Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – драма.
Система образов в Грозе Островского
Система образов в «Грозе» достаточно необычная, нетривиальная. Как правило, каждый герой имеет свое предназначение, принадлежит к определенному социальному слою. Допустим, Дикой. Можно сказать, это «хозяин жизни». Все вокруг стремятся его не беспокоить, не сердить – дескать, в гневе он страшен. Конечно же, это не может быть плюсом. Сама по себе агрессивность и вспыльчивость человека – это минус, а не плюс.
Но есть и люди, которые Дикого не боятся. Допустим, Кудряш. Он открыто говорит, что прогибаться не будет — мало того, если что, и ответить может. Сам Дикой постоянно зол, потому, что ему все время не хватает собственных полномочий. Можно сказать, он жаждет большего, стремится все выше и выше вознести свой статус.
Дикой самодур. Но, лишь внешне. На самом деле, это неуверенный в себе, несчастный человек. Который считает, что сила и власть сделают его лучше других.
А вот Кабаниха – типичный образец домостроя, который уже давно отжил свое. Но такие люди, как она, не желают этого признавать, живут в соответствии со старым укладом. Она третирует молодых, по ее убеждениям, для их же блага. Но сама не понимает, что этим ничуть не помогает, а напротив, портит людям жизнь. Хотя, кто знает – возможно, ею движет типичное чувство немолодого человека, который верит, что пока к его наставлениям кто-то прислушивается, значит, он нужен детям, и ему есть место в этом мире.
Что же касается старых порядков, Кабанова уж слишком обеспокоена их беспрекословным выполнением. Более, чем на половину важных для нее вещей можно спокойно махнуть рукой – и никто не пострадает. Кабаниха давно смирилась с самодурством, а вот с тем, что не является истиной в последней инстанции – смириться не может.
Борис – это образ, находящийся в отдалении ото всех. Он двойственен. С одной стороны, образован и интеллигентен, с другой подл и двуличен. Возможно, он введен в творение потому, чтобы показать читателю, что идеальных людей не бывает, у каждого есть некая «слабина».
В двойственности с ним схож Тихон. С одной стороны, это глас маменьки. С другой, недалекий, беспомощный человек. Он очень любит Катерину, но не может ослушаться Кабаниху, боится ее. Так и живет, губимый своими комплексами и отсутствием силы воли. Тем не менее, в диалогах он жалуется, что маменька житься не дает супруге и что ему ее жалко.
Антипод Тихона — Варвара. Уж она-то за словом в карман не полезет! Тем не менее, жизнь с Кабанихой наложила свой отпечаток. У девушки неправильные ценности. Но также она умеет приспосабливаться. К жесткости матери, к ничтожеству брата, к собственным недостаткам. Однако у нее есть желание перемен и сила воли. Она чем-то схожа с Кудряшом, только он сильнее, настойчивее, проницательнее.
Что же касается Кулигина – это типичный «русский гений», светило, что остается не в полной мере признанным.
Главные герои и их характеристика
Главной героиней является девушка по имени Катерина. Она красивая и молодая женщина, которая привыкла жить по совести, прислушиваться к Богу и уважительно относится к людям. Катерина находится замужем за мягкотелым мужчиной, а также постоянно терпит нападки от деспотичной свекрови. Однажды героиня изменяет супругу, так как сложившаяся ситуация словно душит и уничтожает ее изнутри. В дальнейшем она сильно жалеет о совершенном поступке и признается семье, ведь совесть не позволяет утаивать подобные вещи.
Марфа Кабанова по прозвищу Кабаниха является антагонистом произведения «Гроза». Она очень жестокая, грубая, властная и лицемерная барышня, которая безостановочно тиранит и унижает несчастную невестку.
Муж Катерины Тихон страшится и боится своей матери. Он беспрекословно выполняет все ее приказы, не смея ослушаться или возразить, хотя на самом деле не питает к ней теплых чувств, но годы эмоционального насилия и давления превратили его в бесхарактерную личность.
Именно из-за создавшейся обстановки Катерина решается на измену. Ей нравится веселый, интеллигентный и заботливый Борис, проявляющий свои чувства в ответ, вот только время расставляет все по своим местам. Парень оказывается не готов отвечать за свои поступки, и посчитав роман с Катериной ошибкой, оставляет ее с разбитым сердцем.
Вариант 2
Система образования в Грозе Островского – это одна из ключевых тем, затронутых в этой пьесе. Островский показывает, как образование может влиять на жизнь людей и как оно может быть использовано для достижения личных целей. В пьесе присутствуют различные персонажи, которые имеют разный уровень образования и разные цели в жизни.
Первый персонаж, который затрагивает тему образования, – это главный герой пьесы, Александр Григорьевич. Он является директором гимназии и считает, что образование должно быть доступно для всех. Он также стремится к тому, чтобы его ученики получили лучшее образование, чтобы они могли достичь успеха в жизни. Он понимает, что образование – это ключ к успеху и что без него люди не смогут достичь своих целей.
Другой персонаж, который играет важную роль в системе образования, – это учительница истории, Наталья Степановна. Она является примером того, как образование может быть использовано для достижения личных целей. Она стремится к тому, чтобы ее ученики были образованными и развитыми людьми, которые могут вносить вклад в общество. Она понимает, что образование – это не только знания, но и развитие личности.
Третий персонаж, который затрагивает тему образования, – это ученик гимназии, Петр Иванович
Он не считает, что образование важно для его жизни и не стремится к тому, чтобы получить высшее образование. Он считает, что лучше всего заниматься тем, что ему нравится, и не тратить время на учебу
Он не понимает, что образование – это ключ к успеху и что без него он не сможет достичь своих целей.
Четвертый персонаж, который играет важную роль в системе образования, – это отец Петра Ивановича, Иван Андреевич
Он не считает, что образование важно для его сына и не поддерживает его в желании получить высшее образование. Он считает, что лучше всего заниматься тем, что приносит деньги, а не тратить время на учебу
Он не понимает, что образование – это не только знания, но и развитие личности.
Пятый персонаж, который затрагивает тему образования, – это ученица гимназии, Катерина. Она стремится к тому, чтобы получить высшее образование и стать успешной в жизни. Она понимает, что образование – это ключ к успеху и что без него она не сможет достичь своих целей. Она также понимает, что образование – это не только знания, но и развитие личности.
Шестой персонаж, который затрагивает тему образования, – это ученик гимназии, Митя
Он не считает, что образование важно для его жизни и не стремится к тому, чтобы получить высшее образование. Он считает, что лучше всего заниматься тем, что ему нравится, и не тратить время на учебу
Он не понимает, что образование – это ключ к успеху и что без него он не сможет достичь своих целей.
Седьмой персонаж, который играет важную роль в системе образования, – это учитель математики, Иван Петрович. Он стремится к тому, чтобы его ученики были образованными и развитыми людьми, которые могут вносить вклад в общество. Он понимает, что образование – это не только знания, но и развитие личности.
Восьмой персонаж, который затрагивает тему образования, – это ученица гимназии, Любовь. Она стремится к тому, чтобы получить высшее образование и стать успешной в жизни. Она понимает, что образование – это ключ к успеху и что без него она не сможет достичь своих целей. Она также понимает, что образование – это не только знания, но и развитие личности.
Девятый персонаж, который затрагивает тему образования, – это ученик гимназии, Вася
Он не считает, что образование важно для его жизни и не стремится к тому, чтобы получить высшее образование. Он считает, что лучше всего заниматься тем, что ему нравится, и не тратить время на учебу
Он не понимает, что образование – это ключ к успеху и что без него он не сможет достичь своих целей.
Десятый персонаж, который затрагивает тему образования, – это учитель физики, Сергей Иванович. Он стремится к тому, чтобы его ученики были образованными и развитыми людьми, которые могут вносить вклад в общество. Он понимает, что образование – это не только знания, но и развитие личности. Он также понимает, что образование – это ключ к успеху и что без него люди не смогут достичь своих целей.
Особенность композиции в пьесе «Гроза».
Особую роль в композиции «Грозы» играет прием антитезы. Сюжетная линия «Катерина – Борис» противопоставлена сюжетной линии «Варвара – Ванька Кудряш». Это хорошо видно на примере двух сцен свидания: у Катерины и Бориса отношения романтические, у Варвары и Ваньки Кудряша – обыденные. Система персонажей пьесы также построена на принципе контраста: Катерина -Кабаниха, Катерина – Варвара, Борис – Ванька Кудряш.
Конфликт.
Конфликт в «Грозе» двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между Катериной и Кабанихой, Борисом и Диким и т.д. Внутренний конфликт происходит в душе Катерины: между ее стремлением к свободе и самостоятельности и нравственным и религиозным долгом.
Пейзаж.
Важную роль в «Грозе» играет пейзаж, описанный в ремарках и диалогах действующих лиц. Он создает в пьесе особую роль эмоциональную атмосферу: трагические события в городе Калинове не случайно разворачиваются на живописном берегу Волги. Кроме того, отношения к природе (понимание ее красоты) служит критерием оценки героев.
Пейзаж – описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
Символы.
Большую роль в пьесе играют символы. Символично уже само название: гроза – это 1) природное явление; 2) для Катерины – это символ божьего наказания; 3) для жителей Калинова – символ грядущих перемен.
Символическим образом в пьесе являются Феклуша (символ «темного царства») и сумасшедшая барыня (символ расплаты за грехи).
Символ – художественный образ, обладающий несколькими значениями, ассоциативно связанными между собой и зависящими от контекста.
Жанр.
Чаще всего исследователи определяют жанр «Грозы» как социально-бытовую драму (так считал А.Н.Островский). В то же время существует мнение, что по своим жанровым признакам «Гроза» больше напоминает трагедию. На это указывают: исключительный по своим нравственным качествам герои (Катерина); неразрешимый характер конфликта, обусловленный столкновением исторических эпох (патриархальный мир и Новое время); трагический конец (самоубийство).
Драма – один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене;
один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных (в отличие от трагедии) отношениях с обществом или с самим собой.
Трагедия – драматическое произведение, в котором изображаются трагические явления действительности. Конфликт в трагедии имеет неразрешимый характер, поэтому произведение обычно заканчивается гибелью главного героя. Неприменное условие трагедии – катарсис – очищение и просвещение зрителя в результате переживания страха и сострадания.
Заключение.
Пьеса А.Н.Островского «Гроза» – оригинальное и новаторское по форме произведение. На примере бытового материала (а не легенды), взяв в качестве героя частное лицо (а не историческую личность), используя художественные приемы, характерные для других жанров (пейзаж, символ) драматург сумел показать трагизм человеческого существования на сломе исторических эпох.
Итоговый тест к уроку «Художественное своеобразие пьесы «Гроза».
1. Каким элементом композиции является публичное признание Катерины?
2. Как можно охарактеризовать конфликт в пьесе «Гроза»?
Б) внутренний В) двуплановый
3. Кому из героев принадлежат следующие реплики о грозе?
Сочинение 2
Не мало героев имеются в этом драматургическом произведении. Каждый из героев обозначает что-то и символизирует. Каждый из образов по-особому богат и глубок.
В данном тексте представлен анализ системы образов.
Героями, которые олицетворяют власть над всем и желание владеть всем, являются Дикой и Кабаниха. Кабаниха – прескверная женщина. Она непрерывно донимает свою невестку, постоянно исправляя ее, угнетая. Она желает все время держать все вещи под своим чутким, как она считает, контролем. Но таким образом она портит жизнь другим. Это печально. Дикой, кстати, тоже тупой и властный старикашка, его сердце не знает добра.
Третий тип персонажей – маменькин сынок, слабохарактерный муж Катерины, который сделал несчастной свою жену постоянным поклонением матери. Он был несамостоятельным и не мог даже слова сказать своей матери, которая постоянно гнобила Катерину. На примере Тихона Островский показывает, какими вырастают маменькины сынки.
Борис – тип мужчина однозначно корыстных. Он приехал в Калинов за наследством умирающего дяди. При этом он успел влюбить в себя замужнюю женщину, ответить ей взаимностью, а после как нельзя подло сбежать. Чем же он лучше трусливого Тихона? Да ничем.
И, пожалуй, самый главный персонаж – это Катерина. Несчастная женщина, которую довели до настоящего протеста. Она покончила жизни самоубийством из-за несчастий, которые накрыли ее. Она женщина добродушная, душевная, мудрая, добрая. Но так получилось, что она оказалась в таком обществе. Это и убило ее.
Второстепенные персонажи
Варвара
Дочь Кабанихи, невеста Кудряша, юная девушка.
Дочь Кабанихи — полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, научившись обманывать и изворачиваться, она пытается сохранить свою относительную свободу. Кабаниха не является для неё авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печётся о нравственности, стараясь только, чтоб всё было “шито-крыто”.
Подробная характеристика Варвары.
Кудряш
Конторщик купца Дикого, возлюбленный Варвары, молодой парень.
Друг Варвары, с которым она состоит в отношениях. Один из немногих персонажей, который противостоит «тёмному царству»: отличается активной жизненной позицией, простотой и искренностью. Но при этом ветреный и грубый в общении. Кудряш способен не покоряться патриархальным устоям и достаточно смел, чтобы постоять за себя.
Подробная характеристика Кудряша.
Кулигин
Изобретатель, часовщик-самоучка, мужчина средних лет.
Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чьё имя вызывает положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться: его знания устарели, а для противостояния купцам не хватает смелости.
Подробная характеристика Кулигина.
Савел Прокофьевич Дикой
Богатый и влиятельный купец, мужчина средних лет.
Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.
Подробная характеристика Дикого.
Борис
Племянник Дикого, возлюбленный Катерины, молодой человек.
Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создаётся впечатление, что благодаря интеллигентности и образованности, прогрессивным столичным взглядам он сможет противостоять деспотизму купцов. Однако Борис Григорьевич проявляет себя слабым и бесхарактерным человеком. Не оправдав надежд влюблённой в него Катерины, не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя женщину в одиночестве.
Подробная характеристика Бориса.
Феклуша
Странница, блаженная, приживалка Кабанихи.
Приживалка Кабанихи, способная с завидной лёгкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу её привычному обывательскому мирку. В этом образе воплощены дремучее невежество и бескультурие купеческой среды, в которой Феклуше живётся тепло и сытно.
Подробная характеристика Феклуши.
Глаша
Прислуга Кабанихи, молодая девушка.
Девушка, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Она верит россказням Феклуши о странах, где все люди с песьими головами и где судят неправедные судьи.
В пьесе «Гроза» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Гроза»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Гроза»
для самых компанейских —
Главные герои «Гроза»
для самых любопытных —
Анализ «Гроза» Островский
для самых крутых —
Читать «Гроза» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы февраля для 10 класса:
«Преступление и наказание» сочинения
Образ Савелия, богатыря святорусского
Месть и великодушие (Преступление и наказание)
Доброта и жестокость (Война и мир)
Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой
Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир»
Комната Раскольникова
Тихон Щербатый в романе «Война и мир»
Доброта Сони Мармеладовой
2 вариант
На персонажей произведения «Гроза» была возложена непростая задача, они должны были показать всему народу всю правду об моральных ценностях купцов в том времени.
В этой драме одним из главных героев была Кабаниха, а точнее Кабанова Марфа Игнатьева. Эта женщина имела очень властный характер и все время тиранила свое семейство. Она была убеждена в том, что весь мир и отношения должны быть построены на тирании. И что муж должен бить жену, отец своих детей, а хозяин своих слуг. Кабаниха-очень властная и жестокая женщина. Она прямо деспот.
А вот сын Кабанихи под именем Тихон, наоборот, очень мягкий человек, добродушный. У него слабый характер, наверное, потому, что он долго находился под влиянием своей властной матери. От своих проблем Тихон спасается пьянством.
Следующая героиня-жена Тихона, зовут Екатерина. Она воспитанная молодая девушка, которая испытывает к своему мужу только жалость, хотя старалась его и полюбить. Катерина оказалась тоже жертвой тирании своей свекрови и на этом фоне завела роман на стороне, но в результате покончила жизнь самоубийством, так как раскаялась.
Также в произведении «Гроза» присутствует сестра Тихона, дочь Кабанихи, она совсем непохожа на своего брата. Она совсем не боится свою мать, она смелая и живет так как она хочет. Мать совсем не является для нее авторитетом.
У Варвары есть отношения с молодым человеком по прозвищу Кудряш. Он очень дерзкий и хамоватый. Кудряш стремиться к богатой жизни и хочет властвовать над людьми.
Одним из второстепенных персонажей пьесы является Кулигин. Этот персонаж вызывает только положительные чувства и эмоции. У него очень большое и доброе сердце, а также он честный и умный.
Феклуша и Глаша являются приживалками Кабановой. Феклуша очень легко втирается в доверие к людям, очень лестная. Она уже обеспечила себе спокойную размеренную жизнь. Глаша-очень необразованная девушка, не хочет получать никаких знаний, ей не хочется впитывать что-то новое. Она живет в своем ограниченном мире.
В пьесе «Гроза» показаны противостояния устоев патриархата. И все герои этого произведения отлично справились со своей поставленной задачей.
Образная система драмы А.Н.Островского «Гроза»
Образы хозяев жизни — Дикого и Кабанихи
Образы смирившихся под властью самодуров
Это — Тихон и Борис (персонажи-двойники):
Протестные герои в драме
Это персонажи, выражающих протест против «темного царства» самодуров:
Образ Катерины как самый решительный протест против власти самодуров
— отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей
Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»
Образная система драмы «Гроза» задает новые параметры купеческой тематики в пьесах Островского-драматурга.
Наша презентация
https://youtube.com/watch?v=WRuIj9qyPkA
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Композиция и конфликт
Островский уделил особое внимание композиции произведения, которая сильно отличалась от стандартной схемы построения пьес. Все начинается с экспозиции, где описывается жизненный уклад жителей города
За ней следует завязка, а между героями начинается настоящее противостояние. В развитии действия читатель узнает о страданиях главной героини на почве совершенного греха, а затем наконец доходит до кульминации, коей является признание Катерины, и развязки сюжета, где герои решают пойти против порядков.
Конфликт произведения строится на противостоянии двух сторон: старшего поколения, привыкшего жить по установленным нормам, и молодых людей, желающих пробовать новое и отказываться от навязанных обществом правил.
Сочинение 2
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» – это одно из самых популярных и любимых произведений писателя. Работа была написана перед началом социальных реформ, ожидающихся в Российской империи.
Основной идеей пьесы было раскрытие истинных моральных ценностей купеческого сословия. Проблемы, поднятые в произведении «Гроза», актуальны и по сей день.
Катерина – главная героиня пьесы. Именно её образ является в произведении ключевым. Она была молодой и воспитанной женщиной, с покладистым характером и строгими взглядами на жизнь.
Катерина была очень добрая и верующая девушка. У нее было счастливое детство, поэтому девочка думала, что такой будет и вся её жизнь, но не сбылось.
Брак Катерины не был счастливым. Девушка вышла замуж за безвольного и бесхарактерного человека, с которым о любви не могло быть и речи. Со свекровью отношения также были натянутыми.
Но однажды жизнь Катерины изменилась – она встретила свою любовь. Девушка действительно думала, что счастье, наконец, нашло к ней дорогу, но нет. Жизнь Катерины закончилась трагически.
Марфа Игнатьева Кабанова или Кабаниха – персонаж пьесы «Гроза». Это довольно грубая, деспотичная, овдовевшая богатая женщина. Она была воспитана по старым традициям и считала, что все ей должны подчиняться.
Кабаниха – это отрицательный персонаж. Она являлась свекровью Катерины и считала, что все отношения строятся на страхе и тирании, а жена должна быть рабыней своего мужа.
Тихон Кабанов – муж Катерины и сын Кабанихи. Это очень добрый, мягкий, но безвольный человек. У него был слабый характер, и он никогда не пытался противостоять своей матери.
Варвара – сестра Тихона и дочь Кабанихи. Девушка была полной противоположностью своего брата. Несмотря на то, что мать считала её покорной и послушной, Варвара была очень смелой девушкой.
Она вела свободный образ жизни, не думала о том, как её поведение будет выглядеть в глазах общества, и совсем не заботилась о своих моральных устоях.
Иван Кудрящ – возлюбленный Варвары. Это дерзкий, развязный и честолюбивый молодой человек с самой простой внешностью. Ваня был сильный и умный, и действительно любил Варю.
Борис – самый противоречивый персонаж пьесы «Гроза». Это весьма образованный молодой человек. В начале произведения он представляется справедливым и честным парнем, модным и начитанным, но со временем его характер раскрылся совсем с другой стороны.
Борис оказался слабохарактерным, трусливым и безответственным человеком. Он был той самой любовью, которая должны была осчастливить Катерину, а вместо этого погубила.
Кулигин – ещё один персонаж пьесы «Гроза». Он являлся механиком и вместе с тем экскурсоводом. У него было благородное сердце и живой ум. Кулигин мечтал о мире во всём мире и был одним из самых положительных героев.
Все персонажи, представленные Александром Островским, являются очень разными и непохожими друг на друга. Каждый из них олицетворяет либо людской порок, либо добродетель. Именно герои делают пьесу настолько остросоциальной и жизненной.