Анна андреевна ахматова

Анна ахматова: биография, жизнь и творчество, фото и смерть поэтессы

Детство и юность

Анна Ахматова (девичья фамилия Горенко) появилась на свет в Одессе, в популярном приморском курортном районе. Ее отец, Андрей Горенко, был потомственным дворянином, а после переезда в новый город стал коллежским асессором, был чиновников Госконтроля. Анна была третьим по счету ребенком из шести. Ее матерью была Инна Эразмовна Стогова, которая являлась дальней родственницей русской поэтессе Анне Буниной.

Анна писала позже в одном из черновиков, что стихи в ее семье писала только Бунина, которая приходилась тетей ее деду Эразму Ивановичу Стогову. Отец будущей поэтессы попросил не использовать ее настоящую фамилию, поэтому она позаимствовала фамилию прабабушки — татарской княжны Ахматовой.

В 1905 родители Анны подали на развод и мать забрала ее в Евпаторию. Этот город не понравился будущей поэтессе, она считала его чужим и грубым. Через три года Ахматова окончила гимназию и поступила в высшее учебное заведение, чтобы обучаться на юридическом факультете. Но стать юристом ей было не суждено. Зато она выучила латынь, позже осилила итальянский язык и спокойно читала Данте в оригинале.

Личная жизнь Анны Ахматовой

Анна Ахматова с Николаем Гумилевым и с сыном Львом.

Казалось бы, перед молодой девушкой расстилалась широкая жизненная дорога, но Анну ожидала трагичная судьба.  С Николаем Гумилевым,  который ухаживал за ней в Царском селе и чуть позже стал ее первым издателем, опубликовав стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в своем печатном издании, Анна вскоре заключила брак. Супруги отправились в путешествие за границу. Там среди прочих интересных встреч случилось знакомство с Модильяни, оставившим миру портрет юной Ахматовой.

Союз Ахматова-Гумилев получился сложным. Пара была очень красивой и талантливой

Появляясь в обществе, Анна всегда привлекала внимание мужчин. Не исключено, что это вкупе с творческими разногласиями (двум талантам трудно ужиться вместе) в итоге привело к разрыву отношений

Гумилев, от которого Анна в 1912 году родила сына Льва Николаевича, через несколько лет утратил статус супруга Анны. В 1918 году Ахматова и Гумилев развелись.

Шилейко Владимир Казимирович.

Недолгое время спустя Ахматова вновь вышла замуж – на этот раз за ученого-ассириолога и поэта  Владимира Шилейко. 

Период с начала 20-х гг. стал одним из самых тяжелых в жизни Ахматовой. В августе 1921 года был арестован бывший муж Николай Гумилев и через несколько дней расстрелян, что не могло не повлиять на душевное состояние Анны Андреевны. С 1925 года ее лишили возможности кормить себя литературным трудом: почти перестали печатать. Стихи Ахматовой считались антикоммунистическими и не соответствующими новой идеологии. Ахматова жила на грани бедности.

Анна Ахматова с Николаем Пуниным.

В личной жизни вновь настали перемены: отношения с Владимиром Шилейко не сложились, Анна Андреевна сблизилась с искусствоведом  Николаем Пуниным . В 1935 году грянул гром сталинских репрессий: почти одновременно были арестованы гражданский муж и сын Ахматовой. Анна Андреевна совершенно лишилась покоя.

Она часами бродила в окрестностях тюрьмы, где содержали Льва. Носила передачи, пыталась добиться облегчения участи сына. Ее глубочайшая душевная боль той поры вылилась в «Реквием» — сильное, но тяжелое и горькое произведение.

В 1938 году Ахматову приняли в Союз писателей, однако нельзя сказать, что это облегчило ей жизнь: сын по-прежнему оставался в лагере.

ВОВ застала Ахматову в Ленинграде. Она никогда не отличалась крепким здоровьем, а потому в самом начале блокады по настоянию врачей выехала в эвакуацию, где продолжала писать (в Ташкенте вышел сборник ее стихов). Война закончилась, Льва, наконец, выпустили, Анна Андреевна вернулась в Ленинград. Казалось бы, жизнь налаживается. Но впереди женщину-поэта поджидало ее немало горестей: снова взяли сына, в итоге он получил еще 10 лет лагерей. Никакие обращения Анны Андреевны к власть предержащим не помогали.

Творчество

В творчестве Анны Ахматовой можно выделить два периода, границей между которыми стала Великая Отечественная война. Так, в любовном стихотворении «Небывалая осень» (1913 год) она пишет о покое и о нежности встречи с любимым человеком. Данное произведение отражает веху спокойствия и мудрости в поэзии Ахматовой. В 1935-1940 гг. она работала над поэмой, состоящей из 14 стихотворений — «Реквием». Данный цикл стал своеобразной реакцией поэтессы на семейные потрясения – уход из дома мужа и любимого сына. Уже во второй половине творчества, в начале Великой Отечественной войны, были написаны такие сильные гражданские стихотворения как  «Мужество» и «Клятва». Особенности ахматовского лиризма заключаются в том, что поэтесса в своих стихотворениях рассказывает историю, в них всегда можно заметить некое повествование.

Темы и мотивы лирики Ахматовой также разнятся. Начиная творческий путь, автор говорит о любви, теме поэта и поэзии, признании в обществе, межличностных отношениях между полами и поколениями. Она тонко чувствует природу и мир вещей, в ее описаниях каждый предмет или явление обретает индивидуальные черты. Позже Анна Андреевна сталкивается с небывалыми трудностями: революция сметает все на своем пути. В ее стихах появляются новые образы: времени, революции, новой власти, войны. Она расстается с мужем, впоследствии его осудили на расстрел, а их общий сын всю жизнь мотается по тюрьмам из-за своего происхождения. Тогда автор начинает писать о материнском и женском горе. В преддверии Великой Отечественной войны поэзия Ахматовой приобретает гражданственность и патриотический накал.

Сама лирическая героиня не меняется с годами. Конечно, горе и потери оставили рубцы на ее душе, женщина со временем пишет еще более пронзительно и жестко. Первые чувства и впечатления сменяются зрелыми размышлениями о судьбах отечества в непростые для него времена.

Первые стихи

Как и многие великие поэты, Анна Ахматова написала своё первое стихотворение в 11 лет. Со временем у поэтессы появился свой неповторимый поэтический стиль. Одна из самых известных ахматовских деталей, появляющаяся в стихотворении «Песня последней встречи» — правая и левая рука и перепутанная перчатка. Данное стихотворение Ахматова написала в 1911 году, в возрасте 22 лет. В данном стихотворении чётко видна работа деталей.

Ранняя лирика Ахматовой является частью золотого фонда русской классики, посвященной отношениям мужчины и женщины. Особенно ценно, что читатель наконец-то увидел женский взгляд на любовь, до конца 19 века в России не было поэтесс. Впервые поднимаются конфликты женского призвания и ее социальной роли в семье и браке.

Сборники стихов и циклы

В 1912 году вышел первый сборник стихов Ахматовой «Вечер». Почти все стихи, вошедшие в этот сборник, были написаны автором в двадцатилетнем возрасте. Затем издаются книги «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI», каждая из которых имеют определенную общую направленность, главную тему и композиционную связь. После событий 1917 года она уже не может так свободно издавать свои работы, революция и гражданская война приводят к образованию диктатуры пролетариата, где потомственная дворянка подвергается нападкам критиков и полному забвению в печати. Последние книги «Тростник» и «Седьмая книга» не были напечатаны отдельно.

Книги Ахматовой не издаются вплоть до перестройки. Во многом это произошло из-за поэмы «Реквием», которая просочилась в зарубежные СМИ и была опубликована за границей. Поэтесса висела на волоске от ареста, и ее спасло лишь признание, что она ничего не знала о публикации работы. Разумеется, ее стихотворения после этого скандала еще долго не могли выйти в свет.

Смерть

Умерла Анна Ахматова в 1966 году в санатории недалеко от Москвы. Причина смерти поэтессы — серьёзные проблемы с сердцем. Она прожила долгую жизнь, в которой, тем не менее, не нашлось места для крепкой семьи. Она покинула этот мир в одиночестве, и после ее кончины наследство, оставленное сыну, было распродано в пользу государства. Ему, ссыльному, ничего по советским законам не полагалось.

Из ее записок выяснилось, что при жизни она была глубоко несчастным, затравленным человеком. Чтобы убедиться, что ее рукописи никто не читает, она оставляла в них волосок, который всегда находила сдвинутым. Репрессивный режим медленно и верно сводил ее с ума.

Мой любимый поэт Анна Ахматова

Я вижу все. Я все запоминаю,

Любовно-кротко в сердце берегу.

А. Ахматова

XX век подарил русской литературе и всему миру целое созвездие ярких и самобытных поэтов. Начало века было временем перемен, переоценки ценностей, гражданской войны и революций — переходным этапом к неведомому новому, тяжелым испытанием для всей страны. Поэты — это существа с обнаженным сердцем. Им от Бога дан дар предвидения и более глубокого чувствования реальности, поэтому и доля ответственности, возложенная на их плечи, больше, и страдания от понимания противоречий или трагичности происходящего — сильнее, чем у обычных людей. Возможно, именно этим можно объяснить роковую и страшную последовательность имен талантливых людей, слишком рано ушедших туда, откуда нет возврата, или чьи судьбы сложились настолько трагически, что мы и сегодня невольно ощущаем вину за это.

Не вынеся напряжения революции и послереволюционных лет, погибают Блок, Есенин. Вскоре за ними уходит Маяковский. Марина Цветаева, не сумев принять революцию, вынуждена долгие годы провести во всегда остававшейся для нее чужой эмиграции, а вернувшись, встречает лишь непонимание, боль: арест самых близких людей — мужа и дочери, одиночество, и тоже трагически уходит из жизни.

Анна Ахматова сумела пережить все: горе и обиды, войны и революции, гибель мужа и заключение сына в годы репрессий, боль непонимания и запрет печататься.

А в комнате опального поэтаДежурят страх и Муза в свой чередИ ночь идет, Которая не ведает рассвета,

Кажется невероятным, что хрупкая чувствительная женщина смогла перенести столько горя и сохранить в своем сердце великую способность любви — к близким, к своему народу, к родине, к жизни. Эта любовь наполняет ее стихи особым животворящим светом, возрождающим и веру, и надежду.

Женский голос, как ветер, несется, Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету ни коснется — Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебритИ загадочным одеяньемНебывалых шелков шелестит.

Среди глубоко личных, интимных стихов Анны Ахматовой встречаются настоящие философские прозрения, потому что внимательный взгляд и чуткое сердце поэта способны проникать в миры, где нет времени и пространства, жизни и смерти в понимании обычного человека.

Наше священное ремеслоСуществует тысячи лет…С ним и без света миру светло. Но еще ни один не сказал поэт, Что мудрости нет, и старости нет, А может, и смерти нет.

И все же большинство стихотворений А. Ахматовой предельно конкретны, реалистичны. Она предпочитала видеть мир таким, каков он есть на самом деле, хотя, конечно же, глядя на него по-своему — изнутри, умея увидеть не только внешние, но и скрытые, запредельные стороны предметов и явлений.

Синий вечер. Ветры кротко стихли, Яркий свет зовет меня домой. Я гадаю: кто там? — не жених ли, Не жених ли это мой?..

Поэзия Анны Ахматовой занимает особое место в русской литературе, поскольку в ней органично соединились новая поэзия XX века с лучшими традициями старой русской литературы. И всегда Анна Ахматова шла к постижению большого мира эпохи, родины, человечества, благодаря сначала интуитивному, а затем все более сознательному чувству своей кровной принадлежности к родной земле, своему народу, что позволяет говорить о ней как о русском национальном поэте.

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Первая мировая война, революция, Великая Отечественная война в лирике Ахматовой

Первую мировую войну Ахматова восприняла как народное страшное бедствие. С этого периода в ее творчестве чаще слышатся мотивы гражданственности, тема России, Родины.

В своем стихотворении «Молитва» она просит Бога забрать все, чем она дорожит, ради спасения своей страны.

Ахматова была патриотом своей страны. В период революции, когда перед каждым писателем встал вопрос о том, остаться на родине или покинуть ее, у Ахматовой был один путь, она оставалась верна своей стране.

В стихотворении «Мне голос был…» можно разглядеть любовь поэтессы к своей родине, она не может себя представить без России, она настоящий патриот.

Годы революции были очень тяжелыми для Анны Андреевны. Жизнь впроголодь, бедность и расстрел Гумилева обессилили ее. В 1920-е и 1930-е годы она очень мало писала, и ей казалось, что вдохновение совсем ее покинуло.

Положение усугублялось еще и тем, что к ней относились как к представительнице дворянской культуры, которая была против нового строя.

В 1937 году арестовали ее сына Льва. Да и сама она жила в ожидании ареста. В этот сложный период она чувствовала себя затравленным волком.

С 1935 по 1937 года она создает произведение, посвященное страшному периоду репрессий в стране, поэму «Реквием». Это произведение было напечатано лишь через 22 года после смерти писательницы. Содержание поэмы она держала в голове и решилась перенести его на бумагу только в 1961 году.

В «Реквиеме» Ахматова передает не только свои переживания о судьбе сына, он и атмосферу, страдания и переживания всего русского народа. Она вызывает к справедливости за каждого невинно обвиненного и погибшего в годы репрессий.

Начало Великой Отечественной войны Ахматова связывает с трагедией, с мировой катастрофой. К русскому народу, обессиленному репрессиями, Ахматова обращается с призывом переплавить боль и страдания в силу мужества. Об этом призыве она написала стихотворение «Клятва».

В стихах военных лет Ахматова пишет о детях. Для нее дети это еще и солдаты, идущие на фронт, офицеры и все, кто причастен к этой трагедии.

В военные годы она находилась в эвакуации в Ташкенте. Все ее мысли были о жестокой войне и надежде на победу.

В ташкентских стихах «Под Коломной», «Смоленское кладбище», «Три стихотворения», «Наше священное ремесло» Ахматова затрагивает тему памяти. Эта тема о прошлом России, о предках, о ее близких людях.

В стихотворениях 1950-1960-х годов возникает тема Родины.

В одном из лучших стихотворений последних лет «Родная земля» живет мысль автора от кровной принадлежности человека к родной земле.

До конца дней поэтесса не прекращала писать. Она писала о Питере, о его окрестностях, размышляла о смерти и жизни. И конечно она не переставала писать о любви, о том, что соединение двух сердец необходимо для людей. Диалог Анны Ахматовой с миром, людьми, природой был страстным, живым и правдивым.

История успеха

Анна Ахматова прожила долгую и нелёгкую жизнь, прошла тернистый творческий путь. Многие окружающие её близкие и родные люди стали жертвами советского режима, а из-за этого, безусловно, страдала и сам поэтесса. В разное время ее сочинения были запрещены для печати, что не могло не отражаться на состоянии автора. Годы ее творчества пришлись на период, когда произошло разделение поэтов на несколько течений. Ей подошло направление «акмеизм» (подробнее о направлении). Своеобразие этого течения заключалось  том, что поэтический мир Ахматовой был устроен просто и понятно, без отвлеченных и абстрактных образов-символов, присущих символизму. Она не насыщала свои стихи философией и мистикой, в них не было место помпезности и зауми. Благодаря этому ее понимали и любили читатели, уставшие ломать голову над содержанием стихотворений. Она писала о чувствах, событиях и людях по-женски мягко и эмоционально, открыто и веско.

Судьба Ахматовой привела ее в кружок акмеистов, где она встретила первого мужа – Н. С. Гумилева. Он был родоначальником нового течения, человеком знатным и авторитетным. Его творчество вдохновило поэтессу на создание акмеизма на женском наречии. Именно в рамках петербуржского кружка «Вечера Случевского» состоялись ее дебюты, и публика, прохладно отнесшаяся к творчеству Гумилева, восторженно приняла его даму сердца. Она была «стихийно талантлива», как писали критики тех лет.

Анна Андреевна входила в «Цех поэтов», поэтическую мастерскую Н. С. Гумилева. Там она познакомилась с самыми известными представителями литературной элиты и вошла в ее состав.

“Я БЫЛА ТОГДА С МОИМ НАРОДОМ”(По творчеству А. А. Ахматовой) ,

Я счастлива, что жила в эти
годы и видела события, которым не было равных.

А. Ахматова

Анна Ахматова — поэт, пришедший в литературу
в первом десятилетии нового, XX века и покинувший мир, когда XX век перевалил
далеко за шестьдесят. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых
ее критиков, оказалась древнегреческая
певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову. Детство
поэтессы прошло в Царском Селе (там она училась в гимназии), каникулы проводила
в Крыму, у моря, о чем напишет в своих юношеских стихах и в первой поэме
“У самого моря”. В четырнадцать лет она познакомилась с Николаем Гумилевым,
и дружба и переписка с ним оказали серьезное влияние на формирование ее
вкусов и литературных пристрастий. В стихотворении Марины Цветаевой написано
про нее: “О Муза Плача, прекраснейшая из муз!” Анна Ахматова была великойтрагической
поэтессой, которая застала грозную эпоху “смены времен” с революционными
потрясениями, следовавшими одно за другим, с мировыми войнами. Живая, постоянно
развивающаяся ахматовская поэзия всегда была связана с национальной почвой
и отечественнойкультурой.

Жданов в своем докладе о журналах “Звезда”
и “Ленинград” писал, что “поэзия Ахматовой” совершенно далека от народа;
это поэзия десяти тысяч верхних слоев старой дворянской России, обреченных,
которым ничего уже не оставалось, как только вздыхать по “доброму старому
времени”. В начальном четверостишии — эпиграфе к своему “Реквиему” — Ахматова
отвечает Жданову:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых
крыл, Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью,
был.

“Реквием” — вершина гражданской поэзии
в литературе XX века, дело всей жизни поэтессы. Это памятник всем жертвам
сталинских репрессий. Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее
тяжелых испытаний. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста,
чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась
разведенной женой “контрреволюционера” Н. Гумилева, матерью арестованного
“заговорщика”. Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие
месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть
что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме “Реквием” речь идет не только
о личной судьбе Ахматовой, она проникнута ощущением безнадежной тоски,
глубоким горем. И конечно, не случайно, что ее привлекают библейская образность
и ассоциации с евангельскими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя
миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать
ее глубину и смысл.

“Распятие” в поэме похоже на псалом:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча
Мать стояла,
Так никто взглянуть и не
посмел.

“Распятие” — это вселенский приговор бесчеловечной
системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного
сына — на небытие.

Заключительная часть “Эпилога” развивает
тему “Памятника”. Под пером Ахматовой эта тема приобретает необычный, глубоко
трагический облик и смысл. Поэтесса возводит памятник всем жертвам репрессий
в страшные годы для нашей страны.

Великую Отечественную войну А. Ахматова
встретила в Ленинграде, там же пережила и почти всю блокаду, не прекращая
писать стихи, ставшие отражением того времени, — “Северные элегии”, “Библейские
стихи”, цикл “В сороковом году”:

Мы знаем, что ныне лежит
на весах 

И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших
часах,

И мужество нас не покинет.

Военные стихи Ахматовой — это еще один
реквием, в котором соединились скорбь о погибших, боль за страдания живых,
трагедия войны, бессмысленность кровопролития. Своеобразным реквиемом по
целой исторической и культурной эпохе является и “Поэма без героя”.

Несомненно, Ахматовой был свойствен трагический
дар. Он позволил ей с большой поэтической силой передать события революции,
террора, войны, вынужденного молчания как личную трагедию и одновременно
как трагедию народа, страны.

МОТИВ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ (По творчеству А. А. Ахматовой)

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных
дней, 

Чтобы туча над темной Россией 

Стала облаком в славе лучей.

А. Ахматова

Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому
кругу русских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти
в стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти находятся
в тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу ее муж — поэт Николай
Гумилев. Впервые он привез ее в Слепнево в 1911 году, а потом она жила
здесь каждый год, а с 1918 года приезжала только в Бежецк.

Слепнево и Бежецк — прекрасные места Тверской
губернии, — как сама поэтесса признавалась, стали ее родными на всю жизнь:

Спокойной и уверенной любови
Не превозмочь мне к этой
стороне…

В этом уютном уголке России ей всегда хорошо
и плодотворно работалось над стихами. Здесь в уединении создала она свои
замечательные “Четки” и “Белую стаю”, в которых появляются первые мотивы
исторической памяти.

Что ты видишь, тускло на
стену смотря 

В час, когда на небе поздняя
заря?

Чайку ли на синей скатерти
воды

Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского
Села,

Где тебе тревога путь пересекла?
Иль того ты видишь у своих
колен, 

Кто для белой смерти твой
покинул плен?

Нет, я вижу стену только
— и на ней

Отсветы небесных гаснущих
огней.

В этих стихах слышится загадочная тишина
исконной России, срифмованная с чуткой душой поэта.

Я был в этих примечательных местах на празднике
поэзии, посвященном творчеству Анны Ахматовой, и видел, как местные жители
с удивительной, трогательной заботой относятся к своим талантливым землякам.
Это проявлялось на празднике во всем: и в выступлениях школьников, и в
организации выставки, посвященной жизни и творчеству Анны Ахматовой, и
в бережном отношении к дому Гумилевых.

В этих местах в далеком 1914 году Анна
Ахматова переживала события Первой мировой войны и, как настоящая патриотка,
восклицала в стихах:

Только вашей земли не разделит,
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет,
Над скорбями великими плат.

Переживая за русское воинство, поэтесса
обращается к образу Богородицы, которая в веках всегда была покровительницей
русских воинов. Иконы с изображением Богородицы русичи брали с собой в
военные походы.

По исторической аналогии Ахматова сравнивает
Россию со сказочным белым домом:

Столько раз… Играйте, солдаты, 
А я мой дом отыщу, 
Узнаю по крыше покатой, 
По вечному плющу.
Но кто его отодвинул,
В чужие унес города,
Или из памяти вынул,
Навсегда дорогу туда…
Волынки вдали замирают, 
Снег летит, как вишневый
цвет…

И, видно, никто не знает,
Что белого дома нет.

Этими стихами со свойственной ей лиричностью
Анна Ахматова говорит, что без исторической памяти человек гармонично жить
не может. Эта память определяет его любовь к прошлому. Эта память воспитывает
благородное чувство заботы об окружающем мире и о корнях родства с ним,
без которых не может быть счастья и радости для человека. В исторической
памяти поэтесса олицетворяет себя с общими печалями и тревогами России:

И брат мне сказал: “Настали
Для меня великие дни. 
Теперь ты наши печали
И радость одна храни”.
Как будто ключи оставил
Хозяйке усадьбы своей,
А ветер восточный славил 
Ковыли приволжских степей.

. Хозяйкой “усадьбы”, то есть Родины, оставил
сестру брат, уходя на фронт. Эти стихи оказались пророческими: много лет
оставалась Анна Ахматова как бы одинокой хозяйкой в усадьбе своего выстраданного
отечества и достойно сохранила ключи от него и от своей души для будущих
поколений россиян. Историческая память помогла выстоять ей в самые тяжелые
периоды жизни. Эта память, мне кажется, даже внешне повлияла на облик Ахматовой.
Известно, что она всегда выглядела гордо и царственно, словно сама многовековая
великая история нашей Родины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: