Краткое содержание
Матёра — это деревня на берегу Ангары. Была в ней когда-то церковь, но потом её переоборудовали под склад. Есть в этой деревне маленький местный аэропорт, позволяющий наладить сообщение с окружающим миром. А в целом Матёра — традиционная деревня со старыми устоями.
Матёру скоро уничтожат: собираются строить электростанцию, а эта деревня мешает, поэтому всех жителей Матёры планируют переселить в город. Жителям Матёры жалко свои дома, всё нажитое, жалко вида на Ангару и традиционных неспешных чаепитий. И всё-таки жители Матёры мало-помалу перебираются в город.
Кто-то поджигает свой дом, и Матёра горит. Старожилы, наблюдавшие этот пожар, считают, что он произошёл случайно: разве можно сжечь свой дом?
Некоторые из обитателей Матёры наотрез отказываются уезжать. Возглавляет эту группу Дарья Пинигина: она даже ссорится с сыном Павлом и его семьёй. Дарья, несмотря на преклонный возраст, готова драться за Матёру. На прощание (перед затоплением Матёры) она белит свой дом, словно обмывает и одевает покойника, готовя его в последний путь.
Настасья, приятельница Дарьи, волнуется о своей убежавшей кошке, хотя с животными в самолёт нельзя, так что всех питомцев уничтожат вместе с островом. А Дарью больше всего волнует, что санитарная бригада перед затоплением уничтожит кладбище: пожилой женщине даже снятся толпы предков, пришедших судить её за то, что допустила такое.
Под конец даже молодёжь не рада гибели Матёры. И всё же Матёра опустевает. Скоро она исчезнет с лица земли.
Сочинение на тему Какой должна быть школьная перемена
Обычно все спорят об уроках: какие они должны быть, сколько, в каком порядке… Хоть раз вопрос стал о переменах!
Школьная перемена, самое главное, должна быть долгой. За обычные десять минут ничего невозможно успеть: ни поиграть, ни поесть, ни списать, то есть подготовиться к уроку, настроиться. Перемена должна быть не меньше урока, то есть от сорока минут. И это обычная! А большая — два раза по сорок, полтора часа. Так было бы справедливо: сорок минут ты учишься, а еще сорок — отдыхаешь.
Единственное, что мне в этом не совсем нравится, так это, что тогда школьный день будет слишком долгим. Пять уроков по сорок минут и четыре перемены по сорок, а еще большая. Но в принципе, это решается просто — путем сокращения уроков. И никаких занятий в субботу!
Еще на перемене нужно обеспечить перекус. Булки и сок или молоко из столовой, конечно хорошо, но недостаточно. Нужно, чтобы приезжала машинка с доставкой из Макдональдса! Вот тогда здорово было бы! И мороженое обязательно, и бургеры, и картошка.
Еще на переменах нужно ставить в зале мультики. Делать большой экран и пусть все смотрят!
На перемену никогда нельзя детей задерживать. А вот с перемены можно немного опоздать ученикам. Мало ли, какое срочное дело может появиться.
И еще на перемене должны обеспечить учеников транспортом бесплатным. И чтобы это не автобус был, а личное такси. Вот понадобилось мне вдруг в детский магазин, так я быстро туда-сюда и скатался.
В принципе, эти льготы пусть и учителям будут… Хотя если урок равен перемене, то как раз один класс вышел с урока, а другой пусть заходит. Учителя-то все одно и то же ведут. Им переключаться и не надо! А тут как раз и народу меньше в коридорах, и очередей в буфете меньше. Очень рационально, по-моему.
5 класс
Зачем нужны глаголы
Функции глаголов в русском языке разнообразны. Они могут называть:• конкретное действие (рисовать, писать);• движение и перемещение в пространстве (ходить, плавать);• физическое и душевное состояние (спать, грустить);• деятельность органов чувств (слышать, осязать);• изменение состояния (краснеть, смущаться) и т.д.
Грамматические категории глагола показывают, как протекает действие во времени, как оно соотносится с действительностью. Начальной формой этой части речи является инфинитив, по которому определяются постоянные признаки.
К морфологическим признакам глагола относятся:• Вид − постоянный признак глагола. Совершенный вид, определяемый по вопросу «что сделать?», указывает, что данным глаголом названо завершенное действие, доведенное до определенного результата (сказать, проплыть). Несовершенный вид, определяемый по вопросу «что делать?», обозначает действие, длящееся во времени (читать, бегать).• Переходность – постоянный признак. Переходные глаголы управляют формой винительного падежа существительного без предлога (читать книгу, рассказывать историю), непереходные – не сочетаются с этой формой.• Возвратность – постоянный признак. К возвратным глаголам относят непереходные глаголы, имеющие в своем морфемном составе суффикс (постфикс) «-ся» (учиться, смеяться).• Наклонение – изменяемый признак глагола. Он характеризует только спрягаемые формы глагола и выражает отношение называемого действия к существующей действительности. Изъявительное наклонение указывает на реальность (читаю, читал, буду читать); условное – на возможность действия (читал бы); повелительное – на необходимость (читай, читайте).
Также глаголы имеют грамматические категории залога, времени, лица, числа и рода
Обратите внимание, что глаголы не склоняются, как именные части речи, а спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Глагол имеет, как и любая часть речи, синтаксические признаки, а именно: выполняет синтаксическую роль в предложении, согласуется с подлежащим, способен сочетаться с управляемыми словами, определяться наречиями
Глагол имеет, как и любая часть речи, синтаксические признаки, а именно: выполняет синтаксическую роль в предложении, согласуется с подлежащим, способен сочетаться с управляемыми словами, определяться наречиями.
Обратите внимание, что глагол в предложении может выполнять любую синтаксическую функцию.• «Я (что сделал?) поговорил с товарищем». – Глагол «поговорил» является сказуемым.• «Я пришел к товарищу (зачем?) поговорить». – Глагол «поговорить» в форме инфинитива является обстоятельством.• «Больше всего я люблю (что?) поговорить с товарищем»
– Глагол «поговорить» является дополнением.• «Поговорить с товарищем – это мое любимое занятие». – Глагол «поговорить» является подлежащим.• «Я люблю одно занятие – (какое?) поговорить с товарищем». – Глагол «поговорить» является несогласованным определением
– Глагол «поговорить» в форме инфинитива является обстоятельством.• «Больше всего я люблю (что?) поговорить с товарищем». – Глагол «поговорить» является дополнением.• «Поговорить с товарищем – это мое любимое занятие». – Глагол «поговорить» является подлежащим.• «Я люблю одно занятие – (какое?) поговорить с товарищем». – Глагол «поговорить» является несогласованным определением.
Источник статьи: http://www.kakprosto.ru/kak-95737-zachem-nuzhny-glagoly
Популярные сегодня темы
Я очень люблю на летних каникулах ездить на отдых в деревню. В ней проживает моя бабушка и тётя. У них двухэтажный дом. Вокруг высокий металлический забор бордового цвета.
Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. Глядя на полотно видно, как на переднем плане нарисованы красивые сосны-великаны, которым исполнилось уже, пожалуй, сотня лет
Стволы этих вековых красавиц, загрубевшие и темные, они стоят выдержанно и грациозно
Глядя на полотно видно, как на переднем плане нарисованы красивые сосны-великаны, которым исполнилось уже, пожалуй, сотня лет. Стволы этих вековых красавиц, загрубевшие и темные, они стоят выдержанно и грациозно
Быть добрым – это способность людей. В основе доброты лежит особенность менталитета, воспитание, образование и окружение. Проявления ее также разнообразны и зависят от того
Источник статьи: http://sochinimka.ru/sochinenie/russkij-yazyk/moya-lyubimaya-chast-rechi-glagol
Подписи к слайдам:
Объект исследования : пословицы русского народа. Предмет исследования : менталитет русского человека, отражённый в пословицах; изменения в употреблении пословиц за последние десятилетия.
Цель : -показать, как мироощущение русского человека отразилось в его пословицах; -выявить отношение современных людей к пословицам и проследить, как эти изменения отразились в речи за последние десятилетия.
Пословица — народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Пословица — самый любопытный жанр фольклора, потому что живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают.
Русские пословицы собирали , записывали М. Ломоносов, А. Пушкин, А.Добролюбов, А.Кольцов, Н.Гоголь, А. Островский, М. Салтыков-Щедрин, Л.Толстой, М. Горький.
Однако, сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусеченном виде.
вот как выглядит портрет пословицы: Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль) Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю) Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят) Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица — средство изобразительности и выразительности)
Самые популярные пословицы Без труда не выловишь и рыбку из пруда Любишь кататься – люби и саночки возить Поспешишь – людей насмешишь Лучше поздно, чем никогда Тише едешь – дальше будешь Семь раз отмерь – один отрежь Делу время – потехе час Самые редкие пословицы Не потопаешь – не полопаешь И на старуху бывает проруха
Невозможно говорить по- русски , не зная пословиц Даже не говоря пословиц мы понимаем о чём речь Слово не воробей… Не все то золото… Не имей сто рублей… Тише едешь…
А зачем нам нужны пословицы? Пословицы это живость языка, ум, начитанность. Они украшают нашу речь. Помогают выразить позицию говорящего короче.
Современные пословицы Народная мудрость не стоит на месте, а продолжает развиваться. Новые пословицы появляются иногда как интересные переделки старых, а иногда вдруг возникают как будто ниоткуда. Рыба любит где глубже, а человек где придется. Не суйся в воду возле химзаводу. Трудно ничего не делать. Hо мы не боимся трудностей! Не научила мамка, — научит рекламка !
Я выяснил: Пословицы необходимы в нашем общении. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
вывод: Необходимо возродить былое значение пословиц, поднять их на более высокий уровень.
Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.
Несколько интересных сочинений
Я очень люблю свою улицу. Здесь проходило раннее детство, совершилось столько ярких событий, что забыть их уже невозможно.
Героиня Островского, второстепенный персонаж данной пьесы, является по своему происхождению – крестьянкой. Со временем она становиться женой купца, а также матерью красивой
Костя на фоне остальных мальчишек, стороживших коней, выделялся своими необычными глазами. Именно они так заинтересовали рассказчика. Взгляд мальчика был печальным, он о чем-то все время думал.
С давних времен и по сей день существует такая проблема, как конфликт отцов и детей. Она считается вечной, и затрагивает каждое поколение. Всему виной разница во взглядах старшего и младшего поколений
Каждая часть речи в языке важна и выполняет свою работу вместе с другими, самостоятельными и служебными, чтобы люди могли выразить разнообразные мысли и чувства.
Самой интересной и выразительной частью речи является, по-моему, глагол. Он мне нравится больше всего. Он и возник раньше других частей речи для обозначения действия
Видимо, для людей прадавних времён, когда зарождался язык, важно было передать именно поступок, деланье. Тогда же у глагола, должно быть, возникли и формы числа – единственное и множественное. Ведь очень важно было передать смысл, один человек пошёл на охоту или пошли все соплеменники
Ведь очень важно было передать смысл, один человек пошёл на охоту или пошли все соплеменники. Причём глагол может передать действие в трёх временах: настоящем, прошедшем и будущем
При этом не остаётся сомнений, решил ли ученик задачу и эта проблема у него в прошлом; или бьётся над ней и решает сейчас, в настоящем; или засядет за неё и решит в будущем, надо полагать, недалёком
Причём глагол может передать действие в трёх временах: настоящем, прошедшем и будущем. При этом не остаётся сомнений, решил ли ученик задачу и эта проблема у него в прошлом; или бьётся над ней и решает сейчас, в настоящем; или засядет за неё и решит в будущем, надо полагать, недалёком.
Глагол заслуживает внимания ещё и потому, что имеет лицо, даже три. Такой многоликий он в настоящем и будущем времени. 1-ое, 2-ое и 3-ье лица, соотносимые со словами я/мы, ты/вы, он, она, оно/они обеспечивают глаголу исполнение двух очень важных ролей-должностей в королевстве Лингвистика. Эти роли называются I и II cпряжения. Как начнёт глагол изменяться по лицам и числам в настоящем и будущем временах, так сразу становится понятно, что он собой представляет в смысле спряжения (тематическая Е в окончании – у I спряжения, а если фигурирует И – имеем дело со II спряжением).
Дело осложняют подданные королевства, не пожелавшие подчиниться общему распределению ролей. Они полагали стать избранными, но стали лишь исключениями. А исключения никто не любит, особенно ученики, потому что эти глаголы-выскочки требуют, чтобы их постоянно не гнали, а держали в памяти, смотрели и видели, как их все ненавидят, что даже слышать о них не желают, хотя те и сами уже раскаялись; им давно надоело зависеть от дырявой памяти учеников, терпеть, что каждый вертит пальцем у виска, желая их обидеть и даже запретить дышать. Обидно то, что они не претендовали на первые роли – они лишь настояли на своём исключительном праве относиться ко II спряжению.
У глаголов прошедшего времени нет грамматических страстей: уж различить мужской, женский и средний род ни для кого не составит труда: яблоко поспело, помидор созрел_, груша пожелтела.
А есть ещё интересная группа безличных глаголов, передающих состояние человека или называющих действие, происходящее само по себе (например: не сидится, знобит; светает, смеркается). Есть в этих глаголах какой-то налёт безответственности, но в то же время их любят писатели. Одним словом – моросило – можно передать настроение, описать пейзаж (добавив ещё одно слово – по-осеннему).
Данное сочинение – попытка порассуждать о глаголе самом по себе. А ведь он ещё живёт интересной многогранной жизнью в предложении, где у него масса синтаксических ролей.
Популярные сочинения
- Сочинение Новаторство поэзии Маяковского Владимир Владимирович Маяковский — один из известнейших поэтов серебряного века. Он принадлежал в такому литературному течению, как футуризм. Суть заключается в том, что футуристы намеревались
- Сочинение по сказке Волшебник Изумрудного города (Волков) Так хочется порой какого-нибудь чуда. Ну, или хотя бы стать свидетелем волшебства. На худой конец, услышать подлинную необыкновенную историю от очевидца событий
- Пословица недаром молвится — сочинение Сколько существует язык, столько бытуют и пословицы. Мудрые и краткие изречения, сочинённые талантливыми представителями народа, несут не только смысл, но энергию.
Популярные сочинения
Когда говорят – Мороз, красный нос, сразу представляется добрый Дедушка Мороз, который помогает людям и дарит подарки детям. В большинстве сказок и произведений это именно так, но не в поэме Николая Некрасова
Все животные абсолютно разные. Они могут быть домашними и дикими. Дикие животные обитают в горах, лесах, полях. Домашние питомцы живут рядом с человеком.
Больше всего на свете мне нравится лето. И я считаю, что это самое лучшее время года. Именно летом всем хочется брать не только выходные, но и отпуск для того чтобы в полной мере ощутить лето
В современной жизни школьников, пословицы не потеряли своей актуальности. К любому случаю из жизни есть своя пословица, которая особенно подходит к данному моменту. Ведь пословица используется не только как присказка, а как возможность взять народную мудрость, для примера. Современный школьник особенно должен прислушиваться к народным высказываниям, потому что они несут в себе добрый совет и наставление к хорошим поступкам, правильному поведению и уважению старших.
Цель работы Выяснить роль пословиц в речи современных детей.
-
- Углубить знания о пословицах;
- Изучить материалы словарей.
- Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей.
- Узнать мнение о пословицах. Какие пословицы чаще всего используют школьники 2-4 классов. Узнать какую роль они имеют в жизни школьников.
- Продумать и провести опрос школьников 2-4 классов.
Предмет исследования знание и использование пословиц в речи современных школьников.
- Я считаю, что современные дети редко используют пословицы в речи.
- Пословица играет большую роль в современной жизни каждого человека.
Основная часть
Пословицы – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, литературное, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других русских писателей в качестве пословиц и поговорок.
Что же такое пословица?
- Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
- Без пословицы не проживёшь.
- Не всякая пословица при всяком молвится.
- От пословицы не уйдёшь.
- Пень не околица, а глупая речь не пословица.
- Пословица ведётся, как изба веником метётся.
- Пословица недаром молвится.
- Русская пословица ко всему пригодится.
- Старая пословица век не сломится.
- Без пословицы речь не молвится
- Из поговорки слова не выкинешь.
- Для поговорки мужик в Москву пешим шёл.
- Белый свет не околица, а пустая речь не пословица.
- Пословица не на ветер молвится.
- Пословицы не обойти, не объехать.
- На пословицу ни суда, ни расправы.
- Пословицу и на кривой не объедешь.
- На рынке пословицы не купишь.
- Пословицами на базаре не торгуют.
- Рожь в поле не околица, а пьяного речь не пословица.
- Над кем пословица не сбывается!
- Глупая речь не пословица.
- Эта пословица не для Кузьмы Петровича.
- Можно выделить три наиболее четко очерченных типа пословиц.
Исследовательская часть.
Я провела анкетирование среди учащихся 2-4 классов (см. приложение)
В результате чего выяснила, что большинство учеников начальной школы знают пословицы, но крайне редко применяют их в жизни.
- пословицы украшают речь;
- они учат нас быть умнее;
- передают мысли, чувства народа;
В результате исследования я выяснила, что в речи современных детей редко используются пословицы, хотя все показали знания пословиц на различные темы. Прослеживается, что ученики 2 классов не отличаются в знаниях пословиц от более старших, но не всегда понимают смысл высказываний. А ученики 3-4 классов более осмысленно применяют пословицы в речи.
Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.
Пословицы широко распространены в речи современного человека, это мы выяснили, проведя исследовательскую работу
Полученные данные помогли понять, насколько важно знать и применять пословицы в обыденной речи и в написании литературных произведений. Такие писатели как Пушкин, Крылов , Толстой и т.д
широко использовали этот жанр в своих произведениях. Некоторые выражения самих писателей позже переросли в пословицы, вот некоторые из них :
Предмет исследования : менталитет русского человека, отражённый в пословицах; изменения в употреблении пословиц за последние десятилетия.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 501.92 КБ |
Сообщение «Какую роль выполняет глагол в нашей речи»
Вариант 1
Глаголы — это одна из основных частей речи, которые используются для выражения действий, состояний, процессов и изменений. Они играют важную роль в нашей речи, так как позволяют нам передавать информацию о том, что происходит, что мы делаем, описывать наши мысли и чувства, а также передавать информацию о других людях и объектах.
Глаголы могут быть использованы в разных временах, что позволяет нам выражать действия, которые произошли в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем. Они также могут использоваться в разных формах, таких как инфинитив, герундий или причастие, что позволяет нам создавать разные типы предложений и передавать разную информацию.
Кроме того, глаголы могут использоваться для создания образовательных и научных текстов, поскольку они позволяют передавать информацию о процессах и явлениях, а также описывать эксперименты и результаты исследований.
Таким образом, глаголы играют важную роль в нашей речи, позволяя нам передавать информацию о действиях, состояниях и процессах, создавать разные типы предложений и передавать информацию в образовательных и научных текстах.
Мне нравится46Не нравится8
Вариант 2
В языке глагол играет основополагающую роль в нашей речи. Это одна из важнейших частей речи, которая используется для выражения действия, явления или состояния.
Глаголы служат главным сказуемым в предложении, обозначая действие или состояние субъекта. Они могут передавать время, аспект, настроение и голос, а также помогают создать ощущение времени и непрерывности речи.
Глаголы также позволяют нам выразить широкий спектр значений и передать различные оттенки эмоций и отношения. Например, выбор глагола может выражать интенсивность, как разница между «нравится» и «люблю», или указывать на различные уровни формальности или вежливости.
В целом, глаголы являются важной частью общения, позволяя нам выражать свои мысли, чувства и действия ясно и четко. Мне нравится46Не нравится8. Мне нравится46Не нравится8
Мне нравится46Не нравится8
Вариант 3
Глагол играет важнейшую роль в речи, выражая действие, явление или состояние бытия. Он служит главным сказуемым в предложении, обозначая действие или состояние субъекта и передавая время, аспект, настроение и голос.
Без глаголов было бы трудно выразить связные мысли или передать в речи ощущение времени и непрерывности. Они позволяют нам передавать широкий спектр значений и эмоций, от выражения волнения или энтузиазма до выражения разочарования или досады.
Кроме того, глаголы необходимы для создания тона и стиля речи. Выбор глагола может указывать на формальность или неформальность, вежливость или грубость, а также передавать различные оттенки смысла.
В целом, глаголы являются важнейшим компонентом коммуникации, позволяя нам эффективно выражать свои мысли, чувства и действия, передавая их в ясной и четкой форме.
Мне нравится46Не нравится8
В данный момент по количеству читателей лидирует: Сачыненне на тэму “Як трэба правільна рэагаваць на крыўдныя словы”
Особенности
Грамматические категории залога, вида, спряжения, возвратности и переходности присущи всем глаголам и отглагольным формам, тогда как другие категории зависят от речевой ситуации, в которой глагол используется:
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
- 1. Морфологические признаки глагола
- 2. Неопределенная форма глагола
- 3. Формы глагола
- 4. Как определить наклонение глагола?
- 5. Переходность глагола
- Наклонение – присуще исключительно спрягаемым глаголам;
- Число – не свойственно инфинитиву и деепричастию;
- Род – присущ формам сослагательного наклонения, глаголам прошедшего времени и причастиям;
- Время – свойственно формам изъявительного наклонения;
- Лицо – присуще спрягаемым отглагольным формам изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, а также формам повелительного наклонения.
Русский язык состоит из многих частей речи. Здесь есть и имя существительное, и имя прилагательное, и наречие, и причастие , и местоимение, и еще много других частей речи. Казалось бы, ничего страшного не случится, если одну из частей речи убрать. Зачем нам, например, глаголы? Но, на самом деле, глаголы очень важны. Ведь они обозначают все действия, которые происходят с нами в жизни.
Без глаголов невозможно будет общение друг с другом. Ведь вы не сможете рассказать друг другу, что вы делали, чем занимались, что видели и где бывали. Все это без обычного глагола невозможно. Нельзя будет попросить о помощи, ведь даже слово «помоги» уже является глаголом. Так же дело обстоит с художественными произведениями. Любой рассказ. любая повесть, любой роман основан на действии, которое происходит с главными героями. А как же описать эти действия без применения глагола? Как видим, глагол невозможно выкинуть из нашей речи, поскольку он является одной из важнейших ее частей
Похожие материалы:
Сочинение на тему: Прекрасное и безобразное в нашей жизни — .
Сочинение на тему: Экология природы и экология души — .
Сочинение на тему: Береги окружающую среду — .
Сочинение на тему: Почему важно заниматься спортом — .
Сочинение на тему: Цените каждую минутку жизни! — .
Вариант 2
Многим из нас знакомо выражение: «Глаголом жги сердца людей». Это цитата из стихотворения «Пророк» пера русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Конечно же, в данном случае слово «глагол» употребляется в смысле «слово», да и в былые времена «глаголить» означало «говорить». В своём сочинении я хочу сузить это понятие, поэтически воспетое Пушкиным-пророком, и признаться в любви глаголу не как слову, а как к части речи, которую изучают в школьной программе.
Пожалуй, это одна из главных частей речи любого языка, без которой не построить фразы, не выразить мысли. В этом вопросе глагол идёт в паре с именем существительным – как основа любого выражения. Если цветистые определения и дополнения, а также обстоятельства для понимания сути в предложении можно опустить, то редкое предложение обходится без глагола. Глагол помогает понять, что «хочет» существительное, наделяет предмет или живое существо каким-нибудь действием. Дай подлежащему-существительному и сказуемому-глаголу друг друга, и сразу станет ясно, о чём идёт речь.
Русский язык гибок и непредсказуем, он позволяет говорящим и пишущим выстраивать свои фразы так, как им вздумается, выводя глагол то на первые позиции в предложении, подвинув подлежащее, то, наоборот, уступив ему место в начале. В отличие от существительного, у глагола нет рода, зато есть своя уникальная «черта характера» — время, с помощью которого говорящему, слушателю или читателю легко ориентироваться, где происходило, происходит или будет происходить действие. А вот другая характеристика – спряжение – это чисто грамматический ориентир, помогающий пишущему правильно изобразить глагол на бумаге. Для этого филологи построили для глаголов правила, но есть в русском языке глаголы-индивидуумы, которым общие правила не писаны, это так называемые неправильные глаголы, для них какой-то поэтически одарённый учитель придумал зарифмованный стишок – чтобы этих неправильных «товарищей» легче было запомнить и правильно написать. Наверное, его знает каждый.
Глагол, как и другие части речи любого языка, подвержён влиянию времени. В наши дни какие только слова не изобретаются – и неологизмы, продиктованные новыми разработками, и сленговые выражения. Это понятно, но вот всё-таки хочется, чтобы каждый используемый в речи глагол имел культурную оболочку и был приятен человеческому слуху и глазу. Давайте глаголить чистоплотно!