О чем произведение?
Книга повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Произведение, как ни странно, живописует поражение, а не победу. Это необходимо автору в качестве основы для поучения, которое лежит в основе его творения. На примере неудачи своего героя он поясняет, как не надо себя вести. Речь Святослава о единении Руси не была бы так убедительна, если бы у его двоюродного брата все получилось.
Книга начинается с того, что автор представляет читателю Бояна – придворного поэта того времени. С помощью этого образа он поясняет свою позицию: он призван не славить князей, как делает Боян, а излагать реальные факты. В этом мы убеждаемся, перейдя из вступления в первую часть. Там говорится о походе дружины на половцев. Рассказчик не скрывает суетных и тщеславных планов Игоря, его недальновидности, как политика. Правитель не видит очевидного дурного предзнаменования, проявив неуважение к стихиям. Тем самым он не только перечит воле богов, но и подавляет боевой дух своей армии. Суть «Слова о полку Игореве» заключается в том, что даже правителю не уйти от злого рока, его земная власть не абсолютна. Игорь был слишком самоуверен, боги наказали его за это: после удачного сражения с половцами дружина пировала, и ночью никто не сумел дать достойный отпор врагу. Кочевники перебили отряд, а предводителя взяли в плен в надежде получить выкуп.
Во второй части рассказывается о реакции киевского князя на происшествие. Его мудрая речь о надобности объединения русских земель является той самой моралью произведения, ради которой оно было написано. В эпоху феодальной раздробленности каждый правитель тянул одеяло на себя: затевал междоусобицы, рисковал жизнью людей ради славы и т.д. Это вредило Руси, ослабляло его, и Святослав мечтал о единой стране с организованной армией и единым центром управления. Вот, про что повествует знаменитое «Золотое слово».
Третья часть – это плач Ярославны, где безутешная жена взывает к силам природы с просьбой о спасении супруга. Стихии внимают ей, и помогают князю бежать из плена. В заключении описано, как народ радуется удаче своего правителя, избежавшего смерти.
Раскрытие проблем
Проблематика также довольно интересна. В эпопее автор пытается дать ответ на следующие вопросы:
- Разобщенность. Произведение в определенной степени является политическим манифестом той эпохи. Поскольку в нем находится открытый призыв к объединению разрозненных территорий против внешних врагов.
- Тщеславие. Именно это чувство двигало князем в начале произведения, в результате это чуть не погубило его и в целом Древнюю Русь.
- Властолюбие и жадность правителей. Автор в подробностях изображает хронику того времени: брат может пойти на брата, только бы присвоить себе его земли. Это и есть погибель Руси, поскольку русские сами для себя могут быть хуже, чем внешняя угроза.
- Эгоизм. Он подробно описывается при характеристике Игоря. Князь, как и множество правителей, думает только о себе и собственной славе, а судьба войска ему безразлична. Это порицается автором.
Чем закончилось?
Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.
Концовка «Слова о полку Игореве» благополучная, хотя многим покажется странной. Князь благополучно возвращается на родину, где его ждет теплый прием. Весь народ радуется прибытию своего правителя, славит его доблесть и отвагу. Поражение «против нашествий поганых» люди восприняли победой, когда Игорь сумел вырваться из плена самостоятельно. Вот, как заканчивается произведение, однако не понятно, почему же нет траурного колокольного звона по многочисленным убитым дружинникам, почему горожане забыли о вдовьем горе обыкновенных женщин, пострадавших из-за самодурства власть имущего? Наверное, судьба маленького человека мало интересовала автора, или же масштаб его идеи не позволял охватить маленькие трагедии подданных.
Цитатная характеристика
В «Слове о полку Игореве» автор дает достаточно скудную характеристику всех второстепенных персонажей, в том числе и Всеволода. Однако несколько цитат из поэмы позволяют читателю составить общий образ князя Трубчевского и Курского:
- «…Молодых настало время славить нам:Слава князю Игорю,Буй-тур Всеволоду…».
- «…Славный яр-тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь…».
- «…Игорь-князь с могучею дружиной Мила-брата Всеволода ждет…».
- «…Славный яр-тур Всеволод!..».
Таким образом, рассказчик намеренно делает акцент на грозном прозвище Всеволода, его молодом возрасте и близким отношениям с братом. Если обратиться к истории, то также можно увидеть, что Игорь и Всеволод никогда не враждовали между собой, а наоборот – поддерживали друг друга и сражались плечом к плечу не один раз.
Описание второй битвы
В эпизодах второй битвы русского войска отведено немалое место изображению состояния природы, выражающее отношение к происходящим событиям. Автор передает свое эмоциональное напряжение, отмечая появление кровавых зорь, черных туч в сопровождении синих молний, идущих с моря. По этим природным признакам автор делает заключение в цитате, что «быти грому великому».
Читая эти строки, каждый видит неизбежность поражения. В произведении автор показывает свое отношение и политическое мнение, что любому врагу можно дать отпор, только объединив общие усилия.
В самом начале произведения читатель замечает активное участие природы в происходящих событиях. Князь только собирается выдвинуться в поход со своим войском, как внезапно наступает солнечное затмение. Это знак неблагоприятных и страшных событий. Во время похода Игоря с дружиной природа подает знаки, предсказывающие их поражение:
- деревья шумят и гнутся от страшного ветра;
- птицы громко и тревожно кричат;
- дикие звери заметно волнуются.
Роль и специфика образов природы в «Слове» понятна с первой битвы Игоря. Природа предупреждает князя, что эта авантюра весьма сомнительна, она просит его повернуть войско назад и уберечь его от страшных потерь. Однако главный герой не воспринимает эти знаки природы и продолжает вести свое войско вперед.
Описывая последнюю большую битву войска Игорева, автор опять использует природу для усиления эффекта поражения. Солнце внезапно исчезает, небо моментально закрывают темные тучи и непроницаемая мгла и темнота накрывает русских воинов. Так писатель показывает обреченность полка, даже солнце оставило солдат без своей поддержки.
Войско Игоря разбито, с ним вместе печалится природа, испытывая чувство уныния от огромных потерь, оплакивая погибших и попавших в неволю. Вместе с Ярославной она скорбит от большого горя:
- почернела вся трава;
- деревья пригнулись к земле;
- зачахли цветы.
Природа сравнивается с матерью, рыдающей в безутешном горе, от потери своих сыновей в бессмысленной сечи. При побеге Игоря из плена ему помогают природные силы. Очень ярко и образно описан эпизод побега: птицы, звери и деревья безмолвны, чтобы не выдать князя, только дятлы своим стуком указывают беглецу дорогу домой. При возвращении Игоря в родной дом природа-мать радуется вместе со всеми, показав появление яркого солнца.
Природа в произведении не только подает предупреждающие знаки и показывает свои чувства и отношение к происходящему. В некоторых эпизодах она является действующим лицом. Ярославна обращается к природе, как к своей союзнице и главной защитнице. Она просит о помощи плененному Игорю светлое Солнце, Ветер и родной Днепр. Плач Ярославны — это мольба, обращенная к родным местам. Она заклинает все силы помочь Игорю сбежать из плена.
И природа слышит моления Ярославны, она оказывает содействие ее мужу и создает необходимые условия для его побега. Донец для князя стелет на своих берегах мягкую траву, колышет своими тихими волнами. Он помогает Игорю, накрывая густым туманом и укрывая сенью деревьев. Князь удачно сбегает из плена, соловьи встречают его своим пением, а дятлы указывают дорогу домой своим звонким стуком.
Второстепенные персонажи
Мудрый древний сказитель, воспевающий славу и подвиги русских князей. Обладает даром предвидения, он способен предугадывать будущие события. В произведении служит для создания контраста с автором повествования, который, в отличие от его патетического восхваления подвигов, излагает достоверные события. |
|
В «Слове о полку Игореве» героем является и окружающая природа. Кратко можно сказать, что в этой поэме природа играет роль одушевленного существа, которое действует в союзе с человеком. |
|
Герой из вражеского стана, содействующий побегу князя Игоря из плена, бежал вместе с ним. |
|
Образ автора – это образ великого и талантливого патриота своей земли. Ему удалось создать великолепное масштабное произведение, превосходящее все существующие жанры. Его неповторимый и уникальный язык, позволяет назвать эту поэму величайшим памятником древнерусской культуры. Автор – высокообразованный и неординарный человек, с широким историческим кругозором. Талантливо описав поражение русского войска, он сумел передать его силу и могущество.
</tr></table>
Это была таблица, где дана краткая характеристика героев из поэмы «Слово о полку Игореве».
Проверь себя
Задание 1.Выбери черты Ярославны, которые позволяют ее отнести к идеальному женскому образу:
- Близость к народу
- Близость к природе
- Верность и любовь к мужу
- Способность плакать
- Сравнение с кукушкой
Задание 2.Каким центром можно назвать Плач Ярославны?
- Чувственным
- Лирическим
- Идейным
- Тематическим
- Сюжетным
Задание 3.Выбери верные утверждения о Святославе:
- Отец Игоря
- Ему снится вещий сон, который предзнаменует победу войск Игоря
- Произносит “Драгоценное слово”
- Муж Ярославны
Задание 4. Выбери верные утверждения о князе Игоре:
- Игнорирует природное предзнаменование — сильный дождь с грозой
- Умирает в битве с половцами
- Сбегает из плена
- Брат Всеволода
- Тщеславен
Ответы: 1. — 1235; 2. — 2; 3. — 1; 4. — 345.
Способы выражения мыслей автора
Свои чувства, мысли, отношение к происходящему и политические взгляды писатель выражает, используя описания природных явлений. Когда Игорь принимает решение о предстоящем походе, природа всячески выказывает свое негативное отношение и противление этому решению. При совершении удачного бегства из плена природа приходит Игорю на помощь, приветствует его, помогает добраться до Киева и покаяться перед киевским князем Святославом.
«Слово о полку Игореве» — одно из самых ярких произведений литературы Древней Руси. Талант автора подчеркивается его способностью создать образ родного края живым и ярким, играть красками. Художественное мастерство, с которым автор описывает картину половецкой степной равнины, говорит о том, что описание составлено на воспоминаниях очевидца событий или даже участника похода.
Зная, какова роль природы в произведении, несложно будет написать сочинение. Делая анализ повести, ученики 9 класса должны выделить в своем сочинении образы природы. Ведь она тесно связана с русским народом. Стоит правильно воспринимать роль природного мира в образной системе и прислушиваться к приметам, тогда можно будет избежать множества фатальных ошибок и в современной жизни.
Вариант 2
«Слово о полку Игореве» — это одно из немногих величайших произведений в отечественной литературе. Это произведение было найдено в библиотеке, и многие истории считают, что это творение написал старый, но образованный монах в 10 веке, который знал достоверные события и как проходили этот поход. Это произведение одно в нашей истории, которое описывает события далекого прошлого, русский народный и его быт. «Слово о полку Игореве» потрясающие изыскание, о геройстве и самоотверженности русских князей и войска, которые готовы для счастья собственного народа, пойти на все:
Князь Игорь
Главным героем творения «Слово о полку Игоре» является сам князь Игорь. Государство уважает и любит своего самодержца и надеяться, что именно он принесет в их страну просветление и радость. Однажды он отправился в поход против половцев. Князь Игорь был бесстрашным и крепким, его с детства учили побеждать врагов, поэтому правителя всегда тянуло к приключениям, и он, никогда не мог усидеть на месте
Именно поэтому князь не обратил внимание на знаки судьбы и пошел в бой. Именно из за собственной решимости, Князь Игорь проиграл и угодил в полон половцев. После Игорю повезло сбежать и вернуться к жене домой
После Игорю повезло сбежать и вернуться к жене домой.
Князь Всеволод
Всеволод – является, братом князя Игоря. Князь прославился своим богатырским нравом и силой. Всеволод благодаря силе и мужеству заработал прозвище Буй-Тур. Однажды князь отправился со своим братом в поход против половцев, воевать за свою землю. Всеволод любит и уважает свой край, поэтому готов за него умереть. Всеволод позабыл во время похода и о жене, о детях, о родителях, все его мысли только о смерти врага. В конце концов, ярость князя приводит в рабство к половцам.
Князь Святослав Всеволодович Киевский
Святослав является, двоюродным братом Игоря и Всеволода, но они его называют «отцом». Все этот зависит не от родственных уз, а от иерархии среди русских князей. Он любит Русь, заботиться о ней, хочет земле просветления и лучшего будущего, но не через войну, а миром. Святослав понимал, что постоянные войны только разрушат их землю, а не сплотят. Он добрый и любящий правитель, который хочет для своей родины только лучшего.
Княгиня Ярославна
Ярославна является женой Игоря. Княгиня любящая и верующая женщина. Княгиня всем сердцем любит своего мужа и ждет его из поля битвы живым и здоровым. Сам образ Ярославны передает состояние всех женщин на Руси, которую ждут своих мужей и сыновей с войны. Это и старенькие матери, которые плачут по сыновьям, их жены скучающие по теплу мужей, а также маленькие дети. Ее вид передает всю надежду самого народа, веру в будущее, а главное в своих правителей, который и приведут страну к просветлению. Она готова всегда прийти на помощь своему народу и мужу. Сам эпизод из произведения «Плачь Ярославны» является, одним из самых лирических и знаменитых из произведения.
Боян
Боян – это древнерусский писатель и поэт. Он воспевает славу и подвиги, великих русских князей. Он описывает их подвиги на войне и великие правительские решения. Многие считают, что Боян обладает даром предвидения и может описать будущее и все что произойдет. Он не является главным героем, но упоминается там очень часто. Боян является полной противоположностью автора. Он восхваляет подвиги Князей, их великие битвы, как они смогли победить всех врагов и сделать страну процветающей. А автор описывает лишь действительно происходящие события
Автор «Слова о полку Игореве»
Автор – является неизвестной личностью, которую до сих пор никто не знает. Он был талантливым и начитанным человеком, так как смог всеми красками передать смысл и великолепие битвы с половцами. Автор является настоящим патриотом, но который не бессмысленно восхваляет родину, а на самом деле описывает все ее плюсы. Благодаря Автору мир увидел это произведение, которое можно назвать чуть ли не лучшим того времени. С помощью его таланта описания, мы можем узнать силу и мужество русского войска.
История возникновения памятников древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»
Один из замечательных древних памятников русской письменности, является поэма «Слово о полку Игореве». История находки рукописи тоже весьма примечательна: найденная А.И. Мусиным-Пушкиным рукопись в списке XVI века была преподнесена Екатерине II, но во время пожара Москвы в 1812 г. сгорела. До настоящего времени дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XVIII веке. Авторство текста до сих пор не установлено. Несомненно, наиболее основательную попытку установить авторство «Слова» предпринял академик Б.А. Рыбаков. Проанализировав в своей двухтомной работе колоссальный летописный материал, он высказал догадку, что этим автором мог быть Петр Бориславич, киевский боярин и – предположительно – летописец великого князя киевского Изяслава Мстиславича и его сына Мстислава Изяславича.
Авторами «Повести временных лет» исследователи называют двух исторических персонажей – Нестора и Никона Печерского.
Не́стор (ок. 1056 – 1114) – древнерусский летописец, агиограф конца XI – начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.
Никон Печерский (? — 23 марта 1088) — древнерусский церковный деятель XI века, игумен Киево-Печерского монастыря в 1078—1088, учёный-летописец, был канонизирован.
Оригинала рукописи не сохранилось, первая редакция «Повести временных лет» считается в настоящее время утраченной. Вторая редакция присутствует в составе Лаврентьевской летописи (вторая половина XIV века), третья содержится в составе Ипатьевской летописи (Ипатьевский и Хлебниковский списки – XV-XVI век соответственно)
События, описанные в поэме «Слово о полку Игореве»
В поэме «Слово о полку Игореве» рассказывается о походе князя Игоря против половчан, половцев. В поэме описываются две битвы, произошедшие в мае 1185 года.
Первая битва легко дается русским, и они побеждают половцев. Вторая битва была очень тяжелой, так как против небольшого русского войска билось превосходящее по численности половецкое войско. Бой длился три дня и закончился поражением русских. Погибло практически все войско, и лишь пятнадцати воинам удалось остаться в живых.
И впервые за многие годы русские князья оказываются плененными, среди них тяжело раненный Всеволод. Победив Игоря, половцы вновь начинают набеги на русские земли, захватывают и берут в осаду несколько городов. После удачного побега из плена Игорь возвращается домой. Через некоторое время на родину вернулся и Всеволод.
Образ русской дружины в Слове о полку Игореве
Русским людям всегда приходилось защищать свои земли. Уж очень много было на них желающих – и половцы, и печенеги, и хазары, и монголо-татары. На Руси всегда уважительно относились к войнам. В дружину набирали людей самых сильных, не только физически, но морально. Дружинники были у князя на постоянной службе. Ничем другим они не занимались.
Князь Игорь собрался в поход против половцев. Он решает объединиться с братом своим Всеволодом. И совместно выступить против хана Кончака. Он, в отличие от русских князей, тот призвал под свои знамёна всех половецких войнов. А русичи погрязли в междуусобных разборках.
Перед походом Игорь выступает перед дружиной. Это сильные ребята, готовые повсюду следовать за своим предводителем – князем Игорем. Они бились до последнего, потеряли в чужой земле многих своих славных товарищей. Природа подсказывает князю, что он зря собрался в поход. Видит это и дружина. Но они подчиняются власти князя.
Дружинники отправляются в поход в полной экипировке. Луки у них натянуты, колчаны полны стрел, сабли наточены. Они отлично ориентируются на местности. Вместе с ними выступают в поход и крестьяне. В бою они стоят плечом к плечу вместе с дружинниками. Народ и армия едины. Русские войны рождаются и умирают под звуки труб.
Полегла доблестная дружина в половецких степях. Из-за амбиций князя, из-за того, что переоценил силы коварного противника. Бой длился 3 дня и 3 ночи. Только крепкие русские парни могли так долго выдерживать натиск противника. Погибли все. И только тогда упали русские знамёна – их просто было некому держать. И хоронить войнов тоже будет некому.
Только русские войны, зная, что они погибнут, бьются насмерть так, что рассекают половцев одним ударом меча до седла. Почти половину дружины составляют крестьяне. Они привыкли обрабатывать поля, но если нужно, то готовы взять в руки оружие. Не видать крестьянам новой посевной страды. На этом поле брани взойдёт только печаль. И будет вороньё кружиться над русскими войнами.
Создатель «Слова о полку Игореве» описывает русскую дружину словами – русское золото, богатство, безымянные герои. Он специально не называет дружинников по именам.
В отличие от князей, дружинники объединились. Стали плечо к плечу, спина к спине. Если две русские дружины бились насмерть с половцами 3 дня, то, сколько могла бы биться вся русская армия, если бы объединились воедино все русские князья? Идея произведения в том, что перед лицом врача надо бросать свои распри. И объединившись в мощный кулак, ударить по врагам.
История создания и открытия
История открытия «Слова о полку Игореве», анализ которого мы проведем, — история темная, поскольку А.И. Мусин-Пушкин, опубликовавший в 1800-м году это произведение, так и не смог вразумительно объяснить, каким же образом оказался у него список произведения, сделанный предположительно в XVI веке, на основе которого и было осуществлено издание. Да и сам этот список во время пожара Москвы в 1812-м году сгорел, так что осталась всего лишь рукописная копия, сделанная с него для Екатерины II…
Неизвестно, в каком точно году «Слово о полку Игореве» было создано, кто был его автором, какой вид первоначально имело произведение, наконец, что же это за река Каяла, на которой происходила битва, и многое другое. Эти проблемы исследуют учёные, но главное для читателей то, что «Слово» все-таки существует, что его можно читать и перечитывать, наслаждаясь общением с этим шедевром древнерусской и мировой литератур.
Образ дружины
В «Слове о полку Игореве» дружина является неотъемлемой частью русской жизни и культуры. Она предстает перед нами как объединение ратных и доблестных воинов, готовых отдать свою жизнь за родину. Образ дружины пронизан глубоким патриотизмом, преданностью своему князю и верностью своим воинским долгам.
В произведении каждый воин, входящий в состав дружины, получает поэтически описанный эпитет, который выделяет его храбрость, силу, мужество и величие. Дружина изображена как неразрушимое и неудержимое сокрушительное стихийное явление, представляющая натиск на врага и сокрушение его под натиском единства и взаимного доверия.
Цветовая символика
В произведении автор очень активно использует символику. Определенный цвет помогает с первого взгляда понять психологическое значение и смысловую нагрузку. Во времена Средневековья в качестве символа зачастую использовали подобное оформление. Особенно ярко это проявляется в иконописи. В литературе этот прием использовался не столь часто.
Однако некоторые цвета имеют определенное значение. Черный — всегда олицетворяет трагические и страшные события. Это символ зла, горя, мрака. Небесный, синий цвет является выражением высших сил.
Описывая страшную битву и ее последствия, автор использует алые оттенки для выражения состояния. Оттенки зеленого цвета всегда означают спокойствие, а свет и радость окрашены серебристым цветом. Все эти сочетания используются автором при описании побега Игоря из плена.
Основная идея поэмы «Слово о полку Игореве»
Кем бы ни был автор произведения, он, всем сердцем любя Русскую землю, пытается вразумить русских князей и призывает их прекратить «ковать крамолу» и объединиться вокруг киевского князя, ведь только объединившись, русское войско закроет ворота полю Половецкому и сможет дать отпор любому противнику.
Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь «Слово о полку Игореве» было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной… Но, вероятно, именно Бог спас для России уникальное сокровище духа, сохранил это безымянное творение русской культуры для того, чтобы дать народу возможность приобщиться к глубинным своим истокам, понять и прочувствовать свои корни, осознать «связь времен» и ответственность за судьбу Родины через постижение трагической истории о Русской земле, ее защитниках, о человеке, заплатившем огромную цену за понимание того, что каждый из сынов своей земли должен в первую очередь жить ради нее…
Причины похода Игоря и Всеволода
Чтобы понять причину, побудившую русское войско выступить в поход, надо знать о весьма своеобразных отношениях между русскими и половцами. Русские князья роднились с половецкими ханами, беря в жены ханских дочерей. Некоторые русские князья в войне с соседскими княжествами звали половцев в качестве союзников. На ранних сроках своего княжения Игорь в союзе половцами разорял русские города.
Но затем Игорь осознал, насколько пагубно для Руси такое поведение князей, и решил искупить свою вину. В 1183 и 1184 году объединенными силами русских князей половцы были разбиты. Игорь не смог принять участия в этих событиях, так как опоздал. Игорь переживал, что не смог доказать свою преданность союзу русских князей против половцев, поэтому при поддержке младшего брата Всеволода он вместе с сыном Владимиром и племянником сам отправляется в поход.
Образ князя Игоря
Система образов «Слова» построена вокруг двух его центральных образов: Русской земли и князя Игоря. Именно с ним связаны родственными и духовными нитями все остальные персонажи произведения, поэтому именно образ Игоря можно назвать композиционным центром образной системы «Слова «. И, что совершенно нетрадиционно для литературы того времени, когда создавалось произведение, образ этот дан в развитии. Игорь очень сильно изменяется на протяжении действия «Слова».
В начале произведения мы видим храброго воина, который хочет «славы». Вот что стало причиной похода князя: «Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменованье». Речь идет о солнечном затмении, которое на Руси воспринималось, как уже отмечалось, как выражение воли богов, несогласных с людскими замыслами. Об этом же говорят и многочисленные приметы, которые встречает на своем пути дружина Игоря, но сам князь как бы бросает вызов всему, что предрекает ему неудачу. Что это? «Затмение ума» или осознанное мужество и готовность бросить вызов судьбе? Автор «Слова о полку Игореве» не дает на это однозначного ответа…
Первая, закончившаяся победой, битва вроде бы подтверждает правоту Игоря, бросившего вызов судьбе. Однако второе, решающее сражение, доказывает, что поражение Игоря, действительно, было предопределено силами, противостоять которым смертный не в силах. Несмотря на огромное мужество, с которым бились «храбрые русичи», несмотря на поистине богатырские подвиги Игоря и Всеволода (описание их дано в отчётливо выраженной фольклорной традиции), «на третий день к полудню пали стяги Игоревы», а сам «Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское» — так метафорически показано положение попавшего в плен князя.
Оказавшись в плену, Игорь сумел осмыслить произошедшее, он понял, что его желание добиться славы, его необдуманный поход, его поражение стали горем и позором для Русской земли, которая теперь оказалась незащищенной от половцев: «… по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов, Уже пал позор на славу, уже ударило насилие на свободу…» Автор не показывает нам размышления Игоря, мы не видим, что именно он понял и прочувствовал, но его решение бежать раскрывает нам душевные переживания героя, сумевшего сделать верный, хотя, вероятно, и мучительный для себя, вывод: тот, кто принес горе и страдание на родную землю, должен сделать все, что можно, чтобы вернуть ей былую славу. Здесь становится очевидным, что Игорь, который, невзирая на опасности, бежит из плена, — это подлинный патриот родной земли, сумевший пройти через испытание желанием личной славы и понявший, в чем на самом деле заключается долг русского князя перед собой, своим народом и своей землёй.
2 вариант
Слово о полку Игореве» — литературная работа, изображающая вошедший в историю артефакт стародавней письменности: не обращая внимания на маленький размер, произведение состоит из описания подвига Игорева полчища, красочной репродукции стародавней Руси и изображения князей, властвовавших в 12 столетии.
В своем литературном труде писатель остерегается показывать внешний вид и основные черты действующих лиц, однако мы отчетливо рисуем сами себе их облики, и деяния князей для нас ясны. В числе основных героев в «Слове» представляется Игорь, ему писатель, очевидно, относится с симпатией. Князь Новгород-Северский предстает перед нашими глазами в образе благородного витязя, который может принести в жертву многое для спасения своей родной земли. Игоря не удерживает даже солнечное затмение, которое в стародавние времена являлось плохим предзнаменованием, сулящее опасность или погибель. Однако, помимо хороших особенностей главного героя писатель еще подчеркивает и такие особенности Игоря, с помощью которых князь потерпел поражение в битве. Он знает себе цену и амбициозен, он не пытается искать поддержки у остальных князей, и направляется на половцев только с братом Всеволодом, так как не намерен разделять лавры и присвоенные ценности с другими.
Но войск двух моложавых князей не хватает для победы, и они терпят поражение в ночном сражении с половцами, потеряв практически все свои войска. Внешность Игоря оказывает на нас двойственное впечатление: мы восторгаемся им в ходе столкновения, одновременно с этим порицая его эгоистические поступки, вырисовывающиеся в некоторых событиях при прочтении всего произведения.
Писатель вдобавок одаривает и брата Игоря, Всеволода, храбрыми качествами. Бесстрашие и героизм князя буй-тур Всеволода не способны не поразить читателей: в ходе столкновения он, как настоящий витязь, посылает стрелы в своих недругов — спасает отчизну, не обращает внимания о собственные раны и страх. Можно считать, что писатель, отражая поступок Всеволода в схватке, использует способ утрирования, к которому нередко прибегают в народных литературных трудах
Одаривая князя атлетическими чертами, писатель с помощью контраста заостряет внимание на его эгоцентризме и гордости, присущие брату
Но в произведении «Слово о полку Игореве» как бы то ни было существует один герой, изображающийся безукоризненным, по представлению писателя, — князь Киевский, Святослав. Автор «Слова» отображает его правителем всех земель русских. Только Святослав собирает воедино все русские земли и думает о их развитии: его очень огорчает поступок Игоря и Всеволода, тогда Святослав собирает князей с обращением о поддержки очутившимся в опасности братьям. Его «золотое слово, со слезами смешанное» представляется значимым местом всего произведения, потому что именно оно описывает весь замысел писателя об сплочении русских князей перед угрозой гибели.
История написания
История написания этого произведения довольно туманна. Рукопись обнаружил в XVIII столетии обер-прокурор Синода Мусин-Пушкин в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, хоть считается, что оригинал был уничтожен при пожаре в Москве в 1812 г. Существует несколько гипотез, которые по-разному объясняют историю появления произведения:
- Мусин-Пушкин сам написал текст, чтобы показать, что русский народ не менее развит, чем европейцы. В то время общество увлекалось западной культурой, разговаривало на французском и не интересовалось своей историей. В Синоде это не приветствовали. Главный аргумент, который это отрицает: несоответствие языка рукописи и поздних литературных памятников, к примеру, «Задонщины». Манера написания первого текста являлась намного совершенней того, что появилось позже.
- Другую гипотезу выдвинули многие филологи, в частности Д. Лихачев, которые произвели анализ стиля написания и средств выразительности произведения, чтобы убедиться в его подлинности. Как они считают, автор брал участие в походе князя Игоря и являлся отличным знатоком территорий, описание которых им приводится. Помимо этого, лингвисты посвятили множество научных работ, чтобы с учетом языка написания доказать, что текст подлинный.
Основная тематика
Патриотизм. Автор порицает эгоизм людей. Любой человек, который считает себя достойным, должен подумать о благах своей земли. Эта тема отображена в описании князя Святослава, призывающего к объединению.
Народный эпос
В эпопее важное место уделено судьбе русского народа. Как считает автор, настоящий правитель должен в первую очередь подумать о благе обычных людей.
Отчизна
По убеждению автора, родина — самое важное, что может быть у людей. Эта тема описывается в образе Ярославны. Русь все время ассоциировалась с женщиной, а князья — были ее защитниками.
Природа. Она является полноценным персонажем в произведении. Затмение солнца предостерегает князя от принятого решения. Вокруг его войска тревожно воют дикие звери, шумит листва. Когда Игорь совершает побег, природа стихает, помогает в его спасении. Это отображение древнего фольклора, когда языческие силы внешнего мира люди ставили высоко.
Родная земля. Внутри всех порядочных людей живет любовь к своей земле. Разлука с ней — самое ужасное наказание, а возвращение — огромная радость, это описано в образе Игоря.
Русь. Автор описывает противоречивую картину Руси. Вроде бы землю населяют преданные, добрые и храбрые люди. Но при этом она ослаблена междоусобными войнами.
Единство. В эпопее показана вся пагубность раздробленности Руси. Из-за эгоизма правителей и междоусобиц она подвержена разорению.
Героизм. Автор показал, что часто бездумный героизм приводит только к бедам. Пи этом настоящий герой — это лишь человек, способный подумать не только о собственном благе, но и о счастье окружающих.
Верность. Любовь к родине и близким людям представлены как великие добродетели всех людей. Именно это позволило спастись героям: преданность своей земле и любовь Ярославны смогли помочь князю сбежать.