Краткая биография и творческий путь
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 г. 3 ноября в семье родовитых дворян. Его детство прошло в поместье Спасское-Лутовиново, он получил прекрасное образование и весьма строгое воспитание из-за деспотичного нрава матери, властной помещицы, но образованной и умной женщины. Уже в детстве говорил и читал на трех языках. Факты жизни Тургенева, семейные драмы и непростые отношения родителей были отражены впоследствии в рассказе «Муму», повести «Первая любовь».
После переезда в Москву его в 9 лет определили в пансион, в 15 лет Иван Тургенев поступает в Московский университет на словесное отделение, спустя год перевелся в Петербургский университет на филологическое отделение философского факультета, окончил который в 1837 г. в звании кандидата. Продолжил научные занятия философией и изучение древних языков в Берлинском университете. После окончания курса путешествует по Италии, Франции, Голландии, Англии, в 1841 г. возвращается в Россию, непродолжительное время служит в Министерстве внутренних дел.
Свой путь в литературе начинал как стихотворец в 1838 г., занимался поэтическим творчеством до 1843 г., после пишет пьесы и прозу. В 1847 г. опубликует рассказ «Хорь и Калиныч», положивший начало «Запискам охотника», сборника из 25 очерков, который закончит в 1852 г. После утвердился уже как прозаик, создал несколько повестей и 6 романов. Заключительным его творением станет цикл «Стихотворения в прозе».
В 1843 г. Тургенев познакомился с Полиной Гарсиа, в замужестве Виардо, и посвятил ей стихотворение «В дороге», к которому написал музыку гусарский офицер и одаренный музыкант Эраст Абаза. До сих пор «Утро туманное, утро седое» известно, как популярный цыганский романс.
Полина Виардо, знаменитая парижская оперная певица испанского происхождения произвела неизгладимое впечатление своим пением. Эта умная, талантливая женщина будет самой его сердечной привязанностью почти 40 лет.
В 1845 г. Тургенев подает в отставку и подолгу проживает во Франции или Германии. Знакомится со многими знаменитыми литераторами: Жорж Санд, Мериме, братьями Гонкурами и др. Он создает вместе с французскими писателями Флобером, Доде, Золя, Эдмоном Гонкуром «кружок пяти», к которому примкнет позже Мопассан, называвший Тургенева своим учителем. Среди них он пользовался непререкаемым авторитетом в вопросах литературы, благодаря ему русская литература стала популярной в Европе, Мериме стал изучать русский язык и одним из первых переводить Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Сам Тургенев много пишет и постоянно занимается переводами на французский и английский языки произведений русских писателей.
В 1852 г. за публикацию статьи «Некролог о Гоголе» был арестован, спустя месяц сослан в Спасское-Лутовиново, где пробыл полтора года, на 3 года было запрещено покидать Россию. В 1856 г. опять уезжает во Францию.
Хотя большую часть жизни Тургенев прожил в Европе, Россию считал своим «духовным убежищем». Умер 3 сентября 1883 г. в предместье Парижа, похоронен на Волковом кладбище Петербурга.
Рассуждение
Писательский облик И.С. Тургенева с его острым восприятием мира в его индивидуальной неповторимости, стремительным ходом развития проявился в романе «Отцы и дети». Это произведение не является семейным конфликтом, это столкновение между революционерами-демократами и либералами, спор поколений.
Центральный герой произведения представляет новое молодое поколение. Нигилист Базаров умен, рассудителен, циничен. Сын своего отца, продолжающий лекарское дело. Как нигилист, молодой человек отрицает ценности и идеалы поколения «отцов». В его понимании любовь, которую воспевают и прославляет поэты, писатели, художники, всего лишь физиологическая потребность. Базаров пренебрежительно относится к окружающим, критикует преклонение старшего поколения перед искусством, отрицает сословные признаки. Представитель нового поколения бросил вызов многим вечным ценностям жизни, утверждает значение личности разрушая авторитеты «отцов».
Болезнь и наступающая смерть – финальный эпизод романа «Отцы и дети». Смелый исследователь анатомии и физиологии русской жизни губит себя, досадно и случайно, вскрывая труп крестьянина, умершего от тифа. Базаровская самоуверенность пала под напором болезни, а медицинские и естественные науки оказались бесполезны и бессильны. Базаров остается наедине с самим собой. Болезнь дает время поразмыслить, оценить совершенное, пройти по тому кругу, который он прошел. Перед лицом смерти прежнего Базарова не узнать.
Силы, которые хранились спрятанные глубоко в душе, в самых потаенных местах, которые Евгений Базаров всегда отрицал, приходят к герою с помощью. Борясь со смертью и зная, что она неизбежна, герой принимает эти силы, с их помощью он стоически переносит последнее жизненное испытание. В умирающем Базарове проступили простота и человечность, доброта и нежность. Он способен любить, быть романтиком, ценить красоту и поэзию, в нем не угасло семейное чувство и народное начало. Умирая, герой не думает о себе. Родители, любимая женщина становятся в один миг особенно дорогими и близкими.
Базаров – личность символическая, его нигилистические теории умерли под напором неотвратимой смерти. Созданный писателем образ революционера- нигилиста показал, что в действительности нельзя впадать в крайности и отрицать значение исторического опыта, истин культур прошлого. Смерть указала неискренность базаровских принципов отрицания.
`
Отношение автора к герою Базарову
Однако, по мере развития сюжета, Тургенев все больше и больше выявляет противоречия в натуре Базарова. Автор начинает показывать его эгоизм, цинизм и отсутствие чувственности. Базаров отвергает все общественные нормы и ценности, не обращая внимания на человеческие отношения и эмоции. Тургенев намекает на то, что Базаров уходит в крайность с его отношением к миру, что ведет к его одиночеству и в конечном итоге к его гибели.
В конце романа, когда Базаров находится на краю смерти, автор вводит моменты сожаления и симпатии по отношению к этому герою. Автор показывает, что внутри Базарова крылось что-то более глубокое и чувственное, чем его наружность. Базаров был сломлен разочарованиями и отказом признать свою уязвимость, что сделало его человеческим и тронуло сердца читателей.
Имя героя | Тургеневообразие натуры |
Евгений Базаров | Сочетание противоречивых качеств, от презрения к обществу до уязвимости и трогательности |
Образ главного героя , . Базаров сразу выделен автором из окружающей среды:
- Сын отставного штабс-лекаря и дворянки, он не относит себя ни к высшему сословию, ни к простым обывателям, одинаково критически отзывается об их представителях.
- Внешность его так же противоречива, как и характер. Он выделяется высоким ростом, длинными волосами, выразительными зелёными глазами. «Славное у него лицо», — говорит приятель Аркадий Кирсанов.
- Небрежность в одежде и явная незамысловатость балахона с кистями свидетельствует как о бедности, так и о пренебрежении условностями и этикетом.
Поселившись в доме помещиков-аристократов Кирсановых, Базаров сразу вступает в споры и конфликт со старшим из братьев, дядей его приятеля Аркадия. Из разговоров Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым становится понятно, какой идеологии придерживается главный герой. Он отрицает всё кажущееся бесполезным, ничего не принимает на веру и считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
3 стр., 1075 слов
Тема любви в романе «Евгений Онегин»
… Тема любви в романе «Евгений Онегин». Сочинение Во многих сюжетах А. С. Пушкина так называемые «вечные темы» раскрываются одновременно через призму восприятия нескольких героев. К таким относиться и тема любви в романе «Евгений Онегин». … самого критика. В сочинении мы попробуем рассказать об этом чувстве так, как его воспринимали сами герои. Герои в начале романа – совершенно разные люди. Евгений – …
Главные герои
В романе «Отцы и дети» главный герой – это Евгений Базаров, революционер, демократ и нигилист. Также в произведении фигурируют центральные персонажи из двух различных семей:
- Аркадий Кирсанов. Недавно окончил университет, ученик Базарова.
- Николай Кирсанов. Добрый и романтичный вдовец.
- Павел Кирсанов. Одинокий офицер, строго придерживается либеральных взглядов.
- Василий Базаров. Небогат, но имеет неплохое образование, консерватор. Очень любит своего сына.
- Арина Базарова. Очень религиозна, обеспокоена тем, что ее сын отрекся от веры.
Сюжет романа построен вокруг противопоставления интересов старого поколения (консервативных дворян) и молодежи (новая интеллигенция, пропагандирующая прогрессивные взгляды).
Евгений Васильевич Базаров
Рейтинг персонажа:
Мне нравится52Не нравится35
Главным героем произведения является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, но он является студентом-медиком. Пропагандирует нигилизм и скептическое отношение ко всему окружающему. Учит Аркадия своим взглядам, но портит отношения с его семьей и многими людьми из своего окружения. Был влюблен в Анну Одинцову до самой смерти.
Евгений – жестокий и холодный человек, который редко способен на выражение искренней привязанности. Ближе к концу романа он навсегда прощается с Аркадием и возвращается домой, где его принимают, несмотря на прежние выходки. Он начинает помогать отцу в лекарском деле и в финале произведения умирает, заразившись тифом. Примечательно, что на смертном одре Евгений все же признает, что питал чувства к Анне Одинцовой всю жизнь (она проводит время с ним в его последние дни), а после смерти над его телом проводят религиозный обряд (который он презирал при жизни).
Николай Петрович Кирсанов
Рейтинг персонажа:
Мне нравится47Не нравится10
Добрый отец Аркадия остался вдовцом, поэтому все свои силы вложил в любовь к сыну. На протяжении романа он не раз демонстрировал терпение и доброе отношение к меняющимся взглядам Аркадия, несмотря на вызывающее поведение его друга Базарова. Николай Петрович влюблен в Фенечку, дочь простой экономки, но скрывает свои чувства из-за того, что боится осуждения окружающих. Он имеет прогрессивные взгляды, но не разделяет увлечения сына нигилизмом, так как сам испытывает сильную влюбленность.
Это самый добрый и положительный персонаж романа, который преодолевает все предрассудки на пути к искреннему чувству и личному счастью.
Аркадий Николаевич Кирсанов
Рейтинг персонажа:
Мне нравится39Не нравится9
Молодой мужчина Аркадий Кирсанов только окончил университет и встретил Евгения Базарова, чьи нигилистические взгляды очень его увлекли. По своей натуре – мягкий и сентиментальный человек, который верит в искреннюю любовь и привязанность.
На протяжении романа читатель может наблюдать, как взрослеет Аркадий. Он легко поддается влиянию Базарова, но со временем пересматривает свои суждения и находит себя настоящего. Точно также меняется и его любовный интерес, а в финале Аркадий женится на скромной и доброй девушке Катерине.
Павел Петрович Кирсанов
Рейтинг персонажа:
Мне нравится20Не нравится27
Вместе с Николаем Кирсановым проживает и его брат Павел, бывший офицер. Он не разделяет взгляды Базарова и часто спорит с ним о различных сферах жизни.
До начала событий романа Павел был влюблен в загадочную княгиню, но пережил тяжелый разрыв и замкнулся в себе. Новым объектом его симпатии стала Фенечка, поэтому попытка Евгения Базарова поцеловать девушку приводит Павла в бешенство. Он стреляется с Базаровым на дуэли и получает легкое ранение.
В конце романа Павел получает известие о смерти его бывшей возлюбленной, а Фенечка выходит замуж за Николая. Одинокий Павел с разбитым сердцем окончательно замыкается в себе и навсегда покидает страну.
Популярные сегодня темы
Рассказчик любил подкармливать хлебом пасущихся лошадей и часами смотреть на добрых и умных животных. Бывало, что пьяный конюх забывал про привязанных на лугу лошадей
Имя существительное — самая главная часть речи. Если убрать его из любого текста или разговора, то получится бессмыслица.
Когда у человека нет общности со своим внутренним миром, то его собственные потребности становятся для него непонятными, пропадает адекватная оценка происходящих жизненных ситуаций.
Картина выполнена вся в холодных, ледяных тонах, что соответствует ее названию. В ней преобладают белый цвет и различные оттенки синего. На суровом континенте нет места теплым тонам.
Белые просторы, вокруг, припорошенные дома белым кружевом и обжигающий холод свежего воздуха – это зима, друг, настоящий зимний день. Солнце ослепительно яркое
Обобщенное описание «Отцов и детей»
Основным персонажем произведения, раскрывающего тему проблемных взаимоотношений между старым и современным поколением, является Евгений Васильевич Базаров, представленный писателем в образе молодого тридцатилетнего мужчины, отличающегося критическими нигилистическими взглядами на жизненное существование.
Базаров характеризуется в романе в качестве холодного и порой жестокого человека, гордящегося происхождением из народа, обучающемся на медицинском факультете университета и увлекающегося естественными науками. Судьба главного героя представляется трагичной, поскольку в финале произведения он заболевает тифозной болезнью и впоследствии погибает.
Одним из центральных персонажей романа является друг Базарова, представленный в образе Аркадия Кирсанова, молодого двадцати трехлетнего дворянина, попавшего под влияние нигилистических взглядов Евгения, но отличающегося романтическим отношением к жизни, а также добротой и лаской, обожающего искусство и окружающую природу.
Старшее поколение представлено в произведении в образе Николая Петровича Кирсанова, отца Аркадия, изображенного в качестве вдовствующего помещика, добродушного человека, любящего музыкальное искусство и литературу, с трепетом относящегося к сыну.
Кроме того, мир отцов изображается и на примере Павла Петровича Кирсанова, дядюшки Аркадия, представленного в виде аристократичного мужчины, отличающегося манерной изысканностью, самовлюбленностью, заносчивостью и гордостью.
В качестве ключевой женской героини писатель представляет Анну Сергеевну Одинцову, молодую вдовствующую состоятельную помещицу, обладающую красивой внешностью, а также умом и независимостью, ценящую комфортное и спокойное существование, но при этом характеризующуюся холодностью и неспособностью на искренние, истинные чувства.
Кроме того, женские персонажи изображаются в романе в образах Фенечки, молодой необразованной крестьянки, ставшей гражданской женой Николая Петровича Кирсанова и подарившей ему сына Митю, знакомой главного героя Евдоксии Никитишны Кукшиной, молодой некрасивой помещицы, пропагандирующей прогрессивные взгляды на права русских женщин, а также княгини Нелли Р., возлюбленной Аркадиного дяди, с которой у них не сложились отношения и Екатерины Локтевой, младшей сестры Анны Одинцовой, миловидной девушки.
Второстепенными героями произведения являются отец Базарова, Василий Иванович, пожилой военный доктор, находящийся в отставке, характеризующийся в качестве простого, болтливого и энергичного старичка, любящего сына, мать Евгения в образе доброй, неглупой женщины, дворянки, являющейся хорошей хозяйкой, а также слуга Павла Кирсанова Петр, отличающийся глупостью и самовлюбленностью.
Используя в романе многочисленную систему персонажей, обладающих разнообразными характерными чертами, писатель демонстрирует на примерах героев извечный конфликт между разными человеческими поколениями.
Влияние персонажа Базаров на события и других героев романа
Персонаж Базаров в романе «Отцы и дети» имеет значительное влияние на развитие событий и на других героев. Его кардинальные идеи о науке, прогрессе и отвержении старых традиций вызывают много полемики и противоречий с персонажами, оставляя непредсказуемые следы на всю сюжетную линию.
Базаров с самого начала выступает против старой системы, затормозившей прогресс и научное развитие. Его хладный и рациональный взгляд на мир сталкивается с реакцией более консервативных героев, таких как Аркадий Кирсанов и его отец Николай Петрович. Разногласия между Базаровыми взглядами и традиционной эстетикой порождают много острых диалогов и событий, в которых главный герой продолжает твердо отстаивать свои идеи.
Базаров также оказывает непосредственное влияние на других персонажей
Его взгляды и харизма привлекают внимание Анны Сергеевны Одеринской, которая ранее не испытывала интереса к науке. Он становится для нее наставником и вдохновением, побуждая ее к самообразованию и к изменению своей жизни
Однако, влияние Базарова также вызывает в ней внутренние противоречия, что приводит к несоответствию ее действий с ее позицией.
Еще одним примером является отношение Базарова к отцу Аркадия. Базаров уважает Николая Петровича за его искренность и идеалы, но отвергает его консервативные взгляды на общество. В дальнейшем он даже сталкивается с горьким осознанием неспособности отца в полной мере следовать своим идеалам. Это приводит к серьезным изменениям в отношении Базарова к своей жизни и взглядам на мир.
Таким образом, Базаров является центральной фигурой, определяющей развитие событий и других героев в романе «Отцы и дети». Его идеи и характер вызывают противоречия и изменения в окружающей его среде, делая его одним из наиболее запоминающихся и влиятельных персонажей классической литературы.
Сочинение смерть Базарова
Образ Евгения Базарова в произведение «Отцы и дети» является одним из центральных. Раскрывая образ этого героя, автор охватывает тему нигилизма, который захватил умы интеллигенции в середине девятнадцатого века.
Взгляды героя многим казались странными. Ведь он не признавал чувств и каких-либо эмоциональных явлений. В искусство и разного рода творчество он не верил и считал это ненужным и никчемным делом. Все эти выдумки не стоят внимания порядочных людей. А те люди, которые этим занимаются бездельники, и не приносят пользы миру.
Религия также не существовала для Евгения и была для него за гранью понимания. Его верой была наука и исключительно то, что может принести человеку пользу. Более того, он считал, что неразумные предшественники глубоко заблуждались в понимании жизни и только у последователей нигилизма самое правильное представление о ней.
Однако в ходе прочтения повести становится понятно, как ошибался Евгений. Это поймет и сам герой, оказавшись лицом к лицу с тем, во что не верил.
Например, любовь, которая прикоснется к его сердцу и заставит содрогнуться. Евгений будет поражен тем насколько сильное это чувство, и как он мог отрицать любовь раньше. Теперь к нему приходит осознание того, что все его жизненные устои, в корни не верны.
Ключевым же эпизодом произведения является трагическое событие. Смерть Евгения Базарова от страшной и мучительной болезни, которой он заразился по роковой случайности. Перед смертью он оказался также бессилен, как и любая наука.
Именно в момент перед кончиной раскрывается весь богатый внутренний мир главного героя. Ему не хочется покидать этот мир, но еще тоскливее становится от осознания, что ничего ему не поможет. Евгений понимает, что есть силы выше человеческих и никому с ними не справиться.
Через такой сложный и мучительный путь герой приходит к Богу, и просит своих родителей молиться за него. Приближающаяся смерть заставила его разобраться в настоящих человеческих ценностях. Евгений на протяжении жизни имел противоречия в собственном внутреннем мире, а скорый конец расставил приоритеты по своим местам.
Поскольку с образом главного героя рассматривалась теория нигилизма в целом, то в этом эпизоде становится понятно, что она неверна. Данная теория не несет в себе абсолютно никакой пользы и перспективы для человечества. И порой так тяжело признать неправильность своих суждений и мировоззрения.
Смерть Базарова
Сейчас читают:
-
Сочинение по картине Репки Водитель Валя 8 класс
Произведения В.А. Репки представлены в музейных, галерейных и частных коллекциях в Украине, России, Японии, Германии, Франции, США, Чехии и Словакии. Пользуются большим спросом у коллекционеров. Сама же живет и работает она в городе Киеве.
-
Остап и Андрий в повести Гоголя Тарас Бульба сочинение
Начинается повесть с приезда сыновей старого казака Тараса. Они несколько лет отучились в бурсе, а теперь вернулись домой, оба повзрослевшие и возмужавшие. Тарас гордится своими сыновьями и собирается ехать с ними на Сечь, так как считает,
-
Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 7 класс
Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами.
-
Сочинение на тему Путь Васи к правде и добру для 5 класса
Прочитав повесть Владимира Короленко « В дурном обществе» я познакомился с мальчиком Васей, сыном судьи. Его мама умерла, когда ему было шесть лет. Папа же любит, жалеет и ласково разговаривает с младшей сестрой Васи – Соней, очень
-
Сочинение по картине Московская девушка XVII века Рябушкина 8 класс
Живопись 17 века может многое поведать об истории России, рассказать о быте и показать культуру не столь далеких от нас времен. Исключением не стала и картина А.П. Рябушкина “Московская девушка 17 в.”.
-
Сочинение на тему Жизнь человека ЕГЭ 11 класс
Отведённые нам дни пролетают мимо нас незаметно. Время, насмехаясь над нами, бежит со всех ног, не обращая внимания на наши мольбы, хоть чуть-чуть приостановить свой ход. Люди борются, ищут решений там, где они не нужны.
Но нужна ли постоянная борьба,
Рассуждение
Писательский облик И.С. Тургенева с его острым восприятием мира в его индивидуальной неповторимости, стремительным ходом развития проявился в романе «Отцы и дети». Это произведение не является семейным конфликтом, это столкновение между революционерами-демократами и либералами, спор поколений.
Центральный герой произведения представляет новое молодое поколение. Нигилист Базаров умен, рассудителен, циничен. Сын своего отца, продолжающий лекарское дело. Как нигилист, молодой человек отрицает ценности и идеалы поколения «отцов». В его понимании любовь, которую воспевают и прославляет поэты, писатели, художники, всего лишь физиологическая потребность. Базаров пренебрежительно относится к окружающим, критикует преклонение старшего поколения перед искусством, отрицает сословные признаки. Представитель нового поколения бросил вызов многим вечным ценностям жизни, утверждает значение личности разрушая авторитеты «отцов».
Болезнь и наступающая смерть – финальный эпизод романа «Отцы и дети». Смелый исследователь анатомии и физиологии русской жизни губит себя, досадно и случайно, вскрывая труп крестьянина, умершего от тифа. Базаровская самоуверенность пала под напором болезни, а медицинские и естественные науки оказались бесполезны и бессильны. Базаров остается наедине с самим собой. Болезнь дает время поразмыслить, оценить совершенное, пройти по тому кругу, который он прошел. Перед лицом смерти прежнего Базарова не узнать.
Силы, которые хранились спрятанные глубоко в душе, в самых потаенных местах, которые Евгений Базаров всегда отрицал, приходят к герою с помощью. Борясь со смертью и зная, что она неизбежна, герой принимает эти силы, с их помощью он стоически переносит последнее жизненное испытание. В умирающем Базарове проступили простота и человечность, доброта и нежность. Он способен любить, быть романтиком, ценить красоту и поэзию, в нем не угасло семейное чувство и народное начало. Умирая, герой не думает о себе. Родители, любимая женщина становятся в один миг особенно дорогими и близкими.
Базаров – личность символическая, его нигилистические теории умерли под напором неотвратимой смерти. Созданный писателем образ революционера- нигилиста показал, что в действительности нельзя впадать в крайности и отрицать значение исторического опыта, истин культур прошлого. Смерть указала неискренность базаровских принципов отрицания.
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»
И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднимает и раскрывает вечную тему взаимонепонимания родителей и детей. В романе конфликт поколений – это различие взглядов на культурную, политическую, социальную ситуацию в стране во второй половине 19 столетия. Середина 19 века – это время сложных и бурных событий. Правительство было не способно решить проблемы, поставленные перед ним.
1860-ые годы стали переломными в истории Российской империи. Частые восстания недовольных крестьян вынудили власть отменить крепостное право, что разделило общество на два лагеря.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Первый лагерь представляли люди старого мира, богачи и дворяне. Второй лагерь – сторонники новой эпохи свободы, в которой уважают и ценят человека.
Представители поколения «отцов»:
- Павел Петрович Кирсанов,
- Николай Петрович Кирсанов,
- Арина Васильевна,
- Василий Иванович.
Представители поколения «детей»:
- Евгений Базаров,
- Аркадий Кирсанов,
- Анна Одинцова,
- Екатерина Одинцова.
Главный герой романа Евгений Базаров принадлежал ко второму лагерю, к тем, кто жаждал перемен, хотел революции. Базаров – нигилист, он не признает авторитетов, смеется над общепринятыми нормами и ценностями. Идеи Базарова разделяют Аркадий и Анна. Однако Базаров становится врагом для своего близкого друга и для своих же родителей.
Базаров появляется на первых страницах романа и сразу привлекает внимание читателя своей раскованностью, независимостью, прямотой и резкостью. Когда Евгений вместе а Аркадием приезжает к Кирсановым, он вызывает неоднозначное отношение со стороны окружающих
деревенские дети с большим интересом расспрашивают молодого доктора про лягушек, дворовые сразу в нем признают «своего», а Павел Петрович Кирсанов испытывает к герою интуитивную антипатию.
Он видит в нем врага, идейного противника. И когда-нибудь эти два человека должны неминуемо столкнуться. Происходит это очень скоро. Павел Петрович Кирсанов и Базаров спорят буквально обо всем – и о реформах, и о нигилизме, и об отношении к народу, и о земле. Базаров вначале отвечает»сквозь зубы», неохотно. Но постепенно он увлекается, и споры между героями перерастают в идейную битву.
Однако эти споры нельзя назвать спорами, в которых рождается истина. Базаров в конце романа упрекает друга в пристрастии к использованию «противоположных общих мест». Однако и сам Евгений в споре с Павлом Петровичем Кирсановым постоянно их использует. Например, Кирсанов говорит о том, что необходимо верить авторитетам и следовать им – это общее место. А Базаров отрицает разумность этого, но это является только «противоположным общим местом». Ни в суждении Кирсанова, ни в суждении Базарова нет истины. По мнению Павла Петровича, жить без принципов могут только пустые, безнравственные люди. В ответ Базаров называет принцип нерусским, пустым словом и совершенно бесполезным понятием. Кирсанов упрекает Евгения в презрении к народу. Базаров в ответ заявляет, что Павел Петрович достоин презрения. Когда Кирсанов говорит о Гете и Шиллере, Базаров утверждает, что химик полезнее поэта. Однако герои совершенно не стремятся докопаться до истины. Для них важнее установление противоположности позиций, так как это позиции разных поколений. Именно поэтому дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым носит символический характер – ни один из противников не желает убивать. Базаров, ранив Павла Петровича, приходит его лечить.
Однако только отношениями Базарова и Павла Петровича не исчерпывается конфликт поколений. Базаров неприветлив и со своими родителями, добрыми, радушными людьми. Он все время старается от них уехать. Это объясняется тем, что Евгений не может согласиться с их мнением и их взглядами, а спорить с ними, как с Кирсановым, он считает бесполезным.
Не всегда конфликт поколений определяется возрастом. Например, Аркадий по своим взглядам ближе к «старому» поколению, поколению «отцов». Он дворянский сын, и воспитан в традициях дворянства. И вполне закономерно, что пути Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова расходятся.
Почему Тургенев «убил» Базарова
Во второй половине 19 века в России возникло новое явление под названием «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего того, что не приносит человеку конкретную пользу: искусство, поэзию, чувство.
Считали, что самым главным в жизни является разум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, вносит свое отношение к этому явлению.
Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни. Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям.
Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.
Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.
Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.
Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни.
Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе.
Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.
Почему же Тургенев умертвил своего персонажа? Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.