Сектантский Христос Настасьи Филипповны
В статье «Три речи в память Достоевского» В. Соловьев замечает, что «две черты дороги Достоевскому в русском народе: способность усваивать дух, идеи чужих народов… и сознание своей греховности», определяющее «жажду очищения и подвига»55. Образ Настасьи Филипповны представляет собой яркое выражение этих черт национального характера. Не случайно Г. Гачев назвал героиню «живой Душой России, а Р. Опитц — олицетворением любви к Родине, и вслед за Ганей Иволгиным, «чрезвычайно русской женщиной» \ Ее письма к Аглае — попытка понять и принять соперницу, «чужое» сознание; стремление к очищению и подвигу выражается в ее великодушном отказе от возлюбленного князя. Однако многие благородные порывы подавляются эгоистичными желаниями героини.
В литературной науке образ Настасьи Филипповны получает ряд противоречивых интерпретаций, основывающихся на христианских и языческих мотивах 7. Однако они не обеспечивают целостности представлений о героине, так как в процессе создания характеров своих героев Достоевский использует прием «многозрения». Так, образ Настасьи Филипповны складывается из оценок повествователя, других персонажей и ее самой. Попробуем обнаружить «ядро» личности героини, основываясь на этом и других художественных приемах писателя.
Обратимся, прежде всего, к исходной сюжетной ситуации, в которой начинает функционировать данный женский образ в романе. Социальное положение Настасьи Филипповны неопределенно и двусмысленно. Героиня воспитывалась вместе с детьми управляющего и стала содержанкой, хотя происходила «из хорошей дворянской фамилии, и даже в этом отношении почище Тоцкого» (8, 35). Так же, как Мышкин — «русский швейцарец», Барашкова — «барышня-крестьянка». Не случайно в романе в связи с жизненной линией Настасьи Филипповны возникает лейтмотив «пойти в прачки», который, по сути, еще не получил в литературоведении адекватной интерпретации и даже считается «абсолютно бесмысленным»3 . На наш взгляд, он отражает стремление героини сбросить с себя определение «княгини» (8, 11), приблизиться к народу, которое трагически не во плотимо именно в силу ее происхождения и образованности5 . При этом общественный статус персонажа позволяет Достоевскому размышлять над существованием «общих точек» в религиозном мировоззрении народа и интеллигенции. Ими оказываются мистические течения.
Как отмечалось выше, в работах, посвященных исследованию «Идиота», мистико-религиозный подход используется, как правило, лишь по отношению к образу Рогожина, в доме которого «нанимает» скопец60. Однако Настасья Филипповна связана с Парфеном «любовной» интригой, и, возможно, сходство мировоззренческих установок во многом подкрепляет страсть Рогожина к героине и тяготение последней к нему. Заметим здесь же, что в доме Рогожина (скопческом доме-«лабиринте»61) Настасья Филипповна, приготовляясь к роли жены, впервые разговаривает с Парфеном уважительно и серьезно: «в первый раз как живой человек вздохнул» (8, 179). Будущее мыслится героине именно в «скопческом» доме.
Рассматривая образ Настасьи Филипповны, мы обнаруживаем в поступках и высказываниях героини, а также в ее оценке другими персонажами основные идеи скопческой и хлыстовской сект . Прежде всего, это связано с положением о предсуществовании и душепереселении, существовавшем в хлыстовстве, согласно которому «Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз»
Избранные работы
Картины
Ранние работы
Обложка Повторения, с иллюстрациями Макса Эрнста
- Aquis Submersus (1919)
- Трофей, Гипертрофия (1919)
- Маленькая машина, созданная Minimax Dadamax лично (1919–1920)
- Самолет-убийца (1920)
- Шляпа делает мужчину (1920)
- Celebes (1921)
- Эдип Царь (1922)
Первый французский период
- Пьета или Революция ночью (1923)
- Святая Цецилия (1923)
- Колеблющаяся женщина (1923)
- Убу Император (1923)
- Об этом мужчины ничего не знают (1923)
- Двум детям угрожает соловей (1924)
- Женщина, Старик и Цветок (1924)
- Парижская мечта (1924–25)
- Пресвятая Дева наказывает Младенца Иисуса перед тремя свидетелями: A.B., P.E. и художник (1926)
- лес серии, например Лес и голубь (1927), Дерево (1927)
- Свидание друзей — Друзья становятся цветами (1928)
- Лоплоп серии, например Лоплоп представляет Лоплоп (1930), Лоплоп представляет молодую девушку (1930)
- Город серии, например Окаменелый город (1933), Весь город (1935–36, две версии)
- Садовая ловушка для самолета серия (1935–36)
- Радость жизни (1936)
- Эхо нимфы (1936)
- Ангел у камина (1937)
- Варвары (1937)
- Очаровательный кипарис (1940)
- Облачение невесты (1940)
Американский период
- Тотем и табу (1941)
- Марлен (1941)
- Наполеон в пустыне (1941)
- День и ночь (1941–42)
- Антипапа (1942)
- Европа после дождя II (1940–42)
- Сюрреализм и Живопись (1942)
- Вокс Анжелика (1943)
- Все здесь говорят на латыни (1943)
- Живопись для молодежи (1943)
- Глаз безмолвия (1944)
- Мечта и революция (1945)
- Искушение святого Антония (1945)
- Фазы ночи (1946)
- Дизайн в природе (1947)
- Прекрасный день (1948), представленный в Живопись в сторону архитектуры выставка (1947-52)
- Вдохновленный холм (1950)
- Колорадо Медузы, Цветной плот Медузы (1953)
Второй французский период
- Mundus est fabula (1959)
- Сад Франции (1962)
- Небо женится на Земле (1964)
- Мир наивных (1965)
- Убу, отец и сын (1966)
- Рождение Галактики (1969)
- «La dernière forêt» (Последний лес) (1960–1970)
Коллажи, литографии, рисунки, иллюстрации и др.
Фронтиспис для Повторения к Поль Элюар, 1922
- Режимы Fiat (1919, портфель литографий)
- Иллюстрации к книгам Поль Элюар: Повторения (1922), Les malheurs des immortels (1922), Au défaut du тишина (1925)
- Histoire Naturelle (1926, рисунки фроттажи)
- La femme 100 têtes (1929, графический роман)
- Rêve d’une petite fille qui voulut entrer au carmel (1930, графический роман)
- Une Semaine de Bonté (1934, графический роман)
- Парамиты (1949, коллажи со стихами)
- Иллюстрации к редакциям произведений Льюис Кэрролл: Символическая логика (1966 г., под названием Logique sans peine), Охота на Снарка (1968), и Льюис Кэрролс Wunderhorn (1970, антология текстов)
- Deux Oiseaux (1970, цветная литография)
- Aux petits agneaux (1971, литографии)
- Paysage марин авек капуцин (1972 г., иллюстрированная книга с эссе разных авторов)
- Максимилиана: незаконная практика астрономии: дань уважения Доротее Таннинг (1974, артбук)
- Уазо в опасности (1975, офорты с акватинтой в цветах; опубликовано посмертно)
- Птица (ок. 1924 г.)
- Аввакум (1934)
- Эдип (1934 г., две версии)
- Moonmad (1944)
- Тревожный друг (1944)
- Козерог (1948)
- Король играет с королевой (1954)
- Два и два составляют одно (1956)
- Immortel (1966–67)
- Помощник, Лягушка и Черепаха (1967)
Часть четвертая
Умирающий Ипполит изводит все семейство Иволгиных, особенно отца, который все больше запутывается во лжи. Выясняется, что бумажник с деньгами Лебедева взял отставной генерал, а потом подбросил его так, будто тот выпал из кармана. С каждым днем фантазии старика становятся все нелепее. К примеру, Иволгин рассказывает князю, что лично знал Наполеона. Вскоре у экс-генерала случается удар, он умирает.
У Епанчиных готовятся к свадьбе Мышкина и Аглаи. Собирается знатное общество, которому представляют жениха. Мышкин неожиданно выступает с нелепой речью, разбивает дорогую вазу, а затем с ним случается припадок.
Аглая навещает князя и просит поехать вместе к Настасье Филипповне. При их встрече присутствует Рогожин. Аглая требует, чтобы Настасья Филипповна прекратила сводить ее с князем и всех мучить. Она обвиняет Барашкову в том, что той нравится бравировать своей обидой и «загубленной» честью. Если бы она желала счастья Мышкину, то давно уехала и оставила его в покое.
В ответ гордая красавица начинает насмехаться: ей стоит лишь поманить князя, и тот не устоит перед чарами. Настасья Филипповна выполняет свою угрозу, и растерянный Лев Николаевич не знает что делать. Мышкин мечется между двумя возлюбленными. Он бросается следом за убегающей Аглаей. Но князя догоняет Настасья Филипповна и падает ему на руки без памяти. Забыв об Аглае, Мышкин начинает утешать Настасью Филипповну. Рогожин, наблюдавший эту сцену, уходит прочь. Князь все больше погружается в душевную смуту.
Через две недели назначена свадьба Льва Николаевича и Настасьи Филипповны. Все попытки Мышкина встретиться и объясниться с Аглаей проваливаются. Епанчины возвращаются из Павловска в Петербург.
Евгений пытается убедить Мышкина, что тот поступил дурно, а Настасья Филипповна и того хуже. Князь признается, что любит обеих женщин, но по-разному. К Настасье Филипповне он испытывает любовь-сострадание. Невеста ведет себя очень эксцентрично. То утешает князя, то бьется в истерике.
На свадебной церемонии появляется Рогожин. Настасья Филипповна бросается к нему и просит, чтобы купец ее спас. Они бегут на станцию. К удивлению гостей Мышкин не бросается следом. Он спокойно проводит вечер и только утром начинает разыскивать беглецов. Но поначалу нигде не находит. Князь долго бродит по улицам, пока случайно не встречает Рогожина. Тот приводит Мышкина к себе домой и показывает убитую им Настасью Филипповну.
Оба проводят ночь на полу у тела покойной. Мышкин утешает Парфена, который находится в нервной горячке. Однако состояние князя еще хуже. Он окончательно сходит с ума, становится идиотом.
Странность героя
Другие персонажи романа Ф. М. Достоевского «Идиот» отмечали странность Мышкина. Почти сразу он показывает себя как человек блаженный, потому что Мышкин – это довольно тихий и спокойный молодой человек, который не привык совершать злые поступки.
У Мышкина совершенно детское восприятие мира, он ведет себя как ребенок. Он сам признается, что с детьми ему общаться намного проще, потому что общаться со взрослыми он просто не умеет.
Для него мир огромен, герой не привык не только делать зло, но и ожидать его от других людей. Мышкин очень доверчив, он плохо знает реальный мир.
Непохожесть на других позволяла персонажам называть Мышкина идиотом. Герои называли князя Мышкина жалким существом, дурачком, нищим и сущим ребенком. Герой был отличен от толпы, он являлся посторонним наблюдателем.
Сам Мышкин признает, что раньше, когда он страдал эпилепсией, он действительно был похож на идиота, однако он уже давно выздоровел. Ф. М. Достоевский демонстрирует то, что Мышкина называли не за его прошлую болезнь, а за то, что он был непохож на всех остальных.
Персонажи
- Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.
- Настасья Филипповна Барашкова — красивая женщина из дворянской семьи. Содержанка А. И. Тоцкого, который её обольстил в подростковом возрасте, будучи её опекуном. Она вызывает сострадание и жалость князя Мышкина, который жертвует многим, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
- Парфён Семёнович Рогожин — сероглазый, тёмноволосый двадцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.
Семейство Епанчиных:
- Лизавета Прокофьевна Епанчина — дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Весьма вздорная порой, но очень ранимая и чувствительная.
- Иван Фёдорович Епанчин — богатый и уважаемый в петербургском обществе, генерал Епанчин. Родился в низшем слое.
- Александра Ивановна Епанчина — старшая сестра Аглаи, 25 лет.
- Аделаида Ивановна Епанчина — средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
- Аглая Ивановна Епанчина — самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский, протеже княгини Белоконской. Впоследствии вышла замуж за польского графа «после короткой и необычайной привязанности».
Семейство Иволгиных:
- Ардалион Александрович Иволгин — отставной генерал, отец семейства. Лгун и пьяница.
- Нина Александровна Иволгина — жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
- Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин — амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну.
- Николай (Коля) Ардалионович Иволгин — младший брат Гани, в начале произведения — 13 лет, в конце романа — 16.
- Варвара Ардалионовна Птицына — сестра Гани Иволгина. Категорически против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Умелая интриганка, вхожа в дом Епанчиных, для того, чтобы свести Аглаю с Ганей.
- Иван Петрович Птицын — ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.
Другие значимые лица:
- Фердыщенко — арендует комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль шута.
- Афанасий Иванович Тоцкий — миллионер. Растлил, а затем содержал Настасью Филипповну Барашкову после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
- Ипполит — чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
- Келлер — боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
- Лукьян Тимофеевич Лебедев — чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.
- Князь Щ — общественник, земский деятель, корреспондент нескольких русских учёных обществ, первоначально состоял на службе. Родственник Евгения Павловича Радомского, помолвлен с Аделаидой Ивановной Епанчиной.
Факты
- Во Флоренции на площади перед палаццо Питти на одном из домов висит мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот».
- В 2013 году роман был включён в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.
- Роман включён в список 100 лучших книг Норвежского книжного клуба 2002 года.
- На протяжении романа герои несколько раз обсуждают реальный криминальный случай, произошедший в 1868 году — жестокое убийство гимназистом Витольдом Горским семьи купца И. С. Жемарина. Интересно, что Достоевский пытался представить себе и дальнейшую судьбу Горского. Так, в набросках к «Идиоту» имеется заметка, что князь Мышкин видел Горского в тюрьме и выпустил его. Однако заметка осталась нереализованной, эта история в роман не вошла.
Описание картины
Интересная картина в темных, таких теплых тонах. Тут много персонажей – на каждого интересно смотреть.
Тут словно сходятся две «стихии», но смотрят они друг на друга с интересом и даже симпатией. Справа больше женщин, слева – наоборот. В практически центре картины невеста и жених. Она как бы несёт себя, на ней красивый и богатый наряд. Смотрит она тепло, чуть хитро. Очень богатая на ней вышитая одежда, она точно долго собиралась на эту встречу. Жених прямо любуется ей, чуть склонил голову… Мужчины, которые сидят за столом, тоже улыбаются, смотрят одобрительно. На столе хлеб и, по-моему, мясо на тарелках. Несколько человек сидят спиной. Наверное, едят. И пьют.
Я считаю, что это времена Ивана Грозного – все так выглядят по-русски: в кафтанах, сарафанах… Это традиционное действо. За спиной жениха с его родственниками иконы красивые видны. За спиной сопровождающих невесту (а их реально в три раза больше) ещё шторка, из-за которой выглядывают другие любопытствующие.
С правой стороны, как я уже говорил, больше женщин, есть даже старушки. Они смотрят внимательней всего, как всегда. Бабушки щурятся, как-то стараются всё рассмотреть, услышать, чтоб ни слова не упустить. Они смотрят, чтоб все традиции соблюдались. За невестой ещё подружки в таких смешных головных уборах – круглых, перевязанных широкими лентами. Девушки больше улыбаются. Мне кажется, что они нахваливают невесту, типа, она и готовит, и вышивает. То есть у них тут заключается важная «сделка». Конечно, они не заключают брачный контракт, но обсуждают всякие условия, например, свадьбу, сколько приданого.
Думаю, там довольно душно, шумно, но какая-нибудь бабушка всё время всех призывает к порядку. А так идёт шутливый спор, обсуждение. Картина похожа на фотографию, так тут всё живо, всё натурально! Думаю, тут не обошлось без подарков. И практически всё уже решено, просто празднуют уже сговор, это вам не программа «Давай поженимся», все всех выбрали уже. Кстати, надеюсь, что молодые сами друг друга выбрали, это не решение сватов, родителей…
Забавная картина, мне нравится, что её можно рассматривать очень долго. И она, в целом, позитивна.
Характеристика 2
Главным персонажем романа «Идиот» Ф. М. Достоевского является князь Мышкин. После многих лет, проведенных за границей, в клинике для душевнобольных, он возвращается в Россию.
Многие персонажи замечают странность Мышкина. С первых страниц романа он предстает в образе человека блаженного. Вообще, князь – удивительно смиренный и доверчивый молодой человек, не способный на подлые, злые поступки.
У главного героя абсолютно детское, наивное восприятие мира и поведение, типичное для ребенка. Князь сам признается в том, что мир детей ему более понятен и близок, а со взрослыми общаться он не научен.
Именно эти наивность, детскость и непохожесть князя на других представителей светского круга позволяют героям романа считать его идиотом. Мышкина считают дурачком, называют его «жалким существом», и «сущим ребенком». Достоевский подчеркивает, что такую характеристику его герой получил не за свою прошлую болезнь, а за то, что абсолютно не похож на окружающих его людей.
Характер князя отличается добротой, милосердием и состраданием. Несмотря на отсутствие образования, это достаточно эрудированный, умный человек, имеющий собственное мнение по многим общественным и философским вопросам.
В образе Мышкина Достоевский задумал воплотить черты, характерные для Христа. В романе прослеживается ряд аналогий, характерных для князя и Христа. Однако, Мышкин — это отнюдь не персонаж из Нового Завета, он также не является выразителем темы искупления за грехи и стремления в царствие Божие. Сущность стремлений главного героя — найти человеческую суть в самом человеке, сострадать обездоленным и униженным.
Даже внешне Мышкин напоминает Христа. Он сострадателен, милосерден, сердце его переполнено любовью к ближнему. Князь не заботится о своем здоровье и благополучии, он целиком живет для других, готов в любую минуту жертвовать собой. Князь попадает в положение, похожее на то, в котором оказался Христос. Окружение не доверяет ему, не верит в искренность и бескорыстность. Он «не вписывается» в окружение, и потому невольно оказывается с этим миром в конфликте. Однако, князь Мышкин не безвольный, слабый персонаж, а человек земной, со своим особым, твердым характером.
Идея романа в том, что «идиотизм» князя Мышкина – это не его личный недуг, а болезнь всего общества, в котором принято считать идиотом добродетельного и милосердного человека.
Духовно-нравственный кризис российского общества 60—70-х гг. XIX в
«Духовно сформировавшийся в Швейцарии, в горах, среди патриархального пастушеского народа, в общении с детьми и природой, Мышкин уже сложившимся человеком возвращается в Россию, и это позволяет Достоевскому обрисовать в романе русское общество второй половины 1860-х годов со свойственными ему социальными и моральными противоречиями», -пишут в примечаниях к роману «Идиот» его комментаторы31 (9; 405). Для России вторая половина XIX века — время сложное, время становления новых систем координат во внутренней политике государства, выработки новых ценностей, этических и эстетических. Время, когда все «сдвинулось» и пока неизвестно к чему придет, когда нет нравственных ориентиров, опор, которые помогут создать будущую гармоническую жизнь.
В 1877 г. в «Дневнике писателя» Достоевский отмечал: «У нас есть бесспорно жизнь разлагающаяся и семейство, стало быть, разлагающееся. Но есть, необходимо, и жизнь вновь складывающаяся, на новых уже началах» (25; 35). Процесс «разложения» русской жизни началось задолго до 1877 года. Уже в 40-х гг. XIX века, особенно после французской буржуазной революции 1848 г., вследствие кризиса феодально-патриархальных отношений происходит активный рост самосознания личности, чувства ее самоценности. В умах прозападно настроенной молодежи утверждается мысль о праве личности отстаивать свои интересы согласно собственным понятиям о нравственности или справедливости, даже если эти понятия не одобряются господствующей моралью общества. Идеи социализма как общества равных возможностей, построенного на равноправии людей, сменяют в сознании христианские идеи смирения и покорности воле Бога. Амбиции «маленького человека», показанные Достоевским в ранних повестях, рождены из полуоформившегося желания быть не как все. Быть личностью уважаемой, сильной и милостивой мечтает Голядкин, герой «Двойника». Протест против нивелирующей действительности видим мы в «Неточке Незвановой» и в «Хозяйке». Но эти амбициозные требования еще мелки и эгоистичны, в них нет высоких устремлений героев-идеологов романного мира Достоевского, мечтающих изменить мир вокруг, сделать его лучше, справедливее не для себя, а для всех.
На одном из собраний у Петрашевского Достоевский выступил с докладом «О личности и человеческом эгоизме». А.А. Григорьев, ссылаясь на исследование Н.Ф. Бельчиковым дела петрашевцев, приводит слова Достоевского, взятые из показаний писателя во время следствия: «…я хотел доказать, что между нами более амбиций, чем настоящего человеческого достоинства, что мы сами впадаем в самоумаление, в размельчение личности от мелкого самолюбия, от эгоизма и от бесцельности занятий»32.
Слова Достоевского конца 40-х гг. о достоинстве человека, ощутившего себя не безликой частью целого, а самоценным индивидом, имеют перекличку с размышлениями А.И. Герцена этого же периода, правда, с одной существенной разницей. Герцен приветствовал подъем уровня самосознания и самоуважения в человеке, считая это необходимым для мыслящего, образованного человека. Достоевского же настораживало то, что рост личностного начала в человеке идет по пути отрицания прав другого человека.
Таким рождается новый человек в новой эпохе экономических отношений и революционных переворотов — рост индивидуальности выдвигает на первый план проблему взаимоотношения человека и общества. Связано это вычленение «одного из массы» с тем, что происходит переоценка основ жизни, старые кумиры свергаются, а вместе с ними рушатся и старые связи, традиции, культурные и религиозные ценности. Процесс этот неизбежен в период смены эпох (от феодальной к капиталистической), реформаторской деятельности, войны. Рост личностного самосознания заставляет каждого человека искать новый смысл жизни, как для себя (в первую очередь) так и для общества в целом. От общества начинают требовать признания собственной исключительности. Человек более не хочет быть «ветошкой» или «винтиком», но он же способен противопоставить себя всему человечеству, резко обособиться от него. Таковы, например, герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и носитель «разорванного сознания» Парадоксалист из «Записок из подполья».
Внешний вид
Человек среднего роста с военной выправкой, всегда стройный и подтянутый. В 1805 году он выглядит двадцатипятилетним юношей, когда с друзьями пускает в реку медведя.
Федор отличается от своих друзей тем, что не носит усов, хотя пехотные офицеры считают их достоинством мужчины тех времен
Толстой акцентирует внимание на ротовой зоне лица. Линия губ имела четкие тонкие смазливые изгибы, особенно интересно верхняя губа накладывалась на нижнюю: затейливым клинышком
Из-за особенности природной форма рта создавалось впечатление, что Федор постоянно улыбается и находится в прекрасном расположении духа. Улыбка прекрасно сочеталась с хитрым выражением глаз. Обладая легко запоминающейся внешностью, офицер элитного полка тщательно следил за чистотой, опрятностью тела. Всегда носил белые рубашки, ходил аккуратно выбритым.
Сочинение Федор Долохов
Федор Долохов один из самых сложных персонажей в романе. Выходец из обедневшего дворянского рода, из родных имеет только мать и сестру. Изначально получил хорошее образование и воспитание. Обладает привлекательной внешностью, которой охотно пользуется для обольщения женщин. Игрок, повеса и дуэлянт – одним словом, авантюрист.
По службе часто оказывался разжалован в солдаты, по причине дуэлей или проявления характера. Этот же характер и готовность рискнуть собственной жизнью помогали ему восстановиться в звании офицера. Сослуживцы единодушно считают его человеком храбрым, однако храбрые поступки у Долохова заканчиваются, когда он получает желаемое повышение. Он не склонен проявлять храбрость просто так, не рассчитывая получить личную выгоду. Обо всех своих подвигах он непременно уведомит начальство.
В светской жизни Долохов также заметная личность. Он с удовольствием посещает увеселительные мероприятия, развлечения у него граничат с безрассудством. Часто он вплотную подходит к грани между «прилично» и «неприлично». Друзей заводит легко, однако настоящей привязанности ни к кому не испытывает. Друзья ему нужны, чтобы пользоваться их положением в обществе и деньгами. Более всего он сдружился с Анатолем Курагиным – таким же повесой, как и он сам. А вот Николай Ростов, представитель уважаемой и богатой семьи, Долохова в качестве друга не заинтересовал. Во-первых, их ценности были абсолютно противоположны. Во-вторых, Долохов был уязвлен отказом Сони, которая предпочла ему Николая. Поэтому Долохов не стал наводить дружбу с молодым Ростовым, а вместо этого решил обыграть его в карты, таким образом получив от него материальную выгоду. В карты Долохову везло часто, даже ходили слухи будто он шулер. Сам Долохов такие слухи охотно распространял.
На фоне распутной жизни происходят неожиданные проявления совершенно иных качеств. Оказывается, Долохов нежно любит мать, о чем он сам сообщает Ростову. Он ранен и плачет, вспоминая о ней. Долохов сообщает Николаю, что готов умереть за тех, кого он любит, а всех прочих готов растоптать, если встанут у него на пути. Он просит прощения у Пьера накануне Бородинского сражения. Ранее Долохов злоупотребил гостеприимством Пьера, соблазнил его жену и довел дело до дуэли. Оказывается, этот эгоист Долохов способен кого-то любить, способен признавать свою вину. Но это благородство так редко проявлялось в нем.