Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
24 февраля филолог, профессор Александр Ужанков в Актовом зале Сретенской семинарии в рамках курса «Духовные основы русской литературы» прочитал лекцию по произведению Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
В начале лекции Александр Ужанков обратил внимание слушателей на название сказки — «О рыбаке и рыбке». Сразу возникли вопросы: «Почему Пушкин на первое место ставит именно рыбака?», «Куда “потерялась” старуха?». Идею и сюжет этой сказки Пушкин позаимствовал из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене»
В этой сказке рыба-камбала выполняет желания обоих: и старика и старухи. Пушкин взял сюжет и сильно приблизил его к русской действительности:
Идею и сюжет этой сказки Пушкин позаимствовал из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыба-камбала выполняет желания обоих: и старика и старухи. Пушкин взял сюжет и сильно приблизил его к русской действительности:
«По сути дела Пушкин превратил эту померанскую сказку в русскую».
Сказка «О рыбаке и рыбке» была написана осенью 1833 года. Александр Ужанков отметил существенную деталь написания сказки — Пушкин писал ее, когда уже был женат:
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь».
Далее Александр Ужанков детально разобрал вступление:
«Пушкин начинает свою сказку с таких слов: “Жил старик со своею старухой у самого синего моря”. Главное слово — “своею”. То есть это муж и жена, они венчаны, а значит старуха “замужем” — муж впереди, а жена за ним. По сути дела, мы должны здесь увидеть аллюзию к “Домострою” — произведению об идеале семейной жизни, где четко прописано, что муж предстоит пред Богом за свою жену. И этот смысл заложен в произведении».
Профессор заметил, что Пушкин не просто так с точностью указывает, где жили герои произведения — «у самого синего моря». Сразу появился вопрос, почему он не сказал просто «у моря», а выбрал именно «у самого синего»:
«Море — отражение “синего” неба. А значит, когда на протяжении всего произведения цвет моря будет меняться, на самом деле будет меняться небо, то есть будет меняться отношение к происходящему с Неба».
Описывая желания старухи, Александр Ужанков определил в ней «разыгравшуюся» страсть стать выше Бога. Рыбка выполнят все желания старика и старухи, но чтобы их «урезонить» возвращает всё в исходное состояние:
«Пушкин в своем произведении говорит о семье как о малой Церкви — жена спасается мужем, а муж женой. В итоге, чтобы понять это, старик и старуха должны были прожить 33 года у моря в нищете, готовясь к главному испытанию своей жизни, и пройдя его, уже начать думать об общем спасении».
Так как эту сказку нужно понимать как притчу, а у каждой притчи несколько смыслов, то Александр Ужанков обозначил другое ее значение:
«Старик — это человеческая душа, которой ничего не нужно, кроме одного — покоя, для спасения, а старуха — это человеческая плоть, которой всегда что-то нужно. И чем больше душа позволяет плоти требовать, тем душе сложнее укротить плоть».
Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 9 марта в Актовом зале Сретенской семинарии. Она также будет посвящена творчеству Александра Пушкина, но уже по другому произведению — повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С. Пушкина и вершина его творчества.
Лекция (продолжительность: 1:40:13)
Литературная игра викторина с ответами, 2 класс. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Игра I
Простые вопросы:
1) Назови сказку:
«Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит». («Сказка о рыбаке и рыбке».)
2) Жил старик со своею старухой у какого моря: синего моря, Чёрного моря или Красного моря? (Синего моря.)
3) Как старик понимал рыбку? (Она голосом молвила человечьим.)
4) Что было на руках старухи — столбовой дворянки? («На руках золотые перстни».)
5) Старуха захотела стать владычицей морского, а где она собралась жить? (В океяне-море.)
Сложные вопросы:
1) Что поймал старик во второй раз? (Траву морскую.)
2) Что посулила рыбка старику, когда он её поймал? (Откуп.)
3) Какая труба была в новой избе старухи? (Кирпичная, белёная.)
4) Чем заедала старуха-царица заморские вина? (Пряником печатным.)
5) Сколько желаний исполнила рыбка? (4.)
Очень сложные вопросы:
1) Чем ловил старик рыбу? (Неводом.)
2) С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка».)
3) Где стояла старуха — столбовая дворянка, когда воротился старик ко старухе? («На крыльце стоит его старуха».)
4) Какие желания старухи исполнила рыбка? (Дала корыто, избу, сделала старуху столбовой дворянкой, вольною царицей.)
5) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого почернело синее море? (Просил у рыбки, чтобы его старуха стала вольною царицей.)
Суперигра. Продолжи фразу:
«А народ над стариком насмеялся:
“Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука…”».
(«Не садися не в свои сани».)
Варианты ответов:
1. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
2. Не садися не в свои сани.
3. Не всё коту масленица.
4. Лень и труд всё перетрут.
Игра II
Простые вопросы:
1) «Старик ловил неводом рыбу, старуха…» («Пряла свою пряжу».)
2) На какой раз старик поймал рыбку? (На третий.)
3) К кому обращены эти слова:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука — Не садися не в свои сани!»? (К старику.)
4) Какого цвета были сапожки у старухи — столбовой дворянки? (На ногах красные сапожки.)
5) Какое желание не исполнила рыбка? (Не сделала старуху владычицей морскою.)
Сложные вопросы:
1) Назовите первоначальное место жительство старика и старухи в сказке. (Землянка.)
2) Что случилось с корытом старухи, зачем ей понадобилось новое? (Старое корыто раскололось.)
3) Как называла в гневе старуха старика? (Дурачина, простофиля.)
4) Старуха не хотела быть чёрной крестьянкой, а хотела быть… (Столбовою дворянкой.)
5) Что ответила золотая рыбка на последнюю просьбу старика? (Ничего не сказала рыбка.)
Очень сложные вопросы:
1) Сколько времени старик со старухой прожили в землянке? (33 года — 30 лет и 3 года.)
2) Продолжи фразу:
«За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она …» («…пряником печатным».)
3) Какого ядовитого растения объелась старуха, по мнению старика? (Белены.)
4) Сколько прошло времени с момента, как старуха стала столбовою дворянкой и новым желанием стать царицей? (Две недели: «…вот неделя, другая проходит».)
5) Как старик называл золотую рыбку? («Государыня рыбка».)
Суперигра. Из чего была сшита душегрейка старухи, ставшей
Варианты ответов:
1. Горностая. 3. Соболя.
2. Белки. 4. Чернобурки.
Игра III
Простые вопросы:
1) Назови злого, сварливого героя сказки. (Старуха.)
2) Какую рыбку поймал старик? Не простую, а…? (Золотую.)
3) Назовите первое желание старухи. (Новое корыто.)
4) Что держала стража на своих плечах, охраняя старуху-цари- цу? (Топорики.)
5) За что таскала старуха своих слуг, когда стала столбовою дворянкой? (За чупрун.)
Сложные вопросы:
6) Старуха прикрикнула на старика. И куда послала его служить? (На конюшню.)
7) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого море слегка разыгралось? (Новое корыто.)
3) «Не хочет она корыто, а хочет…», («..новую избу».)
4) Из какого дерева были тесовые ворота перед новой избой? (Из дуба. «Дубовые ворота».)
5) Какое желание не выполнила золотая рыбка? (Чтобы старуха стала владычицей морскою.)
Очень сложные вопросы:
1) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жили-были старик со старухой…».)
2) Что поймал старик в первый раз? (Тину.)
3) Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал? («Отпусти ты, старче, меня в море».)
4) Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так: «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка…». А что такое кичка? (В старину — головной убор замужних женщин, шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)
5) Какое украшение было на царице-старухе? (Жемчуг. «…Жемчуга огрузили шею».)
Суперигра. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря? (Шесть раз.)
Варианты ответов:
1. 3 раза. 3. 5 раз.
2. 4 раза. 4. 6 раз.
Что делает старика особенным в сказке о рыбаке и рыбке?
Старик в сказке о рыбаке и рыбке – это удивительный персонаж, который вызывает разные чувства у читателя. Дело в том, что старик является самым желаемым и благополучным персонажем сказки. Он обладает необычной способностью влиять на мир вокруг себя с помощью своих желаний. |
Старик, несмотря на свою простоту и незавидное положение, всегда остается добрым и отзывчивым человеком. Он никогда не использует полученные от рыбки силы для зла или эгоистических целей. Вместо этого он всегда стремится помочь другим людям и делать добрые дела.
Главное, что делает старика особенным, это его желание ценить добро, веру в справедливость и готовность помочь другим. Он относится к природе с уважением и заботой, а это позволяет ему взаимодействовать с рыбой и заниматься добрыми делами.
Огромным плюсом старика является его способность быть счастливым и довольным тем, что у него есть. Он никогда не жалуется на свою судьбу и не сравнивает себя с другими. Это качество делает его привлекательным и вдохновляющим, поскольку он показывает, что счастье и доброта не зависят от материальных благ и социального статуса.
В целом, старик в сказке о рыбаке и рыбке — это символ добра и справедливости. Он учит нас быть добрыми, отказываться от жадности и стремиться к гармонии с природой. Старик — это пример того, как быть счастливым и удовлетворенным независимо от внешних обстоятельств. Он позволяет нам поверить в чудеса и в то, что добрые дела не останутся безнаказанными.
Несколько интересных тем
-
Цветы, фрукты, птица Толстого
Цветы, фрукты, птица — знаменитая картина русского художника Федора Петровича Толстого. Основным направлением творчества живописца был натюрморт. В своих работах Толстой
-
Швабрин в романе Капитанская дочка
Роман «Капитанская дочка» создан А.С.Пушкиным после написания «Истории пугачёвского бунта». В основе обоих произведений лежат события восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачёва.
-
Лель. Весна
Знаменитый художник Михаил Васильевич Нестеров написал отличную картину «Лель. Весна», отражающая великолепную природу. Автор отмечает, что природные просторы ожили после длительной зимней спячки
-
Образ Петербурга в поэме Медный всадник
Произведение А.С.Пушкина Медный всадник написано в жанре поэмы. Главным действующим лицом выступает сам город Санкт-Петербург. Этот город на Неве, поэт описывает двояко:
-
Весна большая вода
Исаак Левитан умел подмечать и раскрывать великолепие русской природы в самых неожиданных ракурсах. На полотне изображен паводок ранней весной. Значительную часть картины занимает чистая
Традиционное понимание сказки
Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.
В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.
Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.
Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.
И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.
Старуха
Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.
Если в древнем трактате ее образ — это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина — злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.
У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме: Урок-викторина «Сказки А.С.Пушкина» 3 класс
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина…
Презентация «Сравнительный анализ сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» и сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» .
В презентации даётся сравнительный анализ сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Выполнила ученица 5б класса Фатнёва Дарья….
Автоматизация и дифференциация звуков р и р*на основе сюжета сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д…
Литературный бой, посвященный сказкам А.С.Пушкина «Сказка-ложь, да в ней намек…»
СЦЕНАРИЙЛитературный бой «Сказка ложь, да в ней намек…» по сказкам А.С.Пушкина. Оформлена книжная выставка «Что за прелесть эти сказки», выставка иллюстраций п…
Литературная инсценировка по сказке А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Литературная инсценировка по сказке А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»…
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк…
Образовательное событие » Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина » Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и сказки братьев Гримм » Белоснежка и семь гномов»
Сценарий образовательного события. Задания по группам….
Мне нравится
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ сказки О рыбаке и рыбке
«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина — это всем известная история о нескончаемости человеческих желаний. Сколько бы человек не зарабатывал, сколько бы всего не мог себе позволить, чего бы не достиг — ему всегда будет мало, всегда будет чего-то не хватать. Такова природа людей.
Каждый день главный персонаж сказки – дед, проводит как предыдущий. Он занимается привычным незатейливым делом — рыбалкой. Ловля рыбы не приносит ему ничего кроме пропитания. Так и живёт старичок изо дня в день. Как вдруг ловит в сети саму «удачу» — золотую рыбку, готовую исполнить его желание за подаренную свободу. Старик никогда и не думал о том, что в его жизни может быть что-то большее, чем потрепавшаяся одежда и землянка. Не имея представления, что делать с этим чудом, дед идёт к своей старухе с тем, что «не посмел взять выкуп» с рыбки. На что бабка просит: «хоть бы взял ты с неё корыто», сначала не веря счастью старика. Когда баба видит, что чудо на самом деле свершилось, она начинает просить сначала дом, а затем новый статус и двор.
Насытившись дворянским титулом, хочет бабка попробовать себя в роли царицы. В прошлой жизни она ничего не видела кроме «разбитого корыта». А тут подвернулась возможность попробовать всё лучшее сразу. В отличие от деда, старуха без опаски загадывает желания. Но каждое исполнение не приносит ей удовлетворения: оказывается, что она не знает как, и не хочет дальше следовать обязанностям своих ролей. Видимость беззаботности жизни морской царицы кажется ей самой интересной и привлекательной.
А народ смеётся над безропотностью мужа и нелепостью положения его жены: «не садися не в свои сани».
Но бесконечно надеяться на удачу нельзя. А тем более, не возможно подчинить её себе. Своей грустной развязкой именно это показывает нам сказка.
Образ же простодушного старичка напоминает читателям, что одного только труда не достаточно для тёплой и сытой жизни.
Популярные сочинения
Образ старухи Изергиль является центральным образом одноимённого романтического произведения Горького. С его помощью автор сумел объединить три совершенно разные части рассказа и ярко выразить основную его мысль.
Сказка о рыбаке и рыбке написана великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным и очень поучительна. Она рассказывает о том, что старику, за его трудолюбие повезло — он словил золотую рыбку. И рыбка решила помочь старику, выполнив его желание. Но старик не смог остановить желания своей жены, и потерял все то, что рыбка дала ему и старухе. Сказка учит тому, что нельзя требовать от жизни многого, надо довольствоваться тем, что тебе охотно дают. А если чересчур много захочешь, то можешь потерять все, как говорят, «остаться у разбитого корыта». Сказка о Золотой рыбке мне очень понравилась тем, что она не только волшебная, но и мудрая, и поучительная. Золотая рыбка была благодарна старику за спасение и поэтому на добро отплатила ему добром и выполняла все желания, которые слабовольный старик по велению своей властной старухи просил у Золотой рыбки.
Старуха была настолько жадная и алчная, что с каждым выполненным её желанием аппетит у неё только разгорался и, в конце концов, она захотела быть главнее самой Золотой рыбки, чтобы она была служанкой у старухи. Золотая рыбка была доброй и благодарной, но быть в рабстве у какой-то старухи совсем не захотела. Поэтому эта сказка всем нам преподала урок — всегда нужно иметь меру в своих желаниях, быть скромным и не гордиться.
Пушкин известен нам как создатель не только стихотворений, поэм или романов, но и как сказочник. К числу самых известных его произведений для детей относятся:
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- «Сказка о золотом петушке».
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- «Сказка о Попе и работнике его Балде».
- «Медведиха».
- «Сказка о Царе Салтане».
Рассмотрим подробнее «Сказку о рыбаке и рыбке»
Старуха
Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.
Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.
У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Садко Репина
Илья Репин прославлен как известный живописный художник. Его произведение Садко было написано в 1876 году. Сейчас эта композиция имеет большую популярность в галереях. Самую большую известность картина получила на родине самого художника.
- Вид из моего окна зимой — сочинение
Вообще, мне повезло с видом из окна в том смысле, что там есть почти всё! А зимой особенно интересно смотреть в окно, так как у меня очень хорошие подоконники – удобно сидеть и смотреть на улицу, ведь холод я не особенно люблю
- Анализ пьесы «Моцарт и Сальери» Пушкин
Произведение создается в период так называемой болдинской осени, являющейся самым ярким творческим временем поэта. Трагедия является составной частью цикла, называемого маленькими трагедиями.
- https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/moya-lyubimaya-skazka-5-klass
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/moya-lyubimaya-narodnaya-skazka-5-klass
- https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-moya-lyubimaya-skazka/
- http://znaiki8.blogspot.com/2016/12/blog-post_48.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/pushkin/moya-lyubimaya-skazka-pushkina-sochinenie-po-skazke-o-rybake-i-rybke
Сказка о золотом петушке
Сказка о золотом петушке — одна из самых необычных, потому что в ней главным героем является отрицательный персонаж. Это царь Дадон, который так привык к своей власти, что считает возможным делать всё, чего бы ему ни захотелось. Когда он был молод, он варварски нападал на соседские владения, но стал старым и ему было всё сложнее защищаться от ответных наступлений.
Ситуация справедливая, ведь он мог заключить мир ранее и спокойно доживать свой век, но в сложившейся ситуации нужно что-то делать, и Дадон придумал обратиться за помощью к звездочёту. Царь и мудрец пришли к соглашению, согласно которому первый получает золотого петушка, охраняющего государство, но обязуется выполнить любое желание старца.
Сначала всё было хорошо, но потом звездочёт потребовал расплаты в лице шамаханской царицы, а Дадон, не собиравшийся придерживаться клятвы, просто убил благодетеля. Однако недостойный и несправедливый поступок был тут же наказан. Волшебный петушок клюнул царя в голову, отчего он сразу умер.
Таким образом, петушок выступил в качестве высшей силы, творящей справедливость, а читатель понял, что любое обещание нужно выполнять, иначе последует наказание.
Ведическая мудрость
В трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней — это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?
Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека — быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.
Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело — старуха.
Композиция и язык
У произведения Александра Сергеевича сложный и загадочный текст. Изначально свои сказки писатель предназначал взрослым. У шедевра о волшебнице-рыбке мифологические истоки, близкие к фольклору. Критики считают, что Пушкин тайно намекал в этой книге об угнетении простого народа. Писатель видел, как на Россию надвигается безжалостный капитализм.
Произведение можно отнести к жанру истории-притчи в стихах. Через неё проходит мощный поток лиризма и насыщает сюжет болью, скорбью, иронией, гневом. Лирическое повествование ведётся от лица автора. Поэт использует разговорную сказовую речь.
Из изобразительно-выразительных средств Пушкин использует градацию, повторяющиеся конструкции, олицетворения. Сюжет начинается подобно фольклорному произведению. Отдельным действующим лицом выступает море. Оно откликается на все сказочные события и меняет цвет. Море с его повелительницей вершат суд над человеческой гордыней.
Сочинение 2
В произведении речь идет о пожилой паре и волшебной рыбке. Старики жили бедно, дед был рыбаком. В один прекрасный день в его сети попала рыба, которая разговаривала на человеческом языке. Она взмолилась к старику с просьбой выпустить ее в морские просторы, а взамен дала обещание вознаградить его. Старик был добр, поэтому выпустил рыбу безвозмездно.
По возвращении домой дед поведал супруге историю о волшебной рыбке, и о том, как он проявил к ней доброту. Жена начала браниться и выгнала мужика назад к морю. Первым желанием ее было новое корыто, так как старое стало совсем ветхим. И потом не успокоилась старуха. Она загадывала все новые и новые желания, и с каждым разом они становились все весомее и весомее. Старуху поглотила жадность и желание власти. Последней каплей терпения рыбки стало желание старухи иметь в услужении саму рыбку. Владычица морская пришла в ярость от такой наглости и лишила их всех даров, которых ранее удостоила. А старик со старухой остались жить в своей ветхой избушке, а около нее все так же стояло разбитое корыто.
Основная мысль сказки заключается в том, что нужно ценить и быть благодарными за то, что у тебя есть. Нельзя давать место в своем сердце жадности и ненасытности. Такие люди никогда не бывают счастливыми, так как для счастья им всегда чего-то не хватает. У желаемого всегда должны быть границы, чтобы это не переросло в наглость и напыщенность. Роль добра в этой сказке исполняет рыбка, которая от чистого сердца хотела оказать помощь пожилой одинокой паре. Когда старуха получала очередное желаемое, ее аппетиты возрастали, и доросли до масштабов немыслимой наглости. Власть сделала ее жестоким и ненасытным человеком, за что и была наказана старуха. Если бы она смогла вовремя обуздать свои желания, то ее жизнь была бы на высшем уровне.
Недаром, народная мудрость гласит: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Всегда нужно довольствоваться тем, что есть, а не любой ценой добиваться того, чего у тебя нет. Так можно остаться вообще ни с чем.
Мой Пушкин сочинение
С Пушкиным мы все знакомимся ещё в раннем детстве. И это знакомство продолжается всю сознательную жизнь. Пушкин — мой любимый поэт. У него лёгкий слог и стихи легко запоминаются. У моей мамы была большая книга произведений Пушкина. Это был подарок, и она им очень дорожила. Оттуда она мне по вечерам читала стихи.
Первыми произведениями, с которыми я познакомилась, были « Сказка о попе и его работнике Балде» и «Сказка о золотом петушке». Потом был «Конёк-горбунок». « Сказку о царе Салтане» я местами знаю наизусть. А когда её экранизировали и показали по телевидению, я хотела быль похожей на царевну-лебедь.
Мой Пушкин был знаком с декабристами и только по чистой случайности не вышел с ними на Сенатскую площадь тем морозным утром 14 декабря 1825 года. Он потом писал им в далёкую заснеженную Сибирь «…во глубине сибирских руд …не пропадёт ваш скорбный труд и дум великое стремление…взойдёт она, звезда пленительного счастья…». Мой Пушкин любил русскую природу, и мог одной меткой фразой «…в багрец и золото одетые леса…» так её описать, что точнее метафоры подобрать не возможно. Он не любил лето с его жарой, комарами и мухами. Осень была его любимое время года. Вот поэтому он так красиво и описывает осеннюю природу.
Мой Пушкин любил прекрасных русских женщин, посвящал им свои стихотворения. « Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолётное ведение, как гений чистой красоты…»Хотела бы я получить такой комплимент от представителя мужского пола. Он очень любил и трепетно относился к своей няне — Арине Родионовне. Называл её ласково «…подруга дней моих суровых, старушка дряхлая моя…» Он был настоящий мужчина — вступился за честь красавицы — жены. Не побоялся драться на дуэли с отпетым дуэлянтом Дантесом. Вот как раз и сказочная поэма «Руслан и Людмила» о том, каким должен быть настоящий мужчина. А морское побережье с вековым дубом, цепью и очень учёным котом, рассказывающим сказки и поющим песни, так и наводит на мысль, что мужчина, как кот. Посадишь на «короткий поводок» — он таких сказок насочиняет, только успевай записывать. И что летал по воздуху за три моря, и что девицу от карлика спас. Лишь бы только отпустила его на свободу. Как говорится, сказка может и не правда, но надо уметь читать между строк.
Больше всего мне нравится его роман в стихах «Евгений Онегин». И тут всё про мужчин и женщин. Мораль такова — любите друг друга, не проходите мимо своей судьбы, а то потом будет поздно
Важно быть сильным духом
Сказка о мертвой царевне
В мелодичных строках, написанных А.С. Пушкиным, всегда торжествуют добрые силы над силами зла. Моя любимая его сказка — Сказка о мертвой царевне.
На переднем плане выделены жестокие и коварные поступки властной царицы. Она не видит ничего вокруг, кроме себя. Постоянно любуется в зеркало и расхваливает свою природную красоту. Своей соперницей она считает падчерицу. Завидуя её молодым, нежным чертам, кротости характера, решается уничтожить и погубить бедную девушку. Жестокость и надменность — главные черты характера героини. Ей не жалко убить человека. Лишь бы никто не был лучше и красивее Царицы (во всём государстве). Все разговоры она ведёт только с волшебным зеркальцем. В конце и зеркало она разбивает. Этот предмет хранит все её тайны и желания. Зеркало умеет говорить и развлекает Царицу своими беседами.
Кроткая, нежная и милая царевна добивается того, что служанка не убивает девушку. Проживая в лесу, она хозяйничает в доме богатырей и ждёт возлюбленного королевича. Умирает от руки переодетой коварной, злобной Царицы. Но, силы добра побеждают. Смерть отступает там, где правит любовь. Молодому юноше помогают все природные стихии (ветер, солнце, месяц) и он находит любимый образ в гробу. Силы зла рушатся и наступает радостное событие — свадьба. Злая царица не выдерживает переживаний, что не получилось её коварство и умирает от тоски. И любовь побеждает. Заканчивается всё торжеством.
Во всех сказках торжествует добро. Надо помнить о том что, если сильно любишь, то обязательно преодолеешь любые трудности. Надо идти вперёд и не бояться. Трудности закаляют характер. Чем труднее было достичь желаемое, тем приятней и ощутимей результат.
Если в душе живёт любовь, то можешь преодолеть любые преграды. Главное верить и идти вперёд. Тогда победа будет за человеком с уверенным твёрдым, мужественным характером. Победит тот — кто не испугался и ни сдался на середине пути. Фортуна и успех любят настойчивых, с сильным характером людей.
Вариант 3
Сказка о рыбаке и рыбке
Жил-был старик-рыбак. Он каждый день выходил на реку, чтобы поймать рыбку. Здорово ему было, если бы хоть раз поймал рыбку побольше. А вот была у него жена, рыбака тоже нередко беспокоила. И так однажды, когда он сидел на берегу и ждал, что же выловится на его удочку, вдруг заговорила его удочка. Оказалось, что в воде жила сама рыбка. Рыбка была волшебной и исполняла желания. Рыбак попросил рыбку огромного дома, а рыбка исполнила его желание. Они переехали в большой дом, но рыбаку все равно не хватало. Он опять попросил рыбку. Рыбак попросил быть царем, а рыбка сделала его царем. Но и это ему было мало. Рыбак опять попросил рыбку, но на этот раз просил вернуть его простую жизнь. Рыбка исполнила его желание и они снова стали жить так, как прежде.
Таким образом, сказка о рыбаке и рыбке учит нас, что важно быть довольными тем, что у нас есть, и не всегда стремиться к большему. Мне нравится3.5 k.Не нравится2.2 k.
Мне нравится3.5 k.Не нравится2.2 k.