Основной смысл названия комедии «недоросль» фонвизина

Тема и основная мысль комедии фонвизина «недоросль»

Анализ названия пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина

«Недоросль» — это название пьесы Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), русского драматурга, который является одним из классиков русской комедии

С самого начала название пьесы привлекает внимание своей необычностью, поэтому большинство читателей и зрителей задаются вопросом о его смысле и значении

В пьесе «Недоросль» Фонвизин затрагивает тему противостояния двух поколений посредством описания жизни семьи Антона Семеныча, где старшее поколение, представленное отцом и матерью, пытается выдать замуж свою дочь, а молодое поколение, представленное Недорослем, стремится расширить свои возможности и полностью реализовать свой потенциал.

Название «Недоросль» символизирует трудности перехода молодого поколения во взрослую жизнь, выражая противоречие между неукротимой энергией и неопытностью, неумением совершенствовать свои качества и устранять свои недостатки. С другой стороны, читатель или зритель может увидеть в этом названии и иронию автора по отношению к главному герою, который, несмотря на свою вызывающую жалость фигуру, является, по сути, забавной и смехотворной.

Таким образом, название пьесы «Недоросль» не просто описывает главного героя, но и символизирует противоречия, которые возникают на пути молодого поколения, и отражает иронию автора по отношению к его главному герою.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

https://youtube.com/watch?v=8lXOcz9Dctg

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения

Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

Биография Фонвизина. Просветительские идеи драматурга

Денис Фонвизин появился на свет 3 апреля 1745 г. в московской богатой дворянской семье. Предок Фонвизина был рыцарем Ливонского ордена бароном фон Визиным, который в годы правления Ивана Грозного перешел на русскую сторону и принял православие. С 4 лет Денис Фонвизин получал домашнее образование, в 10 лет был отдан в гимназию Московского университета, в котором продолжил обучение на философском факультете. Выделялся своими способностями, делал успехи в изучении языков, особенно немецкого, французского и латыни. Еще во время учебы были напечатаны первые его литературные произведения и переводы в журнале «Полезное увеселение». В 1760 г. в числе первых студентов университета был направлен в Петербург, представлен Ломоносову и Сумарокову, руководившим русским театром. На юношу произвела впечатление увиденная впервые постановка спектакля «Генрих и Пернилл», который он оценил позже как «комедию довольно глупую». Но увлечение театром сыграло впоследствии решающую роль в жизни Фонвизина.

Все предки будущего драматурга состояли на военной службе, предполагалось, что и он, записанный еще в 9 лет в Семеновский полк, продолжит семейную традицию. Но Денис Фонвизин выбрал не военную карьеру, а иной путь, проявив себя как талантливый переводчик. В 16 лет он уже перевел книгу «Басни нравоучительные» Гольберга, несколько произведений Вольтера, Овидия и др. Фонвизина после завершения обучения в университете в 1762 г. зачислили в Коллегию иностранных дел переводчиком, спустя год секретарем министра Ивана Елагина. В 1763 г. была поставлена первая пьеса Фонвизина «Корнион», написанная по переводу повести Жан-Батиста-Луи Грессе. В 1769 г. появилась его первая собственная комедия «Бригадир», которая имела такой успех у публики, что Фонвизина поставили в один ряд с основателем классической драматургии Мольером. Он был приглашен к Екатерине II и лично прочитал пьесу императрице.В этом же году Фонвизин был назначен секретарем к Никите Панину, влиятельному государственному деятелю и наставнику наследника престола, вел дипломатическую переписку, участвовал в составлении проектов государственных реформ.

В 1774 г. Фонвизин обвенчался с Екатериной Роговиковой. В 1779 г. с женой совершил первое путешествие в Европу. Свои впечатления о европейской действительности, культуре, достижениях в науке и литературе он описывал в своих письмах к И. Панину, сестре Ф. Аргамаковой и дипломату Я. Булгакову. Он восторженно описывал достопримечательности, музеи и картинные галереи; отзывы о бытовой стороне жизни европейцев и их менталитете были весьма нелестные.

В 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова», выпускавшийся Российской академией наук, стал анонимно выходить написанный Фонвизиным первый словарь русских синонимов «Опыт российского сословника», который лишь формально считался научным трактатом. В основном для словаря была выбрана лексика с политической и социальной окраской. Примеры словоупотребления синонимов представляли собой острую сатиру на господствующие порядки, выставляя знать в невыгодном свете, критикуя правление Екатерины II.

В 1784 г. снова предпринял поездку по европейским странам. В 1785 г. Фонвизин пережил инсульт, был длительное время парализован и прикован к постели, после уехал лечиться в Германию. После выздоровления хотел открыть сатирический журнал, но Екатерина II не позволила, к тому же запретила издание 5-томного собрания сочинений Фонвизина. В 1791 г. писатель четырежды перенес апоплексический удар, что привело к параличу. Последние месяцы тяжело больной Фонвизин писал автобиографию «Чистосердечное признание», но завершить ее не сумел. Скончался в декабре 1792 г., погребен в Александро-Невской Лавре.

Важность пьесы «Недоросль» для русской литературы и культуры

Денис Иванович Фонвизин – один из самых известных писателей XVIII века, а его пьеса «Недоросль» является одним из наиболее значимых произведений русской литературы

Эта комедия занимает важное место в истории русского театра и драматургии, а также является важным источником для исследования социальной жизни России того времени

Фонвизин в своей пьесе остро и юмористически изображает противоречия в общественной жизни Российского государства тех лет. В «Недоросле» он описывает различные слои общества – от дворян до крестьян – и выявляет их проблемы и изъяны. Несмотря на то, что прошло уже более двухсот лет с момента написания пьесы, она продолжает оставаться актуальной и по сей день.

Эта комедия стала образцом для многих других произведений, а также вдохновила многих драматургов и писателей на создание своих собственных комедий и рассказов. «Недоросль» является неотъемлемой частью русской культуры и помогла установить высокий уровень качества русской литературы и театрального искусства.

Изучение пьесы «Недоросль» обязательно для всех, кто интересуется русской литературой и культурой. Она является важным источником для изучения истории России и ее общества тех лет, а также является примером высокого мастерства драматурга, который описывает проблемы и противоречия российской жизни с юмором и остротой ума.

Главная мысль

В своем комедийном творении Д. Фонвизин тесно связал тему с идеей. Он выставил в невыгодном свете безбожных и невежественных помещиков. Автор показал, какими должны быть представители просветительских идей в царской России на примере положительных героев:

  • Стародума;
  • Софьи;
  • Милоны;
  • Правдина.

Русский литератор высказывает свою идею, что обновление общественного строя возможно только путем полного изменения системы не только образования, но и воспитания.

Необходимо избавиться от устаревших идейных тем. Идея произведения «Недоросль» в том, что основу нового дворянства должны составлять:

  • справедливость;
  • гуманизм;
  • честность;
  • мораль.

Денис Фонвизин — создатель бытовой комедии, который сотворил произведение. Его тема не утратила актуальности и сегодня. Главная мысль пьесы направлена на антикрепостнический строй и завораживает своей современностью и глубиной освещаемых идей.

Судьба героев[]

Имя до пьесы во время пьесы в конце пьесы
Госпожа Простакова Родилась в многодетной семье скупого дворянина, однако все её братья и сестры, кроме Скотинина, умерли в детстве. Детей дома ничему не учили. Хоть и заставляет сына учиться, так как без грамоты больших чинов не получить, балует его и потакает его прихотям, так как безумно любит. Крестьянами помыкает. Перед ней трепещут все, даже собственный муж. Потеряла власть над своими крестьянами, почувствовала стыд и поняла что сын ценил в ней лишь её власть.
Митрофанушка С 12 лет занимается с учителями Отвергает мать и согласен идти «куда велят». Правдин намерен отправить его служить.
Правдин Берёт имение Простаковых под государственную опеку за жестокое обращение с крепостными.
Стародум После того как менее достойному в обход ему присвоили звание, в горячке оставил службу. Послк был взят ко Двору, но быстро отошёл от него так как захотел сохранить собственное достоинство. Пропадает в Сибири. Неожиданно возвращается с наследством в 10 000 и желанием женить племянницу на благонравном Забирает Софью у родственников в Москву
Софья Жила с матерью, дружила с Милоном, после смерти матери оказалось во власти своячьников Родственники пытаются насильно выдать её замуж. Получает благословение на брак с Милоном
Милон в разлуке с Софьей больше полугода. Ведёт войска в Москву, останавливается в деревне Протоковых. Получает благословение на брак с Софьей
Скотинин отслужил в гвардии и вышел в отставку в чине капрала
Кутейкин Учился в Симинарии, но оставил её, не справившись с учением. Обучает Митрофанушку чтению Потребовав расчёта несмотря на не сделанную работу будет вынужден рассчитываться с несговорчивой хозяйкой. Пристыжён.
Цыфиркин Гарнизонный в отставке. Подрабатывает в городе «счётными делами» на чиновников. На досуге обучает детей на дому математике. Отказавшись от оплаты за беспокойство, получает в благодарность за честность деньги от Стародума и Милона
Адам Адамович Вральман Кучер Стародума Притворяясь знатоком света человеком высокого образования живёт у Простоковых как наставник их сына. Но на деле только мешает его учителям, да льстит его матери. Вернулся на службу к Стародуму

История создания

Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 года после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины. Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «Недорослем» займёт у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику. Текст первого раннего «Недоросля» значительно отличается от текста общеизвестной, сценической, редакции поздней одноимённой комедии, они отличаются не только наименованием действующих лиц, трактовкой образов, числом и характеристикой отдельных персонажей, замыслом пьесы и всем её драматургическим и идейным построением.

Вариант 5

Комедия Недоросль Фонвизина получила свое название от фразы, которую произносит герой произведения о своем отце: «I found an innumerable fool of a landowner», что можно перевести как «Я нашел бесконечного дурака помещика». Эта фраза служит своего рода характеристикой отца Митрофана Просакова и становится ключевой для понимания основной тематики пьесы.

Смысл названия комедии заключается в том, что автор хотел показать не только недоразвитость и глупость отдельного персонажа, но и целого общества в целом. Главный герой Митрофан Просаков является примером типичного недоросля, то есть человека, неспособного осмысленно и зрело мыслить. Он живет в мире иллюзий и фантазий, не в состоянии принимать огромное количество информации, которое на него накатывается.

Сама семья Просаковых становится символом недоразвитого, необразованного и немудреного слоя российского общества. Отец, Митрофан Просаков, как представитель дворянства, при этом малограмотен, легковерен и неуверен в себе. Он всегда руководствуется чужим мнением, не може жить самостоятельно. Его жена, героиня комедии, также является недорослем — она недалекая, агрессивная и злобная. Вместе они образуют смешной дуэт, каждый из которых коронно несерьезен и несамостоятелен.

Фонвизин основывает свою комедию на противопоставлении высокого и низкого общества, на социально-исторических конфликтах. Автор изображает насмешку над сословными и общественными недостатками, неаттестованностью многих представителей дворянства и объясняет это нарушением образования и всеобщим кризисом российского образования.

Таким образом, название комедии Недоросль отражает главную тематику произведения — недоразвитость главного героя и всего общества. Фонвизин сатирически иронизирует над узколобым и ограниченным мышлением, недостатком образования и социальным кризисом.

Мне нравится1.7 k.Не нравится1.1 k.

Качества героев, изображение их пороков

Герои пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина являются типичными представителями российского общества XVIII века. Главный герой, Митрофанушка, хоть и является главным примером недоросля, обладает качествами, которые многие дворяне того времени не имели. Он заботится о своей семье, отдает должное родительской любви и знает цену дружбе. Но вместе с тем, Митрофанушка проявляет леность, безразличие к учебе и легковерие, что не позволяет ему развиваться.

Другой герой пьесы, Карамызов, является воплощением порока — жадности и склонности к обману. Он стремится обогатиться, используя любые доступные ему средства, и не задумывается о возможных последствиях для других людей. Многие герои, включая Митрофанушку, попадают под его влияние и становятся жертвами его обмана.

Третий герой, Горислав, характеризуется как глупый и наивный. Он не способен думать самостоятельно и полностью зависит от действий других людей. Он неосознанно втягивается в интриги других героев и становится их марионеткой. В противоположность ему, Митрофанушка, хоть и не является умным, но способен думать самостоятельно и не позволяет другим людям манипулировать им.

Главная комедия Фонвизина

Денис Фонвизин прослужил у Никиты Панина до 1782 года, был одним из его доверенных лиц и близким помощником, разделял его оппозиционные взгляды по отношению к императрице России. На основании идей Панина Фонвизин создал одно из лучших произведений русской публицистики — «Рассуждение о непременных государственных законах». Этот трактат написан для будущего императора Павла Петровича. Долгое время «Рассуждение» оставалось популярным, но под другим названием — «Мысли покойного Дениса Ивановича Фонвизина о необходимой нужде в непременном законоположении для Российской империи».

Сцена из спектакля «Недоросль». Государственный академический Малый театр. Москва. Фотография: maly.ru

В 1782 году Фонвизин закончил свою главную комедию — «Недоросль». Правительство и дворянство враждебно встретили пьесу — они были против сатирической постановки. Цензуру помог обойти Никита Панин. Премьеру затягивали, но вскоре сочинение поставили в двух столицах. 24 сентября 1782 года в театре Книппера пьесу представили петербургской публике, а 14 мая 1783 года в театре Медокса — московской.

Режиссировал спектакль и распределял роли сам Фонвизин: Стародума играл талантливый актер Иван Дмитревский, а Правдина — артист Плавильщиков. Зрители приняли пьесу с восторгом, а вот Екатерине II она не понравилась: из-за резкой сатиры на дворянские традиции Фонвизин до конца жизни оставался у императрицы в немилости.

«Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»»

Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян.

Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» — значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, — Митрофану Простакову.

В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей.

Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя — Вральман.

При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям.

Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале. Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи. Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами.

Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае — Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест. Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову — властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще. Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других.

Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя. Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков. Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене.

Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А. С. Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы». Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: