Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии а.с. грибоедова «горе от ума»

Глава 1. пейзаж и его функции в художественном произведении

Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Близок классицизму конфликт между умным героем и «нищетой рассудка». От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.

А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы: действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.

Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправда­но. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт. Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватиз­мом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и кон­фликтом. Особняк Фамусова является в комедии симво­лом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все мос­ковские, ваш батюшка таков. », «На всех московских есть особый отпечаток. » и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. Именно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произве­дении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжет­ными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требо­ваний не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х. Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока, могут считаться новаторством Грибоедова.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому. Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Особенности произведения

Литературное творение было создано в 1898 году. Это одно из ранних и известнейших произведений автора в прозе, удостоившихся признания публики. Даже убежденные критики считали повесть образцом драматичности и искренности. Куприн, однако, имел другое мнение на этот счёт и недооценивал возможности своего творчества.

Чтобы написать сочинение на уроках литературы правильно, стоит привести аргументы к «Олесе» Куприна, указать отрывки и цитаты, которые помогут понять читателю, что большую роль в повести играет природа, она напрямую связана с героями произведения. Основная тема — несчастная любовь. Иван Тимофеевич, богатый горожанин, и Олеся, простая, но проницательная деревенская девушка, были связаны крепкими узами, но по воле судьбы навеки разлучились. Акцент, делающийся на их чувства, переплетается с описанием природы.

Взаимосвязь между человеком и буйством стихии — не менее важный вопрос, поддающийся обсуждению по сей день. Страстные порывы превращаются в бесполезные метания, если нет связи с окружающим миром. Жизнь несправедлива, намерения сильны, а герои не перестают страдать, разочаровываясь все больше.

Чувства главных героев автор пытается выразить через описания пейзажей. «Олеся» Куприна (аргументы к сочинению необходимо указать, делая анализ повести на ЕГЭ) — это произведение, которое стоит прочитать, чтобы понять взаимосвязь природы и человека.

Литератор работал над произведением, пребывая в Полесье (Волынская губерния). Рассказывая о силах природы, он активно использует различные словесные обороты и тропы. Повествование ведётся от первого лица.

Главный герой творения — Иван Тимофеевич, состоятельный барин. Ему пришлось долгое время находиться в глухой деревне, промышляя охотой и прогуливаясь в свободные часы. Недолгие похождения помогали персонажу забыть о будничных неприятностях, на что Куприн неоднократно намекает, давая читателям понять:

  • вдали от суеты обретается надежда,
  • воплощаются честолюбивые мечты.

Пейзаж в литературе

О сереньких тучах, холодном ветре, пожатых полях, красных и желтых листьях — писали Карамзин, Пушкин, Гоголь и другие авторы. Прежде чем разобраться, в чем же заключается роль пейзажа в романе «Отцы и дети», нужно понять, для чего мастера слова используют описания природных явлений. Для того чтобы увеличить объем произведения? Или, быть может, дабы отвлечь читателя от основной сюжетной линии?

Отнюдь. Роль пейзажа в романе «Отцы и дети», как и во многих других произведениях литературы, велика. Это своеобразное художественное средство, позволяющее, как уже было сказано выше, передать максимально глубоко эмоции персонажей.

Герой пушкинской повести, которая входит в школьную программу, последний раз проезжает мимо дома станционного смотрителя осенью. Именно тогда он узнает плохую весть: хозяин этого скромного жилища скончался, дочь приезжала, но не застала отца живым. Пушкин использует осенний фон, тем самым подчеркивает тоску, печаль, ощущение невосполнимой потери. Теперь же, после того как приведен пример из повести «Станционный смотритель», приступим к основной части нашего повествования, а именно к анализу пейзажа в «Отцах и детях».

Сочинение Черты классицизма в комедии Горе от ума

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана в 20-х годах 19 века. Главная проблема в этом произведение это противостояние «старого века» и «нового века». В то время почти все произведения была написаны в жанре классицизм. Но уже сложившиеся правила классицизма не давали драматургам полную свободу. Они не могли писать, что по-настоящему происходит в мире и описывать реальную жизнь людей. Именно поэтому когда Грибоедов писал, классицистическую комедию он немного нарушал принятые правила.

Любое произведение в жанре классицизма всегда строилась на единстве времени и места действия. В комедии соблюдались эти принципы, но обычно в таких драмах была одна любовная линия. В произведении их целых четыре. Но они как бы совмещаются в одну линию, связанную по смыслу. В драмах обычно была любовная пара господ, и пара слуг, которая их практически пародировала

В произведение «Горе от ума» такая схема немного смазана ведь Софья дочь важного и богатого Фамусова влюбилась почти в слугу Молчалина. Грибоедов хотел показать настоящую реальную жизнь, какая она есть. Что даже девушка из высшего общества может влюбиться в слугу

Что даже девушка из высшего общества может влюбиться в слугу.

Многие произведения в таком стиле строятся на принципе того что работа и карьера выше любви. В комедии самую главную роль занимает именно любовная линия и конфликт, который может перерасти в социальную проблему.

В драмах все герои разделены на положительных и отрицательных персонажей. В произведение «Горе от ума» нет таких четких разделений. «Фамусовское общество» показывается отрицательным, а герой положительным персонажем. Но если тщательно рассматривать каждого участника «фамусовского общества» то можно понять что они не такие уж и плохие. Например, главный враг Чацкого это Фамусов. Но ведь он совсем не отрицательный герой. Он очень любит свою дочь и желает ей только счастья. После смерти отца Чацкого он становится ему опекуном и даже становится для него самым родным человеком. Но в комедии отрицательных героев намного больше, чем положительных точнее положительный только один. Еще нескольких героев можно приписать к положительным, но автор делает это не так отчетливо.

А вот образ единственного положительного героя Чацкого омрачен несколькими отрицательными чертами. Он очень вспыльчивый и может спокойно наорать и поссорится с любым героем. Так же Чацкий слишком многое рассказывал незнакомым людям и привлекал к себе много внимания. Автор наделил героев такими чертами характера и значит, что стандартный классицизм стал по немного меняться и вносить новые черты. Грибоедов добавил в этот жанр частички себя и разнообразил произведение.

Роль пейзажных страниц в литературе

Пейзажные описания являются неотъемлемой частью литературного произведения. Они могут создавать атмосферу и настроение, давать представление о местности, раскрывать характеры и состояния персонажей.

Пейзажные страницы позволяют читателю более глубоко погрузиться в произведение, визуализировать описываемые события и местности. Они могут помочь понять настроение героев, показать их взаимоотношения, а также раскрыть их внутренний мир.

Пейзажи могут быть использованы как символические элементы, которые подчеркивают тему и мотивы произведения. Они могут свидетельствовать о смене времен года, изменении общественных отношений или даже о грядущих событиях.

Некоторые авторы используют пейзажные страницы для создания контрастов и подчеркивания противоположностей между добром и злом, между жизнью и смертью, между любовью и ненавистью. Они могут использовать яркие цветовые гаммы для создания эмоциональных эффектов и вызова определенных чувств у читателя.

В целом, пейзажные страницы являются важным инструментом раскрытия характеров и состояний персонажей в литературе. Они могут помочь автору создать не только реалистичную картину мира, но и дать ощущение присутствия читателя в литературном произведении.

Павел Петрович

Этот герой совсем не похож на своего брата. Он, в отличие от Николая Петровича, романтиком не был рожден. В тот день, когда его брат был зачарован красотой ночного неба, он тоже неспешно прогуливался по саду. Однако в этой сцене пейзаж служит тонким лирическим комментариям. Павлу Петровичу было тяжело жить, значительно тяжелее, чем он сам полагает.

Немалую роль сыграло описание природы в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. Нелепость этого поединка оттеняет свежий утренний пейзаж: мелкая роса, небесная глазурь, курчавые облака-барашки. Тургенев использовал пейзаж для передачи различных оттенков душевного состояния своих героев.

Вариант 2

Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила жизнь дворянства начала 19 века. Главной темой стал конфликт между консервативно настроенным старым поколениям и новаторской молодежью. Произведение построено на канонах классицизма, который был основным направлением в литературе того времени. Однако для создания реалистичных образов героев и дворянского общества в целом писатель в некоторой степени отошел от принципа трех единств: место и время, действие, постоянство характера.

В комедии соблюден только первый принцип классицизма. Местом разворачивающихся в произведении событий стал дом Фамусова, который герои не покидают в период всего повествования. Временные рамки заключают в себе всего лишь день из жизни главных героев.

Второй принцип, основанный на единстве действия, не находит в полной мере своего отражения. Сюжетная линия построена в двух направлениях: любовь Чадского к Софье и борьба главного героя со старым дворянских укладом жизни. В произведениях, написанных в стиле классицизма, влюбленной паре бар противопоставлялась пара слуг. В «Горе от ума» Софья, дочь Фамусова, влюбляется в героя, который по социальному статусу стоит ниже ее. Правило классицизма долг важнее чувства замещает любовный конфликт, выдвигаясь на передний план действия комедии. Таким образом, писатель вносит в свое произведение черты реализма.

Характеры главных героев не делятся, как было принято в классицизме, на строго положительных и отрицательных. Так основным антиподом Чадского по мировоззрению становится Фамусов. Однако в его речах и действиях можно заметить не только отрицательные черты (необразованность и невежество, угождение людям вышестоящим по званию или чину), но положительные. Он любит дочь, заботится о ней. Фамусов желает добра Антону Чадскому, которого считает родным человеком (Павел Афанасьевич стал опекуном Чадского, после смерти его родителей).

В свою же очередь образ прогрессиста Чадского обладает некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, раздражительностью и даже злостью. Узнав, что девушка, которую он любил, предпочла другого, герой начинает свою обличительную роль.

Таким образом, комедия в стихах «Горе от ума» стала произведением, относящимся к направлению классицизма, но содержащим черты романтизма и реализма.

Майские дни

С чего начинается роман «Отцы и дети»? Роль пейзажа в этом произведении сложно недооценить при прочтении уже первой главы. Действие происходит в конце мая. В последние весенние дни душа всегда наполняется надеждами, радостью. Николай Петрович ждет сына. Это добрый, любящий человек, который способен ценить искусство и красоту природы, чем вызывает легкое раздражение Базарова. Весенний пейзаж отражает внутренний мир Николая Кирсанова.

Но не только радужные картины нарисовал Тургенев в своем произведении. Можно даже сказать, что лишь в первой главе, где рассказано о приезде Кирсанова-младшего, писатель передал с помощью описания природы легкое, одухотворенное состояние героев.

В дальнейшем его персонажи будут спорить, разочаровываться, грустить, страдать. Определить роль пейзажа в романе «Отцы и дети» поможет история написания нетленного произведения Тургенева.

Описание природы как символического элемента художественного произведения

Природа как отражение внутреннего мира героя

В литературе природа часто используется как символический элемент, который помогает раскрыть внутренний мир героя. Описание окружающей среды, ее красоты или ужаса, может дополнять и усиливать эмоции и настроения персонажей. Например, в романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского, описание мрачной и зловещей природы Санкт-Петербурга соотносится с мрачным настроением главного героя Родиона Раскольникова.

Природа как символизм

Природа в литературе также может быть символическим элементом, который помогает передать глубинный смысл произведения. Например, в романе «Анна Каренина» Льва Толстого, железнодорожные рельсы и бесконечные поля символизируют стремительность жизни и неизбежность смерти.

Природа как конфликт

В ряде художественных произведений природа может выступать как физический и эмоциональный фон для конфликта и драматических событий. Например, в романе «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса, дождь и затопление являются метафорой для накапливающегося напряжения и неизбежного катаклизма, который ждет семью Буэндия.

Про черты классицизма произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» создавалась А.С. Грибоедовым в период, когда в литературе основным направлением был классицизм, хотя уже появились и другие направления. Это оказало влияние на пьесу Грибоедова: в ней наряду с классическими чертами присутствуют черты реализма. Рассмотрим, как в комедии проявляются черты классицизма.

Для классицизма главным принципом драматургии является соблюдение единства времени, места и действия. Действие происходит в течение одного дня (главный герой Чацкий появляется утром, а покидает дом ночью, на рассвете следующего дня) в доме Фамусова. А принцип единства действия автор нарушает. В классических комедиях оно строилось на одном конфликте, а у Грибоедова их два – любовный и общественный. И оба они связаны с Чацким. Любовный конфликт завязывается в самом начале комедии. Чацкий оказался в доме Фамусова ради Софьи. Он и не думает вступать в борьбу с представителями фамусовского круга. Когда Чацкий узнает, что Софья не отвечает ему взаимностью, он пытается выяснить, кто ее избранник. А поскольку Чацкий имеет свои убеждения, взгляды на многие жизненные вопросы, ему так или иначе приходится выступить против устоев «века минувшего». В момент осуждения Чацким фамусовского общества любовный конфликт переходит в общественный. Ради этого конфликта и была написана комедия. Обе линии взаимодействуют друг с другом. Кульминация всех конфликтов – обвинение Чацкого в сумасшествии. Развязка общественного вынесена за рамки пьесы.

У героев Грибоедова «говорящие» фамилии. Одно из значений фамилии Фамусова – знаменитый, известный (он действительно известный человек в кругу московского барства); фамилия Чацкого напоминает фамилию Чаадаева; Молчалин – человек, привыкший молчать и не иметь собственного мнения; Репетилов повторяет чужие высказывания и выдает за свои – репетирует свою жизнь; князья Тугоуховские глухи к чужому горю.

Еще одна черта классицизма: любовный треугольник. Имеются «обманутый» отец, сообразительная служанка, помогающая влюбленным. Традиционная схема распределения ролей. Но в пьесе есть и отступления. Служанка Лиза частично выступает вторым резонером: раздает меткие характеристики героям, комментирует происходящие события. Чацкий – одновременно и герой-любовник, и резонер, так как он во многом – выразитель мысли самого автора.

Таким образом, несмотря на то, что в комедии «Горе от ума» есть присущие классицизму черты, Грибоедов ввел в нее черты нового направления – реализма – с целью изобразить современную ему действительность. Ему удалось создать уникальное произведение, в котором сочетаются традиционные и новаторские приемы.

Типы пейзажей в литературе

М.Н. Эпштейн считает, что задача выделения пейзажных комплексов важна для понимания законов поэтизации природы, и выделяет четыре вида классификации литературных пейзажей:

  1. сезонная и ландшафтная (по типу времени или местности -зимний, весенний, степной и т.д.);
  2. по степени масштабности, тематической обобщенности (локальный, экзотический, национальный, планетарный, космический);
  3. жанрово-стилевой (величественный или унылый, бурный или тихий, таинственный или пустынный).
  4. В особую группу он выделяет фантастический и идеальный пейзаж.

Важно отметить, что Эпштейн опирался на поэзию при создании своей классификации. Существуют и другие классификации пейзажей

Существуют и другие классификации пейзажей

Идеальный пейзаж

Сложился еще в античной литературе, на протяжении веков разрабатывался литературой средневековья и Возрождения, стал точкой отсчета развития пейзажа в литературе (в основном в поэзии) нового времени в конце 18 — нач.19 вв. Возрожден в 40-60-е годы ХХ в.

Текстовыми элементами идеального пейзажа являются:

  • мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи;
  • вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду;
  • цветы, широким ковром устилающие землю;
  • деревья, дающие тень;
  • птицы, поющие на ветках.

Городской пейзаж

Местом действия в литературе нового времени часто становится город. В литературоведении появился даже термин «городской пейзаж» (ведь термин «пейзаж» обозначает описание широких природных пространств). Так же, как и природная среда, город обладает способностью воздействовать на характер и психику людей. У города в любом произведении есть свой неповторимый облик, так как каждый писатель не просто создает топографическое место действия, но в соответствии со своими художественными задачами строит определенный образ города (сравните: Петербург А.С. Пушкина , Н.В. Гоголя , Ф.М. Достоевского , А. Белого, О. Мандельштама, А. Блока , А. Ахматовой и т.д.).

Сельское кладбище

Трагедия главного героя романа «Отцы и дети» заключается в безграничном одиночестве. Он попытался быть циничным и максимально здравомыслящим. Не признавал чувствительности и романтизма. Все же однажды Базаров влюбился. Его чувство осталось безответным. Одинцова отвергла Евгения, она боялась менять свой привычный уклад жизни. Базаров вскоре заболел, и только перед смертью осознал нелепость своих взглядов.

Нигилист похоронен на маленьком сельском кладбище. Этот унылый пейзаж подчеркивает одиночество, от которого он страдал при жизни. На могилу к нему приходят старики, которые очень любили своего странного, но талантливого сына. Однако даже родители не понимали Базарова. Заключительный пейзаж в произведении Тургенева проникнут скорбными раздумьями и лирической печалью. В этом описание автор внес собственную оценку Базарова и его дела. Все в этой жизни преходящее. Вечна лишь природа, красоту которой яростно отвергал гордый нигилист.

Предназначение ландшафтов

Полесская природа описывается автором с трепетностью и нежностью, словно таинственный мир, спрятанный от греховных натур. Там царствует красота, которую способны разглядеть только избранные. Природа, будто живой человек, наделена особыми свойствами и чувствами:

  • нет суеты, ссор и разногласий,
  • властвуют лишь успокоение и безмятежность.

Ощущения героев придают красочность описаниям литератора, делают их одухотворенными и незыблемыми. На страницах используются литературные средства выразительности, помогающие читателю живо представить происходящее. Жизнь торжествует, что проявляется в чудачествах природы: весенней капели, журчании родников, мелькании облаков в небесных просторах.

Отношение человека к окружающему миру определяет, насколько он совестлив и благороден. Это своеобразная оценка личности. Лишь тот, кто духовно богат, сдержан и способен прочувствовать многое, может быть неразрывно связан с природой, ощутить себя ее составляющей.

Главный герой обладает такими задатками. Он черпает вдохновение, находясь на охоте и любуясь бескрайними просторами. Весенняя пора наделяет его задумчивостью и искренностью, позволяет многое переосмыслить, забыть о тревогах и хлопотах. Ему вспоминается Олеся, красивая, честная, утонченная, податливая на ласку и склонная рассуждать бесхитростно.

Природа помнит и запечатлевает все, что происходит в ее лоне. Любые тайны остаются лишь с ней. Основные события происходят именно там, где персонажи чувствуют себя раскрепощенно и свободно.

Это самые незабываемые мгновения для них, дарующие прекрасные впечатления. Уединившись вместе в одну из ночей, возлюбленные становятся самыми счастливыми, перестают помнить, что их прежде заботило и утомляло.

Ландшафты в повести Куприна — не только фон, оттеняющий ощущения и намерения. Они отражают переживания, стремления и надежды протагонистов.

Окружающий мир является не безмолвным участником событий, а непосредственной составляющей лирического сюжета. Это становится заметно по окончании прочтения.

Куприн — искусный художник. Он описывает внутренний мир персонажей с поразительной точностью, позволяя читателям задуматься. Философский подтекст произведения поражает, идеологические мотивы впечатляют, как и словесные обороты, умело применяемые автором.

Сюжетная линия, композиция, средства выразительности, удивительный язык — все это переплетается с изображением не только природы, но и человеческих чувств. Писатель заставляет поразмыслить над главнейшими жизненными аспектами, сделать для себя определенные выводы.

Бедные деревеньки

Аркадий, хотя и подражает Базарову, видит красоту, которая его окружает

Евгений же полагает, что все эти рассказы о любви, неважно к кому, к женщине или родному краю, не что иное, как романтизм (этому слову он придает нарочито негативный оттенок). Автор тем временем говорит о речках с обрывистыми берегами, прудах с худыми плотинами, низких, покосившихся избенках

В чем же роль пейзажа в романе «Отцы и дети»? Неужели, изображая нищую русскую деревню, Тургенев испытывал к ней презрение? Едва ли. Писатель любил свою родину, хотя многое его в ней не устраивало. Согласно документальным источникам, именно поэтому он так часто уезжал за границу. В помещичьих кругах в середине XIX века царили косность, ограниченность. Отмена крепостного права не сильно повлияла на мировоззрение русских дворян.

Видеть недостатки своих соотечественников — не значит не любить Родину. Замечать нищету русской деревни — не значит не ценить красоту родного пейзажа. Даже современные читатели, открывая романа «Отцы и дети», созданный более полутора века назад, понимают боль автора. Русская провинция сочетает в себе красоту и уродство, богатство и нищету, яркие живописные пейзажи и страшные картины запустения.

Образы природы в русской литературе

В русской литературе пейзажи занимают одной из важнейших мест в творчестве К. Паустовского, Тургенева, Чехова и др

Тема природы преломлялась в творчестве русских писателей через внимание к психологии личности. В произведениях русских писателей пейзаж не является фоном, оторванным от повествования

Каждая пейзажная зарисовка помимо изобразительно-выразительной функции несет в себе смысловые акценты и функциональное назначение. Авторский пейзаж отражает восприятие природы персонажами, их эмоциональное и психологическое состояние, что позволяет говорить о психологической функции пейзажей. Пейзажи, описания природы всегда подчиняются конкретной цели.

В процессе создания пейзажей автор может прибегать к монотонным тонам, отображая чувство угнетенности, одиночества персонажа:

Серые, невзрачные тона, изображение разрушенных селений выступают средством отражения эмоционального состояния персонажей, обозначения времени и места, когда и где происходят события произведения.

Яркие краски, напротив, позволяют передать радостное состояние персонажей, чувства их возбуждения, предчувствия тех или иных событий:

Важно добавить, что пейзажные зарисовки не всегда отвечают требованиям реалистичности, но позволяют создать либо состояние яркости, либо наоборот гнетущей тишины, мрака, мрачных предчувствий. Пейзаж становится своеобразным аккомпанементом психологическим переживаниям персонажа, его душевным, эмоциональным волнениям, формируется определенный параллелизм между изображениями природных образов и эмоциональными состояниями персонажей

Пейзажные зарисовки достаточно часто сопровождаются описанием звуков и запахов:

Природные образы часто очеловечиваются, наделяются эмоциями, чувствами и мыслями, способностями к действию. Природный мир приобретает человеческий характер. Красота природного мира экстраполируется на человека, а красота одухотворенной личности – на природу.

Природные образы могут приобретать символический смысл, сообщая читателю о надвигающейся беде.

Часто пейзажные зарисовки сопровождаются описанием интерьера, бытовыми описаниями.

Пейзажи в произведениях способны выполнять ряд функций, включая следующие:

  • пейзаж, природные образы служат средством раскрытия чувств персонажей;
  • пейзаж участвует в формировании образов персонажей;
  • пейзаж реализует структурную функцию, обозначая место и время, когда происходят события, о которых идет речь в произведении;
  • природные образы способствуют развитию сюжетной линии, влияя на мотивы, особенности поведения и поступки персонажей.

Пейзажные зарисовки успешно реализуют социально-психологические и эмоциональные функции.

В своих пейзажных зарисовках русские поэты и прозаики обращались к величественным пейзажам родного края, своенравным стремительным водам, рекам и озерам с плодотворными долинами, на которых колосятся золотые хлеба, лесам и горам. Природа в русской литературе воспринимается как источник неисчерпаемой красоты, вдохновения, как средство гармонизации личности и общества.

Описания природы сливаются с судьбами литературных героев и целых наций. Природные образы могут служить средством поэтизации народной жизни на основании слияния жизни природы и жизни народа, нации.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что пейзажные зарисовки в литературных произведениях прошли длительный путь своего исторического развития. В русской литературе пейзажи становятся не просто фоном, в котором протекают события произведения, но полноправным участником событий, средством характеризации персонажей, влияния на их поступки, мотивы поступков и действий. Без прямой очевидности, особого подчеркивания пейзажи, природные образы входят в общий идейный смысл и тональные рисунок произведения.

Вариант 1

Пейзаж играет важную роль в творчестве Олеся Куприна. Он использует описание природы, чтобы передать настроение героев и создать атмосферу произведения. В романе “Гранатовый браслет” пейзажи описываются очень детально, что позволяет читателю почувствовать себя внутри происходящего. Например, описание осеннего леса передает грусть и тоску героини, которая потеряла свою любовь.

Пейзаж также помогает создать образы героев. В рассказе “Лиловый шар” главный герой описывает свой дом и окружающую природу, что позволяет читателю понять его характер и настроение. Описание пейзажа также помогает создать атмосферу произведения. В рассказе “Поединок” описание зимнего леса передает напряжение и ожидание битвы.

Пейзажи в творчестве Куприна также имеют символическое значение. В рассказе “Черный человек” описание пустынной местности передает одиночество и отчаяние героя, который потерял свою семью. В романе “Яма” описание глубокой ямы символизирует бездну человеческой души и трагедию героев.

В целом, пейзаж играет важную роль в творчестве Олеся Куприна. Он использует описание природы, чтобы передать настроение героев, создать образы и атмосферу произведения, а также символизировать темы и идеи.

Образ Олеси

Главная героиня повести, девушка Олеся, неразрывно связана с природой. Она выросла вдали от цивилизации, никогда не была в крупном городе, не умеет читать и писать. При этом человек она энергичный, с сильным характером, добрый по натуре, но и способный постоять за себя. Рассказчик признаёт, что гордость и независимость воспитал в ней полесский бор.

Олеся не боится жить среди топких болот в окружении леса она прекрасно ориентируется. Здесь её дом, её стихия, её мир. Даже жилище у них с бабушкой подчёркнуто сказочное — избушка на курьих ножках (т. е. на сваях, чтобы не затопило в половодье). Олеся любит и жалеет животных, что наглядно демонстрируется в сцене, когда она приносит в хату маленьких голодных зябликов и сажает на печку, туда, где уже живут скворцы.

Девушка безграмотна, общается практически только со своей бабушкой, но её всё равно нельзя назвать глупой. Ей открыты «бессознательные, инстинктивные, странные знания, которые часто опережают науку, смешиваются с суеверием и хранятся в народе как величайшая тайна».

Девушка руководствуется не научными знаниями, не чужим мнением, а интуицией, природным чутьём, собственными ощущениями. Этого ей более чем достаточно, чтобы жить в радости, идиллию нарушают только люди (деревенские жители обвиняют в любой беде, урядник грозит отправить бабушку по этапу, даже главный герой ненароком навлекает на Олесью несчастье).

Рассказчик упоминает, что облик прекрасной ведьмы навсегда слился в его памяти с природными образами: «пылающими вечерними зорями», пением птиц, «благоухающими ландышами и медом утрами». И красота, и любовь Олеси чисты, естественны. Она так далека от жеманства, кокетства и расчётливой хитрости.

Пейзажные страницы в исторических романах и их роль в создании образа времени

Исторические романы — это особый жанр литературы, который, помимо повествования о жизни и приключениях героя, в большой степени описывает эпоху и общество, в котором происходят события. Один из важных элементов создания образа времени — это пейзажные страницы, на которых автор описывает окружающие природные и архитектурные достопримечательности.

Пейзажные страницы позволяют читателю глубже проникнуться атмосферой происходящих событий и воссоздать картину жизни того времени. Например, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, пейзажные описания помогают понять жизнь светского общества в России начала XIX века. Описания балов, салонов, усадеб и парков говорят о роскоши жизни аристократии, о тонких нюансах этикета и повседневных привычках.

Пейзажные страницы также дают возможность узнать о технологиях и способах жизни того времени. В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова описания старой Москвы и её зданий позволяют проникнуться атмосферой жизни в городе в начале XX века. Описания особенностей архитектуры, как например, высокие частные дома и кирпичные церкви, дарят нам понимание пространственной организации жизни и географии города.

Таким образом, пейзажные страницы в исторических романах играют значимую роль в создании образа времени. Описания архитектуры, природы и бытовых деталей помогают читателю лучше представить жизнь того времени и глубже усвоить атмосферу эпохи, о которой рассказывает автор.

Вывод

Память является неотъемлемой частью человеческой жизни. Она позволяет нам хранить информацию, сохранять эмоциональные воспоминания, передавать культурное наследие и формировать нашу самоидентификацию. Без памяти мы бы потеряли связь с прошлым, не смогли бы учиться и развиваться, и не смогли бы осознавать себя как индивидуальности. Поэтому память играет важную роль в жизни человека и заслуживает нашего внимания и ухода.

10 стр., 4672 слов

Что такое Память. Роль памяти в жизни человека

… Пока живы воспоминания, живо и человечество. Сочинение Роль памяти в жизни человека 11 класс ЕГЭ рассуждение Память играет огромную роль в нашей жизни. Благодаря ей мы принимаем многие важные решения. Память является причиной абсолютного большинства наших …

Память — это одна из самых важных вещей в жизни каждого человека. Это его прошлое, это его опыт, дорогие воспоминания, это духовный клад. От неё зависит даже будущее человека, ведь, анализируя своё прошлое, человек старается что-то изменить в жизни, улучшить её. Он может измениться сам, то есть, поменять свой характер, своё отношение к окружающему миру, извлекая уроки из прошлого. Несмотря на то, что память может нас не только согревать, но и делать больно, без неё мы просто не смогли бы существовать как личность. Именно благодаря ей мы накапливаем свой багаж знаний, который несём с собой в наше светлое будущее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Круг знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: