свою любимую дочь Дуню и ее качества, такие как ум и хорошее управление хозяйством. Вырин также рассказал о случившейся три года назад беде, когда на станции появился гусар, требовавший лошадей, которых не было. Дуня, привыкшая к подобным сценам, вышла к нему с ласковой речью и предложением отобедать.
Гусар утих и стал приветлив, но на следующий день он занемог и пришлось оставить его в станционном доме. Дуня не отходила от больного, а когда пришел лекарь и сделал заключение, что ехать больному можно только через два дня, они хорошо отобедали все вместе с вином, и попрощались довольные друг другом.
Но когда гусар ушел, Дуня начала понимать, что ее жизнь никогда не будет прежней. Она уехала с ним в Петербург, где он обеспечил ей хорошую жизнь, но не жил с ней вместе.
Самсон Вырин в Петербурге
Главный герой, выздоровев от болезни, взял отпуск и отправился пешком в Петербург, чтобы найти свою дочь Дуню. Смотритель узнал из записок, что ротмистр Минский также направляется в Петербург. Прибыв в город, герой нашел похитителя своей дочери и попросил его вернуть ему Дуню.
Самсон Вырин в Петербурге
Минский извинился, но отказался вернуть дочь, объяснив, что она счастлива и привыкла к новой жизни. Однако он передал смотрителю ассигнации. Вырин, чувствуя сильное горе и унижение, бросил деньги и придавил их каблуком.
После этого отец решил вернуться домой, но перед этим решил заглянуть в дом, где останавливался Минский. Он увидел его дрожки у подъезда трехэтажного дома на Литейном проспекте и понял, что Дуня может находиться здесь. Вырин узнал у кучера, на каком этаже живет его дочь, и отправился к ней.
Снова на станции
Через три года после событий, Самсон Вырин вернулся на свою должность и до сих пор живет в одиночестве. Он не знает, что сталось с его дочерью Дуней и нет никаких новостей о ее местонахождении. Смотритель мучается от мысли, что Дуня может быть жертвой проходимца, который обманул и бросил ее, как это уже случалось неоднократно с другими женщинами.
Третий приезд
Через какое-то время после происшествия, рассказчик проезжал мимо тех мест и вспомнил о своем друге, Самсоне Вырине. К его удивлению, станция, где тот служил, была уничтожена. Рассказчик отправился в знакомое село, чтобы найти дом Самсона Вырина, но там уже жил пивовар, потому что Самсон умер год назад. Причина смерти – чрезмерное употребление алкоголя.
Сын пивовара рассказал рассказчику, что на кладбище побывала красивая барыня, которая приехала на шестерке лошадей в сопровождении своих слуг. Она заплакала, услышав о смерти старого смотрителя, и долго лежала на его могиле.
Письмо раскаявшейся дочери
Мой милый папа, здравствуй! Как твое здоровье? Уже прошло две зимы, как я тебя не видела. Не было ни дня, чтобы я не думала о тебе и твоем самочувствии. Мне стыдно, очень стыдно за то, что я сбежала. Совесть ест меня так, словно клещ впился мне в кожу.
Папочка, пойми меня правильно. Мы жили в маленькой избушке на твое небольшое жалованье. Что меня ждало в жизни? Замужество с маленьким чиновником и полуголодное существование? Я иной жизни хотела. Я не осуждаю тебя. Ты выбрал то, что выбрал. А когда пришел Минский, он об ином мне поведал.
Петербург такой большой! Сверкающий! Живой! Везде ездят возницы, работают лавки, слышны голоса людей. Поначалу я робела, но со временем освоилась. О, папа, как же глупа я была. Я родила ребенка. Стоило мне всмотреться в его личико, послушать сопенье — и я поняла все: твое настоящее отношение, чувства ко мне, самоотверженность.
Смотрю на своего ребенка и думаю, неужели он тоже сбежит? Мое сердце сразу разорвется от горя. Прижимаю к груди бережно запеленатый комочек и робею. Боюсь, что с ним что-то случится.
Папа, прости меня! Я была неправа! Я бросила тебя, захотела лучшей жизни! Приезжай в гости или же я навещу тебя сама летом. Кланяюсь тебе, папочка, молюсь Богу и желаю крепкого здоровья. Твоя Дуня.
Тема «маленького человека» в повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”
В эпоху реализма взгляды писателей обратились к жизни и проблемам «маленького человека». Этот герой, как собирательный образ человека «низкого класса», представлялся довольно жалким и незаметным для общества. Чем же примечателен такой персонаж?
В повести «Станционный смотритель» автор призывает нас обратить внимание на «маленьких» людей, «быть справедливыми и войти в их положение», и я разделяю его позицию. Персонаж повести — Самсон Вырин – как раз из таких людей
Имея самый низкий чин и прозябая на неблагодарной работе, ведь «станционных смотрителей проклинает каждый», этот «сущий мученик четырнадцатого класса» остался беззлобным и добродушным человеком. Он живет в своем узком и обреченном мирке, где единственной отдушиной и радостью его становится красавица-дочь Дуня, «разумная, такая проворная, вся в покойницу-мать»
Персонаж повести — Самсон Вырин – как раз из таких людей. Имея самый низкий чин и прозябая на неблагодарной работе, ведь «станционных смотрителей проклинает каждый», этот «сущий мученик четырнадцатого класса» остался беззлобным и добродушным человеком. Он живет в своем узком и обреченном мирке, где единственной отдушиной и радостью его становится красавица-дочь Дуня, «разумная, такая проворная, вся в покойницу-мать».
Так бы всё и шло своим чередом, но весь привычный смотрителю мир рушится как только очередной постоялец – «молодой, стройный гусар» Минский – обманным путем крадет и увозит его единственную дочь в Петербург.
Наш герой не может с этим смириться и отправляется за ней. Со слезами на глазах молит он гусара: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..», но его попытка вернуть «бедную» Дуню домой не увенчивается успехом. «Барин» Минский, будучи выше Самсона по чину, даже не считается с ним, как с отцом невесты, а попросту пытается откупиться деньгами, а затем и вовсе его прогоняет. Мне кажется, что эта сцена повести являет собой яркий показатель социального неравенства в обществе и безразличия к «маленьким людям».
Вместе с тем, Вырин думает лишь о своих чувствах и переживает о своей доле: он не может понять и принять тот факт, что дочь добровольно его покинула, как не верит и Минскому, “который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж”. С исчезновением дочери теряется смысл его и без того тяжелой жизни.
Безутешный отец не может найти себе места и всего за несколько лет душевных терзаний и горя, по словам безусловно сопереживающего ему автора, он превращается из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Вырин умирает в одиночестве и нищете, так и не простив себя за то, что не уберег дочь.
Эта повесть дает нам понять, что жизнь «маленького человека» складывается нелегко, униженные и почти бесправные – эти люди заслуживают понимания и сострадания. Таким образом, автор предлагает нам задуматься над тем, что абсолютно каждый человек имеет право на жизнь и счастье.
Это интересно: Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана в 1859 году. Вы можете прочитать краткое содержание «Гроза» по действиям, чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях. Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком.
Вариант 2
В повести «Станционный смотритель» смиреной обителью рассказчик назвал жилище Самсона Вырина
Её описание важно для восприятия смысла произведения. Особенно символичны в обители персонажи картин из истории жизни блудного сына, которые украшали её стены и сразу бросались в глаза посетителям
На первой из них изображён отец, который провожает своего сына с мешком денег в путь из родного дома. На следующей картине юноша пирует в обществе своих друзей и непорядочных женщин. Далее – он в бедной одежде и грустный, промотав уже всё состояние, пасёт свиней. Итогом приключений сына является возвращение домой к отцу. Раскаявшись в своём неправильном поведении, он стоит перед ним на коленях, а отец радуется встречи с сыном.
Вся обстановка в жилище смотрителя была простой и скромной. Комнату оживляли кровать с пёстрой занавеской и горшки с бальзаминами. Всё в доме дышало чистотой и уютом, во всём чувствовалась женская рука.
Как выяснилось позже, у Самсона не было жены, он давно овдовел. Всем хозяйством в доме занималась его проворная четырнадцатилетняя дочь Дуняша — красавица и умница. Она не только следила за порядком в обители, но и помогала отцу принимать постояльцев, готовила еду и ухаживала за всеми. Благодаря очаровательной Дуняши, гости с удовольствием посещали гостеприимную обитель Вырина.
Позже рассказчик узнал, что Самсон, в отличие от персонажа на картинках, так и не дождался возвращения в родную обитель своей любимой ненаглядной дочери. Он умер от горя, тоски и одиночества. Дуня всё-таки приехала к отцу с покаянием, но было уже поздно.
Таким образом, картинки с библейским сюжетом на стенах обители не случайны. Они являются напоминанием всем неблагодарным детям о своих родителях.
Проблематика
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.
На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей
Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми
Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.
Главные герои
- Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
- Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине. Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним. Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.
Родительская любовь
26 предложений/ 410 слов
Насколько сильно родитель способен любить своего ребёнка, и как порой такая привязанность сказывается на детях? Приносит ли она им лишь благо или же, напротив, ограничивает свободу выбора жизненного пути? Обо всём этом заставляет задуматься читателя повесть Александра Пушкина «Станционный смотритель» (1830).
Книга рассказывает нам трагическую историю одинокого смотрителя Самсона Вырина, которого покинула любимая дочь Дуня, сбежав в Петербург с молодым гусаром Минским. Сложно представить, какую невыносимую утрату испытал в тот момент герой, поскольку девушка была смыслом всей его жизни.
Но Вырин всё же нашёл в себе силы отправиться на поиски Дуни, чтобы вернуть её домой. И такое поведение заслуживает истинного восхищения. В тот момент, когда Самсон решил пешком следовать за девушкой в Петербург, им двигала одна лишь любовь и желание спасти своего ребёнка от неминуемого разочарования. В представлении мужчины Минский — был лишь «проезжим повесой», который непременно должен был в скором времени бросить Дуню «мести улицу вместе с голью кабацкою».
Стоит отметить, что несмотря на предательство дочери, в сердце Вырина не было обиды на неё. Мужчина моментально простил своего ребёнка и желал для него лишь одного — счастья. Не это ли есть проявление величайшей родительской любви?!
Движимый благими побуждениями, осмелевший от горя герой всё же смог отыскать Дуню в столице и даже ворвался к ней в дом, невзирая ни на какие запреты. Такая храбрость, безусловно, была невиданным делом для «маленького человека», каким являлся Вырин. Поэтому в данном эпизоде смотритель также смог продемонстрировать всю силу своей отцовской привязанности.
Но что же произошло далее? Встретившись со своей дочерью, герой нашёл её положение вполне благополучным. Дуня по-прежнему была окружена роскошью, одета по последней моде и питала нежные чувства к Минскому.
Казалось бы, такая картина должна была несколько успокоить любящего отца и заставить его пересмотреть свои убеждения насчёт будущего дочери. Но герой предпочёл по-прежнему остаться при своём мнении.
Возможно, на тот момент в нём просто говорила гордость и обида на Минского, жестоко выгнавшего бедного старика из своего дома. Но вероятнее всего, родительская любовь просто ослепила Вырина, не позволив ему принять выбор дочери и порадоваться за неё.
Эта яркая сцена, а также дальнейшая трагическая судьба героя, погибшего от беспробудного пьянства, невольно заставляет задуматься о том, насколько тяжела была для Дуни ноша любви отца. Вероятно, девушка изначально понимала, что Вырин не позволит ей уехать из их бедного дома и попытаться отыскать в жизни своё счастье. Поэтому она и решилась на столь жестокий и отчаянный шаг, как побег. К сожалению, глубокая привязанность смотрителя к дочери и его убеждённость в своей правоте просто не оставили героине иного выхода.
см. также:Другие сочинения по произведению Станционный смотритель, Пушкин
Проблематика повести
В повести Пушкина можно выделить несколько центральных проблем. Все они являются основой для сюжета:
- проблема маленького человека;
- безразличное отношение окружающих к горю;
- равнодушие дочери к отцу.
Проблема маленького человека в «Станционном смотрителе» заключается в тяжёлом положении простых людей в обществе и их постоянном угнетении со стороны лиц с высокими должностями. Пушкин хотел подчеркнуть, что все люди интересны и индивидуальны и даже в жизни смотрителя может произойти множество событий, которые смогут изменить его внутренний мир и мировоззрение.
Окружающие не заботятся о чувствах людей с низшими чинами, считая их глупыми и слабыми. Когда Самсон Вырин проходил через трудные времена, то никто из знакомых его не поддержал и не поинтересовался самочувствием.
У главного героя не было никого близкого, кроме дочери, и ему казалось, что они всегда будут вместе, но жизнь сложилась по-другому. Дуня влюбилась в Минского и отправилась вместе с ним в другой город, забыв об отце. Некоторые читатели осудили её поступок, потому что раньше отец заботился о ней и давал всё самое лучшее, но она тихо ушла из его жизни и предала.
После отъезда Дуня ни разу не посетила Самсона, а когда он пришёл её навестить, то упала в обморок, потому что была удивлена внезапному визиту. После смерти отца Дуняша осознала свою ошибку и оплакивала поступок на коленях, но было уже поздно.
Краткий анализ
В книге Пушкин показал историю простого человека. Вырин не стремился к обеспеченной жизни, ему приходилось терпеть оскорбления и унижения от господ. Он не пытался что-то изменить, только прилежно трудился. Единственной отрадой для него стала дочка Дуня.
Но по воле случая она сбежала с гусаром в Петербург. Отец с трудом нашел ее место жительства, даже навестил, но в итоге его прогнали. Три года Самсон не знал ничего о судьбе своей дочери. Он боялся, что она закончила плохо, но все же надеялся на получение письма. Старик сильно сдал и скончался. Дуня же приехала только спустя год после его смерти.
При чтении повести не всегда сразу можно понять, почему Самсон Вырин не рад счастью дочери. Но причина проста: знал он девушек, с которыми игрались мужчины, а потом оставляли их в нищете. У смотрителя были неприятные предчувствия.
Самсон Вырин и Дуня — люди простые, но в то же время Пушкин подчеркнул в повести нравственное превосходство смотрителя. Он был готов на все из-за безответной любви к дочери. Но после побега Дуня ни разу не прислала ему письмо. Писатель не дал ответа на вопрос, почему она так поступила.
В письменной работе нужно разобрать следующие моменты:
- Обращение к отцу.
- Объяснение своего поступка.
- Рассказ о жизни.
Взаимоотношения с дочерью
Самсон Вырин был слабым по натуре и эмоционально зависел от дочери. Ему было тяжело принять факт, что Дуня уже взрослая девушка со своей жизнью и мечтами, поэтому он долго копался в себе, пытаясь узнать, почему всё так произошло.
После отъезда дочери в Петербург к мужу, за 3−4 года мужчина превратился в старика, потому что сильно страдал и думал, что его бросили. Таким образом, он остался жить в своём мирке, отгородившись от внешнего. Он думал, что вскоре она опомнится и вернётся назад, но этого не произошло.
Когда он узнал, где живёт дочь, то поспешил её увидеть, но в итоге из-за переполнявших ее чувств Дуня упала в обморок, а её муж грубо вытолкнул старика из дома.
Жанр и композиция
Автор называет свое трагическое произведение «повестью».Это — одна из частей цикла «Повести Белкина». Пушкин не видел особой разницы между этими двумя жанрами, но все же свое творение он решил назвать именно так. Выбор Пушкина объясняли объемы произведения. Так он подчеркнул, что его история небольшая по размеру и ее легко читать. Повесть «Станционный смотритель» построена на реализме.
Перед читателями предстает вполне реальный, обыденный герой. Такой человек мог жить в те времена. Проблемы, затронутые в произведении, вполне реальны. Во все века между родителями и детьми возникали недопонимания, старшие переживали и боролись за жизнь своих потомков. Всегда человек шел на большие жертвы ради и во имя любви.
История стала первой в литературе повестью, где так широко обсуждается тема «маленького человека». В произведении не просто говорится о жизни такого человека, в нем показана эта жизнь. Читатель лично может проникнуться и оценить обстановку того времени, понять, почему герои являются именно такими людьми, какими их создал автор, посмотреть на выдуманную историю глазами рассказчика.
Композиция состоит из нескольких основных частей. В начале истории автор делает некое лирическое отступление. Пушкин рассуждает с читателями о нелегком труде станционного смотрителя. Говорит о том, насколько это трудная и неблагодарная профессия.