Характеристика главных героев повести «белые ночи» фёдора достоевского

Характеристика главных героев повести «белые ночи» фёдора достоевского

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Сочинение 2

Мечтатель — это главный герой сентиментального романа Федора Достоевского «Белые ночи». Это собирательный образ человека, оторванного от реальной жизни, поэтому у героя и нет имени. Это символизирует то, что и в реальности для окружающих он не существует. Возможно, образ Мечтателя — типичный образ жителя Петербурга того времени.

Мечтатель — это мелкий чиновник. Он не успешен в службе. Ему, по словам автора, 26 лет, поэтому можно сделать вывод, что трудиться он давно. Герой не является карьеристом и не имеет каких-либо целей, связанных с продвижением по рабочей лестнице.

Мечтатель очень беден и иногда не вовремя платит за квартиру. Об его внешнем виде известно лишь то, что у него очень бледное лицо, притягательная улыбка. Также он постоянно носит шляпу.

Мечтатель — человек скрытный. У него нет близких друзей. Он очень одинокий. Его жизнь безрадостна и пуста, потому он сбегает от серой обыденности в мир цветных мечтаний. Он очень любит думать о фантазийном будущем, гуляя по улицам. Мечтатель наслаждается красотой природы, которая отражает его мечты. Так он проводит большую часть своего времени.

Мечтатель очень ждет большой любви в своей жизни, но он очень стеснителен, ведь в его жизни никогда не было ни одной женщины. Герой собирается подарить своей возлюбленной всю любовь, которая есть в нем, которая накопилась за всю его жизнь. Но внутренние барьеры мешают персонажу найти подругу или друзей, просто с кем-то заговорить.

Однажды он знакомится с Настенькой. Мечтатель влюбился в девушку, но она любила другого человека. И в этих отношениях и проявляется весь огромный любовный потенциал героя. Он нежен к девушке, защищает ее и пытается ей помочь. А самое главное, он не злиться, не винит ее, не мстит. Мечтатель очень благодарен Настеньке, что она подарила ему прекрасные минуты его жизни, когда он жил по-настоящему ярко и эмоционально. Мечтатель, оказывается, действительно умеет сильно и преданно любить. Однако, робость мешает ему открыто проявлять свои чувства, поэтому он так и не нашел себе пару.

О дальнейшей жизни героя ничего неизвестно, но автор намекает, что в ней очень мало изменилось. Мечтатель продолжил жить в своем вымышленном мире и не вернулся в реальность. Его характер остался прежним. Герой остался таким же одиноким, печальным, бедным человеком, которому не хватает дисциплины и силы воли, чтобы изменить себя и окружающий мир.

Жанровое и тематическое своеобразие «Белых ночей»

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Вариант 2

В вымышленном городе Калинове из пьесы А.Н.Островского «Гроза» проживают люди с совсем не вымышленными пороками. Есть здесь и невежественный деспот – Дикой, и домашний тиран – Кабаниха, и безвольный любитель выпить – Тихон, сын Кабанихи, и врунья Варвара, дочь Кабанихи. Все характеры героев во взаимодействии друг с другом приводят к трагическим последствиям.

Уже само название города – Калинов – намекает на горечь, горькую, как ягоды калины, судьбу. Это тихий провинциальный город на берегу Волги, в котором из достопримечательностей только новый бульвар, по которому прогуливаются исключительно в праздники, да и то, не чтобы воздухом подышать и красотой природы полюбоваться, а чтобы наряды свои показать.

Изобретатель Кулигин — единственный житель города, пытающийся сделать что-то во благо людей. Пытается изобрести вечный двигатель, и мечтает на полученный за него миллион привести город в порядок, или хочет установить громоотводы и солнечные часы. Он не боится грозы и понимает её истинную природу, в отличие от остального народа, который считает грозу карой небесной.

Семья Дикого – это настоящее поле брани, где каждый день происходят «военные действия», и где главным воином является Дикой. У него есть деньги, и в его понимании деньги – это власть. Ему никто не указ. Он «питается» гневом и руганью. Хотя сам же от этого страдает.

Единственный человек, способный его выслушать и немного присмирить, это Кабаниха. Сама же она, как представитель старшего поколения, считает своим долгом не давать спуску молодым – своим детям и невестке Катерине, требуя почета и уважения. Каждая её фраза в адрес сына Тихона – это попытка вывести его на конфликт. Но Тихон не способен конфликтовать. Такое имя автор присвоил ему не случайно. Его воля полностью подавлена, а единственная мечта – напиться и забыть о своём доме, и даже о любимой жене.

Варвара, сестра Тихона, обладая более твёрдым характером, выучилась врать. Это оберегает её от душевных переживаний. Она, в какой-то мере, является виновницей смерти Катерины, потому что помогла устроить их с Борисом свидание, тем самым подтолкнув Катерину к её главному страху – измене.

Катерина — особенный персонаж в контексте остальных жителей города. Она «зародилась горячая», у неё светлая душа и по-настоящему волевой характер. Она предпочла смерть насмешкам людей и упрёкам свекрови, которые ожидали её после признания в измене. Замужняя жизнь была для неё заточением. И даже обретя истинное чувство взаимной любви с Борисом, она испытывала отчаяние, потому что чувство это было греховным. Её жизнь в городе Калинове была обречена, и она это чувствовала. Калинов – чуждый светлым чувствам, подавляющий их. Борис же приехал из другого города, поэтому Катерина смогла полюбить его.

А что же представляет собой Борис? Несмотря на положительный и интеллигентный облик, есть в нём черты алчности, ведь приехал он ради наследства, а в финале пьесы, когда Катерина, мучимая душевными терзаниями, просит Бориса забрать её с собой из города, он отказывается, побоявшись ослушаться дядю. Возможно, любовь к Катерине была для него не более чем временным развлечением.

Таким образом, кратко охарактеризовав каждого из главных героев, можно сделать вывод, что город Калинов — это тихий омут, в котором нет места светлому и доброму. Его жители боятся всего нового, чужды науке. Город Калинов противопоставляется Москве, а также странам Персии и Турции, со слов странницы Феклуши. Она осуждает другие законы, обычаи, жизненный уклад, и при этом говорит про Калинов, что «у вас в городе рай и тишина». С ней соглашается Кабаниха.

Всё необычное для Калиновцев подвергается осуждению. Катерина тоже являлась исключением для этого города, поэтому её постигла трагичная судьба.

Образ мечтателя

Мечтатель – это человек, который не имеет ничего общего с реальностью. Он придумал себе мир и живет в нем. То, что происходит в реальной жизни его не интересует. Он ходит на работу, занимается какими-то рабочими делами, но делает это все на автомате. Он сам называет себя “человеком среднего рода”.

вся его жизнь проходит в маленькой комнатке, где его любимым занятием является лежать и мечтать. Из-за своей стеснительности он не может завести друзей. С девушками он также никогда не общался и не знает, как себя вести в их обществе. До встречи с Настенькой он имел в своей голове идеальной девушки, которая достойна самой пламенной любви. Этот образ воплотился в Настеньке, и Мечтатель сам не заметил, как влюбился. Ради нее он готов выйти из своей скорлупы и встретиться с реальным миром.

Однако, узнав, что девушка любит другого, Мечтатель не озлобляется, а остается благодарным своей возлюбленной. Он желает ей счастья и даже спустя 15 лет с удовольствием вспоминает девушку.

Знакомство с Настенькой приводит его к осознанию, что его жизнь движется не в том направлении. Познакомившись с этой девушкой, он понимает, насколько может быть приятно человеческое общение в реальной жизни. На него часто накатывает тоска, что в его жизни практически нет воспоминаний, есть одни иллюзии.

Нравственно-философская проблематика повести «Белые ночи». Актуальность повести

В повести «Белые ночи» нашли отражение важнейшие вопросы, волновавшие общество 40-х годов XIX в., а именно противоречия между идеалом и реальностью, мечтой и действительностью. В эти годы мечтатель стал весьма распространенным общественным типом. Эпоха реакционного правления Николая I принуждала смириться с действительностью, порождала стремление исключить себя из общественной жизни. Люди передовых взглядов того времени не могли мириться с подобными проявлениями гражданской пассивности. Белинский еще в 1840 г. записал: «Что такое мечта? Призрак, форма без содержания, порождение расстроенного воображения, праздной головы…». Критик называет современный ему XIX век врагом мечтательности, которая «смешна, пошла и приторна».

Критическое отношение к мечтательности сложилось у Достоевского под влиянием Белинского. Тем не менее, осуждая своих героев за бездеятельность и оторванность от жизни, писатель не прячет своего сочувствия к ним, понимая униженное и забитое положение жертв социальной несправедливости. Добролюбов писал, что в произведениях раннего периода Достоевского слышна «боль о человеке», который понимает, что «не в силах … быть человеком настоящим».

Повесть «Белые ночи» не теряет актуальности и в наше время, являясь неким предостережением об опасности погружения в мир заманчивых, но бесплодных иллюзий, которые рано или поздно рассеиваются. В XX в. подобное явление в психологии получило название «эскапизм».

Волшебный мир фантазий помогает обманчиво забыться, уйти от реальных забот. В этом выдуманном мире человек чувствует себя защищенным от обид, тревог, неудач, потерь. Он перестает беспокоиться об улучшении качества своего реального существования, думать, как решить насущные проблемы. Современные технологии и технический прогресс предоставляют человеку множество способов убежать от реальности и ее трудностей: виртуальное пространство, СМИ, вредные и даже смертоносные зависимости. Иногда слабые люди, погрузившись в иллюзорный мир, уже не в состоянии вернуться к нормальной повседневной жизни, чтобы сделать ее более увлекательной и интересной.

Словарь

1. Топонимика – раздел лексики, занимающийся изучением географических названий, их происхождением и значением

2. Оксюморон – словосочетание из противоречивых по смыслу слов.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения. Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

Встреча с Настенькой

Повесть состоит из пяти частей. При этом в четырех из них описываются ночи, а в заключительной — утро. Молодой человек, главный герой, — это мечтатель, который прожил уже восемь лет в Петербурге, но не смог найти в этом городе друзей. Он вышел в один из летних дней на прогулку. Но вдруг герою показалось, что на дачу выехал весь город. Являясь одиноким человеком, мечтатель ощутил с большой силой свою оторванность от остальных. Он решил отправиться пешком за город. Возвращаясь с прогулки, главный герой заметил молодую девушку (Настеньку), рыдающую у перил канала.

Они разговорились. Этими событиями начинает повесть «Белые ночи» Достоевский.

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к социально-психологической драме в духе реализма, основу которой составляет история трех поколений рода помещиков Головлевых, закончившаяся трагедией.

Ключевой тематикой романа является духовное и физическое разрушение человеческой личности, показанное писателем в виде помещичьей жизни в период упразднения института крепостного права. При этом название романа в стиле тонкой иронии передает авторскую идею о постепенном неизбежном вымирании сословия помещиков, не приносящего существенной пользы обществу.

Композиционная структура произведения представляется собой завязку, которая переходит в экспозицию и другие сюжетные элементы, выстроенные в соответствии с логической последовательностью, полностью раскрывающие основную тему романа и доносящие авторский замысел.

Центральным персонажем романа является Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой, представленный в образе лживого, лицемерного человека, отличающегося празднословием и бесконечным издевательством над окружающими людьми. В образе Иудушки писатель изображает ярко проявление вырождения помещиков, живущих исключительно за счет крепостных крестьян, которые имеют от них рабскую зависимость.

Иудушка характеризуется писателем изворотливой силой, гнусной жестокостью, мерзопакостными поступками, не принимающего традиции семейных обрядов и отношений внутри семьи, использующего закон и религию в качестве обуздывающей, карающей силы для угнетения слабого человека.

Сюжетная линия произведения повествует о семье Головлевых, члены которой обрекаются на несчастливую жизнь, начиная со дня их рождения. Изображая героев семейства, писатель демонстрирует отсутствие взаимопонимания, любви, дружбы и уважения друг к другу, а также ведение праздного образа жизни в отсутствие жизненных целеустремлений, плавно переходящих в пьянство и разврат, являющихся примером масштабной общероссийской проблемы.

Началом умертвления дворянского рода становится смертельная кончина сына Головлевых Степана, являющегося представителем молодого поколения семейства, одного из самых умных и даровитых Головлевых, но ставшего под влиянием деспотичного воспитания матери человеком со слабым, покорным характером. После смерти Степана на семью обрушивается цепочка несчастий и постепенно начинают умирать остальные члены семьи, душевное состояние которых развращено тягой к богатству, жадности, бессмысленными развлечениями и алкоголем. В качестве причины обрушившихся на семью Головлевых смертей писатель указывает Порфирия Головлева, который в прямом либо косвенном смысле способствует уничтожению членов собственной семьи.

Смысловая нагрузка романа передает авторскую идею, заключающуюся в личностном распаде души человека, который впоследствии приводит к физической гибели. Именно в этом писатель видит вечную моральную проблему современного общества.

История Головлевых — художественный анализ причин распада семейных уз и вымирания семьи, захлебнувшейся в бездуховности, пустословии, праздномыслии. Этапными на этом пути являются судьбы Арины Петровны и ее сына Степана Владимировича (Степки-балбеса) Головлевых. Сложная и богатая натура первой загублена жизненным укладом, доминантой которого является традиция, утратившая живые связи с реальностью и превратившая в лицедейство даже материнские чувства. Образом жизни Степки-балбеса становится праздность и непригодность к практической деятельности.

Художественное открытие романа — образ Порфирия Владимировича Головлева (Иудушки) — новый психологический тип в литературе. Его характеризуют лицемерие, предательство, жестокость, сделавшие образ аккордным словом в богатейшей социальной и нравственной типологии сатирика.

Другой особенностью творчества Салтыкова-Щедрина является его приверженность к сатире. Важнейший прием этого типа литературы — гротеск, имеющий в истории культуры множество разновидностей (творчество Д. Свифта, Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя и др.) Творческую манеру Щедрина отличает то, что он не искажает естественных пропорций рассматриваемого явления, а обнаруживает и акцентирует его аномальные, пораженные участки и исследует перспективу их влияния на организм в целом. Творческая система Щедрина сложилась в эпоху реформ в России второй половины XIX в.

  • Рябина сообщение для 1 класса

  • Сообщение об обряде колядования

  • Сообщение на тему фотопортрет

  • Сообщение о коронавирусе для школьников

  • Государственная итоговая аттестация сообщение

Мечтатель: характеристика и образ героя

В своей повести «Белые ночи» Достоевский неслучайно даёт подзаголовок «сентиментальный роман». Этот подзаголовок указывает на своеобразие не жанра, а содержания повести: этот роман действительно оказался сентиментальным благодаря главному герою произведения. В центре повести молодой человек, который приехал в Петербург работать. Повествование идет от его лица и укладывается в рамки нескольких ночей – главных, как он считает, в его жизни.

Юноша, имени которого не называется, встречает на улице девушку, спасает её от назойливых приставаний, узнает её историю, и, несмотря на то, что эта история плотно связана с другим молодым человеком, вызывается помочь девушке. Влюбившись в Настеньку, Мечтатель рыцарски выполняет то, на что подписался и в финале препоручает её в руки жениху. Наступает утро, и оно отрезвляет, подчеркивает одиночество и светлую грусть героя.

Характеристика героя

(Олег Стриженов в роли Мечтателя в фильме “Белые ночи”, 1959 )

Бледное измятое лицо, открытая и «созерцательная» улыбка, бедность, которая сквозит в образе Мечтателя – пожалуй, это весь портрет, который приводится в повести, ведь Мечтатель не описывает сам себя, зато с огромным удовольствием и любовью описывает окружающий мир. 26-летний чиновник, он, как и многие в городе, живет от получки до получки, а основное его занятие – мечтательство. Гуляя по улицам города, он погружается в грезы, в его воображении оживают дома и будто разговаривают друг с другом, а сам он путешествует в мирах, воображая себя кем-нибудь, но не собой.

Чистый душевно, невинный и добрый, Мечтатель не находит ни одной родственной души, постоянно ощущая свою постороннесть в этом мире и ища того, к кому будет душевный отклик. Неудивительно, что он влюбляется в Настеньку – во-первых, его душа жаждала контакта с похожей на его душу («хотел полюбить ту, которая приснится во сне»), во-вторых, искренний и бескорыстный, способный не только на размышления, но и на поступки, Мечтатель просто не мог не прийти на помощь девушке, а затем был покорен ею, словно рыцарь из собственных фантазий. И по законам сентиментального жанра.

Образ героя в произведении

(Кадр из фильма “Белые ночи”, в ролях Олег Стриженов и Людмила Марченко, 1959)

Главный герой, которому автор отказывает даже в имени, оказывается человеком чувствующим и сопереживающим. Не давая герою имени, автор намекает на его типичность. Это типичность уже хорошо знакомого нам маленького человека. Одновременно с этим, мечтатель — это новый образ «лишнего человека», который впоследствии будет воспет другими авторами.

Мечтатель может являть собой символ – то, что читателю ничего не известно о нем, об его происхождении, истории, семье, образовании, – по заметкам критиков, это и есть показатель его нереальности, оторванности от настоящей жизни.

В образе мечтателя изображается человек, полный сил и молодой, но уже ощущающий себя чуждым окружающему миру. Это мечтатель, ушедший в мир романтической грезы, длительным отношениям противопоставивший образы, созданные его воображением. Этими образами полностью отклонил заслонился от окружающей действительности, так как она негуманна, враждебна, не может способствовать раскрытию чистых человеческих побуждений. Мечтатель – это романтик, видящий Петербург чистыми глазами и воспевающий его. писатели демократы утверждали в образе мечтателя скрыт протест против российской действительности, что в его образе выписана молчаливая борьба против насилия человечество преобразование действительности в духе социальной справедливости. Это не совсем так: Достоевский не вкладывает во внутренний мир мечтателя протест против больного общества, его жестокости.

Так как образ Настеньки противопоставляется образу Мечтателя как образ живой и активный образу уставшему и отжившему, мы видим, что стремления Мечтателя обречены, тогда как счастье Настеньки вполне возможно. Мечтатель – это невозможность жить настоящей жизнью, невозможность воплотить идеал в реальности, только тихое одиночество, наедине только со своим потенциально сильным, творческим воображением.

Достоевский посвятил повесть А.Н. Плещееву, другу юности, и возможно, что именно друг стал прототипом главного героя. Некоторые исследователи видят в мечтателе образ самого молодого Достоевского. Также в герое видят истоки образа главного героя романа «Униженные и оскорбленные», который Достоевский напишет позже.

История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами — «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности, это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу — писателю и поэту Алексею Плещееву.

Все мы мечтатели

«Белые ночи», по мнению многих исследователей творчества писателя, является одним из самых поэтических и светлых его произведений. Сам Достоевский, кроме того, писал о том, что все мы являемся в некоторой степени мечтателями. То есть повесть в каком-то смысле можно назвать автобиографичной. Ведь Федор Михайлович, как и главный герой произведения, часто вспоминал о своих грезах. Он писал о том, что в юношеской фантазии любил представлять себя иногда то Марием, то Периклом, то рыцарем на турнире, то христианином периода правления Нерона и т.д. Атмосфера этого произведения романтична, как и образы главных его героев — юной девушки и чиновника-разночинца. Оба они обладают чистой душой.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ мечтателя в повести Белые ночи

Белые ночи это самое лирическое и сентиментальное произведение автора. В нем рассказывается о очень печальном и одиноком человеке. В произведении его зовут Мечтатель.

Однажды он знакомиться с точно такой же, как и он одинокой и печальной девушкой Настей. Она рассказывает о своей жизни и Мечтатель очень ее понимает, сочувствует ей и хочет помочь.

Настя живет у своей бабушки, она очень старая и кроме внучки у нее никого нет, поэтому она ее совсем не выпускает из дому. Может таким способом она оберегает внучку о реальной жестокой жизни. Но внучка слишком молода и не понимает этого. Поэтому хочет убежать из бабушкиного дома.

Мечтатель согласен забрать жить девушку к себе, и она согласна. Но вскоре появляется бывший возлюбленный, и Настя уезжает с ним. Герой рассказа опять остаётся совсем один.

У него опять исчезает смысл жизни, так как его возлюбленная больше не с ним. За время отношения с ней герой получил больше ощущений и позитивных эмоций, чем за всю свою жизнь.

Но эти страстные быстротечные ночи быстро закончились, и он стал жить своей обычной жизнью. Разные литературные критики это произведение оценили по-разному, многие назвали лучшим произведением. Другие говорили, что образ главного героя и его характер раскрыты не в полную силу.

Некоторые критики хвалили автора и говорили что это одно из лучших его произведений, написанных в лирическом ключе. Многие критики знавшие Достоевского лично говорили, что в этом произведении он в виде главного героя описал себя, один критик даже назвал белые ночи открытием нового литературного жанра.

Это произведение изобразило обычного среднестатистического человека, который не нашел себе места под солнцем на этой планете. Кроме этого герой повести выражен в том виде что он полностью является альтруистом, то есть готов отдать всего себя для того чтобы были счастливы все вокруг.

Эта повесть скорее нереальна, так как таких чувств и таких бескорыстных людей нет на земле, но если они и есть то их единицы.

Но если бы на земле жило много мечтателей с такими же чертами характера и повышенным альтруизмом, то мир был бы намного светлее и добрее. И всем людям было бы намного комфортнее и приятнее в нем жить.

Любовь, которую пережил мечтатель

Достоевский («Белые ночи») в своем произведении описывает чистое, искреннее чувство мечтателя. Герою эгоистические побуждения неведомы. Он готов для другого пожертвовать всем, поэтому стремится устроить счастье этой девушки, не задумываясь ни на минуту о том, что любовь Настеньки — это единственное, что у него есть в этой жизни. Чувство мечтателя доверчиво, бескорыстно. Оно так же чисто, как белые ночи. Любовь спасает героя от его «греха» (то есть мечтательности), позволяет утолить жажду полноты жизни. Однако печальна его участь. Он снова является одиноким человеком. Ф. Достоевский («Белые ночи»), однако, не оставляет в финале повести безысходного трагизма. Вновь благословляет мечтатель свою возлюбленную.

Повесть эта является своеобразной идиллией. Это авторская утопия о том, какими люди могли бы быть, если бы проявляли лучшие чувства. Произведение «Белые ночи», мечтатель в котором — персонаж обобщенный, типичный, — это скорее греза о красивой, другой жизни, чем отражение Достоевским действительности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: