Печорин о себе
Сам Печорин видит свой цинизм и эгоизм. Периодически в словах героя проскакивает мысль, что и сам он страдает о этого. Но в его поведении это страдание никак не выражается. Он всегда холоден, чужие чувства не тревожат его, ровно также как и свои. Любые проявления эмоций для него приобретают лишь характер выученной вежливости, а любое чувство быстро сменяется другим. Печорин имеет успех у женщин, но сам он любить не в состоянии. Он заявляет, что презирает всех женщин, чтобы не любить их, потому что не хочет превратить свою жизнь в мелодраму.
Получается, что на вопрос о том, способен ли Печорин любить, можно дать лишь отрицательный ответ. Он и сам не раз упоминает это в своих записках. Но он принимает себя таким, какой он есть, до самой смерти он остается циничным и бесчувственным. Страдает ли он от этого на самом деле?
Вероятно, он понимает, что это нехорошо, но, как и остальные чувства, ощущение вин быстро исчезают в недрах его души.
М. Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт, прозаик и драматург, один из самых крупных литературных деятелей первой половины XIX века. Период активного творчества Лермонтова совпал с тяжелым периодом в истории Российской Империи, что нашло непосредственное отражение в произведениях писателя. Родившись более двухсот лет назад, М. Ю. Лермонтов и по сей день остаётся одним из самых известных и узнаваемых русских авторов.
Творчество М. Ю. Лермонтова относится к Золотому веку русской литературы.
Лермонтов прожил лишь 27 лет, за это время успев создать множество гениальных произведений, занявших своё почётное место в списке лучших произведений российских авторов. После смерти поэта император Николай I объявил: «Получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Замечание 1
Основные мотивы творчества М. Ю. Лермонтова — это тоска и одиночество.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Такие настроения связаны как с детством поэта, так и с политической ситуацией в России 1830-ых, разочаровавшейся в идеях декабристов.
С самого юного возраста Лермонтов демонстрировал задатки своего поэтического таланта. Будучи болезненным ребёнком, развлечение будущий писатель находил не в обыкновенных детских играх и забавах, а в своём воображении. В неоконченное автобиографической повести Лермонтов писал: «Он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души». Очень рано духовно развившись, поэт встретился со своим первым разочарованием: никто из окружающих не мог понять его душевных стремлений. Потому в ребёнке начали развиваться недовольство окружающим миром и вместе с тем сочувствие к тем, кто был так же, как он, одинок и несчастен.
Вслед за А.С. Пушкиным, чью гражданскую позицию Лермонтов горячо поддерживал, поэт тяжело воспринял поражение дворянской революции, что тоже оказало значительное влияние на его дальнейшее творчество.
Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова касались роли поэта и поэзии и судьбы русского народа. Лермонтов часто обращался к теме природы и одиночества. В произведениях автора прослеживаются горячая любовь к народу и острая ненависть к самодержавию, против которого поэт смело высказывался в своих стихотворениях. Презрение у Лермонтова вызывало и молодое поколение, инертное и не понимающее, что делать. В молодых людях поэт видел «лишних людей», безразличных к тому, что происходит в их стране.
Творчество М.Ю. Лермонтова литературоведы традиционно делят на два этапа:
- Этап становления поэта (1828 — 1836 гг.);
- Зрелость.
Границей между двумя этими периодами стала гибель А.С. Пушкина, которой Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта», прославившее его на всю страну.
Княжна Мери
Для Бэлы главный герой стал хозяином, господином, поэтому она вела себя с ним как раба. Именно по этой причине чувства Печорина к ней остыли. Он добился ее расположения и потерял интерес, герою стало скучно.
В ходе повествования читатель узнает, что Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил в своей жизни. Он ценил ее за то, что она одна смогла понять его и принять его таким, какой он есть. Печорин признавался себе, что Вера занимает в его жизни огромное место. Но несмотря на это, он мучил ее своей холодностью, горделивостью и эгоизмом. Оба героя понимали, что они никогда не обретут счастья друг с другом. Их отношения закончились трагично: муж Веры узнал о ее отношениях с Печориным, в результате чего им пришлось уехать. Главный герой пытался догнать ее, но ему это не удалось сделать.
-
Какого человека можно назвать сильной личностью сочинение дубровский
-
Портрет счастливого человека сочинение
-
Как характер и образ жизни человека влияет на его жизненный путь сочинение обломов
-
Сочинение случай с другом
- Сочинение на тему мое село 7 класс с причастными оборотами
Печорин и Максим Максимыч
Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине. Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом. «Мы были приятели», «были друзья закадычные», – служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.
Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, – ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же?.. Что делать?всякому своя дорога…» – говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.
Вариант 3
Он молодой офицер с привлекательной внешностью — этого достаточно, чтобы светские дамы были от него без ума
Сам же Печорин хорошо разбирается в женщинах, знает, как привлечь внимание и заставить быстро влюбиться. Этим он умело пользуется то от скуки, то от желания быть любимым
Эгоцентричные черты личности не дают ему покоя. Именно поэтому Печорину так сложно представить, что он должен предложить руку и сердце одной из своих прекрасных особ. Ему требуется всеобщее обожание. Это тешит его самолюбие, не дает скучать и создает иллюзию, что он успешен. Но, увы, счастливая жизнь так и не светит.
Любит ли Григорий Печорин или только пользуется вниманием? Да, он любит, влюбляется, но эти чувства мимолетны. Он не позволяет им пустить корни, ведь это будет означать развитие глубокой привязанности и потребует определенных усилий, ответственности перед выбором
Молодой офицер понимает, что он развращен и испорчен. Он ищет любви, но находит только страсть. Ему требуется постоянное ощущение какого-то движения, атмосфера бури, всплески эмоций. Мысли об обыденной семейной жизни как о тихой гавани угнетают его молодой ум. Герой не готов к семейной жизни, об этом он честно говорит своим возлюбленным, чем окончательно разбивает девичьи сердца, а сам обрекает себя на одиночество.
Ему требуется провести глубокий самоанализ, чтобы понять, почему он так несчастен, несмотря на успех среди лиц женского пола. Его поверхностное отношение к жизни и в частности к отношениям ведут к череде потерь и неурядиц. Он думает только о себе, о своем благополучии и комфорте, но чувства любимых женщин его волнуют в меньшей степени, отсюда все проблемы эгоиста.
Понимание дружбы главным героем романа
Печорин не связывает понятие дружбы ни с Максимом Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем-либо еще. Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного значения слов «дружба», «друг»? Следуя за Лермонтовым, описывая водянистое общество, мы наблюдаем, как «в свету» обесценивается понятие: «мой друг» — так люди совершенно равнодушные, а тем более даже в роли драконьего капитана вовлекают собеседника в свои скудные дела.
Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «когда-то дружили», давая ему возможность подумать лучше. А когда напряжение доходит до накала, герой «почувствовал необходимость вылить свои мысли в дружескую беседу». Но главному герою не с кем поделиться своей дружбой: он, исходя из жизненного опыта и убеждений, безоговорочно отвергает любую привязанность. Анализируя свои действия и эмоциональные переживания, он становится равнодушным как к людям, так и к себе.
Понимая прочитанное, приходишь к выводу, что такая тема, как дружба в романе Лермонтова «Герой нашего времени», помогает лучше понять истинную сущность характера Печорина и прочувствовать его непреходящую современность.
Сочинение на тему Дружба в жизни Печорина
Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман в истории русской литературы. Поэтому для читателя должно быть очевидно, что автор проводит своего героя Григория Александровича Печорина через нравственные испытания, чтобы полностью отразить человеческую душу.
именно поэтому он испытывает своего героя дружбой. Какое место занимает дружба в жизни Печорина? И вообще Печорин способен на дружеские отношения.
Для начала выясним, что такое дружба? Дружба — это привязанность между людьми, хорошие отношения между людьми.
Итак, первым на Печоринской тропе появляется Максим Максимович. Он замечает некоторые странности в поведении и отношении к жизни у Григория Александровича, не всегда одобряет его действия. Но несмотря на все его недостатки, она считает его своим другом.
Показательный эпизод. Григорий Печорин после долгой разлуки знакомится с Максимом Максимовичем. Григорию эта встреча не интересует. Максим Максимович очень рад встрече с вами. Он понимает, что душа его друга «испорчена светом».
Второй друг Печорина — Грушницкий. Они старые друзья. Но читатель видит, что они старые друзья, а под ними совсем другое.
важно, что Грушницкий подействовал. И Печорину важно «играть на струнах человеческой души»
Вот почему у этой дружбы трагический конец. Он говорит: «Мне больно при виде этого человека».
Третий персонаж, которого он встретил на Пути Печорина, — Вернер. И именно с ним, наверное, сложились дружеские отношения Григорий Александрович.
печорину важно, чтобы он хорошо знал достоинства и недостатки Вернера. Они могли бы подружиться
Но оба эти персонажа просто неспособны к дружбе. Слова Григория еще раз подчеркивают это: «в дружбе всегда есть раб другого».
Дружба для Григория Александровича, наверное, понятие абстрактное. Ведь он не стал другом в прямом смысле слова ни Грусницкому, ни Вернеру, ни Максиму Максимычу.
Здесь мы не должны забывать эпоху, в которую был создан текст. Фактически, в то время адрес «мой друг» был просто пустым созвучием. Он использовался просто в речи, как говорится, для множества слов. И вообще он символизировал духовную пустоту, равнодушие или даже подлость.
Помню такой эпизод. Перед дуэлью Печорин как бы случайно произносит фразу, что когда-то был другом Грушницкого. Но этот приговор Печорину — передышка от дуэли.
Даже в моменты, когда чувства и душевные струны главного героя натянуты, ему нужно говорить дружелюбно. Но у него нет такого человека, который действительно близок.
А если случается так, что кто-то пытается сблизиться с Печориным, то он сам не допускает никакой духовной близости. И такое поведение приводит к онемению ума и, возможно, даже к пустоте.
И вообще — это роман навсегда….
Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения
История создания романа «Герой нашего времени» включает в себя третий важнейший этап написания текста произведения.
По мнению литературоведов, писатель трудился над созданием текста в течение 1838-1841 гг. До сих пор в науке идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения. Считается, что сначала автор написал «Тамань», потом «Фаталиста», за ними части «Максим Максимыч» и «Бэла».
При этом последовательность публикации разных частей будущего единого романа не совпадали с их созданием. Первой в 1839 году была опубликована будущая часть под названием «Бэла». Тогда она имела такое наименование «Из записок офицера на Кавказе»
На эту небольшую повесть сразу же обратил свое внимание известный критик В.С. Белинский, заявив, что автор создал новый жанр прозы о Кавказе, который противостоит стили и жанровому своеобразию записок Марлинского (сосланного на Кавказ в действующую армию декабриста А.А
Бестужева).
Следующей была опубликована «Тамань». Произошло это уже в 1840 году. Биографы писателя полагают, что Лермонтов описал в этой части событие, которое произошло с ним самим. Он сам в 1838 году был по делам службы на Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, который выслеживает контрабандистов.
Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их в одном романе. Добавив последнюю часть «Максим Максимович» он сделал сюжет более целостным и понятным читателям. При этом образ главного героя произведения открывается читателям не сразу: сначала мы встречаем Печорина в первой части («Бэла). Здесь его описывает добрейший служака Максим Максимович. Читатели по-разному оценивают личность Печорина, который украл молодую черкешенку, однако не сумел принести ей счастья и уберечь ее жизнь. Во второй части «Максим Максимович» мы видим описание портрета главного героя и перед нами раскрывается его личный дневник. Здесь уже читатели в полном объеме понимают, кем является герой романа. В эту часть включены два важнейших эпизода его литературной биографии: рассказ о приключении Печорина на Тамани и о его любовном коллизии с княжной Мери Лиговской. Завершается роман «Фаталистом», который подводит итог рассказу о печальной судьбе Печорина.
История написания «Героя нашего времени» включает в себя и многочисленные споры современников о том, кто является прототипом главного героя этого произведения. Литературоведы называют много разных имен, начиная от личности известного красавца, франта и дуэлянта А.П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.
Так или иначе, этот роман сегодня является классикой русской литературы, гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала позапрошлого века.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых компанейских —
Главные герои «Герой нашего времени»
для самых занятых —
Читательский дневник «Герой нашего времени»
для самых любопытных —
Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
для самых крутых —
Читать «Герой нашего времени» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы февраля для 9 класса:
Почему Печорин называет контрабандистов честными?
Характеристика главных героев произведения «Мёртвые души»
Характеристика Плюшкина
Краткое содержание «Первая любовь»
Образ дороги в поэме «Мертвые души»
Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий»
Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»
Описание дома Ноздрева
Печорин, Грушницкий, Вернер
Характеристика Мери
Печорин и Мери
Отношения Печорина и Мери с самого начала имели лишь спортивный интерес
Она не вызывала никаких искренних чувств у героя, ему было важно просто завоевать ее, влюбить в себя. Он наслаждался, видя мучения девушки
Ему хотелось позлить приятеля, обойти его, не дать случиться отношениям Грушницкого и Мери. У Григория получилось это сделать. Вот только ценой игры в очередной раз стала жизнь человека. Не думая о чужих чувствах, герой напрямую сказал Мери о том, что она была лишь игрушкой для него. Сломав жизнь девушки, отняв ее у приятеля ради очередной прихоти, Печорин лишь подтверждает свое неумение любить.
Отношения с Грушницким
Удивительным считается отношение Печорина к Грушницкому, ведь при встрече они даже обнимаются по-приятельски. Их отношения весьма специфичны. Григорий забавлялся своим товарищем, часто предпринимал попытки разозлить его. Тем не менее Печорин всячески пытался обезопасить своего друга от неискренности избранницы.
В итоге ситуация с Грушницким показывает, что любовь и дружба всё-таки чужды Печорину, он строит свою жизнь, страстно желая оставаться независимым от людей. От этого Григорий и страдает впоследствии. Он так описывает свои жизненные принципы:
Нельзя дать однозначный ответ, положительный или отрицательный герой предстаёт перед читателем. Речь идёт о человеке с непростым характером и нетипичным отношением к жизни.
2 вариант
Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».
Штабс-капитан Максим Максимыч считает Печорина довольно удивительным человеком. Ему не нравится то, как мужчина обходится с Бэлой. Но это все равно не мешает ему назвать того своим другом. Они служили вместе, и это дает все основания штабс-капитану считать Григория для себя человеком довольно близким.
Но при встрече Печорина и Максим Максимыча искренняя радость встречи лишь от последнего. Первый же относится к происходящему холодно. Не растопили лед в сердце Григория и дружеские объятья, и слова благодарности. Все это не может не расстроить штабс-капитана, но и Печорин демонстрирует, что не хотел никого обидеть. Он сразу дал понять, что относится к нему, как к хорошему старому знакомому, но не более того.
С Грушницким дело обстояло намного интереснее. Мужчины встретились под покровом дружеских отношений, но за ними стояло совершенно иное. Эти герои абсолютно разные, но одновременно и одинаковые. Удел Грушницкого изображать страдальца, когда Георгий сам сплошное страдание, а, если быть точнее, то разочарование. Потому он видит всю наигранность его страданий и искренне не понимает этого. За то, что юнкера разгадали он и недолюбливает Печорина.
Никто не в состоянии осознать внутренний мир героя или хотя бы немного понять. За свою жизнь Печорин видит только одну женщину из всех людей, которая была способна его понять.
Григорию чужды любые человеческие взаимоотношения. Ему больше прельстит быть одному, чем распрощаться со своей свободой. Он поставит на кон все, но точно не ее. Иногда и задумываешься: а есть ли героя хоть что-то еще?
Мужчина будет отрицать все искренние эмоции, привязанность, которые ведут к таким чудесным для обычных людей чувствам, как любовь или дружба. Но он будет и страдать от этого же.
Только с Вернером у Печорина могло бы выйти подобие дружбы благодаря тому, насколько они были похожи. Доктор, как и Григорий не был способен даже на подобии дружбы. Они двое, кто не способен впустить в свое сердце кого-то еще, кроме самих себя.
Также можно заметить, какой Печорин бессердечный эгоист, а местами проявляется его жестокость. Со течением жизни он стал безразличен, что к себе, что к окружающим его людям.
Многие в этом романе называют друг друга своими друзьями, обесценивая значение этого слова. Главный герой выбрал другой путь – одиночества до конца своих дней.
Сочинение 5 (Любовь в жизни Печорина)
Так было с Бэлой, героиней одноименной повести. Печорин готов рисковать своей жизнью, губит судьбы других только ради достижения одной цели – любви кавказской красавицы. Его прихоть приводит к гибели девушки. Пресытившись связями со светскими женщинами, для которых любовь часто тоже лишь игра, забава, он так же, как они, не придает особого значения любовным отношениям. Но для неискушенной, чистой, почти дикой горянки любовь – это главное в жизни, поэтому обман, разочарование глубоко ранит ее. Лермонтов решает судьбу Бэлы беспощадно: она погибает. Видимо, это был более гуманный финал судьбы девушки, чем остаться жить и быть брошенной Печориным. Для юной грузинки это был бы несмываемый позор среди ее соплеменников и бесславный конец в одиночестве.
Печорину скучно, он ищет острых ощущений, и любовь, которая достается ему нелегко, привлекает его как жертва охотника.
Покоренная, гордая княжна Мери, сразу же встречает охлаждение и равнодушие Печорина. Лермонтов постепенно ведет своего героя через преодоление препятствий на пути к завоеванию Мери. Он искренне увлекается борьбой, чем сложнее ситуация, тем интереснее. Печорин действует как умный психолог, расчетливый делец, талантливый актер. В итоге сердце девушки разбито, любовная трагедия, которую она пережила, оставит глубокий печальный след в ее жизни.
Но образ Веры проходит на втором плане, он не раскрыт. Очевидно, Лермонтов понимал, что и Веру, будь она рядом с ним, Печорин быстро бы разлюбил.
Таким образом, любовь в жизни Печорина – это калейдоскоп мимолетных увлечений, не входящих глубоко в сердце героя. Печорин проявляет свой эгоизм, неспособность сопереживать, равнодушие. Самое сокровенное, самое глубокое человеческое чувство в руках Лермонтова становится инструментом раскрытия характера героя 40-х годов 19 века, опустошенного, равнодушного, не видящего цели в жизни.
Дружба в жизни главного героя
Ни с кем из вышеперечисленных героев нельзя связать понятие о дружбе, однако это не означает, что Григорий недопонимает или недооценивает ее истинный смысл.
Общество обесценило настоящее значение слова «друг»: такое обращение можно услышать от абсолютно равнодушных и малознакомых людей, а иногда и потенциальных врагов.
В непростые жизненные периоды, как, например, после дуэли, главный герой очень жаждет кому-то излить душу, разделить с кем-то накопившиеся эмоции. Но неоднократно оступившись, он не позволяет себе привязываться к людям и доверять им. Он равнодушен к себе и своему окружению.
Равнодушие наблюдается не только по отношению к дружбе, но и в любви. Печорин нередко забывает о тех, кого когда-то к себе привязал. Все те, с кем его связывали романтические отношения, так и не стали ему родственными душами.
Вариант 2
Печорин является главным героем произведения «Герой нашего времени». Остальные персонажи романа находятся лишь на втором плане. Благодаря их словам, действиям, автор раскрывает нам истинную сущность своего персонажа, мы можем видеть как светлые, так и темные стороны Печорина.
Печорин это образованный дворянин, в каком-то смысле интеллигент, который разочаровался в светском обществе. Ему претит сама идея жизни среди таких людей. По его же словам, дружеских качеств у него не наблюдаются, каких-то особых чувств к окружающим он не испытывает. И оттого-то становится странно, что люди сами стремятся к нему навстречу, что в случае с Печориным просто удивительно.
В начале повести мы знакомимся со старым знакомым Печорина – Максимом Максимычем. Он с теплотой отзывается о старом товарище, но все же видит некую холодность Печорина. Максим Максимыч открыт для общения с ним, но тот не изъявляет особого желания сближаться. Иными словами, мы видим, что Максим Максимыч остается для Печорина лишь простым знакомым, а совсем не другом.
Далее автор знакомит нас с Грушницким. Изначально он и Печорин кажутся нам закадычными друзьями, но потом мы узнаем, что дело состоит совершенно иначе. Печорин не воспринимает Грушницкого всерьез, даже посмеивается над ним. Эти отношения заканчиваются дуэлью, из которого Печорин выходит победителем, а Грушницкий умирает. Совершив такое действие, Печорин ничего не ощущает, для него дуэль была лишь забавой, неким способом развлечься.
Далее мы встречаем доктора Вернера, с которым у Печорина вполне могла бы сложиться крепкая дружба. Они сходятся во многом, оба образованы, имеют острый ум, сильную волю и решительность в действиях. Но никто из них не способен к дружбе. Ведь дружба разумеет собой открытость, умение выслушать и желание помочь, а этого в Печорине, увы, мы не видим.
Значит ли это то, что Печорин вынужден всегда быть один? В редкие минуты душевных терзаний, ему, как и каждому человеку, хочется кому-то выговориться, поделиться своими чувствами. Но он слишком много раз разочаровывался в людях и обжигался, он уже не может заставить себя кому-то довериться. Он остался равнодушен к другим, и даже к самому себе.
Даже в вопросах любви Печорин оказывается неспособен проявить чувства. Он эгоист, и оттого часто забывает о чувствах других. Он умеет привязывать к себе, но потом его интерес проходит. Ни одна, с кем бы он мог связать свою жизнь, так и не стала той самой, с кем бы он хотел провести свою жизнь.
Бела, вероятно, могла стать чем-то светлым в жизни Печорина, и исцелить его от тоски и скуки. Ему было интересно добиваться ее, следить за развитием событий, но, достигнув желаемого, он снова утрачивает к девушке всякий интерес, как и множество раз до этого.
В образе Печорина мы видим молодого человека, который не знает, как проявить себя в жизни. Он талантлив, умен, разбирается в человеческих душах, у него много талантов, но он не знает, как их использовать, в какую сторону направить свои лучшие качества. И оттого он чувствует себя ненужным, «лишним человеком», которому уже давно ничего не нужно. Трагедия Печорин состоит именно в том, что молодой человек, готовый на величайшие подвиги, постепенно становится циником, отрицающим все и вся вокруг себя.
Другие сочинения: