«Теория Раскольникова и ее крах» — по русскому языку и литературе
Федор Михайлович Достоевский в 1865 – 1866 годах написал филосфско-психологический роман «Преступление и наказание».
В нем он описывает события, произошедшие с героем за 15 дней, его душевные страдания, поступки, которые привели его к мукам. Главный герой произведения живет в Петербурге, который показан безрадостным и «желтым».
Достоевский описывает жизнь одного из представителей низшего слоя общества, Родиона Раскольникова, который посмел «покуситься» на преступление.
Какая же теория была у Раскольникова, и что привело ее к краху?
Главный герой романа Родион Раскольников вынашивает тайный замысел, который основан на его теории. Как он сам полгода назад (с момента событий в романе) написал в своей статье: «… люди разделяются вообще на два разряда: на низший … и … имеющих дар сказать новое слово … ». Родион верил в то, что можно спасти тысячи жизней, уничтожив одну.
Под этой одной он подразумевал старуху-процентщицу. Раскольников считал ее тем злом, от которого следует избавить людей. Он стремился причислить себя к людям, «право имеющим», и совершил двойное убийство. Его теория предполагала отсутствие душевных мук, угрызений совести, но в жизни всё оказалось не так просто.
Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Убив не только старуху, но и Лизавету, Раскольников переступает через свою совесть, но не человеческую сущность, потому что является гражданином и человеком.
Соня была единственным человеком, которому Раскольников признался в убийстве и который помог ему переосмыслить жизнь. Во многом благодаря ей он решил признаться в преступлении. Теория потерпела окончательный крах лишь на каторге.
После сна о смертельной болезни главный герой начинает новую жизнь и встает на путь искупления греха. Соня была рядом с ним. Именно с ней Раскольников прошел свой нелегкий путь. Ее поддержка, которая поначалу вызывала только презрение, помогла ему.
Он почувствовал единение с ней «… Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими? … ». Таким образом, Родион сам убеждается в ложности своей теории.
Парадокс теории Родиона Раскольникова заключается в том, что, желая всеобщего блага, он преследовал свои эгоистичные цели. Его теория с самого начала была бессмысленна, ведь не зря он восклицает : «… Я не старуху убил, а себя убил! … ». Она доказывает, что любое преступление не может быть ничем оправдано и не останется безнаказанным.
Полезный материал по теме:
Сочинение на тему “Крах теории Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Он живет в Петербурге. Крайне задавлен бедностью. Бывший студент юридического факультета, который он так и не закончил из-за нехватки денег и теории, которая твердо засела в его голове. “Кстати, он был крайне хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен”.
Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, которые окружают студента. Его отношение к жизни весьма деспотично: он предрасположен особо реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают его правоту. Ничего “Божьего” герой в окружающем его мире не видит. Он выхватывает из окружающего лишь те впечатления, которые укрепляют теорию, неподвижно засевшую в его сердце.
В нем живут и действуют два человека: одно “я” контролируется сознанием, а другое “я” в то же самое время совершает безотчетные поступки. Герой несет в себе все болезни современного общества.
С первых страниц романа Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, которая допускает “смерть по совести”. Наблюдая за жизнью и исследуя мировую историю, Родион приходит к мысли, что человечество делится на две категории.
Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, – “твари дрожащие”, и есть люди, нарушающие моральные общественные нормы, – “сильные мира сего”. Поделив людей на две категории, Раскольников сам задается вопросом: “Вошь ли я, как все, или человек?..Тварь ли я дрожащая или право имею?..” Раскольников впадает в грех самообожествления.
Он воображает себя Богом и берет на себя право определять границы добра и зла. Раскольников бросает вызов основам христианской веры и пытается властвовать над каждым из нас.
Четко обдумав свою идею, Родион решается на ее свершение. Он идет к старухе процентщице с ясно осознанной целью – проверить себя, совершить “пробу”. Он потерял контроль над собой и своим разумом, как “орудие, действующее в руках чужой воли”.
“Как будто его кто то взял и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений…”. “Он вынул топор .., взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила”.
“Он положил топор и тотчас же полез ей в карман, стараясь не замараться текущею кровию… Он усмехнулся даже на себя..”.
Совершив убийство, Раскольников отрезает себя от людей, ощущая себя отчужденным.
Но живая натура героя, не охваченная теорией, постоянно тянет его к людям, ищет общения, пытается вернуть утраченные душевные связи.
Чувство преступности касается и внутреннего мира Родиона: болезненная подозрительность возникает у него по отношению к самому себе, возбуждает постоянную рефлексию, бесконечные сомнения.
На следующее утро после преступления, когда героя вызывают в полицейскую контору, его охватывает отчаяние. Он готов признаться в убийстве: “Встану на колена и все расскажу”. Но, узнав, что его вызвали совсем по другому поводу, он ощущает неимоверный прилив радости.
Радость мгновенно сменяется страхом, когда Родион замечает на себе вопросительные взгляды представителей закона. Он испытывает внутренне помешательство. Признавшись в своем преступлении Сонечке, Раскольников решается пойти в участок и признаться во всем.
Раскольникова осуждают на семь лет каторги.
Достоевский показывает нам трагедию Раскольникова, тщетность его попыток проконтролировать себя, свое поведение. На каторге Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: “Как бы ни жить – только жить!” Его гордость и самолюбие уходят на второй план, он признается себе в том, что он обычный человек, со всеми недостатками и свойственными “обычному человеку” слабостями.
Причины преступления Раскольникова
- Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление.
- Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое он совершил.
- Раскольников подслушал разговор в трактир е, в котором шла речь об убийстве старухи-процентщицы Раскольников получил письмо матери. где говорилось о будущей свадьбе Дуни с Лужиным и ее унижении в семье Свидригайловых Раскольников случайно услышал, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома в определенное время Комната-шкаф Раскольникова очень угнетала его и наталкивала на мрачные мысли Раскольников разочаровался в жизни и не видел возможности честно заработать на жизнь, чтобы выбраться из нищеты
Раскольников пошел на убийство не из-за нищеты и безнадежного положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом — разбогатеть и помочь матери с сестрой выбраться из бедности.
Но главной причиной была теория Раскольникова. Он хотел проверить свою теорию и доказать себе, что он — «Наполеон», что он может убить старуху ради счастливого будущего.
- люди гениальные люди обычные, то есть «материал»
- Раскольников надеялся доказать себе, что он не «тварь дрожащая», а «Наполеон», который может переступить через убийство ради светлого будущего.
- Но теория Раскольникова потерпела крах, так как была обречена на провал с самого начала.
Раскольников не хотел, чтобы его сестра Дуня выходила замуж за Лужина, чтобы мать (Пульхерия Александровна ) портила глаза за копеечной работой и т. д.
Но он не мог помочь своей семье сейчас и сразу, зарабатывая понемногу честным путем.
Поэтому задумал решить эти проблемы с помощью убийства. Однако бедность не была первопричиной убийства.
- Почему Раскольников решил убить именно старуху-процентщицу?
- Убийство старухи казалось Раскольникову небольшой платой за «светлое будущее» его семьи и, например, Лизаветы (сестры старухи).
- Раскольников считал старуху-процентщицу «вошью», недостойной жить. Свои планы на убийство Раскольников оправдывал тем, что старуха-процентщица:
- была злой и жадной одинокой старухой наживалась на чужой беде, давая клиентам малые деньги под высокие проценты использовала свою слабоумную сестру Лизавету как рабыню и била ее написала завещание, по которому ее сестре Лизавете не оставалось ничего — все предназначалось какому-то монастырю
- Раскольников отчасти оправдывал свои планы на убийство этими «благородными» намерениями. Конечно, пришел он к такому выводу из-за большой нужды и некоторого помутнения сознания
В результате, Раскольников не только не «освободил» Лизавету от издевательств сестры, но и убил ее как случайного свидетеля. Кроме того, он и себя не сделал богатым и счастливым.
Идя на преступление, Раскольников представлял себе свою жизнь после убийства совсем не так, как вышло.
Физическая и психологическая слабость, отчаяние из-за бедности и пессимизм помешали ему трезво оценить ситуацию и избежать трагедии.
В результате, он сам в своих глазах оказался «вошью», потому что струсил своего поступка, потому что не воспользовался ограбленным, не использовал эту «добычу» на построение своего будущего.
Парадоксально, но Раскольников не потратил ни одного украденного рубля (деньги начали гнить под камнем, где Раскольников спрятал «добычу»).
Наказание настигло Раскольникова не на каторге, а его сразу же после преступления. Его главным наказанием стали душевные терзания, которые «съедали» его с самого начала.
Сразу после преступления Раскольников понял, что больше не сможет жить прежней жизнью после того, что он сделал. Он осознал, что не должен был совершать этого убийства. Но не потому, что ему стало жалко старуху или Лизавету, а потому что он оказался слаб, чтобы быть преступником.
Но, к сожалению, уже ничего нельзя было изменить.
Сочинение на тему: Причины преступления Раскольникова
Родион Раскольников — главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Он типичный представитель «низов», бедный студент, который в глубине души, как и многие, мечтает о лучшей жизни. Нищета, голод, долги — вот какая повседневность окружает Родиона, вот чем он живет, и вот от чего мечтает убежать.
К сожалению, Петербург его времени — это суровое, беспощадное место. По улицам проезжают роскошные кареты, запряженные лошадьми, вокруг снуются люди, которым совершенно нет дела до его бед и лишений. В этой обстановке Раскольников как никто другой чувствует страшное одиночество, которое с каждым днем порождает все больше мыслей.
Возможно, все сложилось бы по-другому, не будь он так одинок.
Именно одиночество Раскольникова стало его союзником. В одиночестве крепла его решимость совершить преступление.
Голодный студент, снимавший маленькую комнатку, он взрастил в себе ненависть к тем, кто, как он считал, недостоин того, чтобы иметь сытый желудок и теплую постель пока он, Раскольников, влачит жалкое существование без надежды на светлое будущее.
В одиночестве рождается страшный, но, как кажется самому Родиону, вполне практичный план, который поможет ему распрощаться с нищетой, голодом и долгами. Старуха-процентщица в понимании Раскольникова — просто ненужное звено в цепи, которым можно пожертвовать ради собственного блага.
Раскольников, планируя убийство старухи, не считает себя злодеем. Ему не кажется, что все люди равны по своей природе, и что каждый из них заслуживает того, чтобы жить наравне с остальными. Нет, ради великих умов и грандиозных идей можно пожертвовать так называемым «расходным материалом», к которому Родион и относит старуху-процентщицу. Ее жизнь кажется Раскольникову какой-то ошибкой.
С его точки зрения старуха не приносит никакой пользы, лишь дразня и раздражая его тем, что она имеет то, что недоступно самому Родиону.
Почему она живет в достатке и сытости, а он должен со страхом ждать каждого нового дня? Почему этот новый день должен внушать ему такой ужас, в то время как она, нисколько не ценя того, что имеет, живет, не ведая тех забот, которыми полна жизнь Родиона?
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва.
Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели — собственного благополучия. Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие — нищета.
И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг — устранить старуху.
Поддался ли бы Раскольников такому страшному, всепоглощающему раскаянию, если бы вместе со старухой ему не пришлось так же жестоко расправиться с Елизаветой, как с невольной свидетельницей его преступления? Вряд ли его бы так мучила совесть, останься старуха его единственной жертвой, ведь он столько раз прокручивал в голове сценарии ее убийства, ни разу не ужаснувшись тому, что за мысли приходят ему в голову. Но Елизавета в понимании Раскольникова явно не вписывалась в категорию тех, кем можно с легкостью и без зазрения совести пожертвовать ради высокой цели.
Потерпела ли бы теория Раскольникова крах, если бы он совершил преступление точно по задуманному им сценарию? Если бы, убив старуху и разжившись ее деньгами, он тихо скрылся в шумном и многоголосом Петербурге, в котором каждый второй прячет за душой тайну или проступок, за которым могло бы последовать наказание? Так или иначе, но именно смерть Елизаветы — невинно загубленной души — помогает ему прозреть, и с каждым днем чаша раскаяния наполняется все больше и больше, пока не начинает переливаться до краев.
И только тогда, сдавшись на милость беспощадному палачу — собственной совести — и признавшись во всем, Раскольников, наконец, обретает покой.
Причина преступления Раскольникова | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство.
Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну.
В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна.
Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных черт: внешней привлекательностью, невероятно красивыми глазами, стройной фигурой, а также благородными поступками, бескорыстными и искренними. Для Родиона чужая боль видится намного ужаснее, чем своя собственная.
Он, не задумываясь, бросается в огонь, спасая детей, отдает последнее отцу умершего приятеля. Будучи сам в стеснительном материальном положении, он решительно предлагает воспользоваться его деньгами родственникам погибшего Мармеладова, которого почти не знает. Герой презирает равнодушных к человеческим страданиям людей.
Он, казалось бы, не может совершить ничего плохого. Искренне восторгаются его альтруизмом верный друг Разумихин и жертва общественного положения Соня Мармеладова. И даже информация о том, что Раскольников — убийца, не способна изменить их мнение о нем.
Даже следователь Порфирий Петрович, изначально подозревающий героя в жестоком преступлении, не может скрыть своего уважения к этой личности.
Писатель показывает нам, что герой приходит к убийству после сформировавшейся в его голове под влиянием картин социальной несправедливости и духовного тупика теории.
Герой страдает от собственной нищеты, от нищеты окружающих, от униженности людей, находящихся в этом положении, из которого нет выхода.
Эта антигуманная теория «крови по совести» зародилась в Раскольникове от условий его существования, а позже была проверена ним на процентщице.
Эта идея формировалась долго. Из романа мы узнаем, что некоторые положения теории были изложены студентом несколько ранее в одном из журналов. К активным действиям герой переходит после того, как жизнь сталкивает его сразу с несколькими примерами человеческой трагедии, произошедших за три дня.
Одной из них является случайное знакомство Раскольникова с горьким пьяницей Мармеладовым, с его исповедью о нищете и деградации.
История о Соне, вынужденной поддерживать семью отца, продавая себя на улице, становится кульминационным моментом, поразившим Родиона до глубины души. Он тяжело переживает и не может смириться с таким положением вещей.
В нем все бунтует против сложившихся обстоятельств. Человек рожден, чтобы переступать обстоятельства, бороться с ними, считает он.
Последней каплей терпения можно назвать знакомство с Соней. После него Раскольников готов пойти на убийство процентщицы, которую, по его мнению, является воплощением жестокости окружающего мира.
Убийство Раскольников воспринимает как проверку своей теории. Как он пройдет испытание кровью? Тварь ли он дрожащая или право имеет? Человек он или вошь? Именно в этом причина преступления Раскольникова.
После совершенного герой страдает, анализируя свои чувства и ощущения. Согласно размышлениям, он так и не смог переступить через кровь и остаться невозмутимым, он не прошел испытание, которое сам же и придумал. Выходит, что он не может назвать себя «необыкновенным» человеком.
Писатель с невероятной психологической глубиной показывает трагедию человека, описывает его душевные муки всесторонне, во всей силе его безмерных страданий.
Именно это дает основания сделать вывод, что наказанием для Раскольникова является не каторга, а муки совести.
Это вызывает сочувствие к герою, старающегося найти выход из мира, полного зла и страданий, бедности и безвыходности для таких простых людей, каким является он сам.