Смысл рассказа
Лесков поднимает в сказе очень серьезную тему. В России не умеют ценить местные таланты и не дают им шанса пробиться и развиваться. Именно в этом причина утечки мозгов. Очень часто наши таланты умирают в безвестности, как несчастный левша. И такое отношение к талантливым людям в России есть и сегодня.
Тем не менее, такие таланты любят свою родину безответно. Левша получил шанс на лучшую жизнь, но он выбрал свою родину. Да и секрет англичан, который он хотел донести до царя, он раскрыл только перед самой смертью.
Также в рассказе поднимается тема вечного конфликта России и Англии. Он появился не сегодня, и уже в начале 19 века это было серьезное соперничество: то, что Гоголь ранее назвал «англичанка гадит»…
Смысл концовки
В финале мастер умирает и просит передать секрет англичан царю. Секрет оружия до царя так и не дошел, погрязнув в традиционной российской бюрократии. Имя левши тоже потерялось. Осталась только память и легенда о таланте, которому не дали раскрыться и не оценили, а также любовь народа, которая ценнее, чем танцующая блоха.
Сочинение Образ Левши в сказе Лескова 6 класс
Всем нам известно произведение Н. С Лескова «Левша». Благодаря своему таланту автор рассказывает историю, употребляя обычные выражения так хитросно, что все без проблем понимают суть и делают выводы из этого рассказа.
Начав читать произведение, мы сразу понимаем, что автор постепенно знакомит читателя с Левшой так как рассказывать о нем он не торопится. В начале говорится о главном герое в положительном ключе, где развивается тема нравственности и положительных качествах, но главное среди всех патриотизм. Левша не имеет даже конкретного имени. Все что известно о нем: не большая родинка на щеке, вырванные волосы местами, а прозвище ему дали за выполнение работы левой рукой.
Левша ответственно относится к свои обязанностям выполняя всю работу в срок, но не смотря на все старания, ему достается от Платонова, ведь он простой крепостной. Чуть позже в жизни наступают сложные времена и он попадает в темницу, где чуть не погибает. Но как он оказался в такой ситуации? Когда начали разбираться, проводя беседу с Левшой узнали, как много было сделано им для блохи. А именно выковал гвоздики для подков, которые никто не смог сделать их можно только разглядеть под микроскопом.
Каждый русский должен гордиться такими поступками для своей родины. В конце его ждет печальная судьба, ведь рассказ заканчивается непредсказуемо и грустно. Казалось бы, человек профессионал нужен всем. Он за всю жизнь сделал много полезных дел и был настоящим патриотом. Но в конце его все бросают и остается совсем один.
Поехав в Англию , показав свое мастерство, ему предлагают работу и плюс дают жилье и разрешают пользоваться всеми благами, но он отказывается. Ведь по его мнению согласившись герой предаст свою родину и возвращается домой. Как же жестоко, не справедливо обращаются с ним на Родине даже не дав, заслуженную награду. Забытый и оставшись совсем один, оказывается на улице и умирает под забором.
Вот так вот одаренный талантом герой печально погибает. И он не один, ведь на Руси было талантов много, но из-за отношения к простым людям, они оказывались в таком положении.
О чем сказ Левша
После войны 1812 года царь Александр I отправился в путешествие по Европе посмотреть на диковинки. Вместе с ним поехал казак Платов, который критично относился к изобретениям европейских мастеров. В Англии, знакомясь с чудесами науки, царь опечалился, что в России нет таких талантов. Больше всего царя впечатлила механическая блоха, которая умела танцевать. Александр купил ее у англичан за миллион, а Платов украл микроскоп, через который нужно было на эту блоху смотреть.
Вернувшись на родину, царь впал в меланхолию и умер. К власти пришел брат Александра, Николай. Сначала блоха ему была неинтересна, но после задумался, зачем брату нужна была эта блоха. Во дворец вызвали Платова с его микроскопом. Николай не преклонялся перед европейскими учеными, потому велел сделать что-то более удивительное, чем танцующая блоха.
Платов отправился в Тулу. Местные умельцы попросили оставить им блоху на несколько дней. Занялись изобретением три мастера. Был среди них и левша, косой и с родимым пятном. Мастера работали днем и ночью. Вернулся Платов, ему отдали блоху в табакерке. Казак взял левшу с собой и поехал к царю. У царя выяснилось, что блоха больше не танцует. Платов оттаскал левшу за волосы. Но под микроскопом было видно, что блоха английская обута в подковы. Как выяснилось, левша делал для них гвоздики…
Отправил царь мастера в Англию. Там выяснилось, что у него нет никакого образования. Левшу водили по местным заводам, хотели женить на британке, но он затосковал по родине. Его отправили в родную Тулу.
На корабле мастер сдружился с полшкипером. Так как в поездке было скучно, они устроили соревнование, кто кого перепьет. Полшкипер подозревал, что Левша везет из Англии секрет, но мастер так и не сказал ничего. А секрет был.
Англичанина в Петербурге отправили в посольство, а Левшу, ослабевшего от алкоголя и морской болезни, ограбили на улице и побили головой об землю. Без паспорта его не принимали ни в какую больницу. Так он попал в Обухвинскую больницу для нищих.
Тем временем британец стал искать своего друга. Отыскав его, он вызвал левше врача. Мастер попросил его передать царю главный секрет: англичане ружья кирпичом не чистят. Левша умер, а информация до царя так и не дошла: британца и врача гоняли по инстанциям, они столкнулись с равнодушием чиновником. Крымская война закончилась для России неудачно, а ведь мог быть и другой исход.
В конце сказа Лесков размышляет о талантах, как у левши. В конце 19 века они почти исчезли, но память о них живёт вечно.
История создания
Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.
В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.
Описание персонажей и их роль
Писатель рассказывает о своем герое Левше с трепетом и любовью. Автор переживает за то, что такой талантливый человек не оценен по достоинству в родном государстве.
Императоры Александр и Николай
В повести рассказывается о двух государях, которые управляли страной: Александр и Николай.
Первый персонаж подвержен воздействию со стороны. Его восхищают изделия зарубежных мастеров, а своих он не замечает, считает, что они не способны обогнать англичан. Александру присущи следующие черты:
- разум;
- любопытство;
- расчетливость;
- эмоциональность;
- бесхарактерность;
- зависимость от чужого мнения.
Николай же любит Россию и ее народ. Он считает отечественных мастеров самыми талантливыми в мире. Государь обладает такими чертами:
- ум;
- благоразумие;
- прекрасная память;
- объективность;
- сдержанность;
- рассудительность;
- патриотизм.
Николай способен принимать взвешенные и обдуманные решения, не делать раньше времени выводов. Он не подвержен панике, способен размышлять и рассуждать. Эти персонажи сильно отличаются друг от друга. Особенно это касается отношения к людям и их талантам.
Талантливый умелец
Левша — человек с золотыми руками, русский умелец. Герой делает любую работу левой рукой, за что и получил свое прозвище. С виду это косой худощавый мужчина в поношенной одежде. Но внешность ничего не скажет о его прекрасном внутреннем мире. Этот персонаж очень трудолюбив, добродушен, терпелив, бескорыстен. Он способен на благие дела. Левша остается спокойным в любой ситуации.
Он безграмотен, но это не останавливает его талант. Главный герой был религиозным человеком, который переживал за свою родную страну, соотечественников и близких людей. Он никогда не держал зла, был дружелюбным по натуре.
Через этого персонажа автор хочет донести главную мысль рассказа «Левша». Несмотря на бедность и необразованность героя, он ничем не уступает своими талантами и навыками зарубежным мастерам. Его любовь к родине показывает, что такие люди, как он, не гонятся за деньгами. Ведь мастер мог бы продать блоху за огромное состояние в Англии, но не стал этого делать. Левша никогда не предаст свое Отечество.
Второстепенные лица
К второстепенным действующим лицам относятся Платов, Полшкипер и Тульские мастера. Отважный и разумный предводитель казачьей армии Платов путешествовал по Европе вместе с государем Александром. Этот персонаж любил и ценил русскую культуру, уважал своих соотечественников.
Именно он убедил императора, что российские мастера уникальны и неповторимы. Платов сыграл двоякую роль в повести. С одной стороны, этот человек повлиял на то, что Левша оказался в Англии, показал иностранцам отечественное творение. Но с другой стороны, он повинен в смерти главного героя, так как не смог обеспечить ему достойную встречу в родной стране.
Полшкипер — англичанин, соревновавшийся с Левшой, кто больше выпьет. На фоне этого персонажа автор показывает, как относятся в России к людям. Иностранца встретили с почестями и заботой, а своего же гражданина избили, после даже не вспомнили за заслуги.
Это основная мысль, которую хочет донести Лесков. Анализ «Левши» показывает бессердечие, бесправие, угнетение, жестокость власти. Вот так государство относится к своим гражданам. Это тревожит автора, он пытается вскрыть все пороки правителей. Мастера делают все возможное ради своей страны, причем в нелучших условиях. Они отдают себя без остатка делу, делают это безвозмездно. Но, увы, государственные деятели не могут это оценить по достоинству.
Левша — народный герой сочинение для 6 класса: вариант 2
Жил в тульской губернии бедный оружейник. Имя его давно забылось, а называли все Левшой.
Мужичок был очень простой, не грамотный, ни технически подкованный. Но талант у него имелся: умел он делать эксклюзивные поделки очень миниатюрных размеров. Даже блоху мог запросто подковать, а на подкове выгравировать своё авторское право.
Был этот мужик очень к своей родине привязан. Да так, что не уехал в за границу, где такие вот мастеровые, да рукастые мужики зарабатывали прилично и жили довольно неплохо.
Но Левша решил жить в нищете и бедствии, да только у себя на родине.
Учеников у мастера не было, потому как не хотел никто заморачиваться с такими поделками. И получилось так, что умер Левша в своей патриотической бедности без возможности передать свои знания и умения другим мастерам.
Мне нравится7Не нравится4
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/
Особенности жанра сказа «Левша» Н. С. Лескова
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» Николай Семёнович Лесков написал в 1881 году. Первоначальный замысел автора сводился к тому, чтобы «выдать» своё произведение за народную легенду, им записанную. Но обозначенный как рассказ старого оружейника, «Сказ… о левше» оказался настолько талантливым, что многие читатели приняли его за произведение устного народного творчества.
Само слово «сказ» говорит о том, что повествование ведётся устно. Слушатели воспринимают интонацию рассказчика, речь, свободную от норм литературного языка, наполненную просторечными словами и оборотами.
Первое, на что обращают внимание читатели, — это живой разговорный язык произведения. Рассказчик и герои употребляют слова в неверном значении: междоусобные разговоры — это разговоры между собой, коверкают звуки («грабоватый нос» вместо горбатый, «сугиб» вместо «сгиб»)
Они соединяют плохо знакомые слова («бюстры» совместили бюсты и «люстры», «Мелкоскоп» — «микроскоп» и «мелко»). Иностранные слова переиначиваются на русским лад («пудинг» становится «студингом», «микроскоп» «мелкоскопом»).
Однако неологизмы Лескова говорят читателю больше, чем правильно употреблённые слова. Они вызывают в нашем сознании целые образные картины. Так, слово «бюстры» не просто вобрало в себя два слова. Мы словно видим бальный зал во дворце, светлый и величественный. Это говорит о богатстве и образности народного мышления.
Сама история левши тесно связана с фольклором. Ведь и до произведения Лескова существовали сказания о тульских мастерах.
Выбор в качестве главного героя человека из народа также неслучаен. Левша воплотил в себе лучшие народные черты: талант, сообразительность, честность, благородство, любовь к родине. Однако его гибель также символизирует участь простого человека, ненужного государству и забытого им.
Противопоставление власти и народа характерно для фольклорной традиции. Народ изображён одарённым и гениальным, а власть своевольна и жестока к нему. Левша любит родину и, умирая, думает о том, что нельзя ружья чистить кирпичом, «а то они стрелять не годятся». Власти же безразличны к простому человеку, переживают только за собственное благополучие.
Неслучайно читатели приняли «Левшу» Лескова за фольклорное произведение. Не только язык сказа, образ его главного героя и основные идеи оказались понятны простому человеку. Авторское отношение, неравнодушие и сочувствие народной доле, возможно, сильнее приближают произведение к читателю, чем все художественные приёмы.
Вариант 5
«Левша» — это рассказ Н.С. Лескова о том, как наша страна смогла не только повторить, но и превзойти технические достижения англичан в изготовлении механических игрушек.
Я считаю, что Левша — главный герой этого произведения. Он был человеком, который смог выполнить невыполнимое задание и показать императору, что русские мастера не уступают зарубежным в технической изобретательности. Он был талантливым и изобретательным мастером, который обладал уникальной способностью создавать механизмы, которые не имели равных в мире.
Одним из примеров, который подтверждает мое мнение о Левше, является его отказ остаться в Англии. Левша мог бы остаться в Англии, где его способности были бы оценены по достоинству, но он выбрал вернуться в Россию. Это свидетельствует о том, что его родина и народ были ему дороже, чем личная слава и богатство.
Еще один пример, который подтверждает мое мнение, является похож на историю Левшины левой руки. Левша был левшой, что в то время считалось нечто необычным и отклоняющимся от общепринятых норм. Также и моя знакомая, которая является левшой, была считала себя чем-то необычным и часто сталкивалась с дискриминацией в обществе. Но она стала успешным юристом и показала всем, что левшам тоже можно добиться успеха.
В заключении, я считаю, что «Левша» — это история о том, что уникальные таланты и способности могут быть оценены и использованы во благо общества. Этот рассказ вдохновляет на то, чтобы не бояться быть отличным и стремиться к достижению своих целей, даже если окружающие считают, что это необычно или не принято.
Мне нравится681Не нравится401
6 вариант
Левша по своей натуре является весьма приятным русским человеком. Левша, это отличный пример человека, который имеет сердце и душу. Который поддержит всегда тебя, и так же с ним приятно поговорить. Так как у него всегда есть темы на любой разговор. Он работает мастером. Его работа ему всегда доставляет удовольствие, и он всегда любил её. Всегда он всё делал левой рукой. Он всегда работал и делал всё-всё одной и той же рукой, таким образом, его стали называть левшой. Этот некий недостаток, который замечали другие люди, а ему он приноси только счастье и радость! Левшу остальные люди не понимал. Они не понимали, почему он “левша”? Все и всегда плохо отзывались о нём и старались с ним не контактировать и обходить стороной.
По внешности Левша выглядел не бережным. Да и по внешности он был то же не очень. Он был косоглазым. У него была странная причёска, казалось, что ему кто-то выдрал волосы с висков. Одежда Левши всегда была у него ободранная. Он не старался часто покапать хорошую одежду. Он всегда донашивал её, даже если она ему была уже короткая и рваная. Левшу же это, не капельки не беспокоило. Он всегда был на позитиве и всегда с хорошим настроением. Он не обращал внимания на тех, кто о нём что-то говорил за спиной. Он жил и не тужил. Ему было всё равно на мнение людей. Он был человеком без комплексов. Он не возвышал не когда себя и не опускал. Он был просто обычным человеком. Левша имел по своей натуре и виду очень мужественный характер и мог ударить словом. Ведь он был прямым человеком. Если ему что-то не нравилось, он говорил это не медленно и сразу. Так сказать, прямо в лицо!
Но он так же имел и плохую привычку. Он любил хорошенько выпить. Левша запивал, что ли какую-то обиду. Ведь он не всегда, получается, держать всё в себе, а когда даже держишь всё в себе, нужно порой как-то расслабиться. А все расслабляются по разному, Левша например с помощью алкоголя. Но это его не защищает. Ведь это, как зависимость. Он огорчался, на то, что его не ценили и не любили люди, он прилагал все усилия, чтобы понравится народу. Ведь он был реально талантливым человеком, но, к сожалению его не ценили.
То время, в котором проживает герой, это чистое описание реальности того времени. В то время всем было всё равно на людей. Всем было наплевать на их таланты и подвиги. А государству было, что ли выгодно делать людей глупыми и не образованными. Ведь люди того времени были крайне глупы. Ведь в том времени правительство как будто получала выгоду от того, что люди были тупые. Образование не давали. Не кто не должен быть получать высшее образование, чтобы не выжить правительство с власти. Левша был не образованным человеком, как в основном и другие люди того времени, он был талантлив и он развивал в себе этот талант.
Суть
Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.
В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.
Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.
Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.
На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.
Вариант 1
Лесков — один из первых писателей, сосредоточившихся на описании не светского общества, а жизни простых людей.
Описывал он народ реалистично и правдиво. Причем автор старался сосредоточиться на положительных чертах личности: стойкости и трудолюбии, любви и терпении. Правдиво описывал ужасные условия работы русского мужика, который не ломался и делал свое дело до конца.
Тема героического усердного труда подробно освещается в рассказе про Левшу. Автор подчеркивает одаренность и человеческое достоинство, присущие людям независимо от их положения в обществе и наличия состояния.
Левша был к тому же очень скромным и не гордым. Сложно сказать, была ли доверчивость достоинством этого человека. Его было очень легко обмануть! Но в то же время это свидетельствовало о чистоте и доброте его сердца.
В то же время Левша не был оделен и недостатками: пьянство — привычный образ жизни простых людей. Но автор пытается оправдать героя. Он считает, что тяжелые и несправедливые условия жизни — вот настоящая причина этого порока.
Мне нравится12.5 k.Не нравится5.7 k.
Загадка русской души. Урок по произведению Н. С. Лескова «Левша»
Организация: МБОУ ООШ
Населенный пункт: Тамбовская область, г. Кирсанов
Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Тема урока у нас с вами сегодня очень важная. мы продолжаем говорить о произведении, в котором автор затрагивает проблемы, не чуждые русскому человеку – это сказ «Левша». Вспомним, кто же является его автором?
Теперь вспомним, как появилось это произведение?
Хорошо. Произведение Николая Семеновича Лескова стало популярным. Им заинтересовались иллюстраторы, и сказ приобрел свой облик. В театре и кино сказ «Левша» появлялся не единожды. (4 Слайд с картинками о левше мультфильмы и опера), в 1964 году был выпущен мультфильм «Левша». А в 2013 году в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы «Левша», которая произвела сильнейшее впечатление на зрителей. Какой вывод мы можем из этого сделать?
Скажите, почему «Левша» — это не сказка, а сказ? Для этого нужно вспомнить определения, с которыми вы уже знакомы.
Давайте посмотрим на презентацию и подумаем, кто изображен на иллюстрации и почему именно она стала главной?
Какую роль он играет в произведении?
Но почему автор на первое место ставит простого оружейника?
Давайте откроем свои тетрадочки и запишем число и тему сегодняшнего урока: Загадка русской души.
Давайте с вами вспомним содержание сказа. Для этого посмотрите на слайд презентации. На нем картинки, находящиеся в хаотичном порядке. Постарайтесь разместить их по мере развития сюжета. (1 минуту).
1- государь с Платовым у англичан
2- подарок англичан, когда блоха танцует.
3- работа оружейников по приказу государя
4- левша у царя
5- левша у англичан смотрит ружья в гостях
6 –левша на родине перед смертью.
Все согласны с подобным расположением картинок? Давайте проверим. Все верно. Вернемся к нашему герою и попробуем о нем рассказать, ответив на вопросы.
1. Когда впервые появляется Левша и как он выглядит?
2. Когда попадает левша к императору и как с ним держится?
Хорошо. Давайте представим, что присутствуем при встрече императора с левшой и посмотрим, как все происходило.(сценка. 7 минут)
Спасибо, присаживайтесь на свои места. Ребята, давайте сейчас составим с вами вместе кластер «Какие качества присущи левше».
Мы с вами выполнили эту работу не просто так. В начале урока было сказано, что левша – это образ всего народа, а качества, указанные нами, олицетворяют темы, свойственные всей России. Давайте попробуем рассмотреть их подробнее. Для этого нам с вами нужно произвести работу с текстом. рассмотрите карточки, которые находятся перед вами. Посмотрите на слайд презентации. У каждой группы карточка с номерами глав и названием темы. Ваша задача найти в тексте аргументы к данным темам и прочитать их. На работу отводится 5 минут.
Тема патриотизма.
Тема любви к Родине.
Тема униженности народа.
Тема религии
Тема находчивости русского народа
Тема человеческой безграмотности.
Тема гибели талантов в России.
А сейчас давайте посмотрим на последнюю 20 главу и постараемся сделать вывод. Кто готов сказать, для чего в сказе эта глава?
О чем же говорит читателю автор?
- автор говорит, что таких мастеров, как левша, много, но имена их бесследно утрачены. Они не прославились, так как труд их был не нужен и не заметен.
- рассказчик говорит, что таких мастеров уже нет, машины всех сравняли и талантливых, и бездарных. Все работают из выгоды.
- работники ценят труд машин, так как легче становится и не нужно так много сил прикладывать, но с гордостью вспоминают прошлые времена.
Замечательно. Давайте сделаем вывод, исходя из того, что было сказано на уроке.
А сейчас возьмите на своих партах листы самооценки и сами оцените свою работу на уроке, после чего сдайте мне.
Лист самооценки
- На уроке я работал … активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен 3. Урок мне показался … коротким / длинным 4. За урок я … устал / не устал 5. Моё настроение стало … лучше / хуже 6. Материал урока мне был … понятен / не понятен
Заданием на дом для вас будет написание сочинения на одну из предложенных тем:
«Как я себе представляю Левшу?»
«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»
«Мое отношение к левше».
Список литературы:
- Русский биографический словарь» rulex.ru (статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович (М. Стебницкий)»).
- Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984.
- Лесков Н.С. «Левша» — Астрель, АСТ, 2006 г.
- http://allknow.info/leskov/437-biografiya-leskov-ns.html
- http://u3a.socialprojectspb.ru/n.s.-leskov-i-ego-%C2%ABlevsha%C2%BB.html
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=79175
Опубликовано: 13.03.2017
Пример 1
Повесть «Левша» является прекрасным произведением Николая Семеновича Лескова. По своей структуре оно похоже на русский сказ, который был так свойственен Гоголю. Многие критики считали, что Лесков не сочинил это произведение, а лишь записал со слов тульских мастеров.
Читая это произведение, мы понимаем, что Николай Лесков отлично знал русский народ, его нрав, житие и привычки. Он рассказывает о простом мастере из Тулы, который ведь оказался и не так прост. Лесков болеет душой за русских людей. Своего героя он жалеет, поскольку его по достоинству не оценили на родине. Он относится к нему с теплотой и добром. Когда Левшу позвали англичане к себе заграницу, он отказался ехать насовсем, а только лишь согласился посмотреть на чудеса заморские. Его ничего не соблазнило: ни деньги английские, ни женитьба на англичанке. Герой очень рвался к себе домой. Видно, что автор гордится своим Левшой, за то, что он так поступает. На его примере мы видим, какой стойкий русский человек и как он любит свою родную землю. Когда Левша плыл обратно на корабле, то поспорил с английским шкипером, кто кого перепьёт, в итоге они оба заболели. И по приезду шкипера встречают с радостью, везут отоспаться, а вот своего человека так не ждут, хотя он всей душой рвался обратно. В итоге его даже арестовывают, потому что у него при себе нет документов. Когда его тащат, то роняют, он ударяется затылком, от чего вскоре и умирает в какой-то больнице для простых людей, потому что доктора ему не нашли, потому что не положен доктор для таких людей. Лесков далее героя и считает, что такое отношение несправедливо. Ведь Левша узнал за морем узнал секрет англичан, что не нужно ружья чистить камнями, и пытался передать его государя, однако всем наплевать. Министр иностранных дел ни обратил никакого внимания на этот совет, что же взять с простолюдина. Правда спустя какое-то время все-таки пожалел, что не донес известие до государя.
Лесков очень любить своего героя. Он делает все бескорыстно, а чтобы на Руси стало лучше. Свое отношение в защиту народа он передает словами англичанина: » У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина.»
Николай Лесков в своем произведении хочет показать, что русский народ талантливый, но не оцененный по достоинству. Русскому человеку не нужно богатства, он хочет процветания своей стране и готов для этого на всё. Так же мы понимаем, что у русского человека железный характер, его трудно сломить и заставить забыть Родину.
Жанр, направление
Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде. Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ. Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.
Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести. В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне. Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.
Жанр, направление
По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.
«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.
По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.
Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.