Образы «футлярных» людей в рассказах А. Чехова
Всвоем творчестве А. П. Чехов отображал все стороны современной ему действительности.
Чехов — общепризнанный мастер «малой формы». Его рассказы — подлинные шедевры. Их отличает небольшой объем, внешне незатейливый сюжет и глубина содержания.
Особое место в творчестве Чехова занимает «маленькая трилогия». Для рассказов, входящих в ее состав, характерна общность героев, внутренняя связь частей, особенная внутренняя философия.
Беликов преподает в гимназии греческий язык, древний и мало кому нужный. Это тоже для него своеобразный футляр, в котором он чувствует себя комфортно. А вот всего живого Беликов боится. Он весь находится во власти циркуляров и особенно почитает те, которые что-либо запрещают. К остальным же относится с осторожностью — «как бы чего не вышло».
Беликов не может мыслить свободно, все его мысли находятся в чехле, в «футляре».
Дома Беликов не менее странен, чем вне его. Он носит халат и колпак, закрывает на окнах ставни, задвигает на них задвижки, строго соблюдает все посты и даже опасается заводить женскую прислугу — во избежание в отношении себя дурных подозрений. Его спальня — тоже своего рода футляр. У него кровать с пологом. Ложась в нее, Беликов укрывается с головой.
Всего, что нарушает устройство его жизни, Беликов боится. «Футлярный» образ мыслей расстраивает его едва не состоявшуюся женитьбу. Беликова смущает «странный образ мыслей» возможной невесты, Вареньки, и ее брата, Коваленко.
Он идет к Коваленко, ненавидящему его, между ними происходит неприятный разговор, в результате которого Коваленко спускает Беликова с лестницы. После всего произошедшего герой заболевает и через месяц умирает.
4 стр., 1786 слов
По произведению Человек в футляре Чехова 10 класс
… рассказ Чехова, созданный им образ продолжают затрагивать души читателей и в ХХI веке. 10 класс Также читают: Картинка к сочинению По произведению Человек в футляре Популярные сегодня темы В жизни каждого … герой хранит себя в футляре до лучших времени, которые никогда не наступят, только футляр его теплой одежды и примитивных убеждений сменится на гроб, которого Беликов, вероятно, ожидает в …
Кроткое, умиротворенное выражение лица Беликова-мертвеца словно говорит о том, что он счастлив наконец очутиться в настоящем футляре, что только в гробу он «достиг своего идеала».
Герой рассказа «Человек в футляре» — персонаж не только комичный, он ужасен. Ведь, руководствуясь девизом «как бы чего не вышло», он «держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!». Весь город опасался Беликова.
«Футлярным» человеком в рассказе оказывается не только его главный герой, но и те, кто, боясь его, живет по его правилам. Да и рассказчик, Буркин,— тоже «человек в футляре». Он также трепещет перед Беликовым. Беликов умер, но «сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!».
Он долго не женится, все копит деньги. А когда наконец женится, то опять же преследует единственную цель — приобрести усадьбу с крыжовником
Ему неважно, что рядом с ним старая, некрасивая женщина, которую он совершенно не любит и единственное достоинство которой для него — наличие денег
Безусловно, никакого счастья в их совместной жизни быть не могло. Николай Иваныч постоянно отказывает себе и жене во всем, экономя каждую копейку. Когда его жена умирает, он ничуть не горюет, главное — теперь у него достает денег на покупку заветной усадьбы.
Всецело посвятив свою жизнь выращиванию крыжовника, герой меняется внешне, он «постарел, располнел, обрюзг». Собрав первую тарелку крыжовника, кислого и невкусного, Николай Иваныч уже не может оценить его адекватно: он весь в своем «футляре» и глупо радуется тому, чему отдал всего себя.
Так и не обретя в жизни подлинного смысла, Николай Иваныч умирает.
С первой же встречи Анна Алексеевна производит на него неизгладимое впечатление, которое взаимно. Анна Алексеевна — замужняя женщина, и это накладывает отпечаток на ее отношения с Алехиным.
Они оба боятся, что их тайна станет известна не только мужу Анны Алексеевны, но и представится во всей полноте самим героям.
Идет время, Анна Алексеевна мучительно переживает свое положение. Она становится раздражительной, нервной, а нерешительность Алехина душит любовь. Его чувства по-настоящему раскрываются только тогда, когда становится совсем поздно. Алехин ничего не предпринял ни до того, как героиня решила уехать, ни после. И его поведение — своеобразная форма выражения идеи «футлярности».
Последствия
Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.
В один момент он встречает Вареньку — девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего — образ жизни «невесты».
Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает — от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.
Ограничение идеальных проявлений личности
Основной мотив ограничений проявлений личности в рассказе проявляется в отношении героя-персонажа к внешнему миру. Футляр, в котором он находится, выступает как барьера между ним и остальным обществом. Он не может самостоятельно действовать и взаимодействовать с окружающим миром, его передвижения и коммуникация ограничены физически.
Символика футляра также отражает ограничения героя в проявлении своих эмоций и чувств. Футляр, как закрытый контейнер, символизирует возможный контроль над эмоциями и подавление своих истинных чувств. Герой, находясь в этом ограничивающем «ящике», становится пассивным и беспомощным, лишенным возможности раскрыть свою настоящую личность.
Кроме того, футляр в рассказе может служить образом ограничения социального статуса. Герой, хоть и находится в прекрасном и удобном футляре, но все же остается в одиночестве и маргинальной позиции в обществе. Это является символом ограничений, которые накладывает наше общество на индивидуума и его возможности проявить свою идеальную личность.
Таким образом, в рассказе «Человек в футляре» футляр выступает символом ограничения идеальных проявлений личности. Он отражает физические и эмоциональные ограничения героя, ограничения социального статуса и его невозможность быть свободным и самовыражающимся индивидуумом.
Каков он, чеховский «маленький человек»?
Образы «маленького человека» у Чехова очень разные: один смешон и ничтожен (как в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Червяков умирает от переживаний, нечаянно чихнув в театре на генерала); другой — добрый и честный неудачник (как Петя Трофимов – «вечный студент» из «Вишневого сада»); или внешне вполне благополучный человек, но мучающийся каким-нибудь сильным переживанием (как герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров, влюбившейся в провинциальную даму и не способный погасить в себе привязанность к ней); или мальчик на побегушках Ванька, сочиняющий письмо своему дедушке, которое никогда не дойдёт до адресата.
Во многих рассказах Чехова мы встречаем образы «маленьких людей». Но каждый из подобных героев имеет свои желания и небольшие способности, которые он так и не смог реализовать. И, как другие, достоин внимания, сочувствия, поддержки.
Сочинение на тему: Футлярные люди.
Все материалы с раздела: Сочинения по русской литературе (каталог тем)
Творчество А. П. Чехова очень разнообразно по содержанию, удивительно гениально и, как кажется на первый взгляд, просто. В своих небольших рассказах он поднимает множество насущных проблем, часто раскрывая их с помощью ярких образов. И одним из таких образов является человек-футляр.
Данная метафора подразумевает под собой человека, почти полностью закрытого от внешнего мира. Причём это зависит не от негативно настроенных относительно этого человека людей, но от самой личности, предпочитающей «закрытый» образ жизни. Такой человек будто сидит, захлопнувшись в футляре и боясь высунуться из него. Отчего же такая скрытность и боязнь? Скорее всего, от неумения общаться с людьми, вписаться в социум. Но ведь неумение можно со временем превратить в способность хотя бы сносно ладить с людьми. Однако футлярные люди просто привыкли быть взаперти, не выходить из своей зоны комфорта. И, надо сказать, многое от этого теряют.
Как раз таким людям в футляре посвящены многие рассказы Чехова: «Смерть чиновника», «Ионыч», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре» и другие.В совсем коротком произведении «Смерть чиновника» показана глубокая драма жизни Ивана Дмитриевича Червякова, который до того зарыл в своём футляре способность здраво рассуждать, до того самоуничижился, что умер от сущей нелепости.
В рассказе «Ионыч» мы встречаем несколько футлярных персонажей. Во-первых, это сам доктор Дмитрий Ионыч Старцев, а во-вторых, «образованная и талантливая» семья Туркиных. Дмитрий Ионыч, вполне очевидно, живёт в своём футляре. Хотя он и может общаться с другими людьми, но свои настоящие мысли и характер он скрывает ото всех. Лишь однажды его натура «выпрыгивает» из футляра, когда он чуть не зарыдал и не хватил зонтиком по спине своего кучера. А семья Туркиных придумала себе удобный и интересный, на их взгляд, мир, в котором и живёт, который и закрывает им путь к реальной действительности.
Высшей же точкой развития образа человека в футляре является герой одноимённого рассказа — учитель словесности Беликов. Его футлярность дошла до физиологического абсурда. Он в любую погоду любого времени года ходит в калошах и тёплом пальто, когда садится на извозчика, приказывает поднимать верх, все вещички свои хранит даже в «самомалейших футлярчиках» и пытается спрятать своё лицо, поднимая воротник. Он всеми силами старается закрыться от людей духовно, что совсем не на пользу при его-то профессии
Он боится любой вольности в какой бы то ни было сфере, давит всех своих коллег и даже директора чрезмерной мнительностью и осторожностью. Бедный Беликов не смог даже воспользоваться последним шансом выйти из своего футляра – жениться на Вареньке Коваленко
Нет, весёлая, открытая жизнь уже не могла овладеть им, футляр закрылся навсегда.
И хочется закончить словами Буркина из этого же рассказа: «Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало». Единственное, что мы можем сделать – это хоть как-то помочь вылезти им из этого футляра.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по русской литературе (каталог тем)
Композиция
Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.
Четко и точно дается описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих
Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек, сумел держать в напряжении всех жителей города. Все свои действия, они соразмеряют с его мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть, сдерживая свои проявления настоящих человеческих чувств
В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову. Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова. Коваленко дает решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.
Маленький человек, вызывающий сочувствие
Есть у Чехова и герои, которые вызывают искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами злой судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица. Таким перед нами предстает герой рассказа «Тоска» кучер Иона, который потерял сына и хочет выговориться перед пассажирами, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера. Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.
Или другое произведение писателя — рассказ «Студент», повествующий о бунте «маленького человека». Главный герой этого рассказа семинарист Иван пришёл к внутреннему отчаянью, он готов порвать с христианской нравственностью и верой. В страстную неделю вместо посещения храма Иван пошёл на охоту. Возвращаясь, он подошёл на огороде к костру, около которого грелись две вдовы. Старшая вдова стала спрашивать Ивана о событиях евангельской истории, и, отвечая ей, студент почувствовал живую связь прошлого и настоящего, понял, что даже он – «маленький человек» – может рассчитывать на утешение в Христовом царстве правды и высшей справедливости.
Для Чехова очень важна личность, недаром писатель настоятельно советовал своим друзьям: «Берегите в себе человека».
Для каждого из нас необходимо в течение всей жизни суметь сохранить в себе совесть, сострадание к людям, стремление к высшим нравственным ценностям. По Чехову, «маленький человек» может стать человеком с большой буквы, независимо от того, какое социальное положение он занимает, если сохранит свою душу, сохранит в себе живую связь с людьми. И напротив, если человек будет замыкаться в себе, в мире собственных иллюзий и желаний, то какое бы положение он ни занимал, он станет «футлярным» человеком, потерявшим свою душу.
Образ «маленького человека» по-разному понимается в творчестве Чехова: он может быть таковым по своему положению в обществе. А может быть мелким человеком внутренне
И тогда не важно, какой пост он занимает. Всё равно такой человек остаётся личностью в «футляре»
Данное описание темы «маленького человека», его проблем, его эволюции в рассказах Антона Чехова поможет ученикам 9-10 классов при написании сочинения на тему «”Маленький человек” в произведениях Чехова».
Самые популярные материалы февраля для вашего класса:
Характеристика Василия Курагина
Хозяйство Плюшкина
Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого
Максим Максимыч (Герой нашего времени)
Характеристика Свидригайлова
Печорин и Бэла
Замысел романа «Война и мир»
Анализ «Палата номер 6» Чехов
Жизненные искания Пьера Безухова
Печорин — герой или злодей?
Сочинение Футлярные люди в рассказах Чехова
Футлярные люди… Почему же автор называет их именно так? На самом деле, всё очень просто. Футляр или пенал представляет собой нечто закрытое от внешнего мира. Внутри этого футляра можно оборудовать очень комфортные условия. Нормальный человек, вдумываясь в это, чувствует себя дискомфортно. Ему кажется, что его зажали и не хватает воздуха, чтобы дышать. Это абсолютно нормальная реакция.
Человек в нормальном состоянии хочет познавать всё, что происходит вокруг него. Он не может стоять на месте, имеет желание развиваться и двигаться вперед. Футлярные люди не являются глупыми, зачастую они очень умны и начитаны. От других людей их отличает то, что они не имеют желание близко взаимодействовать с окружающими людьми. Зачастую это вызвано болезненными переживаниями, негативным опытом, неправильным воспитанием. Они никогда не могут чувствовать себя комфортно в социуме. Поэтому постоянно замкнуты в себе и молчаливы. Они не имеют желания делится своим мнением и переживаниями, возможно, потому что раньше их чувства и мысли высмеивали, причем делали это публично. Теперь они создали свой мирок, где комфортно и спокойно. Туда никто чужой не может проникнуть, а если попытается, пожалеет об этом.
Примеры таких людей можно найти в ряде произведений Антона Павловича, в таких, как: Ионыч, Человек в футляре, Смерть чиновника. Футлярные люди все принимают близко к сердцу, от этого им очень тяжело жить.
Лучше всего образ футлярного человека помогает понять произведение под названием Человек в футляре. Главный герой – это Беликов, представитель футлярных людей, он преподает греческий язык. Герой всегда одевался в темную одежду, часы и очки всегда лежали в своих футлярах. У героя не было никаких вещей или аксессуаров ярких, или светлых тонов.
Беликов всегда находится в своем мирке. Он никого не пускает туда, постоянно избегает всех, даже с друзьями у него очень своеобразные отношения. Герой ходит в гости к друзьям только для того, чтобы поддерживать дружеские отношения. Он не хотел участвовать в дискуссиях, всегда молча наблюдал за происходящим.
Буркин дает объяснение поведению героя. Его поведение вполне понятно, желание избегать людей вызвано психотравмирующим опытом в прошлом. Уходя в свой мирок, герой успокаивает, чувствует себя в безопасности. Ради этого успокаивающего чувства он готов годами ни с кем не общаться. Футлярные люди только в одиночестве могут чувствовать себя комфортно, присутствие других людей вызывает у них сильнейший стресс и напряжение.
Основная проблема таких людей в том, что они, пережив однажды травмирующих опыт, не смогли восстановиться. Их поведение является защитной реакцией, его можно сравнить с панцирем. Нужно понимать, что такая жизнь противоестественна и стараться выйти из этого состояния.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ
Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
- Образ рассказчика в повести Выстрел Пушкина сочинение
Повествование произведения осуществляется рассказчиком — подполковником, военным офицером, который свидетельствует события, описываемых в повести.
- Мцыри – любимый идеал Лермонтова сочинение
Мысли о написании произведения о судьбе монаха, желающего обрести свободу, Лермонтов вынашивал много лет. Мцыри вобрал в себя человеческие качества, которые больше всего ценил Лермонтов
- Сочинение на тему Чиновничество в комедии Ревизор Гоголя
С творчеством Николая Васильевича Гоголя у многих связаны детские воспоминания об ужасном слепом Вие и страшно красивой паночке. В школе, познакомившись с другими произведениями писателя, мы осознаем, насколько индивидуальны
- Сочинение Что такое Отчаяние
Мир материален. Ежедневно у человека возникают потребности, которые ему нужно удовлетворить. Если человек не может получить желаемое, наступает состояние крайней безнадёжности. Негативные эмоции овладевают им.
Темы
Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека, который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе
Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.
Визуальный образ
Тот, кто знаком с знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности — в упомянутом выше рассказе.
В центре сюжета «Человека в футляре» — учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык — уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный. Даже если на улице солнце — он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «аксессуар» — тёмные очки. Уши он всегда закладывает ватой. Ездит на извозчике, с всегда поднятым верхом. А ещё у Беликова всё хранится в чехлах — зонтик, часы, и даже ножик перочинный.
Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.
Кто такие “футлярные люди”? 👍
Человеку нужно не три аршина земли…
А весь земной шар.
А. Чехов. Крыжовник
В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, “футлярности” человеческих сердец и душ. Усложняя характеры своих персонажей, Чехов стремится теперь не только продемонстрировать омертвляющее воздействие среды, но и те внутренние механизмы, которые управляют человеком, определяя всю его судьбу.
“Футляру” человеческой души, разным формам “улиточного” существования посвящены рассказы А. П. Чехова “Человек в футляре” и “Крыжовник”.
Запуганным жизнью человеком, постоянно опасающимся “как бы чего не вышло”, предстает перед нами Беликов из рассказа “Человек в футляре”. Учитель Бур – кин так рассказывает о своем товарище по работе: “У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе…
Беликов боялся думать, чувствовать “не так”, поэтому во всем воздвигал вокруг себя невидимые стены, способные защитить его от неожиданностей.
Очень странно, но этого самого Беликова, опасающегося всего на свете, боялись не только гимназия, но и весь город
Никто не возмущался, не строил жизнь так, как хочется – все осторожно, молча и терпеливо ждали, чем все это закончится. Учитель Буркин тоже верил, что со смертью Беликова наступит освобождение от его тихого опасливого тиранства
Однако, хотя Беликов умер, люди не изменились, поскольку их “футляры” остались на прежнем месте: “…жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая… Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”
А ведь, действительно, “футлярность”, равнодушие могут быть не так сильно выражены в человеке, как в Беликове, но тем не менее значительно влиять на его жизнь. Тот же Буркин, рассказавший историю о Беликове, кажется, понимает весь глубокий смысл своего рассказа, но когда Иван Иванович, взволнованный историей, начинает говорить о лжи, лености, пустоте и праздности, лицемерии, бесцельности окружающей жизни, Буркин прерывает его: “Ну, уж это вы из другой оперы… Давайте спать”.
Тема “футлярности”, но в другой форме, раскрывается и в рассказе “Крыжовник” – истории, которую поведал товарищам Иван Иванович о своем брате – чиновнике Чимше-Гималайском. Воспитанный в деревне, на природе, этот чиновник в зрелом возрасте тосковал на своей должности в казенной палате. Всю жизнь он мечтал купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. И, ущемляя себя во всем, бесконечно экономя, он таки осуществил свою мечту.
Став помещиком, барином, этот “бедняга-чиновник”, сын солдата невиданно переменился, превратившись постепенно в тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко всем общественным и духовным интересам
Бестолково и невежественно творил он теперь “добрые дела… не просто, а с важностью”, по-барски размышлял о преждевременности образования для народа, о пользе и незаменимости телесных наказаний. И при этом Чимша-Гималайский был уверен: “Я знаю народ и умею с ним обращаться”
С болезненной иронией воспринимает Иван Иванович “счастье” своего брата, который заперся “на всю жизнь в собственную усадьбу” и по-детски радуется только одному – зеленому, кислому, твердому крыжовнику. Разоблачая эту особую форму “футлярности”, Иван Иванович рассуждает, что “счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча”. Но после прослушивания этой истории мы в который раз сталкиваемся с фрагментом “футляра”: после призывов Ивана Ивановича не успокаиваться, не усыплять себя его собеседники молчат, поскольку их не удовлетворил рассказ.
Им “хотелось почему-то говорить про изящность людей, про женщин”. А об Алехине – хозяине дома – сказано еще конкретнее: “Умно ли, справедливо ли было то, что только что говорил Иван Иванович, он не вникал…”
Обличая замкнутость, равнодушие, эгоизм в этих рассказах, А. П. Чехов утверждает, что задача человека – не ограничение жизненного пространства закостенелым, неразвивающимся внутренним миром, а движение вперед и активная борьба с общественным злом.