Несколько интересных сочинений
Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.
Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.
Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше-Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.
История создания, жанр, направление произведения
Рассказ «Дом с мезонином» рождался долго. Об этом свидетельствуют черновые записи. В архиве А.П. Чехова сохранились четыре записи, которые позволяют проследить направление его художественной мысли в ходе работы над этим произведением. В своем письме Е.М. Шваровой, датированном 26 октября 1895 года, Чехов сообщает о том, что пишет небольшой рассказ «Моя невеста»: «Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».
Писатель планировал закончить рассказ к декабрю 1895 года, чтобы опубликовать его в сборнике «Призыв». Но из-за расширения замысла и изменения жанра произведение к этому сроку не было окончено. Вместо рассказа получалась повесть, работа над которой была завершена в феврале 1896 года.
Статья: Анализ рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Есть ряд источников, которые позволяют определить прототипы героев произведения и мест, изображенных в рассказе. Например, имение помещика Белокурова связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского, которая располагалась в Тульской губернии (в рассказе – «Т-ской губернии»). В этой усадьбе Чехов провел лето 1891 года. Дом Волчаниновых связывают с усадьбой Даньково, располагавшейся по соседству с Богимовской усадьбой. Возможно, прототипами сестер Волчаниновых были хозяйки этой усадьбы: одна из сестер была учительницей в местной школе, другая – «весьма поэтической натурой».
Согласно другой версии, фамилия Волчаниновых восходит к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в Тверской губернии, в доме с мезонином, гостил И.И. Левитан. Считается, что Женя Волчанинова и есть та самая Мисюсь – дочь А.Н. Турчанинова, Варвара. Любовная коллизия произведения, по этой версии, связана со сложными взаимоотношениями художника с ними. Вероятно, отдельные моменты были подсказаны писателю опытом его работы в земстве.
Рассказ «Дом с мезонином» стал не просто историей любви, а поднял проблему бюрократии в земствах. «Дом с мезонином» все же относится к жанру рассказа, так как в нем есть лицо, рассказывающее о событиях. Произведение относится к направлению реализма, которого писатель придерживался, описывая проблемы своего времени.
А.П. Чехов, описывая чувства и внутренние противоречия героя рассказа, приблизился к литературному экзистенциализму, но многие годы предвосхитив это направление. Основная сюжетная линия – воспоминания художника, от лица которого ведется повествование, о его любви к очаровательной Мисюсь. Действие рассказа охватывает примерно три месяца. За этот период в жизни героев происходят многие важные события. В повести динамика человеческих судеб сопоставляется с циклами природы, что придает образу времени глубину. События рассказа разворачиваются с начала лета до осени. Контраст времен года подчеркивает полярность настроений персонажей произведения в начале рассказа и в конце.
Художник, который «сбежал» из города от «состояния одиночества, неудовлетворенности жизнью» в усадьбу обостренно ощущает бег неповторимых мгновений бытия. Он не может избавиться от ощущения неопределенности и зыбкости своего существования в мире. Поэтому мир усадьбы Волчаниновых, где он видит воплощенное гармоничное, стабильное начало, так для него привлекателен. При этом герой рассказа понимает обманчивость мечты обрести жизненный покой. Встреча с Мисюсь, которая воспринимает жизнь во всех ее проявлениях на настоящее чудо, любовь к ней возвращают ему вдохновение, радость ощущения полноты жизни, желание творить. Оба героя в рутинной обыденности сохраняют чувство причастности к вечности. Главному герою и Жене в этом плане противостоят Белокуров, Лида, Любовь Ивановна. Их стремление к ограничению жизни лишь буднями лишает их возможности проникнуться красотой мира и узнать настоящую любовь.
Завершается рассказ меланхолическим вопросом: «Мисюсь, ты где?».
Сочинение по рассказу Чехова
В своем рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.
В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.
Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии, он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.
Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.
И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него на этом и закончена.
Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.
Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.
Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.
«Стремление вперед — вот цель жизни», сказал Максим Горький.
Критика
Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.
Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.
Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.
В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:
Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:
В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.
В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-kryzhovnik-chekhova.html
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/3114-harakteristika-geroev-rasskaza-kryzhovnik.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/kryzhovnik/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/kryzhovnik.html
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kryzhovnik-chehov/
Чему учит?
Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого
Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник». Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек
Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник»
Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».
Главные герои
Иван Иваныч
– ветеринарный врач, старший брат Николая Иваныча.
Николай Иваныч
– помещик, младший брат Ивана Иваныча.
Буркин
– учитель гимназии, друг Ивана Иваныча.
Алехин Павел Константиныч
– небогатый помещик, «мужчина лет сорока», у которого остановились Иван Иваныч и Буркин.
Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.
Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.
У Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч, «года на два помоложе» . Отец, Чимша-Гималайский, оставил им «потомственное дворянство» , а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги.
Все детство мальчики провели в деревне. Служа с девятнадцати лет «в казенной палате» , Николай Иваныч скучал по воле. У него появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки» , объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне.
Иван Иваныч, хотя и любил брата, но его желания не разделял. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку» .
Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал» , одевался, «словно нищий» . Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь» . Жена начала чахнуть и через три года умерла.
Николай Иванович, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе» , так как рядом стояли заводы. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком» .
В прошлом году Иван Иваныч поехал проведать брата. Николай Иваныч «постарел, располнел, обрюзг» . «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин» . Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие» . У него развилось «наглое» самомнение, он начал говорить «только истины» , словно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно» . Более того, называл себя дворянином, будто забыл, что их дед был мужиком, а отец солдатом.
Вечером подали крыжовник, «собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты» . Николай Иваныч, прослезившись, с волнением ел по ягодке, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека» , «который достиг цели в жизни» , им «овладело тяжелое чувство» , близкое к отчаянию. Всю ночь Иван Иваныч слышал, как Николай Иваныч вставал и брал по ягодке крыжовника.
Иван Иваныч размышлял о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, то страдает. «Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча» . Счастливые люди живут словно в «гипнозе» , не замечая многого вокруг себя. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком» , что рано или поздно стрясется беда. Иван Иваныч понял, что тоже жил довольно и счастливо. Он говорил те же слова, что и его брат, поучал, «как жить, как веровать, как управлять народом» , но он уже не в том возрасте, чтобы что-то менять.
Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.
Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.
Наконец гости отправились спать. «Дождь стучал в окна всю ночь» .
Лекториум
Задание 4.1
Отметьте отличия плана рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» и окончательной редакции.
— Главное отличие — это смерть — жизнь. Чехов решает оставить героя в живых, показывая таким образом, что подобная вялая, аморфная жизнь не сильно отличается от смерти.
— Второе важное отличие — это присутствие брата. Из плана неясно, был ли брат в первой редакции. — Чехов из Чехова-ироничного и осуждающего в плане, в окончательной версии возвращается к себе — Чехову -«с болью любящему»
— Чехов из Чехова-ироничного и осуждающего в плане, в окончательной версии возвращается к себе — Чехову -«с болью любящему».
Задание 4.2
Прокомментируйте характер изменений, которые внес писатель в окончательную редакцию рассказа.
— Ощущая горечь подобной жизни и передавая горечь подобной жизни, в окончательной редакции Чехов полностью уходит от ее осуждения. К принятию. К пониманию. К Боли своей по этому поводу. И, тем не менее, здесь мы видим «классического» Чехова, певца и защитника «маленького человека». Маленьких человеческих радостей и маленькой человеческой жизни.
Я даже возьму на себя смелость сказать, что название «Крыжовник», возможно имевшее некий ироничный оттенок «царская ягода vs мелкие желания», в окончательной редакции такого значения уже не имело. Герой мог бы выращивать клубнику, условно говоря.
Зато очень важной здесь становится фигура брата. Выраженного гедониста. Человека, любящего чувственные удовольствия, ощущаего жизнь очень полно, насыщенного, умеющего искренне наслаждаться маленькими человеческими радостями (так же, как и брат), но уже по другой причине, лишившего/лишающего себя этих маленьких радостей
Человека, любящего чувственные удовольствия, ощущаего жизнь очень полно, насыщенного, умеющего искренне наслаждаться маленькими человеческими радостями (так же, как и брат), но уже по другой причине, лишившего/лишающего себя этих маленьких радостей.
Один брат подчинен навязчивой мелкой идее. Другой брат подчинен такой же навязчивой масштабной идее. В итоге, толком не живет сегодняшним днем ни один, ни другой. И вопрос, который мучает Ивана Ивановича — не зависть ли это?) С моей стороны. Прикрываемая от себя какими-то возвышенными соображениями.
В этом рассказе вопрос/выход/вывод остается в подвешенном состоянии. Однако же, из других произведений Чехова мы его хорошо знаем. Мудрость жизни — сочетать и То, и Другое. Думай глобально — действуй локально, если говорить сегодняшним языком. Может, быть доктор Астров как хороший пример такого героя. Носителя и этой мудрости, и смирения, идеально выраженного тоже в «Дяде Ване» — «мы подождем…и увидим небо в алмазах», но Пока мы будем делать, что должно и не роптать, не теряя ощущения жизни.
И вот здесь эти два героя, два брата — носители двух частей этого единства в нереализованной форме.
Задание 4.3
Какие задания и вопросы предложите вы вашим ученикам на сопоставление плана и окончательной редакции рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»? Предложите ваши варианты.
— Попробуйте выделить основные положительные черты обоих братьев и совместить их в одном человеке. Представьте этого человека сегодня. Какой он? Как он живет, чем занимается, о чем мечтает, чего достиг и тд…
Образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе Чехова Крыжовник
А.П. Чехов – великий писатель, скептик и знаток русской души. Нет ни одного уголка человеческой жизни в России, в которую бы не заглянул прозаик и драматург. Помещики, крестьяне, художники, актеры, студенты, поэты, врачи, ветеринары, праздные бездельники – можно продолжать долго бесконечную череду образов. Людей всех сословий, различных профессий мы встречаем на страницах чеховских произведений.
«Крыжовник» – рассказ о чиновнике, который жил лишь одной мечтой. У Николая Ивановича и его брата Ивана дед был простым мужиком. А отец посвятил себя военной службе. Ему удалось от простого солдата дослужиться до высокого чина, дававшего потомственное дворянство. Прикупил небольшое имение, где выросли его дети. Росли мальчишки вольно, весело проводили время на природе. Поэтому такая свободная жизнь навсегда запала им в сердце и память. Когда папы не стало, усадьбу забрали за долги.
Старший сын пошел в науку, стал ветеринарным врачом. А младший с юных лет служил в канцелярии. Но, вспоминая счастливое, беззаботное детство, всегда мечтал прикупить маленькую усадьбу. Рисовал в своем воображении: уютный дом, людскую, фруктовый садик, прудик с уточками, вкусный чай у камина и обязательно крыжовник.
Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.
Внешне герой был худощавый, сухой. Он не доедал, не допивал, на всем экономил. Почти все жалованье откладывал на свою цель. Брат жалел его, часто присылал деньги на праздники и просто так. Но и эти средства Николай не тратил, сберегал на мечту.
Когда исполнилось мужчине сорок лет, он женился. Только не по любви, а по расчету. Женой стала немолодая, некрасивая вдова почтмейстера. У нее от покойного супруга осталось небольшое состояние. Новый избранник их забрал, положил в банк на свое имя. А жену держал впроголодь. Бедная женщина, привыкшая с первым мужем «к пирогам, да наливкам», переживала, сохла, болела. И в итоге скончалась через пару лет.
А новоиспеченный вдовец, нисколько не переживая, взялся за покупку домика. Только усадьба не особенно соответствовала его мечте. Фруктового садика не было. А вместо озера с уточками, была лишь речка «цвета кофейной гущи», так как вблизи было два завода. Но герой не унывал. Заказал и высадил несколько кустов заветного крыжовника.
Николай Иванович стал помещиком, почувствовал себя настоящим дворянином. Стал отменно питаться, располнел. Даже все слуги и собаки в его доме были толстыми. Мужиков лечил от болезней содой и касторкой. А по праздникам крестьян спаивал. При этом полагая, что занимается богоугодными делами. Стал изъясняться шаблонными, красивыми фразами, не имеющими смысла. И был уверен, что знает как управлять поместьем и людьми.
Герой из кроткого, доброго и бессловесного чиновника превратился в вальяжного барина. Но самое главное, он наконец получил первый урожай крыжовника. Ягоды были жесткие, кислые. Но для него они были лучшим лакомством.
Популярные сегодня темы
Одним из наиболее известных образов царя Ивана Грозного является изображение сделанное Васнецовым. Как известно, художник много работал с историческими хрониками
Главной героиней повести является юная семнадцатилетняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Получив в раннем детстве крестьянское воспитание, после смерти матери девочка попадает в дом отца
Глядя на полотно «Празднество свадебного договора» окунаешься в период давно ушедшего времени. На полотне изображена довольно обеспеченная крестьянская семья, которая выдает свою дочку замуж. Поэтому каждый зритель понимает насколько это важный
У художника есть большое количество картин, на которые можно смотреть с замиранием сердца. Одна из таких его работ, это картина «Голубятник». Написана в 1873 году. На данный момент, она находится в Москве
Произведение начинается с того, что в одной состоятельной дворянской семье рождается мальчик, как узнается позже, что он родился слепым, и это не поправимо. Мать долгое время пребывала в депрессии
Проблематика
Проблемы в рассказе «Крыжовник» актуальны на все времена.
Есть ли счастье? Имеет ли человек право на него?
«Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом», — так говорил Иван Иваныч, а через него и сам Чехов.
Автор подразумевал невозможность полного счастья в этом несовершенном мире. Все говорят о счастье, жаждут его, но оно хрупко в нашей жизни, посещает на какие-то мгновения, как привет из лучшего мира. Наши представления о личном счастье ущербны с точки зрения того мира, поэтому смысл жизни не в нашем счастье, утверждает герой, «а в чем-то более разумном и великом», к которому человек должен стремится. И путь этот — через сострадание и любовь к ближнему.
Недостойная цель и деградации личности
Герой, в юности отличавшийся добротой и кротостью, в погоне за своей обывательской мечтой деградировал. Он загордился, погряз в самодовольстве, оставаясь недалеким и глупым человеком, утратил доброту, стал черствым. Будь у Николая цель возвышенная, личность его стала бы более совершенной.
Средства достижения цели
Оправдывает ли цель средства? Этим вопросом люди задаются, когда жизнь ставит их перед трудным выбором. В душе каждый понимает, что даже самая прекрасная и благородная цель не оправдывает недостойных путей ее достижения. Усовестился ли Николай Иваныч хоть на минуту, когда забрал у жены все деньги, а потом загнал ее в гроб? И все это ради милой мечты — усадьбы, вкусных щей на зеленой травке, пруда с рыбками и т. д.
Безнравственный поступок в достижении цели только усугубляет распад личности, а достигнутая цель оказывается не такой, какой была в мечтах. Вместо привлекательной усадьбы с садом и прудом, Иван Иваныч увидел канавы, заборы, грязную от промышленных стоков речку, но брат его, как под гипнозом, был доволен.
История создания
Рассказ был написан Чеховым в имении Мелихово в июле 1898 года, в августе он был напечатан в журнале «Русская мысль».
Замыслу рассказа могла послужить история, рассказанная юристом А. Кони Л. Н. Толстому, о петербургском чиновнике, который, мечтая о парадном мундире, откладывал на него сбережения. Когда мундир был сшит, как нарочно, в это время не случилось ни бала, ни приема. Обнову пришлось убрать, а когда наряд извлекли осенью, оказалось, что золотая вышивка потускнела от нафталина. Прошло полгода, и чиновник преставился. Мундир надели на покойника.
У Чехова герой рассказа вместо мундира мечтает об усадьбе с крыжовником.
Сочинение Характеристика Николая Ивановича
Главный герой в рассказе Чехова «Крыжовник» приходится рассказчику Ивану Ивановичу младшим братом. Когда-то их пути разошлись, первый получил работу в казённой палате, а второй стал ветеринаром. Раньше у них была усадьба, но после смерти отца её забрали за долги. Быт братьев мало отличалась от жизни крестьянских детей, всё своё свободное время они проводили в поле, смотрели за лошадьми и ловили рыбу.
Прошло много лет, Николай Иванович продолжал работать в казенной палате и стал тосковать по деревне, и эта грусть вылилась в желание приобрести свою усадьбу. Он представлял себе беззаботную жизнь: собственные щи, сон на солнце и лавочка, на которой можно комфортно расположиться и любоваться красотами природы — лесами и полями. Он хотел сидеть на балконе, пить чай и смотреть на пруд, где плавают его утки, наслаждаться приятным запахом цветов, фруктов, и самое главное для него это, чтобы в этой усадьбе был крыжовник.
Николай Иванович постоянно откладывал на усадьбу деньги и поэтому вёл нищенское существование, не доедал, не допивал и плохо девался. Он сам не заметил, как из доброго, милого человека, превратился в очень чёрствого и эгоистичного, который для достижения своей цели не щадил, ни себя, не окружающих. Когда ему было сорок лет, он женился по расчёту на старой вдове. Женщину, которая привыкла к сытой жизни, он держал впроголодь и в итоге она умерла, но наш герой не чувствовал на себе вины в её смерти.
Наконец-то после долгих лет мечтаний, он приобретает имение и самое главное двадцать кустов крыжовника.
Теперь он не робкий чиновник, а полновластный барин! Он поменял свой образ жизни, как полагается хозяину стал кушать много, вследствие чего располнел и обрюзг. Не считаясь со своей родословной, деда мужика и отца солдата, он постоянно требует к себе отношения, как к дворянину и даже держит обиду на мужиков, которые не обращаются к нему «ваше высокое благородие».
Николай Иванович ощущает себя счастливым человеком, он собрал долгожданный урожай крыжовника. Не смотря на то, что ягоды оказались жесткими и кислыми, он счастлив. Его сокровенная мечта сбылась.