Романтические черты в поэме лермонтова демонромантические черты в поэме м.ю.лермонтова 《демон》

Образ и характеристика демона в поэме демон лермонтова

Средства выразительности

Эпитеты в стихотворении «Ангел» помогают создавать определённые образы и особую атмосферу. Так, показывая уникальную чистоту главного персонажа, Лермонтов называет его хвалу «великому» богу «непритворной». Поэт употребляет это определение так, чтобы читатель не мог не обратить на него внимания при прочтении: в конце второй строфы, в обособленной уточняющей конструкции. Образу молодой души придаёт особый колорит эпитет «чудный», относящийся к её желанию. То есть, несмотря на печаль мира и собственное томление, душа продолжает верить и надеяться, ведь она помнит «живой» голос Ангела.

Поэт пользуется антитезой «небо и земля», а усиливает её противопоставленными эпитетами, описывающими песни этих миров. Например, у земли песни «скучные», а у Ангела – «святые».

Кроме того, Лермонтов обращается к такой стилистической фигуре, как инверсия, что придаёт возвышенность и покой повествованию. В последней строфе мы обнаруживаем анафору: «И долго…И звуков», — что делает завершение стихотворения наиболее гармоничным, но в тоже время намекает на бесконечность жизни молодой души, когда-то принесённой на землю Ангелом.

Образ Демона в поэме Лермонтова

Анализ: «Демон» Лермонтова примечателен, в первую очередь, тем, что автор необычно подошёл и к сюжету поэмы, и к изображению ключевого образа. Лермонтовский Демон — это удивительное сочетание огромной внутренней силы, стремления избавиться от гнетущего чувства одиночества, желания приобщиться к добру и трагического бессилия, связанного с невозможностью достичь желаемого. Читателю Демон представляется этаким мятежным протестантом, который противопоставил себя не только Богу, но также и всему миру, всем людям.

Главный герой — «царь познанья и свободы», который восстаёт против всего, сковывающего разум. Демон в поэме Лермонтова отвергает мир, в котором отсутствует истинное счастье, где люди равно боятся как любить, так и ненавидеть, постоянно пребывают во власти мирских страстей. Однако это глобальное отрицание демонстрирует не только силу Демона, а и его слабость. Ведь с высоты бесконечных просторов космоса он просто неспособен увидеть и оценить всю прелесть земной природы.

Надменное уединение тяготит Демона, он часто тоскует об общении с людьми и миром. «Жить для себя» ему опостылело, и выходом из темницы угрюмого одиночества ему видится любовь к простой девушке Тамаре. Однако для него остаются недостижимыми поиски красоты, гармонии, любви и добра.

Образ Демона

Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.

Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.

Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.

Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.

Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.

Сила любви

он пытается захватить сердце и душу чистой невинной княжны. Грустный взгляд, взор с любовью делают свое подлое дело. Автор отвлекает читателя от сути Демона, иногда кажется, что это настоящая любовь, очищая и облагораживающая. Только одно слово дает точную характеристику происходящего:

ужасное очарование преследует жертву. Сила Демона способна проникнуть даже в обитель Святых, для него нет стен и преград сильнее его желаний. Демон борется только с собой.

Но тогда Демон стал бы просто небожителем, потерял свою индивидуальность. Злой дух доводит начатое до конца. Тамара оказывается в его власти и гибнет. Раб любви на словах на деле оказывается смертельным ядом. Добро оказывается все же сильнее. Ангел сохраняет душу девушки, зло терпит проигрыш, остается снова влачить свое ничтожное существование, жить как прежде.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание героя в цитатах. Смотрите: Краткое содержание поэмы «Демон» Характеристика Тамары в цитатах Все материалы по поэме «Демон»

Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание в цитатах

Будучи ангелом, Демон был проклят и отвержен (изгнан из рая) и с тех пор блуждает по миру без приюта:

Вот уже много веков Демон сеет зло на земле, но делает это без наслаждения. Ему стало скучно творить зло:

Однажды Демон пролетает над Грузией и видит молодую красавицу Тамару. Девушка вызывает в нем давно забытое чувство любви. Демон снова мечтает о счастье, которое когда-то знал:

Тамара готовится выйти замуж, но в тот же день перед свадьбой ее жених погибает (вероятно, в его гибели виновен Демон):

Тамара попадает под очарование этого загадочного существа (Демона). Она страдает, тоскует и отказывается выходить замуж за кого-либо. Тамара уходит в монастырь, чтобы там бороться со своими странными чувствами. Однако и в монастыре девушку преследует «знакомый образ», который манит и зовет ее куда-то:

Однажды Демон, как обычно, прилетает в монастырь к Тамаре. Ему приходит мысль оставить свой злой замысел и улететь прочь. Вдруг он слышит чудесную песню, которая трогает его. Он решает оставить свои злые замыслы и покинуть Тамару, но его крылья не слушаются. Тогда из глаз Демона капает слеза, которая прожигает камень насквозь:

Нарушить. И была минута,

Когда казался он готов

Оставить умысел жестокой.»

Наконец Демон все-таки входит в келью Тамары. Он видит там Ангела, прилетевшего к девушке, и прогоняет его. Демон признается Тамаре в любви и рассказывает ей о том, как страдает и мучается:

Красивые речи Демона очаровывают Тамару, и та соглашается быть с ним. Демон целует девушку, однако его поцелуй оказывается ядовитым, и Тамара тут же умирает:

После смерти Тамары Демон пытается завладеть ее душой, однако Ангел не позволяет ему это сделать и уносит душу девушки в рай. Таким образом, Демон терпит поражение и вновь остается один:

Таковы цитатный образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание персонажа в цитатах.

Одним из вариантов трактовки гибели жениха Тамары становится ревность Демона, который хотел заполучить Тамару и не хотел делить ее с кем-то другим.

После смерти Тамары Демон пытается завладеть ее душою, однако ангел уносит ее в рай. Демон вновь оказывается в полном одиночестве. М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что гордый бунтарь Демон, противостоящий самому Богу, обречен на одиночество.

Демону не удалось возродиться. Если Тамара осознает, что совершила грех, что верность Богу необходима, за это Бог ее прощает, то Демон не получает прощения. Причиной как отречения от небес, так и непрощения становится гордыня Демона.

  • Открытие пролива между азией и северной америкой кратко

      

  • Курсом реформ приватизация кратко

      

  • Передача и хранение информации кратко

      

  • Типы общностей в догосударственный период кратко

      

  • Звездные скопления и ассоциации кратко

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа — чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

Демон стал центральным образом одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. В этом произведении он представлен не как страшное чудище – исчадие ада, а как прекрасное крылатое существо. Демон – это падший ангел, изгнанный с небес за неповиновение. А наказанием для него стали бессмертие и вечное забвение. Вечность он проводит в тоске и одиночестве, его переполняет злость и чувство ненависти к мирским делам.

На страницах поэмы Демон предстает перед нами в трех разных образах.

Сначала мы видим его как существо, которое устало от совершения злых дел

Его ничего не радует и не привлекает внимание. Но все меняется в один миг – он видит прекрасную танцующую девушку

Это была Тамара.

Демон понимает, что поддался земному чувству любви. Он очарован красотой девушки. Демон не хочет снова творить зло. Он пытается избавиться от своего вечного одиночества, он пытается обрести счастье, освободится от проклятий. Услышав песню Тамары, опьяненный чувством любви, Демон проливает слезу, но его слеза не простая, она прожигает камень у монастырской стены.

Злой дух понимает, что его любовь погубит Тамару. Но его цель скинуть оковы вечного проклятия, вернуться в рай, пусть даже ценой жизни ни в чем не повинной девушки.

После того, как Тамара умирает, между ангелом-хранителем и Демоном разворачивается битва за душу девушки. Ангел побеждает, и душа Тамары отправляется в рай.

А Демон остался ни с чем. Он все также одинок. У него нет ни любви ни веры, осталась только вечность.

Напечатать

Темы и проблемы произведения

Тема данной поэмы не типична для авторов русской литературы. Здесь затрагиваются проблемы любви, одиночества, борьбы.

Любовь была воспета многими авторами, которые показывали то, что она способна излечить даже самые очерствевшие и раненые души. Она способна развеять одиночество, дать силы и смысл. Именно таким предстает перед читателем Демон, который ищет свое спасение в любви. Но его отверженный дух не намерен искать пути спасения. Выбор им был сделан давно. Он сам выбрал свой путь, вступив в противостояние с Богом. Поэтому даже любовь не в силах помочь Демону, который выбрал свою непростую дорогу.

Многие авторы показывали любовь – как вершину, идеал. Но достичь её было очень не просто, и дано далеко не всем. Лермонтов так же показывает картину любви, которая так и не имела счастливого конца.

Тема веры так же имеет огромное значение в этом произведении. Благодаря своей вере Тамара спасается от вечных мучений в Аду. Сила её веры огромна, она продолжает верить в то, что Бог ей поможет. Поэтому она совершенно не поддается искушению Демона. Благодаря тому, что она осталась в монастыре и выбрала религию, полностью отрекшись от страсти, ей на помощь приходит Ангел.

Основной темой произведения можно назвать тему борьбы. Борьба добра со злом была представлена многими поэтами и до сих пор является актуальной. В душе каждого человека есть свой Демон и Ангел. Каждый день они ведут свою борьбу, искушая человека. Благодаря аллегории Михаил Юрьевич описывает человеческую душу с двух противоположных сторон. Постоянная борьба противоречий как нельзя лучше представлена в образе Тамары.

Так же поэме «Демон» затрагивается тема мистики. Данный прием так же достаточно часто встречается у представителей романтизма. Благодаря мистическим явлениям, поэты показывают недостижимость идеала, уводя читателя далеко вверх, подальше от земных проблем. Автор показывает параллельно существование двух миров – реальный, в котором мы проживаем всю свою жизнь, и мифический – в котором так часто борются наши души.

Ангельское начало

Демон устал от зла в своей душе, он хочет перевоплотиться, ищет что-то новое в мире. Просто сеять зло среди людей – ему недостаточно. Как измениться черной силе? Он влюбляется в красавицу с неземной внешностью. Любовь должна очистить Демона, освободить его от Божьего наказания. Автор показывает героя манящим и сильным. Персонаж загадочен и обаятелен. Он красивая тайна, видение очарования. В уме Тамары дух обретает форму, ночной гость виден и воспринимаем. Для читателя он все еще загадка, но иногда и здесь начинает обретать черты. Демон становится тем, кого хотят, желают, любят. Автор не боится признать, что человек живет греховными мечтаниями. Характеристика духа не пугает, а привлекает:

Демон опасен как любое чувство, как змей – искуситель. Печаль внутри ночного гостя помогает понять, как тяжело духу переживать новое ощущение, поселившееся без его ведома, которым невозможно руководить. Любовь

Жанр, размер

Жанр данного произведения – поэма. Размер, к которому обратился автор для написания, четырехстопный ямб. Что же касается направления, то это романтизм, чему есть неопровержимые доказательства. Как и в других романтических произведениях, здесь присутствует герой, который отличается бунтарским характером.

Мы видим главного героя произведения – бунтарь по натуре, который был изгнан за неповиновение. Внутри него продолжается постоянная борьба. Ему приходится расплачиваться за свой взрывной характер. Тема борьбы так же присутствует на протяжении всего произведения. Мы видим противостояние Демона и Бога, а так же борьбу Демона, наверное, самую сложную из всех. Это борьба с самим собой, и своими желаниями, которые порой становятся сильнее.

Действие поэмы происходит в Грузии. Это так же является одной из особенностей романтизма, поскольку, таким образом, поэты пытаются подчеркнуть особенность и не типичность.

Михаил Юрьевич затрагивает религиозную тематику. Так же присутствуют ноты мифологии.

Поэма пропитана одиночеством, борьбой, любовью, а так же жаждой свободы. Совокупность всех этих особенностей указывает именно на романтизм.

Характер представителя черных сил

У Демона много лиц. Он горд, презирает все божественное:

«Презрительным окинул оком Творенье бога своего…».

Демон умеет быть хитрым и лукавым. Он поселяет в душах людей и мешает им жить и поступать так, как они бы хотели, уводить их в сторону от избранного пути. Мечты людей становятся коварными. Герой Ада бессмертен и не боится совершать черные дела, ему не грозит наказание. Такое существование не нравится Демону. Ему хочется опасности, бурь, смятений. Он ненавидит данную власть и бессмертие. Дух ненавидит не только людей. Его раздражает красота мира. Он завидует природе:

«…кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил…».

Демон умеет презирать и ненавидеть, другие чувства не появляются в его душе.

Чтения у императрицы

В начале 1839 года поэма привлекла внимание придворных кругов. Ею также заинтересовалась императрица Александра Фёдоровна (супруга Николая II). В связи с этим потребовалось представление поэмы «ко двору» для чтения императрицы

Лермонтов изменил сюжет, заново пересоздал части текста, обогатив характеристики, описания и отступления множеством новых великолепных стихов, и отшлифовал произведение в целом. Достаточно сказать, что только при переделке поэмы возник монолог Демона: «Клянусь я первым днем творенья…»

В связи с этим потребовалось представление поэмы «ко двору» для чтения императрицы. Лермонтов изменил сюжет, заново пересоздал части текста, обогатив характеристики, описания и отступления множеством новых великолепных стихов, и отшлифовал произведение в целом. Достаточно сказать, что только при переделке поэмы возник монолог Демона: «Клянусь я первым днем творенья…».

Исправленный и каллиграфически переписанный текст (VIII редакция поэмы) был прочитан императрице 8–9 февраля 1839 г. и возвращен автору:

«Один из членов царской фамилии пожелал прочесть „Демона“, ходившего в то время по рукам, в списках более или менее искаженных. Лермонтов принялся за эту поэму в четвертый раз, отделал ее окончательно, отдал переписать каллиграфически и, по одобрении к печати цензурой, препроводил по назначению. Через несколько дней он получил ее обратно, и этоединственный экземпляр полный и после которого „Демон“ не переделывался.» — из воспоминаний А. П. Шан-Гирея

Сочинения

К образам нечистой силы прибегали многие писатели. Нечистая сила тревожила сердца многих людей и была многоликой, ведь не зря же у нее множество имен. По этим причинам люди должны быть осторожны и никогда не поддаваться искушениям. Тему нечистой силы затронул и Лермонтов в своей работе Демон, которую создавал чуть ли не всю свою жизнь.

Краткий анализ поэмы Лермонтова Демон

Над своей работой Демон, краткий анализ которой мы представляем вашему вниманию, Лермонтов начал работать еще в четырнадцатилетнем возрасте. После ее появления в первоначальном виде, автор неоднократно ее переделывал. По этим причинам было восемь редакций Демона. Они отличались между собой и неудивительно, ведь в раннем возрасте было одно видение, в которое вмещались множественные философские рассуждения, в то время как в более зрелом возрасте там нет параллелей между лирическим героем Демоном и автором работы.

Создавая стихотворение Демон, автор опирается на известную легенду из Библии, где Бог низвергает с неба падшего ангела. В работе писатель использует грузинский фольклор и прибегает к деталям местного быта.

Раскрывая сюжетную линию в нашем анализе поэмы Лермонтова по плану, мы видим многие затронутые тематики, где особое место отводится теме любви. Это чувство, которое может погубить, а может подарить надежду. Так ревность и спешка жениха Тамары его губит, а вот Демону любовь дарит надежду на спасение. В поэме Лермонтова видна борьба, где Демон противостоит не только миру, но ведет борьбу с самим собой. Кроме того, Лермонтов раскрывает тему веры и одиночества.

Сюжет и проблематика

Согласно сюжету, Бог изгнал с небес Демона, которому пришлось скитаться в горах. Демон был одинок, его не радовали темные дела, но пролетая над Грузией, он заметил Тамару. Это прекрасная девушка, которая готовилась к сватанью. Она ждала своего жениха с нетерпением, играла на бубне и танцевала. Она пленила Демона, который задумал уничтожить соперника, направив разбойников на жениха, что спешил к своей невесте. Демон добился его смерти и вместо предстоящей свадьбы над героиней нависло траурное событие.

Теперь Демон стал являться к девушке во сне, его голос она слышала повсюду, и не выдержав, упрашивает отца отдать ее в монастырь. Хоть и в монастыре не было покоя Тамаре от Демона, она оказалась под защитой Ангелов. Однажды Демону удается соблазнить героиню, хоть он и понимал, что плотская связь завершится смертью его избранницы. Так и произошло. Демон соблазнил Тамару, после чего она умирает. Однако душа ее была спасена, ведь Ангел забрал ее в рай. Главный же персонаж обречен теперь на одиночество и скитания.

Как мы видим, Лермонтов в своем произведении актуализировал такую проблематику, как порок и любовь. Герои должны сделать свой нравственный выбор, где Демон отказался от смирения, выбрав страсть за что получает еще больше страданий. Жених Тамары пренебрегает молитвой, за что тут же и поплатился. А вот Тамара устояла, и не поддавшись соблазнам, попадает в рай.

Главные герои

В кратком анализе стихотворения Демон мы можем выделить двух главных героев. Это падший ангел Демон, который был наказан вечной жизнью в тоске и одиночестве. Он полюбил Тамару, однако его чувство привело лишь к трагедии. Тамара тоже является главной героиней поэмы. Она скромна, верит в бога и целомудрие, и является символом красоты в поэме.

Основной смысл поэмы

Если говорить о смысле и идее поэмы Лермонтова, то автор, показывая нам Ангела и Демона, пытается показать двойственность человеческой натуры, где постоянно идет борьба между добрым и злым началом. Так Демон внутри человека сеет сомнения, лукавство, следуя за которыми можно получить наказание. Ангел же призван наставить нас на путь истинный.

Анализ поэмы «Демон» Лермонтов

А какую оценку поставите вы?

История создания произведения

Работу над произведением М. Ю. Лермонтов начал еще совсем юный четырнадцатилетний мальчика, а окончил уже довольно осознанный мужчина. Однако, первая строчка — «Печальный демон, дух изгнанья» оставалась неизменной с 1829 года до финальной редакции. Всего произведение подверглось восьми коренным изменениям и было напечатано только после гибели автора.

Первая печать представляла собой отрывки из поэмы и была осуществлена в 1842 году в «Отечественных записках».

В 1858 году в Германии впервые был опубликовано полноценное произведение (за исключением диалога Тамары с Демоном). Тираж составлял всего 28 экземпляров. Спустя год было выпущено в свет очередное издание, но, в этот раз, дополненное недостающим диалогом.

В России поэма «Демон» впервые была издана полностью в 1860 году в сборнике произведений Лермонтова.

Главные герои и их характеристика

  • Демон
    – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара
    скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.

Смысл финала поэмы Демон

В концовке поэмы каждый герой логично получает то, что и заслужил. Тамара, изначально чистая душою и открытая Богу, отправляется в рай. Ей помогает в этом ее Ангел-Хранитель, ибо она сама как ангел. К тому же она старается всячески оградиться от Демона и его искусительных речей.

Сам Демон тоже, как уже было сказано ранее, получает по заслугам. Он не сумел совладать с гордыней и другими своими пороками, а потому практически сам обрек себя на вечное одиночество и страдание. Он был дерзок, груб с девушкой, не внимал речам и мольбам ни Тамары, ни ее Ангела-Хранителя. И поплатился за это навсегда утраченной надеждой на возвращение в светлый мир.

Чистые помыслы о счастье и любви никогда не могут быть совместимы с грешными путями их осуществления. И это один из тех уроков, которые дает нам Михаил Юрьевич Лермонтов.

В чем смысл поэмы Демон

Как и многие произведения романтизма «Демон» строится на открытом противопоставление. Антитеза: Демон — Тамара. Демон в данном случае олицетворяет свершение зла и грехопадение, Тамара же, хоть и не в полной мере, является неким ангелом. Она безумно красива, причем не только внешне, но и внутренне. Ее душа искренна и чиста, предана Богу. Именно этим она и привлекает Демона.

В нем есть желание очиститься, исправиться. И он считает, что единственное средство, способное ему с этим помочь — это любовь с такой прекрасной девушкой. Но все же в нем сильны и позывы гордыни и страсти. Он не может удержаться и соблазняет Тамару. Возрождение Демона не свершается. Все то, о чем он мечтал — вновь чувствовать, испытывать любовь к миру, восхищаться красотой — рушится без надежды на новую попытку.

Эта поэма наводит и на мысли о двойственности человеческой души. Всегда есть два полюса — Добро и Зло. И они постоянно сражаются за «главенство». Зло искушает, побуждает к порокам. Добро же велит им сопротивляться. Что победит в итоге? Если человек слаб, то Зло, как это было с женихом Тамары и с самим Демоном. Если чист душой и силен, то, конечно, Добро.

Лермонтов также указывает нам, что там, где есть порок, не может быть чистой и искренней любви. Наслаждение плотью не есть любовь, это то, что губит человека, омрачает и очерняет душу.

Некоторые критики также считают, что в этой поэме нашлось и отражение социального. Так, под Демоном подразумевают тех бунтующих и вольных деятелей 30-х годов XIX века, которые выступали с резкой критикой самодержавно-крепостнического уклада. Они, как и герой отважны и горды, презирают высшую власть (как Демон Бога), они бунтуют против несправедливости мира, но не могут его изменить.

Образ Демона в искусстве

Если в 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, то ближе к концу XIX века — на фоне растущего интереса к русской поэзии — поэма и её герой вновь обрели актуальность. «Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1901—1902).


«Тамара и Демон» (1890). Фрагмент иллюстрации М.А. Врубеля к поэме М. Ю. Лермонтова.

Врубелевский герой, с одной стороны, напоминает античных титанов, обладающих властью над миром; с другой — это, по замечанию философа Василия Розанова, некое стихийно-языческое существо, близкое древнегреческому богу Пану.

Сам образ падшего ангела, взбунтовавшегося против Творца и получившего за свой мятеж участь вечного скитальца, в литературе не нов: предшественниками лермонтовского героя были байроновский Люцифер («Каин»), гётевский Мефистофель («Фауст»), мильтоновский Сатана («Потерянный рай») и другие персонажи. Но если, к примеру, местом действия «Потерянного рая» является некое метафизическое пространство, то история Демона происходит на фоне земного — кавказского — пейзажа, среди гор. Возможно, здесь сказалось влияние Василия Жуковского, в балладах которого пейзажи «отличались явно повышенной гористостью».

См. Цитаты из книги «Демон» (1839) М.Ю. Лермонтова

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона «Каин», Сатану, изображенного Мильтоном в «Потерянном рае», Мефистофеля в знаменитом «Фаусте» Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов («Демон»). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон — мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он — «царь познанья и свободы». Демон — воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон — это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Проблемы

Проблематика произведения «Демон» может быть описана объемнее, если читатели напишут Многомудрому Литрекону то, то нужно добавить в список.

  1. Гордыня. Для автора любовь – это святое неземное чувство, которое отзывается в нас чем-то мистическим и духовным. Она не может быть совместима с пороком и злом, она заставляет нас творить добро и отказываться от гордыни. Демон не мог выйти из своей гордой и надменной сущности, поэтому его страсть окрасилась в мрачные тона и убила Тамару. Чувства не победили в нем, а оказались побежденными более сильными порывами его души.
  2. Одиночество. Демон трагически одинок и тяжело переживает низвержение. Автор открыто сочувствует ему, понимая, что природу злого духа не изменить. Он таков, его таким создали, поэтому он обречен на одинокие скитания. В характере Демона прослеживается схожесть с нравом самого автора, которого современники считали желчным, замкнутым и неприветливым человеком, обреченным на уединение и нелюбовь.
  3. Бунт против своей природы — это тоже проблема, поднятая в произведении «Демон». Герой ненавидит свой путь и хочет перемениться, но метаморфоза невозможна. Ты — тот, кем тебе суждено быть, ты не делаешь себя сам — вот посыл, который пропагандировали многие поэты-романтики, поэтому все попытки Демона тщетны.
  4. Судьба. По мнению многих поэтов-романтиков, злой рок неумолим. Если что-то начертано на роду, то от этого не уйдешь. Так и Демон не смог уйти от себя, не сумел свернуть со своей дороги, как ни пытался.

Сурикова А. С.: Демоническое в творчестве М. Ю. Лермонтова

ДЕМОНИЧЕСКОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Ключевые слова:

М. Ю. Лермонтов, демон, демоническое, возвышенное, романтизм.

Тема демонического и демонизма в литературе обыкновенно соотносится с романтизмом, для которого она является одной из ключевых.

По поводу последней позволю себе процитировать несколько строк из писем Лермонтова к М. А. Лопухиной и А. М. Верещагиной. Строки эти интересны в том отношении, что в них угадываются черты все того же демонического героя, однако на этот раз — в самом авторе писем.

Примечательно также, что эти черты выявляют себя в отношении поэта с женщинами, то есть в той сфере, которая романтиками — и Лермонтов здесь не исключение — сакрализуется и обожествляется. Именно в этой сфере срыв и провал наиболее ярко демонстрируют несостоятельность героя — будь то демонический герой Печорин, Демон одноименной поэмы или же обнаруживающий в себе демонические черты сам поэт М. Ю. Лермонтов.

), и власть его иллюзорна: погубленной им душой Тамары Демону овладеть не удается…

Люблю тебя нездешней страстью, Как полюбить не можешь ты: Всем упоением, всей властью Бессмертной мысли и мечты.

Я с ней не разлучался. Детский лепет Подслушивать, невинной груди трепет Следить, ее дыханием с немой, Мучительной и жадною тоской Как жизнью упиваться… это было Смешно! — но мне так ново и так мило!

А что же Демон? Что для него Тамара, любви которой он жаждет так настойчиво?

В душе моей, с начала мира, Твой образ был напечатлен, Передо мной носился он В пустынях вечного эфира. Давно тревожа мысль мою, Мне имя сладкое звучало; Во дни блаженства мне в раю Одной тебя недоставало, —

…Избрав тебя моей святыней, Я власть у ног твоих сложил. Твоей любви я жду как дара, И вечность дам тебе за миг.

Печальный демон, отвергнутый Богом, долго летал над грешной землёй, проводя век за веком в однообразной скуке. Даже зло он сеял без наслаждения – оно тоже наскучило ему. (См. полный текст и анализ поэмы, а также статью Образ Демона в поэме Лермонтова .) Демон часто парил над величественным Кавказом и роскошной Грузией. В одном из здешних селений жил седой князь Гудал со своей дочерью, прекрасной, доброй и стыдливой . Гудал просватал Тамару за молодого витязя, но в предсвадебный день девушку увидел Демон – и вдруг испытал, как в пустыне его немой души вновь шевельнулись чувства добра и красоты, владевшие им до Божьего проклятия.Демон. Художник М. Врубель, 1890

Жених уже ехал к Тамаре с целым караваном подарков. К вечеру он добрался до горной часовни, близ которой был погребён некогда убитый здесь князь. Молитва у этой часовни имела чудотворную силу: она помогала уберечься на дальнейшем пути от мусульманского кинжала. Но демон смутил душу жениха Тамары, и он о молитве забыл.

Когда совсем стемнело, перед караваном мелькнули незнакомые всадники. Храбрый князь привстал навстречу им на стременах – и тут же был сражён пулей. Конь принёс на себе тело убитого ко двору Гудала. Тамара горько рыдала над женихом – и вдруг услышала сладкий, неизвестно откуда звучавший голос. Он успокаивал её, советуя быть безучастной к земному, как плывущие по небу облака. «Я, – внушал незримый собеседник, – буду каждую ночь прилетать к тебе и гостить до зари, навевая золотые сны.

Взволнованная Тамара в бессилии заснула. Во сне ей приснился незнакомец с туманным обликом неземной красы, склонившийся к её изголовью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: